Апостолов Он нашел спящими. Разбудил их и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот предается Сын Человеческий в руки грешников; встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня». ( Мк. 14:41–42 ). И апостолы пробудились. Один за другим они поднимались с земли и с тревогой вслушивались в какие-то новые звуки. А в саду в это время замерцали огни и слышался топот приближающейся толпы; затем появились вооруженные люди. Одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья, среди толпы было несколько воинов из стражи храма. Впереди всех шел Иуда. Это он привел отряд («спиру») для взятия Иисуса Христа. Ученики растерялись. Но Иисус пошел навстречу толпе. Тогда Иуда, делая вид, что возвращается из города, исполнив данные ему в конце Тайной Вечери поручения Христа, и ничего не имеет общего с пришедшими, быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним. Но Господь кротко спросил его: «Друг Мой, зачем ты здесь?» – «Равви, – отвечал Иуда и слово замерло на устах его. – Равви, – повторил он с принуждением, – здравствуй!». И, наклонившись к Господу, поцеловал Его... Христос знал предательскую цену этого поцелуя и с негодованием спросил изменника: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Предатель содрогнулся. Он понял, что Христос насквозь видит его мрачную душу и знает его уговор с начальниками отряда: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно». Тем временем, стража стала приступать ко Христу и к группе апостолов, но неверные тени от факелов мешали ей разобраться в лицах. Нужно было точно увериться, кто именно Христос или взять всех. Тогда Спаситель, сам приблизившись к толпе, спросил: «Кого ищете?» Из толпы ответили: «Иисуса Назорея». – «Это Я» – ответил Господь. И когда Он сказал им: «Это Я», они отступили назад и пали на землю. Христос опять спросил их: «Кого ищите?» Они сказали: «Иисуса Назорея». Иисус отвечал им: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, – указал Он на апостолов, – пусть идут».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мф.26:45.   Тогда прииде ко учеником Своим и глагола им: спите прочее и почивайте … Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете?: Сказал это, упрекая их и порицая за то, что они спали в минуту самой опасности и забыли даже многократные убеждения Его к бодрствованию и молитве; как бы так говорит: до сих пор вы не бодрствуете; спите и почивайте, если можете. Мф.26:45.   Се, приближися час …, вот, приблизился час, т.е. предательства. Марк (14, 41) говорит, что прежде этих слов Иисус Христос сказал: «приспе» ( απεχει ), т.е. дьявол получил власть против Меня, или: кончается то, что относится ко Мне, т.е. получает исполнение; так как и Лука (22, 37) сказал: «еже о Мне, кончину имать» . Мф.26:45.   И Сын Человеческий предается в руки грешников . Это понятно. Мф.26:46.   Востаните, идем: се, приближися предаяй Мя . встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И этим показал, что умер добровольно. Зная наперед, что идут против Него вместе с предателем, не только не убегает, но даже спешит выйти навстречу им, говоря: пойдем к ним. Лука (22, 46) говорит, что Иисус Христос сказал ученикам: «что спите; воставше молитеся, да не внидете в напасть» . Вероятно, прежде Он сказал это, а потом прибавил: «востаните, идем» . Мф.26:47.   И еще Ему глаголющу, се, Иуда, един от обоюнадесяте, прииде, и с ним народ мног со оружием и дрекольми, от архиерей и старец людских . И, когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из Двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Один из Двенадцати присоединено как признак, чтобы показать, что он был из лика первых учеников. Это поставлено в обличение Иуды, но касается и других учеников; однако евангелисты не стыдятся писать об этом, потому что везде они заботятся о правде. Иоанн (18, 3) говорит относительно Иуды: «приемь спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы и свещами и оружии» . Спира — это был отряд воинов, нанятых за деньги, а светила — это так называемые фонари.