Святой Александр Свирский В истории человечества известно два величайших явления милосердного Бога телесному взору, отраженных в иконографии, – ветхозаветному праотцу Аврааму у Мамврийского дуба и русскому святому, преподобному Александру Свирскому. В глухих девственных лесах Карелии более чем 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, и до сих пор мы можем ощутить на месте этого события особую, или, как говорили в прежние времена, «сугубую», благодать. Именно здесь, на этой Святой земле, второй Палестине, где произошло богоявление, был построен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Преподобный Александр — один из немногих русских святых (по происхождению - вепс), который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому житие преподобного Александра было написано, что называеться, " по горячим следам " и отличается особой достоверностью, в нем нет " благочестивых схем " , оно отражает неповторимый лик святости " всея России чудотворца Александра " . Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца (Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня). Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на " северный Афон " . Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец. Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПУТИЛКОВСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Восточный фасад храма в день великого освящения 17 июня 2018 г. Фото свящ. А.Головчанского Внутреннее убранство храма. 2 января 2021 г. Фото свящ. А.Головчанского На протяжении всей истории села Путилково не упоминается о существовавшем здесь храме. Жители села являлись прихожанами храма Рождества Христова в соседнем селе Рождествено (сейчас территория г. Москвы), которое отделяла от Путилкова р. Сходня. В 2001 году жители обратились к благочинному церквей Красногорского округа протоиерею Константину Островскому с просьбой о ходатайстве перед священноначалием и местной администрацией о строительстве храма в деревне Путилково. 25 декабря 2002 года прошло учредительное собрание о создании прихода. В 2003 году под храм был оборудован строительный вагончик, и стали совершаться регулярные богослужения. На приходе была открыта воскресная школа, названная именем святого отрока Артемия Веркольского . Занятия проводятся по следующим предметам: " Закон Божий " , " ИЗО " , " Столярное дело " , " Церковное пение " , " Рукоделие " . В 2006 году был построен временный деревянный храм. В 2008 - 2009 годах был оформлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок. Это позволило приступить к проектированию большого каменного храма. 14 марта 2011 года было получено разрешение на строительство, а 14 июля 2011 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в сослужении клириков Красногорского благочиния совершил молебен перед началом строительства храма. 15 мая 2012 года митрополитом Ювеналием был совершен чин основания храма. Главным благотворителем храма выступил председатель Совета директоров ООО " Корпорация Органик " Николай Александрович Цветков, для которого Путилково является местом рождения. Организация процесса строительства, помощь в правильном распределении финансовых средств были поручены генеральному директору ООО " Корпорация Органик " Валентине Афанасьевне Сигаёвой.

http://drevo-info.ru/articles/13680190.h...

Под его руководством в тамбовской и нижегородской губерниях образовался ряд женских обителей. После него осталось " Старческое наставление " для монашествующих. Известными учениками Паисиевыми были: старец Адриан, вызванный митр. Гавриилом из Брынских лесов для настоятельствования в Коневецком мон. (†1812 г.); Клеопа, строитель Введенской Островской пуст. владимирской еп.; схимонах Афанасий (Захаров) б. гусарский ротмистр, в пустынях Успенской Флорищевой владимирской еп. и Богородицкой Площанской орловской еп. (†1823 г.); схимонах Феодор, помогавший некогда Паисию в его переводах в Нямецкой обители, проживший около 20 лет в молдавских монастырях, в России же живший в разных монастырях и везде претерпевавший гонения за то, что принимал других монахов " на откровение помыслов " , т. е. за старчество, которое еще неизвестно было даже на Валааме (†1822 г. в Свирской обители); строитель Иоанно-Предтеченской