Особое внимание уделено вопросу войны, которая является поражением для политики и для человечества, постыдной уступкой силам зла. Подчеркивается, что в настоящее время, в отличие от прошлого, не может идти речи о «праведной войне»: следует со всей силой утверждать «нет войне». В энциклике подтверждается недопустимость смертной казни: она должна быть отменена во всем мире. «Убийца не теряет личного достоинства, - пишет Папа, - и Бог является тому гарантом». Понтифик подчеркивает необходимость защищать священный характер жизни во всех ситуациях, где ее пытаются принести в жертву: жизнь рождающихся детей, инвалидов, пожилых. В последней, восьмой главе – «Религии на служении братства во всем мире» - Папа вновь утверждает, что терроризм не порождается религией, но его причины заключены в неверной интерпретации религиозных текстов, а также в политике голода, нищеты, несправедливости и угнетения. Мир между религиями возможен, и для этого нужно всем гарантировать религиозную свободу, основоположное право человека. В энциклике подчеркивается роль Церкви в защите этой свободы: хотя Церковь не занимается политикой, она не отвергает политическое измерение человеческого бытия. Наконец, Папа цитирует «Документ о человеческом братстве ради мира во всем мире и добрососедства», подписанный им 4 февраля 2019 года в Абу-Даби вместе с верховным имамом Аль-Азхара Ахмадом Аль-Тайибом. Папа возобновляет призыв, дабы диалог стал путем всеобщего сотрудничества, а углубление взаимного знакомства – его методом и критерием. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

кор. Мануэла I Франсишку Алвариш (ок. 1465 - ок. 1540). В 1517 г. послам не удалось высадиться в Эфиопии, а возглавлявший посольство Дуарте Галван скончался на о-ве Камаран. Второе посольство под рук. Родригу ди Лима прибыло в Массаву 9 апр. 1520 г. С 30 апр. по 19 окт. 1520 г. 17 португальцев совершили путешествие по Эфиопии, были приняты при дворе негуса Лебна Денгеля (Давида II; 1508-1540); там Алвариш встретил Педру да Ковильяна и неск. др. европейцев, выполнявших функции советников эфиоп. правителя. Алвариш провел в Эфиопии 6 лет и возвратился в Лиссабон в июле 1527 г. Его сопровождал эфиоп. посол Цага Сааб, который привез письма от негуса Лебна Денгеля к кор. Жоану III (1521-1557) и к папе Римскому. В 1533 г. Алвариш лично отвез папе Римскому Клименту VII послание эфиоп. негуса. Соч. Алвариша «Verdadeira Informação das Terras do Preste João das Indias» (Правдивая повесть о землях Пресвитера Иоанна Индийского), изданное в Лиссабоне в 1540 г., стало важным источником по истории Эфиопии в период до мусульм. вторжений XVI в.; в ней содержится 1-е в Европе описание Аксума и Лалибэлы. «Правдивая повесть...» была переведена на итал. (1550), испан. (1557) и нем. (1566) языки. Со 2-й пол. XVI в., когда из-за успешных завоеваний имама Ахмада ибн Ибрахима аль-Гази эфиоп. правители стали регулярно обращаться к португальцам за военной помощью, Эфиопия перестает восприниматься как «царство Иоанна Пресвитера». В XV в. благодаря контактам с европейцами Эфиопия была правильно локализована на картах мира («Egyptus Novelo» флорентийца Пьетро дель Массайо (1454), «Mappomondo» венецианца Фра Мауро (1460) и проч.). Несмотря на это в течение 2 веков нидерланд. и португ. картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или Империи Пресвитера Иоанна» (Abissinorum sive Pretiossi Ioannis Imperium), якобы расположенной в Вост. Африке, иногда добавляя к ним вымышленные гербы И. П. (Себастьян Мюнстер в «Космографии» (1544), Диего Омем в атласе 1558 г., Абрахам Ортелий в 1570, Иодок Хондий в дополненном варианте атласа Герарда Меркатора (1606), Маттеус Мериан в 1610 и др.).

