Многие из протестантских Церквей в США проводят для своих прихожан седер – ритуальное пасхальное застолье, следуя таким образом иудейской традиции. Этому новому феномену была посвящена статья, опубликованная 15 апреля 2011 года в Wall Street Journal. По мнению автора, главной причиной популярности седера среди христиан стало активное участие евреев в борьбе за равноправие афроамериканской общины в 1950–1960 годы (афроамериканцы составляют значительную часть баптистов и других протестантов в США). Как пишет издание, для борющихся за свои гражданские права черных американцев фразы «Рабами были мы в земле Египетской» и «Из рабства к свободе» были крайне актуальны, многие афроамериканские общины уже в 1950-е годы начали проводить так называемые седеры свободы. Впрочем, многие из отмечающих пасхальный седер христиан США не рассматривают эту церемонию как часть иудейской традиции – для них это лишь возможность принять участие в обновленной Тайной вечере. Четыре стакана вина для них – кровь, а маца – тело Иисуса Христа. 35 Мусульманам в США – тоже зеленый свет. Действия мусульманской общины в основном направлены на развенчание мифов об исламе, созданных СМИ Америки. Так, в США начал вещание первый англоязычный кабельный телеканал для мусульман, сообщала в 2004 году газета Washington Times. 36 Поводом к созданию Bridges TV стало желание продемонстрировать американцам истинное лицо быстрорастущего мусульманского сообщества и реальную картину их жизни. Правительство США, в свою очередь, выпустило ряд видеороликов о жизни мусульман в Америке. По замыслу авторов, эти фильмы призваны развеять популярные среди мусульман мифы о преследовании ислама в США. Однако правительства исламских стран сочли содержание этих роликов не соответствующим действительности, а власти Ливана даже запретили их показ в своей стране. Комментируя этот шаг, министр информации Ливана Гази Ариди заявил: «Эти фильмы содержат слова, противоположные истине. В них говорится, что Америка хорошо относится к арабам и мусульманам, а это неправда».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

238 . Татары 239 бродили по крымским равнинам еще в XII веке. Подданные монгольского вождя Чингизхана еще при жизни его беспокоили Тавриду своими набегами 240 , а один из сыновей его, именно Джуджи 241 имел в Крыму улусы. Внук Чингисхана, сын Джуджа – Батый, основавший Кипчакскую орду, утвердил власть свою в Крыму. Из ярлыков ханских 242 видно, что кочевые выходцы Батыя перешли в Крым под начальством беев, из которых главнейшие были: Ширин, Мансур, Аргин и Яшлав. 243 Кипчакский хан Менгу-Тимур отдал (1266 года) племяннику своему Оран-Тимуру, а последний уступил за деньги некоторые земли в Крыму генуэзцам. Крымские улусы впоследствии, именно в XV веке, образовали Крымскую орду или Крымское ханство. Это ханство, по мере падения татар на Волге, росло и крепло и, по исчезновении татарских царств казанского и астраханского, осталось последним ханством в пределах России. Герб Крымского ханства имел вид трезубца или гребня. 244 Первым крымским ханом был с 1443 г. сын Эдигея 245 Гаджи или Гази, († 1467 г.), прозванный гиреем 246 , потому что он еще в детстве, во время татарских смут, чуть было не погиб, но спасен и воспитан был пастухом – гиреем. Впоследствии Гаджи хотел наградить его и богатством и высоким саном, но гирей отказался от того и другого, и потому Гаджи, для выражения благодарности ему, присоединил к своему имени слово гирей – пастух. 247 С этих пор к имени каждого крымского хана прибавлялось: гирей. От Орана до Менгли-гирея ханство было наследственное, но переходило не от отца к сыну, а к старшему в роде по возрасту. С 1475 г. ханы назначались турецкими султанами и были как бы наместниками или вассалами их, 248 а с 1774 г. назначались с согласия России. Крымских ханов было более 20. Некоторые из них управляли очень долго: Гаджи-гирей, Менгли-гирей, Девлет-гирей, но другие очень короткое время: по одному году и даже менее. Не мирны были крымские ханы. Они враждовали с ханами Кипчакской и Золотой орды, враждовали между собою, и оттого часто у них происходили междоусобия, вследствие которых одни и те же ханы по несколько раз то низвергаемы были, то опять возводимы были на престол, враждовали со своими подданными и почти все были врагами России.