На прохождение курса среднего (аусат) отделения отводится восемь лет. Курс этот начинается изучением богословия (Акаид) по учебнику Имама Омара Нясяфийского 258 .. Этот трудный для понимания и усвоения арабский учебник проходится в связи с трактатами Хаяли, Муллы Ахмада и Муллы АбдульХакима, в таком порядке: сначала в течение недели или нескольких дней подробно разбирается учебник Омара Нясяфийского, а потом прочитанное растолковывается по указанным трактатам. В этом же отделении, на вторых уроках, продолжается по книге «Шархвигкая» курс законоведения, представляющий толкование на сокращенный курс, пройденный в первом (низшем) отделении 259 . На прохождение курса богословия и законоведения отводится четыре года. В продолжение пятого и шестого года в среднем же отделении проходится снова более обширный курс логики по руководству «Тахзиб» и таковой же курс арабской грамматики по руководству «Тальхис», представляющей собою курс красноречия. Лучшие по дарованиям муллы этого отделения читают сочинения: ХоджаДжамаля, АхундШейха, Мирзы Захида, АхундКаляна и КазыМубарака. В 7й и 8й годы проходится метафизика (Хызматуль анн?) вместе с дополнениями по сочинениям АхундКаляна и Мирзы Джана. В третьем, высшем (агля) отделении проходится высший курс богословия по учебнику МуллыДжалаля и полный курс законоведения по книге «Хидая», которая называется священною (шариф) 260 . В дополнение к учебнику МуллыДжалаля читаются также: Ханакахи и Татымма. На ознакомление желающих с этими руководствами полагается minimum два года. В довершение образования, способный и усердный студент проходит науку о разделе оставшегося от умершего имущества (Ильмифараиз), трактат о преданиях Мохаммеда (Хадисишариф), основы законовдения (Усулюльфигкх) и толкования разных богословов на Коран, из которых наиболее распространены два: на арабском языке «Казы Байави» и на персидском языке «Рухульбаян». Нужно заметить при этом, что описанный курс учения в туркестанских мадрасах не проходится всеми учащимися одинаково подробно и обстоятельно. Это зависит, вопервых, от природных дарований, а вовторых – от практических целей учащегося 261 . Полный курс проходят только такие студенты, которые стремятся занять должность мударриса, казия или ученого муфтия 262 3) при казии. Такие избранники, по окончании курса в той или другой мадрасе, отправляются для большего усовершенствования в мусульманских науках в Коканд или Бухару, к пользующемуся ученой известностью мударрису и под его руководством проходят ту или другую науку. Что же касается учащихся со средними дарованиями, то таковые ограничивают свое образование изучением только некоторых и притом наиболее легких руководств, в которых излагаются основы вероучения и законоведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В результате кропотливой работы исламских богословов хадисы были разделены на достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф). Первые две группы считаются надежными хадисами и обладают юридической силой, то есть служат доводом для вынесения того или иного религиозно-правового решения. Слабые хадисы считаются ненадежными и не являются источником права, поскольку в иснаде отсутствует какое-либо звено или же содержание хадиса противоречит другим, более надежным сообщениям. Но эти хадисы могут использоваться верующими для духовной пользы и назидания. Особая категория хадисов – это хадисы аль-кудси (с араб. букв. «священный», «божественный»), которые передают слова Аллаха, не вошедшие в Коран. «Золотой век» хадисоведения наступил в VIII-IX веках, когда наука о хадисах начала активно развиваться. В это время появились так называемые «шесть сводов» хадисов, которые приобрели наибольшую известность и авторитет среди мусульман-суннитов 167 . 1 . «Аль-джамиас-сахих " имамаМухаммадааль-Бухари . Этот сборник считается самым надежным источником. В его состав вошли только достоверные хадисы. Сборник разделен на тематические главы. 2 . «Аль-джами ас-сахих» имама Муслима . Это второй по надежности сборник. Хадисы распределены по тематическим разделам. Похожие хадисы приводятся вместе, это помогает сравнивать их друг с другом. 