Сегодня можно признать, что данное направление дискуссии о паламизме не привело ни к каким существенным результатам для изучения паламизма как такового. Однако, очень значителен его вклад оказался в изучение св. Максима Исповедника (хотя основные концепции этой школы по поводу его богословия обосновываются очень слабо, их работы представляют, тем не менее, много интересного в историческом отношении и в различных второстепенных вопросах; велика также их заслуга в общем стимулировании интереса к научному изучению наследия этого отца). Разумеется, значение этой школы немало также и для определения позиций в отношении к паламизму среди римско–католических богословов. Вышедшее, наконец, в 1995 г. издание полемических сочинений Акиндина было осуществлено одним из авторов «Истины» — о. Надалем. Наиболее важная богословская проблема, вышедшая на первый план благодаря авторам «Истины» — триадологический аспект учения о обожении. На этом мы остановимся ниже. Неожиданной для многих, но зато отвечавшей лучшим надеждам автора стала реакция благожелательного отношения к паламизму с римско–католической стороны. Ее выразил в пространной статье высокоавторитетный (и высокопоставленный) католический богослов кардинал Журне(  ). Дело было накануне II Ватиканского собора (1962–1965) и экуменических демаршей Афинагора Спиру и Папы Римского Павла VI; это не могло не сказаться на обострении церковно–политического интереса к имени св. Григория Паламы. И здесь сыграла некоторую роль книга о. Иоанна. В 1970 г. Павел VI решил изучить вопрос о возможности внесения имени св. Григория Паламы в святцы греко–католической (униатской) церкви. Для этого он обратился к двум трудам: Theologia dogmatica… о. М. Жюжи и к «Введению» о. Мейендорфа. Результат изучения был, правда, отрицательным: как подытожил решение Папы госсекретарь Ватикана кард. Вельо, «потом был бы Фотий, а там и Лютер»(  ). Однако, в отношении научном индуцированная о. Мейендорфом волна благожелательного интереса к наследию византийского исихазма среди римско–католических ученых была более плодотворна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

свободы и коллегиальности; особую роль К. сыграл в разработке декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , декларации об отношении католической Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» . В 1960 г. папа Иоанн XXIII включил его в состав Центральной подготовительной комиссии Собора; 27 нояб. 1961 г. К. посещал Стамбул, где участвовал в переговорах с К-польским патриархом Афинагором I (Спиру) о присутствии на Соборе представителей православных Церквей. Богословским консультантом К. в период подготовки и проведения Собора был видный католический теолог пресв. Карл Ранер , при участии к-рого К. работал над проектом декрета об экуменизме. Во время соборных дискуссий о границах Церкви и о месте христиан, к-рые сторонниками традиц. католической экклезиологии воспринимались как находящиеся вне Церкви, не принадлежащие к Римско-католической Церкви, К. предложил формулировку «communitates ecclesiasticae» (церковные общины), признававшую, что христианам-некатоликам «свойствен некий церковный характер», хотя «для полноты церковного бытия» им недостает единства с Папским престолом. Во многом благодаря К. II Ватиканский Собор отказался от унионального понимания взаимоотношений католич. Церкви с др. христ. конфессиями, предполагавшего присоединение христиан-некатоликов к католич. Церкви, что заложило основы совр. католического экуменизма. Решающее значение в составлении проекта декларации о нехристианских религиях «Nostra aetate» имело предложение К. включить в него ранее отклоненный текст об отношении католич. Церкви к иудеям, из которого были удалены упоминания об ответственности евреев за распятие Христа. К. подчеркивал примиряющее значение поиска общности с др. религиями в ходе дискуссий с их представителями. Во время Всемирного евхаристического конгресса в Бомбее (1964) К. руководил встречей представителей разных религий, выступил там с речью о необходимости взаимного уважения в условиях нестабильности современного мира.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 23.08.1886, Липлян - 10.09.1970, Заечар), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг. По окончании школы в родном городе учился в начальной гимназии в Приштине и Фессалонике. Затем поступил в богословскую школу на о-ве Халки, где учился вместе с буд. К-польским патриархом Афинагором I (Спиру) . В 1910 г. был законоучителем гимназии в Скопье. В 1911 г. в мон-ре арх. Михаила в Кучевиште (совр. Македония) пострижен в монашество. 