Вскоре из города и отовсюду собралось множество народа обоего пола и обоего чина, духовного и мирского, братия из мидикийского и прочих монастырей, пришли и два епископа, святой Феофил Ефесский и святой Иосиф Фесалонитский; опрятав по обычаю честное тело святого отца, они положили его в раку, отнесли на корабль и отвезли в Мидикийский монастырь. Блаженный Павел епископ Плусиадский с множеством иноков и мирян встретили тело на берегу, подняли на плечи и понесли в монастырь. На пути совершались дивные чудеса: недужные получали исцеление и одержимые избавлялись от духов лукавых; одна женщина, долго страдавшая кровотечением, лишь коснулась святых мощей преподобного, тотчас получила исцеление. При соборном пении псалмов и подобающих песней, положили преподобного по левой стороне паперти, в гробнице прежде почившего святого отца Никифора, первого игумена той обители. И после погребения также совершались многие чудеса и подавались исцеления приходящим с верою, во славу Христа Бога нашего, во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом да будет от всех честь и слава, и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков, аминь. В тот же день память преподобного Иллирика чудотворца и святых мучеников: Елпидифора, Дия, Висония и Галика. Память 4 апреля Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов Отечеством святого Иосифа была Сицилия Родители его, Плотин и Агафия, были люди благочестивые и добродетельные; за их богоугодную жизнь Господь и даровал им такого сына, который, как выдающийся творец канонов, украсил церковь для ее блага священными песнопениями. Отрок был воспитан в добром книжном научении и благонравии и уже в его детских обычаях можно было видеть указание на то, что, став мужем, он достигнет совершенства в добродетелях: он был кроток, тих, смирен, уклонялся от отроческих игр; с детства полюбив пост и воздержание, не искал вкусных яств, питаясь лишь хлебом и водою, да и то вечером; Божественное Писание изучал весьма успешно. Так возрастал Иосиф телом и духом, когда произошло нашествие варваров на сицилийскую страну, и родители его были вынуждены бежать из отечества своего в иные страны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иоанникий увещевал и вразумлял Антония, а Евстратию советовал жить пока скитальцем по дебрям и горам Олимпа, в чаянии лучшего времени. Он даже предрек ему близкую смерть Льва Армянина. По его смерти, Антоний под влиянием советов Иоанникия образумился и скоро тоже скончался, а игуменство в Авгаровом монастыре опять занял Евстратий. Всего около семидесяти пяти лет прожил он на Олимпе, выдаваясь с Иоанникием, которого почитал как старшего друга и учителя. Скончался в глубокой старости, по Четьи-Минеям, на девяносто пятом году жизни. Так как он был моложе Иоанникия, то жил на Олимпе еще и тогда, когда пришли сюда Константин и Мефодий. 7 . Из современников их по жизни на Олимпе известны Николай, игумен Писсадинонской обители, старец Феодор и ученик их Евфимий солунский, известные по житию последнего. 390 Евфимий, уроженец Галатийской области, в детстве, по смерти отца, остался на попечении матери, которая его воспитала и образовала и на семнадцатом году женила. Но через год Евфимий (в мире Никита) оставляет брачную жизнь и тайно уходит на вифинский Олимп и принимает малый постриг от старца Иоанна в 842 году. Пятнадцать лет провел он в разных послушаниях в Писсадинонской обители на Олимпе под руководством игумена ее Николая. Игумен этот похож был на Феодора Студита по готовности открыто порицать то, что признавал в делах церковных противным канонам. Таким признал он низложение патриарха Игнатия, которого знали и любили монахи по памяти об отце его, благосклонном к монахам императоре Михаиле Рангаве, и по известному его благочестию в иночестве. С тем вместе Николай признал незаконным возведение патриарха Фотия на патриаршество из мирян (как прежде Феодор признал таковым же патриаршество Никифора), и притом при живом патриархе. Зато сам игумен должен был оставить свою обитель. Евфимий также решился перейти с Олимпа на Афон, тогда еще не имевший монастырей. Но с Афона он вторично ходил на Олимп, чтобы принять полное пострижение от славившегося тогда на Олимпе старца Феодора. С Олимпа на Афон он возвратился с иноком Феостириктом, учеником и автором жития преподобного Никиты мидикийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

