– Еще когда работал на телевидении в советское время, я интересовался изучением арабского языка, начал ходить в мечеть. Когда поступило предложение подумать об учебе в медресе, посвятить себя служению исламу, я, серьезно подумав, решил для себя: таких, как я, специалистов, работающих на телевидении, много. В то время в России не было ни одного исламского учебного заведения, где бы готовили священнослужителей, поэтому мусульманская умма страны остро нуждалась в мусульманских священниках, которые бы наставляли людей. Русская церковь смогла сохранить духовные учебные заведения, у них были образованные священнослужители. А у нас, в исламе, нет. И я решил посвятить себя служению мусульманам. Я получил богословское образование в бухарском медресе. Сегодня я горжусь тем, что принял правильное решение. Мое служение востребовано. Это было не только мое решение – безусловно предопределение Всевышнего. Вначале Он определил мне получить светское образование, которое помогло в будущей работе исламского деятеля. Получив светское образование, я смог использовать свои знания в работе с мусульманами, с большой аудиторией. Я очень благодарен Всевышнему за то, что в свое время наставил меня на путь праведный и я смог быть полезным для нашей мусульманской уммы. – Вы учились вместе с Ахмадом Кадыровым? – Да. – Что вы можете сказать о нем как о духовном лидере? – Я очень высоко ценил Ахмада Хаджи Кадырова как духовного лидера, как главу мусульманской республики. В Чечне живет более 90% мусульман. Он для них был не только политическим руководителем, не только главой республики, но всегда оставался духовным лидером. Мы учились в советское время. Несмотря на то, что он уже был женат, имел детей, он приехал, чтобы получить образование и в дальнейшем служить своему народу, духовному возрождению нации. Ахмад Хаджи был трудолюбивым и честным. Он оставался всю жизнь таким. Мы работали бок о бок после окончания учебы, он как муфтий Чеченской Республики, я как муфтий европейской части России. У нас были всегда братские, дружеские отношения. И когда в Кремле он подошел ко мне и сказал: " Меня сейчас приглашает Владимир Путин. Поступило предложение возглавить республику. Как, мой брат, вы к этому относитесь? И поймут ли меня наши братья за рубежом, которые считают, что на территории Чечни ведется несправедливая война, а я будто предаю интересы мусульман? " Он обратился ко мне за советом. Я сказал, что сделаю все возможное, чтобы возникло понимание мусульманских стран. Я сказал: " Ты желаешь своему народу, своей стране процветания. Самое главное – прекращение кровопролития и восстановление республики. Твоя задача – сохранить жизнь людей. И это твоя мусульманская обязанность " . И он это сделал. Судьба сложилась так, что он пожертвовал жизнью во имя сохранения многих тысяч жизней, во имя восстановления республики. Да будет доволен им Аллах.

http://religare.ru/2_83805.html

Ему очень хотелось донести до окружающих, что не все мусульмане террористы и что ни он, ни его родственники не были исламскими фундаменталистами и даже не симпатизировали им. Но мало кто его слушал. Как правило, он видел в людях подозрительность, страх и неуверенность. Иногда ему казалось, что он пришелец с другой планеты. Со слезами на глазах он рассказывал мне о том, как к нему подошел один студент в университете, евангельский христианин, и потребовал от него доказательств того, что он не тайный шпион и не переодетый террорист. В Ахмаде мне очень нравилось то, что он умел подходить ко всему непредвзято и был открыт к новому, оставаясь при этом убежденным мусульманином. Укоренненость в своей вере и египетской культуре не сделали его предвзятым критиком других религий и культур. Со временем он обнаружил, что лучше всего к нему относятся американцы из евангельских церквей – особенно очевидно это стало после событий 11 сентября. Конечно, были среди них и те, кто относился к нему с осуждением, но таких людей он избегал. Своих евангельских друзей он приглашал домой и готовил для них традиционные египетские блюда. Те в ответ приглашали его в свои дома и в церкви. Когда Ахмад пришел в ту церковь , где проповедовал я, он уже побывал в десяти других церквах. Еще большее удивление у меня вызвало то, что Ахмад читал Библию одновременно с регулярным чтением Корана. В Библии ему больше всего нравились Евангелия, особенно Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). Я был поражен тому, как много он прочитал из Ветхого Завета. Ахмад задавал много вопросов о христианстве в Америке и выражал беспокойство по поводу растущей пропасти между христианами и мусульманами. Смущенно он рассказал мне, как ему было стыдно за мусульман, отреагировавших на датские карикатуры насилием, но добавил, что жесткие высказывания известных христианских деятелей против ислама и пророка Мухаммеда вызвали у него шок. Через Ахмада Бог даровал мне благодать. Между нами возникли прочные узы. Подружиться с Ахмадом было нетрудно, поскольку я провел пятнадцать лет в Египте и изучал ислам. В те летние месяцы мы провели много времени в общении, но последняя встреча имеет для меня особое значение. Ахмад помог мне взглянуть на мир его глазами – я же слушал его не только ушами, но и сердцем. Результатом стало то, что я уже никогда не буду смотреть на мир, как прежде .

