Человечество до сих пор существовало только потому, что было различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Современная цивилизация отказывается от этих понятий, она делает акцент на свободе человеческой личности. Любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. Никакого понятия греха — делай все, что ты хочешь в своей жизни; человек не несет ни перед кем никакой ответственности, стирается граница между добром и злом. Мы свидетельствуем, что человеческая цивилизация нежизнеспособна в таких условиях, когда человеческая свобода превращается в глобальную опасность, и понятие прав человека используют чаще всего для того, чтобы раскрепощать инстинкт. Приведу только два примера — аборты и гомосексуальные «браки», но перечисление можно продолжать. Поэтому, я думаю, настало время, когда верующие люди должны быть вместе. У нас разные богословские доктрины, разные традиции, но мы имеем очень важную общую основу для совместной деятельности. Этой общей основой является молитва к Богу — присутствие молитвы отличает человека религиозного от нерелигиозного. Также очень важным измерением нашей жизни является воздержание — если человек не умеет сам себя ограничивать, это становится очень опасным. Поэтому мне кажется, очень хорошо установить диалог между православными христианами и мусульманами по этим вопросам. Я говорю о православных христианах, потому, что и ислам, и православное христианство принадлежат Востоку. Нас объединяет высокий уровень культурной близости, нам легко говорить друг с другом, потому что мы принадлежим к одному миру. Русская Православная Церковь давно уже почувствовала необходимость диалога с исламом, причем на высоком богословском уровне. Уже более 20 лет назад мы учредили комиссию по диалогу «Ислам — Православие» с Ираном, и каждые два года проводим заседания этой комиссии либо в России, либо в Иране. Это очень полезная работа, которая помогает взаимопониманию, и должен сказать, что уровень согласия по основным вопросам весьма высок. Мы давно хотели бы установить такие отношения и с вашим университетом, который является самым важным богословским учебным заведением в исламском мире.

http://patriarchia.ru/db/text/1136663.ht...

Суннизм – наиболее крупное течение в исламе, к которому относятся 85–90% всех мусульман. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются признание достоверными сборников хадисов, составленных Мухаммадом Бухари, Мухаммадом ибн Иса ат-Тирмизи, Абу Даудом, Ахмадом ибн Шуайб ан-Насаи и Ибн Маджи, что определяет отличие суннитской сунны от шиитской, а также принадлежность к маликитскому, шафиитскому, ханафитскому или ханбалитскому мазхабам. Сунниты признают законность правления всех четырех «праведных» халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али. В отличие от шиитов, сунниты не разделяют идею об особой природе халифа Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. В рамках суннизма действует большинство суфийских орденов. «Мазхаб» – это мусульманская богословско-доктринальная школа. Таких школ всего четыре. Кроме того, слово «мазхаб» имеет значение «метод», «путь», «основа». Как видно, смыслы этих слов в своей основе восходят именно к значению доктрины. Известный ученый, профессор, специалист по Среднему Востоку Гордон Ньюби раскрывает смысл термина следующим образом: «Мазхаб (мн. ч. мазахиб) – учение, школа, доктрина, толк, жизненная философия, способ прохождения мистического пути». К ним относят мазхаб имама Абу Ханифы, имама ин-Шафии, имама Малика, имама Ахмада». Богословская школа «Великого Имама» или мазхаб имама Абу Ханифы Основоположник школы: Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ибн Зувата аль-Куфи (сокращенно имам Абу Ханифа). Годы жизни: 699–767. Почетное имя: аль-Имам аль-Азам (Величайший имам). Источники школы: 1. Священный Коран. 2. Пречистая Сунна (все хадисы тщательно анализируются, систематизируются). 3. Высказывания, деяния, поступки сподвижников пророка. 4. Суждение по аналогии, сопоставление аналогий (кыяс). 5. Причины предпочтения (истихсан). 6. Единое мнение богословов (иджма). 7. Апелляция к местному обычному праву, не противоречащему основополагающим источникам ислама. География распространения школы: Ирак, Сирия, Египет, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, страны Центральной Азии, Россия, Турция.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Православие в Бахрейне Местоположение: Средний Восток, архипелаг в Персидском заливе, к востоку от Саудовской Аравии. Площадь: 665 км 2 . Численность населения: 708 573 человека (по состоянию на июль 2007 г.). Официальный язык: арабский, английский. Краткая история страны. История Бахрейна восходит к III тысячелетию до Рождества Христова. Тогда на этих островах существовала развитая цивилизация. Древнее государство называлось Дильмун. Название Бахрейн – позднее, арабское и означает «два моря». Удобное расположение на пересечении торговых маршрутов, связывавших Месопотамию и Индию, способствовало процветанию Дильмуна. В IV веке по Р.Х. архипелаг захватили персы, частью империи которых острова оставались вплоть до арабских завоеваний, когда были включены в халифат. В IX–XI веках Бахрейн был центром государства карматов – влиятельной в то время мусульманской секты. В середине XIII века на короткое время Бахрейн получает независимость, но вскоре становится частью эмирата Ормуз. Арабы господствовали здесь до 1521 года, когда страну захватили португальцы. В 1602 году островом снова овладели персы, архипелаг входит в состав сефевидского Ирана. В 1783 году Ахмадом ибн Халифа аль-Халифа, родоначальником династии, правящей Бахрейном до настоящего времени, была установлена независимость государства. В 1820 году на Бахрейне высадились англичане, и с 1861 года острова находились под британским протекторатом. Полную независимость страна получила только 14 августа 1971 года. Во время Первой мировой войны иранское правительство считало Бахрейн незаконно захваченной территорией Ирана, эти же претензии были предъявлены Ираном и в 1980-х годах. Имеет место конфликт с Катаром из-за ряда спорных островов. С 1990 года 5-й военно-морской флот США использует Бахрейн в качестве основной базы в зоне Персидского залива. Религия: мусульмане – 81,2 %; христиане (англикане, католики, монофизиты, православные) – 9 %; другие (индуисты, буддисты и пр.) – 9,8 % (по переписи 2001 г.). Православие. В Деяниях апостолов говорится, что жители Аравии были среди тех, кто слышал в Иерусалиме проповедь апостола Петра после Пятидесятницы. И слышали они проповедь на собственном наречии, то есть на арабском языке (см.: Деян. 2:11). Согласно преданию, первым, кто проповедовал христианство в Аравии, был святой апостол Варфоломей. В 225 году уже существовала христианская епископия на островах Бахрейна, и записи Ι Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 325 году, включают упоминание аравийских епископов.