3 . «Китаб ас-сунан» имама Абу Дауда . В сборник собраны хадисы, касающиеся в основном вопросов мусульманского права. Помимо высказываний пророка в сборник имама Абу Дауда вошли также высказывания ближайших сподвижников Мухаммада и их учеников. 4 . «Аль-джами ас-сахих» имама Мухаммада ат-Тирмизи . Сборник собрал хадисы, посвященные различным сторонам исламского права. Обычно подобные сборники называют также «сунан». Потому труд имама ат-Тирмизи известен как «Сунан» ат-Тирмизи. 5 . «Китаб ас-сунан» имама Ахмада ан-Насаи . Этот сборник считается мусульманами самым авторитетным после сборников аль-Бухари и Муслима. 6 . «Китаб ас-сунан» имама Мухаммада бин Язида, более известного как ибн Маджа . Данный сборник содержит большое количество слабых хадисов, но несмотря на это, приобрел большую популярность у верующих. Однако авторитетность и достоверность многих хадисов вызывает немало нареканий и вопросов у мусульманских ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возникнув в конце VIII века, в законченном виде учение мутазилитов сложилось в вв. Мутазилиты выступали против антропоморфизма, проповедуя тождество атрибутов Аллаха его сущности. Были сторонниками учения о свободе воли человека, считая, что божественная справедливость предполагает способность человека самостоятельно совершать поступки, за которые он будет после смерти вознагражден в раю или наказан в аду. Отрицали предопределение и стояли за господство разума над слепой верой. Подчеркивали светский характер и происхождение власти халифа. Настаивали на тезисе о сотворенности Корана, доказывая, что противоположное суннитское учение противоречит чистым представлениям о единобожии. В IX в. при халифе ал-Мамуне мутазилизм на короткое время стал официальной идеологией халифата, была проведена михна, мусульманский аналог инквизиции, в результате которой несогласные с учением мутазилитов подвергались притеснениям. Однако при последующих халифах к власти пришли сунниты и гонениям подверглись уже сами мутазилиты, под гнетом которых они и исчезли к XI веку. Ахмадийя Среди мусульманских сект новейшего времени следует упомянуть секту ахмадийя , основанную в XIX веке Мирзой Ахмадом Гулямом, проповедовавшего на территории современного Пакистана о том, что он является пророком и посланником Аллаха. Он учил, что его пророчество восстанавливает истинный ислам. Оно находится под пророчеством Мухаммеда, который воспринимается как наипрекраснейший среди Пророков, но не последний. В отличие от учения Корана, Ахмад Мирза Гулям учил, что Христос был действительно распят на кресте, но не умер, а потерял сознание. Позднее Он якобы переехал в Кашмир, где жил и учил до 120 лет, пока не умер и не был похоронен в Шринагаре, где последователи ахмадийи доселе показывают место Его захоронения. Большая часть приверженцев Ахмада Мирзы Гуляма проживает в Пакистане, однако они ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру. В 1974 г. верховный суд Пакистана признал это движение немусульман-; ским, что явилось причиной гонений против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог любит Сирию, Бог любит Россию» Почему Латакия приветствует российских солдат 07.10.2015 560 Время на чтение 7 минут На авиабазе в Латакии. Фото: Александр Коц, Дмитрий Стешин Прибрежная Латакия просыпается по-восточному рано - с первыми лучами солнца. С недавнего времени, правда, обыденная картина восхода немного изменилась: к мерному шуму волн, гулу города и крикам средиземноморских чаек присоединился рев моторов летающих по небесной лазури самолетов. - Каждое утро, между шестью и восемью часами, в воздух взлетают русские самолеты. Каждый такой взлет - просто прилив чувства безопасности, о котором мы уже успели забыть, - уверяет журналистов 50-летний Ахмад, живущий в районе Хмеймаййим, располагающемся неподалеку от аэропорта им. Басила аль-Асада. Его земляк, 46-летний Наффа из деревни Шарашир, тоже не скрывает своего восторга: - Нет ничего более прекрасного, чем наблюдать за набирающими высоту русскими самолетами! Слова Ахмада и Наффы - далеко не пустой панегирик «пришельцам», произнесенный в поисках минутной славы перед телекамерами. В памяти латакийцев еще живы события