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Четырнадцатью годами позже, в 732 году, арабское продвижение из Испании в Западную Европу было успешно остановлено при Пуатье Карлом Мартеллом, всемогущим майордомом слабого франкского короля. 645 646 После поражения 718 года, арабы при Льве III уже не предпринимали серьезных военных действий против империи, тем более что им стала грозить с севера, по-видимому, со стороны Кавказа, хазарская опасность. Известно, что Лев III устроил брак своего сына и наследника Константина с дочерью хазарского кагана, который и стал поддерживать своего нового родственника. Итак, Лев III в борьбе с арабами нашел себе двух иноземных союзников: сначала болгар, позднее хазар. Но тем не менее, арабы не были спокойны и, производя свои нападения в Малой Азии, все еще иногда глубоко заходили на запад, даже, например, до Никои, т. е. почти что до берегов Пропонтиды. В конце своего правления Льву удалось нанести арабам сильное поражение при Акроиноне, во Фригии (теперь город Афиун Кара Хиссар на железной дороге в Конию). Арабы вынуждены были после этого очистить западную часть Малой Азии и отступить к востоку. С битвой при Акроиноне мусульмане связывают легенду о турецком национальном герое Саййиде Баттал Гази, борце за веру, могилу которого показывают даже сегодня в одной из деревень на юг от Эскишехра (средневековая Дорилея). Историческим прототипом этого героя был борец за веру Абдаллах ал-Баттал, который пал в битве при Акроиноне. 647 Задача борьбы с арабами была блестяще разрешена Львом III. В середине VIII века в арабском халифате вспыхнули тяжелые внутренние смуты в связи с переменой династии: Омайяды были свергнуты Аббасидами. Последние перенесли столицу и центр всего управления из Дамаска в далекий от византийской границы Багдад, на р. Тигр. Все это позволило преемнику Льва III Константину V рядом успешных походов продвинуть границу империи далее на восток на всем протяжении Малоазиатского полуострова. Однако во времена Ирины, при халифе аль-Махди, арабы снова начали успешные наступательные действия в Малой Азии, и в 782–783 годах императрица была вынуждена начать переговоры о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В эпосе Дигенис совершает великие подвиги и сражается за христиан и за империю. В его системе взглядов православие и Романия (Византийская империя) неразделимы. Описание дворца Дигениса дает хорошее представление о великолепии и богатстве, находимых во владениях крупных земельных собственников Малой Азии, по поводу которых так негодовал Василий II Болгаробойца. Как говорят, прототипом Дигениса Акрита был не христианин, а полулегендарный борец за исламскую веру Сайид Баттал Гази, имя которого связывается с битвой при Акроинионе. 1067 Имя Дигениса оставалось популярным и в последующие периоды Византийской истории. Феодор Продром, поэт XII века, тогда, когда пытался воздать должную похвалу императору Мануилу Комнину, не смог найти ничего лучшего, как назвать его «новым Акритом». 1068 Согласно Дж. Б. Бьюри, «как Гомер отражает все стороны известного уровня раннегреческой цивилизации, как " Песнь о Нибелунгах» отображает цивилизацию германцев периода великих переселений, так цикл о Дигенисе представляет собой всеобъемлющую картину византийского мира в Малой Азии, так же как и жизни пограничных областей». 1069 Эпос пережил Византийскую империю. Даже сегодня народы Кипра и Малой Азии воспевают знаменитого византийского героя. 1070 Эпос о Дигенисе Акрите сохранился во множестве рукописей, древнейшая из которых относится к XIV веку. 1071 Изучение эпоса недавно вошло в новую фазу в выдающихся исследованиях, начатых А. Грегуаром и блистательно продолженных его коллегами – М. Канаром и Р. Гузенсом (R. Goossens). Сейчас практически очевидно, что историческим прототипом Дигениса был Диоген, турмарх фемы Анатолики в Малой Азии, который погиб в 788 году, сражаясь против арабов. 1072 Многие части поэмы датируются Х веком, когда византийские войска дошли до Евфрата и когда могила Дигениса близ Самосаты была идентифицирована около 940 года. Весьма интересные связи были установлены между византийским эпосом, а также арабскими и турецкими эпическими сказаниями и даже со сказками «Тысяча и одна ночь». Этот эпос с его интересной исторической основой и связями с восточными эпосами, является одной из наиболее привлекательных проблем византийской литературы. 