http://pravoslavie.ru/3796.html

В феврале 1995 года две православно-мусульманские группы выехали на Северный Кавказ с тем, чтобы провести ряд совместных миротворческих акций и посетить уцелевшие и разрушенные церкви и мечети. В январе 1996 года христиане, мусульмане и иудеи собрались в мечети Кизляра, призвав представителей федеральных властей и руководство Дагестана заменить собой удерживаемых бандой Салмана Радуева заложников. После начала второй чеченской войны Русская Православная Церковь в лице своего предстоятеля также подчеркнула отсутствие религиозных мотивов в новом конфликте и начала переговоры с муфтием Ахмадом Кадыровым, затем возглавившим новую администрацию Чечни. В августе 2000 года Кадыров в составе делегации духовных лидеров СНГ выехал в Нью-Йорк для участия во Всемирном форуме религиозных и духовных лидеров в ООН, а в ноябре 2000 он встретился с патриархом Алексием II, обсудив вопросы урегулирования ситуации в Чечне 130 . Самым же резонансным примером совместных миротворческих усилий стала поездка православно-мусульманской делегации в предвоенный Багдад. В начале 2003 года самой волнующей темой для российских мусульман стала ситуация вокруг Ирака. Планы США и их союзников по свержению режима Саддама Хусейна были единодушно осуждены всеми мусульманскими центрами, которые заявляли о своей солидарности с многострадальным иракским народом. По мере нагнетания обстановки эти заявления становились все более резкими, пока, наконец, 15 февраля 2003 года в Махачкале не прошел многотысячный антивоенный митинг, участники которого выразили готовность с оружием в руках сражаться за свободу Ирака 131 . На фоне волны антизападных настроений особую активность проявило ЦДУМ, представители которого предложили направить в Багдад с миссией мира межрелигиозную делегацию. Эта удачная идея получила одобрение Русской Православной Церкви и 17 марта христианско-мусульманская делегация вылетела в столицу Ирака. Со стороны ЦДУМ в неё вошли верховный муфтий Талгат Таджуддин, муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин, муфтий Ростовской области Джагофар Бикмаев, муфтий Москвы и Московской области Махмуд Велитов, муфтий Молдавии Альбэр Бабаев и муфтий Белоруссии Исмаил Воронович. Православную часть делегации возглавил епископ Магаданский и Синегорский Феофан 132 . Постоянно действующие межрелигиозные структуры постсоветского пространства