прошлого года, когда подразделения «Исламского государства» свирепствовали на подступах к городу. Ужас войны не оставил Латакию и в марте 2014-го, с отступлением сил ИГ: на смену такфиристам «Даиш» пришли радикалы «Джабхат ан-Нусра» (среди которых очевидцы не раз примечали членов ИГИЛ). Когда пилоты начинают свои ночные вылеты, все мы можем расслабиться и спокойно заснуть!.. - Все мы безумно рады русским. Даже дети знают, что они здесь! - продолжает Ахмад. - Когда пилоты начинают свои ночные вылеты, все мы можем расслабиться и спокойно заснуть!.. За несколько недель до прибытия российских ВВС в крупнейший сирийский порт город потряс первый за многие годы теракт : более десяти человек лишились жизней в результате взрыва заминированного автомобиля на довольно многолюдной площади аль-Хамам. К концу сентября приближение любого рода русской помощи воспринималось подавляющим большинством горожан с нетерпением - и потому даже гуманитарный груз, доставленный в Латакию 13 сентября, встречали социальные работники и добровольцы со всех районов столицы северной сирийской провинции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

– Вак. 2, т. 2, с. 97] [Таб., I, с. 1601] Абдаллах б. Аслам, Ибн Хумайд Асим б. Абдаллах СаламаˆИбн Исхак ал-Умави Ибн Исхак Йазид б. Абу Хабиб Йазид б. Абу Хабиб Рашид, «его мавла» Рашид, мавла Ибн АбуˆАусаˆХабиб б. Абу Аус Амр о. ал-Ас Как мы видим, иснады «Футух» и «Та’рих» ат-Табари в трех звеньях совпадают, расхождение верхних звеньев вполне естественно, так как передача шла по разным линиям, а нижняя часть в «Футух» усечена и искажены отношения упомянутых в ней лиц. Большинство проверенных мной иснадов кончаются ал-Вакиди или лицами, близкими к его времени, подтверждая, что исходное сочинение принадлежало именно ему. В некоторых случаях иснады завершаются безымянным «этот передатчик» (ар-рави), который отделен от ал-Вакиди тремя звеньями передачи [Пс. – Вак. 2, т. 2, с. 119, 160], т. е. не менее чем столетием (точнее сказать невозможно – иснады могут быть неполными). Можно думать, что этому ар-рави, фигурирующему во многих местах без предшествующего ему иснада, и принадлежит первый шаг на пути превращения исторического сочинения в исторический роман, которое продолжили переработчики эпохи крестовых походов. 19 Jarry, 1970. Ф. Сезгин называет автором «Завоевания ал-Бахнаса» Ахмада ал-Бакри [GAS, Bd. 1, с. 296]. Но в данном случае авторство не имеет значения, поскольку характер этого сочинения тот же, что и сочинений, приписываемых ал-Вакиди. 27 Динав, с. 44 – 117; Йа’к., т. 1, с. 178 – 203; Таб., I, с. 823 – 1068; Мас’уди, т. 2, с. 105 – 241. 34 А. Исфах. Русский читатель может познакомиться с характером сочинения по отрывкам, опубликованным в русском переводе [А. Исфах., пер.]. 41 До 70-х годов арабистов-источниковедов интересовали прежде всего система передачи информации и соотношение ранних источников, особенно дошедших до нас в виде выдержек в поздних компиляциях. Шедевром этого рода исследований можно назвать монографию У. Сезгин об Абу Михнафе [Sezgin U., 1971]. Это направление получило развитие и в нашей арабистике (серия историографических исследований ленинградских арабистов [Бойко, 1977; Бойко, 1983; Прозоров, 1980]). Начало нового этапа обозначили исследования А. Нота, анализирующие характер информации и ее трансформацию в процессе передачи [Noth, 1968; Noth, 1973]. Одним из важнейших его выводов является установление видов шаблонов композиции исторического повествования. Читать далее Источник: История Халифата/Большаков О. Г. ; Рос. акад. наук С.-Петерб. фил. Ин-та востоковедения. