Арсений иеромонах, принимаемый за митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . В городе восточной Сибири, Забайкальской области, Верхнеудинске сооружена на кладбище часовня над одной могилой, которая принимается за могилу Ростовского митрополита Арсения, сосланного будто бы в заточение в Нерчинский край во второй половине XVIII века, но с честью-де потом возвращенного и скончавшегося, по местному преданию, чудной кончиной праведника на дороге, и на которой до сих пор совершаются панихиды (см. книгу И. Завалишина: Описание западной Сибири, Москва, 1862, стр. 314). На самом деле в Верхнеудинске могила не митрополита Арсения Мацеевича , который сослан был не в Сибирь и вовсе не возвращаем был потом с честью, а некоего ссыльного иеромонаха Арсения (см. у Иконникова в Опыте русской историографии, стр. 74 прим. 2, и 1215 fin.). Аффоний, митрополит Новгородский, занимавший кафедру с 1635-го по 1053-й год. Что он был почитаемым усопшим в прежнее время, видно из того, что в Софийском Новгородском соборе, на одном из столбов, есть его изображение; что он остается почитаемым усопшим и в настоящей время, видно из того, что над гробом его Новгородцы часто служат панихиды (Гр. Толстова Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 21 и 36). Афанасий Высотский 1-й, ученик преп. Сергия Радонежского, основатель Серпуховского Высотского (Московской губерний монастыря. Скончался (неизвестно когда после 1401-го года, под которым упоминается как живой) не в монастыре своем, а в Константинополе; но думаем, что в монастыре память его почитается. Афанасий Высотский 2-й, преемник на игуменстве в Серпуховском Высотском монастыре основателя его Афанасия 1-го, скончавшийся 12-го Сентября 1395-го года (Филарет Русские святые, 12-го Сентября). Афанасий-Елеазар. См. Елеазар (Афанасий) и Назарий (Лазарь). Афанасий, Дионисий, Игнатий, Корнилий, Леонид, Феодор и Ферапонт, ученики преп. Александра Свирского , погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре (Ист. Uep. V, 378 ; «в Задней пустыни на Ояте реце, в монастыре Введения пресвятые Богородицы, от Свири реки 5 поприщ по Ояте реце вверх (от) села Архангельского Сермакса», – Книга глаголемая у гр. Толстова, 466. О Сермакском погосте, находящемся при впадении Ояти в Свирь, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

монах Афанасий Преподобный Александр Свирский Скачать epub pdf Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца. Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Прп. Василий (Кишкин) Прп. Василий (Кишкин) Опытно познав на Св. Горе и в молдав. обителях школу старчества и аскетического делания под рук. прп. Паисия и его учеников, мн. рус. иноки в кон. XVIII в. вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. Среди них - насельник афонского Ильинского скита иером. Клеопа I, восстановивший основы старчества в Островской Введенской пуст., схим. Афанасий (Охлопов) , посланный прп. Паисием к С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) со слав. переводом «Добротолюбия», иером. Клеопа II, подвизавшийся в Белобережской пуст. и Валаамском мон-ре, прп. Феодор Нямецкий , прп. Феодосий (Маслов) , возобновивший по афонскому уставу Молченскую Софрониеву пуст. , а также наставники оптинских старцев прп. Льва (Наголкина) и прп. Макария (Иванова) - прп. Василий (Кишкин) и прп. Афанасий (Захаров) . В новосозданных и восстановленных обителях ученики прп. Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К сер. XIX в. мон-ри, придерживавшиеся аскетической школы прп. Паисия (Величковского), располагались в 30 епархиях, в т. ч. Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. В XVIII в. продолжалась традиц. материальная помощь Российского гос-ва афонским мон-рям, ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I. 29 апр. 1725 г. имп. Екатериной I был издан указ, подписанный еще Петром (но не вступивший тогда в силу), согласно к-рому все просители пожертвований переводились из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Синода. 27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна установила Палестинские штаты - фонд, из к-рого ежегодно вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия, представители Патриархов и обителей приезжали за пособиями в Россию раз в 5 лет. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: Московская синодальная контора обязывалась выдавать Ватопедскому мон-рю 100 р. в год, Вел. Лавре, Хиландарскому, Зографскому, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимонову мон-рям, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею - по 35 р. в год. В XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, в XIX в. деньги мон-рям выплачивались аккуратно, в т. ч. за прошедшие годы. Так, в 1837-1839 гг. Эсфигмену за 70 лет было выплачено 2100 р., Дионисиату за 5 лет - 150 р., Григориату и мон-рю Св. Павла за 20 лет - по 600 р., Хиландарскому мон-рю за 24 года - 720 р. и др. Кроме того, в XVII-XVIII вв. рус. цари посылали на А. «заздравные» и «заупокойные» милостыни.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Спустя три года, в 1788 г. указом императора было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви. Имущество было продано, насельницы распущены, церковную утварь было предписано отослать в Воронежский архиерейский дом, но отослано она так и не была, потому что в отношении Войскового Правительства в Воронежскую консисторию в 1789 г. было позволено оставить на прежнем месте. В доме настоятельницы было размещено сыскное начальство. Две мельницы в Островском юрту проданы. Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена. Ходатайствовал перед высшим начальством об открытии монастыря Войсковой атаман В.П. Орлов. Открыть его предполагалось для израненных на службах казаков и престарелых их жен. С момента открытия М. Карпова возвращается в монастырь уже постриженная в монашество с именем Александра в 1801 г. За свое правление от Преосвященного Арсения епископа Воронежского и Черкасского награждена игуменским жезлом. Скончалась она в 1827 г. (в схиме Мария). Преемницею Александры стала игумения Августа. Заслуга ее в том, что она обучала девочек церковному пению. При ней открылся новый источник благотворного влияния на край: малолетние дочери не богатых старшин и казаков, живя по кельям монахинь, получали начатки мирского воспитания и, возвращаясь в свет, уносили в своей душе семена нравственной чистоты и благочестия. Благодаря чему монастырь пользовался большим уважением. Скончалась она в 1835 г. После Августы на игуменство вступила Афанасия. В ее правление монастырь постигли испытания. В 1835 г. было объявлено Высочайше утвержденное положение, в этом положении не было упомянуто о пособии определенном монастырю в 1798 г. Пришлось положиться на добровольные пожертвования. Отказавшись от общественной благотворительности, они решили законным путем восстановить свои права и подали прошение на имя высшего правительства. Дело затянулось на несколько лет, пока не нашелся покровитель в лице архиепископа Игнатия Донского. Таким образом, благодаря Государю Императору Николаю Павловичу, принявшему участие в обеспечение монастыря, причин опасаться за будущее не было. Но все это было приведено в исполнение только в 1851 г. Скончалась иг. Афанасия в 1847 г., заменила ее казначея Вирсавия. При ней был устроен двухэтажный дом, для трапезы. Число монашествующих, при ней увеличилось от семнадцати до тридцати двух (1854 г.). 