1073 Византийский эпос в форме народных былин (popular ballads) нашел отражение и в русских эпических сочинениях; эпос о Дигенисе Акрите имеет в ней свое место. В древней русской литературе встречается известное еще Карамзину «Деяние и житие Девгениево Акрита», которое он считал русской сказкой. Во всяком случае, «Девгениево деяние» имеет немалое значение для истории древней русской литературы, потому что древнерусская жизнь и литература, как известно, наиболее испытали на себе силу византийского влияния, как церковного, так и светского. Интересно отметить, что в русской версии поэмы о Дигенисе встречаются иногда эпизоды, которые до сих пор еще не найдены в греческих текстах. 1074

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В XVII - 1-й пол. XIX в. Д. состоял из ряда гос. образований на равнине и в предгорьях - Казикумухского (затем Тарковского) шамхальства, Аварского нуцальства, Мехтулинского ханства, Кайтагского уцмийства, майсумства и кадията Табасарана, Илисуйского султаната,- к-рым платили дань неск. десятков полунезависимых конфедераций горцев, называвшихся рус. авторами «вольными обществами». В то время как ханства, крупнейшими из к-рых были шамхальство и нуцальство, приняли к нач. XIX в. рус. подданство (Георгиевский трактат 1783 г., подтвержденный в 1802), «вольные общества» горцев не признавали власти империи. С ростом присутствия России на Кавказе усиливались антироссийские настроения горцев-мусульман. В кон. 20-х гг. XIX в. конфедерации Аварии объединились в войне за веру (джихад) против русских и поддержавшей их горской знати. Их возглавляли сторонники шариатского движения и ученики накшбандийских шейхов, принявшие титулы имама и халифа (араб. амир ал-му " минин). Возникло военно-теократическое гос-во имамат, почти четверть века руководившее вооруженной борьбой горцев против России. Его власть распространилась на горные районы Д., Чечни и Адыгеи. Это движение получило название «мюридизм», поскольку 1-й и 3-й имамы, Гази-Мухаммед (убит в 1832) и Шамиль (1834-1859), были учениками-мюридами шейхов Мухаммеда Ярагского и Джамалуддина Казикумухского. Они использовали организационные принципы тариката, окружив себя гвардией из не входивших в братство «шариатских мюридов». После разгрома имамата возродить его не удалось ни восставшим в 1877 г., избравшим 4-м имамом Мухаммеда-хаджи (повешен в 1878), сына накшбандийского шейха Абд ар-Рахмана Согратлинского, ни 5-му имаму Наджмуддину Гоцинскому (расстрелян в 1925), поднявшему восстание против советской власти в 1920 г. Власти империи пытались включить ислам в систему гос. управления регионом еще в посл. трети XIX - нач. ХХ в. После создания в Тифлисе 2 Закавказских магометанских духовных правлений для суннитов и шиитов неск. десятков аналогичных проектов муфтиятов было предложено для Сев. Кавказа и Д. Но ни один из них не был осуществлен. Духовное правление мусульман Сев. Кавказа во главе с муфтием Наджмуддином Гоцинским, созданное на I съезде представителей горских племен Кавказа в 1917 г. во Владикавказе при правительстве Горской республики, не смогло работать в условиях начавшейся вскоре гражданской войны.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Н.К. Хазов В предлагаемой публикации анализируется характер научного наследия выдающегося деятеля российского дореволюционного миссионерского востоковедения Гордия Семеновича Саблукова. Рассматриваются основные направления его научных интересов, базовые идейные установки Г.С. Саблукова как исследователя религии, а также их эволюция в процессе жизни востоковеда. Пристальное внимание уделяется его работам так называемого саратовского периода, недостаточно еще изученных на сегодняшний момент. Хазов Никита Константинович Санкт-Петербургский государственный университет (nikita.hazow@gmail.com) В ряду признанных российских исламоведов середины – второй половины XIX века современные исследователи заслуженно выделяют профессора Гордия Семеновича Саблукова (1804–1880). В историю научной мысли Г.С. Саблуков вписал себя переводом «Родословного древа тюрков» хивинского хана Абу-л-гази, первым в России переводом Корана с арабского языка, а также своими исламоведческими трудами, самыми известными из которых стали его «Приложения к переводу Корана» (1879) и «Сведения о Коране» (1884). Эти, а также ряд других работ, написанные в так называемый казанский период жизни исследователя, сегодня являются основными источником для реконструкции интеллектуального образа дореволюционного востоковеда. Однако, по нашему мнению, такой однобокий подход не может гарантировать объективной оценки исследовательского наследия и личности Г.