ГАЗАВАТ (араб. «рейды», «набеги») – одна из форм джихада, война мусульман за веру. Первым Г. стали походы мусульман против язычников Мекки, организованные Мухаммедом из Медины в 623–630 гг. Во время арабских и османских завоеваний под Г. понимали рейды борцов за веру на пограничные земли «неверных» и христиан, считавшиеся по шариату территорией войны (дар ал-харб). Участники Г. почтительно именуются гази и муджахидами (моджахедами). Неверно понимаемая концепция Г. очень популярна среди исламских экстремистов, которые принципиально изменили его первоначальный смысл. Так, с их точки зрения Г. может вестись также против инакомыслящих мусульман. ДАДЖЖАЛЬ (араб. «обманщик», «лжец») – одна из форм христианского Антихриста в мусульманской эсхатологии. В Коране Д. не упоминается, но фигурирует в ряде хадисов. Мусульмане верят, что Д. явится искушать людей перед концом света, выдавая себя за мессию (Махди). До того времени Д. прикован к скале на краю света. Д. часто изображается одноглазым и краснокожим великаном, с вьющимися волосами и выбитой на лбу буквой «кяф» (от арабского «кяфир» – «неверный»). Д. явится с Востока, восседая на огромном осле. За ним последуют неверные и мусульмане-лицемеры. Он покорит своей власти весь мир кроме Мекки и Медины. Власть Д. продлится 40 лет, после чего спустившиеся с небес пророк Иса и Махди убьют его, а все уцелевшие в результате этой войны примут ислам. ДАР АЛ-ИСЛАМ (араб. «мусульманский мир», «территория ислама») – собирательное обозначение земель под властью мусульманских правителей, жизнь в которых регулируется шариатом. Противоположностью Д. а.-И считается дар ал-харб – «территория войны», враждебные мусульманам страны, отсутствие войны с которыми приравнивалось к перемирию. К промежуточной категории относится дар ас-сулх территория мирного договора – области с немусульманским населением, подчиненные по договору мусульманам. В настоящее время единого мнения среди мусульман по критериям разделении стран на Д. а.-И и дар ал-харб нет. Наиболее умеренные из них предлагают применять понятие «Д. ал-И.» также к странам, где мусульмане пользуются свободой вероисповедания, пусть даже подчиняясь немусульманским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Норманнское княжество в Сирии непосредственно затрагивало жизненные интересы византийского государства, тем более что Боэмунд более не скрывал своей враждебности к Византии и уже в 1099 г. предпринял по отношению к ней враждебные действия. Однако он должен был одновременно воевать и с турками, для которых норманнское княжество в Антиохии равным образом было бельмом на глазу, и это последнее обстоятельство значительно облегчило императору дело. Уже в 1101 г. Боэмунд оказался в плену у эмира Малика Гази Данишменда, но вскоре был выкуплен крестоносцами и вернулся в Антиохию. В 1104 г. турки вновь наголову разгромили латинян при Харране, после чего императорская армия смогла овладеть важнейшими киликийскими крепостями Тарсом, Аданой и Мамистрой, в то время как византийский флот занял Лаодикию и прочие приморские города вплоть до Триполиса. Боэмунд был вынужден признать, что одновременная борьба с турками и византийцами превышала его возможности. Оставив в Антиохии Танкреда, он отправился на Запад, чтобы подготовить крупномасштабный поход против Византии. Проезжая с вербовочными целями по Италии и Франции, Боэмунд как никто другой постарался распространить легенду о предательстве делу крестоносцев со стороны византийского императора 826 . Он вновь приступил к выполнению программы и военных планов своего отца: в октябре 1107 г. высадился с большой армией у Авлоны, после чего пошел на Диррахий. Как и 25 лет назад, норманны и византийцы встретились под стенами Диррахия. Но, как и в тот раз, византийский император был с войсками: битва закончилась победой византийцев и полным усмирением Боэмунда. В договоре 1108 г. он покаянно обещал в качестве ленника ( λζιος νθρωπος homme de liege) императора сохранять ему верность и во исполнение своего вассального долга оказывать ему помощь в борьбе с любыми врагами Империи, в обмен на что в его руках на правах императорского лена оставалось Антиохийское княжество 827 . Между тем Танкред, как и следовало ожидать, отказался признать этот договор, а после случившейся вскоре смерти Боэмунда (1111?) он стал единственным господином Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рост городского населения (в т. ч. за счет безземельных крестьян в Вост. Иране) сопровождался появлением большого числа люмпенизированных элементов - т. н. айяров (букв.