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Далее в интервью Д. Мухетдинова говорится, что Русская Православная Церковь после ряда инициатив Римско-Католической Церкви может начать по ее примеру «диалог с шейхом аль-Азхара, суннитскими богословами арабских стран: Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и др.». Автор заявления, очевидно, не осведомлен о том, что диалог Московского Патриархата с мировым мусульманским сообществом, в том числе с египетскими, саудовскими и иными лидерами, был начат много лет назад и продолжается по сей день в форме прямых и независимых от Ватикана либо иных религиозных общин контактов. Исходя из своего ложного тезиса о том, что Московский Патриархат вступил в диалог с арабским исламом из соображений конкуренции с Ватиканом, Д. Мухетдинов задается вопросом, «захочет ли сам аль-Азхар поменять своего многолетнего визави в деле христианско-исламского богословского диалога — я имею в виду Ватикан — на РПЦ?». Сама постановка вопроса о смене партнера по диалогу для мусульман Египта с Ватикана на Московский Патриархат представляется некорректной. Это очевидно любому неангажированному наблюдателю. Например, далекий от теологии журналист издания «Регнум» Станислав Стремидловский, комментируя это интервью Дамира Мухетдинова, написал: «Но, учитывая, что РПЦ и Ватикан не конкурируют друг с другом в Ираке и Сирии, почему они должны это делать в Египте? Помимо того, Московский патриархат не претендует на то, чтобы в диалоге с мусульманами Ближнего Востока представлять весь православный мир, не говоря уже о христианском». Необходимо обратить внимание на еще некоторые факты из истории диалога христианских конфессий с египетскими мусульманами, которые обошел вниманием Д. Мухетдинов, когда задавался вопросом: «Ради чего митрополитам РПЦ ездить в Каир, что принесут эти встречи?» Скажем немного и об этом. 12 апреля 2010 года в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным имамом университета Аль-Азхар шейхом Ахмадом Ат-Тайебом. Предстоятель Русской Православной Церкви сказал тогда: «И ислам, и православное христианство принадлежат Востоку.

http://patriarchia.ru/db/text/5804076.ht...

