Хотя существование христианских княжеств было обеспечено приливом военных сил с Запада, вызываемым общностью интересов, но внутреннее положение их далеко не соответствовало целям и пользам европейского христианства. Нельзя читать без сожаления историю этих княжеств между Первым и Вторым крестовыми походами. Между тем, как вся цель их должна была направляться к ослаблению сильных центров мусульманского Востока — Алеппо, Моссула и Багдада, христианские княжества разъедаемы были внутренней борьбой и мелкими интригами: в каждом княжестве вассалы стояли в раздоре со своими сюзеренами. Серьезная опасность грозила восточным христианам со стороны Византийской империи. Мы видели, что еще Алексей Комнин объявил войну Антиохии. Царствование его преемника Иоанна Комнина [ 15 ] представляет ряд завоеваний в Малой Азии, имевших целью захватить Антиохию. Князь Антиохии дает вассальную присягу Иоанну Комнину, направлявшемуся уже с военными силами к Иерусалиму. В то же время эмир Моссула Имадеддин Зенги [ 16 ], родственник Кербуги, взял приступом Эддесу (1144 г.). Это последнее обстоятельство, в связи с угрожающим положением, принятым императором Иоанном Комнином, поставило христиан в такое отчаянное положение, что их могла спасти только экстренная помощь со стороны Западной Европы. Роллон — первый герцог Нормандии (ум. 932 г.), из знатного норвежского рода. С 876 г. во главе своей дружины постоянно опустошал север Франции, пока король Карл III Простоватый не уступил ему территорию Нормандии и Бретани. Дочь Карла III Жизель стала его женой. Принес почтение королю и принял христианство, получив при крещении имя Роберт. Мелик-Гази, эмир Сиваса (на Галисе) (1106-1135) — сын и наследник Мухаммеда I из рода Данишмендов, известного своей непримиримостью к крестоносцам. Григорий Таронит (вторая пол. XI-nocлe 1106) — византийский полководец, родственник Комнинов, правитель Трапезунда (с 1103 г.). Принял участие в заговоре военной аристократии против императора Алексея I, но был разоблачен и заключен в тюрьму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

1. Да будет позволено и мне кое-что добавить, что к истине кафолической кажется ближайшим. Один Бог в трех лицах. Одно лицо, которое и источником, и сущностью, и основою действия может называться (Отец), одно – вечное как бы поприще действия (Сын), одно – вечное действие (Святой Дух), которое из первоисточника исходит и на поприще воссиявает; но не в том смысле исходит, что и без первоисточника существовать и без поприща проявиться не может. Это и от Отца исхождение и в Сыне необходимое укоренение Святого Духа; каковое учение мне кажется и истинным и наиболее сообразным с православием. Прошу, верь, что и поприще и действие не собственно место или действие, но лица. 2. Это же – философски. Когда себе первичный разум самого себя определяет как объект, истинно говорится, что возникает объект, и так вечно (извечно) рождается Сын. Когда же разум объект этот познает как самого себя, то есть – себя как субъекта, а Сына как объект, совершается объект-субъективация, и это есть новое познание, или Святой Дух, который хотя без объекта существовать не может, однако, несомненно из единого общего источника исходит как познание образа в созерцании. Разве не к этому относятся слова Св. Иринея? И того и другого Дух назвал именем Бога, и помазуемого Сына, и помазующего Отца. Кн. IV. Гл. VI и VII 731 . Святой Дух есть, так сказать, венец познания, завершение и печать вечности. Словарь имен 732 Аарон – брат и сподвижник Моисея, первый первосвященник у древних евреев Аббас (к. VI – пол. VII в.) – дядя и сподвижник пророка Мухаммеда, основатель династии Аббасидов Абен-Эзра – см. Ибн-Эзра Абу Бекр (Абуберк; 572–634) – первый калиф в Арабском халифате, сподвижник Мухаммеда Абу-Обейда (Абу Убайда; 728–823) – один из основоположников араб. филологии, генеалогии и историографии Абу-ль-Гази (Абу-эль-Азис; 1603–1663) – узбекский писатель и историк Хиванского ханства Август Цезарь (Октавиан, 63 до н. э. – 14 н. э.) – рим. император с 27 до н. э. Августин Блаженный (Аврелий, 354–430) – христ. теолог и церк. деятель, гл. представитель зап. патристики, родоначальник христианской философии истории

