Греч. оригиналы мн. текстов МЧВ не сохранились, поэтому они наряду с др. рус. четьиминейными собраниями и отдельными помесячными томами, восходящими к тому же первоначальному комплекту, имеют большое значение не только для русской, но и для византийской филологии. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 494-558; Canart P. Cinq manuscrits transférés directement du monastère de Stoudios à celui de Grottaferrata?//Bizancio e l " Italia: Raccolta di studi in memoria di A. Pertusi. Mil., 1982. P. 19-28; Афиногенов Д. Е. Церковнослав. перевод «Жития Никиты Мидикийского» и его текстол. значение//Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игум. Мидикийского. М., 2001. С. 147-159; он же. Новгородское переводное четье-минейное собрание: Происхождение, состав, греч. оригинал//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen. Freiburg i. Br., 2006. Bd. 2. S. 261-283. (MLS; 49); он же. Четьи Минеи: Энциклопедия визант. жизни для рус. читателя//Вестн. истории, лит-ры, искусства. М., 2007. 4. С. 127-139. Д. Е. Афиногенов Великие М.-Ч. (ВМЧ). Создание ВМЧ связано с именем свт. Макария, архиеп. Новгородского и Псковского (1526-1542), митрополита Московского и всея Руси (1546-1563). Минеи свт. Макария - самый грандиозный проект в истории отечественной книжности и наиболее полное собрание четьих текстов, известных на Руси до сер. XVI в. ВМЧ отличаются от Миней т. н. домакарьевской редакции не только полнотой и разнообразием материала, но и существенным увеличением числа статей, посвященных рус. святым. Всего известно 3 комплекта Макарьевских Миней. Софийский комплект ВМЧ сохранился только в 9 томах (отсутствуют тома за дек., янв. и апр.): сент.- РНБ. Соф. 1317; окт.- 1318; нояб.- 1319; февр.- 1320; март - ГИМ. Увар. 201; май - РНБ. Соф. 1321; июнь - 1322; июль - 1323; авг.- РГАДА. Обол. 161. Успенский комплект наличествует в полном составе: сент.- ГИМ. Син. 986; окт.- 987; нояб.- 988; дек.- 989; янв.- 990, февр.- 991; март - 992; апр.- 993; май - 994; июнь - 995; июль - 996; авг.- 997.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (†826), священноисп. (пам. 10 сент.), митр. (в рус. традиции - епископ) Никейский. Сведения о жизни П. содержатся в основном в письмах прп. Феодора Студита , а также в Житиях др. святых эпохи иконоборчества : прп. Иоанникия Великого (ActaSS. Nov. T. 2. P. 384-435 [BHG, N 936]) и исп. Никиты, игумена Мидикийского (ActaSS. Apr. T. 1. P. 253-265 [BHG, N 1341]). О раннем периоде жизни П. сведения отсутствуют. Вероятно, он был рукоположен во иерея свт. Тарасием , патриархом К-польским, наряду с Емилианом Кизическим и др. после Вселенского VII Собора . В начале 2-го периода михианской схизмы П. поддерживал свт. Никифора I , патриарха К-польского, и склонял прп. Феодора Студита признать законным снятие прещений с пресв. Иосифа, обвенчавшего вступившего во 2-й брак имп. Константина VI вопреки канонам ( Theod. Stud. Ep. 48; Pratsch. 1998. S. 168), однако преподобный оставался непреклонным. В 812 г., при имп. Михаиле I Рангаве , П. высказался против похода на болгар, снова поддержав патриарха Никифора и заняв позицию, противоположную позиции прп. Феодора Студита, который был сторонником войны с болгарами ( Theoph. Chron. P. 498). Как сообщает Житие исп. Никиты, игумена Мидикийского, П. вместе со мн. авторитетными игуменами и высшими иерархами участвовал в аудиенции, устроенной имп. Львом V (813-820) на Рождество Христово 814 г. Император, тайный сторонник иконоборческих воззрений, пытался убедить представителей Церкви в необходимости открытой полемики с иконоборцами, а сам надеялся в этом споре быть арбитром и т. о. утвердить еретическое учение. Однако собравшиеся представители Церкви, догадываясь о замысле императора, отвергли идею такой дискуссии (ActaSS. Apr. Т. 1. P. 262). Уже в нач. 815 г., когда имп. Лев открыто занял еретическую позицию, П. подвергся гонению и был одним из первых архиереев, к-рых император отправил в ссылку. Однако когда на Пасху 816 г. П. был привезен в К-поль, то буд. патриарху Иоанну VII Грамматику ( Pratsch. 1998. S. 242) или, по иным данным, Феодоту I ( Theodorus Studita. Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. T. 1. S. 305. Not. 552), действующему иконоборческому патриарху, удалось на время склонить императора к более компромиссной по отношению к ереси позиции. Когда П. снова выступил как защитник иконопочитания, его отправили в ссылку ( Theod. Stud. Ep. 177). После восхождения на престол Михаила II Травла (820) П. получил амнистию.