2. Вы смотрите на вещи так, как если бы мы были в суде, и объясняете их юридическими понятиями. Вы так много говорите о виде и праведности, грехе и наказании, осуждении и оправдании. Мне показывали «Четыре духовных закона» и иллюстрации «Мост к жизни» и «Шаги к обретению мира с Богом». В их основе логический силлогизм и юридическая терминология. Моя парадигма, или призма, через которую я смотрю на мир, это призма позора и чести, чистоты и нечистоты, страха и силы, а не вины и праведности, как у вас. Когда я говорю с вами, у меня такое чувство, будто мне пытаются навязать чувство вины. Есть ли в вашем учении то, что поможет мне справиться с чувством позора, оскверненности, страха? Я был поражен глубиной его мысли. Но одновременно мне стало горько оттого, что мы, христиане, не умеем донести Евангелие понятным образом. Я подумал об Иисусе и о Его проповеди Царства Божьего. Он вовсе не использовал строгие силлогизмы, донося Благую весть до людей восточной культуры. Он не строил схемы: В речах Иисуса таких силлогизмов не было. Он учил притчами и использовал иные парадигмы. 3. Когда вы «свидетельствуете» нам, вы ведете себя так, как будто понимаете нашу веру. В основе ваших рассуждений неверное допущение: вы начинаете с сопоставления пророка Мухаммеда и Христа, Корана и Библии. Вы думаете, что поняли нашу религию и вникли в наше богословие. Но как ни прискорбно, у вас искаженное понимание нашей веры. Для правильного понимания ислама необходимо сопоставлять Христа, как вы Его видите, с Кораном, как его видим мы. Вы верите, что Христос есть несотворенное вечное Слово Бога, и мы верим, что Коран – не Мухаммед – есть вечное несотворенное Слово Бога. Что вы относите ко Христу, мы относим к Корану. Кто в вашей вере имеет такой же высокий статус, как пророк Мухаммед в исламе? И с чем в нашей религии можно сравнить Библию? Пока вы не решите этих загадок, вам не понять нашего богословия. Действительно, во многих написанных после 11 сентября статьях делаются совершенно неверные сопоставления. Я согласился с Ахмадом. У многих христиан искаженное понимание ислама.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление: Господь Иисус Христос никогда не говорил: “Я Бог, поклоняйтесь Мне”? Филипп Чэмпион В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: “Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему”. Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях 1 , 2 Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38 ; От Матфея 14:33 ; От Матфея 28:9 ; От Луки 24:52 ), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29 ; От Матфея 16:16-18 ). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30 ), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6 ), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа. «…И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Св. Евангелие от Матфея 28:18-20 ) Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

И наконец, не все ветхозаветные пророчества о Мессии (о Христе) исполнились при Его первом пришествии; некоторые дожидаются Его возвращения. Иисус указал, что не установит Свое царство до кончины века сего ( Мф.24:3 ), когда «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Тогда «сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы [двенадцать апостолов] на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19:28 ). Современные Иисусу очевидцы Его служения и Его ученики считали Его Мессией, предреченным в Ветхом Завете, потому что именно так они толковали пророчества Малахии ( Мал. 3:1 ) и Исаии ( Ис.40:3 ) в своих произведениях (ср. Мф.3:1-3 ; Мк.1:1-3 ; Лк.3:4-6 ). Иоанн 14:16 Мусульманские апологеты видят в обещании Иисуса о пришествии «Помощника» (греч. paraclete пророчество о Мухаммеде. Они обосновывают это мнение ссылкой на Коран (Коран, сура 61:6/6), где Мухаммед назван «Ахмадом» (periclytos), что они считают адекватной заменой древнегреческого слова paraclete из новозаветной ссылки. Более чем 5000 греческих рукописей Нового Завета (Geisler and Nix, chap. 22) не дают абсолютно никаких текстуальных оснований для внесения в оригинал слова pe­riclytos («прославленный»), которое, по мнению мусульман, должно стоять в этом месте. В рукописях неизменно встречается слово paraclete («помощник»), В рассматриваемом тексте Иисус ясно указывает, о ком идет речь, — это «Утешитель […] Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое» ( Ин.14:26 ). Утешитель дан апостолам Иисуса ( Ин.14:16 ), а именно, тем, кто будет «свидетельствовать» о Нем, «потому что […] сначала» были с Ним ( Ин.15:27 ; ср. Лк.1:1-2 ; Деян.1:22 ). Но Мухаммед не был одним из апостолов Иисуса, так что он никак не мог быть и Тем, Кого Иисус назвал «Утешителем» (paraclete). Обещанный Иисусом Утешитель должен был пребывать с апостолами «вовек» ( Ин.14:16 ), но Мухаммед вот уже свыше тринадцати столетий мертв. Иисус сказал ученикам: «вы знаете Его [Утешителя]» ( Ин.14:17 ), но ведь Мухаммеда апостолы не знали. До его рождения еще оставалось добрых шесть столетий. Кроме того, Иисус указал апостолам, что Утешитель «в вас будет» ( Ин.14:17 ). Мухаммед не мог бы оказаться «в» апостолах Иисуса. Их учение никак не согласовывалось с учением Мухаммеда, так что он не мог бы быть «в» апостолах Иисуса и в каком бы то ни было смысле духовной или доктринальной совместимости.

