«Всё село вышло навстречу Ахтырской иконе Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили её в церковь, несколько дней кряду было молебствие, и при этом много было исцелений. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец», – читаем мы в летописи. Время разбрасывать и время собирать Трагедия православной России в ХХ веке – сколько не думай, не поймешь ее до конца. Десятилетиями молились алексеевцы в Воскресенском храме у чудотворной иконы. Но пришло богоборческой время, и закрыли, а затем и разрушили они главное украшение своего села. Исчезла и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери. Храм в честь Воскресения Христова п.г.т. Алексеевское Колодец же исправно служил людям до 1970-х годов, в то время как часовня была разрушена еще перед Великой Отечественной войной. Затем и колодец зарос кустарником и крапивой, некогда святое для жителей края место превратили в свалку. – Но приходит время собирать камни. Пришло оно, слава Богу, и в наш поселок. Мы стали возрождать наш храм, – вспоминает Любовь Ивановна Абрамова. – Начали совершать службы, стали молиться. И к нам вернулась наша святыня. Ахтырская икона хранилась в одной семье в Чистополе, несколько лет назад ее вернули в наш храм. В 1997-м году обнаружили и местонахождение колодца, произошло это в июле, в канун празднования чудотворному образу. Стали возрождать часовню, были облагорожены колодец и прилегающая территория, а через два года вычищено озеро и устроен фонтан. Любовь Ивановна Абрамова рассказывает о чудотворной иконе Радостно видеть возрождение внешнее, но еще отраднее – внутреннее. В Алексеевском трудами настоятеля храма протоиерея Павла Чурашова и его многочисленных помощников вот уже почти 30 лет растет и развивается православный приход. А вместе с тем – и традиция праздновать день Ахтырской иконы Божией Матери с особым торжеством и любовью. – Каждый год мы будто вновь переживаем ту историю. Ахтырский образ 14 июля переносят туда, где произошло исцеление. Не этот, чудотворный, а список в окладе, – поясняет Любовь Ивановна.

http://pravoslavie.ru/154815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ Священноисп. Георгий Коссов. Икона. Нач. XX в. Мастер диак. Александр Невров (собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле) Священноисп. Георгий Коссов. Икона. Нач. XX в. Мастер диак. Александр Невров (собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле) Коссов (4.04.1855, с. Андросово Дмитровского у. Орловской губ.- 8.09.1928, с. Спас-Чекряк Центральночернозёмной обл.), священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС неск. лет преподавал в одной из земских школ Дмитровского у. В 1884 г. рукоположен во священника и назначен на беднейший в Орловской епархии приход в с. Спас-Чекряк Болховского у. Попросил благословения у прп. Амвросия Оптинского на перемену места служения, старец же благословил на месте ветхого деревянного храма XVII в. построить каменный. Чтобы добыть для этого средства, Г. открыл кирпичный завод, организовал образцовое пчеловодческое хозяйство. На заработанные деньги построил в селе больницу, приют для сирот на 150 мест, дом для приезжих, слесарную мастерскую. В 1885 г. открыл 1-классную школу для мальчиков, спустя 2 года - первую в епархии 2-классную школу, где учились ок. 130 чел. Учащиеся получали профессии переплетчика, токаря, слесаря. При школе была б-ка (500 книг). В окрестных селах и деревнях Г. организовал 5 церковноприходских школ, интернат. В устроенных им школах был попечителем и законоучителем. Построив ц. в честь Преображения Господня в Спас-Чекряке (1896-1905), Г. служил в новом храме. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин, Н. Д. Жевахов и др. За годы служения у него побывали тысячи людей. После Октябрьской революции 1917 г. хозяйство священника преобразовали в сельхозартель, приют для сирот и школы закрыли. Осенью 1918 г. Г. арестовали и, продержав в уездной тюрьме неск. дней, выпустили за неимением улик, в 1920 г. вновь арестовали по обвинению в укрывательстве церковных ценностей, отправили в орловскую тюрьму, но вскоре отпустили. Г. продолжал служить в храме, помогал прихожанам преодолевать материальные трудности и духовные беды. Г. погребен у алтаря построенной им церкви. На его похороны 29 авг. приехало более 40 епископов и священников.