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Но каким образом пришел туда Иуда? Какое он имел побуждение идти туда? Из этого видно, что Христос часто проводил ночи вне дома. Иначе, если бы Он всегда проводил ночь дома, – Иуда не пришел бы в пустое место, но пошел бы в дом, в надежде найти Его там спящим. А что бы ты, услышав о саде, не подумал, что Христос скрывался, евангелист присовокупил: «знал же это место и Иуда», – и не только это, но еще и то, что «часто собирался там с учениками Своими». Действительно, Он часто бывал с ними наедине и беседовал о предметах необходимых, о которых другим не следовало слышать. Это Он делал по преимуществу в горах и в садах, всегда изыскивая местность, удаленную от шума, чтобы внимание не отклонялось от слушания. «Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда» ( Ин.18:3 ). Те неоднократно и прежде посылали схватить Его, но не могли. Из этого видно, что Он и теперь предал Себя добровольно. Но каким образом уговорили спиру? Это были солдаты, готовые делать все за деньги. «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?» ( Ин.18:4 ). То есть, не теперь только и не из того, что они пришли, Он узнал об этом, но уже наперед знал все это и потому без смущения говорил и действовал. Почему же они приходят с оружием, намереваясь схватить Его? Они боялись Его последователей. По этой же причине они и напали на него поздно ночью. «Вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея» ( Ин.18:4–5 ). Видишь ли непреоборимую силу, – как Он, находясь среди их, ослепил глаза их? А что не темнота была причиною – это показал евангелист, сказавши, что они имели и светильники. Да если бы и не было светильников, все же они должны были бы узнать Его по голосу. Если же они и не знали Его, то как мог не узнать Иуда, который неразлучно находился с Ним? Ведь и он стоял вместе с ними, и однако ж, не только, подобно им, не узнал Его, но и повергся вместе с ними на землю. Это сделал Иисус для того, чтобы показать, что без Его соизволения они не только не могли бы взять Его, но и увидеть Его, хотя Он находился среди них. «Опять спросил их: кого ищете?» ( Ин.18:7 ). О, безумие! Слово Его повергло их на землю; а они и после того, как испытали столь великую силу, не обратились но опять устремляются на то же. Потому, исполнив со Своей стороны все, Он, наконец, предает Себя и говорит им: «Я сказал вам, что это Я» ( Ин.18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По св. Иоанну, Иуда привел целую спиру, т.е. часть легиона, называемую когортой и состоящую из 1000 человек с тысяченачальни-ком во главе, о котором особо упоминается в 12-м стихе, а также служителей от первосвященников и фарисеев. Хотя было полнолуние, толпа эта пришла с фонарями и факелами в предположении, что Господь может укрыться в потаенных местах сада. Воины были вооружены мечами, а слуги первосвященников — дрекольями. По-видимому, они ожидали возможности серьезного сопротивления. Характерно предательство лобзанием. Первосвященники, очевидно боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, видимо, не было сказано, Кого он должен привести: было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: «Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем: возьмите Его и ведите осторожно» (Марк. 14:44). Можно предполагать, что Иуда намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, а затем отойти к Апостолам и таким образом скрыть свое предательство. Но это ему не удалось. Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: «Равви, равви...», то Иисус кротко спросил его: «Друг, для чего ты пришел?» Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: «Радуйся, Равви», — и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Господь сказал: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческаго?» Между тем стража приблизилась и, как повествует об этом один св. Иоанн, дополняя первых трех Евангелистов, Господь спросил: «Кого ищете?» С отрядом были, конечно, старейшины иудейские, которые знали, за кем отряд послан; они-то и отвечали: «Иисуса Назорея». «Это Я», — громко отвечал Господь. Пришедшим было внушено, что они должны будут взять Иисуса хитростью, осторожно, так как Он имеет приверженцев, которые могут за Него заступиться. И вдруг Он открыто, как бы ничего не боясь, говорит: «Это Я». Эти слова Христовы заключали в себе для врагов Его потрясающую силу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Скачать epub pdf Глава 18 Господь в саду Гефсиманском и взятие Его (1–12). Суд над Господом у первосвященников и отречение Петрово (13–27). Господь на суде пред Пилатом (начало: 28–40). 