10 Троицкий Сергей Викторович (1878–1972 гг.) – ведущий кантонист того времени. Окончил СПб археологический институт (1900) и параллельно СПб ДА (1901). В 1913 защитил магистерскую диссертацию по каноническому праву, был чиновником особых поручений при Св.Синоде, преподавал каноническое право в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище, в 1919 году – в Новороссийском ун-те. Был членом Всероссийского Поместного и Всеукраинского Соборов 1917–1918. В 1920 эмигрировал в Югославию, где преподавал канонику; с 1920 профессор Белградского ун-та, с 1948 сотрудник Сербской академии наук. Читал курс церковного права в Свято-Сергиевском Православном богословском ин-те в Париже. Живя за рубежом, всегда оставался членом Русской Православной Церкви и вел активную борьбу против «карловацкого» раскола. Неоднократно посещал Советский Союз и консультировал священноначалие РПЦ МП. В 1947–1948 был профессором МДА, членом ОВЦС, работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». На заседании 18 декабря 1961 года ученый совет МДА присудил профессору С.В. Троицкому ученую степень доктора церковного права. Скончался в Белграде. 11 «Узнал от митрополита Вениамина, что окончательно отпали как Анастасиевцы 6 человек: архиепископ Виталий (Максименко) , архиепископ Иоасаф (Скородумов), епископ Иероним (Чернов), архиепископ Тихон (Троицкий), архиепископ Феодосий (Самойлович) Южно-Американский, епископ Вениамин (Гаршин), уехавший в Японию. 12 Кедровские – жена и дети обновленческого «епископа» Иоанна Кедровского (†1934); архиепископ Алексий (Сергеев) – предыдущий «посол» Московской Патриархии (прибыл в сентябре 1945 года и пробыл в Америке до марта 1946 года). 13 П.П. Зубов – один из авторов «Запискипяти профессоров», которые высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке. (Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. 15 В августе 1930 года Синод Константинопольской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал Афинагора архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. С 1948 до кончины в 1972 году Афинагор I (Спиру) – Константинопольский Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

митр. Сурожский. Содружество также издавало брошюры, буклеты и материалы нек-рых конференций и распространяло лит-ру о Православии и вост. духовной традиции. Проводились также местные конференции, в частности организованные отделениями содружества, возникшими в Швеции, Дании, США, Канаде, а позднее и в др. странах. К кон. 70-х гг. XX в. таких отделений было 13 (в т. ч. в Греции), а общее число членов достигло 3 тыс. В 1959 г. был создан центр содружества в Оксфорде - Дом св. Григория и св. Макрины с б-кой, помещением для собраний и правосл. домовым храмом, где совершалось богослужение на слав., греч. и англ. языках. Среди наиболее активных участников содружества с правосл. стороны в 50-е гг. и последующие десятилетия - Н. М. Зернов, митр. Антоний (Блум), В. Н. Лосский , иером. Лев (Жилле), еп. Каллист (Уэр) ; Вселенский Патриарх Афинагор (Спиру) был рядовым членом содружества. В 1977-2005 г г. редактором ж. «Соборность» был прот. РПЦ Сергий Гаккель. В работе содружества помимо православных и англикан участвовали лютеране, католики и представители др. христ. конфессий. Будучи частной ассоциацией, содружество тем не менее косвенно способствовало началу в 1962 г. православно-англикан. богословского диалога (см. Англикано-православные связи ). В 1993 г. Дом св. Василия был продан, а вырученные средства обращены в фонд, позволяющий финансировать исследовательские, издательские и иные проекты, а также участие гостей из правосл. Церквей в ежегодных конференциях содружества. К 2000 г. центр содружества находился в Оксфорде (Canterbury Road, 1), а сопредседателями являлись архиепископ Кентерберийский и правосл. архиепископ Фиатирский и Великобританский (К-польский Патриархат). Лит.: Lloyd R. The Church of England in the Twentieth Century. L., 1950. Vol. 2; Соборность: Сб. избр. статей из журнала Содружества «Sobornost». М., 1998. А. И. Кырлежев Рубрики: Ключевые слова: ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙ встреча представителей различных религ. конфессий, проходившая 11-27 сент. 1893 г. в Чикаго (США)

