И. распространился среди населения Нагорной Чечни, Ингушетии, Балкарии и Карачая, охватив и нек-рые слои социальных верхов в Осетии. Опорными пунктами распространения И. были Дагестан, с одной стороны, и Кабарда - с другой. После стагнации XVI в. произошел прорыв в различных областях мусульм. культуры. Началось активное культовое строительство, продолжавшееся в течение всего периода обновления (аль-джадидийя). Изменились стиль монументального письма, содержание эпитафий, размеры и формы могильных памятников. Особое распространение получил культ «святых» с ярко выраженными признаками суфийской обрядности. После образования крупных населенных пунктов, объединивших мелкие роды и общины, стало необходимо составлять комментарии к правоведческим сочинениям, появилось много произведений этого жанра. Новым явлением в движении «чистого ислама» можно считать усиление культа пророка Мухаммада, к-рое привело к зарождению движения нур аль-мухаммадийя, после того как в 1718 г. Шихаб бен Мухаммад аль-Акуши переписал соч. «ат-Тарика аль-мухаммадийа» Мухаммада аль-Биргили (аль-Биркави). Активизировалась деятельность суфийских шейхов в Чечне, в частности шейха Мута в 1-й пол. XVII в. В 1650 г. в Дагестане Шабан аль-Чираги переписал для нужд своей общины анонимное суфийское сочинение. Движение шейха Мансура в 1785-1791 гг. было непосредственной реакцией на вхождение местных обществ в состав Российской империи (для чеченцев и ингушей процесс завершился в 1774-1781) и на резкие изменения в их традиц. укладе жизни. Самое значительное по своему размаху движение северокавказских мюридов (муридов) под предводительством дагестан. имамов (поочередно Гази-Мухаммада, Гамзат (Хамза)-бека и Шамиля) началось вскоре после заключения Гюлистанского договора 1813 г. и призыва суфийского шейха Мухаммада аль-Яраги к газавату - священной войне. По религ. содержанию движение мюридов связано с движением шейха Мансура. Фундаменталистский культ пророка Мухаммада, распространившийся в Дагестане еще в нач. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Большинство мусульм. регионов России окончательно сложилось к 3-4-му периодам. В преданиях проникновение И. на территорию совр. России связывается с походами воинов Арабского халифата. На Сев. Кавказе, в Волго-Уральском регионе и Сибири до ХХ в. были распространены генеалогии (шежере) местной военной и духовной мусульманской знати, в т. ч. и суфийских наставников, от арабов-гази из рода пророка Мухаммада (сейиды). Среди их родоначальников встречаются неарабы (аджам), слившиеся в народной памяти с местными миссионерами. К подобным фигурам принадлежит почитаемый на Сев. Кавказе Абу Муслим (ум. в 755); поднятое им восстание способствовало переходу власти от Омейядов к Аббасидам. На самом деле в VII-VIII вв. арабы дошли лишь до юж. районов Ср. Азии и Сев. Кавказа, не сумев проникнуть на территорию совр. России через горные, степные и морские рубежи, хотя к 653 г. овладели пограничным городом-крепостью Дербентом (Баб-эль-Абваб). До Х в. границы мусульманского мира проходили по р. Амударье, Каспию и Главному хребту Б. Кавказа. Прибрежную полосу между Главным Кавказским хребтом и Каспием занимали хазары, мусульмано-хазарское противостояние длилось свыше 2 веков. В кон. VIII в. правящая верхушка хазар. гос-ва приняла иудаизм; нек-рое влияние в Хазарии сохраняло христианство, а основная масса ее тюрк. населения, смешанного с др. этносами Предкавказья, придерживалась языческих верований. Дербент долго был защитой стран И. от вторжений хазар и служил базой для рейдов мусульм. отрядов. К северо-западу от него была выстроена система укреплений (рибат), где сначала поселили араб. воинов из Сирии и Ирака. Они стали активно проповедовать и насаждать И. среди населения края, однако процесс обращения горцев Сев. Кавказа в И. был медленным и трудным. Успешнее И. внедрялся в форме суфизма, который вбирал элементы местных культов и верований, но и при этом процесс религ. обращения населения занял неск. веков. Дербент из центра пропаганды И. превратился, как и окружавшие его укрепления (Горная стена), в местный центр суфизма.

