Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХМАД ИБРАХИМ АЛЬ-ГАЗИ [Араб.      ] (1506-1543), имам, предводитель джихада на Африканском Роге в 1-й пол. XVI в. Выходец из небогатого рода землевладельческой знати Харарского султаната (территория совр. Судана и Эфиопии), А. И. Г. с юных лет оказался вовлеченным в междоусобную борьбу на родине. С упадком торговли на Красном м. падало и значение местных султанов, в то же время росло значение т. н. эмиров, почти независимых мусульм. военачальников, под знаменем джихада водивших воинственную молодежь в набеги на богатое христ. пограничье. Молодой и талантливый А. И. Г. быстро выдвинулся в первые ряды таких предводителей, но его планы не ограничивались грабительскими набегами. Его целью было «завоевание Абиссинии», т. е. уничтожение эфиоп. христ. царства и создание на его месте идеального теократического мусульм. гос-ва. А. И. Г., скоро ставший известным по всему Африканскому Рогу под прозвищем Грань (амхар.  ; букв.- левша), принял титул «имам правоверных» и со своими сподвижниками начал планомерное завоевание всей Эфиопии. За 15 лет ему удалось сломить сопротивление армии христ. царя. Но слабостью почти уже созданного мусульм. гос-ва оказалось отсутствие адм. аппарата. Подчиненные имаму эмиры успешно громили христ. военачальников, но их «управление» завоеванными областями сводилось к безудержному грабежу населения и продаже его в рабство. За этим неизбежно последовали крушение джихада и дальнейшая христ. «реконкиста». В конце правления А. И. Г. эфиоп. царь Лебна-Денгель , спасаясь от мусульман, обратился за помощью к португ. вице-королю Индии; уже после смерти Лебна-Денгеля, 9 июля 1541 г., 400 португальцев под предводительством дона Криштобала да Гамы , младшего сына мореплавателя Васко да Гамы, высадились на Африканском побережье Красного м. Они отправились на поиски сына Лебна-Денгеля, царевича Галавдевоса (Клавдия), возглавившего силы сопротивления, по пути громя мусульм. отряды. В одной из битв раненый дон Криштобал да Гама попал в руки А. И. Г., к-рый велел казнить его после жестоких пыток (авг. 1542). Уцелевшие португальцы поклялись отомстить за дона Криштобала, и 22 февр. 1543 г., во время битвы, А. И. Г. был убит португальцами, а его войско разбежалось. Лит.: Basset R. Histoire de la conquête de l " Abyssinie (XVI siècle) par Chihab ed-Din Ahmad ben (?)lsquo;Abd el-Qaader surnommé Arab-Faqih. P., 1897; Castanhoso M. The Portuguese Expedition to Abyssinia/Transl. and ed. by R. S. Whiteway. L., 1902;                    1966; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 210-237. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77200.html

Слово ахмад в Коране Годами ведутся споры об использовании в Коране слова ахмад . Сегодня это самое распространенное имя во всем мусульманском мире, но в арабских записях, предшествующих годам жизни Мухаммада, нет никаких свидетельств того, что во времена зарождения ислама оно использовалось как имя собственное. Оно, по всей вероятности, стало популярным вследствие его упоминания в тексте Корана. Наиболее вероятно, что подлинное слово ахмад в суре 61.6 было прилагательным, используемым в арабском языке того времени. Это подтверждается тем фактом, что в рассмотренных нами высказываниях Иисуса имя будущего Утешителя нигде не называется. Также очень интересно отметить, что в одной из ранних рукописей Корана, которые приказал сжечь Осман, а именно в рукописи знатока и чтеца Корана Убаййя ибн Кааба, сура 61.6 читается несколько иначе. В ней нет заключительных слов «имя которому Ахмад», а вместо них есть запись об Иисусе, говорящем, что Он возвещает пророка, который будет носить печать Аллаха от Его пророков и вестников. С христианской точки зрения сура 61.6 – это попытка изменить пророчество Иисуса о приходе Святого Духа, дабы применить его к пророку ислама. За несколько столетий до Мухаммада лжемессия по имени Мани также пытался применить это пророчество к себе, и это, видимо, было хорошо известно языческой Аравии в течение нескольких веков после Иисуса. Для кого-то, подобно Мухаммаду, считавшего себя последним посланником Аллаха, было естественным желание закрепить его за собой, отсюда переделка имени прилагательного ахмад в имя собственное – Ахмад. 5.6 Святой Дух – обещанный Утешитель Мусульманин: Вы не можете отрицать, что Иисус говорил о другом посланнике Божьем, которого Он пошлет своим ученикам. Поскольку Сам Он был всего лишь одним из длинной череды пророков и апостолов, посланных Богом, разве не логично предположить, что Утешителем должен быть Мухаммад? Дискутируя с мусульманами по этому вопросу, полезно вспомнить одно из четырех высказываний Иисуса относительно прихода Утешителя и на его примере показать, что Он мог говорить только о Святом Духе. В то же время можно дать доброе свидетельство о том, как Дух Святой дарует истинным верующим непосредственное общение с Самим Богом.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