http://sobory.ru/article/?object=1036

Из учеников о. Паисия, живших в России, упомянем некоторых, имевших отношение к Оптиной пустыни. Таковы: 1) Архимандрит Софрониевой пустыни Феодосий. С ним впоследствии имел общение о. Макарий Оптинский . 2) Клеопа, живший в обителях Островской и Тихвинской и в Московском Симоновом монастыре. Он оставил многих учеников, из которых особенно замечателен строитель Песношской обители Макарий, сам бывший в переписке с о. Паисием и поставивший в Оптину пустынь своего замечательного ученика Авраамия, о котором было сказано выше. 3) Новоспасские иноки Александр и Филарет. Они имели духовное общение с о. Паисием и оказали сильное духовное влияние на будущих оптинских иноков Моисея и Антония (Путиловых), о которых скажем ниже. 4) Афанасий (из сенатских секретарей), доставивший митрополиту Гавриилу Паисиев перевод Добротолюбия , подвизавшийся потом с некоторыми другими Паисиевыми учениками в Свенском монастыре, где вместе с ним жил одно время и вышеупомянутый Моисей. 5) Другой иеромонах Клеопа и его друг схимонах Феодор, много лет жившие в обители о. Паисия, принявшие от него пострижение и им основательно утвержденные в духовной жизни. В Россию они пришли в 1801 году. С ними сблизился и под их руководством возрос знаменитый – впоследствии первый старец оптинский – иеросхимонах Лев, или Леонид (Наголкин). 6) Другой схимонах Афанасий (бывший ротмистр гусарского полка), живший при старце Паисии семь лет, перешедший в Россию в 1777 году и скончавшийся в Площанской пустыни Орловской епархии, где под его духовным руководством возрастал другой оптинский старец – иеросхимонах Макарий (Иванов) . Из этого краткого перечня учеников о. Паисия видно, какую широкую духовную сеть раскинул он по земле русской. В эту-то сеть и попали те лица, коим суждено было положить начало духовной жизни по заветам о. Паисия в Оптиной пустыни. Не считая вышеупомянутого Авраамия, лица эти были следующие: Моисей и Антоний (Путиловы), Леонид (Наголкин) и Макарий (Иванов) . О них-то мы теперь и должны сказать подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Астраханский священник отмечает необходимость подготовки духовенства к реагированию в чрезвычайных ситуациях 29 февраля, 2012. Новостная служба Священник Евгений Афанасьев, настоятель храма святого праведного воина Феодора (Ушакова) в Астрахани, планирует внести соответствующее предложение на Епархиальном собрании. 29 февраля. ПРАВМИР. Трагедия в Астрахани показала необходимость подготовки священников к реагированию в чрезвычайных ситуациях. Священник Евгений Афанасьев, настоятель храма святого праведного воина Феодора (Ушакова) в Астрахани, планирует внести соответствующее предложение на Епархиальном собрании. «Мы проходили в МЧС обучение в общих чертах, но здесь необходимы более узко специализированные знания. Во-первых, нужно разбираться в психологии людей, попавших в чрезвычайные ситуации. Надо знать, как вывести человека из шока, на какую тему с ним разговаривать. Необходимо, чтобы специалисты этому обучили», — отмечает отец Евгений в разговоре с корреспондентом портала «Правмир». По мнению священника, надо обучиться обустройству своего православного лагеря, чтобы можно было собрать людей на молитву. Также священнику нужно иметь при себе «тревожный чемоданчик»: иконы на подставке, все для молебна, чтобы «если, не дай Бог, случилась такая ситуация, священник мог сразу поехать, зная, что делать, как собрать людей, о чем с ними говорить», — считает отец Евгений. В понедельник, 27 февраля, около 13.00 в девятиэтажном доме по улице Николая Островского в Советском районе города Астрахани прогремел взрыв. Четыре нижние этажа четвертого подъезда обрушились сразу, еще через несколько минут рухнули верхние этажи секции. В соседнем подъезде существенно пострадали несколько квартир. По данным сайта МЧС в 03.00 29 февраля 2012 года работы по разбору завалов полностью завершены. Всего спасено 26 человек,  пострадало 22 человека, из них 10 человек погибло, личности всех погибших установлены, 7-ми оказана помощь амбулаторно. В лечебных учреждениях остаются 3 человека. Читайте также: Астрахань: единство перед трагедией

http://pravmir.ru/astraxanskij-svyashhen...