http://pravenc.ru/text/164219.html

К статье об игумене Марке. Весною 1868 года игумен Марк был тяжко болен воспалением легких. В ночь на 26 мая, когда болезнь достигла высшего напряжения, он увидел в тонком сне, что в келью его входит св. Вмч. Георгий и Свят. Николай. Они подняли его и как бы на струе воздушной перенесли к Козельску и поставили в долине на холме близ города. Вдали особенно виднелись Никольская, Георгиевская и Вознесенская колокольня этой последней. Святые обратили внимание большое на эту колокольню, около которой он увидел стоящую на воздухе небольшую икону Божией Матери. — Видишь ли ты эту св. икону? — спросил св. Георгий и прибавил: — Это Ахтырская икона Божией Матери. Хочешь быть здоров, отслужи перед нею молебен Богоматери. В это мгновение икона эта стала выделяться как бы на половину здания все яснее; испуская лучи утренней зари, она осветила всю северную часть города. Пригнувшись в священном трепете, о. Марк почувствовал облегчение. Был отслужен молебен перед Ахтырской иконой Божией Матери, что в Оптинском Казанском храме. Больной стал быстро поправляться, стал даже бывать на свежем воздухе. Но вдруг болезнь с новой силой возобновилась. Были сочтены часы жизни больного. Тут он вспомнил, что не позаботился отыскать указанную ему икону. Сейчас же принялись за розыски. Двое мещан отправились отыскивать ее по храмам Козельска. Во всех трех, виденных во сне, и на колокольне искали вместе со священником и сторожем и не нашли. Когда уже сходили с колокольни, священник, точно движимый к тому незримой силой, сунул руку под балку, при самом входе с лестницы чердака на колокольню, и вынул оттуда икону — то и была Ахтырская икона Божией Матери. На другой день перед нею в церкви был отслужен молебен, а на следующий ее принесли к больному. Он признал в ней виденную во сне и вслед быстро поправился. Сбоку под этой статьей мои отметки: «Это и есть тот самый господин, который описан у меня в заметках под 4 марта 1909 г. и помянут в сегодняшней беседе с Николаем». Ниже еще отметка: «1914 год. На петербургских улицах — главным образом на Невском — Смольянинов стал появляться уже в образе некоего «пророка», босой, с непокрытой головой, продающий брошюры своего изготовления о пришествии Христа и наступлении в 1932-1933 году Царства Божия на земле в жидовско-мессианском духе. Говорят, имеет успех».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Крестный ход с Ахтырской иконой Божией Матери по Каме В 1768-м году на пожертвования Императрицы на месте явления иконы вместо простой сельской церкви был построен величественный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903-м году. Затем образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. В 1950-м году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В июле 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев передал чудотворный образ Божией Матери, незадолго до этого приобретенный на аукционе, в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга. – Ахтырский образ напоминает нам о том, что Матерь Божия претерпела те же муки, что и Спаситель, – пояснил во время богослужения в обители отец Димитрий Ерин. – По слову старца Симеона, Ее душа была пронзена тем же орудием, что и плоть Спасителя. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием. Муки, которые Она претерпела, наделили Ее даром ходатайствовать за наши души и спасать их. Образ, чудом спасенный от поругания Вот с одним из случаев такого ходатайства и связана история чудотворного образа в селе Алексеевском Казанской губернии. До разорения храма в местном ряду центрального иконостаса, рядом с царскими вратами, находилась Ахтырская икона Божией Матери, богато украшенная серебряной ризой и золотом. Сельчане не знали даты написания образа, но зато широко была известна чудесная история, произошедшая в 1816-м году. Степан Григорьевич Богомолов, один из старожилов села, рассказал об этом так: «Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода». Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери Обретение иконы в доме старообрядцев. Клеймо чудотворного образа

http://pravoslavie.ru/154815.html

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери К 300-летию Полтавской битвы Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона. Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил. Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