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Мы присоединились к обществу одного кади из Алеппо и к каравану, шедшему из этого города, и выехав в четверг, прибыли на следующее утро в Ладак (Ладик), который в синаксарии именуется Литавернией (Лаодикия?) и кроме римских построек заключает в себе великолепную церковь во имя св. Михаила и много других церквей. Мы оставили его при наступлении вечера и прибыли рано поутру в деревню, называемую Альгам (Балкам), за которой есть хаммам, или баня с горячего водой, именуемая Каблуджа (Каплыджа) 19 , а рядом другая с холодною водой. Вечером мы опять пустились в путь и на следующее утро, в субботу 18 сентября, приехали в селение, по имени Ак-Шехр, знаменитое гробницей ходжи 20 . Пропутешествовав опять всю ночь, на утро достигли Саклы (Исаклы), что было в первое воскресенье по Воздвижении Креста. В полночь поехали далее и утром добрались до Белайдона (Булвуден). Вся дорога от Исаклы до Булвудена снабжена мостами и вымощена камнем. Отправившись вечером и миновав ночью станцию Хан Беяз (Беят?) прибыли на следующий день к хану Хосрев-Паша, откуда опять выехали темным вечером и на другой день, в среду, приехали в Сейид-Гази 21 , к ночи оставили это место и в четверг, 24 сентября, прибыли в Эски-Шехр, который славится своими желтыми арбузами; они очень сладки й при своей крепости, будучи повешены, сохраняются до зимы. Здесь мы отдыхали всю пятницу и, выехав вечером под субботу, прибыли на утро в Юз-Хок (Буз-оюк). В субботу вечером мы двинулись далее и на другой день приехали в Базоджик (Беледжик?). Это было второе воскресенье по Воздвижении. Вся дорога в последний переезд от начала до конца узкая: справа – горы и леса, слева – река, на которую страшно смотреть вниз. Мы выехали вечером и в понедельник утром прибыли в Ени-Шехр. На следующую станцию, хан Ак-Бейик, приехали ночью. Здесь мы расстались со стамбульским караваном и ночевали в хане. Во вторник утром мы оставили это место и в полдень достигли многолюдного города, по имени Базавенг (Базарджик), на полпути между Епи-Шехром и Бруссой. Здесь мы пили турецкое молоко неописуемо сладкое и ели такой же превосходный хлеб и дыни. Тут есть источник пресной воды, холодной на удивление. Глава III. Брусса. – Мраморное море

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем союзники двинулись на сербов, осаждавших город Серры. Но в этот момент умер командир турецкого отряда Сулейман, сын эмира Сарухана. Опасаясь осложнений с отцом покойного, Умурбек оставил Кантакузена и вернулся на родину, где продолжил войну с латинской «конференцией». В конце концов в мае 1348 г. он будет разбит латинянами у Смирны и погибнет в сражении 666 . Оставшись без союзника, Кантакузен предпринял быстрые шаги по заключению договора с османами, и вовремя. Константинополь уже давно пытался заручиться поддержкой Османского султана Орхана, и отдельные отряды османов уже служили в армии Апокавка. Однако Иоанн Кантакузен, завоевав в 1345 г. Херсонес Фракийский, успел раньше своих противников заключить договор с Сулейманом-паши Гази (1316–1357), сыном султана Орхана. Чтобы скрепить союз, император пошел на беспрецедентный шаг – выдал свою дочь, красавицу Феодору, за Сулеймана, иными словами, отдал ее в гарем мусульманина. Это и решило дело в его пользу. Пока Кантакузен договаривался с османами о браке дочери, латиняне с папского благословения в 1344 г. овладели богатым городом Смирной, который будет оставаться в их руках почти 60 лет 667 . После заключения договора Кантакузена с османами положение Анны Савойской и патриарха Иоанна Калеки стало безнадежным. Только непримиримые Фессалоники демонстрировали присущую городу ненависть к сторонникам Кантакузена. Но и там прежнего единодушия уже не было. Иоанн Апокавк, один из архонтов города, перешел в жесткую оппозицию к зилотам, в начале лета 1345 г. заманив их главу Михаила Палеолога в засаду и умертвив его. Начались аресты зилотов, а Иоанн Апокавк, разуверившись в победе Анны Савойской, склонял город к тому, чтобы признать над собой власть Кантакузена 668 . Но это вызвало настоящее восстание. Успех сопутствовал зилотам: Иоанна Апокавка и его товарищей сбросили с крепостной стены, и толпа порвала их тела на куски. Ни о какой сдаче города Кантакузену никто не желал слышать, а новым архонтом стал присланный их столицы Алексей Метохит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на следующий день к городу подошла турецкая армия под командованием Кербоги и блокировала крестоносцев в Антиохии. Положение крестоносцев вновь стало отчаянным. Правда, Кербога не смог пробиться с ходу в город – крестоносцы сумели организовать оборону, но ввиду его 300-тысячного войска им приходилось сражаться на два фронта, отбивая контратаки