В 1904 году к исполнению обязанностей псаломщика при церкви допущен мещанин Моисей Осипович Немцев – отец Василия Немцева, одного из знаменитых фотографов дореволюционного Новозыбкова. В тот год в церкви насчитывалось всего 17 прихожан обоего пола. Имелся дом для священника, собственного участка земли не было. Интересны воспоминания священника Вонифатьевской церкви – отца Григория (Григоровского). В 1896 году он написал для епархиальных известий об освящении церкви, в деталях описал ее внутренний и внешний вид. Будучи свидетелем событий 1905 года, оставил воспоминания о реакции жителей Новозыбкова на царский манифест от 17 октября о даровании свобод. Его и другие мемуары о жизни города того времени ныне большая редкость, но подробно с ними можно познакомиться по первоисточникам (см. список в конце). Вернемся к рассказу о храме и его устроителе. Помимо Вонифатьевской церкви Афанасий Шведов построил в городе несколько добротных каменных зданий, включая Дом детского творчества, которые сохранились до наших дней. За его средства тротуары некоторых улиц вымостили кирпичом желто-коричневого цвета с клеймом «А.Ш.», то есть Афанасий Шведов. В 1893 году в Злынке построил первую школу. Много помогал Малино-Островскому Рождества Пресвятой Богородицы единоверческому женскому монастырю, что был когда-то у реки Ипути недалеко от рабочего поселка Вышков. Вокруг обители возвел кирпичную ограду. В 20-х годах прошлого столетия ограду ту разобрали, а весь кирпич на подводах привезли в Новозыбков для строительства спичечной фабрики «Малютка» и городской больницы. В 1894 году на территории монастыря построил себе дом, в котором жил каждое лето со своей больной женой Анастасией Павловной до ее смерти. Постоянно жертвовал деньги на нужды бедного средствами Максаковского Троицкого единоверческого монастыря, за что епископ Черниговский и Нежинский Антоний объявил купцу благодарность. Крупным благотворителем был и отец Афанасия Шведова – Иван Львович. Он умер 30 декабря 1889 года. А за четыре года до этого распорядился раздать бедным жителям Новозыбкова собственный капитал в 100 тыс. рублей «на поминовение души его». С этой целью душеприказчики Абросимов П.Ф. и Петухов А.Е. обратились с заявлением в Новозыбковскую городскую Думу о принятии указанной суммы для «дальнейшего употребления согласно воле жертвователя».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/07/vonifa...

П. удалось убедить многочисленных последователей, что не только в древности в отдаленных пустынях Сирии или Египта, но и в современных ему обителях Молдо-Влахии, Афона и России человек мог достичь святости. П. создал школу учеников и последователей, разошедшихся по правосл. миру, для их руководства он составил энциклопедию святоотеческой аскетической мысли - «Добротолюбие». Труды П. были оценены по достоинству митр. Гавриилом (Петровым), свт. Филаретом (Дроздовым), свт. Игнатием (Брянчаниновым), Оптинскими старцами - письма и переводы П. были изданы Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью . Благодаря манифесту «О всемилостивейшем прощении беглецов, укрывающихся в заграничных местах» имп. Александра I Павловича от 15 марта 1801 г. (ПСЗ. Т. 26. С. 588. 19786) мн. слав. ученики П. беспрепятственно смогли возвратиться в Россию и поделиться с насельниками мн. мон-рей полученными от него «духовными сокровищами». Из последователей П. в России наиболее известны архим. Феодосий (Маслов), управлявший Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустынью , схим. Клеопа I , бывший настоятелем покровской Островской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женской пустыни , схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), наставник прп. Льва (Наголкина), схим. Афанасий (Захаров) , скончавшийся в Площанском в честь Казанской иконы Божией Матери мужском монастыре , наставник прп. Макария (Иванова), схим. Афанасий (Охлопов), занимавшийся передачей и исправлением текстов «Добротолюбия» в России. Они в свою очередь имели многочисленных последователей, вместе с к-рыми возрождали обители, переписывали и передавали святоотеческие книги, внедряли положения устава братства П. В архивах России, Украины, Румынии, Молдавии и Греции выявлено ок. 800 рукописей, содержащих письма и переводы паисиевской школы. Гимнография Вскоре после преставления П. его учениками (авторы неизв., все 4 списка выполнил схим. Климент) была составлена служба на церковнослав. языке (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Великое освящение храма, сооруженного в честь 300-летия династии Романовых, состоялось в подмосковном поселке Клязьма 16 ноября 2006 г. 12:30 В мае 1913 г. в честь 300-летия династии Романовых был заложен храм Спаса Нерукотворного в пос. Клязьма Пушкинского района, который был построен в 1916 г. на личные средства старосты Гребневского храма купца I-й гильдии Ивана Афанасьевича Александренко, в древнерусском стиле по проекту архитектора Сергея Ивановича Вашкова, ученика знаменитого художника В.