В нескольких словах суть проблемы сводится к следующему. Мусульмане стремятся найти предсказание из Нового Завета, которое можно было бы отнести к пришествию их «пророка» Мухаммада. В Новом Завете много говорится о лжепророках, которые придут после Христа: «…и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» ( Мф. 24:11 ), но там ничего не сказано о приходе пророка Мухаммада до второго пришествия Христа, конечно, если следовать тексту Нового Завета! И тогда исламские апологеты, чтобы подтвердить «пророческий» статус Мухаммада, опираясь на Новый Завет, прибегают к грубому обману своих последователей. Каким образом? Используя следующий стих Корана: И вспомните, как Иса, сын Марйам, сказал: «Сыны Исраила! Я к вам посланник от Аллаха, Чтоб истину Закона (Тора) утвердить, Ниспосланного вам до моего прихода, И сообщить вам благостную весть, Что вслед за мной придет посланник Бога, Имя которому Ахмад (Сура.61.6). Комментируя данный стих Корана, Валерия Порохова пишет: «Евангелие от Иоанна, гл.14, ст. 16: «…и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Гл.15, ст.26 – «Утешитель» – старогреческое « Paracletos », букв. перевод «Ахмад», «Мухаммед»». Другой апологет ислама утверждает: «Ахмад, или Мухаммад, что означает «восхваляемый» — это приблизительный перевод греческого слова Периклитос (а не paracletos, как пишет госпожа Порохова. – В.П.). В существующем сегодня Евангелии от Иоанна 14:16, 15:26, 16:7 слово «Утешитель» соответствует греческому слову Параклетос, означающему скорее «защитник», «призванный на помощь другому, доброму другу», нежели «Утешитель» (интересно было бы узнать основания для такого заявления – В.П.). Наши доктора заявляют 16 , что слово Параклетос – это искаженный вариант слова Периклитос, которое в подлинных словах (хотелось бы увидеть древнегреческие рукописи этих «подлинных» слов. – В.П.) Иисуса было пророчеством об имени нашего святого пророка Ахмада» 17 . Суть вопроса сводится к заявлению мусульман о том, что Ахмад, или Мухаммад, и древнегреческое periklytos значат одно и то же, а значит, Ахмад и есть Утешитель.

http://azbyka.ru/prorochestvoval-li-xris...

По преданию, на камне остался отпечаток ноги пророка Ибрахима, и сейчас возле т. н. Макам-Ибрахим (Место стояния Ибрахима) паломники во время хаджа совершают молитву (Коран II 125). После завершения строительства Ибрахим и Исмаил вознесли молитву Аллаху (II 127-129), к-рый поручил им очистить К. от идолов, находившихся внутри и вокруг нее: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить от язычества Дом Мой для паломников, уединяющихся в нем и молящихся» (XXII 25). Ибрахим попросил Аллаха «сделать местность безопасной» (II 126), и Аллах освятил место и запретил проливать здесь кровь. Построив К., Ибрахим и Исмаил совершили обряд паломничества, открытый им Аллахом. Забота о К. лежала на племенах джурхум, хуза, курайш, захватывавших Мекку. В нач. VII в. К. пострадала во время пожара и наводнения и курайшиты сделали ремонт под руководством визант. мастера, спасшегося при крушении корабля в Красном м. Он оставил на стенах К. изображения Марьям (ср. Богородица) и Исы (ср. Иисус Христос). Стены новой К. сложили из камня и дерева высотой 9 м, дверь подняли на 2 м, чтобы защитить от наводнений и др. нежелательных явлений. Стены, столбы и потолок внутри покрыли поверх штукатурки росписями с изображениями пророков, ангелов, деревьев. По преданию, в ремонте К. принимал участие пророк Мухаммад, которому тогда было 25-30 лет. Араб. историк Ибн аль-Кальби (ум. в 819) в «Книге об идолах», посвященной борьбе первых мусульман с язычеством, рассказывает, что в доислам. Мекке «идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был Хубал». Освобождение К. от «многобожников» стало главной задачей основателя ислам. религии. В 628 г. по договору с мекканцами мусульмане получили право паломничества к К. Возглавляемые Мухаммадом, они совершили в следующем году малое паломничество к святилищу. В 630 г. Мухаммад, овладев Меккой, выбросил из К. идолов, прикоснулся к Черному камню и сохранил все обряды хаджа. К. неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при халифе Омаре ибн Абд аль-Хаттабе.

