Александра I, была уничтожена. В февр. 1832 г. вместо конституции Царства Польского был введен Органический статут, по которому Польша объявлялась неотъемлемой частью Российской империи, а польск. корона - наследственной в рус. имп. фамилии без процедуры отдельного коронования. Против восставших поляков начались репрессии. Автономия Великого княжества Финляндского, наоборот, была упрочена, Н. П. оставался конституционным монархом, объединив Россию и Финляндию династической унией. Др. важным направлением внешней политики Н. П. было кавказское, где военные действия продолжались на протяжении всего его царствования. После вступления на престол Н. П. был заинтересован в стабильной обстановке на Кавказе, но принципиально не соглашался с военными методами решения проблем. В марте 1827 г. командующим Отдельным Кавказским корпусом вместо А. П. Ермолова был назначен Паскевич, к-рый попытался изменить тактику предшественника, перейдя от тотальной войны к отдельным карательным экспедициям. Преемники Паскевича - генералы Г. В. Розен (13 сент. 1831-1837), Е. А. Головин (30 нояб. 1837-1842), А. И. Нейдгардт (1842-1844) в основном следовали его тактике. В результате побед России в русско-персид. и русско-тур. войнах под ее юрисдикцию перешел весь Кавказ, включая его Черноморское побережье, однако во многих районах ее власть была чисто номинальной. В 1831 г. 1-й имам (араб.- «верховный правитель»), аварец Гази-Магомед, последователь мюридизма, с 10-тысячным войском взял Тарки (ныне окраина Махачкалы), овладел Кизляром и осадил Дербент. В авг. 1832 г. ген. Розен вторгся в Чечню и вместе с отрядом А. А. Вельяминова разорил 60 селений и от 80 селений принял изъявление покорности. Гази-Магомед погиб в ауле Гимры 17 окт. 1832 г. во время похода Розена в Дагестан. Наиболее длительный период военных действий на Кавказе связан с деятельностью 3-го имама, аварца Шамиля. 18 окт. 1834 г. отряд генерал-майора Ф. К. Клюки фон Клюгенау штурмом взял резиденцию Шамиля - аул Гоцатль. Войска имама отступили из Аварии в Сев.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

Соч: Sbath P. Vingt traités philosophiques et apologétiques d " auteurs arabes chrétiens du IXe au XVIe siècle. Le Caire, 1929. P. 103-111; Samir Kh. «Dieu a créé l " homme debout»: Texte du reclus Sim‘an ibn Kalil ibn Maqarah, copte du XIIe siècle//POChr. 2007. Vol. 57. P. 243-249. Лит.: Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 336-338; Samir Kh. Sim‘ân b. Kalîl//Islamochristiana. R., 1976. Vol. 2. P. 229-230; idem. Le «Livre des moeurs bienheureuses» (al-db abniyyah) retrouvé//OCP. 1977. Vol. 43. P. 135-160; Svanson M. N. Sim‘n ibn Kall//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2012. Vol. 4. P. 199-206. Аш-Шайх аль-Макин (М.-старший) Джирджис (Абдаллах) ибн аль-Амид Аби-ль-Ясир [Лат. Georgius Elmacinus, откуда европ. формы Elmacin, Macine] (Каир, 18.02.1206 - Дамаск, после 1280). Отец М., Абу-ль-Ясир, был средним сыном Абу-ль-Макарима Ильяса и племянником Симана ибн Калиля; заступив на место дяди, он прослужил более 40 лет при аль-Адиле и его родственниках аз-Захире Гази (в Дамаске, 1186-1216) и аль-Камиле Мухаммаде (в Каире, 1218-1238). М.-старший был принят катибом в войсковой диван благодаря отцу, после кончины к-рого (1239) выдвинулся на важный пост в войске сир. правителя из династии Айюбидов ан-Насира Юсуфа (1237-1260). Вторжение орд Хулагу-хана в Вост. Средиземноморье заставило М.-старшего в дек. 1259 - янв. 1260 г. по примеру ряда чиновников-христиан из дамасского дивана перебраться с семьей в Тир, где он провел полгода. В начале царствования аз-Захира Рукн ад-Дина Бейбарса аль-Бундукдари (Бейбарса I; 1260-1277) в связи с беспорядками, возникшими в Сирии после разгрома монголов при Айн-Джалуте, М.-старший, как и нек-рые др. высокопоставленные чиновники-христиане, попал под подозрение в сотрудничестве с захватчиками (эти обвинения передает, в частности, свидетель событий халебский катиб Шихаб ад-Дин Гази ибн аль-Васити, ум. в 1312). В 1262 г. зять Бейбарса и его наместник в Сирии эмир аль-Хадж Ала ад-Дин Тайбарс аль-Вазири, благосклонностью к-рого пользовался М.-старший, оказался в опале и все подведомственные ему должностные лица были вызваны в Египет и брошены в тюрьму. Ок. 1273 г., после более чем 10-летнего заточения, М.-старший получил свободу и переехал в Дамаск, где и провел последние годы жизни (сведения о числе заключений М.-старшего, их продолжительности и причинах в источниках разнятся).