защитников цитадели. Продовольствия вновь не хватало, и многие латиняне ночью тайком спускались на веревках по стенам, надеясь скрыться от воинов Кербоги и вернуться на родину. Оставшиеся находили утешение в многочисленных явлениях Христа, Пресвятой Богородицы и святых, которые им посылало Небо. Однажды некий провансалец Петр Бартоломей пришел к Раймунду Тулузскому и сообщил, что во сне ему явился апостол Андрей и указал место, где хранится «Святое копье», которым, по Преданию, был пронзен Иисус Христос на Кресте. И действительно, копье нашлось, чем заметно оживило дух латинян 325 . Ситуацию, и без того крайне запутанную в части существующих и распадающихся альянсов, еще более осложнило следующее событие. Прекрасно зная о том, что является целью Крестового похода, египетские Фатимиды внезапно решили захватить мечту своих предков – Иерусалим. В принципе их действия можно легко понять: поскольку все силы турок оказались стянутыми к Антиохии, против крестоносцев, защищать Иерусалим было почти некому. Восток всегда легко относился к словам клятв, не видя особой необходимости придерживаться их, если обстоятельства складывались удачно. И в данном случае Фатимиды действовали, исходя исключительно из собственных интересов, предав забвению ранние договоры с крестоносцами. В июле 1098 г. армия аль-Афдаля вторглась в Сирию и подошла к стенам Святого города, где в это время находились два сына султана Ортука эмиры Сукман и Иль-Гази. Вначале те пытались защититься, но аль-Афдаль пробил брешь в стене и ворвался в Иерусалим. Правда, одержав победу, египтянин не стал особо злобствовать и проявил по отношению к обоим эмирам снисхождение, разрешив тем уехать в Дамаск. Сам он, оставив гарнизон, вернулся в Египет 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был серьезный удар по планам Боэмунда, у которого просто не оставалось иных территорий, за счет присоединения которых он мог бы раздвинуть границы своего княжества и одновременно с этим обезопасить его. Лаодикея была нужна ему как воздух, и вот теперь противник поставил его перед неприятным фактом. Боэмунд тут же сговорился с генуэзцами и пизанцами и привлек их в 1099 г. к войне с византийцами. Совместно они напали на Лаодикею и изгнали из города греческий гарнизон. А ломбардцы, шедшие на помощь к своим собратьям в Иерусалим, по дороге штурмовали расположенный в пригородах Константинополя монастырь Космидион 349 . В ответ император призвал верного Татикия, передав тому командование войсками и наградив титулом «севаст», и Ландульфа, которого назначил флотоводцем. Византийцы напали на пизанский флот у острова Родос и нанесли ему поражение. Отношения между вчерашними союзниками по Крестовому походу стали такими, что пленных западных аристократов, включая еще одного племянника Боэмунда, греки просто перебили, даже не попытавшись получить за них денежный выкуп. Осенью 1100 г. пришли известия о том, что генуэзцы выслали флот для помощи крестоносцам, и император срочно предпринял ответные меры. Он вызвал к себе Кантакузена, и тот возглавил большой византийский флот, должный нейтрализовать генуэзцев 350 . Удачный момент расставить все точки над «i» настал, когда Боэмунд случайно попал в плен. Поскольку Лаодикея пока оставалась для него неприступной, норманн двинул свои войска по направлению к владениям эмира Алеппо Ридвана, нанеся тому тяжелое поражение в июне 1100 г. Оттуда князь Антиохии отправился на север, надеясь захватить город Мараш, имевший важнейшее стратегическое значение в Таврских горах. Но в это время он получил посланника правителя Мелитены армянина Гавриила, которому угрожал Малик Гази I Гюмюштекин ибн Данишмендид (1071–1104). Это была сильная и могущественная семья тюрков, подчинившая себе Токат, Неокесарию, Эльбистан. Их владения на западе простирались до Анкары и Кастамоны, а на юге – до Мелитены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данная встреча, инициированная Экспертным советом при Патриархе по взаимодействию с исламским миром, получила продолжение в виде содержательного диалога и визитов представителей Русской Православной Церкви в Саудовскую Аравию. Замалчивая эти факты, Дамир Мухетдинов называет диалог Московского Патриархата с мусульманами Саудовской Аравии «потенциальным». Кроме того, с момента создания в 2019 году Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром его председатель иеромонах Григорий (Матрусов) неоднократно посещал КСА с целью налаживания межрелигиозного диалога. В