Белобережской пуст. орловской еп. Василий, умерший в 1831 г. в Площанской пуст.; архим. Феофан (Соколов), управлявший 36 лет древним Кирилловым Новоозерским мон., скончавшийся в 1832 г. благочинным нескольких монастырей. Он особенно заботился о Горицкой обители, во главе которой была благочестивая и опытная игуменья Маврикия. Все они заботились исполнять заветы своего великого учителя, кто же из них стоял во главе обителей, вводить в оных духовное подвижничество архим. Паисия. Духовною дочерью архим. Феофана была будущая игуменья Феофания (Готовцева), урожденная Щулепникова, дворянка костромской губ. (1787-1866). Воспитанница Екатерининского института в С. Петербурге, любимица имп. Марии Феодоровны, она потеряла мужа, выступившего в 1809 г. в поход через шесть недель после брака и вскоре убитого в сражении со шведами. Духовную поддержку оказал ей о. Феофан. В 1818 г. она приняла постриг в Горицком мон., где проходила послушания под руководством игуменьи Маврикии. Примеру ее последовали сестра и три родственницы. С 1845 г. мать Феофания была назначена игуменьей восстановленной имп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

«В 1918 году на Всероссийском Поместном Соборе был установлен праздник Всех Святых, в земле Русской просиявших. Мне, состоявшему членом сего Собора, судил Господь принимать участие в составлении службы на сей праздник. Позднее по моим указаниям была написана икона собора Всех святых, в земле Русской просиявших... На сей иконе святые расположены группами по местам их земных подвигов, приблизительно в географическом порядке. Так, в центре вы видите святых града Москвы; внизу – на юге – Киевские святые и преподобные Печерские, исходящие из двух пещер; наверху – на севере – Белое море и Соловецкие преподобные и так далее. А в правом нижнем углу на юго-востоке от Москвы представители святых, в странах Кавказских просиявших: равноапостольная Нина, царица Тамара и Григорий Просветитель» (1:40 – 41). «Икона написана... в 1934 году. Недавно я передал ее в Троице-Сергиеву Лавру, где она теперь и находится в храме Всех святых Русских, что под Успенским собором» (1:164). «Хотелось бы, чтобы на обороте иконы была написана ее история, примерно в таком виде: „Сей святой образ Всех святых, в земле Русской просиявших, первый в такой композиции по благословению и указанию Преосвященного Афанасия, епископа Ковровского – написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же во плоти Бога Слова 1934-е в январе – мае месяцах. Освящен сей образ Преосвященным Афанасием, после малой вечерни под неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, 27 мая – 10 июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса – в селении Лосино-Островском Московской области при участии хора Московской Святителя Николая, что в Кленниках, церкви”» (1:393). «Посылаю изменения к службе всем Русским святым и дополнения к службе Максимовской иконе Божией Матери» (1:365). «Службу Всем Русским святым... прошу печатать в первую очередь... Благодарю... за... труды в связи с перепиской моих рукописей. Очень жалею, что прежняя переписчица (Елена Владимировна Апушкина. – К. С.) не может продолжать это дело. Я был очень доволен ее работой. Видно было, что это не только опытная машинистка, но и лицо знающее и умеющее разбираться в наших богослужебных книгах» (1:362).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

За всю историю Русской Церкви наибольшее число монастырей было построено в XIX веке – 241. Ставропигиальные монастыри состояли в непосредственном ведении Синода. Это: Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский в Москве, Вознесенский (Новый Иерусалим), Спасояковлевский в Ростове и Соловецкий. По отчету 1908 года в мужских монастырях состояло 9.317 монашествующих (8.266 послушников), в женских монастырях и общинах – 12.625 инокинь (40.275 белиц). Начало XIX века было временем возрождения и нравственного подъема русского монашества. Всходили добрые семена, посеянные архим. Паисием (Величковским) . Известными учениками Паисия были: старец Адриан, настоятель Коневецкого монастыря (†1812), Клеопа, строитель Введенской Островской пустыни (Владимирская епархия), схимонах Афанасий (Захаров), б. гусарский ротмистр (†1823), схимонах Феодор (†1822 в Свирской обители), строитель Иоанно-Предтеченской Белобережской пустыни Василий († в 1831 в Площанской пустыни), архим. Феофан (Соколов) , управлявший 36 лет древним Кирилловым Новоозерским монастырем (†1832). Духовной дочерью архим. Феофана была будущая игуменья Феофания (Готовцева), урожд. Шулепникова. Многие подвижники просияли в это время на Валааме. Особым благочестием выделились благоустроитель обители игумен Дамаскин (†1881), схимонах Иоанн (†1894), схимонах Агапий (†1905). Валаамский инок Герман прославил себя подвижнической жизнью и апостольским миссионерством на американском континенте. Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) по справедливости называют “монахолюбцем”. Ему многим обязана Оптина пустынь в бытность его епископом Калужским (1819–25). Печерская Лавра при нем достигла высшей степени благоустройства. Настроение владыки Филарета отразилось и на Киевской Академии, которая никогда еще не выпускала из своих стен столько монахов, как при нем. Он внимательно следил за монашеской жизнью братии, отдавал распоряжения о послушаниях, требовал сохранения во всей полноте и точности древнего лаврского напева. В своих наставлениях он запрещал клирошанам разговоры, рассматривания по сторонам, запрещал присутствие на клиросе кого бы то ни было, кроме певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 130. Род Елизарья Юрьева из Серпейска. Род Ивана Филипова донского казака. Род атамана Постника Лунева. Род донскова казака Лукияна. Род: Жегулин, Тимофея Львова, Тарасов, Санюкова путивльца. Род Василия Жегулина, атамана донского. Голунаревенской, род Нехорошего, да Порошин, Тютьчевых. Роды: ис Трубчевска Одинцев, изо Рыльска попадья, Исуповых Юрьев да Андреев. Роды: Шеншиных, Шалаев, Трубченин, казак донскои, из Лубониева. Роды: старца Акакия Коростовского, Петра Соломеина, старца Геласия, Семёна Пятого Феодорасеева (?). Род Игумена Исакия. Род Троицкого Сергиева монастыря казначея, старца Сергия Рожественского, Род Савы Афанасьева сына Жемайлова. Род Нефимонов. л. 140. Роды: из Белева, черниговец, старца Варлама Ефимонова, Гаврила Сорокина. Роды: Филипа, донского казака, Ильи, Димитрия Кулнева, Димитрия Никитина сына Колнева. Роды: старца Андреяна, старца Измайла, Козарина Еуфимъева да Тимофея Колычева, Роды: Петра да Нелюба Кривцовых, Григория Жеденова, старца Кирила смольянина, трубчанина Кирила Васильева сына Филимонова. Роды: Василия Каменя, рылинина Григорья Осипова, москвитина Прокофия, Авдокима Вятьки, никольского попа Гаврила урузского. Род деревни Сытичь. Род Ивана Васильева сына Николаева, Сугокова стриговца. Из Бокшеева. Род Иева Овдокимова. Рыленин. (Из Олисеевич). л. 150. Род Нечая Титова, Комарицкой волости. Из Лугани Ступа. Роды: Ильи Добрикова, Феодота Селина из Лугани, Трофима Зерина, Михайла Кузьмина, села Островского. Роды: Матьфея Залипаева, Данила Селина, деревни Добрика, Андрея Русинова, никольского попа Ильи, села Девичья, Хлюпин, Роды: Новиков, труньченин, села Изулямля попа Афонасия, попа Семёна из Белева. Слуга. Конюх. Роды: Михаила Поморца Гавцова, Утеша Никулина, Трофима Алексеева Красногорода. Слуга. Род Василия Четового из Нова Городка, да Желомеев колуженипа. Род Димитрия Улина, род иеромонаха Филарета, постриженца Свниского монастыря. Род Шестого Аврамова сына Десятого мещанина. Роды. Басов, Шаглов, Игнатия Евьсюков, Алексея, да Богдана Подымовых, Григория Ры(лянина?).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Сергий схимонах и Варвара схимонахиня, родители преп. Александра Свирского , принявшие монашество и погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре, который находится в Ново-Ладожском уезде Санкт-Петербургской губернии (у гр. 465; о монастыре – Ист. Uep. V, 378 ). Симеон, князь Вяземский, супруг целомудренной Иулиании, убитый из-за нее кн. Юрием Смоленским в 1406-м году. См. в предшествующем списке сл. Иулиания. Симеон Златоверхий, «новый мученик и исповедник, убиенный за православную веру», записанный в синодике недели православия Московского Успенского собора, – Вивлиоф.  