Мы не осмелились явиться сюда в качестве христиан, ибо большая часть населения – военные люди и книжные магометане; и мы вздыхали, что не можем посетить разрушенные церкви, кои мы видели издали, самой величественной архитектуры, с еще уцелевшими куполами, как рассказывается об этом городе, его красотах и церквах в Новых Летописях Эль-Дженаби, который говорит: «Мудрый государь Ахмед Гази, совершив много завоеваний в Карамании, выступил для осады Хрисаносии, он же город Никсар, Жилище Счастия»; и по его словам, это был один из самых больших городов в мире. Среди населения распространено убеждение, что горячий ключ, называемый Эбоас и ныне находящийся на расстоянии нескольких миль от города, прежде был в самой средине города. В этом месте находится удивительно большая церковь , самой величественной архитектуры, называемая QaumatourgoV, со многими сохранившимися еще памятниками. Мусульмане долго сражались и бились, пока не овладели городом, и разграбили все его сокровища. Беседки из виноградных лоз здесь низкие и небольшие. Затем мы прошли через весь город и переправились через большую реку Эддиб (Волчью) 825 , протекающую по долине на краю города, и к вечеру достигли деревни, населенной греками и армянами и называемой Омала. Здесь виноград растет так же, как и в нашей стране, и жители все виноделы. Вокруг деревень растет много деревьев магляб, которые по виду очень напоминают дерево грецкого ореха; только их листья и плоды принимаются от ствола, наподобие волос. Вечером мы вступили в Токат, в старину называвшийся по-гречески Kwkasw, – ныне имя одной местности, лежащей вне его, и остановились поблизости церкви, древней, с очень маленьким куполом; в ней мы служили обедню в третье воскресенье поста. Но все дома вокруг церкви принадлежат евреям. Дома христиан разбросаны, в числе сорока или пятидесяти. Впрочем, вокруг города есть много христианских деревень. В понедельник вечером мы отправились осмотреть большую старинную церковь во имя Успения Божьей Матери в лежащей близ города деревне, называемой Какси, жители которой все христиане и армяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предстоятель Русской Православной Церкви засвидетельствовал, что будет рад вновь встретиться с Королем Иордании Абдаллой II Бен Аль-Хусейном. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также обратился с теплыми словами приветствия к присутствовавшим иерархам Иерусалимского Патриархата. Принц Гази Бен Мухаммад, засвидетельствовав любовь и уважение к Русской Православной Церкви, особо остановился на деятельности русского Дома паломника на реке Иордан. Он, в частности, отметил, что множество паломников из России приезжает туда, несмотря на неспокойную обстановку в ближневосточном регионе. Как сообщает Союз православных журналистов, ранее для участия в Совете Предстоятелей в Иорданию прибыли: Патриарх Сербский Ириней. В состав миссии Сербской Церкви вошли митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Бачский Ириней, епископ Крушевацкий Давид. Миссию сопроводили ректор Призренской семинарии города Ниш протоиерей Милутин Тимотиевич, главный редактор журнала «Православие и богословские взгляды» протодиакон Дамьян Божич, секретарь Патриаршей канцелярии Сербии диакон Александр Прашчевич и личный секретарь Патриарха диакон Деян Накич; Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав; делегат Румынской Православной Церкви митрополит Тырговиштский Нифонт; Предстоятель Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Как сообщалось, Иорданский Собор пройдет в режиме , закрытом от СМИ. Собор созван по инициативе Патриарха Иерусалимского Феофила и посвящен «украинскому вопросу», а также ряду других насущных проблем мирового Православия. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/25/am...