15 авг. того же года рукоположен во диакона. В 1913-1918 гг. как стипендиат Синода СПЦ учился на богословском фак-те Афинского ун-та. В 1919 г. защитил докт. дис. «Иллирик и канонические права Римской и Константинопольской Церквей над ним». Был секретарем архиеп. Сербского и митр. Белградского Димитрия (Павловича , буд. Патриарх Сербский) во время пребывания последнего на о-ве Керкира (Корфу). Входил в состав делегации СПЦ, к-рая вела в К-поле переговоры о передаче освобожденных после первой мировой войны территорий в юрисдикцию СПЦ и о восстановлении Сербской Патриархии. 29 июня 1920 г. рукоположен во иерея и назначен законоучителем белградской реальной гимназии, а затем преподавателем ДС в Сремски-Карловци. Вскоре Синод избрал Е. на кафедру Тимокской епархии . Хиротония состоялась 23 янв. 1922 г. в кафедральном соборе во имя свт. Николая в Сремски-Карловци. Неоднократно выполнял ответственные задания руководства СПЦ. Участвовал в интронизации Патриарха Румынского Мирона (Кристи) в 1925 г. В 1930 г. принял участие в работе Подготовительной межправославной комиссии на Афоне, составлявшей программу для Просинода правосл. Церквей. Через год опубликовал книгу о работе этой комиссии - «Подготовительная межправославная комиссия в монастыре Ватопед» (Припремна koмucuja у Ватопеду. Сремски Карловци, 1931). В 1936 г. совершил освящение часовни в Фессалонике в память сербских воинов, погибших в первой мировой войне. Возглавлял делегацию СПЦ на торжествах в честь 1900-летия прибытия ап. Павла в Грецию.

http://pravenc.ru/text/189949.html

Антоний Святогорец , иеромонах, проживал в Благовещенской келлии на Каруле, автор книги «Жизнеописание афонских подвижников благочестия XIX века», выдержавшей множество изданий за рубежом и в России. Апостол (Папаиоанну Иоаннис, 1915–1977), митрополит Карпатосский и Касосский (Константинопольского Патриархата) в 1950–1975 гг., впоследствии митрополит Эносский и игумен монастыря Властадон в Салониках. Арсений , насельник русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (1981). Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), св. прп., византийский монах, происходивший из Кападокии, на Афоне подвизался с 958 г., основал Великую Лавру (963), был её первым игуменом, создал общежительный типикон (устав) для монастырей Афона. Афанасий , иеромонах, насельник Введенской келлии, затем Свято-Пантелеимоновского монастыря, в 1965 г. в возрасте около 80 лет, получил опасную травму. Афанасий , монах на Афоне, жил в Америке, поступил в Руссик в 1963 г. в пожилом возрасте, подвизался в Капсальской келлии. Афинагор I (Спиру Аристоклис, 1886–1972), Вселенский Патриарх в 1948–1972 гг., видный участник экуменического движения, в 1918 –1919 гг. подвизался на Афоне. Афродисий , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1962 г. Бальфур Давид (1903–1989), в православном иночестве Димитрий (в 1932–1941 гг.), родился в католической семье в Англии, в 1922 г. стал послушником в бенедиктинском католическом монастыре Фарнбург близ Лондона, проявил интерес к восточному монашеству и в 1926 г. переехал в бельгийский католический монастырь Шеветонь, придерживающийся православного типикона, где дал монашеские обеты и сподобился священного сана, в 1932 г. приехал на Афон, под влиянием прп. Силуана Афонского и о. Софрония (Сахарова) перешёл в православие с именем Димитрий, до 1935 г. был секретарём архиепископа Вениамина (Федченкова) , в 1935 г. вновь был на Афоне, 6 месяцев жил в отшельничестве, затем служил во Франции, Англии, в Афинах, где был зачислен в братию монастыря Пентели, поставлен духовником, окончил Афинский университет с отличием, был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в церковь при афинской королевской больнице «Евангелизмос», в 1941 г. эвакуировался в Египет, в результате пережитого им кризиса веры снял с себя сан, устроился на работу в разведку Британской армии, служил в Афинах и других городах мира, в 1944 г. возобновил переписку с о. Софронием (Сахаровым) , помог ему переехать в Англию, под его влиянием в 1962 г. вернулся в православие как богослов-мирянин, окончил аспирантуру богословского факультета Оксфорда, подготовил к изданию некоторые святоотеческие тексты, в частности писания преподобного Григория Синаита и святителя Симеона, архиепископа Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В