Праведные и благочестивые земледельцы, жившие в с. Мандере, Обонежской пятины. Блаж. Варвара старалась, по материнской любви, удержать св. сына своего еще отрока, от усиленного поста и ночных молитв (Филарет, «Р. Св.», август, стр. 135–137). В старости, родители преп. Александра (см. 125) посхимились во Введенском Островском монастыре на р. Ояти, и там погребены (Савв. л. 7 об.). Этот монастырь упразднен в 1764 году (Строев, стр. 1006). 466. Преподобные отцы: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго в задней пустыни на Ояте реце в монастыре введения Пресвятыя Богородицы от Свиры реки ... поприщь по Ояте реце в верх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены Многие из учеников преп. Александра Свирского прославились подвигами благочестия: в бывшей Оредежской пустыни – ученик его преп. Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г. В Важеозерской Спасской пустыни, в 12 вер. от Сиверского монастыря, почивает сподвижник его и основатель пустыни преп. Никифор. А выше поименованные семь преподобных подвизались, почили и погребены в Оятской пустыни (И.П.Б.). 467. Святая и праведная дева Гликерия В 1572 году 14 июля, близ древней церкви св. мучеников Флора и Лавра нашли гроб, а в нем нетленное тело девицы с согбенными на груди руками. Одна старая женщина, по имени Анастасия, объявила владыке Леониду, что это мощи девицы Гликерии, дочери старосты Легощей улицы Пантелеймона, погребенной назад тому лет 50. Владыка проводил мощи со всем освященным собором и предал их погребению в церкви, где они и доныне почивают под спудом, в юго-западном углу. В день провожания мощей исцелился отрок, по имени Агафон, сын поъячего Богдана Суворова. Местная память прав. девы Гликерии совершается 23 мая. (Св. 1). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Лебедева Мария Александровна Сестра протоиерея Владимира Пылаева, друга и сокурсника святителя Афанасия по Московской духовной академии, расстрелянного в 1937 г. 1. 20 июня 1956 г. 20/VI–56 г. Здравствуйте, Многоуважаемый Владыко! Привет Вам из Старой Руссы. Очень и очень рада, что Вы на свободе и благополучны. Еще к 17 мая я получила записочку с Вашей просьбой сообщить о некоторых личностях. Простите, что долго не отвечала. Дело в том, что я ждала каждый день извещения о судьбе моего брата Владимира Ал[ександ]р[ови]ча Пыл[аева], чтобы сообщить и Вам о нем. Узнавала я о нем в 49 г., в 51 г., в 53 г. получала ответы: жив, отбывает срок наказания с особым режимом, без права переписки. В 56 г. ответили: умер в 41 г., написала еще раз, и ответили: умер в 44 г. Чему верить, не знаю? Я послала еще раз и теперь в Москву. Раньше половины июля ответа не будет. Думала, что жив, ждала домой, но, как видно, придется отпевать. Судьба семьи его такова: жена, Ольга Конст[антинов]на, уже 9 лет разбита параличом. Лежит у дочери Ирины Влад[имировны], которая замужем, и живут на Дальнем Востоке. Адреса не знаю. Сын Александр тоже на Дальнем Востоке. Кончил горный техникум и собирается учиться дальше. 3 года он был болен и лечился в Л[енингра]де в госпитале. Повредил ногу во время войны, думал, что совсем останется без ноги, но Г[осподь] помог, и нога хоть не гнется, но ходить-то все-таки может. Муж мой, Лебедев о. Сергий, умер еще в 1941 г. 2 декабря в ссылке, о чем я получила извещение. Помяните его, прошу Вас, дорогой Владыко. Я нахожусь в Старой Руссе. Работаю в ц[ерк]ви св. Великомуч[еника] Георгия казначеем, уже 9 лет. Дети мои все работают, но, горе мое, все пошли по широкой дороге и Г[оспода] не признают, что меня очень удручает. Витковская Мария Павловна 784 находится в инвалидном доме, адрес ее: Костромская обл., Островской р[айо]н, п/о Семеновское, Дом инвалидов «Козловка». Псаломщица брата Ал[ександ]ра Георгиевна теперь монахиня Антония, ослепла и, к[а]к видно, доживает последние дни. Это наша молитвенница. Будет очень жаль потерять ее. Она нас всех утешает и ободряет в наших скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Никитич Никитин (1870, дер. Афанасово Островского у. или дер. Афаносково Великолукского у. Псковской губ.