http://pravenc.ru/text/674977.html

На территорию Поволжья и позднее Сибири И. проник не через Сев. Кавказ, исламизация к-рого завершилась только к XVIII-XIX вв., а из регионов Центр. Азии, где И. распространился в более раннюю эпоху. Проводниками ислам. влияния здесь были не столько воины-гази, сколько купцы и ремесленники. Население Мавераннахра (земли к югу от р. Амударьи), присоединенного к халифату в 704-715 гг. и сохранившего с доислам. времен политические связи с Катханидами и др. племенными предводителями из Юж. Аравии, принимало И., становясь клиентами (мавали) того или иного йеменского племени. Здесь и в др. пограничных регионах мусульм. мира находили убежище как мусульмане-оппозиционеры из центральных регионов халифата, так и бежавшие от гонений властей др. раннесредневековых держав манихеи, маздакиты, христиане. Эти обстоятельства, а также отсутствие в средние века на Сев. Кавказе и в Сибири городских центров предопределили специфику развития И. на территории России в первые века его существования. Исламизация европ. части России была связана с объединением мелких политических образований и созданием крупных раннесредневек. гос-в. Судя по данным местных хроник, сначала И. утвердился среди политических элит. В IX-X вв. его исповедовала значительная часть населения Хазарского каганата, однако в качестве гос. религии И. в Хазарии не был принят, за исключением хазар. столицы - г. Итиль (Атиль) в дельте Волги. В кон. IX-X в. здесь было много мусульм. купцов и ремесленников, были построены соборная мечеть с минаретом и др. мечети со школами, где изучали Коран. Войско царя состояло гл. обр. из мусульм. наемников из Хорезма численностью ок. 7 тыс. чел. Др. крупное политическое образование в Поволжье, Волжская Булгария, испытывало влияние Хазарии и Хорезма, с которыми его соединяли речной и караванный торговые пути. 903 г. датируется сообщение о том, что большинство булгар-земледельцев, как и их царь, исповедуют И., что у них есть мечети и школы, муэдзины и имамы. Спустя 20 лет царь Булгарии послал халифу письмо с просьбой прислать кого-нибудь, кто наставил бы его в вере, объяснил основы шариата и построил мечеть, в ответ из Багдада было отправлено посольство.

http://pravenc.ru/text/674977.html

В. Попов: Это очень хорошо, что Вы поедете в ноябре в Ливан. Я бы очень хотел, чтобы Вы (мы Вас называем министром иностранных дел нашей Церкви) посетили по возможности и соседние страны, потому что и они тоже очень страдают. Я имею в виду арабские страны, то есть Ирак и Иорданию. И там и там есть большие христианские общины. Это будет служить своего рода моральной поддержкой. Я бы хотел в этой связи просить Вас обратить внимание на передачу нашего опыта. В России сотрудничество, сосуществование религий — это хорошая традиция, потому что мы терпимее. Православие гораздо лучше относится к другим религиям. Сотрудничество между христианством и исламом было одной из скреп Российского государства. Мы этим сильны. Вот этот опыт на арабском Востоке будет очень ценен. Почему? Сейчас решается вопрос о том, какое соотношение будет между религиозными и светскими силами в каждой из стран. Это, прежде всего, Египет и Сирия. Но этот маятник будет ходить туда и сюда, поэтому очень важно, чтобы мы просто рассказали без всякого нажима о том, что у нас есть опыт, который, может быть, стоит перенять и этим людям. Во всяком случае изучить его. У нас никаких религиозных конфликтов никогда не было. Конечно, есть трения, но всегда в таких случаях я говорю — это естественная вещь. У меня больше всего разногласий с моей женой, с которой мы почти пятьдесят лет живем, но мы живем в согласии и любви. Наш опыт из уст представителя Русской Православной Церкви будет иметь большое значение. Причем я уверен в том, что с удовольствием этот визит воспримут и руководители этих стран. Они воспримут, поговорят. Это будет полезная вещь. Митрополит Иларион: Мы всегда говорим о нашем опыте, потому что мы считаем его уникальным, потому что опыт межрелигиозного сосуществования, который у нас накопился на протяжении веков, я имею ввиду в России — это то, что мы можем экспортировать в другие страны, то, о чем мы можем рассказывать. Здесь действительно есть очень большое поле для взаимодействия. Хотел бы также сказать (вот Вы упомянули Иорданию), что Святейший Патриарх недавно был в Иордании, встречался с королем Абдаллой. Я присутствовал на этой встрече. У них была очень хорошая беседа. Буквально несколько дней назад в Аммане имела место межрелигиозная конференция, где была высокая делегация нашей Церкви, где мы как раз рассказывали о нашем опыте сосуществования религий. Принц Гази от лица короля опять же несколько дней назад сделал очень правильное заявление о том, что христиане составляют неотъемлемую часть населения ближневосточных стран и что все усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить христианское присутствие в ближневосточном регионе. Конечно, я со своей стороны, когда езжу в эти страны, встречаюсь и с политическим руководством, и с религиозными лидерами, узнаю из первых уст о том, что там происходит, но и имею возможность поделиться нашим опытом.

http://patriarchia.ru/db/text/3241822.ht...