М. Васнецова. На проекте рукой российского императора Николая Александровича написано: «Высочайше дозволено в Царском селе в 1913 г.». После отделки храма предполагалось совершить его освящение, но события 1917 г. остановили отделочные работы. Храм не был освящен. В последующие годы в храме находилось общежитие, а в конце 1980-х годов — склады театра им. А.Островского. 19 декабря 1989 г. храм был передан общине верующих поселка Клязьмы, и тогда же был совершен первый молебен, который положил начало его возрождению. В 2006 г. храм отмечает 90-летие со дня постройки. 12 ноября архиепископ Можайский Григорий прибыл в поселок Клязьма и совершил великое освящение храма Образа Спаса Нерукотворного. Владыке сослужили благочинные церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек, Химкинского округа игумен Владимир (Денисов), Мытищинского округа священник Димитрий Оловянников, Люберецкого округа священник Димитрий Мурзюков, настоятель храма игумен Сергий (Амуницин), иеромонах Феофан (Замесов), священник Максим Максимов, священник Иоанн Монаршек.  За богослужением пели два хора: мужской из военнослужащих Смоленской Зосимовой пустыни и хор храма Спаса Нерукотворного поселка Клязьма. Многие в этот день причащались Святых Христовых Таин. Прихожане от радости освящения храма не могли удержать слез. По окончании богослужения владыка Григорий передал благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , отметил великое значение духовности и Православной веры и вручил Патриаршие награды за усердные труды и реставрацию храма. Орденом св. блгв. кн. Даниила Московского III степени удостоены настоятель храма игумен Сергий (Амуницин) и благотворитель храма И.В. Бочин. М.Е. Малков и И.А. Кузменков удостоены медали прп. Сергия Радонежского. Благословенными и благодарственными грамотами митрополита Ювеналия награждены наиболее потрудившиеся прихожане и благотворители. Архиепископ Можайский Григорий осмотрел территорию храмового комплекса и посетил храм Гребневской иконы Божией Матери, расположенной рядом с каменным Спасским храмом, а также церковно-приходскую школу и библиотеку. Патриархия.ru по материалам сайта Московской епархии Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/161915.htm...

Во 2-й пол. XVII-XVIII в. «крестовые образы» развозили из Крестного монастыря по всей России. Так, в 1673 г. онежский иконописец Алексеев написал для обители 4 иконы Животворящего Креста Господня за 9 р.: «Пять икон в прошлом году… к Москве послано… три иконы крестов же пядниц к Холмогорам ку боярину и во двор же князю Дмитрию в Каргопол, Афанасию Кукшино… икона крестовая послана» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 192. Л. 55 об.). Первая Онежская экспедиция под рук. Н. Н. Померанцева зафиксировала в 1958 г. 5 икон «Поклонение Кийскому кресту» на холстах, к-рые хранились в соборе Рождества Христова в Каргополе. Такое количество образов объясняется тем, что в XVII-XVIII вв. рядом с собором размещалось подворье Кийского Крестного мон-ря (Арх. АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 1). Не исключено, что иконы «Поклонение Кийскому Кресту» могли писать и в других центрах, особенно в мон-рях, основанных патриархом Никоном (Новоиерусалимском и Валдайском Иверском). Однако основная часть сохранившихся икон создана сев. иконописцами. Современная копия К. к., выполненная в 2005 г., находится в Крестовоздвиженском соборе Кий-Островского Крестного мон-ря. Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. С. 57-60; Историческое описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Шаскольский Н. П. Произведения древнерус. искусства в экспозиции музея//Ежег. МИРА. Л., 1958. Т. 2. С. 333-341; Пастернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII в.//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза худож. произведений: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1988. С. 47-60; Русские мастера живописи и гравюры XVI-XVIII вв.: Кат. выст. ГИМ/Авт.-сост.: Н. Ф. Трутнева, М. М. Шведова. М., 1989; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 94-108; Кийский Крест патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2000; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Крест в России/Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 62-65, 270-275; Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский крест, Крестный мон-рь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси/Ред.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 681-705.

http://pravenc.ru/text/Кийском ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010