250 Зап. Одес. общ. I, 178, 180–198, 211–256, 264. IV, 95–96. Карамз. VI, 54, 55, 57, 89, 107, 187, 192, 194, 195. VII, 32–33, 45. 257 О крымских ханах. Зап. Одес Общ. 243–254, 262–263, 266, 309–313. Ка­рамз. X, 33, 62, 88–90; 99–100. XI, 18; XII, 196. Вот имена некоторых из ханов: в XV веке: Гажди-гирей и Менпи-гирей, в XVI: Сеадет-гирей, Саип-гирей, Ислам -гирей, Девлет-гирей I, Мегмед или Мухамед; в XVII: Газц-г. или Казы-г., Селямин-г., Джан-г., Джанибек-г., Инает-г., Богатырь или Бегадырь-г., Мухамед-г. IV, Сеадет-г. II, в XVIII: Сеадет-г. III, Менгли-г. II, Девдет.г. II, Аджи-Селим-г., Гази-г. II, Хаплан или Каплан-г., Селямат-г., Селим-г., Арслан-г., Алим-г., Керим или Хырым-г., Селим III, Максуд-г., Девлет-г. III, Сагин-г., Девлет IV, Шагим-г., последний хап крымский Кандораки III, ч. 9, стр. 89–92. 258 Зап. Одес. Общ. V, 180. XII, 62. Карамз. IV, 68. Их гордость видна, между прочим, из того, что жившие в степях князья их: Шийдяк, Мамай и другие тре­бовали от Царя Uoahha IV , чтобы он в письмах своих называл их братьями и государями, как ханов, не уступающих в достоинстве крымскому хану, и для переговоров с ними посылал не простых людей, а бояр, и уверяли, что у них есть 800000 воинов, которые быстро летают, как птицы. Карамз. VIII, 14. 261 Кисе=20000 пар, пара=одной нашей полушке, след. кисе=50 р. юзлук=25 к., экилик=20 к., ярышлик=10 к. Кондор. IV, ч. 17, стр. 41. Ханские монеты часто были находимы. Зап. Од. Общ. I, 314. 263 Имам избирается обществом, имеющим у себя мечеть, и может в то же время быть купцом, чиновником и пр., может, если захочет, и отказаться от обязанностей имама. 264 Муэдзин обыкновенно выкрикивает с минарета слова азана: велик Бог, велик Бог, велик Бог . Исповедую, что нет Бога, кроме Аллаха; исповедую, что Мухаммед – посланник Божий, исповедую, что Мухаммед – посланник Божий. Спеши­те на молитву, спешите на молитву, спешите ко спасенью, спешите ко спасенью. Велик Бог, велик Бог. Нет Бога кроме Аллаха. 265 Джами – мечеть, джума – пятница, след. мечеть пятницкая, или праздничная. Та­тары почитают пятницу, как евреи субботу, а христиане воскресенье, потому что, по их понятию, и Адам был сотворен в пятницу и Магомет родился в пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Патриарх Иерусалимский Феофил III: «Частные лица… не могут диктовать Патриархату, что делать» (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх Иерусалимский Феофил III: «Частные лица… не могут диктовать Патриархату, что делать» Православие.Ru , 19 июня 2007 г. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III Жгучий коктейль из земельных, финансовых интересов и национализма стал причиной серьезного кризиса в Иерусалимском Патриархате, хранителе наиболее значимых православных святынь на Святой Земле. В эксклюзивном интервью газете «Афинские новости» Патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что за решением аннулировать его признание, принятым правительством Иордании 12 мая этого года (правда, еще не утвержденным королем Абдаллой), стоят частные финансовые интересы. Этот шаг был сделан незадолго до того, как 21 мая этого года Верховный суд Израиля готовился рассмотреть петицию Патриарха о признании его государством Израиль. Патриарх Феофил III утверждает, что назвавшие себя «представителями 70-и арабских православных общин», требующие отменить его признание Иорданией, в действительности представляют собой небольшую группу деятелей, большей частью из Назарета, преследующих свои собственные интересы. От одного из епископов газете «Афинские новости» известно, что эти же люди в течение многих лет требуют от Иерусалимского Патриархата предоставления им прав на часть церковных землевладений. По заявлению ежедневной газеты «То Вима» от 15 мая этого года, племянник короля Абдаллы принц Гази ибн Мухаммад оказывал давление на Патриарха Феофила III в надежде получить права на значительный участок земли на берегу реки Иордан, где паломники совершают омовение, для его коммерческой эксплуатации. Подтверждая