- 2.08.1930, Воронеж), сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), свящ. Из крестьянской семьи. До 1906 г. книгоноша религиозно-нравственного об-ва в Екатеринославской губ. С 1906 г. проживал в г. Пскове, позднее сапожник на ст. Ханжоновка Екатеринославской губ. С 1914 по 1917 г. на фронте в составе 23-й отдельной саперной роты. С 1917 по 1920 г. болел и нищенствовал. Сщмч. Георгий Никитин. Воронежская тюрьма. 1930 г. Сщмч. Георгий Никитин. Воронежская тюрьма. 1930 г. В 1920-1927 гг. возглавлял общину иоаннитов в с. Паланка (ныне с. Заозёрное Винницкой обл.) на Украине; будучи на нелегальном положении, неск. раз подвергался арестам. В 1927 г. жил в Ленинграде у рабочего Путиловского завода Макария Вербицкого, по распоряжению Гдовского еп. Димитрия (Любимова) учился у протоиереев Никифора Стрельникова и Иоанна Никитина. Был знаком также со священниками Сергием и Александром Тихомировыми, Сергием Боголюбовым. С 1928 г. служил псаломщиком в иосифлянских храмах Ленинграда. Осуществлял связь буевских (см. Буевцы ) приходов с югом России, сапожничал, работал на шахтах в г. Енакиево (ныне Донецкой обл.). В кон. июня 1929 г. в Ленинграде архиеп. Димитрием посвящен в иподиакона; послан с письмом к Бахмутскому и Донецкому еп. Иоасафу (Попову) в г. Новомосковск (ныне Днепропетровской обл.) и проэкзаменован им, 26 авг. 1929 г. рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея. Служил в Енакиеве при заводской церкви, после ее закрытия в сент. 1929 г. вновь сапожничал. Получив указание от еп. Иоасафа ездить по селам и городам в качестве разъездного проповедника, посещал Воронеж, Курск, Тамбов, где проводил богослужения. В февр. 1930 г. приехал для получения места священника в Тамбов. В кон. марта 1930 г. на обратном пути был арестован в поезде и заключен в воронежскую тюрьму; проходил по делу «Воронежского филиала Истинно-Православной Церкви». 28 июля 1930 г. Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/164173.html

Очень скоро «Масленицу» благополучно переименовали в безликие «Русские блины». Ответственные партработники худо-бедно все же как-то связывали Масленицу с православной традицией. Но некоторые из нынешних ревнителей благочестия напрочь отрицают эту связь, усматривая в масленичных гуляньях исключительно рецидивы язычества. По мнению борцов с пресловутым русским двоеверием, и блины-то есть едва ли не грешно, поскольку, как считают какие-то неведомые культурологи, символизируют они древнеславянское солнечное божество Ярилу. Ну, а уж катание на тройках с бубенцами да сожжение соломенного чучела - сущее идолопоклонство! Несколько надуманно Может быть, и правда не есть блинов? Ну как согрешишь?.. Но что же это за вера такая, если она может серьезно поколебаться от блинов и соломенных чучел? Кажется, первые христиане, вышедшие из самой гущи язычества со всеми его мистериями (то есть безобразиями!), были куда смелее. Привыкли римские граждане в конце декабря праздновать сатурналии - и назначили праздник Рождества Христова на это самое время. Чего бояться? Ведь мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4). Попробуем разобраться... Русское двоеверие - несомненный факт. Только относится он больше к первым векам христианской истории Руси. Тогда действительно нательные крестики соединялись с солярными символами или присоединялись к вполне языческим лунницам. Однако, уже начиная со времен монгольского нашествия, они исчезают из обихода. Христианская вера, по крайней мере у великороссов, становится единственным содержанием религиозной жизни. И святочные гадания, равно как и басни о домовых и леших, перестают ставиться вровень с церковными таинствами и обрядами. Более того, все эти существа воспринимаются как разновидности нечистой силы. О том, что так называемое русское двоеверие является во многом надуманным понятием, свидетельствует невнятность восточно­славянской мифологии. В народной памяти не сохранилась ни генеалогия языческих божеств, ни сфера деятельности каждого из них, ни их имена. Единственное достоверное имя Перун известно нам из христианского источника - «Повести временных лет». Ярила же - чистая выдумка сказочника Афанасьева, ставшая широко известной благодаря сказке Островского и, в большей степени, опере Римского-Корсакова. Отдых перед трудом