контексте взаимодействия Русской Православной Церкви с ближневосточными монархиями можно упомянуть и ее продолжающиеся десятилетиями дружественные отношения с королевской семьей Иордании. Отдельного материала заслуживает богатая история взаимоотношений иерархов Русской Православной Церкви с королем Абдаллой, принцами Хассаном бин Талалом и Гази бин Мухаммадом, которые сопровождались многочисленными личными встречами. Последняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла и короля Абдаллы состоялась в феврале 2020 года¹³. Говоря о диалоге Русской Православной Церкви с мусульманами Турции, Д. Мухетдинов заявил: «Русская церковь позволила себе публично мечтать об уничтожении турецкого президента в результате очередного государственного переворота». Данное высказывание является клеветой. Мнение Русской Православной Церкви по международным вопросам может официально выражать только Архиерейский Собор, Священный Синод или Святейший Патриарх Московский и всея Руси (который, к слову, лично знаком с Р.Т. Эрдоганом), председатели Синодальных отделов внешних церковных связей и по взаимодействию с обществом и СМИ. А они подобных заявлений не делали никогда. Русская Православная Церковь принципиально не вмешивается во внутренние дела государств, не дает оценок их руководителям, тем более не призывает к их уничтожению. Даже если кто-то из сотен миллионов мирян Московского Патриархата сделал подобное заявление, то любому объективному наблюдателю очевидно, что оно не выражает позицию Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5804076.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Одной " горячей точкой " на карте Крыма станет меньше? К вопросу о конфликте вокруг бахчисарайского Свято-Успенского монастыря 01.02.2007 262 Время на чтение 6 минут В ближайшие дни мы узнаем ответ на этот вопрос. На прошлой неделе появилась надежда, что конфликт вокруг бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, который в свое время едва не привел к столкновениям между православными и мусульманами, будет улажен. И тогда одной " горячей точкой " на карте Крыма станет меньше. Во всяком случае, со стороны монастыря для этого сделаны вполне конкретные шаги. Кстати, настоятель монастыря отец Силуан вообще считает, что слова " конфликт " и " экстремизм " в данной ситуации употреблять не стоит. Напомним вкратце, как развивались события. Проблемы возникли в 2001 году, после того как монастырю была возвращена часть территории, принадлежавшей ему до революции 1917 года. В советские времена здесь устроили психоневрологический интернат. В том же 2001 году территория с расположенными на ней крымско-татарскими святынями - Зынджырлы медресе, усыпальницей Хаджи-Гирея и могилой мусульманского просветителя Исмаила Гаспринского - была передана Бахчисарайскому историко-культурному музею-заповеднику. Заметим, что на протяжении столетий медресе и монастырь мирно соседствовали. Стало уже общим местом напоминать о том, что крымские ханы, выступая в походы, ставили в монастыре пудовую свечу. С тех прошло несколько столетий. В мае 2001 года монастырь получил государственный акт на землю, согласно которому обители передавался в пользование участок общей площадью 46 гектаров. Заметим, что до революции во владении монастыря было более 50 гектаров земли. Поводом для конфликта стало то обстоятельство, что через площадку, которая ныне является частью территории монастыря, проходит дорога на Зынджырлы-медресе и на почитаемое татарами кладбище Азиз-Гази Мансур. Любая попытка монастырской братии обозначить на местности границы этого участка, неизменно вызывала протесты. Что же касается причин, то среди них, вероятно, не последнюю роль играет коммерческая привлекательность этого клочка земли. Думается, что если бы здесь была не территория монастыря, а какое-нибудь кафе, в котором туристы могли бы выпить запрещенной шариатом водки и закусить чебуреками, то никаких проблем с " общественностью " бы не возникло. Пожалуй, наиболее " горячим " в новейшей истории монастыря выдалось лето 2001 года. Именно тогда меджлис призвал своих сторонников принять участие во " всекрымском митинге протеста " . После митинга около трех сотен крымских татар, вооруженных палками и камнями, пытались прорваться в монастырь. И если бы отряд ОМОНа не преградил дорогу разгоряченной толпе, неизвестно, чем бы кончилось дело. Несколько милиционеров тогда получили ранения.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/01/...