предстоятельство Мелхиседека III (Пхаладзе) были открыты церкви в Моцамете, Бодбе, Поти, выстроена церковь в Хашури, возвращены и перезахоронены в Моцамете мощи святых Давида и Константина Аргветских. Особое внимание Католикос-Патриарх Мелхиседек уделял возрождению груз. церковных песнопений. Несмотря на стесненное материальное положение, ГПЦ удалось обеспечить финансами хоры певчих. Католикос неоднократно ходатайствовал о разрешении на издание печатного органа ГПЦ, а также об открытии курсов по подготовке молодых священников, поскольку средний возраст духовенства (70 лет) был весьма преклонным. Отношения с РПЦ стали более динамичными: ГПЦ участвовала в III Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве (27-29 нояб. 1951), Конференции всех Церквей и религ. объединений СССР (18 мая 1952), IV Всесоюзной конференции сторонников мира (1952); Патриарх Мелхиседек присутствовал на юбилейных торжествах в Москве по случаю 40-летия восстановления Патриаршества РПЦ (1958). Католикос-Патриарх Мелхиседек († 10 янв. 1960) был похоронен в Тбилисском Сиони, при погребении присутствовала делегация РПЦ. Делегация принимала участие и в заседаниях Церковного Собора, избравшего следующего Католикоса-Патриарха. В послевоенные годы ГПЦ возобновила заботы об Иверском мон-ре на Афоне. На имя К-польского Патриарха Афинагора I (Спиру) и Правительства Греции в июле 1953 г. был отправлен Меморандум Грузинской Православной Церкви о Святой Горе Афон, подписанный Католикосом-Патриархом Мелхиседеком. Меморандум предваряла краткая справка о появлении грузин на Афоне и основании Иверского мон-ря. В гл. «Права грузинских иноков на поселение в Иверской лавре» были рассмотрены исторические основания прав груз. стороны на мон-рь, а также приведены постановления Лондонской мирной конференции 1913 г., Лозаннского мирного договора 1923 г., Берлинского трактата 1878 г., требующие соблюдения в международном масштабе прав и свобод негреч. мон-рей на Афоне (текст см. в кн.: Герман (Веретенников). 1974. С. 145-158). Грузинская Церковь в 60-70-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Для окончательного решения вопроса о каноническом положении ФПЦ в нач. 50-х гг. со стороны РПЦ неоднократно проводились переговоры с К-польским Патриархом Афинагором I (Спиру) , Г. и представителями церковного управления ФПЦ. 19 мая 1954 г. Патриарх Афинагор заявил об отсутствии к.-л. необходимости в изменении юрисдикции ФПЦ, что повлияло на решение Собора 1955 г., постановившего не вносить изменений в ее канонический статус. 30 апр. 1957 г. Свящ. Синод РПЦ ради братской любви к К-польскому Патриархату и ФПЦ постановил «предать забвению все канонические споры и недоразумения», имевшие место между ФПЦ и РПЦ, признать статус-кво ФПЦ и передать в ее юрисдикцию Нововалаамский мон-рь. 7 мая того же года Г. и Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) подписали постановление о восстановлении молитвенно-канонических отношений между Церквами. 1 июля 1960 г. в связи с обострением болезни Г. ушел на покой. Отпевание Г., состоявшееся 17 янв. 1961 г. в Никольском кафедральном соборе Куопио, возглавил архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари-Гусев) в сослужении с Гельсингфорсским еп. Александром и многочисленным духовенством ФПЦ. Погребен на городском кладбище Куопио. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 138. Соч.: Женщина: ее значение и роль в жизни. Сортавала, 1929; Elämän myrskyssä. Savonlinna, 1940; Elämän matkaajille, Kuopio, 1941; Naisen voima. Kuopio, 1942; Loistakoon valonne! Porvoo, 1951; Ahdistuksessa kärsivällisinä. Jyväskylä, 1950-1953. Т. 1-2; Katoamaton nuoruus. Kuopio, 1959. Лит.: Шишкин А. Поездка Ленинградского митр. Григория в Финляндию (сент.-окт. 1945 г.)//ЖМП. 1945. 11. С. 5-13; Ведерников А. В. Горькие плоды церк. разделения: (К положению Правосл. Церкви в Финляндии)//Там же. 1951. 12. С. 34-43; Буевский А. С. Патриарх К-польский Мелетий IV и РПЦ//Там же. 1953. 3. С. 33-35; Николай (Ярушевич), митр. Радостное событие: (Финляндия, 3-11 мая 1957 г.)//Там же. 1957. 6. С. 17-20; Павинский Б. , прот. Архиеп. Герман: [Некролог]//Там же. 1961. 3. С. 76-77; Скурат К. Е. Финляндская Православная Церковь//Там же. 1979. 8. С. 55-56; Purmonen V. , pappi. Arkkipiispa Hermanin elämä: Ortodoksisen kirkon vaiheita Virossa ja Suomessa. Kuopio, 1986; Кырлежев А. И. Архиеп. Герман - Предстоятель Финляндской Православной Церкви//ЖМП. 1990. 4. С. 55-58.