это, церковные источники сообщили «Афинским новостям», что принц также стремился добиться возведения в епископский сан архимандрита Христофора, араба по национальности. Патриарх Феофил III отказался обсуждать поведение принца, но твердо заявил, что будет противиться любым попыткам со стороны министерств иностранных дел как Иордании, так и Греции давлением добиться поставления во епископы тех или иных лиц в надежде тем самым разрешить кризисную ситуацию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В тот день в гавани Смирны находился 21 иностранный военный корабль: 3 американских эсминца, 2 британских линкора, 3 крейсера и 6 эсминцев, итальянский крейсер и эсминец, 3 французских крейсера и 2 эсминца. Им было приказано соблюдать строгий нейтралитет, когда турки захватят город у уходящих греков. Они выполняли приказ с отчужденностью и превосходной бесчеловечностью. Тысячи плотно набившихся на пристани греческих и армянских беженцев, мужчин, женщин и детей, всю ночь кричали о помощи. Оркестр на палубе британского линкора играл легкую музыкальную подборку, показывая, что жесткие британцы знают, как сохранять хладнокровие в самых тяжелых обстоятельствах, что бы ни происходило вокруг них, «Мы стояли в гавани, а они на пирсе, и в полночь они начали кричать», – писал Эрнест Хемингуэй, тогдашний корреспондент газеты «Торонто Стар», вспоминая тяжелое положение беженцев. Кто-то упал в воду и утонул. Некоторых раздавили насмерть. Капитаны союзных кораблей наблюдали за происходящим. Невмешательство было в порядке вещей. Несчастные греки и армяне всю ночь взывали о помощи во имя Бога и человечности. Но в ту ночь человечность находилась в другом месте. Утром союзники смягчились, послав свои лодки, чтобы забрать немного женщин и детей, проведших ночь, стоя и крича на берегу. В ту ночь европейские, греческие и армянские кварталы города горели. Кемаль Мустафа Ататюрк, герой-солдат и будущий президент Турции, наблюдал за пожаром из своего особняка, расположенного высоко на холме. «Это знак того, что Турция очищена от предателей, христиан и иностранцев, и теперь Турция для турок», – сказал он. Священная война, расизм, злоба и ненависть – вот что он сказал. Это не самое гордое заявление Кемаля Ататюрка. Но гази, как его называли соотечественники, знал, чего он хочет для Турции: уничтожения Османской империи и халифата. Потому что считал эти институты чуждыми институтам для Турции. Он даже хотел избавиться от влияния Мухаммеда, самого пророка. Французский историк Ж. Бенуа-Мечен пересказывает слова Кемаля Ататюрка, часто повторявшиеся им в минуты гнева: «Жестокие уголовные законы в Турции уже более пятисот лет основываются на правилах и теориях старого арабского шейха, а также на оскорбительном толковании невежественных и грязных имамов.... Ислам, эта абсурдная теология безнравственного бедуина, – это гниющий труп, который отравляет нашу жизнь. 148 » Но никаких фетв против Кемаля Ататюрка за эти уничтожающие взгляды о Мухаммеде и мусульманском религиозном истеблишменте не было.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Именно во время правления Мурада II в 1444 году христианские крестоносцы и турецкие гази 107 снова встретились в битве, которая стала первым крупным столкновением со времен Никополя, бывшего почти пятьдесят лет назад. Поле битвы находилось в Варне, на территории современной Румынии, в устье Дуная, на берегу Черного моря. Но задолго до Варны Мурад II много раз сталкивался с одним из героев войны против ислама, венгерским воином и полководцем Яношом Хуньяди, имя которого почти неизвестно за пределами его родной страны, но который, вероятно, сделал больше, чем кто-либо другой в истории, чтобы остановить мусульманское вторжение, угрожающее Европе в XV веке. Среди восточноевропейских защитников Европы выделяется еще одно имя: Георгий Кастриоти из Албании, известный как Скандербег, лорд Александр, названный так, возможно, по близости своего места рождения к родине Александра Македонского 108 . Венгерские и