На основании вашего письма высокопр. митрополит разрешил нам представить в Синод Воронова и Терновского на бакалаврские должности в вашу академию. Но это представление, вместе с вашим представлением о назначении на места наших воспитанников, будет сдедано нами не ранее половины августа. Поэтому, если бы встретились у вас какие-либо затруднения или перемены, вы еще успеете уведомить нас». 902 22-го ч. обер-прокурор Св. Синода А.П. Ахматов обратился ко мне с частным письмом следующего содержания: «Полученное мною от студента Московской дух. академии, Константина Кустодиева , письмо о назначении его псаломщиком к одной из православных церквей за границею (в Рим) имею честь препроводить к вашему высокопреподобию, покорнейше прося вас, милостивый государь, с возвращением сего письма, уведомить меня по содержании оного, и с тем вместе сообщить мне откровенные сведения о способностях Кустодиева, успехах его в науках и нравственности». В ответ на это писал я от 30 числа: «На письмо вашего превосходительства от 22-го текущего июня, коим изволите требовать от меня откровенного сведения о способностях, успехах в науках и нравственности окончившего ныне курс в нашей академии воспитанника К. Кустодиева , имею честь ответствовать, что воспитанник Кустодиев, при хороших способностях и достаточных успехах в науках (он значится в списках под 33 из числа 42 студентов), всегда отличался доброю нравственностью и постоянством характера. При сем честь имею возвратить вашему превосходительству письмо воспитанника Кустодиева». 903 23-го ч. писал мне из Москвы известный нумизмат Дм. Петр. Солнцов: «Прибавление к моей нумизматике, вышедшее из печати, считаю себе за приятный долг препроводить к вам, как любителю и ученому знатоку наших древностей. В нем помешены еще некоторые неизданные монеты, сравнение по типам наших старых денег с типами же других славянских племен, выписки из летописей, которые могут быть доводами, что у нас были и должны были быть деньги до XIV столетья, хотя немцы и уверяют нас в противном».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Простите: с истинным почитанием имею честь быть и проч. " … … Итак у нас новый обер-прокурор св. Синода, генерал Алексей Петрович Ахматов, бывший Харьковский губернатор. 16-го марта писал мне секретарь цензурного комитета, профессор академии И.С. Казанский: «Не благоугодно ли будет вам доставить владыке нашему прилагаемую при сем записку. 1) Пусть он знает положение дела. 2) Пусть дает совет, как поступить цензурному комитету, если министерство Внутренних дел будет требовать у цензурного комитета нашего высылки вновь отпечатанных книг». Вот содержание упомянутой записки: «Во вновь утвержденном уставе о преобразовании цензурного управления изображено следующее: I) Главное управление цензуры упразднить. II) Наблюдение, чтобы в книгах, брошюрах, периодических изданиях, гравюрах, эстампах и вообще произведениях печати не появлялось ничего противного цензурным правилам – возложить на министерство Внутренних дел с тем, чтобы о случаях замеченных упущений министерство сие сообщало для зависящего распоряжения… относительно изданий, подлежащих духовной цензуре – обер-прокурору Св. Синода. Устав, преобразующий цензурное управление, имел целью дать более свободы цензуре и избавить ее от излишних стеснений. Между тем, выше приведенные постановления подвергают новому стеснению духовную цензуру. В указе Св. Синода от 1838 г. октября 31-го за 8610, присланном Московскому комитету дух. цензуры, определено: «выслать один экземпляр вновь отпечатанных книг вместо главного управления цензуры, в Св. Синод, где цензура дух. книг окончательно сосредоточена». В силу сего указа духовно-цензурные комитеты до сих пор не имели никаких сношений с главным управлением цензуры и не подлежали его контролю. Теперь же министерство Внутр. дел, вступающее в права главного управления цензуры присваивает себе и те права над духовными книгами, какими не пользовалось главное управление цензуры. Естественно, что министерство Внутр. дел будет требовать, чтобы ему доставляемы были вновь отпечатанные дух. книги, дабы возможно было наблюдать за духовною литературою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Я похоронил его в Лавре на студенческом кладбище при Смоленской церкви; чтоб не поражать вдовицу-мать внезапным извещением о столь прискорбном событии, я отправил в Муром оставшегося в живых сына ее Василия, с тою, между прочими, целью, что она, лишившись старшего сына, находившаяся при ней в должности учителя Муромского дух. училища и служившего опорою семейства, может быть, захочет иметь при себе на той же должности младшего сына; но она не захотела отклонить этого последнего от достижения высшего духовного образования. Он возвратился в академию. 