Заключительное заседание пленарной сессии посетили Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III и член правящей династии Королевства Иордания принц Гази бен Мухаммад, советник Короля Абдаллы II по религиозным вопросам. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на XIII пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.   ЖУРНАЛ 101 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в IX заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам». Справка: С 25 по 27 августа 2014 года в Тегеране (Иран) состоялось IX заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам», посвященное теме: «Важность и укрепление сотрудничества и взаимопонимания между Исламом и Православием». В состав делегации Русской Православной Церкви вошли: архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, настоятель Николаевского собора в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев), секретарь Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, заведующий Сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей священник Димитрий Сафонов, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Е.В. Дунаева. В рамках заседания участники обсудили темы межрелигиозных отношений и экстремизма под религиозными лозунгами. 24 августа архиепископ Феофилакт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил праздничное богослужение в храме святителя Николая в Тегеране. Торжество было посвящено 70-летию со дня основания прихода. 27 августа члены делегации посетили городе Кум, где встретились с руководством ведущих духовных учебных заведений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

Его образ мысли был во многом окрашен общинной психологией и подвержен влиянию толпы. Тем не менее в византийской армии находилось достаточно людей, готовых совершить смелый и яркий подвиг, получив заветный шанс обратить на себя внимание императора и вознестись над своими соратниками. Поэтому в зависимости от ситуации он оказывался способен и на чудеса храбрости, отчаянный героизм, и на внезапное обращение в паническое бегство, если чувствовал, что Бог отвернулся от ромеев. Может, описанный психологический портрет византийского воина и не во всем верен, тем не менее очевидно, что мировоззрение «обычного стратиота» очень сильно отличалось от взглядов рядового гази или крестоносца, обычно воспринимаемое как «эталонные» примеры бойцов за веру и сторонников идей священной войны. Заключение Завершая разговор о сакрализации войны в Византии необходимо сказать хотя бы немного об аналогичных процессах в истории России, продолжившей развитие многих аспектов религиозной и культурной традиции Константинополя. В то же время нельзя не отметить, что проблема соотношения «священства» и «царства» решалась несколько иначе. Следовательно, и вопрос возможности освящения такой деятельности светской власти, как война, ставился принципиально по-другому. Для Романии было скорее характерно представление о святости самого поста императора, но лично канонизированными оказались лишь несколько правителей за более 1100 лет: Константин Великий , Юстиниан, Никифор Фока (хотя вопрос о распространенности его культа открыт), несколько императриц: Пульхерия, две Феодоры (жены Юстиниана и Феофила), Ирина и Феофано (первая супруга Льва VI). Среди святых воинов все без исключения закончили свой жизненный путь мученичеством, за что, собственно, и были канонизированы или преподобными, оставившими воинское поприще и ставшими монахами. Единственным исключением тут является Никифор Фока, проблема прославления которого разбиралась в представленной работе. Русские же святцы содержат более двух десятков имен менее чем за пятьсот лет, среди которых особо почитаемыми оказались как раз не мученики (вроде Михаила Тверского), а князья-воины: Александр Невский и Дмитрий Донской, а также «политики»: Владимир Святой, Ярослав Мудрый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1116 Согласно «Делопроизводству по обвинению Иоанна Итала в ереси», Михаилом Каспаки звали человека, подавшего донос на Итала. Может быть, это одно и то же лицо? 1117 Тагматарх. Все византийское войско подразделялось на тагмы, состоявшие из жителей той или иной фемы или специально подобранных воинов (например, «бессмертных», см. прим. 67; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 324 и сл.). Таким образом, тагматарх – командир тагмы. Однако в данном случае Анна, по-видимому, этим термином обозначает просто командира сухопутных войск. 1118 περιαλγσας π τ το Κσπακος ναιρσει φ’ καν ν λος α θις τ ς το κστρου φροντδος γεγνει.