http://pravenc.ru/text/1319730.html

Ему очень хотелось донести до окружающих, что не все мусульмане террористы и что ни он, ни его родственники не были исламскими фундаменталистами и даже не симпатизировали им. Но мало кто его слушал. Как правило, он видел в людях подозрительность, страх и неуверенность. Иногда ему казалось, что он пришелец с другой планеты. Со слезами на глазах он рассказывал мне о том, как к нему подошел один студент в университете, евангельский христианин, и потребовал от него доказательств того, что он не тайный шпион и не переодетый террорист. В Ахмаде мне очень нравилось то, что он умел подходить ко всему непредвзято и был открыт к новому, оставаясь при этом убежденным мусульманином. Укоренненость в своей вере и египетской культуре не сделали его предвзятым критиком других религий и культур. Со временем он обнаружил, что лучше всего к нему относятся американцы из евангельских церквей – особенно очевидно это стало после событий 11 сентября. Конечно, были среди них и те, кто относился к нему с осуждением, но таких людей он избегал. Своих евангельских друзей он приглашал домой и готовил для них традиционные египетские блюда. Те в ответ приглашали его в свои дома и в церкви. Когда Ахмад пришел в ту церковь , где проповедовал я, он уже побывал в десяти других церквах. Еще большее удивление у меня вызвало то, что Ахмад читал Библию одновременно с регулярным чтением Корана. В Библии ему больше всего нравились Евангелия, особенно Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). Я был поражен тому, как много он прочитал из Ветхого Завета. Ахмад задавал много вопросов о христианстве в Америке и выражал беспокойство по поводу растущей пропасти между христианами и мусульманами. Смущенно он рассказал мне, как ему было стыдно за мусульман, отреагировавших на датские карикатуры насилием, но добавил, что жесткие высказывания известных христианских деятелей против ислама и пророка Мухаммеда вызвали у него шок. Через Ахмада Бог даровал мне благодать. Между нами возникли прочные узы. Подружиться с Ахмадом было нетрудно, поскольку я провел пятнадцать лет в Египте и изучал ислам. В те летние месяцы мы провели много времени в общении, но последняя встреча имеет для меня особое значение. Ахмад помог мне взглянуть на мир его глазами – я же слушал его не только ушами, но и сердцем. Результатом стало то, что я уже никогда не буду смотреть на мир, как прежде .

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Если принять такие ненаучные правила интерпретации, то можно найти намного более точные совпадения по поиску подобного рода пророчеств о Мухаммаде в Священном Писании. Например, в Притчах Соломона можно найти в чистом виде употребление корня hmd: «Нечестивый желает ( – «хамад раша») уловить в сеть зла; но корень праведных тверд» ( Прит.12:12 ). Следуя методу мусульман, получаем следующее пророчество: «Ахмад (т.е. Мухаммад) нечестивый [желает] уловить в сеть зла». Слова пророка Осии можно при таком способе толкований понимать, как пророчество о проблемах последователей Мухаммада в противостоянии с Израилем: «Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных ( «хемда») сосудов» ( Ос.13:15 ) 111 . Очевидно, что такая интерпретация библейского текста не вызовет согласия у мусульман, что лишний раз подтверждает антинаучность применяемой ими же методики, т.к. она не выдерживает в таком случае проверки на объективность и верифицируемость. Следствием неуёмного желания найти в Библии пророчества о Мухаммаде и под впечатлением своего открытия о том, что «Желаемый» есть искомый «Ахмад», профессор Абдуль-Ахад Даууд опускается до откровенной лжи. В частности, он уже без лишних поисков корня HMD обнаруживает имя «Ахмад» у пророка Малахии «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (); вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». В интерпретации исламского профессора, текст должен выглядеть как «Он (адон – т.е. господин) внезапно придет в храм, он, которого вы ищете и желаете», т.е. желаемый (по-арабски: Ахмад)» 112 . Эту мысль подхватывает и дальше развивает А.В. Полосин, полагая, как это следует из его слов, что и здесь есть арамейское слово ««желанный» – это «ХиМиДа», на иврите «ХиМДа»» 113 . Но дело в том, что в этом стихе нет корня hmd (), а используется другое слово – «хафецим» () «желаете», поэтому никакого «Ахмада» здесь быть не может. Вот так некритичное отношение к цитируемому тексту вместе с лжелингвистическими манипуляциями приводят к закономерному фиаско.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