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Меня зовут Фатима Абдул Муньим. Мой брат и отец попросили меня внести свой вклад в эту дискуссию, и я очень рада этой возможности. Думаю, что мне, как представительнице образованной прослойки мусульманских женщин, есть что сказать о нашем мировоззрении. Я полностью согласна с тем, что уже было сказано в этой связи моим братом и отцом. Прежде чем начать рассказ о себе и о своих взглядах, мне бы хотелось сказать несколько слов о своей матери. Хотя она не так образованна, как остальные члены нашей семьи – она окончила только среднюю школу – мудрость этой женщины не ограничивается тем, что она узнала, сидя за партой. С годами она стала цельной и зрелой личностью. В некотором смысле мама – поддержка и опора для отца. Каждый день она окружает его и всех нас своей любовью. У нее от природы заботливое сердце и ровный характер, в котором отец, Ахмад и я не раз черпали поддержку в трудную минуту. Когда мы с Ахмадом были подростками, мы охладели к Богу и отступили от традиционных мусульманских ценностей, но мама молилась за нас день и ночь, продолжала верить в нас и внушать нам страх Божий. В исламе существует два вида молитв, которые на арабском называются «салят» и «ду’аа». Салят – это обрядовая молитва, которую следует произносить пять раз в день, а ду’аа – это спонтанное прошение, которое верующий возносит к Богу в любое время, занимаясь повседневными делами. Мама возносила эти прошения за нас долгие годы, благодаря чему мы и стали тем, кто мы есть. Я никогда не забуду то утро, когда я, будучи ребенком, проснулась, чтобы сходить в туалет. Было еще темно, и я увидела мать, стоящую на коленях с покрытой головой и возносящую утреннюю молитву салят. Она меня не заметила, но этот детский опыт произвел на меня неизгладимое впечатление. О маме я могла бы говорить очень долго, но настало время рассказать о себе. Я – сестра Ахмада, Фатима. На египетском диалекте арабского это звучит Фатма. Я горжусь своим именем и именем моего рода. Фатимой звали дочь пророка Мухаммеда. Она же была женой четвертого халифа Али. Моего отца зовут Абдул Муньим, что означает «Слуга милостивого Бога».

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Христианская мораль покоится на трех столпах: В основу западной цивилизации христиане положили все три принципа, а современные иудеи «подстроились» под них. Иудеи не принимают Христа как Мессию, однако в современном мире они внешне переняли западную культуру, которая, как признают и те, и другие, имеет под собой христианскую основу, заложенную в Ветхом и Новом Заветах. Далее в разговоре с Ахмадом мне пришлось несколько раз отвечать на вопрос, почему христиане чувствуют себя теологически ближе к иудеям, чем к мусульманам. Этот вопрос особенно его волновал. Разбирая данную тему по электронной почте, мы просмотрели множество отрывков, как в Библии, так и в Коране. Очень полезными мне показались книги Джона Гилкриста, в которых приводится множество исторических фактов и сведений о Коране. 53) Библейские личности в Коране В Коране упоминается о пророках и посланниках Божьих, которые приходят в мир для предупреждения рода человеческого о необходимости веры в единого Бога. Мусульмане признают многих библейских пророков и патриархов. Им дана заповедь почитать в равной мере всех пророков, не делая различий. В Коране перечислены следующие пророки: Адам, Авраам, Исаак, Измаил, Иаков и Моисей. Исайя, Иеремия и Иезекииль в этот список не входят. Описанная в Библии система жертвоприношений в Коране не упоминается. Из новозаветных фигур в Коране упомянуты Исса (Иисус), Марйам (Мария), Йяхья (Иоанн Креститель) и Закария (отец Иоанна Крестителя). Марии в Коране отведено особое место. Она была не только матерью Иисуса, но и девой, к которой при рождении не прикоснулся сатана. 54) Вторым человеком, которого не касался сатана при рождении, был Иисус. О Марии и Иисусе в Коране сказано: «И ту, которая сохранила свою скромность… И Мы вдунули в нее от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров» (Сура 21, айят 91). Иисус В Коране Иисусу присваивается несколько титулов. Он и аль-Масих (Христос), и Калиматуху (Его Слово), и Рухон минху (дух от Него). Мусульмане верят, что Иисус родился от девы, исцелял слепых и прокаженных и воскрешал мертвых. Также в Коране говорится, что, будучи юношей, Иисус совершил чудо: вдохнул жизнь в глиняных птиц (см. Сура 5, айят 110). Согласно Корану, Иисус был взят на небо (Сура 4, айят 158) и вернется на землю в конце времен в качестве Знамения Часа (Сура 43, айят 61).

