Собор Бетэ-Мэдхане-Алем в Лалибэле Собор Бетэ-Мэдхане-Алем в Лалибэле Полностью монолитными являются только 4 храма: собор Спасителя мира, церкви Пресв. Богородицы, Еммануила и св. Георгия. Под ц. Животворящего Креста приспособлен один из природных гротов. Высказывалось предположение, что изначально некоторые из сооружений комплекса имели светский характер. В этой связи чаще всего упоминаются ц. св. Меркурия, ориентированная не строго по оси «восток-запад», и ц. архангелов Гавриила и Рафаила с ее слишком роскошным по сравнению с др. храмами Л. фасадом. Первоначально Л. называлась Роха, что дает прямую отсылку к араб. наименованию сир. г. Эдесса - Эр-Руха (сир. Урхай), но никаких параллелей ни в архитектуре, ни в топонимике отдельных храмов у Л. с этим городом не прослеживается. Неясно, когда именно топоним Роха вышел из употребления. Нек-рые исследователи находят значительное сходство между Аксумским собором Богоматери Сионской в том виде, в каком он существовал до разрушения его Ахмадом Ибрахимом аль-Гази (Гранем) в 1535 г., и собором Спасителя мира в Л., а также между церквами Дев в обоих культовых центрах и предполагают, что Л. призвана была заменить Аксум в качестве места общеэфиоп. паломничества. Остается открытым вопрос о том, на какие средства христ. Эфиопское царство, превратившееся после упадка Аксума в децентрализованное гос-во, где не осталось городов, не чеканилась своя монета и безраздельно господствовало натуральное хозяйство, смогло построить храмовый комплекс, аналога к-рому неизвестно не только в аксумской, но и вообще в восточнохрист. архитектуре той эпохи, за исключением Византии. Можно предположить, что Коптская Церковь , испытавшая в конце периода крестовых походов жесткие гонения со стороны мусульм. властей, строго следивших за тем, чтобы новых христ. храмов на подконтрольной им территории не сооружалось, направила накопленные ею средства на церковное строительство в свободной от ислам. ига Эфиопии. Характерно, что эфиоп. традиция связывает возведение Рохи как «Нового Иерусалима» со взятием Иерусалима султаном Салах-ад-Дином в 1187 г. Кроме того, на центральном столбе ц. Бетэ-Марьям, именуемом «Столп света», высечена араб. монументальная надпись, выполненная араб. шрифтом, за исключением написанного по-коптски слова «Христос»: «Смилуйся, Господи, над рабом Христа (Абд аль-Масихом?), который построил [эту] церковь» ( Bosc-Tiess é et al. 2010. P. 45-49). Вместе со всей поверхностью столба надпись покрыта особой завесой, возможно с момента основания церкви. По традиции считается, что т. о. сохраняется в тайне начертанная на «Столпе света» вся прошлая и буд. история мира, но напрашивается более тривиальное истолкование этого факта: закладная надпись была скрыта от посторонних глаз, чтобы к.-н. мусульманин не донес властям Египта, что строительством храма в христ. Эфиопии руководил копт, и не возник вопрос, на чьи деньги оно осуществлялось.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

анклав среди мусульм. гос-в и языческих племен, считая ее потенциальным союзником в борьбе против мусульман и отождествляя с легендарной державой Иоанна Пресвитера . Правители Эфиопии были заинтересованы в военной помощи европейцев, т. к. с началом джихада, объявленного имамом Ахмадом Ибрахимом аль-Гази , положение Эфиопии осложнилось. В дек. 1553 г. кор. Португалии Жуан III попросил Игнатия Лойолу выбрать 12 И. для проповеди на «земле Пресвитера Иоанна», в т. ч. кандидата на должность католич. патриарха Эфиопии. Избрав Жуана Нуньиша Баррету и др. И.-миссионеров, Лойола снабдил их подробной инструкцией. Он предполагал, что в Эфиопии существует теократическое гос-во (во главе с царем - Пресвитером Иоанном), и рекомендовал И. обращаться прежде всего к царю и его приближенным, предлагая дружбу с европ. правителями и помощь в борьбе против мусульман. Действуя через окружение царя, миссионерам надлежало склонить Эфиопскую Церковь к унии с католич. Церковью, устранить из вероучения «важные суеверия» эфиопов (соблюдение норм ВЗ: обрезание, празднование субботы, различение чистой и нечистой пищи и др.) и ввести лат. богослужение и календарь. В янв. 1554 г. папа Юлий III утвердил избрание Баррету и его 2 епископов-коадъюторов, но эфиоп. царь Галавдевос (Клавдий) разрешил им въезд в страну с условием, что миссия И. будет ограничена окормлением португ. поселенцев. В июне 1557 г. коадъютор Баррету, еп. Андрес де Овьедо и 5 И. прибыли ко двору Галавдевоса, к-рый по их просьбе организовал неск. диспутов с эфиоп. духовенством. По итогам диспутов царь составил исповедание веры, в котором подтвердил вероучение Эфиопской Церкви и попытался оправдать сохранение норм ВЗ. Новый царь Мина (Минас; 1559-1563) отменил религ. привилегии португальцев, запретив миссионерам проводить публичную проповедь, а эфиопам присутствовать на католич. богослужениях. Овьедо был вынужден покинуть двор и направился в обл. Тигре (Тыграй), где португ. колонисты поддержали восстание наместника Исаака (Йесхака; 1560-1561).

