Архив Пн В столице Казахстана председатель ОВЦС выступил на заключительном заседании VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий 15 сентября 2022 г. 20:02 Во второй половине дня 15 сентября 2022 года в городе Нур-Султане завершился VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий . Церемонию торжественного закрытия форума возглавил Президент Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаев, модератором выступил председатель Сената Парламента страны и глава Секретариата Съезда М.С. Ашимбаев. В ходе церемонии была оглашена итоговая декларация VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Прозвучали выступления наиболее авторитетных представителей религиозных общин, присутствовавших на Съезде, в частности: Папы Римского Франциска , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония , Верховного имама Университета «Аль-Азхар» Ахмада Ат-Тайеба, главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа. Они поделились своей оценкой принятой на Съезде Декларации и обозначили главные итоги прошедшего форума, который собрал более 100 делегаций, принадлежащих к разным странам и традициям. Московский Патриархат представляли также Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям иерей Димитрий Сафонов . Митрополит Антоний в своем выступлении подчеркнул, что верующие люди призваны «занимать деятельную позицию, помогать созиданию мира, участвовать во врачевании конфликтов, проповедовать ценности сострадания, согласия и любви». Кроме того, иерарх напомнил о необходимости твердого свидетельства о ценности человеческой жизни со стороны религиозных лидеров, которое будет убедительнее звучать общим голосом. Председатель ОВЦС указал на важность того, что итоговый документ Съезда «зиждется на признании факта создания человека и всего сущего Богом, Божественного промысла о мире, богоданности вечных законов бытия, морали и нравственности». Он положительно оценил ряд пунктов Декларации, касающихся роли религиозных лидеров в преодолении пагубных явлений, сохранении культурного и религиозного многообразия, в необходимости развития религиозного образования как инструмента профилактики экстремизма, в преодолении неравенства и несправедливости между странами и народами.

http://patriarchia.ru/db/text/5959728.ht...

— В январе боевики убили клирика одного из православных храмов в городе Хама. В апреле были похищены митрополит Аллепский Павел, который был братом Антиохийскому патриарху. Говорит ли это, что священнослужители находятся в особенно опасном положении? — Действительно, представители духовенства становятся мишенью для боевиков в первую очередь. Но при этом опасности подвергаются не только христианские священники, но и мусульманские — из числа тех, кто выступает против боевиков. Достаточно вспомнить историю верховного муфтия Сирии Ахмада Бадреддина Хассуна. Боевики потребовали от него перейти на их сторону, он отказался — в ответ был застрелен его 21-летний сын Сария. Машину, в которой он ехал, атаковали по дороге в город Алеппо. — Как вы сами нашли состояние христианской общины во время своего визита в Сирию? — Мы были в Дамаске, Хаме, проезжали город Хомс. Встречались с представителями католической общины, видели прихожан православной и армянской христианской церквей. Община, несомненно, сокращается, но, чтобы люди уезжали тысячами, я не видел. Надо понимать, что помимо внешней существует еще и внутренняя миграция: христиане в большом количестве перемещаются внутри страны, уезжают в те районы, которые напрямую не связаны с боевыми действиями. В Сирии христианское население рассеяно по стране — большой процент христиан среди жителей Алеппо, Дамаска, Хомса, Латакии. — Кто составляет христианскую общину в Сирии? — Из двух миллионов проживающих здесь христиан около половины — это православные Антиохийского Патриархата . Широко представлены также католическая и армянская апостольская церкви. Много выходцев из России, существует целая община Русской Православной Церкви. В советский период у нас училось много сирийских студентов, было большое количество смешанных браков — так россияне оказывались на востоке. Сегодня в Дамаске они составляют целый район: можно говорить о десятках тысяч семей, где есть выходцы из России. В основной массе они остаются пока в Сирии. Но в случае обострения не исключено, что они захотят вернуться на родину вместе со своими сирийскими родственниками.

http://pravmir.ru/ekspert-po-cirii-xrist...

