Бог прощает тому, кто пришел в Иерусалим; он освобождается от своих грехов. Кто посетил Иерусалим, тот войдет в рай. Иерусалим посетили все пророки и умилились. Кто постился в Иерусалиме в течение одного дня, тот избавлен от ада. Если кто придет в Иерусалим, чтобы просить у Бога даровать ему то, в чем нуждается, он не успеет еще попросить, как уже получит просимое”. Если не верите, что Иерусалим – “пуп Земли”, то сходите в знаменитый храм Воскресения – там установлена скульптура изображающая сию часть тела. Что же сделало город таким центром? Жертвоприношения Исаака – прообраз крестной смерти Христа Книга “ат-Таурат” (Тора, Ветхий Завет в Библии) говорит, что много столетий назад, задолго до основания Иерусалима по повелению Божию сюда со своим сыном Исааком (Исхаком), пришел основатель единобожия Авраам (Ибрахим) для принесения жертвы. На этом месте, с незапамятных времен известном как Храмовая гора, на которой в древности возвышался величественный храм Соломона (Сулеймана) сейчас стоит мечеть, которую арабы называют “Куббат ас Сахра” (Купол скалы). Ее построил покоритель Иерусалима халиф Омар. Поэтому сооружение нередко называют “мечетью Омара”. Увенчанный полумесяцем золотой купол господствует над городом. Недавно мечеть была отреставрирована. На изготовление ее купола – “визитной карточки” города ушло 80 килограмм чистого золота, эквивалентных 1,5 миллионам долларов. Замысел, нужно сказать, удался. Восьмиугольное здание мечети, на которой покоится купольная полусфера, облицовано голубыми изразцами, так что в солнечную погоду сооружение сверкает на солнце золотом и небесной синевой. Внутри мечети посреди роскоши, лазури, позолоты, мрамора и убранств торчит из земли огромный бесформенный камень – кусок необработанной скалы, с трещиной посередине. Евреи называют ее “Эвен га-Штия”, то есть “Краеугольный камень мира”, а арабы – “аль Сахра”, Скала. Именно на нее взгромоздил Господь весь мир в третий день творения. На камень общий предок евреев и арабов Авраам (Ибрагим) принес своего сына, чтобы заклать его по слову Божию, но в последний момент Господь остановил его руку и Исаак остался жив.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

В христ. деревнях Шубра и Миньят-эс-Сирадж, специализировавшихся на виноделии, был устроен погром, сопровождавшийся уничтожением десятков тысяч кувшинов с вином. Одновременно в Шубре была разрушена церковь, где хранились мощи некоего мученика, имевшие важное значение для проведения копт. обряда празднования разлива Нила (мусульм. юристы считали греховными сопровождавшие праздник массовые гуляния, в к-рых участвовали и мусульмане) ( al-Mak r z . Pt. 6. P. 39). Гонения, периодически обрушивавшиеся на христиан мамлюкского гос-ва, и нарастающая исламизация копт. общины вызвали ответную реакцию коптов в виде череды добровольных мученичеств. Так, в марте 1380 г. группа новообращенных мусульман, мужчин и женщин, демонстративно объявила о возвращении к прежней вере, что по законам шариата каралось смертью. После безуспешных увещеваний все они были казнены. Тогда же добровольно приняли смерть харизматичный монашеский лидер Абу Куфайфа и 3 его ученицы (Ibid. Pt. 5. P. 75). В мае был казнен мон. Арсений аль-Хабаши из мон-ря Дейр-эль-Мухаррак. Предположительно к этому же времени относится мученичество Ибрахима ас-Сурьяни. Бывш. сир. монах, он обратился в ислам, поступил на военную службу и жестоко преследовал христиан. Приближенные советовали М. проклясть вероотступника, но патриарх молился о даровании тому мученического венца. В результате Ибрахим вернулся в прежнюю веру и был казнен. Всего Коптская Церковь почитала память 49 мучеников, пострадавших в Патриаршество М. Среди них было неск. насельников мон-ря св. Антония, несомненно лично знакомых с патриархом (казнены в апр.-мае 1383), и даже католич. священники, добровольно принявшие мученичество во время паломничества в Иерусалим (не позднее нояб. 1393; Ibid. Pt. 5. P. 341-342). Несмотря на атмосферу религиозной нетерпимости, господствовавшую в мамлюкском обществе, М. удавалось поддерживать дружеские отношения с султаном Баркуком. Бывший, как и все мамлюки, мусульманином в 1-м поколении, а по слухам даже крещенный в детстве ( Фрескобальди Л.