Б. Лейб явно ошибочно ставит запятую перед φ’ κανν. 1119 Марак. См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 182. 1120 Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 27) ошибочно указывает, что Лампи находится около Лопадия, путая это место с рекой того же названия (см. Ал., VI, 12, стр. 197). 1121 Γελελμος Γραντεμαν. Вильгельм Грантмесниль, муж Мабиллы, сестры Боэмунда, бежал из Антиохии около 10 июня (Raim. Ag., XI, рр. 256–258; Gesta, IX, 23). 1122 Стефан Блуасский, предводитель крестоносцев из Северной Франции, бежал из-под Антиохии за день до взятия города (Fulch., I, 16; ср. Gesta, IX, 27). 1123 Петр Алифа (см. о нем прим. 466) явился к Алексею не из Антиохии, а из Команы (к югу от Кесарии). См. Runciman, А history..., I, р. 239). 1124 Запертые в Антиохии войсками Кербоги, крестоносцы испытывали большие лишения. Многие из них покидали город, спускаясь ночью по канатам со стен Антиохии. Эти беглецы получили название «канатных плясунов» (funambuli) См. Ord. Vit., IX, 11. 1125 См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 141. Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 29) без всяких объяснений называет его братом Мелика-Гази. Однако в данном случае речь идет о каком-то сыне Бэрк-Ярука (султана Хорасана), а не Данишменда. Бэрк-Ярук послал Кербогу на помощь осажденным антиохийцам и, естественно, стремился помешать Алексею прийти на помощь крестоносцам. 1126 Нельзя не заметить явного противоречия у Анны, выше утверждавшей, что сообщение франков заставило Алексея ускорить движение. Писательница приводит любые аргументы, для того чтобы оправдать отца, не пришедшего на помощь крестоносцам (см. прим. 1073).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается сочинений архиепископа Евгения Вулгариса под заглавием «’Aδολεχα φιλóθεος, τοι τς ναγνσεως τς ερς Mωσας IIεντατεχου βιβλου, επιστσεις ψυχωφελες τε α σωτηριδεις» (τ. I–II, σ. 493+406), то оно представляет сборник душеполезных и спасительных бесед, составленных знаменитым греческим богословом и философом на текст Пятикнижия Моисея, и было издано в 1801 году на средства известной фанариотской фамилии Зосима и при содействии ученого греческого архимандрита Анфима Гази. Беседы расположены применительно к библейскому порядку книги Моисея и содержат то разъяснение их текста, то душеполезные наставления, то нравственные приложения и выводы. В конце второго тома помещено философское рассуждение о природе всего существующего. Несомненно, «Боголюбезное рассуждение» является трудом серьезным и важным, из которого читатель может извлечь большую пользу, но, с другой стороны, справедлива и та точка зрения на это произведение Евгения Вулгариса , которая высказана в изложенном послании патриарха Григория к кесарийскому митрополиту Паисию. Здесь можно встретить такие богословские и философские рассуждения знаменитого греческого ученого (например, по вопросу о библейской космогонии), которые нужно признать его личным мнением, не во всем оправдываемым), с точки зрения общецерковного учения. Поэтому осторожность патриарха Григория в деле перевода этого сочинения на простой турецкий язык вполне основательна. В связи с мерами относительно религиозно-нравственного просвещения народа, предпринятыми патриархом Григорием в виду инославной пропаганды на Востоке, находится и его окружное послание от 1 марта 1839 года, изданное по поводу перевода Священного Писания на простой греческий язык. Послание обращено ко всем митрополитам, архиепископам и епископам константинопольской церкви, священникам, иеромонахам и клирикам, проэстосам, пракритам и всем христианам каждой епархии. Всем известны, говорится в послании, современные еретики, приверженцы Лютера и Кальвина, которые с большой стремительностью и давно уже совершают нападения на православную восточную церковь и применяют бесчисленные средства и хитрости для осквернения непорочной нашей веры, для порчи нравов и развращения мыслей православных христиан, для низвержения их в бездну ереси и гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