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

8 апреля. Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На малом входе Святейший Владыка удостоил богослужебных наград ряд насельников Лавры в священном сане. 10 апреля. Начался трехдневный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Александрийский Патриархат. В первый день визита Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен в Благовещенском Патриаршем соборе Александрии. В Синодальном зале Александрийской Патриархии состоялись переговоры между Предстоятелями Александрийской и Русской Православных Церквей. В здании Коптской Патриархии в Александрии состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской Церкви Шенудой III. 11 апреля. В Патриаршем Благовещенском соборе Александрии Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию. По окончании Литургии от имени Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II в Александрийской Патриархии прошел торжественный прием по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви. В Тронном зале состоялось награждение Святейшего Патриарха Кирилла Большим крестом ордена св. апостола и евангелиста Марка. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II посетил подворье Московского Патриархата в Каире и совершил в храме св. вмч. Димитрия Солунского торжественный молебен. В резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Арабской Республике Египет прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Народной Ассамблеи Египта, президентом ассоциации «Египет — Россия» Ахмедом Фатхи Суруром. 12 апреля. В Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Затем Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей посетили монастырь святого Георгия в Каире. В главном храме обители Блаженнейший Патриарх Феодор и Святейший Патриарх Кирилл вознесли молитву перед иконой Георгия Победоносца. В дар Александрийской Церкви Святейший Патриарх Кирилл передал комплект из семи колоколов. Предстоятели побывали также в храме Успения Пресвятой Богородицы и посетили участок кладбища, где находятся русские захоронения. В обновленной русской часовне была совершена заупокойная лития.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

И в ходе переговоров с Папой Римским мы договорились, что нам нужно встретиться и громко, на весь мир, заявить о гонениях на христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил! Удивительно: американский Конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке это геноцид. Просили же сказать, что осуществляется геноцид, что христиан убивают, не было ответа! А теперь ответ есть, потому что голоса Востока и Запада соединились, и было сказано о самом главном, что сегодня всех нас беспокоит». Русская Православная Церковь взаимодействует по вопросу защиты христиан с теми протестантскими общинами, которым небезразлична судьба страждущих собратьев. В мае 2017 года при участии Русской Православной Церкви Ассоциация Билли Грэма организовала в Вашингтоне масштабный Саммит в защиту гонимых христиан. По данному вопросу мы работаем со Всемирным советом церквей и другими межхристианскими организациями, например, «Международной христианской солидарностью». В ноябре прошлого года мы провели в Москве совместную конференцию с Евангелической Церковью в Германии. Главной темой этого форума стало современное христианское мученичество. В деле отстаивания прав ближневосточных христиан Русская Православная Церковь активно использует потенциал межрелигиозного диалога. Положение христиан на Ближнем Востоке неизменно становится частью повестки дня в диалоге с исламскими лидерами и государствами. Святейший Патриарх Кирилл обсуждал этот вопрос с министром вакуфов Сирии Мухаммадом Ас-Саидом и Верховным муфтием этой страны Ахмадом Бадреддином Хассуном. Мы делились своей озабоченностью судьбой ближневосточных христиан в диалоге с Организацией исламского сотрудничества и с мусульманскими лидерами Ирака, Египта, Йемена и других стран. У нас имеются площадки для взаимодействия с мусульманской общиной Ирана и с Управлением по делам религии Турции. В ходе таких встреч Русская Православная Церковь неизменно поднимает вопрос защиты христиан. Следует сказать, что в России мусульманские и иудейские лидеры солидарны с нами. Они неоднократно высказывались в поддержку христиан, подвергающихся преследованиям. Весной 2017 года Московский Патриархат инициировал масштабный гуманитарный проект, который осуществляется под эгидой Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. В рамках Совета образована Межрелигиозная рабочая группа по оказанию помощи населению Сирии. Проект, который курирует лично Святейший Патриарх Кирилл, сплотил руководство и верующих крупнейших христианских конфессий и мусульманских организаций России. Нами регулярно осуществляется сбор средств и совместная доставка гуманитарной помощи в Сирию. Эта помощь распределяется как адресно через местные религиозные общины, так и напрямую наиболее нуждающимся людям вне зависимости от их религиозной принадлежности и политических взглядов.

http://patriarchia.ru/db/text/5146114.ht...