албанские герои на четверть века остановили мусульманское продвижение в Европу. Но, какими бы доблестными не были действия этих двух одиночных вождей, в конце концов, они оказались так же эффективны, как и действия короля Канута, у английского побережья, который приказал волнам отступить. Прилив продолжал нарастать, а турки напирать. Но Хуньяди и Скандербег никогда не прекращали борьбу с мусульманским натиском. Их целью, каждого в своей стране, было изгнать турок из Европы и возвратить на другую сторону Босфора. Венгрия, Албания, Валахия и Босния теперь осторожно обдумывали идею объединения, чтобы изгнать турецких повелителей. Освобождение, если бы это слово существовало тогда, стало ключевым словом. Хуньяди являлся вдохновителем этих маневров во имя союза и войны. Он олицетворял воинственного венгерского рыцаря, но для нас на Западе он остается призрачной фигурой, хотя и героической, но неосязаемой и далёкой. Балканские и центрально-европейские дела всегда казались нам неясными, мотивы их лидеров терялись в лабиринте нашего непонимания. Хуньяди представлял собой комбинацию Эль Сида и Жанны д " Арк. Где-то между ними находится его место в венгерской истории. Мы знаем, что Хуньяди был великим солдатом, венгерским патриотом, могущественным лордом, охранявшим подходы к венгерской границе, возможно, самым богатым человеком в Венгрии. Известно, что он родился около 1407 года и сражался за Висконти в качестве кондотьера в Италии, затем вернулся домой, где за свой счет набрал армию для борьбы с мусульманскими захватчиками с востока. Солдатами были в основном гуситские крестьяне из Богемии и немцы в тяжелой кавалерии. Из его легкой кавалерии выросли первые знаменитые гусары, которые украшали любой кавалерийский корпус в мире. Он сражался за свою страну против турок до самой смерти, тщетно надеясь вытеснить их из Европы, но, по крайней мере, сохраняя большую часть Венгрии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вероятно, три миллиона венгров стали рабами и рассеялись по всему Османскому государству. Через несколько месяцев после Мохача, Сулейман вернулся в Стамбул с живым товаром из 100 тысяч венгров, мужчин, женщин и детей, распроданных затем на невольничьих рынках в столице, в Анатолии, Египте, Сирии и на Балканах. Гази, солдаты джихада, янычары и сипахи получили щедрую награду за свои боевые навыки. Как обычно пятая часть добычи досталась султану, имевший теперь повышенное право на свою долю как халифу, но большую часть поделили между солдатами. Джихад был народным капитализмом в его лучшем проявлении. От него выигрывали все. Позже, когда янычарам разрешили вступать в брак, их жены и дети также извлекали выгоду из всех махинаций и сделок, которые стали частью османской военной традиции. Успешная кампания Сулеймана не только опустошила Венгрию; она оставила страну разбитой на три части: одной управляли турки, другую возглавлял брат Карла V, Фердинанд Габсбургский, и третью хитрый аристократ Иоанн Заполяй, всплывший на верх, на беде своей страны, которую он и помог создать, отвергнув призывы короля о помощи. Теперь он создал для себя королевство из обломков, оставшихся от земель мадьяр, и стал вассалом турок. Заполяй, когда ему начал угрожать Фердинанд, обратился за помощью к Сулейману и получил обещание османской поддержки. «Я лично отправлюсь к нему на помощь», пообещал Сулейман посланнику Заполяя. «Я клянусь в этом нашим пророком Мухаммедом, возлюбленным Аллахом, и моей саблей.» Аллах, ислам и меч для Сулеймана были одним целым, троицей джихада. Встревоженному послу Фердинанда, которого австрийский король спешно отправил в Стамбул, услышав о происках своего соперника перед Сулейманом, султан высказал только высокомерие и пренебрежение. «То, что меч завоевал, меч и сохранит,» – увесисто произнёс он. Он пойдет и сразится с Фердинандом и отберет часть Венгрии у короля Габсбургов. «Я найду его на поле Мохача или в Будапеште, – сказал Сулейман. – Если он не встретится со мною там, я буду сражаться с ним под стенами самой Вены.» Нетронутый капитал.