22-го ч. прибыл в Лавру новый обер-прокурор Св. Синода, Алексей Петрович Ахматов, и пробыл здесь до 24-го ч., посетив нашу академию и Вифанскую семинарию. О его пребывании, независимо от официального донесения высокопреосвящ. митрополиту, я частными образом сообщал от 24-го числа его высокопреосвященству следующие сведения: «Долгом поставляю присовокупить к официальному донесению академического правления вашему высокопреосвященству о посещении академии г. синодальными обер-прокурором следующие подробности о пребывании его превосходительства в Лавре и о наших с ним беседах. В день прибытия г. обер-прокурора, 22-го ч., я с инспектором, по приглашению о. наместника Лавры, явился в 3 часа пополудни в лаврские архиерейские покои, где предназначалось помещение для гостя, и там пробыли до 6-ти часов в ожидании его превосходительства. Происшествие, случившееся в тот день на железной дороге, задержало на три часа прибытие Московского поезда. После немногих слов при первой встрече с нами, Алексей Петрович отпустил нас и выразил желание, чтобы мы с некоторыми из старших членов академии как то: с протоиереями – Делицыным и Горским, с профессорами – Казанским 955 и Кудрявцевым 956 , явились к нему снова часу в девятом того же вечера. Мы исполнили его требование. В беседе с нами, продолжавшейся часа полтора, его превосходительство касался многих вопросов. Прежде всего спросил он: сколько и в каких степенях выпущено ныне у нас воспитанников, и когда, между прочим, узнал, что 7 человек выпущено студентами с правом чрез два года на степень кандидата, вывел из этого такое заключение: или мы слишком строго ценили этих воспитанников, или воспитанники достойны этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Дошедший до вас слух о том, будто бы А.П. Ахматов делали нашей конференции выговор за вашу статью, отчасти справедлив. Действительно, была речь о вашей статье, и по этому поводу г. обер-прокурор высказывал такую мысль, что вообще духовным журналам не следует допускать такие статьи, которые раздражают умы». 17-го ч. получили я от профессора академии Е. В. Амфитеатрова записку, в которой они писал: «Особенные обстоятельства заставляют меня уехать из Посада на одни сутки. Завтра рано утром буду я дома. Простите милостиво, что такими образом я опускаю первый мой урок, и что час, для него назначенный, останется не занятым. Уроки этот был бы коротенький, как все вступительные уроки. В вознаграждение за это следующий урок постараюсь сделать полным. С глубоким уважением и совершенною преданностью имею честь быть вашего высокопреподобия покорнейшим слугою». Вот в каких почтительных и деликатных отношениях были ко мне, как ректору академии, старшие и авторитетные наставники, у коих я сам некогда слушал уроки. Похоже ли это на те дерзкие и наглые выходки, какие допускали по отношению ко мне преподаватели Московской семинарии, когда я там был так же ректором? 17-го же ч. писала мне из Москвы А.Б. Нейдгарт: «Отцу ректору Московской духовной академии так вожделенно пребывать в своих пространных Лаврских палатах, что он забыл и думать о прежней кормилице своей – Москве белокаменной; а старушка-то Москва, так и манит его в свои объятия, а он обещается, все обещается и не исполняет обещания своего. Однако ж, высокопреподобнейший о. ректор, разве хорошо обманывать и морочить людей, заставлять их ждать, радоваться приезду, и это все понапрасну! И вот, вместо того, чтобы начать мне письмо мое благодарением искренними, от полноты, чувств, – благодарением за роскошное издание прекрасного, душеполезного творения св. Ефрема Сирина , присланного мне вами в самый день ангела моего, а также и за просфору и святую воду, доставленную мне, я начала письмо свое укором потому, что вы не сдержали обещания своего. Думала я, авось приедет на зов мой покушать именинного пирога, а не тут-то было! Вместо mon bon ami ректора – казначей его 977 , книги и письмо. Книги весьма порадовали меня, и письмо также; но казначей, вместо любимого мною ректора, далеко не удовольствовал меня. А я так спешила приготовить вами простенькие четки из слоновой кости, привезенные мне из-за границы, из Диенны, где специально занимаются изделиями из слоновой кости. И спешила все понапрасну, и теперь принуждена послать их вам чрез вашего о. казначея. Носите же их в мое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В заключение министр повергал на Высочайшее благоусмотрение Государя Императора мысль об учреждении особого комитета из высших духовных и светских лиц для рассмотрения вопросов относительно средств к улучшению быта православного духовенства 42 . К мысли об учреждении особого комитета по делам православного духовенства сочувственно отнесся и обер-прокурор Св. Синода генерал-майор Ахматов. Впрочем, соглашаясь в общем с министром внутренних дел, он находил неудобным официально и печатно оглашать Высочайшую волю об учреждении присутствия, как предполагал последний, мотивируя это тем, что такое оглашение может подать повод к преувеличенным ожиданиям и неосуществимым надеждам. 