- голяков). Часть из них проходила военную подготовку и вступала в отряды наемников, защищавших караваны, оазисы или границы. Источники называют их мутатаввийя (добровольцы) или гази (борцы за веру), т. к. часто они защищали оазисы от кочевников-язычников. В 861 г. в Систане добровольцы провозгласили эмиром своего командира Якуба ибн аль-Лайса по прозванию Саффар (Медник), к-рый вместе с братом Амром развернул успешные боевые действия против Тахиридов. В 868 г. в Герате имя Якуба впервые прозвучало в хутбе, а в 873 г. халиф аль-Мутамид назначил его наместником Тохаристана с правом на все земли вплоть до Индии. Низложив Тахиридов в Нишапуре, Якуб ибн аль-Лайс в 873 г. был признан управителем Хорасана, Табаристана, Кермана и Фарса, но уже в 876 г., вступив в сношения с восставшими в Ираке африкан. рабами (зинджами), он организовал поход на столицу халифата, однако потерпел неудачу. После его смерти в 879 г. командование принял Амр ибн аль-Лайс, к-рый, примирившись с Аббасидами, сохранил за собой Хорасан и Систан. В 898 г. халиф аль-Мутадид сумел столкнуть Амра с эмиром Исмаилом (882-907) из дехканского рода Саманидов, к-рые с 821 г. имели уделы в междуречье Сырдарьи и Амударьи. Исмаил, ставший в 876 г. практически независимым государем Мавераннахра, в 892-894 гг. присоединил к своим владениям значительную часть Сев. Ирана с Реем. В 900 г., одержав верх над Амром, он включил в свой эмират и его владения. Широкие торговые связи с Поволжьем, Хорезмом, Византией и Вост. Европой способствовали расцвету Саманидского гос-ва. Хорасаном из Нишапура правили сипахсалары - наместники эмиров, пребывавшие в Бухаре. Саманиды продолжили линию Тахиридов в поощрении духовно-интеллектуального подъема в И., предпосылки которого сложились в рамках течения шуубийя (VIII-IX вв.), отражавшего неприятие элитой покоренных арабами стран гегемонии завоевателей и стремление продемонстрировать превосходство собственных традиций. Одним из его первых представителей был переводчик пехлевийских памятников Ибн аль-Мукаффа. Шуубиты писали исключительно по-арабски; литературное творчество на среднеперсид. языке сохранилось в зороастрийской среде, внутри к-рой пережило определенный подъем в нач.- сер. IX в.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Закрыть Восстановление Османской империи — главная цель Эрдогана Сотрудничая с нынешним президентом Турции, Россия не должна забывать о его неоосманизме Олег Фомин   10:19 27.12.2019 2042 Время на чтение 4 минуты Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своей речи, произнесенной 22 декабря при спуске на воду первой собранной в стране подводной лодки типа 214 TN, объявил об амбициях его страны во всех регионах, где турки когда-либо имели влияние. В том числе он обосновал возможное вмешательство Турции в гражданскую войну в Ливии, пишет газета «Завтра» со ссылкой на RT Deutsch. «Если мы возьмем Анатолию за центр, то мы [турки] оставили свой след повсюду: до балтийских государств на севере, на востоке до Китая, на юго-востоке до Индии, на западе - в Северной Африке до Гибралтара. Те, кто не знают истории нашей страны и нашего народа, задаются вопросом: " Что вы там ищете? " Но на самом деле стоит спросить: " Почему вас там так долго нет? " », - заявил Эрдоган. Турция пребывает в запоздалой борьбе за право во имя всего человечества, сказал Эрдоган. «Если это будет необходимо, мы усилим военный аспект нашей поддержки Ливии», - заявил он. Турция будет оставаться верной различным соглашениям с Правительством национального согласия (ПНС) в Триполи о военном сотрудничестве и признании границ. «Турция не отступит ни от шагов, предпринятых в Сирии, ни от соглашений с Ливией», - пообещал турецкий лидер. Турецкое правительство рассматривает возможность предоставления всех возможных средств поддержки ПНС на суше, на море и в воздухе. В ответ на критику турецкой оппозиции относительно действий Анкары в Ливии Эрдоган заявил: «Мы не должны забывать о борьбе основателя нашей Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Если Ливия действительно не имеет к нам никакого отношения, то что там сделал Гази Мустафа Кемаль? ... Это означает, что Ливия - это место, где мы должны, в случае необходимости, пожертвовать нашими жизнями». Заявление турецкого лидера о том, что в случае признания США геноцида армян в Османской империи он в ответ признает геноцид индейцев колонизаторами Америки, — откровенная угроза, которая зародила в западных СМИ, особенно европейских, смутные подозрения о причинах открытого демарша Эрдогана, пишет Правда. ru .