http://pravenc.ru/text/2561520.html

Город оказывался, таким образом, отрезанным от источников снабжения и, если к нему на помощь не приходили войска, был вынужден сдаться под угрозой голодной смерти. Теперь он сосредоточил свои силы вокруг Бурсы, расположенной на северных склонах Олимпийского хребта. Этот город, имевший мощные естественные оборонительные рубежи, по своему географическому положению прекрасно подходил для того, чтобы стать базой для ведения военных действии по всему побережью Мраморного моря. Фортификационные укрепления и плодородные земли под городскими стенами позволили Бурсе сопротивляться десять лет. Однако император был не в состоянии послать ей подмогу, и осенью 1326 г. голод принудил город сдаться. Известие об этом застало Османа уже на смертном одре; несколько дней спустя, в ноябре того же года, он умер. Блестяще использовав благоприятную обстановку, Осман превратил незначительный пограничный эмират в могущественнейшее из государств турок, вонзив его в христианский мир, подобно копью гази 60 . У Османа были удачные дети. Его трон наследовал старший сын Орхан. Согласно преданию, он по турецкой традиции предложил разделить с ним власть своему брату Алаэддину, но тот благородно отказался, настаивая на том, что власть монарха должна быть единой, и стал верным подданным брата. Орхан унаследовал от отца также и способного везира, которого тоже звали Алаэддин. Теперь уже невозможно определить, кому было обязано Оттоманское государство своим удивительным прогрессом – самому монарху или его везиру. Как и его отец, Орхан был вождем гази, поклявшихся покорить неверных. В 1329 г. ему сдалась историческая Никея, которая, как и Бурса, в течение многих лет была отрезана от всего мира. Император Андроник III u ero первый министр Иоанн Кантакузин пытались ее спасти, однако после сражения с неясным исходом недовольство, возникшее в войсках, и плохие известия из Европы принудили их отказаться от этого. Следующей целью Орхана был крупный морской порт Никомидия. Город сопротивлялся ему девять лет, получая с моря припасы и подкрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Султану приснилось, что во время завтрака его окружило множество мышей, старавшихся вырвать у него из рук хлеб, который он ел. Он ничуть не испугался и попытался их отогнать, но мыши вдруг превратились во львов и одолели его. Проснувшись, он рассказал сон сопровождавшему его воину самодержца и спросил, что это значит. Тот объяснил, что мыши и львы означают врагов, однако султан не захотел поверить и с безрассудной поспешностью пустился в путь. Он выслал вперед разведчиков, которые должны были высматривать врагов, отправившихся в набег за фуражом. Но разведчики встретили Масуда, когда тот уже приближался во главе большого войска, вступили с ним в переговоры, примкнули к его заговору против Шахиншаха, а, вернувшись, сказали, что никого не видели. Шахиншах принял их сообщение за правду, беззаботно продолжал путь и встретил варварское войско Масуда. Некий Гази 1530, сын сатрапа по имени Хасан Катух 1531, убитого султаном Шахиншахом, выходит из рядов и ударяет копьем Шахиншаха, но султан, быстро обернувшись, выхватывает копье из рук Гази со словами: «Не знал я, что ныне и женщины мечут в нас копья». Затем он быстро направляется назад к императору. Шахиншаха удержал сопутствовавший ему Пухей, который давно перешел на сторону Масуда, но делал вид, что дружественно расположен к Шахиншаху и дает ему благие советы. На самом же деле он увлекал его в западню и копал ему яму, когда советовал не возвращаться к императору, а, немного отклонившись от дороги, идти в Тирагий – городок, лежащий вблизи Филомилия. Наивный, как ребенок, Шахиншах послушался Пухея и прибыл в Тирагий, где был приветливо встречен его жителями – ромеями, знавшими о дружеском расположении к нему императора. Варвары тем временем во главе с самим Масудом подошли к Тирагию, окружили со всех сторон его стены с намерением осадить город. Шахиншах, выглянув из-за стены, разразился страшными угрозами по адресу своих соплеменников-варваров и сказал, что ромейские войска самодержца уже подходят и что если они не кончат войну, то испытают то-то и то-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец откровенно не любил сына, но в 11 лет Мехмед внезапно для себя и окружающих стал наследником престола – оба его старших брата умерли. Мурад II призвал Мехмеда во дворец и, обнаружив, что мальчик совершенно необразован, нехотя приказал нанять для него лучших учителей. В