Это возмутило церковного старосту и лучших прихожан, которые решили отвезти икону Николая Чудотворца для исправления в слободу Мастеру Владимирской губернии, в иконописное заведение, которое известно прихожанам. Повез икону председатель попечительства, взяв с собой помощника церковного старосты, отдал ее на исправление более известному мастеру за 50 руб., при себе же велел ее очистить и начать работу. Затем председатель наш сам уехал в Нижний, а помощника старосты оставил при заведении для наблюдения за целостью и исправлением иконы. Помощник старосты дождался, когда совсем приготовили икону и привез ее домой. Об этой нашей иконе главный мастер, он же и хозяин заведения отозвался так: «эта икона довольно высокого письма, но не до-никоновского времени, а позднейшего; ее следовало бы лет 50 тому назад поправить; исправление вышло бы гораздо лучше, нежели настоящее исправление». На задней стороне этой иконы поставлен год 1710, вероятно, это год ее написания. Есть еще здесь икона, особенно чтимая здешними прихожанами и даже почитаемая за чудотворную. Это небольшая икона (7 вершк. вышины и 5 – ширины) Ахтырской Божией Матери; вставлена она в иконостас главного придела, рядом с царскими дверями с левой стороны, т. е. она заменяет обычную местную икону Божией Матери. Эта икона уже давно в серебряной ризе под золотом. Когда она написана, неизвестно; но многим известно, как она была найдена и как поставлена в церкви. Особенно хорошо это было известно одному здешнему старику, теперь уже умершему, Степану Григорьевичу Богомолову. В декабре 1889 г., я нарочно посетил этого старца, уже близкого к смерти и попросил его рассказать мне об иконе Ахтырской Божией Матери. С трудом поднявшись на постели, Богомолов рассказал следующее: «когда мне было лет 17, я жил в Рыбной Слободе у одного мужичка в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет, –Алексеем. С этим Алексеем скоро я познакомился и сделались мы товарищами. Вдруг, товарищ мой, Алексей Бакиров захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги и он лежал без движения с полгода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Снессорева Июль 2.07. Ахтырская Ахтырская В городе Ахтырке с давних пор была приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1739 году там был священником Даниил Васильев, человек добродетельный и благочестивый. Однажды, при наступлении сенокоса, он косил траву на своём огороде; но не успел двух раз махнуть косою, как увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса и блистающей неизреченным светом. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись и сделав три земных поклона пред иконою Пресвятой Богородицы, он внёс её в дом свой и поставил на приличном месте. В продолжение трёх лет эта икона находилась в доме священника. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно было ночевать от какого-то непонятного страха. Через три года, в праздник Покрова, священник вошёл в ту комнату и так же неожиданно, как в первый раз, был поражён сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том. Однажды он увидел в тонком сне Божию Матерь, услышал повеление обретённую им икону очистить от пыли и, омыв чистою водою, накрыть её покрывалом. Священник воспрянул от сна и поспешил отереть пыль с иконы и омыть её чистою водою. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Он опять заснул и увидел во сне, что он идёт к реке и несёт сосуд воды, которою омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкой». Священник имел дочь, давно страдавшую лихорадкой; проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкой стали прибегать к Пресвятой Богородице и, как только пили воду от Её иконы, немедленно выздоравливали. В продолжение трёх лет икона оставалась у него в доме. Священник стал замечать на красках иконы язвинки и тогда, призвав к себе иконописца, поручил ему поправить икону. Иконописец, взяв икону, принёс её домой и поставил на приличном месте. Но, когда хотел чрез два дня приступить к работе, вдруг ночью он услышал голос от иконы: «Встань, время уже тебе отнести икону туда, где взял её, лучше ты поправить её не можешь». Иконописец в ужасе проснулся, с благоговением взял икону и на рассвете дня отнёс её к священнику, объявив ему о слышанном голосе. Видя чудесные явления от благодатной иконы, священник почёл лучшим внести её в свою приходскую церковь , и здесь-то сия икона особенно просияла силою чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В Омском музее им. Врубеля пройдет выставка икон Пресвятой Богородицы 4 апреля 2008 г. 13:23 В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля ведется подготовка к открытию масштабного выставочного проекта «Итальянская Мадонна Русская Богородица. История материнской любви». В начале апреля специалисты приступили к очень сложному и трудоемкому этапу работы реставрации икон, среди которых произведения, как русских иконописцев, так и западноевропейские гравюры. К выставке реставраторам надо подготовить свыше 40 произведений. Всего в экспозиции будет представлено более ста полотен. В фонде музея 200 икон. Многие из них омичи увидят впервые. Также сотрудничать с омским музеем согласился «Эрмитаж». Он готов предоставить 4 оригинальных полотна итальянских мастеров. По иконам можно будет проследить весь земной путь Девы Марии Ее рождество, события, связанные с земной жизнью Спасителя, Успение. Символом предстоящей выставки была избрана икона Божией Матери «Умиление». Православное предание возводит иконографию Серафимо-Дивеевского образа «Умиление» к иконе Богородицы «Корсунская Благовещение» (или Виленская «Остробрамская»), связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. Ряд исследователей видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западноевропейском искусстве во второй половине XVI века. Считается, что Пресвятая Богородица изображена на иконе со сложенными на груди в молении руками в соответствии с католической традицией. К этому же иконографическому типу относятся особо чтимые в Омской епархии старинная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы, которой благословил Ачаирский Крестовый монастырь Святейший Патриарх Алексий II, и Ахтырская-Ачаирская икона список с иконы Божией Матери, на которой рядом с Богородицей помещается изображение Спасителя, распятого на Голгофском кресте, с предстоящими омскими новомучениками. Ожидается, что выставка откроется в декабре. ГТРК «Омск» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/387989.htm...