http://pravenc.ru/text/2562684.html

Когда жители Бари обратились к Византийскому императору, греческий стратиг Григорий с флотом отплыл из Отранто и взял город под охрану. Обрадованный папа Иоанн VIII тут же написал Македонянину письмо, в котором горячо благодарил того за помощь Римской церкви и просил выделить корабли для охраны морских вод Западной Италии 66 . В эти годы Византийский царь пожинал плоды своей блестящей стратегии. В 876 г. Василий I восстановил византийское влияние на славяно-италийско-франкской границе и назначил Венецианского дожа протоспафарием, вследствие чего Константинополь начал довлеть и над хорватскими славянами. В 877 г. императору удалось захватить часть франкской Далмации. Затем Македонянин утвердил на хорватском троне Здеслава (878–879), приславшего посольство в Константинополь. Даже военные действия с арабами на некоторое время прекратились 67 . В 876 г. Македонянин совершил еще один удачный поход против павликиан и арабов, опустошив все территории, расположенные между Тарсом и Марашем. Предпринятый сарацинами в 878 г. поход закончился их страшным поражением, и лишь в 883 г. им удалось взять некоторый реванш у греков. Война показала, что силы сторон, при очевидном стратегическом превосходстве византийцев, все еще почти равны. А потому оба противника не стремились к большим территориальным приобретениям, поставив перед собой главную задачу истощить вражеские владения. Как следствие, в эти годы пышным цветом расцвел морской разбой, причем здесь перевес наблюдался уже у мусульман – в 880 г. их быстроходные корабли дошли чуть ли не до гавани Константинополя. Перевес арабов на море самым печальным образом сказался в самые ближайшие годы 68 . Но случались и весьма чувствительные поражения, как, например, окончательная потеря Сицилии. В августе 877 г. правитель Африки Ибрахим-ибн-Ахмед, деятельный и энергичный воин, уничтожил посевы вокруг Сиракуз и осадил город с моря и суши. К несчастью, император почему-то не придал большого значения известию об этом – видимо, посчитал этот поход очередной грабительской экспедицией, не способной захватить хорошо укрепленный город; и поплатился за это. Конечно, нужно было действовать более решительно, но следует принять во внимание то, что император был вынужден выделить много судов для охраны острова Кипр, и поэтому оказался не в состоянии защитить сразу два пункта обороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гравюра Леонтия Тарасевича. К., дек., 1702. Л. 221 (РГБ) Известны случаи, когда к М. причислялись не только те, кто пострадали за прямое исповедание христ. веры, напр., в IV в. в результате набегов сарацин были убиты Синайские и Раифские преподобномученики . В кон. VIII в. бедуины умертвили Савваитских преподобномучеников из лавры св. Саввы Освященного. Их агиограф, прп. Стефан Савваит, осознавая, что описывает мученичество нового типа, подробно аргументировал, почему те, кто умирают за исполнение заповедей Христовых, заслуживают даже большей похвалы, чем те, кто умирают за исповедание Его имени: «ибо умирающий ради заповеди Христовой, очевидно, может умереть и ради Него, а избирающий умереть ради Него не во всяком случае умрет и ради заповеди Его» (ППС. 1907. Вып. 19(3). С. 32; см.: Каждан А. П. История визант. лит-ры (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 230-231). Особый интерес представляет описание мученичества в Житии Антиохийского патриарха Христофора ( 967), убитого в результате заговора мусульман, опасавшихся его возвышения при местном правителе. Автор Жития, Ибрахим ибн Юханна , с помощью различных художественных средств показывает, что, несмотря на политический характер заговора, патриарха следует считать «настоящим» М. (см.: Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX-XI вв. М., 2015. С. 53-59). Святые Вячеслав и Людмила Чешская. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская «Ярославль» во имя апостолов Петра и Павла Святые Вячеслав и Людмила Чешская. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская «Ярославль» во имя апостолов Петра и Павла В истории РПЦ М. появились еще до Крещения Руси: первыми среди них можно назвать епископов, прибывших в Херсонес в нач. IV в. и в разные годы принявших там мученическую кончину от язычников за проповедание христианства (см. ст. Херсонесские священномученики ). Согласно «Повести временных лет», в 983 г. киевские язычники убили 2 варягов-христиан (Феодора и его сына Иоанна). В РПЦ к М. также относятся страстотерпцы - святые, принявшие мученическую кончину не за исповедание христ.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Маронитский ученый А. Ф. Найрон предложил новую версию происхождения маронитской общины. Это стало первой попыткой вписать легенду об И. М. в контекст церковной истории Сирии VII в. ( Naironus. 1679). Концепция Найрона легла в основу позднейшей маронитской историографии, представленной трудами патриарха Истифана ад-Дувайхи (1670-1704). Пересказывая в соч. «История маронитов» предание об И. М., ад-Дувайхи дополнил его фантастическими подробностями. Сведения о том, что И. М. род. в сел. Сарум близ Антиохии, историк, вероятно, заимствовал из Жития Иакова Барадея, где речь в действительности шла о К-польском патриархе Иоанне III Схоластике ( Moosa. 2005. P. 124-125). Согласно ад-Дувайхи, отец И. М. был племянником франк. имп. Карла Великого (768-814), к-рый в то время якобы завоевал Сирию; мать Анохамия (Нохема) происходила из местного знатного рода. И. М. провел некоторое время в мон-ре св. Марона, где изучил сир. язык и познакомился с жизнью подвижников (в честь этого мон-ря он получил 2-е имя - Марон). В 676 г. по инициативе принца франков Евгения прибывший из Рима «кардинал» рукоположил И. М. во епископа и назначил его митрополитом Ботриса (Эль-Батрун). Эти сведения, вероятно, восходят к сиро-яковитским полемическим трактатам XV в. Использование источников яковитского происхождения, где И. М. представлен как отступник от монофизитства, привело к появлению ряда несоответствий в повествовании: напр., перед рукоположением И. М., ранее бывший монофелитом, отрекается от монофизитской ереси (Ibid. P. 126, 145-146). И. М. обратил мн. еретиков от Иерусалима до Армении и рукоположил для них епископов и пресвитеров. Для защиты от еретиков и неверных он назначил военных предводителей, среди к-рых был его племянник Ибрахим (Авраам). После смерти Антиохийского патриарха Феофана Римский папа Конон (686-687) без согласия местного клира возвел на Патриаршую кафедру диак. Константина, однако его неподобающее поведение вызвало возмущение среди верующих. Папа попросил императора сместить Константина и разрешил антиохийскому клиру избрать нового патриарха, к-рым стал И.