Аль-Макдиси прямо заявляет: «Они обвиняются в неверии из-за их дружбы с западными и восточными многобожниками и оказании им помощи против единобожников (мусульман), заключении соглашений о взаимопомощи в области безопасности, через которые они будут обмениваться информацией о единобожниках, описываемых ими как террористов и фундаменталистов, и через которые совершается сдача единобожников и моджахедов их врагам». Таким образом, чрезвычайно затрудненной представляется возможность организации и проведения диалога между убежденными экстремистов и исламскими учеными из лагеря традиционалистов, для того чтобы попытаться перевести в плоскость обсуждения, переговоров и взаимных договоренностей хотя бы часть проблем, по которым джихадисты ведут вооруженную борьбу. Но при этом нисколько не нужно обманываться представлением, что экстремисты – это только ослепленные ненавистью ко всему западному фанатики, готовые расстреливать и взрывать всех направо и налево. Напротив, экстремисты – это сила, обладающая очень стройной логикой, обоснованной и коренящейся в исламских источниках программой и стратегией действия, уверенно и поэтапно движущиеся к собственной цели. К примеру, тот же самый Абу Мухаммад аль-Макдиси, выступая с критикой тактики тотального уничтожения, практикуемой аз-Заркави в Ираке, и утверждая о необходимости вести широкую идеологическую, воспитательную и подготовительную работы среди моджахедов, заявлял: «Нашей программой и целью должно быть воссоздание исламской уммы и государства, а не просто взорвать кафе, кинотеатр или убить офицера, который подвергал меня пыткам» 47 . 4. 3. Цитаты о награде за джихад Искреннее желание и стремление сражаться и умереть шахидом, с точки зрения мусульман является великим делом перед Аллахом. Что же касается хадисов о награде джихада, то их огромное количество, среди них следующие: В хадисе, который передается от Тирмизи и Ахмада бин Ханбаля говорится: У шахида перед другими есть семь преимуществ: В рассказе, который передает Бухари от Абу Хурайры говорится, что Мухаммад сказал: «Для тех, кто совершает джихад на пути Аллаха, Аллах приготовил в раю сто ступеней. Расстояние между каждой из них как расстояние между небом и землей. Когда вы просите у Аллаха, то просите рай Аль-Фирдаус (самая высокая ступень рая)» 49 .

http://azbyka.ru/religioznye-osnovy-isla...

Укрепив свои позиции внутри России, Рамзан Кадыров обратил свой взор за ее пределы. Старт новому этапу контактов чеченского руководства с мусульманским миром дал миротворческий форум " Ислам – религия мира и созидания " , открывшийся в августе 2007 года в Грозном. К этому времени основные работы по восстановлению Грозного и других значимых городов были практически завершены, и уровень безопасности в республике достиг приемлемого уровня, в связи с чем появилась возможность приглашать в Чечню представительные делегации, в первую очередь мусульманских богословов, политиков и духовных В августе 2007 года Кадыров первым из россиян был приглашен в Саудовскую Аравию на церемонию омовения Каабы, которая проводится дважды в год силами элиты мусульманского мира по версии саудовских В том же году Кадыров посетил Иорданию и встретился с ее королем Абдаллой II – наиболее уважаемым монархом в мусульманском Все эти поездки резко подняли рейтинг Кадырова и в итоге вывели его в 20 самых влиятельных политических лидеров России с точки зрения внешних 17 октября 2008 года в центре Грозного была торжественно открыта Мечеть им. Ахмада Кадырова, получившая название " Сердце Чечни " и являвшаяся точной копией главной мечети Анкары. Вокруг " крупнейшей в Европе мечети " был построен комплекс зданий Исламского центра, включающий в себя резиденцию председателя ДУМ Чеченской Республики и корпуса Российского исламского университета им. Кунта-хаджи. Данный вуз, заранее претендующий на звание крупнейшего на Северном Кавказе, начнет набор студентов с сентября 2009 18–19 октября 2008 года в Грозном прошел II Международный миротворческий форум, собравший еще больше делегатов, чем первый. Тон на нем задавали мусульманские лидеры Северного Кавказа: глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, муфтий Чечни Султан Мирзаев и глава Совета алимов Чечни Хож-Ахмед Кадыров, двоюродный дядя Рамзана Кадырова, в то время как ЦДУМ и Совет муфтиев России были представлены второстепенными