http://pravenc.ru/text/471457.html

…медок нагдышний… (нар.) — вынутый на днях, незадолго. …колокольня, как розовая свеча пасхальная… — Высокая и стройная пятиярусная колокольня — архитектурно-композиционный центр ансамбля Троицкой лавры — была заложена в 1741 г. архитектором И. Ф. Мичуриным по проекту И. Я. Шумахера. В 1753 г. Д. В. Ухтомский существенно изменил проект, введя дополнительно два верхних яруса. Строительство закончено в 1769 г. Высота колокольни вместе с куполом и крестом — 88,04 м. …опять в мурью — То есть в конуру, тесное и темное жилье. «Достойно» — молитва «Песнь Пресвятой Богородице» («Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…»). На тропарях — на ирмосах… — Тропарь — молитвенная песнь; ирмос — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона. «Ныне отпущаеши раба Твоего» — благодарственная молитва при святом причащении. Наянливы — навязчивы, назойливы. …игрушечное заведение у него… — В Сергиевом посаде при Троице-Сергиевой лавре издавна были развиты кустарные промыслы, особенно игрушечный. Осман-паша. — Осман-Нури-паша Гази (1832–1900) — турецкий фельдмаршал, военный министр; в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. руководил обороной Плевны. «Вот мчится тройка удалая» — отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки «Сон русского на чужбине». Как самостоятельная песня отрывок стал весьма популярным. Платон (Левшин) — митрополит Московский (1737–1812), крупный церковный деятель, проповедник, духовный писатель, педагог. …у старого Авраама на коленях… пирует… Лазарь… — Лазарь Убогий — персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей награду в загробной жизни. После смерти Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраамово (в христианской мифологии — место блаженного упокоения умерших праведников), а богач мучается в адском пламени и умоляет Лазаря облегчить его страдания. В Вифанском монастыре… — гора Фавор! — Вифания, или Спасо-Вифанский мужской монастырь, находился в трех верстах от Троице-Сергиевой лавры; основан в 1783 г. митрополитом Платоном. Церковь монастыря представляла внутри подобие горы Фавор, где, согласно преданию, произошло Преображение Христа, а внизу, в искусственной пещере, находилась церковь праведного Лазаря. В ней стоял деревянный гроб, в котором первоначально был похоронен преподобный Сергий Радонежский. Богомольцы грызли гроб, так как, по поверью, это исцеляло от зубной боли. После 1917 г. монастырь упразднен. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/bogomole/

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Королем Иордании Aбдaллoй II Бен аль-Хусейном 15 февраля 2018 года 15 февраля 2018 года в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Королем Иордании Абдаллой II бен аль-Хуссейном. Во встрече приняли участие: с иорданской стороны — главный советник Короля по религиозным и культурным делам, личный посланник принц Гази бин Мохаммед, министр иностранных дел Иордании Айман Аль Сафади, Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Иордании в России Амджад О. Адайле, директор политического Департамента Манар Даббас, и.о. директора СМИ и коммуникаций Гайс Аль-Таравне; со стороны Министерства иностранных дел России — Чрезвычайный и Полномочный посол России в Иордании Б.Ф. Болотин. Со стороны Русской Православной  Церкви участниками мероприятия также стали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Венский и Будапештский Антоний , заместитель председателя ОВЦС  архимандрит Филарет (Булеков)  и секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. Обратившись к высокому гостю со словами приветствия, Святейший Патриарх подчеркнул: «Русская Православная Церковь придает очень большое значение диалогу, который установился с руководством Иордании, в первую очередь, с Вашим Величеством». Непростая история в XX веке и предыдущих столетиях побуждает народ России близко к сердцу воспринимать трагедии других народов, констатировал Его Святейшество. По его мнению, огромным вызовом для всех людей доброй воли в современных условиях является терроризм. «Из того, как террористы действуют, становится ясно, что это глобальная угроза, — констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. — В первую очередь это угроза Ближнему Востоку с его многокультурной, многонациональной и многорелигиозной составляющей, но терроризм угрожает также практически всем странам мира».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