http://pravenc.ru/text/2580284.html

Никиты, была списана с рукописи студийской 932 года. Так как указанный здесь индикт (1-й) не согласуется с 6424 г. (для которого был индикт 4-й), болландист стал утверждать, что Иоанн Студит пользовался церковною эрою, то есть александрийским счислением времени, которое отличалось от римского (и Константинопольского) на 16 лет, так что 5983 александрийцев соответствовало 5999 римлян (=491 г. по Р. Хр.). Отсюда следует, говорит Папеброх (р. 266), что здесь обозначен год по александрийской эре (=932 г.). Однако ни откуда не видно здесь этого. Ученый далее прибавляет, что 932-й год сходится с индиктом 1-м, но это ошибка: в 6424 (932) г. индикт был 5-й, а не 1-й. Если мы припомним житие Николая Студита (X в.), то увидим, что студиты пользовались обще-византийским счислением (5508), и нет необходимости предполагать, чтобы в тоже время студиты пользовались и другою эрою. А по обычному счислению выходит, что рукопись была написана в 916 году, в игуменство Анатолия, который действительно в это время мог жить (ср. стр. 202). Правда индикт 1-й не сходится с 916 г., но описка писца ватиканской рукописи α´ вм. δ " вовсе не так невероятна, чтобы нельзя было допустить её. 529 Жития Никифора Мидикийского († 814 г.), по словам болландистов, не существует, но несомненно, что оно было и написано было по всей вероятности Мидикийским иноком Феостириктом, агиографом его преемника Никиты; в настоящее время мы можем указать напр. на рукопись Ватиканской библиотеки, где это житие сохранилось в списке X–XI века, 530 но еще не издано. Впрочем из жития Никиты видно, что Никифор был в VIII веке строителем и игуменом Мидикийского монастыря (в Вифинии, около Прусы, близ Протонтиды), что он охотно принял в обитель Никиту и через 4–5 лет пожелал видеть его в сане пресвитера, что перед смертью он завещал все свое имущество церкви и умер 4 мая. Память его записана была в синодик его преемником. Кроме того известно, что Никифор присутствовал на VII вселенском соборе и подписался под его актами: Νικηφρος γομενος το γου Σεργου το Μιδικινος.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кон. VIII - 1-я пол. IX в.), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта), еп. Прусиадский (Плусиадский). Житие П. не сохранилось. Сведения о нем содержатся в Житиях др. подвижников эпохи иконоборчества : прп. исп. Никиты , игум. Мидикийского (BHG, N 1341 (Cap. 48); † 824; пам. 3 апр.), свт. Петра, еп. Атройского (BHG, N 2364 (Cap. 68); † 837; пам. 13 сент.) и прп. Антония Нового (BHG, N 142 (Cap. 41-43); † ок. 864; пам. греч. 11 нояб. и 1 дек.). В связи с разрозненностью информации невозможно точно восстановить хронологию жизни П. По мнению большинства современных исследователей, П. был епископом г. Плусиада в феме Вукелларии (северо-запад М. Азии), суффраганом митрополита Клавдиопольского (пров. Гонориада) ( Sauget. 1968. Col. 263), но Сергий (Спасский) подчеркивает, что кафедрой П. был г. Пруса в Вифинии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 98), что является ошибкой (в Вифинии наряду с Прусой существовал и г. Прусиада). П. был ревностным противником иконоборцев. За свои обличительные проповеди подвергся изгнанию в окрестности горы Олимп в Вифинии, крупного монашеского центра, где в то время жили многочисленные подвижники и приверженцы Православия. В окрестностях Олимпа П. встретился с прп. Антонием Новым, к-рого сначала принял за нищего, т. к. тот носил рубище и вел себя очень смиренно. Поскольку П. имел возможность устраивать трапезы для нищих и убогих, он приглашал на них и прп. Антония, не сразу узнав в нем великого подвижника. В 824 г. П. в числе др. клириков и архиереев встречал мощи прп. Никиты Мидикийского, к-рые переносили с одного из Принцевых о-вов, где преподобный скончался, в Мидикийский мон-рь. Однажды П. тяжело заболел и в течение 12 дней находился при смерти. К его одру призвали свт. Петра Атройского, к-рый исцелил епископа. Современником П. был также сщмч. Феофилакт , епископ Никомидийский (пам. 8 марта), однако в его Житии П. не упомянут. Издатель и исследователь Жития А. Фогт считает датой смерти Феофилакта 840 г., т. о. можно предположить, что П. к этому времени уже скончался, но был жив в 837 г. (год смерти Петра Атройского, в Житии к-рого говорится только об исцелении, но не о смерти П.). Кроме того, в краткой синаксарной заметке сообщается о том, что П. всю жизнь должен был противостоять иконоборцам, следов., он скорее всего умер до Торжества Православия в 843 г.