В 1139 г. Иоанн предпринял новый поход на Восток. На этот раз империю тревожили враждебные действия Данишменда Мохамеда, сына Гази III. Громадная территория, занятая этим сельджукским владетелем, с главным городом Сивасом и Неокесарией, позволявшая туркам наносить вред самым населенным областям на реках Риндак и Сангарий, побудила царя идти войной на север по черноморскому побережью. Это был чрезвычайно трудный поход, в особенности по зимнему времени и по гористому положению местности. Когда греки подошли к Неокесарии, появление их произвело ужас в мусульманах, тем не менее для осады города и взятия его не было осадного материала. Кроме того, присутствовавший здесь младший сын царя Мануил позволил себе увлечься преследованием неприятеля, что послужило причиной испытанного греками поражения; здесь же изменил царю племянник его, сын севастократора Исаака Иоанн, перешедший к мусульманам и принявший их веру. Это подействовало на царя в нравственном отношении и заставило опасаться, что изменивший племянник ознакомит врагов с состоянием византийского войска. Подобные соображения заставили его снять осаду с Неокесарии. В начале 1141 г. после трудного похода Иоанн возвратился в столицу. Но через год предпринята была новая экспедиция, цель которой скрывалась от народа. Объявив сбор войска в Милете и начав движение по течению Меандра, царь неожиданно приказал принять направление на юг и достиг города Атталии. Здесь умер старший сын царя Алексей, который считался наследником престола; скоро смерть постигла второго сына, Андроника, сопровождавшего на судне тело умершего брата. Несмотря на эти потери, глубоко потрясшие царя, он не отменил похода, имевшего целью Антиохию. Там происходили события, имевшие большое значение в истории христианских владений. В апреле 1142 г. эмир Алеппо нанес поражение христианским князьям, а Иерусалимское королевство находилось в опасности от соседнего аскалонского эмира. Угрожаемые турками, антиохийский князь и граф Эдессы усиленно просили царя подать им помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ортодоксия – «правильное высказывание», православие, утвержденное высшими церковными авторитетами вероучение, доктрины. Орфан – сирота. Орфанотроф – дословно с греч. «кормилец сирот», должность смотрителя орфанотрофиона. Орфанотрофион – дословно с греч. «сиротопиталище», византийский дом для орфанов и иногда вдов, одно из старейших византийских благотворительных учреждений. Епископы поддерживали сиротские дома с 330-х гг. до XIV в., нередко совмещая О. со школой для мальчиков, из которых готовили клириков – певчих, анагностов, каллиграфов. О. Константинополя занимал ведущее место среди такого рода учреждений и был основан константинопольским священником Зотиком в правление Констанция II (337–361 гг.) и расширен при Юстине II (565–578 гг.). Он носил имя Св. Павла и был перестроен в 1032 г, а затем еще раз значительно расширен и оборудован василевсами Алексеем I и Иоанном II Комнинами (10811143 гг.). Комплекс занимал большой городской квартал, принимал и содержал грудных младенцев, стариков и инвалидов, финансировался из налоговых поступлений, владел земельными угодьями, имел свою систему управления, управлял грузинским женским монастырем, начальной школой. Орфос – утреня, церковная служба, с которой начинается дневной цикл Божественной литургии; составная всенощной. Ослепление – одно из наиболее популярных наказаний, видов казни в Византии. Заключалось в том, что палач крепко связывал наказуемого, которого клали на землю с запрокинутой головой. После этого к его глазам близко подносилась добела раскаленная пластина металла, которая выжигала роговицу. Более редким являлось выкалывание глаз или О. с помощью мелко толченного стекла, насыпанного в глаза. Осман – эмир турок-османов (1288–1326 гг.), носил прозвище Гази – «воин веры» и стал родоначальником турецкой династии Османов. Его сыном и наследником был воинственный Орхан. Османы – кочевники-турки, вытесненные из Туркестана монголами примерно в середине XIII в. Следовали по пути сельджуков и были вначале ими разбиты в Передней Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010