414 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Изыскание о проповеднике XIII столетия Владимирском архиепископе Серапионе/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 92–111; 193–205. 415 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1860. 416 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. М., 1847–1848. 5 т. То же. 2-е изд. М., 1850–1851. 3 т. 417 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. 2-е изд. Харьков, 1859–1861. 2 кн. 418 . Филарет (Гумилевский) , митр. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861–1864. 8 т. То же. 2-е изд., доп. Чернигов, 1865. 2 т. Отд. 1, 3. 419 . Хондемир. История монголов. От древнейших времен до Тамерлана. Пер. с персидск./Предисл. и прим. В. Григорьева. СПб., 1834. 420 . Чертков А. Д. Описание древних русских монет. М., 1834. Прибавление 1-е. 1837. Прибавление 2-е. 1838. Прибавление 3-е. 1842. 421 . Шевырев С. П. История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846–1860. 4 ч. 422 . Шевырев С. П. Поездка в Кирилле-Белозерский монастырь... в 1847 г. М., 1850. 2 ч. 423 . Ярлыки, сиречь жалованные грамоты, иже давали первые цари ордынские и сущие по них вси святейшим преосвященным митрополитам Киевским и всея Руссии/Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 6. С. 10–26. 424 . Abulghasi Bahadur Chani. Historia Mongolorum et Tataromm, nunc primum Tatarice edita. Casanï Ex Universitatis Imperialis typ., 1825. (Абульгази. Родословная тюркского племени. Соч. Абуль-Гази/Пер. Г. Саблукова . Казань, 1854.) 425 . Acta Patriarchatus Constantinopolitani (1315–1402)/Ed. F. Miklosich, I. Muller. Vindob., 1860. 2 t. 426 . Acta sanctorum quot quot to orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur, quae ex Latinis et Graecis, aliarunque gentium antiquis monumentis collegit, digessit, notis illustravit loannes Bollandus. 1643– 1902. 60 v. 1733–1743. V. 32–36. Acta... Augusti. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Гордые сербы были настолько оскорблены этим, что король Лазарь разорвал договор о вассальной зависимости. Последовавшее немедленно в ответ вторжение турок, лишившее его города Ниш, вновь вернуло его к повиновению. Тем не менее Лазарь замыслил организовать против захватчиков всебалканский союз, и в 1387 г. сербы одержали свою первую и единственную победу над султанской армией на берегах реки Топлицы. Мурад, однако, не медлил с отмщением. Пройдя быстрым маршем через разделенную на два царства Болгарию, где он отнял у обоих царей (Иоанна Шишмана, сидевшего в Тырново, и Иоанна Срацимира – в Видине) большую часть их территорий, султан вторгся в Южную Сербию. При этом местный вассал султана, кюстендилский князь, встретивший Мурада с распростертыми объятиями, присоединил свое войско к его армии. Затем султан повернул на север, чтобы сразиться с королем Лазарем на Косовом поле, в месте, называемом Дроздовой долиной. Ранним утром 15 июня 1389 г., когда султан одевался, в его шатер ввели сербского перебежчика, желавшего дать сведения о расположении войск христиан. Приблизившись к султану, перебежчик вдруг бросился на него и мгновенно вонзил ему в сердце кинжал. Серба немедленно убили. Однако этот его акт самопожертвования оказался напрасным. В армии султана находились двое его сыновей. Старший, Баязид, принял на себя командование, скрыв известие о кончине своего отца до окончания битвы. Во время сражения турки проявили себя значительно дисциплинированнее христиан, которые, после того как их первая массированная атака захлебнулась, дрогнули, а по их рядам поползли слухи о предательстве. К ночи победа турок стала окончательной. Король Лазарь был взят в плен и казнен в том же шатре, где был убит Мурад. После этого Баязид провозгласил себя султаном и отдал приказ немедленно задушить брата: о разделении власти не могло быть и речи 70 . За тридцать лет своего правления Мурад I, блестяще использовав армию и административный аппарат, оставленные ему отцом, превратил эмират гази в сильнейшую военную державу в Юго-Восточной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта связь прошлого и настоящего, земного и небесного ясно и отчетливо выражена на сербской земле в преемственности поколений и героических, т.е. подлинно христианских идеалов. 28 июня 2006 г., во время общей панихиды на Гази-Местане, где насмерть стояла некогда сербская рать, преграждая исламским полчищам путь в Европу, Святейший Патриарх Сербский Павел и сербские епископы молились об упокоении душ всех вождей и воинов и православных христиан сербских на святой сербской земле в бранях и трагических обстояниях от злобы иноплеменников пострадавших. Всех. Во все времена. У подножия монумента, воздвигнутого в честь безпримерного подвига средневековых витязей, возносили молитвы о героях и мучениках наших дней. Прямо и твердо, несмотря на сорокаградусную жару, стоял 92-летний старец-патриарх, окруженный верными сынами Отечества. Так же твердо и непоколебимо стоит сегодня на святой косовской земле его богоспасаемая паства, верная призыву своего пастыря - не покидать родных очагов. Тронутый этой стойкостью и самопожертвованием премьер-министр Сербии Воислав Коштуница - вообще-то политик весьма далекий от безстрашного Радована Караджича - нашел в себе мужество приехать в тот день на Косово и публично заявить перед десятками телекамер местных и иностранных журналистов: " Косово было и останется сербским " . Много веков прошло с тех пор, как златокудрый Иван Косанчич (по-русски Иван Дроздов; Косово поле - Дроздово поле) уходил на разведку в стан турок. Под жгучим южным солнцем рано темнеют русые от рождения волосы сербских детей. Но навсегда отразилась в очах их синева родного славянского неба, которую великий сербский писатель Милош Црнянский (1893-1977), автор книг " Святой Савва " и " У гиперборейцев " , называл " светом Севера " . И снова - как и века назад - на фоне скалистых отрогов и выжженных равнин видны кресты старых и новых храмов и монастырей. Несмотря на американскую оккупацию и албанский террор, вопреки лживым утверждениям СМИ, сербы не покинули Косово. Косово останется сербским! В этот раз мы въезжали на территорию Косова и Метохии в районе Подуева.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