130 Ктитор (греч.) – основатель, создатель; лицо, выделившее средства на строительство, ремонт или благоукрашение монастыря, храма. 131 Константин (Типалдос; 1795–1867) – ректор Халкинского богословского училища в 1844–1864 гг., с 1848 г. титулярный митрополит Ставро польский (города Карии в Малой Азии). 132 Керкирская Гильфордова академия – Ионическая академия, первый университет современной Греции, основанный в 1824 г. Фредериком Нор том, 5 м графом Гилфордом (1766–1827) в городе Керкира на острове Кор фу, входящем в группу Ионических островов. 134 Барский – Григорович Барский Василий Григорьевич (1701–1747) – русский путешественник, писатель, публицист и паломник. 136 Евгений (Булгарис; 1715–1806) – теолог, деятель новогреческого Просвещения, архиепископ Словенский и Херсонский. 138 Гази – Антимос Газис (1758–1828) – греческий просветитель, философ, политик, писатель и картограф, один из руководителей революционного общества Филики Этерия. 139 Вамва – Неофитос Вамвас (1776–1855) – греческий священник и ученый, видный деятель новогреческого Просвещения. 140 Иконом – Константинос Иконому (1780–1857) – греческий богослов и проповедник, видный представитель новогреческого Просвещения, член Российской Императорской академии наук. 142 Танталиди Илиас (1818–1876) – греческий филолог и поэт, с 1846 г. профессор греческой литературы в Халкинском богословском училище. 143 Патриарх Анфим VI (1782–1877) – занимал Константинопольский престол трижды: в 1845–1848, в 1853–1855 и в 1871–1873 гг. 144 Патриах Иоаким II (Коккодис; 1802–1878) – занимал Константино польский престол дважды: в 1860–1863 и в 1873–1878 гг. 145 Константин Типалдос (1795–1867) – архимандрит, первый ректор Халкинского богословского училища (1844–1864). 146 Иоаким (Коккодис; 1802–1878) – занимал епископскую кафедру в Иоаннине (Янине) в 1835–1838 и в 1840–1845 гг. 147 Предположительно митрополит Агафангел (Схоларис; 1818–1893) – избранный митрополитом Зворницким в 1848 г.; спустя десять лет, снискав благодарную память сербов, был отозван в Константинополь, и тут же направлен Патриаршим экзархом в Прусскую митрополию; летом 1861 г. избран митрополитом Филипийским, Драмским и Захненским; много лет был эфором Богословской школы на острове Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Только в 1337 г., после того как Орхану удалось блокировать узкий залив, на котором был расположен город, Никомидия была вынуждена сдаться. Завладев Никомидией, султан, как теперь называл себя Орхан, сумел оккупировать всю страну почти вплоть до Босфора 61 . Византии в это время постоянно доставляло хлопоты усилившееся сербское королевство Стефана Душана; в довершение в 1341 г. разразилась междоусобная война между Иоанном Кантакузином и регентами, правившими от имени малолетнего императора Иоанна V. Незадолго перед этим византийские полководцы стали брать наемников из различных тюркских племен, несмотря на их неисправимый обычай опустошать и грабить земли, по которым они проходили. Люди Орхана были наиболее дисциплинированными и боеспособными из турок. И в то время как сторонники Иоанна V завербовали наемников в Манисе и Айдыне, Иоанн Кантакузин добился в 1344 г. поддержки Орхана, отдав ему в жены свою дочь Феодору; взамен султан послал сражаться на его стороне во Фракию 6 тыс. солдат. Завоевав трон, Кантакузин продолжал использовать оттоманские войска в войнах против сербов. Когда же эти войны закончились, многие из турок уже осели во Фракии 62 . Свержение Иоанна Кантакузина с престола в 1355 г. дало наконец Орхану желанный предлог для того, чтобы вторгнуться в Европу, преследуя уже собственные цели. В 1356 г. армия султана под командованием его сына Сулеймана переправилась через Дарданеллы. За один год турецкие войска захватили Дзориллос (Чорлу) и Дидимотихон и продвинулись к Адрианополю, намереваясь захватить и его. Так же как и в период его завоеваний в Азии, султан поощрял своих соплеменников следовать за вождями гази и сразу же обосновываться на захваченных землях. Когда Орхан умер (по-видимому, в 1362 г.), турки уже были хозяевами Западной Фракии. Султан также значительно расширил свои владения в Азии, однако не столько силой оружия, сколько благодаря добровольному желанию турок, осевших на других землях, войти в состав столь преуспевающего государства гази. Он, очевидно, присоединил к своим владениям эмираты Сарухан и Карасу на северо-западе. Эмират Гермиян клонился к упадку, и султан смог подчинить себе Эскишехир и Анкару. Его главным противником в Азии оставался эмират Айдын, преграждавший ему путь на юго-запад 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Визант. реконкиста сопровождалась нек-рым оживлением церковной жизни в М.: возродилась митрополия (митр. Дионисий упом. в 997), объединившая правосл. население, как греков, так и армян-халкидонитов; существовала епископская кафедра ААЦ; визант. имп. Никифор