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Димитрий Святославич, князь Юрьевский, скончавшийся, по принятии схимы, в 1269-м году и погребенный в Юрьевском (Владимирской губернии) соборе (Карамз. IV, 70; гр. Толстой в Книге глаголемой, 392). Диодор Юрьегорский, основатель упраздненного Юрьегорского Троицкого монастыря, который находился в Онежском уезде Архангельской губернии, скончавшийся 27-го Ноября 1633-го года. (Ист. Uep. VI, 829 ; в III кн. Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1878 г. статья: Христианство в пределах Архангельской епархии, стр. 16). Дионисий Островский. См. Афанасий. Дионисий, схимонах и затворник 591 Переяславский, возобновивший после разорения Поляками Переяславский Николаевский, что на болоте, монастырь, в городе Переяславле Владимирской губернии, скончавшийся 15-го Апреля 1645-го года (Ист. Uep. V, 199 ). Домнушка Сибирская, см. ниже сл. Разумовский граф. Дорофей или Досифей Верхне-Островский или Псковский, основатель упраздненного Верхне-Островского Петро-Павловского монастыря, который находился на Псковском озере в Псковской губернии, скончавшийся 8-го Октября 1482-го года (История княжества Псковского, III, 78; Ист. Uep. III, 528  fin.). Дорофей Югский, основатель Дорофеевой Югской или Южской пустыни, которая находится в Рыбинском уезде Ярославской губернии, в 15-ти верстах от города Рыбинска, скончавшийся в 1622-м году. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но гораздо вероятнее, что он есть лишь почитаемый усопший. Евдокия, в монашестве Евфросиния, супруга вел. князя Димитрия Ивановича Донского (f 22-ro Мая 1889-го года), строительница Московского Вознесенского монастыря, скончавшаяся 7-го Июля 1407-го года. В первом издании книги мы поставили ее в числе святых; во теперь мы имеем в руках книжку: «Великая княгиня Евдокия, во иночестве преподобная Евфросиния», напечатанную в 1857-м году, из которой узнаем, что память ее празднуется панихидами по ней, и следовательно – что она не есть канонизованная святая, а только почитаемая усопшая. Евдокия, юродивая Суздальская, скончавшаяся 22-го Декабря 1776-го года и погребенная в Васильевском монастыре, который находится в городе Суздале (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 22-го Декабря, 1-го изд. вып. II, стр. 48 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Высокопреосвященнейший Гавриил, митрополит санкт-петербургский, глубоко уважавший отца Паисия и имевший духовное с ним общение, усердно желал видеть и издать в свет сию книгу, и неоднократно просил его о том: но мудрый старец долго не решался на сие, частью по чувству смирения, частью по опасению, чтобы люди самонадеянные не стали превратно толковать содержащееся в ней святое учение, и занимаясь ею самочинно, без надлежащего руководства и порядка, не впали бы в самомнение и прелесть, и тем не подали бы повода к уничижению святыни. Наконец ученик старца Афанасий доставил высокопреосвященному митрополиту и греческий подлинник и старцев перевод сей книги, который, по назначению митрополита, сначала был рассматриваем знающими греческий язык учителями Александро-Невской академии, а потом (как это известно из предания, сохранившегося в Троицкой Сергиевой лавре) отдан для пересмотра и исправления учителю греческого языка в Сергиевой лавре Якову Дмитриевичу Никольскому (бывшему в последствии Протопресвитером Московского Успенского Собора), исправлен им в местах трудных для разумения, и напечатан в московской синодальной типографии, в первый раз в 1795 году; потом, усердным старанием высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа (ныне митрополита) Московского, во второй раз в 1822 г. и в третий в 1832 г. Кроме «Добротолюбия», старец Паисий перевел еще книгу высокого учителя внутренней жизни, св. Исаака Сирина 1 , и перевод сей печатан в Молдавии. Сверх сего хранятся в рукописях исправленные им древние Словенские переводы писаний Макария Великого , Иоанна Лествичника , св. Варсонуфия, Фалассия, и Симеона Нового о Богослова, и им самим переведенные книги: Максима Исповедника по вопросу и ответу, Феодора Студита (с просто греческого языка), житие Григория Синаита , слова Григория Паламы , и другие, коими пользуются и болгарские, и сербские, и российские христиане, жаждущие душевного назидания и спасения. 