Из вышеприведенных слов летописи о том, что Деспот Стефан «многа писаниа преведе от Гречскыих писании, паче инех, прежде бывших того,» и замечания «о добрых изводах Ресавских преводник, не имущих ничто же порока,» следует заключить, что Деспот Стефан, собрав в основанной им обители смножество книг» и ученых иноков, как знаток Еллинскаго языка, предпринял труд исправления перевода на Сербский язык книг Св. Писания, Богослужебных и Отеческих, дополнив, по всей вероятности, новыми переводами 45 то, чего еще недоставало тогда в Сербской письменности. Этим предположением только и может, объясниться отзыв летописца о многих его переводах с Греческаго, несовместных с Царственными заботами, в особенности того тяжелаго времени, которое выпало на долю Деспота Стефана. И самое направление этих занятий есть уже великая заслуга, которая ставит Стефана выше его предшественников. Замечательно еще, что этот труд был предпринят тогда, когда уже Сербское Царство было, так сказать, на кануне своей государственной смерти. Очевидно, что в душе благочестиваго Стефана жило сознание будущаго его возрождения. На нынешнем Сербском народе лежит святой долг собрать во едино труды старых Ресавских преводник и издать их в память великаго дела и мужа, его совершившаго. 12. Триодь Цветная, рукопись на бумаге XVII столетия, в лист. Надпись: «Сыю книгу писал смеренныи поп Оливер, и молю вас…» 13. Каноны Богородичны 8 ми гласов, рукопись полууставнаго письма. Надпись: «Сии св. книги (понови?) трудом и настоянием Игумена Гавриила; рукою Хаджи Герасима, Иеромонаха, родом Русина, в лето 7210 (1702). 14. Минея Месячная (Ноябрь месяц), приложена Мардарием, Проигуменом от Влашския земли, от Св. Троицы, при Игумене Григорие 7101 (1593) года. 15. Апостольския Послания, в 1/2 листа полууставнаго письма. Надпись: В лето 7148 (1640) совершися сия божественная книга повелением Иеромонаха Паисия, Игумена Зографскаго… Руконачертание многогрешнаго Кирилла Хлубочан " … 16. Апостол на пергаменте XIV века. Надпись: «Приложих аз грешныи Афанасии Богородице Хиландарьскои 6873 (1365) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его. Преставился преподобный Акакий 12 апреля (ст.ст.) 1730 года. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца. Память совершается 12/25 апреля и в Соборе Афонских Преподобных. В кириаконе Кавсокаливского скита по сей день хранится главная святыня обители – глава прп. Акакия. Справка: Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре, на высоте 120 м над уровнем моря. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину. Главный храм скита — Кириакон. Сюда на воскресную литургию собираются подвижники и старцы из своих калив. Храм был построен неким русским военачальником. Его иконостас представляет сплошную резную миниатюру. От Кавсокаливии горная тропа ведет вверх к пещере преподобного Нила Мироточивого. Своего расцвета Кавсокаливский скит достиг в начале XVIII столетия при преподобном Акакие. Он возобновил скит после длительного запустения. Постепенно скит разросся до 40 самостоятельных келий, в которых проживало до 200 иноков-подвижников.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

Архив Пн В Курской епархии состоялась конференция «XXI Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края» 3 апреля 2024 г. 10:07 2 апреля 2024 года в Курском государственном аграрном университете имени И.И. Иванова в рамках  ХХ Международных научно-образовательных Знаменских чтений  состоялась Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «XXI Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края». Перед пленарным заседанием в молитвенной комнате университета древлехранитель, заместитель председателя историко-архивного отдела Курской епархии  иеромонах Афанасий (Зимин) совершил молебен священномученику Дамиану. За богослужением молились сотрудники, студенты, участники конференции. Почетными сопредседателями XXI Дамиановских чтений выступили митрополит Курский и Рыльский Герман и ректор университета, кандидат экономических наук А.