II Фока (963-969) убедил сиро-яковитского патриарха устроить в регионе М. свою резиденцию; яковитский патриарх Иоанн VII поселился в крепости Барид близ М. До кон. XII в. здесь действовала одна из резиденций яковитских патриархов, и в связи с этим митрополичья кафедра М. приобрела большое значение в иерархии Сирийской яковитской Церкви . В хронике Михаила Сирийца (XII в.) упомянуты неск. церковных зданий и монастырей в М. Кафедральная яковитская церковь была построена в сер. X в. еп. Игнатием Раххатой. Ок. 1003 г. она была конфискована у яковитов и передана правосл. митрополии, однако, видимо, к кон. XI в. вновь была занята яковитами. В визант. источниках упомянуты также правосл. ц. св. Георгия и мон-рь Вознесения (SynCP. Col. 883). В 3-й четв. XI в. с приходом на Ближ. Восток тюрок-сельджуков византийское правление пошатнулось. В 1058 г. М. была захвачена и разграблена сельджуками в числе первых городов, подвергшихся нападению. После разгрома визант. армии имп. Романа IV Диогена в битве при Манцикерте в 1071 г. наступил коллапс византийской власти в М. Азии. М. перешла под власть Гавриила Мелитинского, армянина-халкидонита, к-рый сформировал здесь свое княжество и управлял городом до 1101 г., признавая себя вассалом сельджукского малоазийского бейлика Данишмандидов, но в то же время сохраняя связи с византийцами, киликийскими арм. княжествами и поддерживая крестоносцев. В 1101 г. в сражениях под Амасией и М. были разгромлены соединения крестоносцев гр. Раймунда IV Тулузского, кн. Боэмунда I Антиохийского и гр. Балдуина Эдесского, неск. вождей крестоносцев, в т. ч. кн. Боэмунд, попали в плен к эмиру Гази Данишманду. Но в следующем году владение Гавриила было уничтожено крестоносцами и М. перешла под прямое управление эмирата Данишмандидов. С этого времени город начинает постепенно исламизироваться. В кон. XII в. М. вошла в состав Сельджукского (Румского) султаната, с нач. XIV в. до 1515 г. находилась в составе гос-ва Мамлюков, затем перешла под управление Османской империи, с XX в.- в составе Турции.

http://pravenc.ru/text/2562892.html

Крупнейшее на территории России мусульм. гос-во - Золотая Орда - не заставляло иноверцев обращаться в И., не поощряло мусульм. миссионерства, предоставила правосл. Церкви ряд льгот. Борьба Великого княжества (а позднее царства) Московского с Ордой не носила религ. характера и определялась политическими интересами обретения независимости. К кон. XIV в. Московское княжество окрепло настолько, что смогло при поддержке Церкви выступить против темника Мамая и нанести поражение его войску в битве на Куликовом поле (1380). Впосл. московский князь был вынужден возобновить выплату дани хану Тохтамышу, но в дальнейшем стремление Московского гос-ва освободиться от данничества Орде только возрастало, завершившись отказом вел. кн. Иоанна III Васильевича (1472) от выплаты дани и Стоянием на Угре (1480). Распри и междоусобицы претендентов на власть и разгром Тохтамыша Тамерланом привели к распаду Золотой Орды, возникновению Казанского, Ногайского и Крымского ханств. На Сев. Кавказе образовались неск. небольших мусульм. гос-в, к-рые вели частые войны друг с другом и с более могущественными закавказскими соседями. Формально они входили в сферу влияния сефевидского Ирана и османской Турции, между к-рыми в XVI-XVIII вв. велись непрестанные войны за право обладания регионом. Кавказ, прежде всего юго-вост. области, стал объектом шиитской экспансии утвердившейся в Иране династии Сефевидов. Методы пропаганды Сефевидов были схожи с военно-религ. методами гази XI-XII вв. При шахе Исмаиле (ум. в 1524), родоначальнике новой династии, шиизм имамитского толка был объявлен гос. религией на всей территории державы Сефевидов. Несмотря на это, среди кавказских горцев суннизм сохранил свои позиции. При шахе Аббасе I (1587-1629), после изгнания османов из Азербайджана и Дагестана, центром распространения шиизма на Сев. Кавказе стал Дербент. Московское княжество разрослось за счет подчинения др. рус. княжеств, неуклонно накапливало мощь и стало централизованным царством. Оно повело военное наступление на мусульм. гос-ва, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды. Церковь усилила антимусульм. пропаганду, особенно после разгрома Казанского ханства и взятия Казани в 1552 г. Включив в состав Московского княжества мусульм. владения в Поволжье и Зап. Сибири, христ. Россия превратилась в страну с крупной иноверческой общиной. Необходимо было выработать свою политику в отношении мусульм. подданных. Во 2-й пол. XVI в. рус. воеводы и иерархи правосл. церкви приняли ряд жестких мер по ограничению влияния И. в присоединенных к Московии областях Поволжья и Приуралья: число городских мечетей сократилось, часть из них была разрушена. Мусульм. знать и низшее военно-служилое сословие либо перешли на службу к рус. князьям, либо сменили род занятий.