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/27/vo...

Уже хан Золотой Орды Берке (1257-1266) был мусульманином и, вступив в союз с мамлюкскими султанами Египта, воевал против татар-немусульман, владевших Ираном. Принятие И. завершилось при хане Узбеке (1313-1341), когда суннитский И. стал офиц. религией Золотой Орды. Большую роль в обращении в И. верхушки Золотой Орды сыграли арабские улемы из Египта, в более поздних татарских преданиях превратившиеся в суфиев. На Сев. Кавказе в X-XVII вв. исламизация проводилась преимущественно воинами-гази и миссионерами местного происхождения. После распада халифата И. распространялся из ислам. центров в долинах больших рек в глубь горных районов. Резкое увеличение числа арабоязычных эпиграфических памятников в горах Дагестана с сер. XIII в. подтверждает эти данные. На Кавказе, как и в Центр. Азии и Волго-Уральском регионе, распространению И. способствовали массовое переселение кочевников и походы завоевателей, для к-рых И. был орудием для достижения политических целей. Эмир Тимур (Тамерлан; 1370-1405), завоевывая горные области, опирался на мусульманскую духовную элиту и немало сделал для укрепления И. Принятие И. правителями и знатью послемонг. гос-в способствовало развитию мусульманских общин региона. В XIV в. И. достиг на территории Европейской России максимальных пределов распространения и существенно выросло число его приверженцев в Сев. Причерноморье и в Крыму, на Сев. Кавказе, в Подонье, Поволжье и Приуралье, появился мусульм. анклав в Литве. На территории России укрепились и расширились культурные связи разных регионов мусульм. периферии с ислам. центрами Ближ. и Ср. Востока. Об их интенсивности свидетельствуют данные археологии и письменных источников, отмечающие пребывание улемов из Центр. Азии в Волго-Уральском регионе и на Сев. Кавказе, и наоборот. Среди преподавателей и студентов крупнейших медресе Ближ. Востока и Вост. Средиземноморья встречались выходцы из Центр. Азии, из Волго-Уральского региона и с Кавказа. Ученые и путешественники из этих регионов отправлялись в основном в те страны, откуда к ним прежде приезжали арабы,- в Йемен, Хиджаз, Сирию, Египет. Направление их поездок отражает сложившееся на Ближ. Востоке деление на мазхабы. О культурном обмене между периферийными и центральными регионами мусульм. мира говорят и сохранившиеся архитектурные памятники средневековья на Сев. Кавказе, в частности в Каракюре и др. селениях Нагорного Дагестана, где заметно влияние среднеазиат. архитектуры из Мерва и Термеза.

http://pravenc.ru/text/674977.html

    1125 См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 141. Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 29) без всяких объяснений называет его братом Мелика-Гази. Однако в данном случае речь идет о каком-то сыне Бэрк-Ярука (султана Хорасана), а не Данишменда. Бэрк-Ярук послал Кербогу на помощь осажденным антиохийцам и, естественно, стремился помешать Алексею прийти на помощь крестоносцам.     1126 Нельзя не заметить явного противоречия у Анны, выше утверждавшей, что сообщение франков заставило Алексея ускорить движение. Писательница приводит любые аргументы, для того чтобы оправдать отца, не пришедшего на помощь крестоносцам (см. прим. 1073).     1127 Б. Лейб вслед за Р. Райффершайдом отмечает лакуну: отсутствует логическая связь между предложениями.     1128 Ср. Gesta, IX, 27; Guil. Tyr., VI, 12. Эти авторы сурово порицают Алексея за трусливое бегство. В «Деяниях франков» рассказывается о том, как сводный брат Боэмунда Гуго, находившийся при Алексее, настоятельно просил императора спасти крестоносцев. Но никто не поддержал Гуго.     1129 Паиперт (совр. Байбурт) находится в Армении, к юго-востоку от Трапезунда (Honigmann, Die Ostgrenze..., S. 54).     1130 О Феодоре Гавре и его происхождении речь шла выше (VIII, 9, стр. 242 и сл.). Обещание рассказать о конце Гавры Анна не выполняет (см. прим. 858).     1131 См. Ал.,Х, 6, стр. 278.     1132 Об этом эпизоде (10—14 июня 1098 г.) сообщается почти во всех западных и некоторых восточных источниках, однако там героем событий является не Петр Пустынник, а провансальский клирик Петр Варфаломей. Кроме того, западные хронисты говорят не о гвозде, а о копье, которым римский центурион пронзил бок Христа. Конечно, эта выдумка имела цель поднять упавший дух западного воинства. Арабский историк Ибн аль-Асир прямо сообщает, что копье предварительно спрятал сам Петр. Этому эпизоду посвящена специальная работа: Runciman, The holy lance...     