В. Мусьял. В обращении к участникам чтений глава Курской митрополии отметил важность изучения истории жизни и подвига новомучеников и исповедников Российских, необходимость сохранения исторической памяти. «Знание истории необходимо каждому человеку. Не зная истории, мы не поймем многие современные события. Дамиановские чтения помогают нам лучше узнать историю родного края и раскрывают тему героев духовных, которые отстаивали свою веру в годы гонений и до конца остались верные своему долгу, своему призванию», — подчеркнул владыка Герман. Архипастырь пожелал участникам конференции успешной работы и вручил медаль преподобного Феодосия Печерского I степени за вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи доктору исторических наук, заведующей кафедрой гуманитарных наук Курского ГАУ О.В. Пигоревой. А.В. Мусьял в своем приветствии отметил значимость конференции в воспитании студентов как образованных граждан и патриотов России. Ректор вуза вручил организаторам и активным участкам конференции благодарственные письма. На пленарном заседании было заслушано пять докладов. Большой интерес вызвало выступление иерея Владимира Русина на тему «Курское духовенство в период немецкой аккупации».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 246-247, 315-316; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в. М.; Л., 1961. С. 64 (Примеч. 15), 119, 122. (ППС; Вып. 8(71)); Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Problemi attuali di scienza e di cultura: Atti d. Conv. intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia d. civiltà (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze 4 apr. 1963). R., 1964. P. 452; Hable-Selassie S. Gregentius//DEB. Vol. 1. P. 75; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневек. об-ва. М., 1985. С. 159, 165; Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. А. Французов Почитание у южных славян и на Руси Пространное Житие Г. вместе с книгами «Прение с Ерваном» переведено на Афоне во 2-й пол. XIV в. Антонием (Багашем) . Этот перевод (старший серб. список - Сербия. Б-ка мон-ря Дечаны. 98, посл. четв. XIV в.) получил широкое распространение в южнослав. книжности XIV-XVI вв., в частности включен Владиславом Грамматиком в сборник полемических сочинений 1469 г. (Загреб. Архив ХАЗУ. III а 47. Л. 2-63 - Христова. С. 26). На Русь это Житие (вместе с «Прением...») пришло с Афона не позднее 1-й трети XV в.- ряд рус. списков (напр., РНБ. Кир.-Бел. 45/1284) сохранил копию записи Афанасия Русина , переписавшего книгу в Ильинской келлии («кущи») Великой Лавры в 1431/32 г. ( Вздорнов. С. 197-198. Прил. 16). В нач. XVI в. текст «Прений...» использовался прп. Иосифом Волоцким при создании «Просветителя» (Просветитель. М., 1993. С. 112). Во 2-й четв. XVI в. книга была включена (под 19 дек.) в состав ВМЧ. В XVI-XVII вв. Житие Г., как правило вместе с «Прением» (иногда называемое по 2-й ч. «Книга Ерван» или «Герван») обычно составлявшее отдельную книгу, имелось во всех значительных монастырских б-ках (см.: Ундольский). В Иосифовом Волоколамском мон-ре (по описям 1545, 1573 и 1591 гг.) значилось 2 списка Жития Г. (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. Л., 1991. С. 33, 76), в Кирилловом Белозерском (по описи 1601) - 3 книги (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 132, 309-310), в Соловецком (по описи 1597) - 2 (Описи Соловецкого монастыря XVI в. СПб., 2003. С. 159-160). «Книга Григория Амирицкаго на Ервана» по описи 1557 г. хранилась в Благовещенском Супрасльском мон-ре ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. XXIX).

http://pravenc.ru/text/166481.html

Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой и не убоялся принять смерть за Христа. Прп. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русину (память 7/21 мая). Этот святой был учеником прп. Акакия. В миру Прокопий, он родился на Украине и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, а получив свободу удалился на Святую Гору Афон, где принял постриг с именем Пахомий и со временем перешел в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия. Придя в Константинополь, он открыто исповедал себя христианином, за что был заточен в тюрьму, где от него потребовали принять ислам. Отказавшись на суде отречься от веры, он был осужден и обезглавлен в городе Усаки в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова. Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=288...