И наконец, не все ветхозаветные пророчества о Мессии (о Христе) исполнились при Его первом пришествии; некоторые дожидаются Его возвращения (см. пророчества как подтверждение Библии). Иисус указал, что не установит Своё царство до кончины века сего ( Мф. 24:3 ), когда «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ). Тогда «сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы [, двенадцать апостолов,] на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19:28 ). Современные Иисусу очевидцы Его служения и Его ученики считали Его Мессией, предречённым в Ветхом Завете, потому что именно так они толковали пророчества Малахии ( Мал. 3:1 ) и Исаии ( Ис. 40:3 ) в своих произведениях (ср. Мф. 3:1–3 ; Мк. 1:1–3 ; Лк. 3:4–6 ). Иоанн 14:16. Мусульманские апологеты видят в обещании Иисуса о пришествии «Помощника» (греч. paraclete пророчество о Мухаммеде. Они обосновывают это мнение ссылкой на Коран (Коран, сура 61:6/6), где Мухаммед назван «Ахмадом» (periclytos), что они считают адекватной заменой древнегреческого слова paraclete из новозаветной ссылки. Более чем 5 000 греческих рукописей Нового Завета (Geisler and Nix, chap. 22) не дают абсолютно никаких текстуальных оснований для внесения в оригинал слова periclymos («прославленный»), которое, по мнению мусульман, должно стоять в этом месте. В рукописях неизменно встречается слово paraclete («помощник»). В рассматриваемом тексте Иисус ясно указывает, о ком идёт речь, – это «Утешитель [...] Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё» ( Ин. 14:26 ). Утешитель дан апостолам Иисуса ( Ин. 14:16 ), а именно, тем, кто будет «свидетельствовать» о Нём, «потому что [...] сначала» были с Ним ( Ин. 15:27 ; ср. Лк. 1:1–2 ; Деян. 1:22 ). Но Мухаммед не был одним из апостолов Иисуса, так что он никак не мог быть и Тем, Кого Иисус назвал «Утешителем» (paraclete). Обещанный Иисусом Утешитель должен был пребывать с апостолами «вовек» ( Ин. 14:16 ), но Мухаммед вот уже свыше тринадцати столетий мёртв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Не менее важной была встреча, состоявшаяся в старейшем мусульманском духовно-образовательном центре — университете «Аль-Азхар» в Каире. Во время переговоров Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом, шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом затрагивались важнейшие вопросы совместного свидетельства верующих в секулярном мире. Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с инициативой создания совместной рабочей группы, которая занималась бы выработкой общего ответа на вызовы современности. Подобные совместные решения, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, важны тем, что они позволяют противодействовать возникновению религиозного экстремизма, поскольку терроризм, радикализм, экстремизм никоим образом не должны связываться в общественном сознании с религией. 11 апреля Святейший Патриарх Кирилл вместе с Блаженнейшим Патриархом Феодором II посетил подворье Русской Православной Церкви в Каире и совершил торжественный молебен в храме святого великомученика Димитрия Солунского. Храм заполнили прихожане: проживающие в Египте граждане России, сотрудники Посольства Российской Федерации, учащиеся школы при посольстве, благотворители, многочисленные гости. На память о своем посещении небольшой русской церкви в густонаселенном районе Каира Святейший Патриарх передал напрестольный крест. Но главным подарком и напутствием для прихожан стали слова Его Святейшества: «Очень важно посещать храм Божий. Это не всегда легко — и город большой, и движение в нем сложное, и каждый из вас занят, но важно помнить, что именно в храме к нам особым образом прикасается благодать Божия; здесь Господь особенно слышит наши молитвы, потому что Он сам сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Приходите в Божий храм, молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь Святых Христовых Таин, воспитывайте в православной вере своих детей!» В тот же день в резиденции посла Российской Федерации прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Народной Ассамблеи Египта, президентом ассоциации «Египет — Россия» Фатхи Суруром. Во встрече также приняли участие Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и посол Российской Федерации в Арабской Республике Египет М.Л. Богданов.

http://e-vestnik.ru/news/vizit_svyatejsh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010