16. The Great Purge of 843: a Re-Examination (Великая чистка 843 г.: пересмотр проблемы)// LEIMWN .Studies presented to Lennart RydOn on His Sixty-Fifth Birthday. Ed. J.O.Rosenquist. Studia Byzantina Upsaliensia 6, Uppsala, 1996, p. 79-91. 17. Об идейно-политической ориентации хроники Георгия Амартола//Византийские Очерки. М., " Индрик " , 1996, с. 88-96. 18.   Kwnstantinouvpoli " ejpivskopon e[cei :The Rise of the Patriarchal Power in Byzantium from Nicaenum II to Epanagoga. Part II: From the Second Outbreak of Iconoclasm to the Death of Patriarch Methodios (847) (Подъем патриаршей власти... Ч. II: От начала второго периода иконоборчества до смерти патриарха Мефодия (847))//Erytheia 17 (1996), p. 43-71. 19. Тактика православного сопротивления в начале второго периода иконоборчества//  Традиции и наследие Христианского Востока. М., " Индрик " , 1996, с. 63-84. 20. История и агиография. Методологические замечания //Балканские чтения,  4. М., 1997, с. 44-46. 21. Догматико-полемические трактаты св. Иоанна Дамаскина. Вступительная статья, перевод с древнегреческого, комментарий//Святоотеческое наследие. Т. 3. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М., " Мартис " , 1997, с. 20-222, 300-310. ♦22. Замерзший Босфор и святые иконы//Вестник МГУ. Серия " Филология " . 4 (1997), с. 85-93. 23. Патриарх Фотий.Трактаты из «Амфилохий». Предисловие, перевод с древнегреческого, примечания//Альфа и Омега, (13), 1997, с. 76-95; 3 (14), 1997, с. 76-97; 1 (15), 1998, с. 78-100; 2 (16), 1998 с. 87-100; (17), 1998, с. 56-79 (см. ♦24. Патриаршество св. Мефодия I (843-847): борьба за преемственность в византийской церкви//  Византийский Временник 57, 1997, с. 130-156. 25. Феостирикт. Житие Никиты Мидикийского. Предисловие, перевод с древнегреческого, примечания//Альфа и Омега 3 (14), 1997, с. 212-238. ♦26. Проблемы веры и власти в " Апологии Псевдо-Мелитона Сардского "http://ВДИ 1 (1998), с. 313-319. 27.Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. 784-847. 224 с. М.,  " Индрик " , 1998.

http://bogoslov.ru/person/263661

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым (см. его «Ключ к Церковному Уставу»), находим полный и, на наш взгляд, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поется канон Богородицы (Октоиха), потом святого (Минеи). По 3-й песни – седален Минеи, «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни – седален святого, «Слава, и ныне» – седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» – третья стихира святого, «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. О заключительных молитвословиях Типикон умалчивает; по традиции, в конце канонов и стихир – «Достойно есть», и далее по чину повечерия. А. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 23 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Б. На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…». По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха), служба сщмч. Феодота, еп. Киринейского (с 2 марта), и служба прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). Примечание. О службах святым на повечерии см. выше. По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-15/