http://pravenc.ru/text/471375.html

Пророческая миссия должна быть доказана. Главным доказательством является чудо (муаджиза) - сверхъестественное явление, совершаемое пророками по воле Аллаха для подтверждения их пророческого статуса. Напр., пророк Ибрахим был спасен Аллахом из огня (XXI 69), пророк Салих вывел верблюдицу из скалы (XXVI 141-158), пророк Муса превратил свой посох в змею (XX 17-21) и раздвинул море, чтобы евреи спаслись от фараона (XXVI 61-66), пророк Сулейман понимал язык птиц, зверей и насекомых (XXVII 18-28), пророк Иса воскрешал мертвых, исцелял слепых и прокаженных (V 110). Чудеса, доказывающие пророческую миссию Мухаммада, разделяются на 3 типа. Духовным чудом является Коран; к чудесам, воспринимаемым органами чувств, относятся разделение луны на 2 части ( Муслим. Хадисы 1553, 1554), мирадж - путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим, а затем вознесение на небеса (XVII 1) и т. д. К 3-му типу относятся т. н. чудеса - сообщения, т. е. подтверждения пророчеств, сделанных Мухаммадом, напр. перед битвой при Бадре (LIV 45). Божественное откровение Мухаммад, согласно хадисам, получал через вещие сны, через «вдохновение» - ангел Джибрил «вдыхал» знание в сердце пророка, через Джибрила, к-рый принимал человеческий облик или через Джибрила в его истинном обличье (на горе Хира). Мухаммад получал также откровения непосредственно от Аллаха в т. н. ночь вознесения, но при этом пророк видел Аллаха «без образа». Вера в Писание Божественное откровение пророкам дается в виде Писаний. Все оригиналы этих Писаний собраны и хранятся в небесной скрижали («Хранимой скрижали»). Согласно Корану, сначала люди были «одной религиозной общиной», но со временем нек-рые отпали от истинной веры. Тогда Аллах стал посылать пророков с истинным Писанием, «чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись» (II 213). Часть Божественных Писаний была полностью утеряна (напр., Писание Ибрахима (ср.: Авраама) и Писание Мусы (ср.: Моисея)), часть сохранилась, но потеряла «божественный статус», из-за того что Писания были искажены людьми. К таким, с т. зр. мусульман, относятся «измененные» Таурат (Тора), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие). Между Писаниями нет различия в происхождении - все они исходят от Аллаха, но лишь Коран сохранил чистоту и неизменность. Мусульманин должен верить во все Писания, но только в их изначальном виде. Из священных текстов христиан и иудеев он должен принимать (на веру) только те сведения, к-рые не противоречат содержанию Корана и достоверных хадисов. Сведения, которые не имеют подтверждения в Коране и в хадисах, но не противоречат вероучению И., желательно не комментировать. Вера в ангелов