В 1129 г., после смерти Тороса I и его малолетнего сына, в К. А. правил его брат Левон I, который по Девольскому договору также считался вассалом Византии и ранее владел нек-рыми крепостями Горной Киликии. Продолжая борьбу за овладение Равнинной Киликией, Левон столкнулся с интересами не только Антиохийского княжества, но и Византии, поскольку стремился постепенно отказаться от политического покровительства К-поля. Ухудшились также взаимоотношения К. А. и Данишмендидского эмирата. Хронисты XII в. Михаил Сириец и Вильгельм Тирский, описывая обстановку в Киликии в то время, среди противоборствующих сил упоминали также кн. Боэмунда II Антиохийского. В 1129/30 г. он преследовал Ридвана, мусульм. правителя Халеба (Алеппо), и случайно столкнулся с войсками Левона I и эмира Гази Данишмендида. По свидетельствам хронистов, между войсками Гази и Боэмунда II произошло сражение, к-рое закончилось поражением антиохийцев, а войско Левона I преследовало побежденных, т. е. Левон выступил на стороне Данишмендидов ( Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 227). Местом сражения Вильгельм Тирский называет Portus Pallorum, а Михаил Сириец - Аназарв. Предположительно накануне сражения Гази заключил союз с правителем Халеба Ридваном, напал на Антиохийское княжество и совершил поход вглубь Равнинной Киликии ( Бозоян. 1988. С. 80-84). Т. о., в кон. 20-х гг. XII в. Левон I, намереваясь выступить против Антиохии и занять Равнинную Киликию, стал союзником эмирата Данишмендидов. В то же время изменение политики К. А. в пользу союза с сельджуками ухудшило отношения Рубенидов с Византией и поставило под вопрос их прежние договоры. Визант. придворный писатель Михаил Италик в одном из панегириков упоминал о том, что Левона I возвели на трон без ведома его формального сюзерена имп. Иоанна II Комнина (1118-1143) ( Бартикян. «Панегирик» Михаила Италика. 1984. С. 218; D é d é yan. 2003. Vol. 1. P. 531-532). Исходя из этого текста, можно предположить, что Левон I тем самым заявил о своем суверенитете ( Бозоян. 1988. С. 99-101).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Везде Исаак пытался подготовлять враждебное настроение против своего брата и ставил ему затруднения даже в Константинополе, где имел сильную партию. В 1132 г. предпринят был поход против Данишменда Гази, ближайшей целью был Кастамон в Пафлагонии, откуда турки тревожили византийские владения. На этот раз действия царя увенчались полным успехом, он распространил свою власть до реки Галис и заключил отдельные соглашения с эмирами Амассии и Гангр. По возвращении в столицу он имел триумфальную встречу. Скромность не позволила Иоанну сесть на приготовленную для него серебряную колесницу, он шел пеший, а на колеснице была помещена икона Богородицы. Дошедший до Константинополя слух, что Кастамон снова взят турками, заставил Иоанна снова начать поход. Во время отсутствия царя (1134) умерла супруга его венгерка Ирина, и это заставило его прекратить движение вперед и вернуться в столицу. Прерванная на время война продолжена была с большим успехом, чему способствовала и смерть Гази, который перед кончиной был возведен калифом в звание мелика, или царя. Преемник Гази, сын его Мухаммед, должен был усмирить восстание братьев и заняться утверждением своей власти. Кроме того, Иоанну удалось расторгнуть союз иконийского султана с Данишмендами, и на этот раз в византийском войске был вспомогательный турецкий отряд, прибыв к городу Гангры. Позднее время года и измена союзников, которые по приказанию Мухаммеда ушли из византийского лагеря, побудили царя на этот раз не приступать к осаде, но так как зимняя стоянка в этой холодной местности тоже внушала опасение, то после некоторых колебаний вновь Гангры были окружены греческим войском. Мусульмане вступили в переговоры насчет сдачи города, а император не настаивал на суровости условий. Желающим было предоставлено свободно выйти из города, и, как говорит Киннам, большинство вступило в византийскую службу. Гангры составляли важную крепость в эмирстве Данишмендов. После перехода этой крепости в руки императора положение дел на северо-восточной границе значительно изменилось в пользу греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Первым шагом, обеспечивавшим дальнейшие успехи, было занятие Малатии, которая была во владении младшего из сыновей Кылыч-Арслана, Тогрула. Когда осажденная Малатия изнемогала от голода, Тогрул-Арслан обратился за помощью к латинянам (1124), но голод заставил жителей открыть ворота Гази III, который с тех пор стал твердой ногой в верхнем течении Евфрата. Между тем вследствие поднявшейся смуты в Иконии был лишен власти Масуд и искал поддержки в Константинополе. Ему был оказан любезный прием, дана просимая помощь, и таким образом начавшаяся в султанате смута нашла поддержку в империи. Правда, непосредственные выгоды извлечены были из этого положения дел только Данишмендами, но, когда Гази III простер свои завоевания на юг и стал приближаться к Киликийским горным ущельям, где нанес сильное поражение антиохийскому князю Боемунду II, царь Иоанн нашел момент благоприятным, чтобы выступить против чрезмерных притязаний турецкого эмира. Хотя византийские историки Киннам и Никита Акоминат очень скупо освещают восточную политику царя Иоанна, но благодаря недавно изданной хронике Михаила Сирийца 136 мы имеем возможность понять, как занят был император на протяжении 1130–1135 гг. восточными делами. Так, в 1130 г., после трагической смерти князя Боемунда, царь отправился в поход против турок. В связи с этим походом упоминается о заговоре против царя, во главе которого стоял любимый его брат севастократор Исаак, которому он всего более был обязан при вступлении на престол. После раскрытия заговора Исаак убежал к султану иконийскому и подстрекал его к войне с империей. Это вообще весьма любопытная в истории Византии фигура, оставившая разнообразные следы как необузданных увлечений, так и просвещенного ума. После бегства из Константинополя он долгое время проживал в Азии, в Сирии и Палестине, при дворах мусульманских и христианских государей, везде подстрекая к войне против Иоанна и ища себе союзников, с помощью которых замышлял завладеть императорским престолом. Зиму 1130/31 г. севастократор Исаак вместе с трапезунтским дукой Гаврой и иконийским султаном проводили у эмира Гази III Данишменда, откуда он переправился к князю Армении Льву, где старший сын его Иоанн вступил в брак с дочерью князя, наконец, после ссоры со Львом снова прибыл в Иконии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