1133 Снятие осады Антиохии произошло 28 июня 1098 г. Сообщение Анны о том, что эта вылазка имела место на следующий день, после того как был найден гвоздь (копье), не соответствует действительности. Все войско крестоносцев находилось под командованием Боэмунда, первым вступили в бой отряды Гуго Вермандуа и Роберта II Фландрского (см.: Grousset, Histoire..., рр. 101—107; Runciman, A history..., I, pp. 257— 260).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В. Попов: Владыка, я хочу сказать, что принц Гази — это двоюродный брат короля, чтобы зрителям было понятно. Он очень важную роль играет. Он прекрасно разбирается в вопросах религии. Я хотел бы высказать пожелание, которое, может быть, Вы сочтете учесть в следующих поездках. Учитывая, что ситуация на Ближнем Востоке сейчас накалена. Он переживает такой переходный период. Очень многое будет зависеть от сегодняшних событий. Как в этом году все развернется, это определит вектор движения этого большого региона на многие годы. Я хочу напомнить, что арабских стран 22 и еще плюс Израиль. Там живет 400 миллионов человек. Этого огромная масса населения. Поэтому я бы хотел предложить (это, конечно, зависит от Вас принимать или не принимать), но если бы включили в свою делегацию мусульманских представителей, это произвело, на мой взгляд, еще большее впечатление, учитывая, что там христиан пять процентов, а в начале прошлого века было двадцать процентов. Страдания людей, как Вы правильно говорили, их объединяют. Тем более показать, что у нас есть реальный опыт уникального сотрудничества Православия и ислама. Нам надо об этом говорить откровенно, потому что для Европы сейчас — это вопрос вопросов. Для Ближнего Востока — это то же вопрос вопросов. Митрополит Иларион: У нас есть и очень хороший опыт совместных поездок с представителями мусульманского духовенства. У нас есть, конечно, и большой опыт диалога с мусульманами и нашими, отечественными, и зарубежными. Когда я был в Египте, я встречался с руководством университета Аль-Азхар. Это крупнейший исламский университет, который занимает умеренную позицию и стоит на позиции толерантности. Опять же было полное взаимопонимание, понимание необходимости совместных усилий для того, чтобы межрелигиозный мир на Ближнем Востоке развивался, а не исчезал, как это происходит в некоторых странах. Кстати, я хотел бы сказать, что Египет, к сожалению, в последние годы представляет печальную картину все большего преследования христиан. Оно особенно усилилось, когда у власти были «Братья-мусульмане», потому что, несмотря на какую-то риторику бывшего президента Мурси о том, что необходимо мирное сосуществование разных конфессий, в реальности мы были свидетелями нападений на христиан, поджогов христианских храмов. Огромное количество христиан, прежде всего, коптов было вынуждено покинуть страну. Поэтому там тоже происходит трагедия. Это одна из частей ближневосточной проблемы.

http://patriarchia.ru/db/text/3241822.ht...

И так к концу своей жизни они остаются бедны и отягощены долгами – по причине неуклонной верности, выказываемой ими (правящему дому) (стр. 444–445). Гази ибн ал-Вазити (был жив в 1292). Цит. по 119. 25. Еврейский визирь в Багдаде Во времена султана ал-Малика ат-Тахира многие честные мусульмане из страны татар сообщали ему, что ал-Макин ибн ал-Амид, военный министр, ведет переписку с Хулагу относительно египетской армии, ее солдат и военачальников. Ал-Малик ат-Тахир велел схватить его, намереваясь предать его смерти. Положение его было гораздо хуже, чем положение тех, кто служил христианским эмирам, он провел в тюремном заключении более одиннадцати лет. Затем его выпустили, назначив с него денежный выкуп. Мусульмане сочли, что правильно будет, если они, в обеспечение этого выкупа, присвоят себе имущество христиан, их жен и самое их жизнь. В конце концов там не осталось ни единого христианина и ни единого еврея. А тем временем Са’ид ал Даулах, 46 главный министр в Багдаде и Месопотамии, трудился не покладая рук, нанося всяческий ущерб мусульманам и возвышая евреев. Затем он (Са’ид) обратился против Аргуна и вступил в сговор с неким человеком, который снабдил его ядом, 47 а предварительно он завладел богатствами ислама, улучшил положение евреев и принизил ислам. Поистине, эти две проклятые религии вечно выискивали удобный случай, дабы завести какую-нибудь междоусобицу и тем – упаси Аллах! – причинить вред исламу. Так вот, когда все рассказанное мною стало общеизвестно, я предложил высшим властям отобрать у этих грязных собак богатства, похищенные ими из мусульманской казны и дающие им возможность вести дела и заключать сделки с