http://pravenc.ru/text/674977.html

В 1132 г. Левон I использовал свой союз с Гази и вторгся в Равнинную Киликию (о дате см.: Там же. С. 86-91). В это время основные города региона (Мсис, Адана, Тарс) перешли под контроль К. А.; Исаак Комнин был лишен своих владений. Успех Левона крайне обострил отношения К. А. с Антиохией. В борьбе против Антиохии временным союзником К. А. стало Эдесское графство. Но поведение Левона и его стремление к независимости вызвали раздражение в К-поле, и Михаил Италик назвал его «самозванцем» ( Lamma. 1952. P. 3-8; Бартикян. «Панегирик» Михаила Италика. 1984. C. 216-220). В 1136 г. новый князь Антиохии Раймонд из Пуатье, прибегнув к хитрости, захватил Левона в плен. Византийская империя также не отказывалась от претензий на Киликию, и в 1136-1138 гг. имп. Иоанн II предпринял масштабный поход в этот регион. Появление главных сил византийцев в Киликии резко изменило соотношение сил в регионе. Под угрозой византийцев К. А. и Антиохия спешно заключили перемирие. Левон I получал свободу за выкуп в 60 тыс. динаров и обязывался передать Антиохии Мсис, Адану и Сарвандикар. Византийское войско имп. Иоанна II, несмотря на сопротивление армян, захватило всю территорию К. А. В 1137 г., после длительных осад, византийцы овладели наиболее упорно сопротивлявшимися крепостями Вахка и Аназарв и захватили в плен кн. Левона I и предположительно 2 его старших сыновей - Рубена и Тороса. Младшие сыновья Стефан и Млех бежали в Эдессу, где их принял гр. Жослен I, муж сестры Левона. Завладев Киликией, византийцы вторглись на территорию Антиохийского княжества. К. А. прекратила существование как независимое гос-во более чем на 10 лет. Тем не менее установившееся прямое управление византийцев в этом регионе также было непрочным. Спустя некоторое время горными районами Киликии завладели Данишмендиды. Византийцы стремились укрепить свое положение, и в 1142 - нач. 1143 г. имп. Иоанн II предпринял еще один большой поход в Киликию, но, достигнув ее рубежей, император скончался, и все военные планы византийцев были нарушены.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Даже многочисленные средние классы не имели силы, не будучи сплочены, и кто мог, тяготел к верхнему слою. Либеральные профессии многим давали заработок, но немногим – почет и доступ в высшее общество, для которого незнатные врачи и литераторы были предметом насмешек. Это тем более удивительно – хотя и характерно для византийского общества повсюду, – что Салоники и в XIV в. были значительным центром просвещения: любовь к литературе в некоторых и знатных семьях была укоренившейся и общей, о чем свидетельствуют имена братьев Кидони, двух Ксанфопулов, двух Кавасила. О высоком и непоколебленном уровне просвещения свидетельствуют такие имена, как юриста и судьи Арменопула, «Шестикнижие» которого действовало еще в начале XIX в. в Молдавии и Бессарабии, или архиепископа Симеона, писавшего в XV в., или гуманиста Феодора Гази. По словам чтеца Иоанна, описавшего взятие родного города турками, Салоники притягивали к себе, как любовник; архиереи из него не уходили добровольно. Ряд школ, курсы лучших профессоров поддерживали уровень просвещения; салоникские знатные женщины блистали образованностью и чистотою языка. Не менее замечательно местное искусство, церкви XIV в. (св. Апостолов), фресковые росписи, иконы на дереве и на ткани, оклады, переплеты и резьба; памятники этого рода уцелели кое-где в Македонии, на Афоне и на Западе 65 . Издревле в Салониках существовала система муниципального самоуправления, обычаи и вольности, подтвержденные и латинским императором Балдуином, и никейским – Ватаци (1246); последние перед турками хозяева, венецианцы, гарантировали соблюдение обычаев и законов Салоник. Не было писаного сборника местного права, однако не только губернаторы в управлении, но и судьи в своих приговорах и толкованиях применяли местное право, сообщая ему силу царского закона. Источники упоминают «закон основателей города», а также ближе не известный «закон пригородов». Граждане Салоник весьма дорожили своим обычным правом. Органами самоуправления были городской сенат из архонтов, заседавший под председательством губернатора в своем особом здании, принимавший присягу архиепископа и чиновников в соблюдении местных обычаев и вольностей, утверждавший распоряжения многочисленных муниципальных чиновников и дававший им инструкции, обсуждавший даже дела о ересях; перед ним оправдывались и архиепископы, и губернатор Апокавк, и даже император Кантакузин (1350).