В 17 веке известны песнотворцы: 1) Нафанаил митрополит Никейский, сочинивший киноник и нотный урок; 2) современник его Ипатий, писавший причастны, и 3) ученик Ипатия протопсалт Хризафи, составивший „урок похвальный“ на Пасху и похвальное пение патриарху Иерусалимскому Нектарию. В то же время пели и слагали мелодии: 4) Мануил Лампадарий и 5) ученик его монах Герасим. Позднее их жили: 6) дидаскал иерей Константин Флакки и 7) ученик его композитор Героном Трагудисти; 8) Баласий, священник и номофилакс Константинопольский, переписавший в 1674 г. нотную книгу Παπαδικη (поповку), содержащую „церковные песнопения всего года без канонов и самогласпых“. К собственным его мелодиям принадлежат: полиелей „Благословен Господь“, „Всякое дыхание“, славословие и херувимская песнь. 9) Другой Баласий – номофилакс Солунский; 10) Герман, еп. Неопатрский, написавший нотный обиход и положивший на ноты: славословие великое и херувимскую песнь; 11) ученик его Косма Афоно-Иверит, внесший его мелодии в свой обиход в 1689 г. и составивший „Всякое дыхание“ и славословие; 12) Дамиан иеромонах Ватопедский, сочинивший причастен и нотные ирмосы. 13) На рубеже 17 и 18 века Константинопольский песнотворец иеромонах и сакелларий Храли сочинил, а Петр Берекет улучшил нотное многолетие (полихронисмос) Русскому Царю Петру Великому с продолжительным финалом, выпеваемым звуками: то-то-то-ре-ри-ре-те-ре-ре-ри-то-рем-те-ре-рем. Сверх того, в нотных рукописях: Ватопедской 1674 года и Синае-Джуванийской 1689 г. упоминаются еще следующие неизвестные в предшествующих веках песнотворцы: 14) Геннадий из Анхиала, 15) Мануил Гази, 16) Лалуций, 17) Мельхиседек Редестин, 18) Мануил Влатир из Солуня, 19) Панкратий иеромонах, доместпк Иверского монасныря, 20) Паисий иеромонах, 21) Арсений иеромонах, 22) Афанасий иеромонах Иверит, 23) Сиропул, 24) Климент Лесбосец, 25) Георгий Панарет, 26) Иоасаф новый Кукузель, 27) Афанасий иеромонах Фессалиец, 28) Митрофан иеромонах, 29) Гавриил епископ Афонского городка Иериссо, 30) Арсений микрос, он же и Арсенаки, 31) Георгий протопсалт Ганский, 32) Малахия монах, 33) Афанасий митрополит Тирновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Часа за три до Газы видно на берегу моря селение Дейруль-Баллах среди пальмовой рощи. Это местность Анфидона, о котором говорят Птоломей, Плиний и Иосиф; здесь было Епископство; существуют монеты этого города; времен Каракаллы. Ирод прибавил к имени Аноидона имя Агриппы. Газа открывается часа за два не доезжая до нее; она стоит на возвышении. Тут же мы переехали глубокое русло высохшей речки, называемой Уади-Гази, через которую ведет разрушенный каменный мост о нескольких аркадах, древнего построения. Это, вероятно, река Бессор или Воссор, о которой говорится в Книге Царств ( 1Цар 30:9 ); она впадала в море близ Газы. Подле самой Газы, со стороны моря, выходит опять песочный хребет; городские сады доходят до него. Вправо расположено большое местечко Эссия-Эие, с виду мало уступающее Газе, а против него, довольно высокая гора, называемая Самсоновою; на ней видны развалины и мечеть. Сказывают, что на эту гору изнес Самсон ворота города Газы, с вереями, когда он был заперт в этом городе филистимлянами ( Суд 16 ). В Библии сказано, что эта гора была пред лицем Хеврона, вероятно против большой дороги, ведущей в Хеврон. Мы въехали в Газу чрез так называемые Самсоновы ворота; как бы в воспоминание библейского происшествия, эти ворота имеют только одни каменные боковые столбы и видны еще места, где были вереи для затворов. Не зная, куда пристать, я направился к греческой церкви, послав мой фирман к муселиму. Я пробыл с своим караваном около часа на дворе церковном и успел осмотреть церковь , очень древнюю; в ней покоятся под спудом мощи святого Порфирия. В середине храма утверждена мраморная купель. Толпа арабов-христиан окружала наш караван; одежда их очень красива и богата; довольство было написано на их лицах; после нищеты и изнурения, которые везде встречаются в Египте, утешительно видеть людей, пользующихся благами жизни. Должно заметить, что вся площадка церковного двора вымощена мраморными плитами. Я уже после узнал, что этот мрамор принадлежал храму сирийского идола Марны. Императрица Евдокия велела употребить его на помост церковного двора для того, чтоб эти остатки капища были всеми попираемы. Жители Газы коснели в идолопоклонстве долее прочих городов Сирии. Даже в четвертом веке по Рождестве Христовом здесь было восемь капищ 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В ходе создания новой «нации косоваров», стратеги этой программы по «строительству нации» поставили для себя цель разрушить как можно больше сербских духовных и культурных сокровищ, а остальное приспособить к своим интересам с помощью различных квазиисторических теорий, получающих государственную поддержку на самых высоких уровнях. Так, например, православный собор Богородицы Левишка в Призрене объявляется «старейшей римо-католической церковью в Косове и Метохии», монастырь Дечаны якобы был построен членами некого «клана Гази», а Патриархия и Грачаница будто бы построены на месте разрушенных католических церквей. Конечно, все эти лжеисторические теории не имеют ни малейшего основания, но в обстановке общей политизации истории дети этнических албанцев Косово усваивают эту ложь, и завтра они будут экстремистскими сторонниками этих идей. Поэтому и делается попытка превратить Косово, которое никогда не было единым географическим, этническим или политическим целым, в новое государство. Чтобы это сделать, необходимо создать историю Косово, культуру, нацию так называемых косоваров, новый флаг и т.