28 июня 1862 года последовало Высочайшее повеление об учреждении особого присутствия для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства и «между прочим, именно: 1) к расширению средств материальнаго обезпечения приходскаго духовенства; 2) к увеличению личных и гражданских прав и преимуществ; 3) к открытию детям священо-церковнослужителей путей для обезпечения своего существования на всех поприщах гражданской деятельности; 4) к открытию духовенству ближайшаго участия в приходских и сельских училищах». Председателем его повелено считать с.-петербургского митрополита, а членами – наличных членов Св. Синода, министров внутренних дел и государственных имуществ, обер-прокурора Св. Синода, директора духовно-учебного управления и статс-секретаря. Учреждение особого присутствия 43 вызвало небывалое оживление и сочувствие духовенства: «слава Богу, слава доброму Царю! спасибо и журналистике духовной и светской, подготовившей это великое учреждение, и гласности, давшей возможность подготовить его, – писал один из представителей его. – Комитет составит эпоху в истории нашего духовенства, ему предстоит решить своего рода крестьянский вопрос. Все с трепетною надеждою ожидают результатов этого учреждения. Быть или не быть – вот состояние нашего духовенства в настоящую минуту» 44 . Подобное убеждение было голосом всего духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужебный перевод ни в коем случае на должен ориентироваться на какой-либо диалект. «Языком богослужения должен быть литературный русский язык, а не разговорные наречия. Он дал прекрасную, не тривиальную и никак не вульгарную форму Священному Писанию , в частности Евангелию, и это даже в таких высоко поэтических местах, как книга Иова, Псалтирь, беседы в Евангелии св. Иоанна. То же будет и с богослужением» (Лиховицкий 1906 II). Свящ. Д. Ахматов пишет о многообразии стилей русского языка: «Есть слог официальных сношений, есть слог научный, простонародный и т.п.; также может быть выработан и церковно-богослужебный стиль в русской речи» (Ахматов 1911, с. 21). Как пример того, что можно выработать такой особый церковно-богослужебный стиль русского языка, неразрывно связанный со стихией славянского, он приводит написанные в конце XIX в. акафисты и молитвы перед чудотворными иконами. С одной стороны, указывает Д. Ахматов, они написаны практически по-русски, с другой – не оскорбляют своим языком религиозные чувства верующих и не звучат как «профанация священной возвышенности». Этот новый богослужебный стиль русского языка должен включить в себя значительную часть славянской лексики. «Да это так естественно оставить без перевода обрусевшие славянские слова, которые оставят богослужению прежнее «велелепие», ведь такие слова, как «чертог», «колесница» и т.п. нет нужды заменять; во многих местах весь перевод будет состоять лишь в замене непонятных славянских падежных и глагольных окончаний понятными русскими» (Лиховицкий 1906 I, с. 394). Свящ. Д. Силин предполагает, что в русском богослужебном языке должны остаться не только многие славянские слова, но и некоторые славянские формы, например звательный падеж: Господи, Иисусе Христе, Отче наш и др. (Силин 1910, с. 669). А свящ. Д. Ахматов, говоря о том, что языковую реформу надо проводить с большой осторожностью, предлагает даже сохранить в новых изданиях церковный шрифт (Ахматов 1911, с. 27). Предполагается, что в результате создания новых переводов появится такой стиль русского литературного языка, который объединит в себе отдельные элементы и славянского и русского, и в конечном счете два языка как бы сольются в один, что решит как проблему понятности, так и проблему эстетики текста. «При сродстве языков – все лучшее и живое должно быть усвоено русскому, но и славянский должен принять в себя все наилучшее русское или устраниться в некоторых случаях совсем, давая ему полный простор. Таким образом, реформа на первых порах может быть только русификацией славянского богослужебного языка и возвышением русского словесного стиля, в некоторых пунктах славянизацией его» (Силин 1910, с. 459).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В четверть был здесь о. Владимир Гете, приезжавший благодарить академию за степень. Держит себя скромно и просто: по-русски не умеет говорить, но надеются успеть. Теперь он замышляет сочинение сравнительное по вероисповеданиям. Православное представить с доказательствами и прочие предложить так: «Я покажу, говорит он, что не отделился от древней Римской церкви». Будберг 2325 не позволяет ему служить в Париже. В Петербурге он служил с митрополитом и получил набедренник. 