Ибн Наккаш (ум. 1362) 23. Копт не имеет права быть свидетелем Во времена правления султана ал-Малика асСалиха Наджм ад-Дин Айюба (1240–1249) случилось так, что некий мусульманин пришел на Сук ал-Туджжар в Каире. У него была при себе расписка от солдата, взявшего у него взаймы деньги. Бумага была уже составлена, и требовались только подписи свидетелей. Человек этот встретил двух христиан. На них была богатая одежда с широкими поясами и просторными рукавами, совсем как у знатных мусульман. Мусульманин был уверен, что они знатные люди. Он развернул перед ними свою бумагу, и те подписали ее, что само по себе было издевкой над мусульманами. История эта дошла до султана ал-Малика ас-Салиха, который приказал избить этих христиан и заставить их надеть особые кушаки и нашивки, отличающие их от мусульман; им запрещено было подражать мусульманам внешним своим обликом и велено было придерживаться приличествующего им смиренного и низкого состояния, в каковое низверг их Аллах (стр. 439–440). Гази ибн ал-Вазити (был жив в 1292). Цит. по 119. 24. Обращение христиан в ислам (Египет) Будь у меня достаточно сил и возможностей, я рассказал бы множество деталей и подробностей из жизни чиновников-христиан, и сколькие из них открыто исповедовали бы ислам, не опасайся они, что их убьют или накажут, – я мог бы назвать их даже по именам. Я мог бы рассказать историю каждого из тех, кто попался в силки собственной изворотливости или сделался нарушителем в силу своего злоумышленного поведения – совершая нечестивые поступки, уклоняясь от правого пути, будучи великим глупцом, негодяем и презренным существом. Я мог бы разоблачить положение каждого, кто принял ислам только лишь ради какого-либо мошенничества. Я мог бы описать, что происходило с ним из-за высокомерного неистовства тех, кто ложно обвинял ученых мусульман в фальши, осыпая их градом бедствий, как он погружался все глубже в пучину обмана и грабительства, все более исполняясь алчности. Наделе он исповедовал ислам всего лишь для отвода глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Полковника полиции обвинили в перевозке смертницы перед терактом в московском метро 23 ноября, 2020. Новостная служба По данным СК, он лично отвез террористку на автостанцию 23 ноября. ПРАВМИР. Полицейского из Дагестана задержали по уголовному делу о терактах в московском метро в 2010 году,  сообщает пресс-служба СК РФ. Начальнику ОМВД России по Кизлярскому району полковнику полиции Гази Исаеву предъявлены обвинения по статьям «Участие в преступном сообществе», «Бандитизм» и «Террористический акт». По данным следствия, Исаев был участником преступного сообщества «Имарат Кавказ» (запрещено в России). В 2009-2010 годах он, используя служебное положение, сообщал руководителям преступного сообщества о деятельности Кизлярского РОВД и спецоперациях против незаконных вооруженных формирований. Также, по мнению следователей, он неоднократно перевозил руководителей структурных подразделений преступного сообщества по территории Дагестана. Кроме того, Исаев лично доставил на автомобиле одну из смертниц с закрепленным на ней самодельным взрывным устройством на автостанцию в районе Кизляра для ее выезда в Москву. Теракты на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Московского метрополитена произошли 29 марта 2010 года. В результате двух взрывов погибли 39 человек и более 100 получили ранения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 марта, 2024 26 марта, 2024 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 1 апреля, 2024 29 марта, 2024 28 марта, 2024 28 марта, 2024 27 марта, 2024 27 марта, 2024 26 марта, 2024 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/polkovnika-policzii-ob...