http://religare.ru/2_60542.html

После кончины Ахмада аль-Мансура в 1603 г. династический режим Саадитов вступил в полосу упадка. На этом фоне постепенно возвысилось др. шарифское семейство Филалидов, к-рые в 30-х гг. XVII в. объединили значительную часть Юж. Марокко с центром в Сиджильмасе. Их предводитель Мулай Мухаммад аш-Шериф провозгласил себя имамом (1631) и одержал решающую победу над своими главными соперниками - марабутами завии Дила. В 1659 г. его сын Сиди Мухаммад вытеснил саадидских султанов из Марракеша, но вскоре был убит своим братом Мулай ар-Рашидом, который стал 1-м полновластным государем новой династии (1664-1672). В XVII в. в основном через завии происходила интеграция тарикатов в марокканское общество. Сакрализация образов наиболее прославленных наставников делала их захоронения местами паломничества как богословов, так и рядовых верующих, почитающих их мистическую благодать (барака). Значительное укрепление центральной власти выразилось в становлении т. н. системы махзена (араб.- «казнохранилище») - деспотического правления, при котором за султаном М. признавался авторитет халифа и «повелителя верующих». Она достигла апогея при сыне ар-Рашида Мулай Исмаиле (1672-1727), который основал новую столицу Мекнес и заметно расширил отношения с европейцами. Он создал мощный военно-административный аппарат, который противопоставил влиянию торговцев-фаси и богословов-улама, периодически не подчинявшихся и не уплачивавших налогов. В 1708 г. городские улама только под угрозой ареста и конфискации собственности узаконили набранную Исмаилом гвардию «абид аль-Бухари» («рабов аль-Бухари», по названию суннитского сборника хадисов, на к-ром присягали гвардейцы-невольники), а в 1720 г. султан, чтобы пополнить казну, захватил Фес, где реквизировал огромные средства. После смерти Мулай Исмаила последовала череда дворцовых переворотов, а султанская власть признавалась только в главных городах. Чтобы покончить с засильем непокорных «абид аль-Бухари», сын Исмаила Мулай Абдаллах (1727-1757, с перерывами) стремился опереться на араб. полукочевое ополчение удайя и берберские племена Ср. Атласа, а его преемник Сиди Мухаммад ибн Абдаллах (1757-1790) в 1760-1770 гг. подчинил удайя Феса, а позднее распустил и гвардию «абид аль-Бухари». Одновременно он отнял у португальцев Мазаган и в 1765 г. основал порт Могадор (ныне Эс-Сувейра). В 1767 г. для получения доходов от таможенных пошлин и от сборов за предоставление монополий Сиди Мухаммад подписал первые капитуляционные соглашения с Францией и Испанией. В 1777 г. он первым из всех глав гос-в признал независимость США и в 1786 г. заключил с ними договор о мире и дружбе, что обострило отношения с Великобританией. При осаде Гибралтара (1779-1783) Сиди Мухаммад поддержал испанцев, удалив из своих владений британского консула и более 100 его соотечественников.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

Османский период В течение следующих четырех веков Сирия входила в состав Османской империи и управлялась из Стамбула. После 1600 в результате междоусобной борьбы периферийных властей, центрального казначейства в Стамбуле и крупных торговых домов экономика постепенно пришла в упадок. Расширение нидерландской и английской торговли в Средиземноморье, Южной и Юго-Восточной Азии и в бассейне Индийского океана ускорило спад экономической активности Османской империи в конце XVII в. В XVIII в. Халеб и Бейрут превратились в главные торговые центры Сирии; в нескольких городах были созданы колонии европейских купцов. Для работы среди местных христиан стали во множестве прибывать миссионеры, особенно францисканцы и иезуиты. Контакты между миссионерами и местными властями привели к дальнейшему расслоению сирийского общества. В конце XVIII в. бóльшая часть южной Сирии оказалась под властью аккского паши Ахмада аль-Джаззара, который пытался модернизировать административную систему и способствовал развитию экономики. К концу XVIII в. европейские державы начали активно вмешиваться во внутренние дела Сирии, устанавливая свои сферы влияния. Успехи Сирии в развитии материального производства и торговли привлекли внимание могущественного египетского паши Мухаммеда-Али, армия которого вторглась в страну осенью 1831 . Столкновения между египетскими войсками, размещенными в Сирии, и османскими силами в Анатолии вынудили в 1839 европейские державы вмешаться и поддержать авторитет Османской империи на Ближнем Востоке. Британские и османские агенты подтолкнули друзов к восстанию против египетской армии. С восстановлением власти Османского султана Сирия попала под действие англо-османской торговой конвенции 1838 . В последней четверти XIX в. в обмен на предоставление займов Османской империи французские компании получили многочисленные концессии в Сирии. Французы вкладывали средства в строительство сирийских портов, железных и автомобильных дорог. По мере спада материального производства росли антихристианские и антиевропейские настроения. Европейское вмешательство в политическую жизнь Сирии усиливалось. Это способствовало росту недовольства местной арабской элиты османским правлением. В 1890 -е годы в Халебе, Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи. Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже 19–20 вв. Национальное самосознание арабов особенно обострилось с приходом к власти младотурок после июльской буржуазной революции 1908 в Турции.