результате Мехмед получил прекрасное образование, изучил греческую и турецкую литературу, овладел греческим, арабским, латинским, персидским и древнееврейским языками и стал настоящим фанатиком ислама. Хотя отец по-прежнему недолюбливал сына, в последние годы их часто видели вместе: Мурад II явственно передавал бразды правления Османской империей Мехмеду II. Надо сказать, первоначально очень немногие поняли, какую опасность представляет собой этот царственный юноша. Мусульманин до мозга костей, ненавидевший всех христиан, честолюбивый и безжалостный, этакий «европейски образованный азиат», Мехмед II не знал никаких нравственных преград для достижения поставленных целей. Правда, вдову отца, сербскую царевну Мару, он отпустил на родину, наделив богатыми подарками. Невысокого роста, красивой наружности и крепкого телосложения, с пронзительным взглядом, тонкими бровями и носом, он производил сильное впечатление на собеседников. Пожалуй, единственной пагубной чертой Мехмеда II являлось пьянство, он был прирожденным алкоголиком. Чрезвычайно закрытый и недоверчивый, султан Мехмед II никогда не позволял никому проникнуть в свои мысли. Этот человек был способен на многое, но это понял, наверное, в тот момент только император св. Константин XI 912 . Еще с юных лет Мехмед увлекся историческими образами завоевателей мира. Особенно привлекательным для него являлся Александр Македонский, который по странному стечению обстоятельств в персидском и турецком эпосах превратился в героя-мусульманина. И Мехмед в душе идентифицировал себя с Александром Македонским, лелея мечту стать героем, воителем-гази, обязанным по воле Аллаха завоевать весь мир. Только если Александр Македонский шел с Запада на Восток, то Мехмед должен был совершить свой путь с Востока на Запад. На средоточии его мечты лежал Константинополь – ключ к дальнейшим завоеваниям и живое напоминание о том, что кроме самого Мехмеда есть на свете и другая сила, с которой следует считаться. Сила пусть и не военная, но культурная, древняя, по сравнению с которой все и вся оказываются в лучшем случае на втором месте. А вторым Мехмед II быть не желал 913 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kroi szwedski oficerów swych szuka (c. …) (Король шведский офицеров своих ищет) Эта небольшая поэма сходна с предыдущей в жанрово-тематическом отношении, но в отличие от «Отчаяния короля шведского» она несколько проще по форме и содержит ряд любопытных исторических сведений, которых нет ни в «Отчаянии...», ни в других известных произведениях из цикла «Ламентовной думы». Обе поэмы Симеона, посвященные Первой Северной войне, могли быть написаны не ранее конца 1657 г. Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 14–14 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 Негорна… –вероятно, подразумевается генерал-губернатор Лифляндии, риксмаршал Г. Горн, на которого Карл X возложил задачу укрепления шведских рубежей на границе с Россией. 2 Граф фон Торен… – фон Турн, союзник шведов. 3 Кальштейн – видимо, речь идет о бывшем на шведской службе офицере из прусского дворянского рода Калькштейнов. 4 ...шурин мой Гонцыций… – (ландграф гессенский (?) 5 Князь Веймарский... князь из Анхальта… – имеются в виду князь Бернард Веймарский и также бывший союзником Карла X князь Анхальт Сербстский. 6 Вальдек где юный с мудрым Боркием… – видимо, сын генерала Йозефа Вальдека и полковник ван дер Борк. 7 Леон Хаупт – шведский полковник. 8 ...в сабле Софона Куряги… – здесь говорится о посланнике крымского хана Мехмуда IV Гирея субхане Сефере Гази-ага. 9 ...фон Хеффен – союзник шведов, прусский (?) офицер. 10 Кромвель – Ричард Кромвель (1626–1712), английский полководец и политический деятель, лидер английской буржуазной революции 1649 г. Школьная пьеса Wierszy w Wielky pitek przy braniu paszczenicy (c. …) (Вирши в Великий пяток при выносе плащаницы) Наиболее раннее из известных ныне произведений Симеона, написанных для школьного театра. Пьеса создана в жанре пасхального диалога (традиционного для школьной драматургии XVII в.). Вероятнее всего, она предназначалась для постановки на территории соборной церкви Виленской иезуитской академии, в которой поэт учился в начале 1650-х годов. «Отец Шембек» (о нем говорится в начальной ремарке) принадлежал к именитому шляхетскому роду Шембеков, видимо, это один из ближайших родственников Фридерика Шембека (ум. в 1644), вступившего в орден иезуитов еще в 1597 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