1. Ин. 18:1 . Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Мф. 26:36 п. Вышел за поток Кедрон: первосвященническую молитву Свою Господь произнёс на Иерусалимской стороне Кедрона (17:1; ср. 14:31) и по окончании её перешёл с учениками Своими за этот поток, на ту сторону потока – к горе Елеонской, или масличной. – Кедрон (что значит – чёрный) был незначительный ручей, который наполнялся водой только после сильных дождей, а в остальное время русло его было сухо или почти сухо. Он протекал так называемой Иосафатовой долиной и отделял Иерусалим от Елеона. – Где был сад: вероятно, с несколькими жилыми строениями (ср. Мф. 26 и парал. Мк.). Место называлось Гефсиманией. – Вошёл Сам и ученики Его: этим только кратким замечанием и ограничивается евангелист в сказании о пребывании Господа в саду Гефсиманском, до прихода туда Иуды с воинами и стражею. О молитве Господа в саду Гефсиманском он не говорит, конечно, потому, что предполагал известным это событие своим читателям из прежде написанных Евангелий (ср. Мф. 26 и далее и парал.). И вообще в истории страданий Господа Иоанн только восполняет сказания первых евангелистов частными чертами, и если говорит о некоторых частных событиях сей истории, рассказанных уже первыми евангелистами, то говорит, видимо, с целью восполнения их в каких-либо важных частных чертах. 2. Ин. 18:2 . Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Лк. 21:37 . Иисус часто собирался там: это часто относится не к последним только дням пребывания Господа в Иерусалиме, но и к прежним временам пребывания Его здесь. Сад принадлежал, вероятно, кому-либо из тайных последователей Господа, может быть, тому семейству, в доме которого совершил Он пасхальную вечерю, и потому Господь с учениками во всякое время имел свободный вход в этот сад. Тем вернее Иуда, бывший в начале вечери в этом святом обществе, мог рассчитывать, что Он после вечери удалится в это любимое место; быть может, упомянуто было о сем и на вечери. Во всяком случае, как видно из сказаний всех евангелистов, Иуда знал, когда повёл спиру в Гефсиманию, что Господь с учениками Своими там и – не ошибался в печальном расчёте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И Спир был сыном своего времени. Он не обладал тою крепостью духа, которая бы дала ему возможность удержаться против общего течения. Как видно из его сочинений, он очень мало был знаком вообще с учением Божественного Откровения; его познания по этому предмету ни в каком случае не превышали общего уровня самых посредственных знаний гимназического курса. При таких условиях для него было легко разорвать всякие узы, соединявшие его, быть может, и без того весьма слабо с его христианским вероисповеданием; а ограниченность знания с одной стороны, общий дух времени – с другой подготовили удобную почву для того, чтобы неверующий и безбожный Спир вместе с тем объявил себя и самым непримиримым врагом христианства, открытым поносителем и порицателем его. Спиру не было нужды далеко ходить за примерами, которые ясно говорили, что бывают эпохи, когда легко можно пожать лавры, когда можно приобрести популярность за одну только беспочвенную враждебность к христианству, за одно только хуление и поношение его. И Спир пошел по этому пути искать славы и популярности. Но религия слишком глубоко коренится в человеческом духе, чтобы можно было от нее легко отделаться. Спир сам скоро почувствовал, что без Бога человеку жить нельзя, что без Бога человек оказывается не только одиноким, но и беспомощнейшем существом в мире. И Спир начал искать Бога, Которого раньше так легкомысленно оставил. К сожалению, он стал искать Его там, где Его найти было нельзя. Поворот к христианству на естественных основаниях для Спира был невозможен: путь к нему был загроможден как собственным эгоизмом честолюбивого мыслителя, так и общим духом времени. Пример – поучительный для многих! Спир обратился к философии. Все говорили тогда о Гербарте; но Гербарт не надолго задержал у себя Спира. Спиру больше понравилось увлекательно и картинно изложенное учение Шопенгауэра; но и у Шапенгауэра ему понравилась не самая система философского мировоззрения, а лишь то, что он нашел общего у Шопенгауэра с Кантом. Вот почему от Шопенгауэра Спир и направил свой путь к Канту.