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Председатель Отдела внешних церковных связей отметил, что, согласно решению Священного Синода, Русская Православная Церковь вынуждена приостановить участие в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, сопредседателем которой является представитель Константинопольского Патриархата. Вместе с тем митрополит Иларион подчеркнул, что двусторонние отношения между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью будут и дальше развиваться. 15 ноября 2018 года митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Каир, где состоялась его встреча с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II. В ходе беседы обсуждались вопросы, относящиеся к тематике межправославных отношений. 16 ноября в Каире митрополит Иларион встретился с Патриархом Коптским Тавадросом II. Стороны обсудили тематику двусторонних отношений, динамично развивающихся в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, в том числе в сфере контактов между монашествующими и организации паломничеств к христианским святыням Египта и России. С 16 по 17 ноября митрополит Иларион сделал краткую остановку в Бейруте, где встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ливане А.С. Засыпкиным. С 17 по 18 ноября председатель Отдела внешних церковных связей посетил столицу Сирии для участия в торжествах по случаю 60-летия основания Подворья Русской Православной Церкви в Дамаске. Состоялась встреча с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х. Рассматривался широкий круг вопросов, затрагивающих межцерковные отношения и перспективы дальнейшего взаимодействия в оказании гуманитарной помощи сирийскому народу. В ходе поездки митрополит Иларион встретился с министром по делам вакуфов Сирии шейхом М.А. Ас-Саидом, Верховным муфтием Сирии шейхом Ахмадом Хассуном, и принял участие в совещании Глав и высоких представителей традиционных религиозных общин Сирии и межрелигиозной делегации из России.

http://religare.ru/2_116930.html

Община англикан входит в юрисдикцию еп-ства Кипра и Персидского зал. (учреждена в 1982). В 1982 г. в ц. св. Христофора Леонард Эштон был рукоположен во епископа новоучрежденного еп-ства Кипра и Персидского зал.; в 1986 г. церковь получила статус собора и стала резиденцией архидиакона Персидского зал. еп-ства Кипра и Персидского зал. Епископальной Церкви в Иерусалиме и на Ближ. Востоке. Из протестантских деноминаций и сект известны Бахрейнские христианские братья. Ислам. Конфликты между суннитами и шиитами остаются проблемой для страны. Суннитское меньшинство, к нему принадлежит и семья правящего эмира, имеет полноту власти и большую часть богатства страны. Мусульмане-шииты требуют увеличить свое представительство в правительстве, и периодически столкновения между ними и суннитами выходят за рамки политической борьбы. Характерной особенностью религ. жизни в Б. являются проповеди имамов и хатибов в мечетях по пятницам. Исламские священнослужители сообщают верующим основные новости внутренней и внешней политики и дают их оценку. Как правило, акцент делается на примирение и одобрение действий властей. Либеральная арабоязычная газ. «Ахбар аль-Халидж» регулярно публикует наиболее значительные проповеди, прозвучавшие в мечетях. Распространение христианства Еще в III тыс. до Р. Х. архипелаг Бахрейн являлся важным торговым центром в Азии: через него осуществлялись связи Месопотамии с долиной Инда. Совр. ученые отождествляют Б. с существовавшим тогда гос-вом Дильмун. Христианство пришло на Бахрейн в IV в. по Р. Х. вместе с миссионерами из Ирана, в кон. IV в. христиане, проживавшие на совр. территории Б., входили в митрополию Бет-Катрайе, включавшую также Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, вероятно, о-в Катар (см. статьи Арабы-христиане и Аравия ). В IV-VI вв. территория Б. входила в гос-во Сасанидов , в VII в.- в Арабский халифат. В это время здесь утвердился ислам. Вскоре Б. был присоединен к эмирату Ормуз. С сер. XIII в. Б. становится независимым араб. княжеством. В нач. XVI в. его захватили португальцы. В 1602 г. территория Б. вновь оказалась захвачена персами. Они были изгнаны в 1783 г. шейхом Ахмадом ибн аль-Халифа (выходцем из Кувейта), основавшим правящую до наст. времени династию эмирата Б.