Никифора (BHG, N 2297-2298); этот храм упомянут также в Житии св. исп. Никиты, игум. Мидикийского, изданном в переводе Д. Е. Афиногенова (М., 2001)). М. посвящено большое количество лит. произведений разных жанров и композиций. Одним из первых текстов такого рода является Энкомий Хрисиппа (V в.) (BHG, N 1290b; издан А. Сигаласом ( Σιγαλς Α. Χρυσππου πρεσβ., γκμιον ες τν Μιχαλ//ΕΕΒΣ. 1926. Τ. 3. Σ. 85-93)). Похвальное слово начинается кратким вступлением, далее автор переходит к определению ангельской природы и, основываясь на книгах Свящ. Писания, делает вывод, что природа ангелов - это дух и огонь. Затем приведено толкование имени архангела: М. не как Бог (ибо Бог один), и никто не может быть как М. (ибо Михаил как Бог). После этого идет краткий комментарий на Книгу прор. Даниила (Дан 10. 21) и Книгу прор. Иезекииля (Иез 28. 14). Заканчивается Энкомий подробным комментарием на один из апокрифов об успении Моисея. На основании Энкомия можно заключить, что в V в. уже окончательно сформировалось представление о безымянном ветхозаветном Ангеле как о М., к-рый в тексте назван архангелом и главным из ангелов, победителем диавола. Особое значение в истории визант. почитания М. имеет текст «Чудо в Хонех» - самое популярное агиографическое произведение, посвященное М., судя по количеству редакций и списков. В отличие от Энкомия Хрисиппа, основанного на ветхозаветном материале, этот текст повествует о событии визант. истории. К этому сюжету многократно обращались визант. авторы. Всего известно 7 текстов «Чуда в Хонех»: BHG, N 1282-1282c - анонимный текст (изд.: Bonnet. 1889); по мнению издателя, это самая ранняя редакция, все остальные основываются именно на ней; BHG, N 1283 - автор текста - К-польский патриарх Сисиний II (X в.; изд. в ActaSS. Sept. T. 8. Col. 41-47); BHG, N 1283a - автор текста Антоний Монах; BHG, N 1283b - текст, приписываемый прп. Иоанну Дамаскину; BHG, N 1283n - автор текста Никита Пафлагон (IX в.); BHG, N 1284 - автор текста прп. Симеон Метафраст (X в.; изд.: AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Василия же, как истинного ересиарха и к тому же совершенно не раскаявшегося, все члены священного синода и сам занимавший тогда патриарший престол Николай приговорили к сожжению. Тогда-то и распорядился император развести на ипподроме громадный костер. Была вырыта очень глубокая яма, а куча бревен, сложенная из высоких деревьев, казалась горой. Когда подожгли костер, на арену ипподрома и на ступеньки мало-помалу стала стекаться большая толпа народа, с нетерпением ожидавшая дальнейших событий. С другой стороны вбили крест, и нечестивцу была дана возможность выбора на тот случай, если он, испугавшись огня и изменив свои убеждения, подойдет к кресту, чтобы избежать костра. Палачи подняли Василия и бросили его в середину костра. Пламя целиком сожрало нечестивца… Стоявший кругом народ с нетерпением ждал и требовал, чтобы бросили в огонь и всех остальных причастных к гибельной ереси Василия» (Анна Комнина. Алексиада. 15,9-10). «Высокомерная убежденность постигать мир исключительно в черно-белых тонах», — это черта вполне византийской риторики. Тут про оппонентов в порядке вещей писалось — «Выкидыши безумия, я говорю о ничтожных человечешках, недостойных и поздороваться с ними» (Житие Никиты Мидикийского, 38). И именно византийский принцип симфонии предполагал, что церковь не вдается в нравственный анализ приказов императора, но послушно благословляет его политические и военные решения (в обмен на то, что император столь же послушен Церкви в вопросе о том, кого считать православным, а кого еретиком). Именно в Византии начальник облизывался ритором-епископом с головы до ног, причем с риторическими приемами на грани кощунства. Именно в Византии было придумано, что помазание на царство прощает царю ранее совершенные им грехи (в том числе и грех убийства предыдущего императора). И при этом именно «Благодаря Путину возник совершенно иной образ Православия»? Каким бы плохим кому-то не казался Путин, но никакой новой грязи к историческому облику византийского православия он не сможет добавить. Ну разве что сбросит атомную бомбу с пасхальным поздравлением (и то и другое, правда пока еще по отдельности, делали именно американские военные: и сбрасывали на города атомные бомбы, и на обычных бомбах писали для православных сербов теплые пасхальные слова).

http://pravmir.ru/uvazhaemyiy-kollega-po...