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000-./Т. 2: Эпоха великих завоеваний, (633–656). - 2000. – 294 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Однако положение дел в Италии было совершенно катастрофическим: в 891 г. сарацины прочно обосновались на дорогах, ведущих в Рим из Нарни, Риети и Непи, и в течение 30 последующих лет (!) ни один паломник не имел возможности пройти в Вечный город, не заплатив мусульманам произвольной «дани». Центральной власти на полуострове уже давно не существовало, и каждый город, каждая крепость и область были предоставлены собственным силам 157 . Зато в столице халифата набирала оборот анархия – скорый предвестник кончины Арабского халифата. После смерти Ахмада ибн-Тальха престол занял его сын аль-Муктафи Биллах (902–908), которого по праву относят к одному из последних великих халифов арабов. Это был деятельный и воинственный правитель, который не считал мир естественным состоянием своей все еще громадной державы. В первую очередь халиф усмирил карматов, грабивших торговые караваны в Сирии. Затем его взор обратился против Тулунидов, захвативших его египетские владения. Несколько лет длилась война, и наконец в 907 г. Тулуниды пали, а Египет был возвращен Халифату. Однако это стало «последней песней» воинственного халифа: в 908 г. в возрасте всего 35 лет он скончался 158 . Осенью 893 г. в Тарс с поручением правителя Египта и Сирии прибыл Ахмед-ибн-Абба, который совместно с Ахмед-ад-Уджейфи произвел нападение на Западную Киликию, дойдя до местности Лалассиса. А летом 894 г. арабы захватили город Малурию. Лев Мудрый, зорко следивший за кавказскими делами, направил в область Фасанианы стратига фемы Армениак Лалакона с отрядами из Колонеи, Месопотамии и Халдеи. Спустя некоторое время к ним присоединился доместик схол Катакал, и совместными усилиями византийцам удалось выбить мусульман из некоторых важных крепостей, занятых арабами 159 . В декабре 895 г. произошло новое столкновение арабов с римскими отрядами, закончившееся победой мусульман. Но арабы, понеся значительные потери, не желали продолжения войны и согласились на перемирие с обменом пленными. Надо сказать, что организация обмена была поставлена из рук вон плохо, и он состоялся только в октябре 896 г. К тому времени Римский император уже заключил мирный договор с болгарами, надеясь аккумулировать силы на Востоке, но особых успехов не достиг. В августе 897 г. сарацины овладели крепостью Курой в Каппадокии, а летом следующего года арабский флот имел решающий успех в битве с византийцами у берегов Малой Азии, потопив множество греческих судов 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Назидательный характер носят соч. «Устранение тоски» в 12 главах, посвященное достижению душевного спокойствия ( Basha. 1902; Samir, Pagnini. 2007), и «Изречения, полезные душе и телу» ( Sbath. 1936). Соч. «О добродетели целомудрия» (изд.: Аль-Машрик. 1968. Т. 62. С. 3-74; Hau. 1970) направлено против возражений мусульм. писателя аль-Джахиза. И. б. Ш. составил очерк о значении араб. существительных   (мироздание) и   (бог). Сочинение о подлинности Евангелия «Пять сомнений и ответы на них» (не изд.) обращено к Ибн Бутлану , с к-рым И. б. Ш. был близко знаком (в тексте именует его «наш шейх»). Особое место в наследии И. б. Ш. занимают апологетические «Собеседования» (  ) в 7 главах - пересказ бесед на богословские и филологические темы, к-рые он вел 5-29 июля 1026 г. в Нисибине с вазиром Насир ад-Даулы Абу Насра Ахмада, Абу-ль-Касимом аль-Хусайном ибн Али аль-Магриби, известным покровителем наук и искусств (записаны в Майафарикине после смерти вазира осенью 1027, с одобрения Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки ; в качестве предисловия помещено письмо И. б. Ш. к его брату секретарю Абу-ль-Але Саиду ибн Сахлу) ( Cheikho. 1923); к беседам примыкает переписка И. б. Ш. с Абу-ль-Касимом аль-Магриби (издание с франц. переводом готовят Х. Самир и М. де Фенойль). Будучи знатоком араб. культуры и одним из первых сир. богословов, развернувших аргументированную полемику с исламом, И. б. Ш. подчеркивал, что притеснения христиан осуждаются мусульм. законоведами, и склонен был даже утверждать, что главные расхождения между 2 религиями сводятся к непризнанию христианами пророческого достоинства Мухаммада, однако решительно отстаивал учение о Троице и Боговоплощении. Защита догматов христианства является также главным содержанием посланий «О единстве Творца и троичности Его лиц» (1029?; Cheikho. 1920. P. 124-129) и «О сотворении мира, единстве Творца и троичности Его лиц» ( Sbath. 1929). В «Статье о блаженстве будущей жизни» ( Cheikho. 1920. P. 129-132) подвергаются критике представления мусульман о загробном мире.