1865 г. августа 19-го. Митрополит здесь в скиту: отказался ехать в Москву и на уведомление Долгорукова о приезде Государя отвечал письмом на имя Государя, вследствие которого Императора ждут завтра в лавру, но митрополит примет их в скиту. Ныне вечером ждут сюда Обер-прокурора Синода. Говорят очень прост в обращении, и высказал, что прежде дело Обер-Прокуроров было защищать светские интересы от притязаний церкви, а ныне защищать церковь от нападений светской власти. Заботится о сокращении переписки и на первый раз —124— нашел не нужным представлять в Синод о построении церквей и часовен, а митрополит прибавил и о пострижении в иночество. В июле был здесь Ахматов. Митрополит вспоминает и теперь о нём с сожалением, между прочим, на требование, чтобы армян не признавать еретиками, Ахматов отклонил это притязание. «После этого, говорит митрополит, никого уже нельзя называть еретиками». Не за книгу Парфения «Меч духовный» прислано в цензурный комитет замечание. Елагин говорил, что когда Ахматов явился с этим требованием Валуева, Киевский остановил его напоминанием о судьбе доклада Синода Государю об энциклопедическом лексиконе. Но видно Ахматов не удержался по сему случаю. 1865 г. августа 23-го. Император прибыл в четверг без четверти в 4 часа, и был встречен митрополитом на паперти Троицкого собора. Митр. был слаб, но когда говорил речь, глаза его оживились огнем, и речь сопровождалась грациозными жестами. Сам митрополит служил молебен, но отказался быть на обеде, на котором были наместник и ректор. Император обращался к ректору с вопросами о времени службы его, о числе студентов, о том, начались ли лекции, были ли экзамены и присутствовал ли на них митрополит? И заметил, что митр. очень ослабел. На другой день приехал Савва и сказал между прочим, что у губернаторов есть секретное предписание не исполнять требований епархиального начальства относительно взыскания с раскольников. Раскольничий архиерей Сергий уже присоединился к православию. Из-за границы едет Аркадий также для присоединения. И Государь и Наследник сказали слово в пользу присоединения раскольников к единоверию, и за то спасибо; и Валуевский флюгер повернется после этого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алексеевка. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Алексия, митрополита Московского , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1708 и 1714. Перестроена в 1845. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Нижегородская область, Большеболдинский район, с. Алексеевка (Алексеевское) Координаты: 55.07269, 45.230146 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Селение получило свое название от имени святителя Алексия — Митрополита Московского и всея Руси. Основателями селения были представители древнего дворянского рода Ахматовых, занесенных в дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии по Сергачскому и Лукояновскому уездам в середине девятнадцатого столетия. Подтверждаемая письменными источниками история возникновения первой в Алексеевке церкви восходит к началу восемнадцатого столетия. Храм был построен в 1714 году находящейся в родстве с Ахматовыми Анною Ивановной Засецкою. Церковь была деревянной с двумя престолами. Святые престолы в ней были посвящены: главный — святого пророка Ильи, придельный — Иверской Божией Матери. Храм, построенный землевладелицей Алексеевки А. И. Засецкой, просуществовал до 1845 года. Пришедший в ветхость, он был закрыт и разобран. Строительство новой церкви в Алексеевке началось еще задолго до закрытия старой, местные землевладельцы Ахматовы начали заготовлять материалы для ее строительства. Старожилы села рассказывали, что лес для нового храма рубился за деревнею Малым Казариновым. Алексей Асафович Ахматов возил лес для церкви из села Калапина Лукояновского уезда, а Петр Антонович Ахматов доставлял лес из Лыскова. Однако впоследствии неизвестно по чьему распоряжению бурмистр Петр Чернышев, приготовленный для строительства церкви лес перевозил в село Аносово и построил из него амбары. Строительство храма было отложено. Строительство новой церкви в селе начал Алексей Асафович Ахматов, но вскоре он умер. После его смерти к строительству церкви приступила его вдова Варвара Борисовна Ахматова. Другие владельцы Алексеевки помогали ей крепостными плотниками. Так, сын Петра Антоновича Алексей Петрович Ахматов привез мастеровых из села Никулина соседней Симбирской губернии, а Федор Федосеевич — из села Аненкова Нижегородской губернии. При разборке старой церкви годный материал использовался при строительстве новой. При строительстве нового храма с левой его стороны был сооружен придел во имя святителя Николая, с правой — во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Новая церковь в селе Алексеевское была построена в 1845 году и освящена в честь Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=52665