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В том же году началось дело «о возобновлении монастыря», к-рое осложнилось разграблением обители в 1831 г. войском имама Гази-Мухаммеда; убытки составили более 19 тыс. р. После набега монастырским сторожам были выданы ружья. В июне 1839 г. иером. Герман, активно проявивший себя в деле восстановления К. м., был переведен на должность эконома архиерейского дома в Новочеркасске. 12 дек. 1845 г. еп. Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв) назначил настоятелем К. м. игум. Иеремию (одновременно с 1846 исполнявший обязанности эконома архиерейского дома). Ок. 1862-1871 гг. при К. м. была открыта школа (ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 17. Л. 39). В авг. 1888 г. управляющий мон-рем прот. Александр Нобилитетов предложил еп. Владикавказскому Иосифу (Чепиговскому) преобразовать К. м. в женский, поскольку в нем «служить и хозяйствовать некому, за два года никто не явился пополнить братию… Безлюдеет и может совсем закрыться монастырь». В 1891 г. еп. Владикавказский Иоанникий (Казанский) сообщал в Синод, что из Абхазии в Кизляр прибыли 3 монаха, и просил сохранить муж. статус К. м. в силу необходимости ухода за монастырскими угодьями. В 1897 г. настоятелем обители с возведением в сан архимандрита был назначен игумен керченского Катерлезского во имя вмч. Георгия мон-ря Филофей (Сташевский). С 20 марта 1899 г. архим. Филофей занимал должность председателя Кизлярского отд-ния Владикавказского епархиального училищного совета. Ок. 1897-1900 гг. на личные средства он построил уч-ще в Петровском саду и дом-школу. За 2 дня до кончины архим. Филофей принял постриг в великую схиму. После сообщения о смерти настоятеля (4 мая 1900) в его квартиру помимо местного духовенства и братии собралось множество горожан, «причем некоторые почитатели о. Филофея еще с вечера и до часа смерти не отходили от него» ( Зайцев. 1900. С. 194-196). 6 мая 1900 г. архим. Филофей посмертно был награжден орденом св. Анны 3-й степени «за службу по епархиальному ведомству» (Высочайшие награды. 1900. С. 120). Указом Синода от 10 нояб.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Следующие за ним халифы не были счастливее, а потому Масуд, укрепив свое положение, вместе с курдами мог начать войну с крестоносцами. В Египте ситуация также была далека от спокойствия. Фатимидский халиф аль-Хафиз (1130–1149), получивший единоличную власть после убийства своего брата, попытался в 1135 г. ограничить власть визирей, назначив на эту должность своего сына Хасана. Но тот, жестокий безумец, обезглавил в один день по вздорному обвинению 40 эмиров (!), после чего в Египте начались беспорядки. Чтобы спасти себя, халиф отравил сына и выдал его труп мятежникам. Лишь теперь халиф смог приступить к подготовке к войне с «неверными», угрожавшей, разумеется, прямо или косвенно Византии 412 . Естественно, игнорировать потенциальные угрозы в адрес Византии император не мог и не хотел. В 1132 г. царь направился с войском к городу Кастамоне, близ Анкары, и без особого труда овладел им. Это была поистине великолепная победа, и по возвращении в Константинополь император организовал триумфальное шествие, проехал по улицам столицы на серебряной колеснице, которую приказал специально изготовить для этого случая. На нее поместили икону Богородицы и Приснодевы Марии, а сам василевс шел впереди, держа в руках крест. Шествие дошло до храма Святой Софии, где был отслужен благодарственный молебен. Ни царь, ни войско не успели даже снять доспехи, как поступили известия о нападении эмира Сиваса (района в Центральной Анатолии) Мухаммада II (1134–1142), сына Гази II Данишмендина, на Кастамону. Город был взят штурмом, а римский гарнизон уничтожен. Практически немедленно армия Византии двинулась на войну, однако месть не состоялась: еще в дороге император узнал, что скончалась его любимая супруга св. Ирина, и, заболев от этого известия, возвратился в столицу. Ему пришлось предать земле уже тело не царицы, а монахини: почувствовав приближение смерти, императрица приняла постриг под именем Ксения и тихо скончалась 13 августа 1134 г. Едва уняв горе от потери любимого человека, царь вернулся к театру военных действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010