ΛΤ, 450. Симон, митрополит Московский, скончавшийся 30-го Апреля 1511-го года (у преосв. Сергия). Симон безмолвник, ученик преп. Сергия Радонежского, прежде бывший архимандрит Смоленский. См. в моей квите: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, стр. 16 и 68. Сисой канонархист (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Софроний епископ Суздальский, скончавшийся в Москве 18-го Сентябри 1654-го года и перенесенный в Суздаль в 1716-м году (упреосв. Сергия). Спиридон и Фауст пустынники, Вологодские чудотворцы, первый – 5-го Декабря, второй – 28-го Марта. – Неизвестные. Стихий Ростовский, см. Афанасий. Стефан преподобный, составивший Гусин монастырь, записан в святцах с летописцем Московск. Дух. Академии под 13-м Января, – л. 309 об. Есть озеро Гусь, лежащее на границе Владимирской и Рязанской губерний, и река Гусь, выходящая из озера Гусь в первой губернии и впадающая в Оку во второй губернии, и Гусевский погост, находящийся во второй губернии при впадении реки Гусь в Оку (см. Географическо-статистический словарьСеменова). Может быть, при озере или при реке и находился Гусин монастырь, о котором совершенно нет никаких сведений. Стефан на Кубинском озере. Вологодский чудотворец, 27-го Апреля (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Стефан, обители Спаса на Костроме игумен, 14-го Июля (у преосв. Сергия). В Костроме были два Спасские монастыря: Запруденский, о котором см. Ист. Uep. VI, 203 , и что под вязом или в Подвязии, не упоминаемый в Истории Иерархии. Первый закрыт при учреждении штатов, второй-в конце XVII-haчaлe XVIII века. Которого из двух монастырей был Стефан игуменом и когда жил, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1860 г. архимандриту Моисею минуло 80 лет, и в этом году он заболел. Перед смертью он был пострижен в схиму. Упокоился о. Моисей 16 июня 1862 г. Игумен Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился в 1795 г. Переписываясь с братьями иноками, Александр желал монашества. В 1816 г. он покидает мир и отправляется к брату о. Моисею в Рославльские леса. Вместе с ним он перешел в Оптину пустынь, и принимал участие в устройстве Оптинского скита, где был его первым начальником. В 1839 г о. Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого монастыря Калужской епархии и начальствовал в нем 14 лет. После увольнения с должности настоятеля игумен Антоний прожил 12 лет на покое в Оптиной пустыни. Игумен Антоний отличался высокой духовной жизнью, был прозорлив и имел особый дар утешения. Велика была сила молитвенного заступления старца. Упокоился о. Антоний 7 августа 1865 г. Оптина пустынь является одним из «духовных очагов» учения прп. Паисия Величковского , и в связи с эти необходимо упомянуть игумена Авраамия, ученика архимандрита Игнатия (Пешношского), которого московский митрополит Платон (Левшин) назначил строителем Оптиной пустыни в 1796 г. для ее восстановления из запустения. О. Авраамий был ревностным почитателем старца Паисия и хранителем его предания, которое он перенес в Оптину пустынь, где он ввел общежительный устав и возвысил духовную жизнь. Таким образом, как пишет прот. Сергий Четвериков : «В Оптиной Пустыни, как в узле, соединились многочисленные нити духовного влияния старца Паисия через его различных учеников, а именно: монах Феофан принес непосредственно от самого старца Паисия полученную им в Нямецком монастыре духовную закваску; Авраамий принес предания старца Паисия, полученные от Клеопы Островского; Моисей и Антоний принесли предания двух Афанасиев, Серафима Свенского и рославльских пустынножителей, а Леонид предания Феодора и Клеопы малороссиянина. От такого сочетания многообразных духовных воздействий и получился замечательный расцвет оптинского старчества» 230 . 3.9 Валаамские подвижники

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Стоит припомнить, что это было время деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Плетнева, Полевого, Аксаковых, начало литературной деятельности Тургенева, Григоровича, Гончарова, Некрасова, Достоевского, Островского. Сюда же нужно прибавить и такие имена, как Бенедиктов, Баратынский, Гнедич, Гребенка, Давидов, Даль, Дельвиг, Загоскин, Козлов, Кольцов, Кукольник, Лажечников, Одоевский, Сенковский, Тютчев, Хомяков. В области живописи достойны упоминания Айвазовский, бр. Брюлловы, Виллевальд, Иванов, Иордан, Клодт, Сверчков, Солнцев, Тим, Федотов; в области музыки: Алябьев, Бахметьев, Варламов, Вереговский, Глинка, Гурилев, Даргомыжский, Ломакин, Львов и др. Но и все вообще отрасли наук и знания имели в рассматриваемый период своих почтенных представителей. Из длинного ряда имен укажем некоторые всем известные. Таковы: Арсеньев, Афанасьев, Вантыш-Каменский, Богданович, Бодянский, Бунге, Буслаев, Буссе, Буяльский, Бычков, Беляев, Бэр, Востоков, Галахов, протоиерей Голубинский, протоиерей Горский, Грановский, Григорьев, Грог, митрополит Евгений, Забелин, архиеп. Иннокентий, архим. Иоакинф (Бичурин), Иноземцев, Казанский, Катков, Киреевский, Ковалевский, Коссович Куторга, Леонтьев, Лобачевский, архиеп., впоследствии митрополит Макарий, Милютин, Михайловский-Данилевский, Морошкин, Надеждин, Неволин, Неверов, Никитенко, Остроградский, протоиерей Павский, Парот, Пассек, Перевлесский, Пирогов, Погодин, Рождественский, Ровинский, Редкин, Сахаров, С. Соловьев , Спасский, знаменитый Сперанский, Срезневский, Устрялов, известный гр. Уваров, Ушинский, архиеп. Черниговский Филарет, митрополит Филарет Московский , Филарет, митрополит Киевский, Чистяков, Шмшков, Шульгин, Якоби и др. Даже русская сцена времени Императора Николая богата была такими выдающимися деятелями, как: Щепкин, Мочалов, Садовский, Артемовский, братья Каратыгины, Ленский, братья Самойловы, Мартынов. Если к этому присоединить имена всем известных военных деятелей времен Императора Николая то мы увидим, что во всех областях и сферах жизни государства в рассматриваемый период было довольно почтенных деятелей, имена которых перешли в потомство. Император Николай в сороковых годах нашего столетия мог уже сказать, что все эти деятели были подготовлены в его царствование. К этой же эпохе принадлежат уже немногие из ныне здравствующих деятелей, каков и наш непосредственный начальник – попечитель округа К. П. Яновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Следующим местом откуда развивалось Паисиевское движение в центральной России была Москва. Здесь было главным образом два средоточия этого движения: Симонов монастырь и Новоспасский. В Симоновом монастыре подвизался ученик старца Паисия монах Павел. В 1812 году он много пострадал от французов, которые били его до такой степени, что все остальное время своей жизни он провел в болезненном состоянии. Там же в Симоновом монастыре жил другой ученик старца Паисия, Арсений. Учеником Павла был иеромонах Иосиф, наместник Симонова монастыря. Здесь же в Симоновом монастыре, как мы уже упоминали, настоятельствовал архимандрит Игнатий, ученик Клеопы Островского, назначенный сюда для учреждения общежития. В Новоспасском монастыре замечательными старцами были иеромонахи Филарет и Александр, ученики Паисиева ученика Афанасия, проживавшего одно время во Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Схимонах Афанасий (его нужно отличать от Афанасия, принесшего Добротолюбие м. Гавриилу), бывший ротмистр гусарского полка, по фамилии Захаров, жил при старце Паисии более семи лет и принял от него монашеский постриг. По благословению старца он много занимался выписками наставлений из отеческих книг о молитве, смирении, терпении, послушании, любви и прочих добродетелях. По необходимым обстоятельствам он был отпущен в Россию с монахами Амвросием и Феофаном в 1777 году. Здесь перетерпев немало неприятностей, он проживал в Гороховском монастыре, во Флорищевой пустыни, а потом в Белобережской пустыни и в Площанской Богородицкой пустыни Орловской епархии, где многим принес пользу своею жизнью и учением. В Площанской пустыни он и скончался в 1825 году. Приезжая из Флорищевой пустыни в Москву, старец Афанасий бывал у иеромонахов Новоспасского монастыря Александра и Филарета, и вел с ними духовные беседы об умном делании по учению старца Паисия. Оба эти иеромонаха заочно знали старца Паисия, любили и почитали его и пользовались переведенными им отеческими книгами, а отец Александр вел даже и переписку с ним. Таким образом, оба эти новоспасских инока очень близко стояли к старцу Паисию и обильно пользовались его духовным богатством. Возможно, что, будучи знакомы с Афанасием, они имели знакомство и с другим учеником старца Паисия, Амвросием, проживавшим в Гороховском монастыре и отличавшимся особым даром молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010