Семь чудотворных икон Божией Матери привезут в Киев на Владимирскую горку 15 июля, 2015. Новостная служба Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. 15 июля. ПРАВМИР. На Владимирскую горку, 27 июля, в Киев привезут семь чудотворных икон Божией Матери с разных уголков Украины Жители Киева смогут помолиться перед иконами — «Зимненская», «Почаевская», «Ахтырская», «Касперовская», «Песчанская», «Святогорская» и «Призри на смирение», — сообщает центр информации УПЦ ссылаясь на главу административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу). Семь чудотворных икон Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. Как сообщил Центр информации УПЦ, семь чудотворных икон Божией Матери 27 июля в 14.00 будут принесены на Владимирскую горку, где состоится молебен в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира, после которого крестным ходом святыни перенесут в Лавру. В 17.00 начнется всенощное бдение. 28 июля в 09.00 в Киево-Печерской Лавре начнется праздничная Божественная литургия. Поклониться чудотворным иконам можно будет 27 и 28 июля. Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским патриархом — византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из «Повести временных лет» известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел», — рассказывает архимандрит Виктор. Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери, по словам священника, была преподнесена в дар дворянке Анне Гойской будущим Константинопольским патриархом Неофитом.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

Много горя натерпелись сироты и должно быть с усердием молились Богу. И вот, в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит ей: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в сегодняшнюю ночь. Поверила сыну мать и пошла в Алексеевское. Здесь, действительно, находит она крестьянина по прозванию Тишичкина и спрашивает, нет ли у них какой-нибудь иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы сносить ее в Слободу. Есть у нас одна такая икона; она у нас в сенях, пожалуй, – возьми ее, ответил хозяин Тишичкин. Нужно заметить, что Тишичкины были раскольники, а эта икона была православного письма, а потому она была у них в пренебрежении. Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконой Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла было с ней домой. Но вышедши со двора Тишичкина, Бакирова увидала, что икона загрязнена куриным пометом, а потому подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла в Слободу. Когда Бакирова дошла с иконой к своему Слободскому перевозу, многие из ее соседей и родственников вышли встретить эту икону. Перевезли чрез перевоз и понесли икону в дом к Бакировой. Как только вступили с иконой в ворота Бакировой, сын ее Алексей почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радости заплакали пред св. иконой сын и мать, заплакали и все присутствующие. Доложили об этом священнику, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а на утро внести икону в Слободскую церковь для общего молебствия. Услыхали об этом чуде Алексеевские жители и потребовали возвращения иконы Ахтырской Божией Матери в село Алексеевское, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные, с иконами, с духовенством и множеством народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отмечается несомненное сходство и в технике декорирования золоченых фонов: резной или лепной барочный растительный орнамент, заполняющий все свободное пространство вокруг фигур, рельефные прямоугольные картуши с теонимограммами и гладкие сплошные нимбы с плоской рельефной окантовкой. Иконы этой иконографии, близкие по технике декорирования, бытовали на географически локальной территории - землях Слобожанщины (современные Харьковская и Сумская области, Украина). Исторические списки П. и. «Прекрасная икона Песчанской Божией Матери, список чудотворной», перед к-рой теплилась неугасимая лампада, находился в главном зале дома свт. Иоасафа Белгородского ( Никодим (Кононов). 1915. С. 44). Еще одна икона находилась в соборном храме белгородского Троицкого мон-ря за правым клиросом в особом киоте с неугасимой лампадой перед ним. Образ был принесен паломниками во время крестного хода 1913 г. Этот же список упоминался в лит-ре в связи с посещением обители и поклонением мощам свт. Иоасафа Белгородского 5 дек. 1914 г. имп. Александры Феодоровны и вел. княжон Ольги и Татианы, к-рые молились перед ним. Ист.: А. А. Н. Сказания о Песчанской чудотв. иконе Богоматери, находящейся в Вознесенском храме, слободы Песок, близ г. Изюма. Х., 1881. Изюм, 18932, 18994, 1901; Яковлев А., свящ. Песчанская чудотв. икона Божией Матери: (находится в Вознесенском храме, слободы Песок, Харьковской епархии, Изюмского у., в 2-х верстах от г. Изюма): История ее 150-летнего прославления с описанием благодатных исцелений, совершившихся перед этой иконой. Изюм, 1911; Известия и заметки//ВиР. 1884. 10. Листок для Харьковской епархии. С. 321; Маршрут паломничества с чудотв. образом Песчанской Божией Матери//Известия и заметки по Харьковской епархии. 1913. 9. С. 393-396; Жевахов Н. Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Свят. Синода. Мюнхен, 1923. Т. 1; Нови Сад, 1928. Т. 2; М., 19932. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 225-226; Поселянин Е. Богоматерь. С. 443-444; Никодим (Кононов), еп. Свт. и Чудотворец Иоасаф Белоградский: (его жизнь и прославление). Курск, 1915. С. 14-15, 42-44, 51; Твердохлебов Л., прот. Поездка Высокопреосв. Антония, архиеп. Харьковского и Ахтырского, в г. Изюм, Волчанск и Ряснянский мон-рь//ВиР. 1915. 10. С. 632-634; Ykpaïhcьkiй ikohonuc XII-XIX ст. з koлekцiï НХМУ. Хмельницкий, 2004. С. 182. Кат. 127; Правосл. икона России, Украины, Беларуси. М., 2008. С. 146-147; Таранушенко С. А. Иконография укр. иконостасов. Х., 2011; он же. Ikohocmacu Cлoбiдcьkoï Украïни. Х., 2011; Феофан (Замесов), игум. Песчанская икона Божией Матери//Моск. ЕВ. 2014. 9/10. С. 148-150.