Одновременно со следствием в Угличе доверенные люди правителя провели расследование о московских пожарах. Как только Годунов получил обыскное дело, состряпанное Шуйским и его товарищами, московское дело было пущено в ход. Здесь Борису Федоровичу не нужно было опираться на авторитеты: попросту 28 мая 1591 г. по России была разослана царская окружная грамота, в которой назывались имена поджигальщиков, признавшихся, что они действовали… по заданию находившегося в ссылке Афанасия Нагого (самого опасного для Годунова члена этой фамилии). Доказательств против Нагого не приводилось, зато объявлялось, что он послал поджигальщиков и в другие города: берегите, мол, свое добро! Патриарх Иов, автоматически отмечая про себя необъективность и просчеты комиссии Шуйского, нисколько не колебался в выборе. Абстрактная справедливость — или мудрое правление его благодетеля, проверенного еще в опричнине человека, щедрого и предусмотрительного Бориса Федоровича Годунова?! Разумеется, патриарх был за политическую мудрость, допускающую некоторые моральные потери ради общего блага государства. Едва Щелкалов закончил чтение, Иов встал и произнес приговор. «И патриярх Иев со всем освещенным собором, слушев Углетцкого дела, и сказу митрополита Галасеи, и челобитные городового приказщика Русина Ракова, говорил на соборе: В том во всем воля государя царя и великого князя Федора Иоанновича всеа Русии — а преже сего такова лихова дела и такие убойства сстались и крови пролитье от Михаила от Нагово и от мужиков николи не было. А перед государем царем и великим князем Федором Иоанновичем всеа Русии Михаила и Григорья Нагих и углетцких посадцких людей измена явная, что царевичю Дмитрею смерть учинилась Божьим судом, а он, Михаиле Нагой, государевых приказных людей: дияка Михаила Битяговского с сыном, и Микиту Кочалова, и иных дворян, и жильцов, и посадских людей, которые стояли за Михаила Битяговского и за всех за тех, которые стояли за правду и розговаривали посадцким людем, что они такую измену зделали, — велел побита напрасно, умышленьем, за то, что Михайло Битяговской с ним, с Михаилом с Нагим, бранился почасту за государя, что он, Михайло Нагой, держал у себя ведуна Ондрюшу Мочалова и иных многих ведунов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Одновременно со следствием в Угличе доверенные люди правителя провели расследование о московских пожарах. Как только Годунов получил обыскное дело, состряпанное Шуйским и его товарищами, московское дело было пущено в ход. Здесь Борису Федоровичу не нужно было опираться на авторитеты: попросту 28 мая 1591 г. по России была разослана царская окружная грамота, в которой назывались имена поджигальщиков, признавшихся, что они действовали... по заданию находившегося в ссылке Афанасия Нагого (самого опасного для Годунова члена этой фамилии). Доказательств против Нагого не приводилось, зато объявлялось, что он послал поджигальщиков и в другие города: берегите, мол, свое добро! Патриарх Иов, автоматически отмечая про себя необъективность и просчеты комиссии Шуйского, нисколько не колебался в выборе. Абстрактная справедливость — или мудрое правление его благодетеля, проверенного еще в опричнине человека, щедрого и предусмотрительного Бориса Федоровича Годунова?! Разумеется, патриарх был за политическую мудрость, допускающую некоторые