2) Старец к Клеопа, не малое время живший в афонской горе и в Молдавии в Дрогомирнском монастыре, и имевший со старцем Паисием близкое общение духовное; по выходе в России, еще до 1788 года, быль настоятелем Островской Введенской пустыни; духовный делатель и хранитель умного трезвения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Можно даже думать, что это именно мистическое движение Византии, Болгарии и отчасти Западной Европы, замолкшее в конце XIV века, с новой силой возродилось через четыре столетия. Побывав на Афоне неизбежной школе для монашества старой формы, старец Паисий вдохновился высоким образом исихастов старого времени и все это движение религиозной мысли перенес в Молдавию. Отсюда уже оно перешло в Россию. Отражение афоно-молдавского мистицизма XVIII века мы видим также в каком-то не вполне еще выясненном движении, появившемся в той же Оптиной пустыни в первой половине прошлого века. Влияние о. Матвея на Гоголя, Киреевских, о Макария на них же, на Шевырева, Погодина, Максимовича, Норова, Леонида (Кавелина) , Т. Филиппова, Климента (Зедергольма) и других, повидимому также обязано традициям Паисиевой школы. Припомним, что в начале XIX века в Россию уходят наиболее даровитые и деятельные иноки Нямецкого монастыря. Из них назовем следующих: I). Архимандрит Софрониевой пустыни в Курской губернии Феодосий, ученик старца Василия и товарищ Паисия. В 1767–1787 годах он был настоятелем в валашского Мерополянского монастыря, а после второй турецкой войны приглашен Потемкиным в Россию. II). Старец Клеопа, настоятель Островской пустыни, в которой им был введен афонский устав старца Паисия, знакомого ему лично по Афону и Молдавии. III). Иеромонах Клеопа малорусс, постриженик Паисия в Нямецком монастыре. В 1801 году он перешел в Россию, сначала в Белобережскую пустынь орловской губ., а затем – на Валаам († 1816). IV). Схимонах Феодор, уроженец г. Карачево, пострижен в Нямецком монастыре. В 1801 году он покинул Молдавию и скитался по русским обителям, живя в Белобережском, Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях. († 1822 г.). Житие его, составленное на основании автобиографических записок, напечатанных в 1849 году. V). Схимонах Афанасий, известный переписчик при Паисии, бывший ротмистр какого-то гусарского полка. С 1777 года он жил во Флорищевой пустыни и других монастырях († 1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Введено-Островский) (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в пос. Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл., на левом берегу р. Оять. Название реки происходит, вероятно, от вепсского «ойя» - «ручей». XV - нач. XX в. Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org Впервые О. м. упоминается в Житии прп. Александра Свирского (род. в 1448), написанном его учеником игум. Иродионом (Кочневым) ок. 1545 г.: родители прп. Александра, преподобные Сергий (в миру Стефан) и Варвара (в миру Васса), были «поселяне села, нарицаемого Мандеры» - «иже бе прямо Островского монастыря Пресвятыя Богородицы честнаго ея Введения». Стефан и Васса приняли здесь схиму. Это позволяет предположить, что первоначально в стенах О. м. существовали как женская, так и муж. община. В 1472 г. упомянут игум. Иоаким. В обители хранились железные вериги преподобных (утрачены) и Тихвинская (по иконографии - Грузинская) икона Божией Матери «Одигитрия», перед которой они, по преданию, молились о даровании им сына. Эта резная раскрашенная икона (116,5×87 см) впосл. находилась в местном ряду иконостаса монастырского Введенского собора. Имеются источники, согласно к-рым она создана в 1-й пол. XVI в. В 1796 г. почитаемый образ был поновлен, а затем украшен пеленой и жемчужным убрусом (пожертвованы сенатором А. И. Корсаковым в 1811), а также серебряно-позолоченной чеканной ризой весом более 27 фунтов (изготовлена в 1823 на средства столичного купца В. Н. Лемтюгина; все предметы утрачены). В 1937 г. икона поступила в ГРМ ( Соловьёва. 2013). Там же хранится и древняя икона с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, видимо находившаяся у сев. врат иконостаса. Согласно позднему источнику (кон. XVII-XVIII в.), «в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятой Богородицы… идеже отец и мати Александровы погребены», похоронены 7 учеников прп. Александра Свирского - преподобные Игнатий , Леонид , Дионисий , Феодор , Ферапонт , Корнилий и Афанасий Островские (Описание о российских святых. С. 264). Архиеп. Сергий (Спасский) предполагал, что прп. Игнатий мог быть основателем мон-ря ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Места захоронения этих святых утрачены к XIX в.