С. Саблукова . Образ исследователя не получится полным, если при его воссоздании игнорировать ранние статьи востоковеда, например, «Очерк внутреннего состояния Кипчакского царства», «Очерк генеалогии, географии и образа жизни половецкого народа» или «Очерк истории и внутреннего быта хазарской державы на Волге». Данные работы относятся к «саратовскому этапу» в жизни Г.С. Саблукова, когда он находился под влиянием целого ряда выдающихся исследователей своего времени, таких как историк Николай Иванович Костомаров , археолог и этнограф Александр Власьевич Терещенко, востоковед Христиан Данилович Френ. Эти контакты позволили будущему востоковеду сформировать свой особый исследовательский стиль, который, как мы покажем дальше, сохранится в его работах на протяжении всей исследовательской карьеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Говоря о протопресвитере В. И. Кутневиче, можно ещё добавить, что он пользовался большим авторитетом. Ему было поручено Св. Синодом увещание кн. З. Волконской, перешедшей в католичество, и проведение переговоров с Пальмером, подававшим надежду на соединение части англиканской церкви с православною. Широко были известны его работы «Рассуждение о религии патриархов до закона живших и о пользе и важности церковной истории, читаемые... студентам Вас. Кутневичем и А. Скородумовым» (СПб., 1837), «Рассуждение, в котором противу новейших вольнодумцев доказывается, что Моисей точно существовал» (СПб., 1838), а также сочинение «О книге Бытия» и лекции, прочитанные в академии на латинском языке: «Insiitutiones psychologiae empiricae». Из многих его произведений были напечатаны только три. Кавказская и Крымская войны. Важным испытанием для страны, его вооружённых сил, военного духовенства, возглавляемого Василием Иоанновичем Кутневичем, были войны: Кавказская война 20-е гг. – 1859 г., Крымская война 1853–1856 гг. Планомерное лишение горцев принадлежавших им угодий, отягощение их податями и повинностями, карательные экспедиции против непокорных аулов, оскорбительные действия по отношению к исламу привели к росту освободительной борьбы, которая приняла форму священной войны за веру – газавата. В Чечне и Дагестане сформировалось особое воинственное направление в исламе – мюридизм. Главной целью мюрида, безоговорочно подчинявшегося своему религиозному лидеру – имаму, должна была стать священная война с неверными. Мюридизм был привлекателен для массы раятов 2 и узденей 3 и тем, что подчёркивал равенство правоверных перед Аллахом. Во главе газавата встало мусульманское духовенство. Было создано теократическое государство – имамат 4 . Газават начался в конце 20-х гг. при имаме Гази-Мухаммеде, но значительного развития достиг после того, как в 1834 г. имамом стал Шамиль. Бесстрашный и жестокий, энергичный и фанатично упорный, Шамиль был выдающимся политиком и военным организатором. В условиях горной войны, когда знание местности и умение занять выгодную позицию нередко значили больше, чем численность войск и вооружения, горские повстанцы нанесли ряд поражений царским войскам и заняли большую часть Чечни и Дагестана. Примером неудачного действия русских войск могут служить события 30 мая – 4 июня 1842 года, когда чеченский отряд, под руководством командующего войсками на кавказской линии генерал-адьютанта Граббе, усиленный 3 батальонами и частью артиллерии дагестанского отряда, выдвинулся из Герзел-Аула вверх по ущелью Аксая к деревням Шуани и Дарго, имея под ружьём 10.000 человек, 24 орудия, в том числе 16 лёгких.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уверенный в своих силах Л. Д. в апр. 1520 г. холодно встретил португ. посольство во главе с доном Родригу ди Лимой. Сопровождавший его армянин Матфей вскоре скончался, вероятно отравленный противниками курса царицы Елены на сближение с Португалией. Постоянные раздоры между послом и его заместителем Жоржи д " Абреу доходили до открытых вооруженных столкновений. Духовник и историограф миссии Франсишку Алвариш пытался примирить враждовавшие стороны, но не смог кардинально изменить ситуацию. В отношениях с португальцами, прибывшими ко двору в окт. 1520 г., Л. Д. использовал тактику промедления, всеми силами уклоняясь от заключения союза. В апр. 1526 г. посольство отплыло в Индию, не добившись конкретных результатов. Между тем в Адале после убийства султана Мухаммада (1518) наступил период нестабильности. В нач. 2-й пол. 20-х гг. XVI в. реальная власть перешла к имаму Ахмаду Ибрахиму аль-Гази (Граню), взявшему курс на уничтожение христ. царства на Африканском Роге. В 1527 г. эфиоп. войско, вторгшееся в Адаль под предводительством зятя Л. Д. Дагальхана, было разгромлено сторонниками имама. 