Но при жизни это был лютый и грозный враг. Хотя Тимур являлся набожным мусульманином, в нем не было ничего от рыцаря-гази. Он сражался не за веру, а за то, чтобы возвеличить себя, и главными жертвами его жестоких массовых убийств являлись сами мусульмане. Он долгое время с трудом выносил существование Оттоманского султаната – отчасти из-за ревнивых мыслей о том, что кроме его империи существует еще одно сильное турецкое государство, отчасти из-за опасений, что последнее ослабит его контроль над западными провинциями. Еще в 1386г. он пересек границы Восточной Анатолии и в битве при Эрзинджане разбил армию анатолийских эмиров; после этого он ушел, но пригрозил, что еще вернется. Восемь лет спустя Баязид, женившийся на гермиянской княжне и получивший в приданое большую часть принадлежавших ее фамилии земель, лично прибыл в Эрзинджан, чтобы укрепить оборону полуострова. Но в 1395 г. Тимур появился снова и прошел до Сиваса, уничтожая на своем пути все население. От его руки погиб и сын Баязида, занимавший пост губернатора провинции. К счастью для оттоманского султана, армия Тимура повернула на восток, чтобы овладеть Алеппо, Дамаском и Багдадом. Однако волнения Баязида на этом не кончились. Тимур имел с его врагами значительно более тесные контакты, чем он мог себе представить. И когда войска Баязида стояли под стенами Константинополя, в турецкий лагерь прибыли посланники Тимура с безапелляционным требованием вернуть христианскому императору все захваченные у него земли. Баязид отослал Тимуру ответ, составленный в оскорбительном духе, после чего снял осаду Константинополя и направил свою армию в Анатолию. Тимур в это время был уже в Сивасе. Решающая битва произошла при Анкаре 25 июля 1402 г. Высокомерие Баязида привело к тому, что его войска заняли невыгодные тактические позиции; к тому же солдаты султана были недисциплинированны и раздражены его скупостью. Когда огромная армия Тимура, усиленная отрядом боевых слонов из Индии, двинулась в сокрушительную атаку, оттоманские войска дрогнули и побежали, бросив на поле боя Баязида и его второго сына Мусу, которые стали пленниками Тимура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти факты говорят о серьезном расколе в турецком обществе. Понять его причины и спрогнозировать возможные последствия нельзя без экскурса в прошлое, иначе будет неясно, почему кемалисты стали главными пропагандистами неомарксизма в Турции и врагами ислама. Обращаясь к прошлому, необходимо помнить о том, что война за независимость Турции была тесно связана с исламом. Основу национально-освободительного движения, чьим лидером стал Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), составили анатолийские крестьяне, считавшие себя прежде всего мусульманами. Исламское духовенство Анатолии наряду с буржуазией, патриотической интеллигенцией и офицерством поддержало борьбу с Антантой и дашнакской Арменией. Последнее очень важно, так как сотрудничество кемалистов с большевиками никак не означало сходства этих двух движений. Так, историк Мехмет Перинчек в книге «Тайные страницы российско-турецкой дипломатии по архивным материалам: от Сулеймана Великолепного до Назыма Хикмета» приводит информацию советника Полномочного представительства РСФСР в Турции, поверенного в делах РСФСР в Турции Яна Упмала, согласно которой Ататюрк сказал следующее: « Все, что угодно, кроме отчуждения нашей территории. Я искренний коммунист». Это заявление основателя Турецкой республики не соответствовало действительности. Во-первых, с Кемаль-пашой ранее установил контакты П. Н. Врангель, позднее же часть бойцов его армии примет участие в греко-турецкой войне на стороне мусульман (см. « Турция и Азербайджан: от евроинтеграции к Великому Турану »), то есть он готов был на союз с некоммунистической властью в России. Во-вторых, председатель Коммунистической партии Турции Мустафа Субхи и 14 членов ЦК были убиты в 1921 году людьми, близкими к кемалистам, а в 1923 году партия была официально запрещена. В-третьих, Кемаль-паша получил от Великого национального собрания Турции титул «гази» (воин ислама). В его политике модернизации нет каких-либо признаков антирелигиозной кампании. Нельзя забывать о том, что его идеологией был тюркизм — идея создания национального государства для западных тюрок при мирном сосуществовании с соседями, исключающая строительство Великого Турана (об идеальных границах четко было написано в Национальном обете). В свою очередь восстание шейха Саида 1925 года было реакцией мусульман-курдов на реформы Кемаля, конечной целью которых в национально-религиозной сфере была тюркизация и секуляризация всех народов Турецкой республики. Наконец, роспуск суфийских орденов, удаление упоминания ислама из конституции и перевод азана на турецкий язык хоть и нельзя назвать соблюдением исламских традиций, но они обеспечили сохранение исламской традиции в Турции. Эти акты не идут ни в какое сравнение с действиями современных кемалистов, фактически подвергающих почти полной ревизии исламскую традицию.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/glubin...