http://pravenc.ru/text/164751.html

К Священному Писанию Православная Церковь относит все вообще богодухновенные писания, независимо от того, включены они или нет в библейский канон (который поэтому довольно свободно варьировался по временам и местностям), включая, как это само собой разумеется, все богословские творения святых отцов, кроме тех редких случаев, когда у одного из отцов встречается противоречие всем остальным и самой Истине( 383 ). Поэтому, рассуждая богословски, следует вопросить: есть ли вообще надежда понять св. Григория Паламу , если мы предварительно не будем знать, у кого искать восходящую к нему традицию? Для ученого-патролога отстутствие такого знания создает лишь технические трудности, хотя бы и значительные. Для православного же богослова, для которого понять святого отца означает сделать правильные выводы из его богословия для сегодняшней церковной жизни (как своей личной, так и не только своей), – возникающее в таком случае препятствие абсолютно непреодолимо. То, что он сможет понять как патролог, останется мертвой буквой для него же как для богослова или просто верующего. Конечно, в таких случаях бывает помощь от общей православной интуиции – но у патрологов она работает как-то хуже, чем у нормальных людей… Те годы, на которые пришлось становление о. Мейендорфа как патролога, были эпохой начала церковных смут, конца которым не видно до сих пор, и которые можно сравнить разве что с эпохой церковной анархии времен арианства (между I и II Вселенскими соборами). Занявшие Константинопольский престол Мелетий Метаксакис (на лже-соборе 1923 г.)( 384 ) и Афинагор Спиру (в энциклике 1949 г.) провозгласили такие учения, которые заставляют вспомнить даже не антипаламитов, а Плифона и Николая Кузанского: «Мы заблуждаемся и погрешаем, если думаем, будто Православная вера снизошла к нам с небес, а другие учения не являются истинными. Триста миллионов человек избрали в качестве своего пути к Богу магометанство, а другие сотни миллионов – протестанты, католики и буддисты. Цель каждой религии – сделать человека лучше " ( 385 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

111 17.09.2015 07:52:19 Архиепископ пражский, Владыка Христофор Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 17.09.2015 - 12:04 Речь идёт о канонизации в : Речь идёт о канонизации в Русской Православной Церкви? Тогда когда была канонизация? Если канонизации не было, то это издательство " Радонеж " канонизировало? Зачем тогда православному читателю тропари и заголовок " Святой мученик " ? 18.09.2015 - 06:15 Здрасьте, приехали... Какое : Здрасьте, приехали... Какое отношение имеет бывший католик, пострадавший от католиков же, к Православной Церкви? Если его канонизировала Чекшская православная Церковь, то тем хуже для неё - значит, она находится в глубочайшем кризисе 18.09.2015 - 10:02 Прекрасно! : Прекрасно! Святые Кирил Лукарис, Мелетий Метаксакис, Афинагор Спиру, Ян Гус и Иероним Пражский молите Бога о нас! Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/111-147643....

Алетодор (Аполлодор или Алподорий) (упом. в 325), Иовиан (сер. V в.), Сотирих (упом. в 451, 458), Хрисипп (упом. в 516), Стефан (VI в.), Алкисон (Лакисон или Алкесион) (упом. в 594-604), Иоанн (нач. VIII в.), Филипп (упом. в 787), Михаил (858-869), Пахомий (упом. в 884), Димитрий (кон. IX в.), Арсений, свт. (ок. 933 - ок. 953), Косма (кон. Х в.), Иоанн (нач. XI в.), аноним (XI в.), аноним (сер. XI в.), аноним (упом. в 1088), Николай (упом. в 1092 и 1117), Василий (XI-XII вв.), Феофан (XII в.), Георгий Хониат (упом. в 1146?), Константин (не