33 Митрополит Кирилл (Константин Марков Константинов), с 1953 по 1970 год – Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский. 45 Константинопольский Патриарх Афинагор (Спиру). См.: http://www.pravenc.ru/text/77080.html. Статья о патриархе в Православной Энциклопедии не содержит информации о его энциклике от 27 февраля (не позже 1950 г.). 52 В архиве «Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)» данное письмо не сохранилось. Упоминание о нем имеется в дневниковой записи митрополита 8 июля 1949 г.: «интересно полученное мною письмо Патр[иарха] Афинагора об «общении» (от 23 мая)». 53 В феврале 1951 г. Константинопольский (Вселенский) Патриарх Афинагор обратился ко всем главам Автокефальных Православных Церквей с предложением о созыве Всеправославного предсоборного совещания, за которым должен последовать созыв Вселенского собора. Представитель Патриарха Афинагора заявил 18 мая 1951 г. корреспонденту турецкой газеты «Джумхуриет», что предсоборное совещание не будет преследовать никаких политических целей и ограничится разрешением только церковных вопросов. Одним из основных вопросов, подлежащих обсуждению на совещании, будет вопрос о введении современной календарной системы. Желая знать отношение к предсоборному совещанию Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Александрийской и Элладской Церквей, 8 июня 1951 г. Совет обратился к заместителю министра иностранных дел СССР А.И. Лаврентьеву с просьбой «дать необходимые указания представителям МИД СССР в Турции, Греции, Сирии, Ливане, Израиле и Египте осторожно выяснить позицию церковных кругов к предсоборному совещанию и к вопросам, подлежащим обсуждению, а также в целом к вопросу о созыве Вселенского собора» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 844. Л. 64). Послание Патриарха Афинагора, направленное 12 февраля 1951 г. Патриарху Алексию I, было получено адресатом лишь 12 мая. В ответном письме Патриарх Московский (от 21 августа 1951 г.) сообщал следующее: «Всецело признавая вместе с Вашим Святейшеством целесообразность братского в духе любви Христовой обсуждения вопросов важного церковного характера и общего значения, мы, однако, сомневаемся, чтобы условия настоящего времени являлись подходящими и удобными для общецерковного собрания и обсуждения». В числе «подготовительных мер» к созыву совещания Патриарх Алексий I предложил Вселенскому Патриарху Афинагору послать в Поместные Церкви для обсуждения «ряд вопросов, подлежащих разрешению на предсоборном совещании» (Там же. Д. 853. Л. 24–26).//Письма патриарха Алексия I в Совет... Т.1. 1945–1953 гг. С.584.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В 1945 г. настоятель Пантелеимонова мон-ря архим. Иустин направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I послание с просьбой принять рус. святогорцев под свое духовное покровительство. К посланию был приложен подробный меморандум о положении рус. обителей на А., о международном положении Св. Горы и о желательных путях разрешения афонской проблемы в интересах рус. обителей и всей Св. Горы. С этого времени началась борьба РПЦ за сохранение рус. присутствия на А. Не вторгаясь в область суверенного администрирования Греции, Русская Церковь неоднократно указывала на самобытное положение иноков разных национальностей на Св. Горе, на исторически складывавшиеся льготы, к-рые предусматривали освобождение афонских мон-рей от значительных гос. налогов и таможенных сборов, ходатайствовала о свободном доступе в обители всех стремящихся к иночеству, а также о свободном посещении А. учеными и паломниками всех национальностей. Совещание Глав и представителей автокефальных правосл. Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ (5-18 июля 1948, Москва) призвало «всех православных Предстоятелей обратиться к своим правительствам за содействием об улучшении положения афонских монахов негреческой национальности путем переговоров с правительством Греции» (Деяния Совещания. Т. 2. С. 358-359). Совещание, опираясь на международные договоры и освященные веками традиции, заявило о необходимости восстановить и гарантировать права афонского монашества. Всероссийские Патриархи неоднократно обращались к К-польским Патриархам, Афинским Архиепископам и греч. правительству в связи с бедственным положением русских на А. Патриарх Алексий I в послании К-польскому Патриарху Афинагору I (Спиру) от 7 марта 1953 г. предложил незамедлительно урегулировать афонскую проблему, однако ни от К-польской Патриархии, ни от греч. правительства ответов не последовало. 