…я-ко кади-ло пре-эд То-о-бо-о-о-ю-у-у… — Псалтырь, псалом 140, 2. 27 «Стопы моя…» — Псалтырь, псалом 118, 133. 28 Воротяжка, вороток (обл.) — тонкое бревно, слега, которым навивают веревки для прикручивания клади на возах. 29 …к валаамским старцам… — Речь идет о Валаамском Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном новгородцами не позднее XIV b. и находившемся в северной части Ладожского озера, на острове Валаам. Много раз отражал нападения шведов, в 1611 г. был ими разорен; восстановлен в 1715 г. Упразднен в 1940-е годы. 30 …медок нагдышний… (нар.) — вынутый на днях, незадолго. 31 …колокольня, как розовая свеча пасхальная… — Высокая и стройная пятиярусная колокольня — архитектурно-композиционный центр ансамбля Троицкой лавры — была заложена в 1741 г. архитектором И. Ф. Мичуриным по проекту И. Я. Шумахера. В 1753 г. Д. В. Ухтомский существенно изменил проект, введя дополнительно два верхних яруса. Строительство закончено в 1769 г. Высота колокольни вместе с куполом и крестом — 88,04 м. 32 …опять в мурью — То есть в конуру, тесное и темное жилье. 33 «Достойно» — молитва «Песнь Пресвятой Богородице» («Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…»). 34 На тропарях — на ирмосах… — Тропарь — молитвенная песнь; ирмос — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона. 35 «Ныне отпущаеши раба Твоего» — благодарственная молитва при святом причащении. 36 Наянливы — навязчивы, назойливы. 37 …игрушечное заведение у него… — В Сергиевом посаде при Троице-Сергиевой лавре издавна были развиты кустарные промыслы, особенно игрушечный. 38 Осман-паша. — Осман-Нури-паша Гази (1832–1900) — турецкий фельдмаршал, военный министр; в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. руководил обороной Плевны. 39 «Вот мчится тройка удалая» — отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки «Сон русского на чужбине». Как самостоятельная песня отрывок стал весьма популярным. 40 Платон (Левшин) — митрополит Московский (1737–1812), крупный церковный деятель, проповедник, духовный писатель, педагог. 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Цари следующей эфиоп. династии, Соломонидов , благоволили Д.-Д. и в свою очередь пользовались поддержкой его насельников. Однако центр христ. государственности уже переместился на юг, и в XIV-XV вв. мон-рь Д.-Д. находился вдали от основных политических событий. В 1-й пол. XVI в. христ. царство подверглось мусульманскому нашествию под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Эфиоп. царь Лебна Денгель (1508-1540) умер гонимый мусульманами, и его тело погребли на неприступной горе Д.-Д. Там же португальцы во главе с доном Криштобалом да Гамой, пришедшие на помощь эфиоп. христианам во время кампании 1542-1543 гг., устроили склад оружия. Однако в сент. 1557 г. туркам под командованием паши Оздемира, прибывшим из Йемена для поддержки мусульман, удалось захватить и разграбить обитель. Вскоре они потерпели поражение и ушли на побережье, но мон-рь долго не мог возродиться после погрома. В сер. XVII в. центром эфиоп. царства стал г. Гондар (Гондэр), а Д.-Д. остался далеким сев. монастырем, хотя и почитаемым, но лишенным заботы государства. Древняя церковь мон-ря Д.-Д.- одна из немногих сохранившихся средневек. церквей, построенных в традициях архитектуры Аксума . Традиция относит ее к V-VI вв., ряд совр. исследователей - к Х в. ( Anfray. 1990. P. 171); эти датировки опираются на архитектурные признаки и не имеют под собой документальных или археологических оснований. При разграблении мон-ря турками в 1557 г. церковь пострадала, но не была сожжена. В 1948 г. проводились реставрационные работы под рук. Д. Мэттьюза. Уникальность церкви обусловлена тем, что близкие ей по архитектуре памятники, находившиеся на территории Эритреи, утрачены: церковь в Асмэре разобрана в 1920 г., церковь в Арамо погибла в 1940-1941 гг., церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос в Шимезане разобрана в 1961 г. Церковь расположена в сев.-вост. части мон-ря Д.-Д., на месте, где, по преданию, огромный змей, взявший За-Микаэля Арагави на спину, опустил его на землю. Эта легенда, возможно, указывает на то, что в дохрист.