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Воини же ведоша Его внутрь двора, еже есть претор, и созваша всю спиру, и облекоша Его в препряду, и возложиша на Него сплетше тернов венец, и начаша целовати Его, (и глаголати:) радуйся, царю иудейский. И бияху Его по главе тростию, и плюваху на Него, и прегибающе колена покланяхуся Ему. И егда поругашася Ему совлекоша с Него препряду, и облекоша Его в ризы своя: и изведоша Его да пропнут Его. И задеша мимоходящу некоему Симону Киринею, грядущу с села, отцу Александрову и Руфову, да возмет крест Его. Военное сословие, всегда утешающееся бесчинствами и обидами, (и теперь) выказало обыкновенное свойство свое. Ибо, если иудеи, слышавшие от Христа столько поучений и получавшие от Него так часто и так много благодеяний, нанесли Ему столько поруганий: то что нам сказать о язычниках? Итак они сзывают на Него всю спиру, то есть, целый отряд, облекают Его для посмеяния в порфиру, как царя, и начинают бить Его: берут венец терновый вместо диадимы, вместо скипетра - трость. Сии слуги диавола заставили, как сказано, некоего нести крест Его: между тем другой Евангелист говорит, что Иисус шел, неся крест на Себе (Иоан. 19, 17). Но было и то и другое: сначала несколько времени Он сам нес крестное дерево, а когда нашли другого, способного нести, тогда заставили сего последнего, и крест несен был им. А для чего сказано и то, каких сынов был отцом (этот человек)? Для большего удостоверения: потому что человек тот, вероятно, был еще жив и мог пересказать все касательно креста. Но облечемся и мы в порфиру, царскую одежду. Я хочу сказать то, что мы должны шествовать, как цари, наступая на змею и на скорпию и побеждая грех. Мы именуемся христианами, то есть, помазанными, подобно как некогда назывались христами цари. Посему да будет жизнь наша не рабская и низкая, но царская и свободная. Будем носить терновый венец, то есть, потщимся увенчаться жизнию строгою, воздержною, чуждою плотских удовольствий, а не роскошною, изнеженною и преданною чувственным наслаждениям. Соделаемся и Симоном, что значит послушание и возьмем крест Иисусов, умертвив уды наша, сущия на земли (Колос. 3, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

Вероятно, он надеялся, сделав этим уступку народной ярости, добиться все таки освобождения Иисуса от крестной смерти. «Тогда убо Пилат поят Иисуса и би Его» (Иоан. 19:1). Повествование о бичевании находится у всех Евангелистов. По первым двум Евангелистам, для бичевания воины отвели Иисуса в преторию (по-славянски: «на судище»), т.е. внутрь двора, вероятно, для того, чтобы иметь там больше простора, так как перед двором не было места из-за теснившейся народной толпы, и собрали против Него весь полк, или спиру, или когорту. Воины раздели Иисуса и начали бичевать Его. Такое бичевание назначалось у римлян за тяжкие преступления и притом — большей частью для рабов. Бичи делались из веревок и ремней, и в концы их вделывались острые костяные и металлические палочки. Истязание это было столь мучительно, что многие под бичами умирали. Бичуемого привязывали обыкновенно к столбу в наклонном положении и затем воины били его бичами по обнаженной спине, причем тело с первых же ударов разрывалось, и кровь обильно текла из ран. Такому страшному наказанию подверг Пилат Того, в Ком не находил никакой вины, но надо полагать — в расчете удовлетворить этим кровожадность толпы и спасти Его от смерти на кресте. Окончив бичевание, жестокосердные воины стали издеваться над Страдальцем: надели на Него «хламиду червленую», или багряницу, т.е. военный плащ красного цвета, подобный тем плащам, какие надевали цари и высшие военачальники. Такие плащи были без рукавов и накидывались на плечо так, что правая рука оставалась свободной. Эта хламида должна была изображать царскую порфиру для Царя Иудейского. На главу Господа возложили венец, сплетенный из колючего терния, а в руки Ему дали трость, которая должна была изображать царский скипетр. Сделав все это в насмешку над Божественным Страдальцем, воины стали преклонять пред Ним колени и ругаясь над Ним, как будто приветствуя, стали говорить: «радуйся, Царю Иудейский», при чем били Его по ланитам, плевали на Него, брали из рук Его трость и били Его по главе Его, чтобы колючки тернового венца входили глубже и ранили сильнее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Мы уже упоминали (см. в I томе главу о Толстом), что