http://pravoslavie.ru/31123.html

Сумы встретили чудотворную Курскую Коренную икону Пресвятой Богородицы " Знамение " Сумы, 24 мая 2010 г. Курско-Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» прибыла в Сумы 22 мая в сопровождении епископа Штутгартского Агапита, викария Берлинской епархии РПЦЗ, епископа Васильковского Пантелеимона, викария Киевской Митрополии УПЦ, а также духовенства из Германии и США, сообшает " Православие в Украине " со ссылкой на сайт Сумской епархии . На центральной площади Независимости святыню встречал епископ Сумский и Ахтырский Евлогий в сопровождении духовенства г. Сумы, а также глава Сумской областной государственной администрации Ю.П. Чмырь, Сумский городской голова Г.М. Минаев, другие руководители области и города. Десятки тысяч верующих пришли встретить и поклониться древнерусской святыне. К чтимому образу был приложен список Курской Коренной иконы, который был написан сумскими иконописцами специально к историческому посещению оргигиналом нашего кафедрального города. После встречи чудотворная икона крестным ходом была перенесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где началось всенощное бдение, которое возглавил прибывший в г. Сумы на торжества архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан в сослужении иерархов и духовенства. Для поклонения верующих был организован непрерывный доступ к святыне. После окончания всенощного бдения у иконы постоянно читаются акафисты, за которыми желающие могут вознести свои молитвы к Пресвятой Богородице. Пребывание чудотворного образа планируется до 25 мая, после чего икона отправится в г. Курск. В этот же день, 22 мая, в Сумах на месте встречи Курско-Коренной иконы Богородицы - центральной площади Независимости, был освящен поклонный крест на месте разрушенного Свято-Никольского храма. В день памяти Святителя Николая Чудотворца, когда жители и гости кафедрального города встречали великую святыню – чудотворный образ Курской Коренной иконы Божией Матери, епископ Сумский и Ахтырский Евлогий освятил поклонный крест на месте разрушенного в годы гонений на Церковь Свято-Никольского храма. Духовенство г. Сумы, которое молилось перед установленным поклонным крестом, а также многочисленные богомольцы-миряне явили единодушие в свидетельстве христианской памяти о разрушенном некогда храме и об увековечении знаменательного события сегодняшнего дня – встречи Курской Коренной иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/35376.html

Иконография А. и. восходит к образцам итало-греч. искусства. Пресв. Богородица изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католич. традицией), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIX в., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). В честь А. и. были освящены храм в с. Чернетове Брянской обл. (построен в 1805 на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский жен. мон-рь в с. Гусевка Волгоградской обл. (основан в 70-х гг. XIX в., местночтимый список с А. и. был спрятан в 20-х гг. XIX в.), храм в дер. Ахтырка Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (построен в 1825 архит. А. С. Кутеповым в бывш. имении князей Трубецких, возвращен РПЦ в 1991), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000). Лит.: История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится. СПб., 1903; Поселянин Е. Богоматерь. С. 410-414; Киселев А. , прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й., 1976. С. 135-138; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 15, 87; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesironen Russlands. Bonn, 1992. S. 25-26; Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область. М., 2001. С. 197-198. Л. А. Щенникова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского

http://pravenc.ru/text/77220.html

Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен " . Но на этом не закончилась история иконы — она не была уничтожена, как, к счастью, не закончилась история Церкви Русской и веры православной на Руси. И сегодня Каплуновская икона, свидетельница Полтавской победы, вручается министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу для постоянно размещения здесь, в этом величественном храме Воскресения Христова Вооруженных сил России. С праздником поздравляю всех!» Также в дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы — личную икону, которая находилась в келье Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/5650651.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Скорбящая " Описания иконы Икона Скорбящая - описание Источник: PRAVICON.COM Икона " Богоматерь Скорбящая " отражает образ скорбящей матери, когда она стоит у креста, или сидит, оплакивая мертвое тело Христа, лежащее у нее на коленях. На иконах " Скорбящая " Богоматерь всегда изображается одна, в отличие от других икон, изображащих эти сюжеты полностью: Распятие Господа Иисуса Христа (http://pravicon.com/icon-416), Плач При Кресте (http://pravicon.com/icon-254), Ахтырская (http://pravicon.com/icon-14), Не Рыдай Мене Мати или Оплакивание Христа (http://pravicon.com/icon-204). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Скорбящая Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери " Скорбящая " . В Свято-Троицком монастыре хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери " Скорбящая " . В 1998г. прихожанка одного из храмов Кировского района Крыма, пожертвовала в храм икону Божьей Матери - тусклое, тёмное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время праздничной службы, через распахнутые Ца[...] Файл 12512.jpg:   Размер: 398x299, 0.12 MPix, 31 Kb. Дата: 2011-05-09, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (420) , (44) . Описание: Икона Скорбная, чудесным образом обновившаяся. Под ризой иконы не было видно ничего до 2008г. Чудо Свято-Богоявленского Кременецкого женского монастыря. Файл 12652.jpg:   Размер: 400x533, 0.21 MPix, 110 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (415) , (66) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая». (Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота). Иконописная мастерская Екатерины Ильинской Файл 15134.jpg:   Размер: 700x985, 0.69 MPix, 445 Kb. Дата: 2011-12-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (311) , (19) .

http://pravicon.com/icon-296

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010