http://pravenc.ru/text/674977.html

«Когда Мухаммед с Джабраилом поднялись на небо, они остановились у его ворот. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой!» За воротами послышался голос «Кто там?» Я, Джабраил. С тобой есть кто? Да, со мной посланник Бога Мухаммед. Его пригласили? -Да. Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам. Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева – плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона – место обитателей рая, левая – обитателей ада. Поднявшись на Второе небо, они увидели пророков Йа – хью (Иоанна) и Ису, на Третьем – Иосифа, на Четвертом – пророка Идриса (Еноха), на Пятом – Харуна (Аарона), на Шестом – пророка Мусу (Моисея). Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец – патриарх всех пророков Ибрахим (Авраам). Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо – «потолок небес " » 206 . На третьем небе они также встретили одного ангела, у которого расстояние между глазами равняется семидесяти тысячам дней пути. Расстояние между каждым из небес было так велико, что потребовалось бы пять столетий, чтобы пройти его обычным шагом. После этого Мухаммед восшел на восьмое небо, где у него состоялся разговор с Аллахом, здесь же он получил свое легендарное «молитвенное правило» в количестве пяти ежедневных намазов. Разговаривая с Мухаммедом, Аллах положил одну свою руку ему на плечо, а другую на грудь. При этом Мухаммед почувствовал ледяной холод, проникающий до мозга костей позвоночника. Передается также, что во время этого разговора Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Здесь Мухаммеду были показаны различные виды наказаний грешников, некоторые из которых на тот момент были еще живы. Здесь же Мухаммед видел гурий – молодых дев, предназначенных для праведников. Они были такой неописуемой красоты, что если одна из них показывалась на небе или в воздушном пространстве, то вселенная наполнялась светом, превосходящим солнечный; когда же она роняла в море каплю слюны, то горечь вод тотчас заменялась сладостью меда.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Позднее (дата - предмет дискуссий) на месте разобранных сев. галереи Южной ц. и юж. галереи Северной ц. была сооружена Средняя ц., которая большинством исследователей отождествляется с погребальным храмом-«герооном», посвященным психопомпу - арх. Михаилу и упоминаемым в Типиконе П. м. (против такой атрибуции выступают только Л. Тайс, настаивающая на однокупольности храма арх. Михаила, и Х. Четинкая, отождествляющий с ним юж. парекклисион). В результате встраивания в прямоугольное пространство Средняя ц. имеет форму «двухкупольного зала», причем вост. купол, над вимой, оказался эллипсоидным. Подпружные арки опираются на пилястры, приставленные к стенам ранних храмов, в т. ч. к их нартексам, из-за чего на зап. стене образуются 3 глухие арки, на межкупольные боковые пилястры опускаются сразу 3 подпружные арки, у вост. купола есть 2 дополнительные подпружные арки по бокам. Карнизов 2: над первым с запада расположены проемы, выходящие на хоры. Зап. купол сделан по образцу купола Южной ц., а восточный - по образцу купола ее нартекса. В храм ведут с запада 2 двери, открывающиеся в нартексы боковых храмов; все 3 храма соединены тройками проходов, соответствующих 3 ячейкам крестово-купольного наоса, в протяженную анфиладу. Апсида Средней ц. имеет узкие проходы в вимы боковых церквей. В юж. рукаве Северной ц. были пробиты боковые окна для дополнительного освещения, а к сев.-вост. углу Южной ц. снаружи приставлен дополнительный столб. Апсида снаружи устроена по образцу центральной апсиды Северной ц. Храм также сложен в технике opus mixtum. Фасады всех храмов были покрыты цемянкой. П. м. был окружен стеной; на первых воротах был мозаичный образ Спасителя. Все здания мон-ря, кроме 3 храмов и юж. пристройки, разрушились уже к 1540 г., Пьер Жиль их не застал. Сохранилась только юж. пристройка к Южной ц. неизвестной функции, в османское время была перестроена в Семерджи-Ибрахим-Эфенди-текке. Последние раскопки выявили, что первоначально это была структура из 9 ячеек, перекрытая 3 поперечными сводами, с 3 пряслами на каждом фасаде, кроме северного, примыкавшего к Южной ц. и ее экзонартексу. В угол между ее вост. фасадом и юж. галереей Южной ц. в XII в. был встроен маленький погребальный купольный парекклисион в форме компактно вписанного креста с маленьким нартексом: Х. Четинкая считает его «внешним герооном», где был погребен Мануил I (см. Четинкая. 2020 (в печати)). Декоративное оформление храмов