12 марта 1957 г. Московский Патриархат обратился в МИД Греции и к Патриарху Афинагору с просьбой дать санкцию на приезд и вступление в братство Пантелеимонова мон-ря 10 чел., 5 марта 1958 г.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Антоний (Блум Андрий Борисович, 19.06.1914–04.08.2003, Лондон), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник. Близко сотрудничал с митрополитом Иоанном в 1960е годы. Антоний (Варжанский Михаил Антонович, 28.01.1890–28.05.1971), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Виленский и Литовский. С 1958 по 1961 год – настоятель Русской Православной Церкви в Дрездене, затем благочинный приходов в ГДР. В этот период сблизился с Владыкой Иоанном (Вендландом) . Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 04.02.1862–23.02.1936), митрополит. В 1918 году был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол. В 1922 году привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Отбывал ссылку в Средней Азии. В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. В это время туда приехал архимандрит Гурий, которого он благословил на тайное служение Литургии в домашних условиях и дал антиминс. Скончался в Ташкенте, погребен на городском кладбище. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич, 02.07.1887–28.10.1962), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, исповедник. О своем жизненном пути и церковном служении писал так: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дел 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Отбывал срок в Зырянском крае, в Туруханском крае, в Соловецких, Беломоро-Балтийских, Онежских, Сибирских, Темниковских лагерях. Последние годы жил в Петушках Владимирской области. Очевидцы свидетельствуют, что любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто с ним соприкасался. Многие из тех, кого Владыка Афанасий тайно рукоположил во священники, в дальнейшем снискали славу истинных подвижников благочестия. Некоторых из них, например епископа Стефана (Никитина), на открытое служение вывел митрополит Гурий. Епископ Афанасий канонизирован 20 августа 2000 года. Афинагор I (Аристоклес Спиру, 25.03.1886–07.07.1972), Вселенский Патриарх с 1 ноября 1948 года (избрание) до своей смерти. Митрополит Иоанн встречался с ним в период своего заграничного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

На Ламбетской конференции 1930 года после принципиально важного согласия англикан с утверждением православных о том, что общению в Таинствах должно предшествовать единство в вероучении, было решено создать Смешанную православно-англиканскую богословскую комиссию (Anglican-Orthodox Joint Doctrinal Commission, СПАБК), в состав которой вошли представители Константинопольского Патриархата и церкви Англии. Комиссия начала свою работу в 1931 году. Участники Ламбетской конференции 1948 года единодушно поддержали решение о дальнейшем развитии отношений с православными с целью восстановления единства Вселенской Церкви. После Второй мировой войны диалог между нашими Церквами был возобновлен в 1956 году. Современный этап англикано-православного диалога открылся визитом архиепископа Кентерберийского Михаила Рамсея к Константинопольскому Патриарху Афинагору (Спиру) в 1962 году. Главы двух Церквей пришли к соглашению о необходимости воссоздания Смешанной богословской комиссии по диалогу с целью изучения тех вероисповедных различий, которые стояли на пути к единению в XIX и первой половине ХХ веков. В ноябре 1964 года на третьем всеправославном совещании на острове Родос обсуждались и отношения с Церквами Запада. Вопрос об отношениях с Кентербери не вызвал разногласий. Единодушно было решено «незамедлительно создать межправославную богословскую комиссию, состоящую из специалистов-богословов, от каждой Православной Церкви». После всех предварительных встреч и собеседований диалог начался в 1976 году. Очередная сессия диалога завершилась несколько дней назад. У нас вызывает тревогу судьба этого диалога. Мы ценим предложение архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, сделанное в этом году, исключить из состава диалога представителей тех англиканских церквей, которые не исполняют условий моратория на ординацию открытых гомосексуалистов. Но мы рассматриваем это предложение как полумеру, которая может спасти диалог на некоторое время. Диалог обречен на закрытие, если безудержная либерализация христианских ценностей в церквах Англиканского содружества будет продолжаться.

http://patriarchia.ru/db/text/1272295.ht...