http://pravenc.ru/text/389403.html

Однако из этого можно сделать вывод, что данный хадис был составлен во время, когда в исламской литературе рассказы о печати пророчества на спине Мухаммада как о признаке, по которому люди Писания якобы узнавали в нем пророка, были широко известны, а потому достаточно было одного упоминания об этой печати, без какого-либо пояснения о смысле, чтобы смотреть на его спину на предмет наличия этой печати. В другом еще более странном и пространном хадисе Мухаммад отправляет посланца с письмом к кесарю. Получив это послание, кесарь посылает за епископом, которому он дает прочитать послание. Прочитав его, епископ говорит: «Это – тот, которого мы ожидаем и о котором благовествовал Иисус». «Что же ты повелишь мне?» – спрашивает кесарь. «Я бы, – отвечает епископ, – поверил бы в него и последовал за ним». На что кесарь возразил: «Если я сделаю это, то я лишусь моего царства». После этой консультации кесарь говорит посланцу Мухаммада, что хоть он и знает, что тот, кто послал его, – пророк, однако же он не может оставить своего царства. К епископу же стали собираться некие люди, причем из текста совершенно неясно, кто они такие. То ли сановники, то ли представители духовенства, то ли еще кто-то, которые сказали этому епископу, что они «отвергли его, с тех пор как он предпочел этого араба». Епископ же говорит посланцу Мухаммада, чтобы он отправлялся к пославшему его и сказал, что он свидетельствует, что нет Бога, кроме Аллаха, и что он, Мухаммад, – его посланник и что он уверовал в него. После чего этот епископ вышел к таинственным «им», которые собрались к этому епископу (причем из текста даже непонятно, где эти «они» собрались и откуда «вышел» этот епископ), и таинственные «они» «убили его» 338 . Другой подобный хадис мы находим у имама Ахмада о странствиях и злоключениях некоего перса-зороастрийца по имени Сальман в поисках истины. Однажды этот человек проходил мимо христианской церкви и, услышав прекрасные голоса, зашел в нее. Он был восхищен их молитвой и захотел узнать больше о христианской вере у своего отца, но тот заковал его, посадив под домашний арест. Однако ему удалось сбежать и примкнуть к каравану, следующему в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В администрации ливанского эмира Юсуфа Шихаба также немалую роль играли католики, особенно Гандур аль-Хури, кяхья эмира с 1782 г. Бейрутский хронист писал о Гандуре: «Что касается до его могущества, то оно было очень велико... сам эмир Юсуф писал ему: “Дорогой брат!”, а правители страны и подданные затруднялись, как уж ему и писать». 1942 Даже униатский летописец, при всех своих симпатиях к Гандуру, признавал его высокомерие: «...он вел себя... словно эмир». 1943 Гандур был маронитом, но целиком поддерживал униатов-мелькитов в борьбе с православием и, пользуясь своей властью, по словам Бейрутской хроники, «воздвиг гонение на православных христиан, нарушал покой их жизни, теснил их поборами и наносил им ущерб без жалости и стремился к тому, чтобы они вследствие такого обращения с ними отказались от своей правой православной веры и приняли неправую веру католическую». 1944 Отступникам он обещал привилегии, твердым в вере угрожал смертью, а некоторых умертвил, отнял у православных ряд церквей и передал их униатам. 