9 марта 1529 г. в решающем сражении при Шембера Куре мусульмане нанесли сокрушительное поражение превосходившим их в неск. раз силам христиан. С нач. 1531 г. набеги объявившего джихад имама Ахмада Граня превратились в систематическое завоевание Эфиопского царства: под его натиском Л. Д. скитался по стране, тщетно пытаясь организовать сопротивление; за 4 года он потерял вслед за Шоа, Дамотом, Ваджем, Амхарой и Дамбией все юж. и центральные области своего гос-ва. Падение Аксума в 1535 г. означало переход под власть мусульман северо-востока Эфиопии. Тогда Л. Д. отправил к португ. королю посольство во главе с Ж. Бермудишем с просьбой о помощи (вернулось уже после смерти Л. Д.). Лишившись всех войск, Л. Д. укрылся в труднодоступных горных районах на севере страны. Его подданные толпами переходили в ислам. Христианству в Эфиопии грозило исчезновение, как в соседней Нубии . В этом отчаянном положении Л. Д. проявил твердость и ответил решительным отказом имаму Ахмаду, который посватался к его дочери, стремясь стать легитимным преемником христ. царя в соответствии с традициями народов, населявших Африканский Рог. Тогда Грань усилил давление на Л. Д.: весной 1539 г. был убит его старший сын и наследник Виктор и взят в плен 3-й по старшинству сын Мина (Минас), к-рого собирались женить на дочери имама, но в конце концов отправили в качестве почетного пленника к османскому паше в йеменский г. Забид. Эти потрясения ускорили кончину Л. Д. Ему наследовал Галавдевос (Клавдий), 2-й сын от его единственной жены Сабла Вангель.

http://pravenc.ru/text/2463213.html

Лоуренс Арман Френч (США) – морской пехотинец на пенсии, почетный профессор психологии Университета Западного Нью-Мексико, пожизненный член Американской психологической ассоциации и Американского общества криминологии, член Общества психологических исследований социальных проблем и Коллегии психологов-терапевтов (член-учредитель, имеет более 300 публикаций, в том числе 20 книг. Аденреле Шинаба (Нигерия) – высокопоставленный чиновник МВД, имеет звание генерала; эксперт в области безопасности, борьбы с терроризмом и террористической организацией Боко Харам. Даже беглое знакомство с биографиями и достижениями членов комиссий показывает высокий уровень их компетенции и неангажированности. Результатом серьезной и многопрофильной работы стал уникальный материал, затрагивающий военные, политические, экономические и психологические аспекты военного конфликта 1990-х гг., а также его современные последствия. Итогом почти двухлетней работы стали два объемных доклада комиссий, в которых зафиксированы история развития конфликтов в Сараево и Сребренице ; проанализирована роль радикального ислама в БиГ и СМИ в демонизации сербов; изучена психология и жертвы враждующих сторон. Основные положения докладов будут представлены на площадке Фонда Горчакова 14 сентября 2021 года. Исход сербов из Сараево, 1996 г. В процессе работы члены комиссий не раз подчеркивали, что они не связаны ни с какими политическими силами и обладают полным нейтралитетом и независимостью. При этом они выразили свою благодарность правительству Республики Сербской, Республиканскому центру войны, военных преступлений и поиска пропавших без вести лиц в Баня Луке, библиотеке Гази Хусрев-бея в Сараево, библиотеке Дворца мира в Гааге и Центру исследований безопасности при Швейцарской высшей технической школе Цюриха, а также МТБЮ за оказание технической помощи в процессе проведения расследований и предоставление запрашиваемых материалов. Захоронения сараевских сербов Весьма показательное отношение к поиску правды продемонстрировали мусульманские власти БиГ. Все адресованные им просьбы комиссий о предоставлении необходимых материалов остались без ответа.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/08/sila_v...