http://drevo-info.ru/articles/14162.html

Военные поражения и отсутствие консолидации в Андалусе привели к восстаниям в 1144-1145 гг., фактически уничтожившим власть Альморавидов в И. В 1145-1172 гг. в мусульм. И. к власти вновь пришли правители отдельных тайф. С 50-х гг. XII в. началось постепенное завоевание Андалуса Альмохадами. Основой державы Альмохадов стало зародившееся в горах Атлас на территории совр. Марокко в 20-х гг. XII в. религ. движение в рамках ислама, идеологом к-рого был бербер Ибн Тумарт (ок. 1082-1130). После долгого противостояния с Альморавидами преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин, смог в 1147 г. захватить африкан. столицу Альморавидов г. Марракеш и вскоре распространить власть на всю Сев.-Зап. Африку. В 70-х гг. XI в. Альмохады под предводительством Абу Якуба Юсуфа (1163-1184) начали активные военные действия в Андалусе. К 1172 г. они подчинили пиренейские мусульм. территории. 11 июля 1195 г. в битве при Аларкосе (близ совр. г. Сьюдад-Реаль) войска Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура, имея значительный перевес, разгромили армию кастильского кор. Альфонсо VIII и захватили большую часть Нов. Кастилии, включая Гвадалахару и Мадрид (за Альфонсо VIII остался город Толедо). Альмохады придерживались жестких позиций в управлении страной и большое внимание уделяли военным вопросам. При них во мн. крупных городах И. появились крепостные сооружения. В нач. XIII в., после поражения в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств, Альмохады начали терять власть; к сер. XIII в. на Пиренейском п-ове мусульманам подчинялась лишь область на самом юге с центром в Гранаде. Здесь сложился Гранадский эмират (существовал до кон. XV в.), где правила династия Насридов. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. В XII-XIII вв. Андалус стал центром философской мысли, во многом благодаря изучению и переосмыслению мусульм. мыслителями древнегреч. философии. К этому периоду относится творчество основоположника аверроизма Ибн Рушда (Аверроэс, 1126-1198), богословов Абу Мухаммада Абдаллы из Бадахоса и Абуль-Аббаса Ахмада (Ибн аль-Банны), развивавших учение Газали (1058-1111) об основах суфизма.

http://pravenc.ru/text/674995.html

С семьями в это время был имам мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин. Его старший сын, Ахмад, учится в 8«А», в их класс и зашел стрелок.  Имам знает всех погибших детей и всех родителей. К нему за утешением идут не только родственники учеников, но и все мусульмане этого района, напуганные произошедшим. Работают с вященники, работают психологи. — Весь город, вся страна встали плечом к плечу, чтобы пострадавшие могли пройти через это горе. Директору школы мы передали, что окажем любую помощь — духовную, материальную. Как приход и как мечеть мы будем заботиться о тех людях, которые потеряли близких. Как и наши православные братья, мы все вместе стоим. Мы на связи с исламскими священнослужителями и духовным управлением мусульман. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом приезжали в день трагедии к школе и возложили цветы. Во вторник у нас был республиканский ифтар с участием президента, где также читали молитву. В мечетях все эти дни читают моления за умерших и за выздоровление живых. Имам знает: нет слов, которые могли бы утешить в таком горе. — Какие бы слова я ни сказал, боль не пройдет. Возможно, чуть-чуть зарастет, но останется навсегда, потому что родители и дети — кусочек нашей плоти. Но важно, чтобы человек знал: он не один, рядом мы, рядом близкие, родственники, государство. Мы все вместе. Я говорю родственникам: «Подумайте о человеке, который покинул этот мир. Что ему нужно? Мне больно, мое сердце плачет, что я могу сделать для моего сына? Ему же будет больно слышать, если я стану сильно плакать, да? Мы знаем, что каждое наше слово покойные слышат. И любой из умерших детей сказал бы: “Мама, не плачь”. Для нас, мусульман, этот месяц священный. Умершие в Рамадан сразу попадают в рай. Одноклассники моего Ахмада уже в раю. — Это знание, что есть другой мир, душа бессмертна и дети сейчас в безопасности, в благости, немного приглушает боль? — Да, чуть-чуть убирает остроту боли. Как и в христианстве, у мусульман есть такая добродетель, как смирение. Потеря детей — одно из самых тяжелых испытаний. Но Всевышний любит нас и не дает нам то, что мы не сможем пройти, хотя мы, возможно, это не всегда понимаем. «Как же я теперь буду жить без своего ребенка?» — думает мать. Но Господь оставил нас здесь, чтобы мы молились и просили за них. Говорят, их было четверо

http://pravmir.ru/kazan-v-nas-vseh-strel...