купцами на море и на суше, в Сирии и в Египте. Господин наш султан осведомлен был во всех подробностях о наглости этих проклятых народов, которые покупали триполитанских пленников – принцев крови, богатых женщин и знатных христиан, а также о крайних обидах и мучениях, претерпеваемых от них мусульманами в различных сферах жизни (стр. 450–451). Мусульманский надзор над зимми Вплоть до конца владычества династии Назиритов халифы Сирии и их султаны соблюдали обычай, по которому в диване, известном под названием диван ал-истифа, 48 непременно присутствовали мусульмане, люди видные, знатнейших родов, известные своим благомыслием и честными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ассир. отряды приняли бой, что стало поводом для офиц. Багдада объявить войну. Оставшиеся в Сев. Ираке ассирийцы были принудительно разоружены и согнаны в сел. Симель (Сумайль) неподалеку от Дахука, где насилие продолжилось. Кабинет аль-Гайлани переложил всю ответственность за зверства на формирования курдов, хотя ряд курдских вождей воздержались от участия в этих акциях. В течение следующего месяца жертвами погромов стало ок. 6 тыс. чел. в округах Дахук и Шайхан (65 деревень), а также Мосул, Заху и Амадия (35 деревень). В авг. 1933 г. католикос был арестован, лишен ирак. подданства и выслан на Кипр. В сент. беспорядки прекратились, для беженцев с севера страны британцы организовали специальный лагерь. Правительство И. обвинило Париж в подстрекательстве ассирийцев с целью дестабилизировать обстановку в окрестностях Мосула и заявило о готовности финансировать их переселение за пределы И. Началась разработка проекта перемещения ассир. населения на территорию Сирии, к-рый частично осуществился в 1935-1936 гг. События 1933 г. тяжело отразились на ассир. сообществе. Мн. ассирийцы покинули И., а оставшиеся - рассредоточились по всему И. В окт. 1933 г. кор. Гази, наследовавший власть скончавшегося в сент. кор. Фейсала I, принял отставку кабинета аль-Гайлани. На смену ему пришли кабинеты аль-Мидфаи и Али Джаудата аль-Айюби. По данным на 1934 г., в И. проживали 2,7 млн иракцев, из них 600 тыс. составляли горожане. Мусульмане-шииты насчитывали 1,3 млн чел., а сунниты - 500 тыс. Шииты концентрировались на юге и выступали против Хашимитов и стоявшей за ними Великобритании, требуя самостоятельности. Большинство курдов (ок. 800 тыс. чел.) открыто отказывались подчиняться властям. Туркмены насчитывали 60 тыс. чел. Численность христиан достигала 310 тыс., иудеев - 90 тыс. чел. В 1929 г. в И. существовало всего 9 промышленных предприятий. Почти вся нефть шла на экспорт, т. к. перерабатывающей промышленности не было. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. вдвое сбил цены на финики, зерно и шерсть - основные статьи ирак.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации I крестового похода . Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией. После смерти правнука Сулеймана Кылыч-Арслана II в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство. Распад Сельджукского государства В битве у Кесе-дага в 1243 монголы разгромили сельджукского правителя Кейхюсрева II и превратили Сельджукскую монархию в своего вассала. Малая заинтересованность со стороны монголов в делах сельджуков и отсутствие поддержки их правителям привели к политическому хаосу. Почти в то же время византийские императоры вернули Константинополь , захваченный крестоносцами во время IV крестового похода и превращенный ими в столицу Латинской империи, но основное внимание они обратили на решение балканских проблем. Вскоре почти вся Анатолия перешла под власть тюрок. Малая Азия распалась на более чем десяток крошечных княжеств (бейликов). Османская (Оттоманская) империя Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922 . Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне. Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман ( 1259 – 1324 / 1326 ), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя . Республика В апреле 1924 в Анкаре Великое национальное собрание под руководством Мустафы Кемаля приняло Конституцию, которая предусматривала создание парламента. По конституции парламентарии избирали президента страны, который назначал премьер-министра, формировавшего правительство с согласия Великого национального собрания. Женщины были отстранены от участия в выборах и не могли баллотироваться в депутаты. Свобода слова, собраний, печати и передвижения были ограничены в интересах национального единства.

http://drevo-info.ru/articles/14745.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010