Спиром очень увлекался Толстой — его пленяли ясность и четкость феноменализма (критического) у Спира. Спир действительно был строгим последователем Канта, исходной основой философии считал «непосредственные данные сознания». Но разделяя всецело принципы трансцендентализма, Спир не боится принимать реальность «вещей в себе» (как «скрытой основы эмпирических явлений»). Они непознаваемы , но, как чистый трансценденталист, Спир утверждает «родственность» «действующего, формирующего принципа природы с нашим существом» . Этот действующий принцип «не может быть предметом опыта, он остается скрытым от нас» , и он и есть подлинная «вещь в себе», обладающая «нормальным способом бытия . Это неожиданное применение морального принципа к характеристике «подлинного» бытия очень типично для Спира. Спир считает, что мир, как система явлений (Geschehen), имеет «аЬпогте Art des именно в силу того, что здесь все изменчиво. Но отсюда следует, что никак нельзя выводить сферу явлений из «подлинного бытия». «Безусловное есть норма, а не основание бытия (явлений)», — утверждает Спир . Употребляя религиозные термины, Спир говорит, что Бога нельзя мыслить ни как Творца, ни как Владыку, а лишь как идеал , Спир решительно различает между понятием Бога (как «Безусловной сферы», которая совсем не есть «причина мира» , а лишь идеал) и «действующим принципом приоды» — и потому считает пантеизм философски неприемлемым, ообще «Бог, как идеал, и Бог, как Творец — это только одно и то же слово, но по существу между ними нет ничего общего» . Творческая сила в природе («действующая причина ») есть основа и зла в природе ; зло есть вообще «неизбежная составная часть естественного порядка вещей» . Необъяснимость действительного мира (мира явлений), невозможность пользоваться понятием причины при уяснении связи явлений и Безусловной Сущности не мешает, по Спиру, считать, что Безусловное есть идеал, во имя которого и должен действовать человек; с этим идеалом мы должны проходить «сквозь» действительное бытие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

К сему надобно присовокупить еще следующие, весьма важные обстоятельства: а) По закону 15-й день Нисана (главный день пасхи и первый день опресноков) в святости сравнен с субботою, никакого дела не должно делать в эти дни ( Лев. 23:7 . Числ. 28:18 ). На таковое освящение этого дня находится много указаний у позднейших иудеев, именно в Талмуде , так что за несомненное можно принять, что во времена Христовы этот закон сохранялся точно, особенно фарисеями и членами синедриона, которые по внешности так строго держались законов, обычаев и постановлений своих невероятно становится поэтому, чтобы в этот день и предшествующую ему ночь, которая также была священна (ибо с вечера вкушала агнца пасхального), могло случится взятие, осуждение и распятие Господа. Невероятно именно, чтобы в эту священную ночь, непосредственно после совершения пасхальной вечери, синедрион выслал свою спиру против Иисуса, да еще притом вооруженную, тогда как в субботу (а следов. и в равночестный ей праздник 15-го Нисана) не позволялось даже носить оружие. 385 Еще невероятнее, чтобы в эту священную ночь собирался синедрион для осуждения Господа, когда в субботу (а следов. и в этот праздник) запрещен был всякий суд. 386 Еще невероятнее, чтобы утром в этот день верховные члены главного судилища иудейского с фарисеями и книжниками влачились пред судом язычника, и наконец распяли Христа: это было бы величайшим оскорблением праздника, который особенно святить и чтить заповедал сам Бог . Признающие днем смерти Христовой день пасхи 15-е число – силятся объяснить эти невероятные поступки иудеев исключительностию обстоятельств, но – видимо неудачно. 387 Говорят, что фанатическая ненависть иудеев против Иисуса завлекла их так далеко, что они решились нарушить святость праздника, что они, может быть, даже считали делом правым – богохульника, как они называли Иисуса, осудить и наказать именно в праздник. Но против такого объяснения, которое и само по себя слабо, решительно говорит то обстоятельство, что вместе со Христом осуждены были и распяты еще два человека, осуждение которых совсем не могло побудить синедрион нарушать святость великого дня, и не требовало того, чтоб это было сделано в великий праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010