http://pravenc.ru/text/293585.html

По преданию, на камне остался отпечаток ноги пророка Ибрахима, и сейчас возле т. н. Макам-Ибрахим (Место стояния Ибрахима) паломники во время хаджа совершают молитву (Коран II 125). После завершения строительства Ибрахим и Исмаил вознесли молитву Аллаху (II 127-129), к-рый поручил им очистить К. от идолов, находившихся внутри и вокруг нее: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить от язычества Дом Мой для паломников, уединяющихся в нем и молящихся» (XXII 25). Ибрахим попросил Аллаха «сделать местность безопасной» (II 126), и Аллах освятил место и запретил проливать здесь кровь. Построив К., Ибрахим и Исмаил совершили обряд паломничества, открытый им Аллахом. Забота о К. лежала на племенах джурхум, хуза, курайш, захватывавших Мекку. В нач. VII в. К. пострадала во время пожара и наводнения и курайшиты сделали ремонт под руководством визант. мастера, спасшегося при крушении корабля в Красном м. Он оставил на стенах К. изображения Марьям (ср. Богородица) и Исы (ср. Иисус Христос). Стены новой К. сложили из камня и дерева высотой 9 м, дверь подняли на 2 м, чтобы защитить от наводнений и др. нежелательных явлений. Стены, столбы и потолок внутри покрыли поверх штукатурки росписями с изображениями пророков, ангелов, деревьев. По преданию, в ремонте К. принимал участие пророк Мухаммад, которому тогда было 25-30 лет. Араб. историк Ибн аль-Кальби (ум. в 819) в «Книге об идолах», посвященной борьбе первых мусульман с язычеством, рассказывает, что в доислам. Мекке «идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был Хубал». Освобождение К. от «многобожников» стало главной задачей основателя ислам. религии. В 628 г. по договору с мекканцами мусульмане получили право паломничества к К. Возглавляемые Мухаммадом, они совершили в следующем году малое паломничество к святилищу. В 630 г. Мухаммад, овладев Меккой, выбросил из К. идолов, прикоснулся к Черному камню и сохранил все обряды хаджа. К. неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при халифе Омаре ибн Абд аль-Хаттабе.

http://pravenc.ru/text/1319730.html

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом 12 апреля 2010 г. 17:59 12 апреля 2010 года в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Во встрече приняли участие Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и другие. Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал А. Ат-Таиба и поздравил его с избранием на должность шейха университета «Аль-Азхар». Обращаясь к собеседнику, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я наношу официальный визит Блаженнейшему Патриарху Феодору, он возглавляет Александрийский Патриархат . Я недавно был избран Патриархом Московским и всея Руси, и у нас есть такой обычай: после избрания Патриарха наносить визиты своим собратьям — Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Патриархат Александрии — один из старейших Патриархатов, поэтому я и прибыл в гости к Патриарху Феодору. Я также очень рад нашей с Вами встрече. Мы в Русской Церкви хорошо знаем значение университета Аль-Азхар, знаем, что здесь очень сильная богословская школа. Я давно хотел побывать здесь и очень радуюсь в связи с возможностью сделать это. Мне хотелось бы обсудить сегодня несколько важных вопросов, в первую очередь касающихся роли религии в современном глобализирующемся мире. На мой взгляд, мы живем в эпоху, когда во многом решается будущее человечества, и оно будет зависеть от того, какое место в человеческом обществе будет занимать религия. Потому что если та огромная власть, которую человек имеет над природой, над миром, отделена от веры и нравственности, то это ставит будущее под большую угрозу. И это наша общая тревога — христиан и мусульман, всех, кто верит в Единого Бога, кто признает существование объективного понятия добра и зла, это общая тревога всех людей, которые признают такое понятие, как грех. Сегодня род человеческий делится на тех, кто признает наличие греха, и тех, кто вообще не знает этого понятия. Мы как верующие люди знаем, что такое добро, а что такое зло. Мы знаем, что такое Божий нравственный закон. Мы знаем, что отступление от этого нравственного закона является грехом.

http://patriarchia.ru/db/text/1136663.ht...