http://pravenc.ru/text/64032.html

Инославные хотят узнать живое Православие и прикоснуться к нему изнутри». Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Общее число обителей, основанных старцем Ефремом, на настоящий момент составляет девятнадцать, а еще два монастыря находятся на стадии строительства. Это число может возрасти еще, так как многие миряне жертвуют землю и выступают с инициативой создания все новых и новых обителей. Все монастыри старца Ефрема общежительные. Они руководствуются афонским уставом и в основу своей жизни положили заветы Иосифа Исихаста . Многие насельники американских и канадских обителей неоднократно посещали Святую Гору, и даже жили некоторое время в афонских монастырях, желая познакомиться с монашеским преданием в первоисточнике. К числу насельников обителей, основанных Ефремом Филофейским, относятся люди разных социальных сословий и национальностей: наряду с греческими иммигрантами в США, это перешедшие в Православие представители разных народов и религий (мормоны, мусульмане, индуисты, буддисты, иудеи, католики и протестанты). Американская Православная Церковь к моменту переезда старца Ефрема в США находилась в глубоком кризисе. Модернистские нововведения архиепископа (впоследствии Вселенского патриарха) Афинагора (Спиру 65 ) привели к утрате Церковью своего исихастского и аскетического характера. Американское Православие потеряло духовную глубину и вселенскую перспективу, превратившись всего лишь в этнографический клуб для тоскующих по Родине иммигрантов. Старец Ефрем спас американское Православие от растворения и ассимиляции по протестантскому образцу. Его деятельность способствовала выходу Церкви из своей национальной замкнутости и приходу в нее новых людей. Отношение к старцу Ефрему было в православной среде первоначально настороженным. Христианство Ефрема Филофейского на первый взгляд казалось слишком суровым и аскетичным, но, когда люди сами познакомились со старцем и его учениками поближе, лед непонимания растаял: греки-иммигранты всей душой полюбили обители отца Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

В резолюции Ламбетской конференции 1948 г. ее участники единодушно отметили, что невозможно понять мудрость и полноту Вселенской церкви без правосл. традиции, и приняли решение о необходимости воссоздания СПАБК. Новый этап англикано-правосл. диалога открывается визитом Архиепископа Кентерберийского Артура Майкла Рамсея к К-польскому Патриарху Афинагору (Спиру) в 1962 г. Предстоятели двух церквей также пришли к соглашению о необходимости воссоздания СПАБК с целью изучения тех различий, к-рые стояли на пути к единению. В 1967 г. Патриарх Афинагор посетил Архиепископа Артура Майкла Рамсея с офиц. визитом. В нояб. 1964 г. на о-ве Родос по предложению Московского Патриархата проходило 3-е всеправославное совещание (см. Совещания глав правосл . Церквей ), на к-ром представители всех правосл. церквей обсуждали отношения с Церквами Запада. Было решено «незамедлительно создать межправославную богословскую комиссию, состоящую из специалистов-богословов… от каждой Православной Церкви» (ЖМП. 1964. 12. С. 54). Встречи участников Комиссии состоялись в Белграде (1966), в Шамбези (1968, 1970) и Хельсинки (1971). С признательностью было отмечено стремление англикан к дружбе с правосл. Церковью, подчеркнуто, что англикан. Церковь никогда не занималась прозелитизмом и всегда помогала православным, оказавшимся на чужбине. Однако правосл. богословы выступили с критикой результатов переговоров 20-30-х гг. XX в., заявив, что соглашения были достигнуты лишь с англокатоликами, к-рые являются лишь частью англикан. сообщества и не представляют всей Церкви Англии - это привело к возникновению искаженного представления о положении дел в англикан. Церкви. Было выражено опасение, что отсутствие уполномоченного органа, решения к-рого по вероучительным вопросам были бы обязательными для всего англикан. сообщества, является серьезным препятствием на пути к единению. Для обсуждения на совместном заседании были предложены в первую очередь 4 вопроса: возможен ли союз с правосл. Церковью, если англикане могут находиться в евхаристическом общении с лютеранами и методистами ; как англикан. Церковь понимает единение с правосл.; как достигнутые соглашения могут стать обязательными для всего англикан. сообщества; об авторитете «Тридцати девяти статей» для англикан. вероучения (ЖМП. 1967. 6. С. 48). На Ламбетской конференции 1968 г. англикан. богословы предложили для обсуждения на совместном заседании вопрос о значении искупительной жертвы Господа Иисуса Христа и Его Воскресения и о действии благодати Св. Духа в Церкви.