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На берегу Иордана Прочитал где-то, что летом вода Иордана становится прозрачной. Не могу себе такого представить. Она такого охристого, тёплого оттенка. И ещё она очень тихая, когда в неё погружаешься с головой. …Вечер. Иорданская долина засыпает. Здесь пограничная зона, и после четырёх вечера туристам и паломникам сюда доступ закрыт. Правда, сегодня сделано исключение: на месте крещения Спасителя будет совершаться «молитва о мире». Вереница больших и дорогих автомобилей тянется по направлению к площадке, откуда начинается дорожка к месту Крещения. Иерусалимский патриарх Феофил и небольшая группа иерархов выстроились на помосте перед руинами древнего храма. Вокруг построены осветительные конструкции, тянутся кабели, в стороне глухо тарахтит дизель. Происходящее немного похоже на театральное представление — со своей сценой и зрителями, сидящими рядами. Группу российских паломников трудно не заметить: в какие-то моменты молебна все дружно встают, крестятся и кланяются, а потом вновь присаживаются на стулья. Каждый из архиереев читает молитву на своём родном языке. В церковно-славянской молитве звучит «Украина». «Молитва о мире» Принц Гази бен Мухаммад, брат и советник короля Абдаллы по религиозным вопросам, в традиционной одежде, выделяется своей статью. Он, несомненно, пребывает в центре внимания: чиновники начнут расходиться не раньше чем принц попрощается с патриархом и уйдёт по тропинке, петляющей между пыльных зарослей, к стоянке. На долину буквально падает темнота: восточный вечер очень короток. По долине в разные стороны расходятся несколько грунтовых дорог. Одна из них приводит меня к «Монашеской пещере». Это место, где, как гласит табличка, жили в древности местные подвижники. Где-то здесь неподалёку жила и преподобная Мария Египетская. С небольшой площадки перед входом в пещеру (сам вход закрыт ограждением) открывается панорама долины. Когда-то здесь было гораздо больше воды и, наверное, эти места выглядели иначе. Это что-то меняет? — спрашиваю я сам себя. — Получается, преподобная Мария жила не в таких уж невыносимых условиях? И сам себе отвечаю: да, меняет. Но лишь то, что теперь для меня житие Преподобной становится гораздо понятнее и конкретнее. Потому что — вот, например, столетия назад она могла видеть почти такую же самую долину Иордана, которую накрывали такие же скоротечные сумерки, безветренные и душные.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Г е н е р а л. A это было сражение на Аладжинских высотах, когда мы в первый раз «непобедимому» Гази-Мухтар-паше все бока Так после 3-го октября мы сразу продвинулись в эту азиатчину. Я был на левом фланге и командовал передовым разведочным отрядом. Были y меня нижегородские драгуны, три сотни кубанцев и батарея конной артиллерии.— Страна невеселая — еще в горах ничего, красиво, a внизу только и видишь, что пустые, выжженные села да потоптанные поля. Вот раз — 28 октября это было — спускаемся мы в долину, и на карте значится, что большое армянское село. Hy конечно, села никакого, a было действительно порядочное, и еще недавно: дым виден за много верст. A я свой отряд стянул, потому что, по слухам, можно было наткнуться на сильную кавалерийскую часть. Я ехал c драгунами, казаки впереди. Только вблизи села дорога поворот делает. Смотрю, казаки подъехали и остановились как вкопанные — не двигаются. Я поскакал вперед; прежде чем увидел, по смраду жареного мяса догадался: башибузуки свою кухню оставили. Огромный обоз c беглыми армянами не успел спастись, тут они его захватили и хозяйничали. Под телегами огонь развели, a армян, того головой, того ногами, того спиной или животом привязавши к телеге, на огонь свесили и потихоньку поджаривали. Женщины c отрезанными грудями, животы вспороты. Уже всех подробностей рассказывать не стану. Только одно вот и теперь y меня в глазах стоит. Женщина навзничь на земле за шею и плечи к тележной оси привязана, чтобы не могла головы