О строительстве Л. комплекса церквей, носящих его имя, сохранились лишь легендарные сведения. Подлинность надписей, содержащих упоминание Л., на деревянных подставках (манбарах) под таботы (аналоги антиминсов) в некоторых из этих храмов ( Strelcyn. 1979) вызывает сомнение, поскольку комплекс подвергся разорению в ходе нашествия Ахмада Ибрахима аль-Гази (Граня) во 2-й четв. XVI в. Факт паломничества Л. в Иерусалим, о котором повествуют его Житие и Житие его супруги Маскаль Кэбра, достоверными источниками также не подтверждается. В то же время на тесную связь Л. с ближневост. христ. традициями может указывать соотнесение дня его кончины в пространном Житии с сир. календарем - 22 хазирана, т. е. июня (Vie de Lalibala. 1892. P. 63 (texte), 128 (trad.)). Эта дата не совпадает с эфиоп. днем его памяти (6 июня), приведенным и в пространном, и в синаксарном Житиях и, возможно, приуроченным к освящению храмов в Лалибэле. Ист.: Conti Rossini C. L " Evangelo d " oro di Dabra Libânos//RRAL. Ser. 5. 1901. Vol. 10. P. 186-192 (рец.: Тураев Б. А.//ЗВОРАО. 1902. Т. 14. С. 062-066); Kebra Nagast: Die Herrlichkeit der Könige/Hrsg. und mit deutscher Übers. versehen von C. Bezold. Münch., 1905. S. 172 (эфиоп. паг.), 138 (европ. паг.); Kur St. Édition d " un manuscrit éthiopien de la Bibliothèque Vaticane: Cerulli 178//MRAL. Ser. 8. 1972. Vol. 16. Fasc. 7. P. 383-426; History of the Patriarchs of the Egyptian Church/Transl. A. Khater, O. H. E. Burmester. Cairo, 1970. Vol. 3. Pt. 2. P. 109-115 (араб. паг.), 184-193 (европ. паг.); Le Synaxaire éthiopien: Les mois de Sanê, Hamlê et Nahasê/Éd., trad. I. Guidi. P., 1907. Pt. 1: Mois de Sanê. P. 600-602. (PO; T. 1. Fasc. 5); Vie de Lalibala, roi d " Éthiopie/Éd., trad. J. Perruchon. P., 1892. Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâguê e Takla Hâymânot//RRAL. Ser. 5. 1895. Vol. 4. P. 341-359; Тураев Б. А. Исследования в области агиол. источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 67-75; Strelcyn St. Quelques inscriptions éthiopiennes sur les «mänabert» des églises de Lalibäla et de sa région//BiblOr. 1979. Jg. 36. N 3/4. P. 137-156; Чернецов С. Б. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 18-33; Derat M.-L. Lalibäla//EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 477-480; eadem. Les donations du roi Lâlibalâ: Éléments pour une géographie du royaume chrétien d " Éthiopie au tournant du XIIe et du XIIIe siècle//Annales d " Éthiopie. P., 2010. T. 25. P. 19-42; Balicka-Witakowska E. King Labibäla in Art//EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 480-482; Bosc-Tiess é Cl., Derat M.-L. Les recherches en cours à Lâlibalâ et dans le Begwenâ-Lâstâ//Annales d " Éthiopie. 2010. T. 25. P. 15-17; Bosc-Tiess é Cl. et al. Les inscriptions arabes, coptes et guèzes des églises de Lâlibalâ//Ibid. P. 43-53.

http://pravenc.ru/text/2462565.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010