В 1129 г., после смерти Тороса I и его малолетнего сына, в К. А. правил его брат Левон I, который по Девольскому договору также считался вассалом Византии и ранее владел нек-рыми крепостями Горной Киликии. Продолжая борьбу за овладение Равнинной Киликией, Левон столкнулся с интересами не только Антиохийского княжества, но и Византии, поскольку стремился постепенно отказаться от политического покровительства К-поля. Ухудшились также взаимоотношения К. А. и Данишмендидского эмирата. Хронисты XII в. Михаил Сириец и Вильгельм Тирский, описывая обстановку в Киликии в то время, среди противоборствующих сил упоминали также кн. Боэмунда II Антиохийского. В 1129/30 г. он преследовал Ридвана, мусульм. правителя Халеба (Алеппо), и случайно столкнулся с войсками Левона I и эмира Гази Данишмендида. По свидетельствам хронистов, между войсками Гази и Боэмунда II произошло сражение, к-рое закончилось поражением антиохийцев, а войско Левона I преследовало побежденных, т. е. Левон выступил на стороне Данишмендидов ( Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 227). Местом сражения Вильгельм Тирский называет Portus Pallorum, а Михаил Сириец - Аназарв. Предположительно накануне сражения Гази заключил союз с правителем Халеба Ридваном, напал на Антиохийское княжество и совершил поход вглубь Равнинной Киликии ( Бозоян. 1988. С. 80-84). Т. о., в кон. 20-х гг. XII в. Левон I, намереваясь выступить против Антиохии и занять Равнинную Киликию, стал союзником эмирата Данишмендидов. В то же время изменение политики К. А. в пользу союза с сельджуками ухудшило отношения Рубенидов с Византией и поставило под вопрос их прежние договоры. Визант. придворный писатель Михаил Италик в одном из панегириков упоминал о том, что Левона I возвели на трон без ведома его формального сюзерена имп. Иоанна II Комнина (1118-1143) ( Бартикян. «Панегирик» Михаила Италика. 1984. С. 218; D é d é yan. 2003. Vol. 1. P. 531-532). Исходя из этого текста, можно предположить, что Левон I тем самым заявил о своем суверенитете ( Бозоян. 1988. С. 99-101).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Следует сказать несколько слов о культурном влиянии, которое мог испытывать на себе автор Жития. Учитывая преимущественно переводческий характер писательской деятельности Ибрахима ибн Юханны, его начитанность в греческой церковной литературе не подлежит сомнению. Можно говорить и о его знакомстве с агиографическим творчеством византийцев в частности. Два сборника гомилий, переведенные Ибрахимом ибн Юханной, – преподобного Ефрема Сирина и святителя Григория Назианзина – содержат энкомии их авторам. Кроме того, на время литературной активности Ибрахима ибн Юханны и возможное время написания им Жития приходится правление в Антиохии Никифора Урана, замечательного византийского дипломата, военачальника и писателя 26 . Многочисленные официальные поручения не мешали ему вести обширную литературную деятельность. В числе его сочинений – помимо известной «Тактики», писем и стихов – два жития: преподобного Симеона Столпника Младшего († 596) и преподобного Феодора Начертанного († ок. 840) 27 . В высшей степени вероятно, что Ибрахим лично знал Никифора Урана или по крайней мере был знаком с его произведениями. О том, что Ибрахим ибн Юханна опирался в своем творчестве на византийскую традицию, свидетельствует и тот факт, что Житие написано в целом согласно классической схеме византийского похвального жития 28 . Однако в эту форму агиограф облек жизнеописание мученика – так патриарх назван уже в первой фразе. В дальнейшем Ибрахим ибн Юханна не злоупотребляет этим наименованием – оно появляется всего несколько раз, но с поразительной закономерностью именно в ключевые для мученичества моменты: сцена убийства («Когда же мученик пал на землю, его голова была отрублена...») 29 , наказание убийц («горняя справедливость не могла не воздать за кровь мученика...») 30 , , обретение мощей («[новый патриарх] навел справки об истории мученика и разыскал останки его непорочного тела... его досточтимый прах явился уже спустя восемь дней после его мученичества») 31 , небесная слава («он поселился на горних небесах, водворяясь... в лике святых мучеников») 32 . Кроме того, есть еще одна фраза, в которой автор прямо называет убийство патриарха мученичеством 33 . Даже если эта закономерность не является продуманным стилистическим приемом, она все же свидетельствует о следовании автора, хотя бы и подсознательном, композиции мученичества, которая таким образом прочитывается сквозь более очевидную композицию похвального жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным муфтием Сирии шейхом Ахмадом Бадреддином Хассуном 18 сентября 2018 года 18 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным муфтием Сирии шейхом Ахмадом Бадреддином Хассуном. С сирийской стороны во встрече приняли участие Чрезвычайный и Полномочный посол Сирийской Арабской Республики в России Риад Хаддад, помощник Верховного муфтия Сирии шейх Абдулрахман Хассун, переводчик Нофаль Кальтум. Со стороны  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата во встрече участвовали заместитель председателя ОВЦС  архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Сердечно приветствуя высокого гостя, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «С момента нашей последней  встречи  в 2014 году прошло много событий. В контексте наших двусторонних отношений, наверное, самым важным событием было присоединение Российской Федерации к борьбе с терроризмом на территории Сирии». По словам Патриарха Кирилла, инициатива российского государства присоединиться к борьбе с терроризмом на территории Сирии нашла поддержку со стороны религиозных кругов России. « Межрелигиозный совет России , в который входят православные, мусульмане, иудеи, также высказался в поддержку борьбы с террористами, в том числе на территории Сирии, — отметил он. — По милости Божией, результаты этой борьбы оказались положительными, и большая часть Сирии освобождена от террористов, хотя еще и сохраняются очаги напряженности. Но мы надеемся, что и эти очаги будут подавлены и на сирийской земле восстановятся мир и справедливость». Продолжая беседу, Его Святейшество высказал мнение о послевоенном восстановлении нормальной жизни в Сирии, подчеркнув немаловажное значение профилактики экстремизма. «Нужно работать для того, чтобы никто и никогда не мог использовать на сирийской земле террористические методы для достижения своих политических целей», — сказал Патриарх Кирилл.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верховный муфтий Сирии: «От России к нам идет солнце» Анатолий Степанов о встрече в Дамаске с лидером сирийских мусульман Ахмадом Бадр Аль-Дином Хассуном 13.02.2013 2041 Время на чтение 6 минут Первый день в Сирии . Второй день в Сирии . Третий день нашего пребывания в Сирии был очень богат на события. С утра неожиданно нам сообщили о том, что нас сможет принять Святейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х, который в первые дни после интронизации был неимоверно занят и на встречу с которым, мы, честно говоря, не рассчитывали. Но Святейший откликнулся на нашу просьбу об аудиенции, и мы имели радость получить благословение от нового Предстоятеля Антиохийской Церкви . Затем состоялась запланированная встреча с верховным муфтием Сирии Ахмадом Бадр Аль-Дином Хассуном. Помимо того, что это очень авторитетный человек в Сирии, который возглавляет крупнейшую религиозную общину, он известен как человек высочайшего личного мужества. Доктор Хассун с первых дней противостояния занял твердую позицию поддержки действующей власти. Ему жестоко отомстили. Его младший сын Сария, второкурсник университета, два года назад был убит в Дамаске. Его убили именно за то, что он был сыном непокорного муфтия. Убили, когда он выходил из мечети в день, когда планировалась его свадьба. У мечети расстреляли 15 человек. Верховный муфтий Сирии во время похорон своего сына публично заявил, что он прощает убийц, но просит их только об одном, чтобы они сложили оружие, перестали убивать людей. Поступок удивительно христианский. Прощение злоумышляющим на человека. Когда я услышал об этом из уст самого муфтия, то был поражен. Перед началом встречи глава нашей делегации президент Фонда Апостола Павла Валентина Алексеевна Ланцева вручила доктору Хассуну медаль «За мужество и твердость» от общественной организации МВД. Русская делегация подарила доктору Хассуну картину, на которой арабской вязью написано «Всевышний любит красивое» и икону святого Иоанна Предтечи. Православную икону муфтий принял с благоговением и поставил в своем кабинете рядом с Кораном. Надо отметить, что сирийские мусульмане очень почитают Иоанна Крестителя. На территории крупнейшей старинной мечети Дамаска Омейядов находится часовня, построенная на месте византийского храма, в которой гробница, где по преданию покоится глава Иоанна Крестителя. Как говорится в предании, при строительстве мечети мусульмане попытались вынести гробницу, однако, когда начали копать возле неё землю, оттуда пошла кровь. Убоявшись этого явного знака Божия, работы прекратили, и с тех пор это удивительное соседство сохраняется веками: Иоанн Креститель в самом сердце мусульманской мечети. Надо сказать, что в ходе беседы с муфтием мы поняли, что это не просто случайное соседство, но и знак особых отношений между мусульманами и христианами в Сирии.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/13/ve...