Составители Утвержденной Грамоты 1598 года и все соборяне (по крайней мере, подавляющее большинство их) в полной мере осознавали, что Божиим попущением династический кризис создал угрозу для мирного и независимого существования самого Русского Государства и Русской Православной Церкви «из-за грехов всего православного христианства Российского Царства». Весь следующий раздел Грамоты внешне посвящен уговорам взойти на Царский Престол Бориса Феодоровича Годунова. В своей сущности эти описания изображают всенародный страх либо перед гражданской войной, подобной смутам Великого Княжения Василия II Васильевича Темного (1425-1462 годы), а прежде - векам княжеских усобиц, либо перед иностранными нашествиями, перед ужасами массового пленения и раздела Русских земель между Речью Посполитой, Швецией, мусульманскими агрессорами. В 1598 году были живы многие из сотни тысяч русских людей, которые в детстве пережили татарский плен и освобождение из него после взятия Царем Иоанном Казани и присоединения Астрахани. Для жителей Смоленска, Псковщины, Новгородских земель и Севера Тверского края памятны были опустошительные рейды короля Стефана Батория. Совсем свежа была в памяти победоносная русско-шведская война 1589-90 годов, и опасливое ожидание шведского реванша так же было вполне закономерным. Царствование Государя Феодора Иоанновича и правление Бориса Федоровича Годунова было связано с масштабным государственным строительством, созданием новых и укреплением существовавших городов (например, возведение каменного Кремля в Смоленске), с укреплением государственных границ, с грандиозным Московским каменным строительством. Эти масштабные строительные и организационные мероприятия давали работу и прокормление сотням тысяч русских людей, они обезпечивали мирное существование сельского населения, налаженный и гарантированный сбыт различной крестьянской продукции: как продуктов питания, так и различных сельских промыслов - строительного леса, луба, мха, пеньки, льняных тканей и так далее. В эти годы выстраивалась и последовательная государственная политика по преодолению запустения сельскохозяйственных угодий. Значительные положительные преобразования произошли и в вооруженных силах России того времени, о чем свидетельствовали победоносный поход против шведов 1589-90 годов и успешное противостояние нашествию на Москву крымского хана Гази-Гирея в Июле 1591 года. Это способствовало восстановлению достоинства воинского сословия, военной элиты. Эта эпоха связана с принципиально новым этапом церковного строительства, как организационного (с учреждением Патриаршества возникли новые Митрополии и Архиепископии), так и храмоздательного.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

А.А. Федоров-Давыдов Глава седьмая. Иерусалимские короли I. Осада Антиохии Умирая, Балдуин назначил быть преемником своей власти графа Эдесского Балдуина Бургского. Многие рыцари не хотели допустить этого, но один из приближенных к Балдуину, граф Иосцелин Куртнейский, собрал большее число голосов за Балдуина. И последний был объявлен Иерусалимским королем. В награду за это Балдуин II передал графство Эдесское Иосцелину. Но в то время Антиохия терпела много: из Сирии, Персии Месопотамии поднялась на нее мусульманская сила под предводительством эмира Эль-Гази. Боэмунда не было, Танкред уже умер; сын Боэмунда был несовершеннолетним, и княжеством управлял за него Рожер Сицилийский. Быстро шлет Рожер в Иерусалим гонцов просить помощи у короля иерусалимского. Но враги не ждут и крепким кольцом стягиваются вокруг Антиохии. Рожер видит, что дело плохо, что времени дальше терять нельзя, и вышел в битву дать отпор мусульманам. Но битва была неудачная; Рожер был убит, и если бы иерусалимский король не подоспел и не нанес решительного удара мусульманам, последние прочно утвердились бы в антиохийских владениях. Теперь снова начались бедствия христианских колоний в Палестине. Магометане не оставляли своей заветной мысли – изгнать крестоносцев из Палестины раз навсегда и восстановить свое могущество на Востоке. Деятельно беспрестанно то там, то тут поднимались новые ополчения сарацин и нападали на христианские владения. Былого единодушия, былой цельности крестоносного войска уже не было, да теперь и интересы его разбились согласно интересам крестоносных князей. А последние спешили устроиться прочно во вновь завоеванных областях, и каждый действовал против магометан сам по себе, за свой страх. Так, после неудачных битв граф Эдесский Иосцелин и приближенные рыцари были взяты в плен и заточены в одну из месопотамских крепостей. Явившийся на помощь к ним иерусалимский король подвергся той же участи. Верные до сих пор крестоносцам армяне помогли, было, им: они завладели магометанской крепостью и освободили Иосцелина; но сами зато снова подверглись осаде полчищ магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010