—121— ственной лиц, подготовляемых для нового царствования и повода для католической партии указывать на это, как на кару за Польшу. Говорят, что лечили не так. В лавре давно, так сказать инкогнито, молятся о его здоровье, упоминая раба Божия Николая. 1865 г. апреля 8-го. Во вторник была по обычаю академическая служба в Троицком соборе. Так как ректор уехал еще в понедельник в Москву, то служил инспектор, и в летописи академии нужно записать, что студенты не пели, отказались за недостатком певчих. Есть здесь часть правды, но пасхальная служба так проста для пения, что всегда можно набрать поющих. Я вижу тут манифестацию против инспектора. Случай небывалый у нас. Митрополит благословляет начинать лексикон, но не желает, чтобы имена всех святых и все монастыри вошли в него. «Пестро очень будет», говорит он. Ахматов отказался от звания почетного члена нашей конференции. В частном письме на имя ректора он высказал лукавнейшим образом своё недостоинство. Митрополит смутился сим и хотел это дело устроить. Говорят, что Ахматов выходит из Обер-Прокуроров, потому что не отстоял вопроса о смешанных браках, вновь поднятого в Государственном совете В. К. Константином. Место Прокурора предлагают Димитрию Толстому. 2322 Ожидать ли чего лучшего от Толстого. Не зная его не могу ничего сказать. Политику иезуитов изучал. Это изучение к чему послужит? В пользу ли православию или против? Одно смущает: при Путятине он правил всеми делами министерства народного просвещения, но известно, какой неудачный конец был этого управления. Ахматов приготовил было себе в помощники на место Урусова Полнера. 2323 Не знаю будет ли он на том месте при Толстом. 1865 г. мая 10-го. Министр народного просвещения был в Москве и осматривал учебные заведения, а теперь отправился в Рязань. Говорят, что он поручил законо- —122— учителю Универ. Сергиевскому осмотреть гимназии округа Моск., чтобы сделать наблюдение, как преподают Закон Божий и указать лучший метод преподавания – именно тот, каким преподает Сергиевский. На проезд дал ему 3000 р. Мне кажется странным подобное поручение. Наблюдение за преподаванием Закона Божия не принадлежит министру Н. Просвещ., разве только вопрос изменяется решением о методе преподавания. И тут, как отделить форму от дела?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Интересно! — воскликнул Александр Николаевич,— Это действительно важно. А кстати, почему Филарет не огласит мнения митрополита Платона? Вопрос был обращен к Валуеву, и тот с удовольствием ответил: — Слышал я, что собственноручное изложение взглядов Платона владыка Филарет вырезал из его сочинений, дабы не соблазнять маломысленных. Государь невольно улыбнулся. — Как искренне люблю я и почитаю нашего святителя, но — устарел он со своей старческой осторожностию. Боязлив чрезмерно. Два годя я его уговаривал проехаться по железной дороге в лавру — насилу уговорил на сей подвиг. Полагаю, господа, накануне церковной реформы мы должны действовать решительнее, не страшась невесть чего. Начнемте в церковной жизни с малого, дабы дело подвигалось действительно, а не свелось, как это у нас часто бывает, к одному отписыванию. Ахматов прерывающимся от волнения голосом призвал государя не забывать о несчастиях нашего времени, поражающих церковь прежде всего, и выступить первым сыном и главным покровителем Православной Церкви. Однако Урусов, часто откашливаясь, согласился, что допустить регистрацию смешанных браков возможно, правда, при четко оговоренных условиях. Отец Василий порадовался любви государя ко всем своим подданным и снял свои возражения. Тут Валуев довольно потер руки. Князь Василий Андреевич Долгоруков, по обыкновению, мягко и нерешительно, но высказался в пользу облегчений. Более пространно говорил князь Александр Михайлович и также присоединился к большинству. Ахматов так сжал челюсти, что желваки выступили под русыми бакенбардами, а ничего уж не поделаешь — вопрос решен. Спустя четыре дня в кабинете государя Ахматов принужден был в присутствии императора выслушать проект высочайшего повеления из уст Петра Александровича Валуева. Окна кабинета выходили на Адмиралтейство, но неукротимое солнце и здесь светило все так же ярко и горячо. Ахматову напекло затылок, но он не решался пересесть. — Что ж, я одобряю! — довольно сказал Александр Николаевич по завершении чтения и, глянув на сумрачное лицо обер-прокурора, добавил довольно строго: — Ne foites pas

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010