Похожая ситуация наблюдается с Житием Никиты Мидикийского, написанные Феостириктом. В настоящее время этот текст отражен в двух источниках: в рукописи Vaticanus gr. 1660, содержащей сокращенный греческий текст, и русской церковнославянской четьей минее за апрель, где памятник представлен полностью. Оригинал славянского перевода и ватиканский кодекс явно восходят к одному и тому же прототипу. Однако Vaticanus gr. 1660, согласно колофону, был переписан в Студийском монастыре в 916 г., а это значит, что Житие Никиты сохранилось исключительно в собраниях студийского происхождения. Таким образом, пока что мы видим, что хроника Георгия и два ее источника, относящиеся к тому же времени, из которых один – весьма редкий, скорее всего, оказались в одном и том же месте не позднее середины IX в. Что касается Жития Никифора Игнатия Диакона, то самым ранним его рукописным свидетельством является кодекс Vaticanus gr. 1667, относящийся к той же самой группе из четырех студийских минейных рукописей, которые были переписаны в первые десятилетия X в. и в следующем столетии отправлены в Гроттаферратский монастырь, что и вышеупомянутый Vaticanus gr. 1660 274 . Опять-таки, самый ранний список Жития патриарха Тарасия того же автора – это кодекс Bodleianus Baroccianus gr. 238, которому Эрхард приписывал студийское происхождение 275 . Хотя эта точка зрения была отвергнута по кодикологическим соображениям 276 , нет никаких сомнений в том, что рукопись была скопирована со студийского прототипа, который, в свою очередь, через еще одно посредствующее звено восходил к оригиналу февральского тома русских четий миней 277 . Единственная рукопись, в которой сохранилось Слово на перенесение мощей Никифора, написанное Феофаном Пресвитером, – один из самых ярких образцов Мефодиевой пропаганды – это Marcianus gr. 359, X в. В указанном кодексе, представляющем собой четью минею за два месяца, март и апрель, интересно то, что его апрельская часть демонстрирует близкое родство с уже упоминавшимся студийским кодексом Vaticanus gr.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие трех братьев также сохранилось в единственной рукописи XIV в., возможно происходящей с Лесбоса 177 . Написано оно анонимным автором после 863 г., поскольку в тексте упомянута победа Петроны над арабами 178 . В зависимости от того, понимать ли предсказание св. Георгия Варде, как предречение благополучия во власти или смерти, житие может быть написано ранее или позднее 866 г. 179 Авторы английского перевода жития полагают, что оно было составлено в XI в. с использованием житий, посвященных отдельно трем святым, чьи мощи были положены в одну гробницу в монастыре Божией Матери в Митилене. По мнению исследователей, требуется дальнейший анализ текста с целью распознать в нем фрагменты этих древних житий 180 . Автор русского перевода жития, обращает внимание на близость памятника по проблематике к эпохе иконоборчества (общей с житиями Евфимия Сардского, Никиты Мидикийского, Иоанникия, Мефодия, Михаила Синкелла) 181 . Житие было издано И. ван ден Гейном в 1899 г. 182 Прп. Евстратий , будущий игумен Агаврского монастыря, родился в деревне Вициниана в феме Оптиматы, в возрасте 20 лет ушел на Олимп Вифинский, где подвизались его дяди со стороны матери 183 . Прп. Евстратий был ближайшим сподвижником св. Иоанникия Великого. Как и прп. Иоанникий во время гонений он не принял мученического или исповеднического подвига, но вынужден был скрываться. Преподобный неоднократно упоминается в житиях прп. Иоанникия 184 . Св. Евстратий Агаврский скончался в возрасте 95 лет во время правления Василия I (867–886) 185 . Автор его жития некий монах из братии Агаврского монастыря. Агиограф опирался на свидетельства других монахов, знавших святого лично, а также на жития прп. Иоанникия 186 . Исходя из описания посмертных чудес преподобного, считают, что памятник был создан после 900 г. 187 Св. Иоанн Психаит начал свое церковное служение при патриархе свт. Тарасии. Им он был рукоположен во диакона, а после был последовательно экономом и настоятелем монастыря «тон Психа» близ Константинополя 188 . При Льве V святой претерпел пытки, заключение и ссылку, в конце которой оказался в Херсонесе 189 . В правление Михаила II святой вернулся в свой монастырь, но вскоре по возвращении скончался 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Издатель жития прп. Михаила Синкелла