http://pravenc.ru/text/2580078.html

Каменный Ахтырский храм законченный в 1825 г. принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира . Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора , увенчанный купольной ротондой , выполнен в строгих формах дорического ордера . Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни , соединенной с храмом крытым переходом. В результате реставрации в конце XX века внутреннее убранство храма было восстановлено под стать внешнему. Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами. Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр , лепнины и живописи в технике " гризайль " имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х гг., заменен новым, в два яруса икон современного письма. Этот иконостас - дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии . Образцом деисисного чина послужил деисисный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря , заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет оригинальную иконографию, по достоинству оценённую специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав нескольких альбомов икон и даже на их обложки. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь в усадьбе Трубецких вблизи Хотьково и с сайта: http://Сергиев-Посад.рф/Церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Комментарии и обсуждение Церковь во имя иконы Божией Матери " Ахтырская " в усадьбе " Ахтырка " является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 176).

http://sobory.ru/article/?object=00085

3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей. Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона. 1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно. 2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Поэтому сегодня мои слова благодарности и к Верховному главнокомандующему, и к министру обороны, и ко всем Вооруженным силам, к строителям, архитекторам, художникам — всем, кто возвел этот величественный храм-памятник в честь великих свершений нашего народа. Но храм не может быть только памятником — он является свидетельством веры тех, кто его строил, и в нем содержится надежда на то, что будущие поколения подхватят духовную эстафету поколений предыдущих, сохранят Отечество от врагов внешних и внутренних, сохранят веру православную как духовную основу жизни народа. Я хотел бы в этот день преподнести для сего святого храма замечательную икону, а поскольку эта икона совершенно особенная, хотел бы зачитать исторический текст: «Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен».

http://pravoslavie.ru/131856.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Новокайдская (Самарская) " Описания иконы Икона Новокайдская (Самарская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона эта является изводом АХТЫРСКОЙ иконы Божией Матери. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой Новокайдакской иконе Божией Матери, принадлежащее перу Высокопреосвященнейшего Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского (1871 – 1885), содержится в Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1872 год, 18-20. (Екатеринослав ­–­­ дореволюционное наименование города Днепропетровска). Вопрос о происхождении иконы и её появлении в Новых Кайдаках остаётся открытым. До наших дней сохранилось только распространённое запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь, как особая святыня. Известно, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки. Один из кайдакских старожилов, ктитор (староста) Семён Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но ке[...] Описание иконы Пресвятой Богородицы Новокайдская (Самарская) Чудотворная икона Божией Матери Самарская Главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря города Новомосковска, а также всей днепропетровщины - икона Божией Матери Самарская. В 1736 году запорожские казаки привезли с Востока икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Как великое сокровище хранилась она в Сечевой церкви, а около 1770 года была перенесена в местечко Новые Кайдаки вблизи Екатеринослава и стала именоваться Новокайдакской. После строительства храма на реке Самара икона получила название Самарской. Летом 1804 года святыню перенесли в Екатеринослав, а в 1807 году по благословению архиепископа Платона - в Самарский монастырь, основанный в 1672 году. Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены древнего сугубо монашеского храма, куда доступа мирянам не было, были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре[...]

http://pravicon.com/icon-214

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010