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Патриарший экзарх Африки провел собрание духовенства Малави Служба коммуникации ОВЦС, 18.04.2024. 14 апреля на приходе святых равноапостольных Константина и Елены в селении Намитамбо (округ Чирадзулу) в Малави Патриарший экзарх Африки митрополит Зарайский Константин провел общее собрание духовенства – первое под председательством епархиального архиерея в этой стране. Во встрече приняли участие все клирики Патриаршего экзархата в Малави. Также участвовали председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов, юрист Экзархата Ю.В. Беляев и личный секретарь митрополита Константина В.В. Дендюк. В ходе собрания были обсуждены текущие организационные вопросы, а также намечены дальнейшие шаги по развитию приходской жизни Русской Православной Церкви в Малави, сообщает сайт Экзархата. В завершение мероприятия владыка вручил духовенству памятные подарки. На следующий день архипастырь посетил в Центральной провинции Малави приход во имя праведной Анны Пророчицы в городе Салима, где действуют детский центр дошкольного образования и приют для сирот. Делегацию Экзархата сопровождал третий секретарь Посольства Российской Федерации в Республике Зимбабве и по совместительству в Республике Малави Д.С. Гринчук. Митрополита Константина встречали воспитанники и катехизатор Антоний Камбаува, который несет попечение об этих детских учреждениях. Патриарший экзарх Африки вручил приходу икону и комплект покровцов. Кроме того, при содействии настоятеля Георгиевского храма в поселке Нахабино Московской области иерея Павла Островского приюту была передана гуманитарная помощь. 16 апреля митрополит Зарайский Константин побывал на приходе во имя преподобной Марии Египетской в малавийском селении Дова (Центральный регион). Архипастыря и сопровождавших его лиц приветствовали настоятель прихода иерей Афанасий Калонга и прихожане. Владыка Константин совершил краткий молебен святой Марии Египетской. После совместной молитвы Патриарший экзарх Африки произнес архипастырское слово, благословил каждого из присутствующих и вручил памятные подарки. Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/news/91665/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕНЕВЫ А. В. и В. А., устюжские иконописцы. Афанасий Васильевич (1712-1782), прот. Успенского собора Вел. Устюга; писал иконы для иконостаса трапезной церкви храма прп. Симеона Столпника; занимался «свидетельствованием» качества икон и деревянной скульптуры. Василий Афанасьевич (1741-1819), сын Афанасия Васильевича, с 1764 г. был псаломщиком Успенского собора; в 1775 г. стал иподиаконом; рукоположен во диакона, затем во священника; с 1782 г. протоиерей. Был назначен «присутствующим» в духовной консистории Устюга; после ее закрытия в 1788 г. оставлен на той же должности в духовном правлении. Получил светское художественное образование; возможно, обучался в Академии художеств в С.-Петербурге. Писал иконы для иконостаса верхней церкви (1775) и главного иконостаса (1781-1784) устюжского Успенского собора; иконы деисусного ряда для иконостаса (в кон. 70-х - 80-х гг. XVIII в.) собора Гледенского муж. мон-ря ; иконы на холсте для иконостаса (1786) ц. Всех святых при настоятельских покоях великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря ; расписывал алтарь Успенского собора (60-80-е гг. XVIII в.), создал 6 портретных изображений устюжских архиереев. Творчество В. А. представляет новое для устюжской иконописи академическое письмо: мастер свободно владеет живописной техникой маслом, легко использует приемы светотени; его работы характеризуют смягченность переходов от одного объема к другому, отсутствие иконописной четкости в прорисовке деталей и «размывание» контуров, свидетельствующее о стремлении автора окружить изображаемое подобием воздушной среды. Лит.: Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в.//ПКНО, 1989. М., 1990. С. 289-292. Диак. Андрей Гнып Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/114812.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010