моральные потери ради общего блага государства. Едва Щелкалов закончил чтение, Иов встал и произнес приговор. " И патриярх Иев со всем освещенным собором, слушев Углетцкого дела, и сказу митрополита Галасеи, и челобитные городового приказщика Русина Ракова, говорил на соборе: В том во всем воля государя царя и великого князя Федора Иоанновича всеа Русии — а преже сего такова лихова дела и такие убойства сстались и крови пролитье от Михаила от Нагово и от мужиков николи не было. А перед государем царем и великим князем Федором Иоанновичем всеа Русии Михаила и Григорья Нагих и углетцких посадцких людей измена явная, что царевичю Дмитрею смерть учинилась Божьим судом, а он, Михаиле Нагой, государевых приказных людей: дияка Михаила Битяговского с сыном, и Микиту Кочалова, и иных дворян, и жильцов, и посадских людей, которые стояли за Михаила Битяговского и за всех за тех, которые стояли за правду и розговаривали посадцким людем, что они такую измену зделали, — велел побита напрасно, умышленьем, за то, что Михайло Битяговской с ним, с Михаилом с Нагим, бранился почасту за государя, что он, Михайло Нагой, держал у себя ведуна Ондрюшу Мочалова и иных многих ведунов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Источник: статья священника Владимира Русина на сайте Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Существовавшая церковь св. вмц. Варвары в Варваровском женском монастыре построена была в 1875 г. Сомовыми, каменная. Земли 120 дес. пахотной. Два деревянных дома для причта. Жалование священнику 360 руб. и диакону 180 руб., на отопление по 35 руб. на каждого; от монастыря содержание. Живущих в монастыре около 100 душ, кельи деревянные. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Варваринский женский монастырь в честь св. вмц. Варвары основан Варварой Петровной Сомовой, ныне игуменья Варвара. Первоначально основательница обители В. П. Сомова предполагала построить обитель в деревне своей Сомовке, любимом местопребывании ее мужа Михаила Николаевича. По смерти мужа в 1863 г. Варвара Петровна, оставшись одна с четырьмя малолетними сыновьями Митрофаном, Петром, Афанасием и Сергеем в молитве думала найти утешение в постигшем ее горе, и вследствие этого она посещала храмы Божии и монастыри. Посещение ею Коренской пустыни Курской губернии в 1863 г., уединенной и мирной обители, внушило ей мысль построить храм в Сомовке, и по приезде в эту деревню Варвара Петровна обратила особое внимание на возвышенный холм среди сада. По семейному преданию, здесь когда-то была беседка, в которой любила заниматься рукоделием свекровь Варвары Петровны – Ульяна Ивановна Сомова; здесь вдали от людей она в уединении часто молилась Богу, и здесь же Варвара Петровна решилась построить храм. В 1864 г. 15 мая в память преп. Пахомия великого, с благословения высокопреосвящ. Иосифа, архиепископа Воронежского, протоиереем г. Нижнедевицка Елисеем Владимировым было освящено место и произведена закладка для построения храма в честь св. вмц. Варвары. Совпадение дня освящения места для храма на память преп. Пахомия – основателя многих обителей в Египте, зародило в душе Варвары Петровны мысль, при помощи Божией, при храме св. Варвары основать женский монастырь, тем более что местность и многие здания помещичьей усадьбы представляли большое удобство для устройства св. обители.