http://pravenc.ru/text/115118.html

Уверенный в себе Генри Киссинджер сказал ему: «Мне наплевать на турецких епископов, но я забочусь об их правительстве». В тот день скончался патриарх Константинопольский Афинагор (Спиру), который на тот момент был одним из самых влиятельных религиозных деятелей в мире. Однако, поскольку его смерть ожидалась в течение трех лет, за трон шла большая борьба. Главным кандидатом был Иаков (Кукузис), архиепископ Константинопольской церкви в США, который был «настоящей звездой», сильным проповедником и частым гостем в Белом доме. Во всем этом решающую роль сыграли его греческие связи. Также Эгню был его хорошим другом. Вашингтон был заинтересован в том, чтобы именно «правильный человек» руководил Константинопольский церковь. Запад видел в этом патриархе лидера православного мира. В отчете британской разведки говорилось: «Община греков в Константинополе очень мала, около 30 000 человек, и ее можно использовать в качестве пешки для торговли гарантиями для турок, живущих на острове». Проблема Кипра все больше отдаляла Анкару от союзников на Западе. Архиепископ Иаков открыто поддерживал жителей Кипра и собирал средства на их помощь, тем самым серьезно ставя под угрозу его избрание на пост Константинопольского патриарха, тем более что вопрос о его положении решался на самом верху. Турецкая сторона была непоколебима. «Они не хотят, чтобы Иаков был следующим патриархом» – говорилось в секретной телеграмме Госдепартамента отправленной американскому послу в Анкаре. Будущий патриарх Иаков вызвал Джорджа Буша, тогдашнего представителя США в ООН, и потребовал, чтобы резолюция Совета безопасности была отклонена «о нарушении свободы вероисповедания в Турции». Будущий президент США понял, что Иаков (Джейкоб) был «сбитой птицей». Через несколько месяцев по подозрению в причастности к коррупции Спиро Эгню подал в отставку. Так что «план Б» провалился, а митрополит Мелитон (Хаджис), который был верен американцам и имел турецкий паспорт, был исключен из списка кандидатов в последнюю минуту. Анкара прислала Стамбулу три имени, которые не были известны публике.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

В июле 1935 г. настоятели 37 карпаторус. приходов США написали петицию, в к-рой просили Такача о проведении епархиального съезда духовенства для решения проблемы целибата клириков и латинизации богослужения. Епископ ответил отказом. 4 февр. 1936 г. оппозиционные клирики созвали совещание, на к-ром образовали «Карпаторусинскую церковную администрацию» из 7 священников: Ореста Чернока, Петра Молчания, Стефана Варзалия, Иринея Долгого, Александра Коссея, Иоанна Сороки и Константина Авророва. Несмотря на попытку Такача урегулировать конфликт (письмо от 3 авг. 1936 с обещанием уступок оппозиции), раскол в Карпаторусском экзархате стал свершившимся фактом. Этому немало способствовала жесткая политика Ватикана, к-рый применил репрессии в отношении протестовавшего духовенства. 17 дек. 1936 г. римско-католич. Хартфордский еп. Морис Мак-Олиф объявил во всех храмах своей епархии о том, что настоятель карпаторус. униат. церкви Бриджпорта свящ. Орест Чернок и 5 др. священников «карпато-рутенского восточного обряда» по распоряжению папы отлучены от причастия. В ответ «Карпаторусская церковная администрация» 23 февр. 1937 г. созвала в Питтсбурге Собор карпаторус. духовенства Америки, на который приехали клирики почти из 30 приходов, представлявшие более 40 тыс. верующих (в США тогда имелось ок. 130 карпаторус. униат. церквей). Собор подтвердил разрыв с еп. Такачем и объявил о создании независимой правосл. Американской Карпаторусской епархии. Под редакцией свящ. Стефана Варзалия начал издаваться печатный орган новой епархии - ж. «Вестник». О юрисдикционной принадлежности диоцеза были начаты переговоры с К-польским и с Александрийским Патриархатами. Лидерами движения за возвращение русинов в Православие стали выпускники Прешовской греко-католич. семинарии священники Стефан Варзалий и Орест Чернок. Свящ. Орест на 2-м Соборе карпаторус. духовенства Америки 23 нояб. 1937 г. был избран главой новой епархии, вскоре он принял монашеский постриг с сохранением имени. 19 сент. 1938 г. К-польский патриарх Вениамин I утвердил К. п. е. А., хиротонисал архим. Ореста (Чернока) во епископа Агафоникейского и назначил его главой самоуправляющейся Американской Карпаторусской правосл. греко-кафолической Церкви (епархии), насчитывавшей в то время 37 приходов и ок. 50 тыс. прихожан. Настолование еп. Ореста состоялось 24 нояб. 1938 г. в храме св. Иоанна Богослова в Бриджпорте при участии главы к-польской Американской архиепископии архиеп. Афинагора I (Спиру) . В 1936 г. в США также была учреждена Украинская епархия в составе Американской архиепископии К-польского Патриархата, объединившая вернувшихся в Православие униатов - выходцев из Галичины. В 1939 г. в К. п. е. А. было организовано молодежное движение, в 1940 г. открылось ДУ, вскоре преобразованное в семинарию. Возвращение русинов-униатов в Православие и переход их в юрисдикцию еп. Ореста (Чернока), сопровождавшиеся столкновениями с униатами за храмы и судебными процессами, продолжались до нач. 40-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/1681135.html