д. Этот процесс совершается на основе рекомендаций целого ряда экспертов, в первую очередь из США, которые видят независимое Косово в качестве главного оплота американских интересов в этом регионе. Поэтому в самом последнем отчете госдепартамента США упоминаются «сербские косовары». Слово «косовар» - албанский перевод сербского имени «косовач», и сегодня в Косово, когда кто-нибудь произносит «косовар», он обычно имеет в виду косовских албанцев. Для нас, православных сербов, нашим отечеством была и есть Сербия, которой Косово и Метохия принадлежали веками. Эта провинция - лишь географическая концепция, которую можно рассматривать в более широком аспекте, и любая форма «косоваризации» сербского этноса, культуры и духовности в этом регионе является абсолютно неприемлемыми. Сербская Православная Церковь, будучи главным стражем и хранителем сербской и православной христианской самобытности, подвергается жесточайшим нападкам со стороны архитекторов нового «косоварского» государства, которое хотели бы видеть в этом регионе некоторые международные круги.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

225 B to время на престол Иерусалимской церкви претендовали два патриарха: Лазарь и Герасим. Лазарь был избран около 1334 г., но в Константинополь за утверждением поехал только в 1340–1341 г. (согласно фирманам мамлюкских султанов Египта, под властью которых в те времена находился Иерусалим, избрание вступало в законную силу лишь с утверждением кандидата византийским императором). Вскоре туда же прибыл и другой претендент, Герасим, обвинивший Лазаря в неких канонических нарушениях. Начавшаяся вскоре гражданская война и переход Лазаря на сторону Кантакузина, привели к тому, что в 1342 г. патриарх Иоанн Калека официально низложил Лазаря и вместо него возвел на престол Герасима, который вскоре отправился в Иерусалим, тогда как Лазарь оставался при Кантакузине. Примечательно, что Григора признаёт здесь Иерусалимским патриархом Лазаря, несмотря на то, что последний принадлежал к числу сторонников Григория Паламы , а его конкурент, Герасим, был ярким антипаламитом (в 1344 г. он даже созвал собор, на котором отлучил Паламу). После победы Кантакузина в гражданской войне Лазарь был восстановлен на патриаршем престоле и смог вернуться в Иерусалим. 226 Имеется в виду Орхан I Гази (прежде Григора именовал его правильно: см. т. I, с. 331 и прим. 579). Возможно, здесь контаминация с именем библейского и ряда исторических персонажей. 227 Григора ошибается: на самом деле Мария была выдана за правителя Эпира Никифора Орсини (см. прим. 749 к т. 1), а за Орхана вышла другая дочь Кантакузина, Феодора. 230 Андрей Факеолат (греч. Ανδρας Φακεωλτος или Φακιολτος, ит. Andrea Facciolati) – архонт, командующий флотом (1346–1347), протостратор (1347–1354). Ван Дитен называет его Георгием, говорит о его генуэзском происхождении и предлагает два варианта итальянского написания его фамилии: Facciolati или Fazzolati. Ho, согласно британскому византинисту Дональду Николу, последний (Fazzolati) был венецианским адмиралом, с которым не надо путать капитана Факеолата, как это делают, например, исследователи Вайс (G. Weiss, Joannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert (Wiesbaden, 1969), S. 43, 67) и Шрайнер (P. Schreiner, «La chronique breve de 1352: Texte, traduction et commentaire, II», Orientalia Christiana periodica 30 (1968), p. 269), которым, вероятно, следует и ван Дитен. См.: D. Nicol, The Reluctant Emperor: A Biography of John Cantacuzene, Byzantine Emperor and Monk, c. 1295–1383 (New York, 2002), p. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 108 (отд. паг.)), и упоминание в Житии Иоакима «Книги братского питания» ( Панич Т. В. Житие... С. 71). Последнее также свидетельствует в пользу общежительной традиции. Наконец, известны ситуации в сер. XVI в., когда архимандрит общежительного московского Симонова монастыря , пребывая в этой должности, делал вклады в Иосифов Волоцкий мон-рь, пострижеником которого являлся ( Давиденко. 