К числу насельников обителей основанных Ефремом Филофейских относятся люди разных социальных сословий и национальностей: наряду с греческими иммигрантами в США, это перешедшие в Православие представители разных народов и религий (мормоны, мусульмане, индуисты, будисты, иудеи, католики и протестанты). Американская Православная Церковь к моменту переезда старца Ефрема в США находилась в глубоком кризисе. Модернистские нововведения архиепископа (впоследствии Вселенского патриарха) Афинагора (Спиру) 1 привели к утрате Церковью своего исихастского и аскетического характера. Американское Православие потеряло духовную глубину и вселенскою перспективу, превратившись всего лишь в этнографический клуб для тоскующих по Родине иммигрантов. Старец Ефрем спас американское Православие от растворения и ассимиляции по протестантскому образцу. Его деятельность способствовала выходу Церкви из своей национальной замкнутости и приходу в нее новых людей. Отношение к старцу Ефрему было в православной среде первоначально настороженным. Христианство Ефрема Филофейского, на первый взгляд, казалось слишком суровым и аскетичным, но когда люди сами познакомились со старцем и его учениками поближе – лед непонимания растаял: греки-иммигранты всей душой полюбили обители отца Ефрема. Сегодня тысячи людей по воскресным и праздничным дням со всех уголков США и Канады приезжают в основанные старцем монастыри. Они охотно и с радостью выстаивают многочасовые монастырские службы и меняют свое отношение к вере под влиянием увиденного. Огромное влияние монастыри Ефрема Филофейского оказали на православных иереев, которые служат в США и Канаде. Изменение взглядов священнослужителей способствовало постепенному возврату к забытому Православному преданию на многих американских приходах. Сегодня множество православных священников в поисках духовной поддержки посещают отца Ефрема и основанные им обители. Под влиянием наставлений и призывов Ефрема Филофейского многие американские православные священники стали противниками религиозного синкретизма и экуменизма, начали носить рясу не только во время богослужения, но и в повседневной жизни.

http://pravmir.ru/efrem-filofejskij-apos...

Волынскую Духовную семинарию, а затем Московскую Духовную Академию. Рукоположен в 1916 г., служил на разных приходах на Украине. С 1945 г. – управляющий делами Украинского экзархата Московского Патриархата. В 1951–1964 гг. – ректор Московской Духовной Академии. С 1960 г. – председатель Учебного комитета при Священном Синоде. 162 Протоиерей Алексий Данилович Остапов (1930–1975); сын секретаря Патриарха Aлekcuя I Д.А. Остапова. Родился в Новгороде, учился в Московской Духовной семинарии, а затем в – Московской Духовной Академии. Профессор МДА. С 1958 г. – секретарь Совета Академии и заведующий ЦАК. Рукоположен в 1960 г. Воспитанник Патриарха Aлekcuя I. 164 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 165 Протепистат (или прот Святой Горы) – избирается ежегодно из числа антипросопов, то есть представителей; первых пяти (по диптиху) монастырей Афона и является председателем Священного Кинота. 166 Имеются в виду празднества, посвященные 1000-летию монашества на Святой Горе. Русская Православная Церковь была представлена делегацией в составе митр. Никодима (Ротова), председателя ОВЦС, архиепископа Сурожского Антония (Блума), епископа Саратовского Варфоломея (Гондаровского), протопресвитера Виталия Борового и протоиерея Фериза Берки, находившихся на Афоне с 19.06 по 02.07.1963 г. 167 Афинагор (Спиру Аристоклис) (1886–1972). Родился в с. Цараплана (современный Василикон, Греция), в семье врача. Учился в Богословском училище на о. Халки, которое окончил в 1910 г. В марте 1910 г. принял монашеский постриг и был посвящен в сан иеродиакона. С 1912 г. – начальник секретариата Пелагонийской митрополии. После перехода епархии в юрисдикцию Сербской Церкви (осень 1918 г.) поселился на Афоне. В марте 1919 г, назначен первым секретарем Синода Афинской Архиепископии (Элладская Православная Церковь ). В декабре 1922 г. хиротонисан во епископа и назначен митр. Керкирским и Паксосским. Видный участник экуменического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Он сообщал, что в 1950 г. всех православных в Финляндии было 80 тысяч, из них русского происхождения 18 тысяч, против воссоединения было 50 тысяч, относящихся безразлично 20 тысяч, допускающих воссоединение, но не проявляющих никакой