http://pravenc.ru/text/180788.html

Роман I Лакапин , византийский император в 919–944 гг., соправитель имп. Константина VII – 401, 406, 407, 416, 420, 421, 425, 439, 441, 456, 457, 459, 461,475,478 Роман II , византийский император в 959–963 гг. – 401, 407, 440, 457 Роман IN Аргир (Аргиропул), византийский император в 1028–1034 гг. – 401,413,459 Роман IV Диоген , византийский император в 1067–1071 гг. – 463, 466, 467 468 Роман Сладкопевец (конец V в. – ок. 560), византийский гимнограф, усовершенствовавший жанровую форму кондака, дьякон в Верите, позднее в Константинополе – 183, 184, 258, 314, 392 Ромейн Й. (Romein), голландский византинист – 68 Ромул Августул , последний император Западной Римской империи в 475–476 гг. – 165, 358 Рот Карл (Roth), немецкий византинист – 73 Ротруд (Эрутро), дочь имп. Карла Великого – 357 Руайу Жак (Jacques Corentin Royou), французский византинист – 52, 80 Руфин Аквилейский (340–410), богослов и историк, переводчик сочинений Оригена и «Церковной истории» Евсевия Кесарийского на латынь – 181 Руфин Флавий (IV-V в.), родом из Аквитании, префект претория, временщик при дворе имп. Аркадия – 148 Сайдак Ян (Saidak), польский филолог-классик и византинист – 76 Саййид Баттал Гази , турецкий национальный герой, борец за торжество ислама – 320 Самуил , царь Болгарии в 976–1016 гг. – 422 Светоиий (Гай Транквилл, ок. 70 – ок. 123 или 140), римский историк, биограф цезарей –114 Свинтила , вестготский король 1-й пол. VII в. – 270 Святослав (ум. 972), князь киевский в 957–972 гг. – 410, 421, 424, 478, 479 Себеос (VII в.), армянский историк, участник Двинского собора (645 г.); сочинение Себеоса (или автора, скрывшегося под алонимом Себеоса), названное в русском переводе К. П. Патканова (Патканьяна, 1834–1889) «История императора Иракла», содержит историю Армении с древнейших времен до 661 г. – 262, 272 Сейф ад-Даула, хамданидский эмир Алеппо 1-й пол. Х в. – 406, 407, 408 Сельджук , туркменский князь кон. Х – нач. XI в. – 465 Сергий († 638), патриарх Константинопольский в 610–638 гг., церковный деятель монофелитского направления – 302, 305

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010