http://pravenc.ru/text/77712.html

Москва, 19 сентября. 18 сентября в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным муфтием Сирии шейхом Ахмадом Бадреддином Хассуном, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . С сирийской стороны во встрече приняли участие Чрезвычайный и Полномочный посол Сирийской Арабской Республики в России Риад Хаддад, помощник Верховного муфтия Сирии шейх Абдулрахман Хассун, переводчик Нофаль Кальтум. Со стороны Отдела внешних церковных связей Московского патриархата во встрече участвовали заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Сердечно приветствуя высокого гостя, Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «С момента нашей последней встречи в 2014 году прошло много событий. В контексте наших двусторонних отношений, наверное, самым важным событием было присоединение Российской Федерации к борьбе с терроризмом на территории Сирии». По словам Патриарха Кирилла, инициатива российского государства присоединиться к борьбе с терроризмом на территории Сирии нашла поддержку со стороны религиозных кругов России. «Межрелигиозный совет России, в который входят православные, мусульмане, иудеи, также высказался в поддержку борьбы с террористами, в том числе на территории Сирии, – отметил он. – По милости Божией, результаты этой борьбы оказались положительными, и большая часть Сирии освобождена от террористов, хотя еще и сохраняются очаги напряженности. Но мы надеемся, что и эти очаги будут подавлены и на сирийской земле восстановятся мир и справедливость». Продолжая беседу, предстоятель высказал мнение о послевоенном восстановлении нормальной жизни в Сирии, подчеркнув немаловажное значение профилактики экстремизма. «Нужно работать для того, чтобы никто и никогда не мог использовать на сирийской земле террористические методы для достижения своих политических целей», – сказал Патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В своей вероучительной позиции группа идентифицировалась с митрополитом царства и коптским патриархом в Каире, которые стремились очистить Эфиопию от ее дохристианских и иудаистических обычаев. Центр группы располагался на юге в монастыре Дебра Либанос, игумен которого был советником и исповедником императора. Он также считался главным монахом царства, кем-то вроде верховного архимандрита всего эфиопского монашества. Этот сан, называемый «этчеге», давал его носителю гораздо больше властных полномочий, чем присылаемому из Каира абуне. Вторая группа, базировавшаяся на севере страны (в Эритрее), основана игуменом Евстатием (или Абба Еуостатеуос) (1273-1352). В отличие от первой группы, она не была в полном согласии ни с церковным, ни с политическим истеблишментом страны. Община подвергала резкой критике как государство, так и церковь и даже публично осуждала работорговлю. В противоположность дебралибаносцам, члены эритрейской группы настаивали на строгом соблюдении субботы: они с фанатизмом отвергали все прещения, накладываемые на них эфиопским митрополитом и каирским патриархом. Началось гонение. Их основатель скончался в ссылке в Армении после безуспешной апелляции к коптскому патриарху. Но его последователи не отступили от своих позиций, и раскол продолжался до 1450 г., когда на соборе в Дебра Метмаке северянам было позволено соблюдать субботу. Но, с другой стороны, они не могли навязывать свой обычай никому другому. Лишь за несколько лет до этого важного для эфиопской истории собора состоялся Флорентийский собор. Представители эфиопского монастыря в Иерусалиме посетили Флоренцию в 1441 г. Но, по всей видимости, это была собственная инициатива монастыря: ни церковь, ни император не посылали их во Флоренцию. Изоляция Эфиопии усилилась после завершения процесса исламизации находящейся к северу от нее Нубии. Так была разорвана связь между Эфиопией и Египтом, так же как и со всем остальным миром. Мусульманское давление на страну вновь усилилось. В результате кровавой кампании, начатой в 1520-х гг. исламским правителем Ахмадом Гранном, к XVII в. каждый третий эфиоп стал мусульманином. Даже действия недавнего марксистско-ленинского режима страны, по всей видимости, нанесли Эфиопской церкви меньше вреда. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/434835/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010