активности 8 тысяч, и горячо желающих воссоединения - 2 тысячи человек. Клир Финляндской епархии насчитывал 80 членов. Открыто протестующих против воссоединения было 50 человек, равнодушных 20 и открыто говоривших о необходимости воссоединения около 10 человек. Ко дню открытия Собора были получены телеграммы от Константинопольского Патриарха Афинагора (Спиру) и лютеранского епископа Сормунена. Собор постановил ответить Патриарху телеграммой и послать приветственную телеграмму Финляндскому президенту Паасикиви. На Соборе 1950 г. вопрос о каноническом положении Финляндской Православной Архиепископии решили отложить до следующего Собора, ибо, как писал Д.Н. Фристед, «побоялись нашего категорического предупреждения, что если вопрос в отношении к Церкви Русской решится отрицательно, то придется тогда поднять вопрос о неправомочности представителей Собора, имея в виду их подтасованный состав. Приходится только удивляться макиавеллевской практике обоих иерархов Финляндской Архиепископии; для них, видимо, каноническая правда не имеет никакого значения...» [lxiii] . Свящ. А. Рюттюляйнен и П. Контканен на Соборе были выбраны в новый состав Церковного управления. Позиция епископа Александра в плане воссоединения за пять лет, как можно видеть, претерпела изменение. Архиепископ Герман действовал так, как будто монастыри и не переходили под омофор Московского Патриарха. Он присылал настоятелю и наместнику обители приглашения на Собор 1950 г. и на собрание финляндского духовенства в феврале 1951 г. для обсуждения «вопросов наших (т.е. ФПЦ - Л.А.) монастырей». Игумен Иероним писал митрополиту: «почтительно доношу Вашему Высокопреосвященству, что, согласно указания Вашего от 8 мая 1950 г. за 1213-28, никто из членов Валаамского братства не присутствовал на неканоничном Соборе Финляндской Церкви, происходившем 10 августа 1950 г; точно так же на этом основании и теперь никто из Валаамского братства не будет присутствовать на вышеупомянутом собрании финского духовенства 13-14 февраля текущего года [lxiv] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В Киеве я помечтал бы с полчаса на берегу Днепра, и проповедь была бы готова, а здесь за неделю не знаю, приготовлюсь ли. Вот моя жизнь. Благословите и помолитесь. Последнее письмо от Лизы очень давно, после Пасхи. Мое последнее с описанием Бейрута. Любящий Архимандрит Иоанн. Рейтинг: 10 Голосов: 174 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Письмо напечатано на машинке, в конце рукой приписано: «Дамаск, А.И.», то есть, «архимандрит Иоанн».  Митрополит Николай благословил назвать церковь именем святого Иоанна Златоуста. Текст телеграммы от него: «Благословляем название храма именем Иоанна Златоуста. Антиминс, Евангелие, напрестольный крест, миро пришлем оказией. Иконы изготовляются».  Мария Николаевна Соколова знаменитая иконописец и реставратор монахиня Иулиания. К сожалению, о дальнейшей судьбе этих икон неизвестно.  22 февраля 1959 года в зале нижнего этажа трехэтажного дома представительства Русской Православной Церкви в Дамаске епископ Иоанн освятил храм в честь своего небесного покровителя – святителя Иоанна Златоуста. В результате православные люди, жившие в этом районе Дамаска, получили возможность по воскресным и праздничным дням молиться за богослужением. До сегодняшнего дня церковь не сохранилась. Вот что епископ Иоанн писал об этом событии митрополиту Гурию: «Вчера («Неделя о мытаре и фарисее») у нас была большая радость. Я освятил во имя св. Иоанна Златоуста нашу домовую церковь и совершил в ней первую литургию. Сослужил архимандрит и диакон; пел арабский певец. Служба (т. е. литургия) шла преимущественно на арабском языке. Проповедь была произнесена по-русски и повторена по-арабски. Мы широко об этом не объявляли, но все же для первого раза собралось человек 30, среди которых было двое русских, давно живущих в Дамаске. Теперь, Бог даст, начнем служить каждое воскресенье и каждый праздник».  О причинах этой поездке епископ Иоанн не сообщает. Конечно, это не было просто путешествие. В это время активизировалась деятельность Константинопольского патриарха Афинагора I (Спиру). Через несколько месяцев он предпримет поездку по арабским странам Ближнего Востока и Африки по инициативе американцев и турок с целью установления более тесного сотрудничества Константинопольского патриарха с православными церквями Ближнего Востока в противовес влиянию РПЦ в этом регионе.