повернуть, — лежит не обожженная и не ободранная, a только c искривленным лицом — явно от ужаса померла, — a перед нею высокий шест в землю вбит, и на нем младенец голый привязан — ee сын, наверное, — весь почерневший и c выкатившимися глазами, a подле и решетка c потухшими углями валяется. Тут на меня сначала какая-то тоска смертельная нашла, на мир Божий смотреть противно, и действую как будто машинально. Скомандовал рысью вперед, въехали мы в сожженное село — чисто, ни кола ни двора. Вдруг, видим, из сухого колодца чучело какое-то карабкается... Вылез, замазанный, ободранный, упал на землю ничком, причитает что-то по-армянски. Подняли его, расспросили: оказался армянин из другого села; малый толковый. Был по торговым делам в этом селе, когда жители собрались бежать. Только что они тронулись, как нагрянули — множество, говорит, сорок тысяч. Hy, ему, конечно, не до счету было. Притаился в колодце. Слышал вопли, да и так знал, чем кончилось. Потом, слышит, башибузуки вернулись и на другую дорогу переехали. Это они, говорит, наверное, в наше село идут и c нашими то же делать будут. Ревет, руки ломает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Награжден орденом Совета муфтиев России «Аль-Фахр» II степени. Хамхоев Иса, председатель Духовного центра мусульман Республики Ингушетия, муфтий Иса Бауматгиреевич Хамхоев родился 23 мая 1962 года в Алма-Ате. По национальности ингуш. В 1993–1994 годах преподавал в Исламском институте имени Имама аль-Шафий в Назрани, в 1994–1995 годах был главой администрации села Насыр-Корт Республики Ингушетия. С 1995 года работал на разных должностях в Духовном центре мусульман республики: был заместителем муфтия по связям с общественными и государственными организациями, первым заместителем муфтия. 8 июля 2004 года на заседании Совета алимов Ингушетии избран муфтием. Иса Хамхоев награжден орденом «За заслуги», почетными грамотами и дипломами. Хачилаев Надиршах, экс-генеральный секретарь Союза мусульман России, депутат Государственной Думы Российской Федерации второго созыва (1995–2003) Надиршах (Надир) Мугадович Хачилаев родился 10 июля 1959 года в горном ауле Кума Лакского района Дагестана. По национальности лакец. После окончания в 1977 году средней школы работал чабаном, затем служил в Вооруженных силах СССР на территории Украины и Белоруссии в спортивной роте. Учился в Краснодарском физкультурном институте и Ленинградском физкультурном институте. В начале 90-х годов возглавил Федерацию бокса Дагестана. Входил в руководство лакского национального движения «Гази-Кумух» (его старший брат Магомед является председателем совета движения). В сентябре 1995 года по инициативе генерального директора Исламского культурного центра России Абдул-Вахеда Ниязова стал председателем «Союза мусульман России». 8 декабря 1996 года избран депутатом Государственной Думы Российской Федерации. 21 мая 1998 милицейский патруль в Махачкале попытался разоружить охранников Хачилаева, в результате чего возникла перестрелка и один милиционер погиб. После этого одна часть сторонников Хачилаева забаррикадировалась в его доме, а другая часть во главе с ним самим и его братом Магомедом захватила здание правительства Дагестана. В конце дня после переговоров здание правительства было освобождено.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По словам медиков, число пострадавших будет расти. Власти просят граждан немедленно идти в больницы и сдавать кровь. Полицейские продолжают работать на месте происшествия. Все парки провинции и торговые площади закрыты. Фото: REUTERS   «В марте прошлого года там (в Лахоре — «Правмир») произошел один инцидент — две церкви были взорваны, — говорит Умаир Джавед, обозреватель пакистанской газеты Dawn и специалист по Лахору. — Конечно, когда это произошло, поднялся шум и крик о том, что христианские общины и церкви не имеют надлежащей охраны. В ответ правительство Пенджаба решило выдать полицейским больше полномочий, так как церкви были обеспокоены. В воскресенье можно увидеть