1945 Особое усердие в гонениях проявляли униатский митрополит Бейрута Игнатий и католические миссионеры. Подобно тому как во внутренней Сирии православная иерархия периодически прибегала к помощи османских властей для преследования униатов, в горном Ливане сложилась зеркально противоположная ситуация. Православные оказались беззащитны перед давлением светских властей и не могли апеллировать к Высокой Порте. «В это время, – читаем в Бейрутской летописи, – его святейшество митрополит Макарий (православный архиерей Бейрута. – К.П.), испуская горестные вздохи, воссылал непрерывные молитвы к Господу с горючими слезами, моля его, чтобы он прекратил это гонение». 1946 В 1789 г. Юсуф Шихаб развязал войну против аккского паши Ахмада Джаззара, потерпел поражение, попал в плен и был повешен вместе со своим кяхьей Гандуром. Узнав об этом, православные Бейрута ликовали и «воздавали великое благодарение Всевышнему Богу», 1947 потому что в случае победы над Джаззаром, Юсуф обещал отдать под управление Гандура Бейрут, что было чревато гонениями на местную православную общину. После казни Гандура отобранные им церкви были возвращены православным, и многие насильно обращенные в унию вернулись в православие. 1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После государственного переворота 4 июня 1993 года муфтий Магомед-Башир Арсанукаев в знак протеста ушел с поста главы ДУМ ЧР. Новым муфтием становится его первый заместитель Мухаммад-Хусейн Алсабеков, поддержавший режим Джохара Дудаева. В декабре 1994 года Дудаев освобождает Алсабекова занимаемой должности. В январе-феврале 1995 года бывший муфтий ЧР Магомед-Башир Арсанукаев возвращается на пост муфтия. В марте 1995 года в чеченском селении Ведено полевой командир Ахмад Кадыров избирается (а фактически назначается) муфтием Чечни. Вскоре после этого Ахмад Кадыров объявляет России джихад. 17 августа 1998 года ДУМ ЧР входит в состав Координационного центра мусульман Северного Кавказа. 10 октября 1999 года решением президента Чечни Аслана Масхадова муфтий Ахмад Кадыров освобождается от занимаемой должности и впоследствии объявляется «врагом чеченского народа». 8 июня муфтий Чечни Ахмад Кадыров назначается главой временной администрации Чечни. 22 августа 2000 года съезд духовенства Чеченской Республики избирает нового муфтия Чечни. Им становится имам Шатойского района республики Ахмад Шамаев. 26 мая 2005 года Ахмада Шамева на посту муфтия республики сменяет Султан Мирзаев. В августе 2010 года Султан Мирзаев был переизбран на посту председателя ДУМ ЧР и получил титул пожизненного муфтия Чечни. В начале июня 2014 года Мирзаев неожиданно ушел в отставку и 11 июня новым муфтием республики был избран Салах Межиев. Учебные заведения: Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева (Грозный), Старо-Атагинское исламское медресе «Кавказ», Шалинский институт имени Аль-Хаджи Насуха, Шалинское исламское медресе «Аль-Хадж Аюб», Исламское медресе Аль-Хадж при Шалинской главной мечети, медресе с. Аллероевское Курчалоевского района, Шалинская исламская школа-медресе «Али-Хаджи», Исламское медресе с. Джалка Гудермесского района, Исламское медресе «Нур», Исламское медресе «Ихьсан», Исламское медресе имени Ташу-Хаджи, Исламское медресе «Баракат», Исламское медресе «Иман», Исламское медресе «Нураллах», Исламское медресе имени Кунта-Хаджи, Исламское медресе имени Габиса, Исламское медресе «Азхар», Исламское медресе «Алим» и ряд других.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010