http://pravoslavie.ru/150094.html

29 авг. 1955 г. на Шестом церковном Соборе ФПЦ избран викарным епископом ФПЦ, хиротония прошла 27 нояб. в Куопио. Избирался членом церковных Соборов ФПЦ. 27 июня - 10 июля 1957 г. по решению Церковного управления ФПЦ П. возглавил 1-ю после восстановления канонического общения между РПЦ и ФПЦ офиц. делегацию ФПЦ, отправленную по приглашению Московского Патриархата в Москву. П. участвовал в совместных с клириками РПЦ богослужениях и в хиротонии еп. Молотовского и Соликамского Павла (Голышева), встречался с патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) , митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и другими архиереями, с председателем Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Г. Г. Карповым и др. Делегация посетила Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь и др. мон-ри и храмы Москвы, Троице-Сергиеву лавру , а также города Одессу, Киев, Ленинград. С редакцией «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) была достигнута договоренность об обмене статьями; кроме того, в своем слове перед отъездом П. отметил, что с удовольствием принял предложение Москвы направлять фин. студентов на стажировку в духовные школы РПЦ (ЖМП. 1957. 8. С. 3, 4, 24-32). На страницах ЖМП были размещены впечатления П. и членов делегации, ректора ДС в Киркконумми прот. И. Сухолы и С. Хяркенена, о поездке (Там же. С. 32-35). В 1958 г. П. возглавил делегацию, отправленную в Москву на торжества по случаю 40-летия восстановления Патриаршества РПЦ (10-11 мая; делегация прибыла в Москву 8 мая; Слово П. на приеме у патриарха Алексия I - Там же. 1958. 6. С. 41-43; о торжествах см.: Там же. С. 6-79; 7. С. 75). 20 мая П. вместе с главами и представителями др. Поместных Православных Церквей подписал акт, посвященный этому событию (Там же. 6. С. 5). 29 авг. 1960 г. на Седьмом церковном Соборе ФПЦ П. был избран предстоятелем ФПЦ, архиепископом Карельским и всей Финляндии, 12 окт. утвержден патриархом К-польским Афинагором I (Спиру) (Известительное послание П. патриарху Московскому и всея Руси Алексию I и ответ патриарха Алексия I - Там же. 1961. 2. С. 10-11). На протяжении всего срока своего предстоятельства являлся председателем церковных Соборов ФПЦ.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Несмотря на наличие взаимных претензий, вплоть до середины 1960-х годов отношения между Церквами не обрывались. Ситуация кардинально изменилась после новых «модернистских» заявлений лидеров Фанара. Тогда, в 1960-е годы, Вселенский Патриарх Афинагор (Спиру) заявил, что Церковь разделена, как риза Христа, а в декабре 1965 года пошел на беспрецедентный в истории Православия акт — взаимное (с Папой Римским Павлом VI) снятие анафем 1054 года. Новый курс Патриарха Афинагора встретил резкое противодействие главы РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского). Одновременно представители РПЦЗ стали налаживать близкие отношения с представителями так называемых греческих «старостильников». В итоге отношения РПЦЗ с православными Поместными Церквами фактически прекратились: с 1970-х годов «на страницах изданий Зарубежной Церкви больше не появлялось сведений о сослужении с представителями каких-либо Церквей». Так завершились контакты русских церковных эмигрантов и их потомков, объединенных в Зарубежную Церковь, с Константинополем. Уважение, надежды на поддержку Фанара, которые питали русские эмигранты начала 1920-х годов, сменились недоверием, пренебрежением, а затем и отчужденностью. Винить в этом Зарубежную Церковь, по мнению Андрея Кострюкова, оснований нет. «Чтобы растерять доверие русской эмиграции, Фанару пришлось постараться — перейти к политике заискивания перед коммунистической властью, фактически признать обновленческий раскол, начать интриги против Патриарха Тихона и русских архиереев-беженцев. Не улучшили отношения с Русской Зарубежной Церковью и претензии Константинополя на диаспору. Всё это не могло не оттолкнуть от Вселенского престола большинство русского рассеяния». По мнению историка, Зарубежная Церковь не только потеряла своего союзника в противодействии гонителям, но и приобрела в лице Фанара соперника. Справка Сергей Львович Фирсов (род. в 1967 г.), доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, член Общецерковного диссертационного совета и Объединенного диссертационного совета (Д 999.073.04) по теологии.

http://e-vestnik.ru/analytics/vremya_kak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010