После удачного занятия этой важной крепости Иоанн обратился на юг и с успехом произвел несколько военных операций в области Атталии, имея целью обезопасить сношения с Памфилией. К большому счастию для царя Иоанна, политическое значение Иконийского султаната сильно изменилось. Прежде султан Икония распространял свою власть на многих местных владетелей и эмиров, которые признавали свою от него зависимость. Движение крестоносцев и последовавшие затем перемены в Сирии поколебали указанный порядок отношений. Прежде всего этому способствовало образование отдельного княжения с центром в Малатии (Мелитена) под главенством рода Данишмендов. По смерти султана иконийского Кылыч-Арслана в 1107 г. значение этого султаната пало вследствие раздоров между его сыновьями. В то время как старшие сыновья Шахин-шах, Араби и Масуд спорили из-за обладания султанатом, младший Тогрул-Арслан вместе с матерью основал господство в Мелитене. Шахин-шах захватил в плен своего брата Масуда, который, однако, успел освободиться из заключения и получил содействие в борьбе с братом от Данишменда Гази III. Вследствие последовавшего затем переворота Шахин-шах был убит. Хотя Масуд и Гази III заключили между собой узы родства, но все же не решались выступить открыто против империи. Антивизантийское движение обнаружилось в Армении и исходило от Тогрул-Арслана, владетеля Малатии. Об нем известно лишь в самых общих чертах, что оно отразилось на черноморских владениях империи, побудило дуку Трапезунта Константина Гавру начать поход, окончившийся полным его поражением и пленом. Это происходило почти в то же время, как царь Иоанн предпринимал меры по очищению от турок фемы Фракисийской и Памфилии (1118–1119). Для дальнейших видов императора к освобождению Малой Азии от сельджуков иконийского султана было весьма важно то обстоятельство, что между сыновьями Кылыч-Арслана и Данишмендом Гази III возникли раздоры, которые позволили императору выступить с более решительными мерами в его азиатской политике. Особенно было благоприятно то, что Данишменды обратились на восток и начали расширять свои владения походами в Армению и Северную Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010