Совр. этап англикано-правосл. диалога начался в 1962 г. с визита Архиепископа Кентерберийского Артура Майкла Рамсея к К-польскому Патриарху Афинагору (Спиру). Главы двух Церквей пришли к соглашению о необходимости воссоздания существовавшей в 30-40-х гг. XX в. Смешанной православно-англикан. богословской комиссии (СПАБК) для изучения вероисповедных различий, к-рые стояли на пути к единению в XIX - 1-й пол. ХХ в. В нояб. 1964 г. на III Всеправославном совещании было решено «незамедлительно создать межправославную богословскую комиссию, состоящую из специалистов-богословов… от каждой Православной Церкви» (ЖМП. 1964. 12. С. 54). Предварительные встречи правосл. участников комиссии состоялись в 1966 г. в Белграде, в 1968 и 1970 гг. в Шамбези, в 1971 г. в Хельсинки; в ходе встреч было отмечено стремление Англиканской Церкви к дружбе с правосл. Церковью, подчеркивалось, что Англиканская Церковь никогда не занималась прозелитизмом и всегда оказывала помощь православным, живущим на чужбине. Для обсуждения англикан. стороне было предложено 4 вопроса: возможен ли союз с правосл. Церковью, если англикане будут находиться в евхаристическом общении с лютеранами и методистами ; как Англиканская Церковь понимает единение с православной; могут ли достигнутые соглашения стать обязательными для всего англикан. сообщества; насколько значимы «Тридцать девять статей» англикан. вероучения. Англикан. сторона Совместной комиссии собиралась в Оксфорде (1968), Иерусалиме (1969), дважды в Великобритании (1970) и обсуждала предложенные правосл. стороной вопросы. Эти вопросы были также затронуты на Ламбетской конференции 1968 г., которая одобрила и поддержала курс на сближение с правосл. Церковью. Англикан. богословы предложили для обсуждения вопросы о значении искупительной Крестной жертвы и Воскресения Христа, а также о действии благодати Св. Духа. Первые офиц. заседания СПАБК состоялись в Женеве (1972) и Оксфорде (1973). Были сделаны доклады: англикан. стороной - «Всеобъемлемость и миссия Церкви», православной - «Природа искупительного дела Христа на Кресте и в Воскресении».

http://pravenc.ru/text/171923.html

Церквей к Риму в совр. условиях. Совещание единогласно решило предложить Римско-католической Церкви начать «диалог между двумя Церквами на равных условиях». В 1967 г. Патриарх К-польский Афинагор I (Спиру) и папа Римский Павел VI объявили, что две Церкви намерены вести «диалог любви» и дополняющий его «диалог истины». Работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католич. и правосл. Церквами предшествовало 3 совещания Межправославной богословской комиссии по подготовке диалога с Римско-католической Церковью. 3-е совещание комиссии (1978, Шамбези), в к-ром участвовали представители 10 Поместных Православных Церквей (кроме Сербской, Польской, Чехословацкой и Финляндской), сформулировало цель диалога как «установление полного общения между двумя Церквами... которое на основе единства веры, общей жизни и общего Предания древней Церкви найдет свое выражение в совместном совершении Евхаристии». Диалог рекомендовалось начать с обсуждения тем, объединяющих правосл. и Римско-католическую Церкви, а затем перейти к проблемам, к-рые разделяют две Церкви. Окончательная договоренность о начале богословского диалога между Церквами была достигнута в 1979 г., во время визита папы Иоанна Павла II в Турцию. 30 нояб. 1979 г. папа Иоанн Павел II и К-польский Патриарх Димитрий I объявили при согласии всех Поместных Православных Церквей о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католич. и правосл. Церквами. На 1-м заседании комиссии, проходившем в 1980 г. на островах Патмос и Родос (Греция), были созданы 3 подкомиссии и смешанный Координационный комитет. Подкомиссии работали над общей темой «Тайна Церкви и Евхаристии в свете тайны Святой Троицы» (1980, Шевтонь (Бельгия) и Рим; 1981, Белград). В 1982 г. на 2-м заседании в Мюнхене (ФРГ) был принят официальный документ комиссии, посвященный результатам диалога на эту тему. В 1984 г. состоялось 3-е заседание на о-ве Крит (Греция), тема - «Вера, таинство и единство Церкви». В 1985 г. на заседании в Ополе (Польша) его материалы были пересмотрены, затем обсуждалась тема «Таинство священства в сакраментальной структуре Церкви, в частности значение апостольского преемства для освящения и единения народа Божия».