М. Каннингэм приводит краткий анализ иконопочитательских аргументов жития, но касается содержащихся в тексте исповеданий лишь вскользь. Отчасти это оправдано в силу того, что аргументация, содержащаяся в них, достаточно проста, что и отмечает исследовательница 78 . Этот памятник с точки зрения апологии образа, также затрагивает К. Пэрри 79 . Несмотря на наличие этих отдельных примеров, систематическое исследование содержащейся в агиографии иконоборческого периода теории священных изображений до настоящего времени не проводилось. Объектом исследования является агиографическая традиция IX–X вв., описывающая события второго иконоборческого периода. Эта традиция представлена в данной работе 25 житиями или редакциями житий святых, живших и действовавших во время второго иконоборческого периода ( Никифора Константинопольского , Григория Декаполита , Евфимия Сардского, Феофана Исповедника , Иоанникия Великого, Петра Атройского, Никиты Мидикийского, Антония Нового, Георгия Митиленского, братьев Давида, Симеона и Георгия, Евстратия Агаврского, Иоанна Психаита, Макария Пелекитского, Мефодия Константинопольского , Михаила Синкелла, Никиты Патрикия, Николая Студита, Прокопия Декаполита, Феодора Студита , императрицы Феодоры и Феофилакта Никомедийского). Предметом исследования является репрезентация теории почитания икон в житиях святых IX–X вв. Цель диссертационного исследования состоит в реконструкции способов выражения и содержания теории иконопочитания в византийской агиографии указанного периода. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач . 1 . Реконструкция историко-богословского контекста развития идеи образа в византийской традиции. 2 . Типологизация способов включения теории образа в агиографический текст. 3 . Выявление особенностей теории образа отдельных агиографов. 4 . Системный анализ наиболее распространенных среди агиографов богословских идей, связанных с проблемой иконопочитания. Методология исследования

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

99. Col. 400C-401A (ПСТСО. Т. 6. С. 295–297), в которых игумен опирается на авторитет Церкви и ссылается на вышеозначенную сотериологическую посылку. 504 Успенский Ф. Синодик в Неделю Православия. Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893. С. 10. 505 Janin R. Προδρμου (Μον το) τος Στουδου../Le siège de Constantinople et le Patriarcat Ocuménique. Les églises et les monastères//La géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin. Paris, 1953. Tom 3. P. 446. 508 Ср. тенденциозно-критические замечания Якова Кротова по поводу «сектанства» преподобного (на слова прп. Феодора о спасении только содержащих истинную веру), см. Яков Кротов. Словарь святых. (copied 17. 02. 2010), и взгляд Лурье В.М. [редакционная статья, в соавторстве с А.В. Солдатовым и Е.С. Холмогоровым] в статье «Две Церкви. Недоуменные вопросы русской церковной действительности и ответы преподобного Феодора Студита », где позиция прп. Феодора, осуждающего икономию патриарха Никифора и предписывающего строгую изоляцию своей общины, преподносится как единственно правильная в сложившийся ситуации (copied 17. 02. 2010). При этом, в последней статье, не рассматривается изменение взглядов преподобного по этому вопросу, не показана рецепция их Соборным Церковным сознанием (некорректную «схожесть» церковно-политической ситуации, сложившейся в Византийской империи, имевшей доктрину симфонии Церкви и государства, с положением Русской Православной Церкви, конца 1920-х и начала 1930-х годов, в государстве с атеистической идеологией и антицерковным террором – оставим на совести авторов). 509 «Не разрушай, о государь, церковное устроение – ведь сказал апостол: И поставил Бог в Церкви, во-первых, апостолов, во-вторых, пророков, в-третьих, пастырей и учителей, а о царях не сказал. Тебе, о государь, вверено устроение государства и войско – о них заботься, а Церковь оставь пастырям и учителям, согласно апостолу» (Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). Житие Никиты Мидикийского. М., 1997, С. 173). Эти слова были сказаны на аудиенции во дворце, реконструкцию обстоятельств этого приема см. Там же., С. 71–74. 510 Имеется ввиду крестный ход с иконами, устроенный прп. Феодором в неделю Ваий, после низложения патриарха Никифора см. Vita B//PG. T. 99. Col. 285B (ПСТСО. T. 5. С. 195–196).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010