полицейских, охраняющих храмы. Христианская община также создала волонтерскую организацию для обеспечения безопасности из числа христианской молодежи в городе». Читать далее… Кто? Полиция установила личность смертника, совершившего теракт в Лахоре. Он был идентифицирован как Юсуф, сын Гулама Фарида, который родился 1 января 1988 года и жил в городе Музаффаргарх в провинции Пенджаб в Пакистане. Согласно предварительным данным расследования, Юсуф в течение восьми лет преподавал в духовном училище в Лахоре после того, как получил религиозное образование в городе Дера Гази Хане в Пенджабе, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на телеканал Geo TV. Ответственность за теракт взяли на себя экстремистская группировка «Джамаат уль- Ахрар», входящая в состав движения пакистанских талибов «Техрик-и-талибан Пакистан». По заявлениям боевиков, целью атаки было христианское меньшинство в Пакистане. Движение «Талибан» признано в России террористическим, его деятельность запрещена. Фото: ARIF ALI/GETTY IMAGES Реакция Президент Пакистана Мамнун Хусейн резко осудил теракт, правительство Пенджаба объявило трехдневный траур. Обращаясь со словами соболезнования к премьер-министру Пакистана Навазу Шарифу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Прошу Вас сделать все, чтобы жители страны, включая христиан, были защищены от любых посягательств на жизнь и чтобы неотъемлемое право каждого человека на свободу вероисповедания неукоснительно соблюдалось». Читать далее.. .

http://pravmir.ru/chto-izvestno-o-terakt...

О грядущем форуме в эксклюзивном интервью Православию.Ru рассказал президент Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного Александр Владимирович Мельник.   Архимандрит Закхей и А.В.Мельник. Фото с сайта www.st-catherine.ru – Александр Владимирович, третий год подряд возглавляемый Вами Фонд вместе с Центром национальной славы России проводят международный форум «Диалог цивилизаций» на острове Родос. Расскажите, пожалуйста, чем отличается нынешний форум от предыдущих?   – Форум проводится по инициативе общественных сил России, Греции и Индии. Ожидается, что нынешний форум будет иметь серьезный уровень представительства. По информации существующей на сегодняшний день на Родосе будет представлена сорок одна страна. Мы ни в коем случае не ставили перед собой задачу количественного результата, главное – здесь будут представлены все континенты и множество людей самых разных политических и религиозных позиций. Участвовать в «Диалоге цивилизаций» планируют бывший президент Ирана Мохаммед Хатттами, принц Гази из королевской семьи Иордании, вице-премьер Таиланда, который является кандидатом от АСЕАН на должность Генерального секретаря ООН. Следующим секретарем после Кофи Анана, вероятно, должен стать представитель Азии и вполне возможно, что это будет именно он. Заявлен президент республики Гайана. Ожидается большая «карибская группа» – министры культуры Бразилии, Венесуэлы, Кубы. Прибудет многочисленная балканская делегация – представители Сербии и Черногории, Македонии. В их числе должен присутствовать министр по делам религий и национальностей Сербии и Черногории. Сам он мусульманин, мы познакомились с ним во время поездки в Косово. Очень интересен состав итальянской делегации. В нее, например, входит губернатор провинции Апулия. До того, как занять эту должность он возглавлял общественно-политическую организацию левого толка. Во время бомбардировок Белграда 1998 года, когда сербы живым щитом прикрывали белградские мосты, он во главе итальянской делегации стоял там вместе с ними. Это все-таки характеризует человека. На форум приедет лидер мусульманской общины Италии. Это человек из очень древней аристократической итальянской семьи, который долгие годы работал в Саудовской Аравии, принял там ислам и сейчас возглавляет итальянских мусульман. Личное общение поможет понять, что побудило его совершить такой кардинальный шаг.

http://pravoslavie.ru/14691.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010