830 История осады города Гази, которая продолжалась более году, может объяснить, по-видимому, почему Египтяне оставляли так много городов нетронутыми, и которые удерживают частную или полную независимость. Это относится и к походам XIX и XX династий. 831 Это дает особое и сильное значение словам Валаама, дважды повторенных в Числах XXIII, 22 и XXI40;, 8: «Бог вывел его (народ) из Египта, быстрота (или сила) единорога у него». 832 Сношения между Египтом и западною частию Синайского полуострова начались при Снефру, последнем Фараоне третьей династии. Он разбил древних обитателей полуострова, Ану, и основал колонию в Вади-Мугара. Самые древние памятники упоминают об этом событии. Медные рудники, находящиеся в Вади (долина), разрабатывались при Чуфу (Хеопсе) и других государях четвертой и последующих династий. У нас есть сведение, что при Пепи (VI дин.), была сделана формальная инспекция их. Си. Rongé «Recherches» рр. 7, 30, 31, 42, 81, 115. Рудники разрабатывались при Аменемха (XII династии) и влияние или даже власть Египта продолжались долго после исхода. Г. Шабас указывает, что при двенадцатой династии сношения Египта с полуостровом совершались правильно и непрерывно. 834 Слово, употребленное при рассказе о вторжении в Азию в царствования Аменофиса II и III, есть (в оригинале гиероглифическая группа): эта группа означает морскую экспедицию. См. «Denkmäler» III, р. pl. 82. Г. Шабас приводит эту надпись в «Voyage d,un Egyptien» р. 194. (У г. Шабаса по ошибке вместо Аменофиса II поставлено Аменофис I). Это весьма важное указание о перевозке войск водою в Финикию. Более чем вероятно, что Египтяне имели значительный флот при энергическом управлении первых царей этой династии. Мы, впрочем, и имеем изображение перевозки колесниц и лошадей на кораблях на гробнице Амеса в Ель-Кабе, которая гробница принадлежит к этому же периоду. См. Ровеллини pl. 110 и Duemichen «флот Египетской царицы» pl. XX40;III, 5. 835 Надо заметить, что течение «Rivera di Ponente» идет вдоль дельты и простирается до берегов Палестины и Сирии, увлекая с собою столько Нильского ила, что он наполняет гавани. Поэтому морское путешествие могло совершаться легко и быстро. Мы находим указание о перевозке зерна из Египта в страну Кхетов при Мернепта. «Histor. Inscrip III, 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

К сожалению, имени царя не сохранилось и мы лишены возможности судить о его национальности. Имена царей, дошедшие до нас на монетах, надписях и в сфабрикованных впоследствии списках, по большей части не семитические и, может быть, имеют связь с языком мероитского царства, если вообще об этом позволительно говорить при современном состоянии наших сведений. Во всяком случае, облик их так называемый кушитский и они принадлежат приобщившимся семитической и эллинистической культуре туземцам Африки. Автор адульской надписи покорил все племена вокруг Аксума и прежде всего народ Гази, несомненно семитическое племя Геез, впоследствии достигшее господства и сделавшее свой язык официальным и литературным. Он довел свои завоевания до границ Египта и до Сомалийского берега, затем распространил свои владения по ту сторону моря, желая, вероятно, обезопасить свою морскую торговлю. Получилась огромная держава, третья в тогдашнем мире, на ряду с римской и парфянской (или персидской). Вероятно, и царства Мероэ уже ей подчинилось, во всяком случае сюда проникли цари Аксума еще в языческий период; на найденном Сэйсом в Мероэ обломке греческой надписи неизвестный: нам царь Аксумитов и Омиритов говорит о своих завоеваниях и, повидимому, о посвящении, в благодарность за победу, медной статуи своему династическому богу Арею-Махрему. Указывают на связь Аксумского царства с Мероитским, выразившуюся между прочим в форме царской повязки и т. п. Адулис в языческую эпоху был блестящим богатым портом, средоточием красно-морской, индийской и парфянской торговли; здесь шведская и итальянская экспедиции обнаружили остатки больших сооружений. Письменные памятники аксумской истории дошли до нас главным образом уже от царя Эзаны, повидимому, современника Константина В. Это был один из самых крупных африканских государей. От него мы имеем семь надписей: одну греческую, две савейских, остальные уже на древне-абиссинском языке, даже частью с вокализацией, введенной, равно как и направление шрифта слева, не без греческого влияния. Таким образом, царствование Эзаны было эпохой в истории туземной культуры – она делается национальной; оно, вероятно, как увидим, соответствовало поворотному моменту и в религиозном отношении. Надписи повествуют о многочисленных победоносных войнах. Приводим греческую:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