http://pravenc.ru/text/2578892.html

М. Однако имп. Юстиниан II (685-695, 705-711) начал гонение на православных и велел военачальникам Захарии и Льву схватить патриарха, к-рый бежал из Антиохии в мон-рь св. Марона. Вернувшись в К-поль, Лев сообщил императору, что И. М. поддерживают все ливанцы и его нельзя захватить. Разгневанный император посадил Льва в тюрьму и послал в Сирию войско, якобы для войны с арабами. Племянник И. М. Ибрахим собрал 12 тыс. воинов и перевез патриарха в безопасные Ливанские горы. В 694 г. византийцы разорили монастырь св. Марона и убили 500 его насельников, после чего начали гонения по всей Сирии. В 694 г. ливан. ополчение якобы нанесло поражение при Амьюне визант. войскам, вторгшимся в горы Ливана (основанием для этого сообщения мог послужить тот факт, что имп. Юстиниан, согласно мирному договору с арабами, выселил из Ливана мардаитов (ODB. Vol. 2. P. 1297), с которыми марониты стали себя со временем отождествлять). Согласно ад-Дувайхи, эти события послужили причиной для отделения маронитов от Византийской Церкви. После разрушения мон-ря св. Марона И. М. основал новый мон-рь в сел. Кфар-Хай, поместил там вывезенную из Сирии главу прп. Марона, установил поминовение преподобного 5 янв. и провозгласил, что сир. православные должны называть себя маронитами. После кончины И. М. на Патриарший престол в Кфар-Хае был избран его племянник Кир, к-рому Римский папа даровал паллий В 1719 г. ученый-маронит И. С. Ассемани отредактировал жизнеописание И. М. и попытался более убедительно вписать легенду в контекст реальных событий VII в. Он привел даты избрания И. М. на Патриарший престол (686/7) и его кончины (707) и отождествил «кардинала», к-рый рукоположил И. М., с Иоанном , еп. Филадельфии (ныне Амман, Иордания), которого Римский папа Мартин I (649-655) назначил своим представителем на Востоке для противодействия монофелитам. Пытаясь исправить анахронизмы, допущенные прежними биографами, Ассемани обратил внимание на то, что аль-Килаи спроецировал на личность И. М. события XII-XIII вв.- унию маронитов с Римско-католической Церковью (1182) и поездку маронитского патриарха Иеремии на IV Латеранский Собор (1215), где папа Иннокентий III признал его Патриарший сан и даровал ему право носить митру и кольцо.

http://pravenc.ru/text/471375.html

почти все эмиры гази уже достигли пределов Малой Азии. Византийцы ушли; на пути дальнейшего продвижения стояло море. И хотя некоторые предприимчивые пираты, такие, как эмиры Айдына и Синопа, могли совершать удачные рейды на вражеские берега, ни у кого из них не было достаточно судов, чтобы всерьез думать о переброске значительного количества людей и основании поселений за морем. Кроме эмиратов, расположенных далеко на востоке, на границах с Трапезундской империей, только территория, унаследованная Османом, еще граничила с землями неверных. Поэтому именно в его владения устремились теперь наиболее предприимчивые из турок: гази, жаждавшие найти новые богатые земли, на которые еще можно было совершать набеги; дервиши и знатоки ислама , стремившиеся уйти подальше от ненавистных монголов; а также большая масса кочевников-крестьян, все еще продолжающих поиски мест, где они могли бы обосноваться со своими стадами. Таким образом, Осман в своем небольшом по размеру эмирате оказался более чем щедро обеспеченным людскими ресурсами. Не будь Осман гениальным вождем, иммигранты, возможно, просто поглотили бы его. Нам очень мало известно о его отношениях с ними. Знаменательно, что старейшая из дошедших до нас записей, в которых оттоманский правитель называет себя султаном, – надпись, сделанная сыном Османа Орханом на одной мечети в Брусе, – приводит следующий титул: «Султан, сын султана гази, гази, сын гази, правитель пограничных земель, простирающихся до горизонта, герой всего мира» 59 . То есть, Осман утверждал свой авторитет как верховный предводитель гази. В то время как другие эмиры гази, не находившие возможности экспансии в новые земли, стали драться друг с другом, Осман предлагал героическую долю «борца за веру» каждому, кто вставал под его знамена. Византийская империя не могла игнорировать подобный вызов. Весьма возможно, что наиболее мудрым решением для нее было бы немедленно эвакуировать все войска из Анатолии, оставив эту страну Осману, и сосредоточить все усилия на морском флоте, достаточно сильном, чтобы предотвратить любую попытку пересечь проливы и высадиться на европейской стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010