2016. С. 29, 36). Данная грамота Вассиана Ипатиевскому монастырю интересна еще и тем, что она была скреплена именной печатью архимандрита (печать сохр.), о чем имеется прямое указание в ее тексте. Купчая архим. «Нифонта с братьею» от 1544/45 г. печатью скреплена не была (АРГ: АММС. 101. С. 237). Т. о., либо наличие или отсутствие личных печатей у архимандритов Н. П. м. было обусловлено случайными обстоятельствами, либо можно говорить о введении такой практики в обители с сер.- 2-й пол. XVI в. По сведениям И. М. Снегирёва, 14 февр. 1575 г. архим. Вассиан был хиротонисан во архиепископа Казанского, а 21 мая того же года скончался ( Снегирёв. 1863. С. 72). В февр. 1581 г. архимандрит Н. П. м. принимал участие в чине поставления во митрополита Московского и всея Руси Дионисия (СГГД. Ч. 2. 50. С. 70), в 1584 г.- в чине венчания на царство Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). 20 июля 1584 г. архим. Иоаким принимал участие в Соборе об отмене тарханов (СГГД. Ч. 1. 202. С. 592-598). 17 янв. 1589 г. архим. Сергий участвовал в совещании по поводу восстановления Патриаршества ( Шпаков. 1912. Прил. Ч. 2. С. 144), в мае того же года он подписал Уложенную грамоту об учреждении Патриаршего престола (СГГД. Ч. 2. 59. С. 95-102). По распространенному мнению, обитель защищалась от набега крымского хана Гази-Гирея II в 1591 г. ( Снегирёв. 1863. С. 14). Настоятель «Спаса Нового монастыря» отмечен среди составителей Утвержденной грамоты Бориса Феодоровича Годунова , причем в июльской редакции назван Сильвестр (ДРВ. 1788. Ч. 7. С. 112, 119), а в редакции от 1 авг. 1598 г.- Закхей (ААЭ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Он составляет квадрат стен или двухэтажных деревянных зданий, исключая восточной стороны, где одиноко посреди стены стоит каменное здание библиотеки. В одну линию с сей последней, западнее её, возвышается среди двора монастырского церковь Живоначальной Троицы, имеющая вид базилики с двумя рядами колонн, без купола и без колокольни. В притворе её устроен придел во имя св. Германа патриарха. В восточном конце северной стены, в верхнем этаже, устроено помещение для патриарха; в западном – той же стены – для начальника училища. Вход в монастырь посередине западной стены, прямо против дверей церкви. Над ним в верхнем этаже находится зала собраний. Училище занимает вершину конического холма, спускающегося с западной, северной и частью восточной стороны прямо в море, а с южной – к другим частям острова, где находится и самое селение одного имени с островом. Весь холм составляет собственность монастыря или училища. Вся его северо-западная сторона покрыта сосновым лесом. Перед входом в монастырь есть ровная площадка, усаженная большими деревьями, с устроенными под нею водоёмами. Это любимое место отдыха воспитанников и наставников. Отсюда открывается вид на дальний Константинополь. Блаженный ктитор 130 монастыря училища был, по видимому, не широких понятий об устрояемом им заведении, или лишён был возможности видеть более приспособленные к делу образцы подобного рода построек. Халкинская семинария и тесна, и неудобно расположена, и непрочно выстроена. Кроме того, высокое её местоположение, столько приятное летом, делает зимнюю пору в ней едва выносимой. Внутренняя организация училища мне не довольно известна. Кажется, она мало имеет сходства с порядками наших семинарий. Во главе училища стоит его начальник (σχολρχης), который в настоящее время есть вместе и профессор. Под ведением его находятся секретарь, эконом и семь наставников (вместе с ним и секретарем всего девять человек). Начальник с самого основания училища доселе один и тот же – митрополит Константин Типаль до, 131 некогда профессор керкирской Гильфордовой академии, 132 дряхлый, но бодрый духом старец, образец тех искренних, терпеливых и смиренномудрых тружеников во имя науки, «дàскалов» 133 греческого народа, которые не переставали являться в нем с самого порабощения его турками до нашего времени, и к разряду коих принадлежат с такою любовью описываемый Барским 134 Макарий (Патмский), 135 Евгений, 136 Никифор, 137 Гази, 138 Вамва, 139 Иконом 140 … При почтенном правителе есть канцелярия, которой заведует иеродиакон Григорий Гог, питомец заведения, человек с пламенной ревностью к просвещению и, по мнению моему, с большим будущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010