После этой встречи народ отправился обратно к месту крещения Господня. По тропе, ведущей к реке, двигалось множество людей. Нам, изнывавшим от сорокоградусной жары, странно было видеть людей в строгих костюмах. Они двигались группами и поодиночке. Над рекой далеко разносились звуки волынок. Это сводный оркестр скаутов играл военные марши. Со времен английского протектората в иорданской армии играют оркестры военных волынщиков. Одеты они в шотландские кильты, но на головах у них арабские клетчатые платки. Место проведения молебна - это большая площадка, расчищенная от зарослей акаций и тамариска. Она расположена в ста метрах от места крещения Спасителя. Напротив сцены -  три сектора кресел на дорогих пунцовых коврах, расстеленных прямо по земле. В левом собрались министры, дипломаты, генералы, знаменитые деятели культуры. В двух других разместилась публика менее титулованая. Были видны и строго одетые господа, и нарядные дамы в светской одежде. Некоторые дамы и мужчины пришли в национальных одеждах. Справа, в рядах близких к сцене, заняли места священники и монахи. Вскоре подошла большая группа мужчин в длинных до самой земли арабских белоснежных рубахах. В центре этой группы шел принц Гази ибн Мухаммад – брат короля. Он является королевским советником по вопросам религии и культуры. Принц Гази – большой интеллектуал. Он доктор философских наук и автор интереснейшей монографии о любви. Во многом благодаря его усердию в мусульманской Иордании отношение к христианам доброжелательное. Многие христиане занимают высокие посты в правительственных учреждениях. Как только начался молебен, многие в секторе для высокопоставленных лиц стали креститься.  Иерусалимский Патриарх Феофил в сопровождении шести православных иерархов взошел на сцену. Среди архиереев был и наш архиепископ Марк. Прозвучали прошения о мире на арабском, греческом, русском, болгарском и сербском языках. Мужской  хор пел по-арабски и гречески. Песнопения были удивительно красивыми: с восточным колоритом и поразительной духовной мощью.