http://sobory.ru/article/?object=24838

126 Самый ранний список его, нам известный, в сб. Тр. Серг. л. 466, пис. в 1505 г., л. 372–386; в этом же сб. помещено и житие Сергия, но пахомиевской редакции. Другой сп. половины XVI в. в упомин. рук. волокол. Иосифова мон. 606, л. 151. 128 Т.-е. вслед за житием, около 1418 г., как и думает архиеп. Филарет. Обз. русск. д. лит. I, стр. 120. 129 «Яко возлюбленных чад отец к духовному веселию ныне созвавши и-яко любителя отец в светлей сей церкви радостно приемлющи…» 130 На этом предположении останавливается преосв. Макарий, прибавляя, что слово, вероятно, читалось братии в день кончины святого. Ист. Р. Ц. V, 237. 132 Арх. Филарет в Обз. русск. дух. лит. I, стр. 143 и след. Шевырев в Ист. русое слов. III, стр. XVIII и 315. Ср. Ник. V, 39. 135 Его мы нашли только в двух списках библ. Тр. Серг. л., из коих один XV в. 746, л. 209), другой пис. в 1524 г. 771). Списков второго пересмотра в одной лаврской библ. сохранилось от XV в. до 8. О стилистическом отношении обоих пересмотров можно судить по началу жития. Перв. пер. по 746: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное подружие ему Мариа. Поучахуся в заповедех господних день и нощь, всяческими же добродетелями украшени беху и едини к Единому душою с телом преклонше, моляху Бога, яко да дарует им отроча». Втор, пер.: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Курил именем, благоверен сый и бояйся Бога и всякими добродетелями украшен сый, тако и с супружницею своею Мариею именем поучающийся в заповедех Господних день и нощь, и едини ко Единому душу с телом преклонше, моляхуся». 137 Они помещены непосредственно пред послесловием Пахомия в житии по сп. синод, сб. 637, л. 54. В печатном житии, изданном в полов. XVII в. Симоном Азарьиным эти и чудеса неверно помечены 1468 годом: самый список жития в указанной синод, рукописи, где они помещены, писан раньше, в 1459 г., как обозначено в приписке на первом листе. 141 746: житие Сергия здесь на л. 209–261; на обор. л. 336 скорописью одного почерка приписано: «В лето 6939 списася книга сия в святой горе Афонсце, в обители царсте, в лавре великаго Афанасия, под крылием св. Григория Паламы и преп. отца нашего Петра Афонскаго, в кущи св. и славного пророка Илии. Преписася (рукою) многогрешнаго и смиреннаго инока Афанасия Русина, последи же повелением господина Зиновиа, игумена Сергиева монастыря, списася грешным Ионою, игуменем угрешским». Эту приписку поняли, по-видимому, так, что в житие Сергия вместе с прочими статьями в сборнике переписано на Афоне в 1431 г. (Ист. оп. Серг. Л., изд. 1865 г. стр. 158. Р. Свят. сент. прим. 231). Но как попало на Афон в том году житие, которое Пахомий, по его собственным словам, писал в Сергиевом монастыре и писал после чуда 1438 года? Приписка прежде всего дает понять, что сборник, в котором она находится, составлен не на Афоне, а в России, и только имеет в своем составе произведения, списанные на Афоне в 1431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В Курской епархии прошли торжества по случаю дня памяти священномученика Онуфрия, архиепископа Курского 1 июня 2023 г. 17:55 1 июня 2023 года исполнилось 85 лет со дня расстрела священномученика Онуфрия (Гагалюка), управлявшего Курской епархией в 1933-1935 годах. По благословению митрополита Курского и Рыльского Германа Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе г. Курска совершил епархиальный древлехранитель иеромонах Афанасий (Зимин) в сослужении председателя историко-архивной комиссии Курской епархии иерея Владимира Русина и диакона Сергия Лянченко. По окончании Литургии состоялся молебен священномученику Онуфрию. В тот же день иеромонах Афанасий (Зимин) в сослужении иерея Владимира совершил панихиду на Никитском кладбище Курска на могиле монахини Наталии (Гагалюк) — матери священномученика Онуфрия. Праздничные богослужения, посвященные памяти святого, прошли во многих храмах Курской епархии. Владыка Онуфрий был расстрелян в 1938 году на Дальнем Востоке, в окрестностях города Благовещенска. С 1994 года, вскоре после прославления архиепископа Онуфрия в лике местночтимых святых Харьковской епархии , было установлено его почитание и в Курской епархии. Во многих храмах появились иконы этого святого, в Знаменском мужском монастыре города Курска хранятся крест и ряса, принадлежавшие священномученику Онуфрию. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010