6 Ранее этого он был митрополитом Алеппским и назывался Мелетием, при чем носил титул кафоликоса, который, сколько нам известно, никогда не давался епархиальным архиереям, но был исключительно при- своен иерархам, находившимся вне пределов Византийской империи и самостоятельно управлявшим своею церковью. См. об этом мою статью: „О рукописном сборнике XVII в. (принадлежавшем известному немецкому ориенталисту Равиусу) на разных восточных языках из собрания графа А. С. Уварова» (Древности Восточный Импер. Моск. Археол. Общ., т. I, вып. II, 1891). 7 Мост на р. Аси (в древности Оронт), по дороге из Алеппо в Антиохию, называется теперь Джиср аль-Хадид (железный мост). Слова ha did и djedid на письме мало различаются. 8 Бельфур называет почему-то Симеона Столпника „the Sailor» (моряк), что мы, для некоторого правдоподобия, переводим „покровитель плавающих». В другом месте он правильно перевел арабское мди „the Stylite”. 14 Вероятно Яйлак, т.-е. летний стан, Рамазан-оглу (Сильвестр де- Саси, Journal des Savants, август 1830). Туркменская династия Рамазан- оглу в течение двухсот лет, с конца XIII до конца XV века, владычествовала в горах Тавра, на границе Сирии и Малой Азии (см. Hammer, Hist, de l’Empire Ottoman, т. 4, кн. XX). 17 У Бельфура это место выражено буквально так: „во имя пяти лун или светил, Евгения и его товарищей“. Несомненно здесь надо разуметь пять мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, память которых совершается 13 декабря. 18 Автор описывает гробницу знаменитого суфи и мистического поэта Персии Мевлана Джелал Эддина Руми († 1273 г.), основателя Мевлеви, ордена дервишей-мистиков. Имя Хандкар есть, вероятно, искаженное персидское прозвище ходавендгар-тоже, что арабское мевлана-господин (Сильвестр де-Саси). 21 Сейид Эль-Гази, где показывают гробницу Сейид Баттала, знаменитого богатыря, любимого героя турецких сказаний. 23 Так у Бельфура; по слово муляффака (которое он ставит рядом) скорее значит: построена из обломков (древних зданий). 25

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Сирии погибли 237 человек, 639 пострадали, по последним данным Минздрава. Под завалами все еще находятся люди. Самые большие разрушения в провинциях Латакия, Алеппо, Хама и Тартус. В Турции, по информации вице-президента Фуата Октая, погибли 284 человека, еще 2 383 получили ранения и травмы. Больше всего погибших в провинции Кахраманмараш — 70 жертв, там разрушены около 300 зданий. Раненых больше всего в провинции Шанлыурфа — порядка 600. Точное количество жертв пока неизвестно, под завалами продолжают находиться люди. Разрушения Турецкий порт Искендерун получил повреждения и временно прекратил работу. Людей ищут в разрушенном здании в Диярбакыре. Фото: Sertac Kayar/Reuters По данным газеты Yeni afak , при землетрясении обрушилась историческая крепость в провинции Газиантеп, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обрушения также произошли в Сирии — в провинциях Латакия, Алеппо, Хама. В Алеппо поврежден объект культурного наследия — в знаменитой местной цитадели образовались трещины. При землетрясении пострадал минарет Великой мечети аль-Гази. Толчки ощутили и жители столицы Ливана Бейрута. Землетрясение сопровождалось 32 афтершоками, самый сильный был магнитудой 6,6. Подземные толчки ощущались в нескольких провинциях Сирии, а также в Ливане и Ираке. Последствия землетрясения в сирийском Джандарисе. Фото: Khalil Ashawi/Reuters Что известно о россиянах в зоне ЧС Российское посольство в Анкаре и генеральные консульства в Анталье и Стамбуле не получали данных о пострадавших при землетрясении гражданах РФ. В зоне землетрясения нет организованных российских туристических групп, сообщила  исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, бедствие произошло далеко от туристической зоны. Посольство РФ в Сирии также  не получало данных о пострадавших при землетрясении россиянах. Росавиация заявила , что землетрясение не повлияло на выполнение рейсов российских авиакомпаний в регион. Для российских туристов в Турции открыта горячая линия в связи с землетрясением: +7 (499) 678-12-03 (для тех, кто поехал по путевке) и +7 (495) 695-45-45 (для путешествующих самостоятельно). Реакция властей

http://pravmir.ru/v-sirii-i-turczii-proi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010