http://radonezh.ru/analytics/strana-kres...

Закрыть itemscope itemtype="" > Амман становится центром мирового Православия В столицу Иордании съезжаются участники Иорданского Собора 25.02.2020 3486 Время на чтение 3 минуты Сегодня начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Иорданское Хашимитское Королевство. Его Святейшество прибыл в столицу Иордании для участия в Амманском собрании Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей, сообщает Патриархия.ru. В международном аэропорту «Королева Алия» Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали старший советник Короля Иордании по религиозным и гуманитарным вопросам принц Гази Бен Мухаммад, директор Европейского департамента МИД этой страны Самер Набер, заместитель директора департамента протокола Министерства иностранных дел Амер Хаддад. Со стороны Иерусалимского Патриархата участвовали митрополит Вострский Тимофей, митрополит Диокесарийский Венедикт, архиепископ Кириакопольский Христофор. В числе встречавших также были начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) и заместитель начальника Миссии иеромонах Дометиан (Маркарян). Посольство Российской Федерации в Иорданском Хашимитскоом Королевстве представляли Чрезвычайный и Полномочный посол Г.Ф. Десятников и старший советник Посольства И.А. Булгаков. В ходе посещения Иордании Святейшего Патриарха Кирилла сопровождают председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Предстоятель Русской Православной Церкви и принц Гази Бен Мухаммад обменялись приветствиями. Его Святейшество подчеркнул, что очень рад прибыть в Иорданию. Отметив богатую историю этой земли и значение, которое имеют для верующих Русской Церкви святые места, находящиеся на территории страны, он сказал: «Мы испытываем особые чувства, когда посещаем святые места. Это не просто достопримечательности, а места, где благодать Божия действует особым образом… Наш народ испытывает большое благоговение и любовь к святым местам, и это, конечно является очень хорошей предпосылкой для развития отношений между нашими странами».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/25/am...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010