http://pravenc.ru/text/171923.html

Единственным исключением был Патриарх Константинопольский Афинагор (Спиру, Патриарх с 1949 по 1972 гг.), возглавлявший до избрания архиепископию в Америке и имевший американское гражданство, - он прибыл в Стамбул на личном самолете президента США Г. Трумэна и получил турецкое гражданство сразу же после прилета, прямо в аэропорту. Помимо этого, собор Константинопольской Церкви, созванный для избрания Предстоятеля, должен направлять имена кандидатов одобрение правительству Турции, и оно может вычеркнуть из списка нежелательные имена. Правда, при избрании нынешнего Патриарха Константинопольского, правительство не вычеркнуло ни одного имени. Недавно, не встретив каких-либо возражений со стороны властей, Патриарх Варфоломей изменил порядок формирования состава Святого Синода - сейчас он включает 6 митрополитов, проживающих в Турции (меняются каждые полгода), и 6 митрополитов из других стран (меняются каждый год). Теперь возможность получить турецкое гражданство предоставлена иерархам Константинопольской Церкви, которые возглавляют митрополии в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии, Корее, Гонконге, а также митрополитам Крита и островов Додеканеса. Это предложение не распространяется лишь на глав митрополий в так называемых «Новых землях» в Северной Греции, которые согласно акту 1928 г. хотя и подчиняются Константинопольской Патриархии, но входят в состав Святого Синода Элладской Церкви, и поэтому по экклесиологическим и каноническим причинам не могут участвовать в двух Синодах одновременно. Но пока неизвестно, сколько зарубежных митрополитов Константинопольской Церкви пожелают получить турецкое подданство. Критские иерархи уже выразили свое беспокойство, предположив, что подобная смена гражданства вызовет недовольство и подозрения по отношению к ним со стороны населения острова. Критично по отношению к этой идеи настроены и некоторые высокопоставленные митрополиты самого Фанара, которые считают, что групповое получение турецкого гражданства зарубежными архиереями нарушит установившееся равновесие между различными крылами Церкви и в будущем только усложнит избрание нового Патриарха.

http://pravoslavie.ru/32607.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Алексиадис Георгий) (1868, Месополь, близ Бурсы - 17.03.1951), митр. Лимносский (1905-1912), Фессалоникийский (с 1912). Окончил Халкинскую богословскую школу (1893), тогда же получил звание дидаскала (учителя) правосл. богословия и был хиротонисан во диакона митр. Корчинским Филофеем. С 1897 г. работал в секретариате К-польской Патриархии; в 1902 г., при Патриархе Иоакиме III, рукоположен во пресвитера, 9 окт. 1905 г.- во епископа и назначен на кафедру Лимносской митрополии. С 1911 г. член Свящ. Синода Патриархата. В 1912 г. получил назначение на кафедру Фессалоники, 2-го по значению города Греческого королевства. В своей пастырской деятельности Г. уделял первоочередное внимание духовному просвещению и проповеди среди молодежи. В 1917 г. вместе с богословом проф. Н. Луварисом он основал богословский ж. «Григорий Палама» (Γρηγριος Παλαμς). Г. способствовал развитию церковной науки и богословия, без чего не видел возможности добиться расцвета правосл. духовности. В 20-х гг. Г. активно участвовал в международных церковных мероприятиях. В 1930 г. он был председателем Всеправославного совещания в Фессалонике, где было принято решение о создании орг-ции «Жизнь и дело» (Ζω κα Εργασα); в 1933 г. вместе с митр. Афинагором I (Спиру) , буд. К-польским Патриархом, представлял Элладскую Церковь на Межправославной комиссии по согласованию программы готовившегося Всеправославного Собора. Главной заботой Г. было обустройство многочисленных греч. беженцев, переселившихся в его епархию из Турции после «национальной катастрофы» 1922 г. Для оказания им материальной и др. помощи он основал и возглавил Центральное бюро неимущих, активно участвовал в работе гос. и частных благотворительных орг-ций. Во время нем. оккупации (1941-1944) Г. организовал Общество христианской взаимопомощи, оказывавшее посильное сопротивление оккупантам и помогавшее смягчить участь военнопленных. Лит.: Παπαδπουλος Στ. Γ. Γεννδιος Αλεξιδης//ΘΗΕ. Τ. . Σ. 291-293. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/162082.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010