Таким образом, переход в ислам просто позволил Сохину начать жизнь с чистого листа. К исламу он явно охладел и уже давно не пытается проповедовать эту религию. История бывшего курского священника запомнилась также открытым письмом Союза православных граждан, в котором содержались важные рекомендации ему и всем популярным неофитам. Приведем его целиком: «Дорогой брат Владислав! Сердечно поздравляем Вас с принятием Ислама. Свидетельствуем, что Ваш предшественник на ответственном посту т. н. «беглого попа» Вячеслав-Али Полосин поработал весьма плодотворно, внеся заметный вклад в развал «Российского исламского наследия» и целого ряда аналогичных структур, выведя из строя несколько опасных для межрелигиозного мира сайтов и газет, грамотно разрушив намечавшейся союз радикальных протестантов с ваххабитами вовремя изданной антипротестантской книгой «Евангелие глазами мусульманина», а также сделав ряд важных заявлений от имени Совета муфтиев России, после которых эта, по его бескомпромиссному выражению, «рыхлая и слабоструктурированная организация», стала еще более рыхлой и слабоструктурированной. К сожалению, наш брат Али-Вячеслав допустил несколько ошибок (от которых мы постараемся Вас предостеречь) и в ближайшее время отправится в Кувейт изучать «золотую середину» «умеренного» ислама. Мы не сомневаемся, что Вы со временем займете его место, поскольку семинарское образование ценится в Совете муфтиев России выше любого другого, и его обладатель автоматически зачисляется в разряд всемирно известных мусульманских богословов. Поэтому позвольте дать Вам несколько советов. Когда Вы будете писать обязательные для любого неофита брошюры на тему «Мой смертельно опасный путь в Ислам» и «Христианство как вредная масонско-митраистская секта», подойдите к этому делу серьезно. Постарайтесь ничего не выдумывать самостоятельно, а используйте компилят из сочинений Ахмада Дидата, Харуна Яхьи и других авторитетных людей. Отдайте свои сочинения на рецензию не Мукаддасу Бибарсову, а грамотным специалистам, которые подскажут Вам, что волхвы не были агентами Моссада, христиане не употребляли свежесваренных мусульманских детей, а в арабском языке все-таки есть гласные буквы. Обязательно сделайте акцент на том, как злобные православные фанатики угрожали Вам после смены веры и пули свистели над Вашей головой – это может растрогать сентиментальных арабских спонсоров.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Друзы отвергают пищевые запреты традиционного ислама. Однако могут соблюдать его установления, руководствуясь соображениями личной безопасности и пользы единоверцев. Для этого используется такия (с араб. – букв. «мысленная оговорка»), позволяющая скрывать подлинное содержание своей веры за фасадом внешних атрибутов чужой. Внутри общины также существует несколько степеней посвящения, распространяющихся как на мужчин, так и на женщин: джуххал («неведущие»), куккал («вразумленные») и аджавид («совершенные»). Число последних ограничено, и только им доступна полнота религиозных знаний. По тем же причинам, что и у алавитов, более подробное научное изучение доктрин и религиозной практики друзов весьма затруднительно. Крупные поселения друзов имеются в Израиле, Ливане, Сирии и Иордании. Ахмадийа (кадиани) – направление ислама, возникшее в XIX веке и связанное с именем Мирзы Гулама Ахмада из Кадиана, от которого и получило оба своих названия. Основатель традиции жил на севере Индии и скончался в 1908 г., оставив после себя множество трудов (80). В своих трудах он предпринял попытку синтезировать элементы мусульманского, христианского и индуистского мировоззрений. Учение получилось крайне синкретичным. Ахмад из Кадиана считал себя последним пророком, посланным Аллахом для объединения всех перечисленных выше религий. Вследствие этого объектами хаджа для его последователей наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали места жизни основателя традиции (г. Кадиан, Индия), а также город Сринагар (штат Кашмир, Индия), где, как убеждены ахмадийа, погребён Иисус Христос . Адепты ахмадийа верят в то, что после смерти души людей сразу наделяются новыми телами, посредством которых они вкушают мучения или блаженство. При этом считается, что процесс духовного совершенствования продолжается и после смерти. Соответственно, отрицается и вечность мучений. Способность внутреннего изменения означает одновременно и возможность любому грешнику через покаяние обрести блаженство уже по ту сторону вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010