позднее 1157-1170), Иоанн (?), Георгий Куфара (1177-1181), Василий Педиадит (ок. 1202-1219), Георгий Вардан (1219 - ок. 1236), Герасим (упом. в 1285), Иерофей (Кигалас, Цигалас или Дзигалас) (1800-1813), кафедра вакантна (1813-1824), Макарий (1824-1827), кафедра вакантна (1827-1833), Хрисанф (Маселлос) (1833-1848), Афанасий (Политис) (избрание 1848, хиротония 1850-1870), Антоний (Хариатис) (1870-1881), кафедра вакантна (1881-1884), Евстафий (Вулизмас) (1884-1895), кафедра вакантна (1895-1899), Севастиан (Никокавурас) (1899-1920), Афинагор (Спиру, впоследствии патриарх К-польский) (1922-1930), Александр (Димоглу) (1930-1942), Мефодий (Кондостанос) (1942-1967), Поликарп (Вайенас) (1967-1984), Тимофей (Тривизас) (1984-2002), Нектарий (Довас) (с 2002 по наст. время). Ист.: Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866; Lemerle P. Trois actes du despote d " Épire Michel II concernant Corfou, connus en traduction latine//Προσφορ ες Στ. Κυριακδην π τ εκοσαπενταετηρδι τς καθηγεσας ατο (1926-1951). Θεσσαλονκη, 1953. Σ. 405-426; Darrouz è s. Notitiae. 1981. Р. 245, 274, 294, 346, 350, 352, 368, 376, 382-383, 388, 400, 407, 413. N 3, 7, 8, 11-19; Παγκρτης Γ. Δ. Οι εκθσεις των Βενετν βαλων και προνοητν της Κρκυρας, 16ος αινας. Αθνα, 2008; Αγγελομτη-Τσουγκαρκη Ε. Ν., Τσελκας Α., Βλχου Ν. Επιστολς των Οικουμενικν Πατριαρχν προς τους μεγλους πρωτοπαπδες της Κρκυρας, 17ος-18ος αινας. Κρκυρα, 2009.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Арсений (Епифанов), архиеп. Истринский 2054 Арсений (Жадановский) , архиеп. Серпуховской, 2057, 2166 Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский, сщмч. 1254 Арсений (Стадницкий) , митр. Ташкентский и Туркестанский, 819, 2877 Арсеньев И. В., свящ. 3162 Артамонов Г. Н. 3096 Артамонова Ю. В. 2229 Артемьев А. В. 2425, 2467 Артечук М. 1336 Асмолов А. Г. 3097 Асмус В. В., прот. 64, 365, 551, 915, 1230,1608,1753,1993, 2088, 2181, 2382–2384, 2389 Асмус М. В., диак. 2182, 2273, 2600 Асмус Н. С. 2600 Асмусен, пастор 1921 Афанасий, митр. Московский и всея Руси 685 Афанасий Великий , патр. Александрийский, свт. 285–287 ,1437, 1438 Афанасий (Евтич) , еп. Захумско-Герцеговинский (Сербская ПЦ) 1966 Афанасий (Нечаев) , архим. 1188 , 2341 Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, священноисповедник 992, 1310, 1311, 2196, 2222 Афанасьев Н. , прот. 2374 Афанасьев Э. В. 2630 Афинагор (Спиру), архиеп. Константинопольский 577, 592 Афиногенов Д. Е. 359, 362, 2892 Бабицкий И.2210 Багратион-Мухранели И. Л. 2991, 2992 Байдаков Г. П. 1647 Байздренко А. 3004 Байрон Д. 269 Бакулин Б. С. 1558 Бакулов А. 1859 Балабанов В. Н. 1617 Балаховская А. С. 342 Балашов Н., прот. 170, 803 , 805 Бальтазар Х. У., фон 446, 447 Бальфур Д. 1526 Баранкова Г. С. 680 Баранов В. В. 2625 Баранов Н. А. 2625 Барбур И. 1701, 1698 , 1716, 3058 Баркер А. 1578 Бармин А. В. 2893 Барская Н. А . 2426 Барт К . 223 Барчунов Б. 329, 330 Басин И. В. (Семененко-Басин И. В.) 204, 229, 1227, 1292, 1294, 2749 Баталов А. Л. 2609 Бахревский В. А. 2024, 3005 Бачинин И. В. 2654 Баширов Э. С. 1259,1261 Беглов А. Л. 429, 962, 974, 975, 1003, 1022, 1128, 1239, 1346, 2147, 2148, 2258–2263, 2293, 2329 Бегунов Ю. К. 2564 Беда Досточтимый 288 , 403 Бежанидзе Ю. В. 738, 1449, 2909 Бек Х.-Г. (Beck H.-G.) 2793 Белевцев И., прот. 650, 1648, 1852 Белицкая А. 307, 667 Белова О. В. 2885 Белорусов С. А. 1803, 2099–2101 Беляев А. Д. 826 Беляев Л. А. 511, 2610, 2869 Беляев С. А. 510, 512–513 Беляков А. 2950 Белякова Е. В. (крипт.: Е. Б.) 1199, 1301, 2372, 2390, 2391, 2750, 2790

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010