http://pravenc.ru/text/2581803.html

Монах Феостирикт – автор жития игумена Мидикийского монастыря в Вифинии прп. Никиты, ученика и преемника прп. Никифора Мидикийского (ум. в 813 г.). Никита был отправлен в ссылку за иконопочитание Львом V, вернулся в 820 г. при воцарении Михаил II, скончался 3 апреля 824 г. 146 Преподобный также известен как составитель антииконоборческого флорилегия 147 . Агиограф Феостирикт предположительно был близким учеником Никиты 148 . По крайней мере, автор упоминает о своем присутствии в Константинополе вместе с героем жития в момент посвящения прп. Никиты во игумена и начала 149 . Феостирикт не пропускает такие могущие быть известными только близкому человеку подробности, как особая чистоплотность преподобного, сделавшая для него заточение невыносимым 150 . Также он не скрывает то, что во время гонений Никита причастился с иконоборческим патриархом Феодотом 151 . У Никиты были смягчающие обстоятельства в виде того, что иконоборец при этом анафематствовал не поклоняющихся иконе, а происходило все в молитвенном помещении, которое, как и раньше было расписано (εκτρια, στορισμνα δ ς τ πρτερον) 152 , но вскоре он горько раскаивается в содеянном. По мнению А. П. Каждана житие было написано между 824 и 829 гг. 153 База данных Дамбартон-Оукс вслед за И. Шевченко 154 указывает даты между 829 и 844/5 (поскольку Феостирикт упоминает о том, что бывший император Михаил I все еще здравствует) 155 . Рукопись Vaticanus gr. 1660, переписанная в 916 г. в студийском монастыре, содержит сокращенный греческий текст жития. В церковнославянской четьей минее сохранился полный текст 156 . Перейдем к житиям второй группы. Жизнеописание прп. Антония Нового 157 , духовного отца Петроны, брата императрицы Феодоры, сохранилось в двух, изданных отдельно фрагментах (BHG 142 и 143). Ранее считалось, что речь в них идет о разных святых. Такого мнения придерживался, в частности, Х. М. Лопарев 158 . Ф. Алкэну удалось, однако, идентифицировать эти тексты как фрагменты одного жития 159 . Так, в первом фрагменте Петрона лишь упоминается (он скончался одновременно с преподобным) 160 , а второй фрагмент подробно описывает историю взаимоотношений Петроны и прп. Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР [Греч. Νικηφρος] (755-813), прп. (пам. греч. 4 и 5 мая), игум. Мидикийский. Житие Н. написано неизвестным монахом Мидикийского мон-ря (BHG, N 2297; Halkin F. La Vie de St. Nicéphore, fondateur de Médikion en Bithynie († 813)//AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 401-425); важным источником сведений о преподобном служит также Житие его ученика и преемника преподобноисп. Никиты , игум. Мидикийского (пам. 3 апр.; BHG, N 1341). Н. происходил из знатной к-польской семьи. Отца звали Андрей, мать - Фоту (Фота), старшего брата - Феодор, младшего - Григорий. Три брата получили блестящее образование, несмотря на то что глава семейства рано умер и мать воспитывала сыновей одна. Однако светская карьера не привлекала братьев, и все они избрали иноческий путь; монахиней стала и Фоту. Н. принял монашеский постриг в 25 лет в мон-ре Ираклион в Вифинии. Прозорливый Иосиф, игумен этой обители, понял, что Н. предстоит важная миссия в развитии монашества, и через нек-рое время направил его в обл. Катавол (Κατβολος) в районе горы Олимп Вифинский (ныне Улудаг, Турция), где находилось родовое имение Н., с предписанием основать там обитель во имя Пресв. Богородицы. В это время правосл. монахи противостояли ереси иконоборчества, подвергаясь гонениям и репрессиям. Н. был одним из строгих последователей иконопочитания, и вскоре в основанную им обитель начали прибывать желающие жить под его духовным руководством. Община быстро разрослась, и нужно было вновь искать место, чтобы поселить всех духовных чад и учеников Н. Между 780 и 787 гг. Н. основал Мидикийский монастырь (μον Μηδικου), восстановив полуразрушенный древний храм во имя арх. Михаила неподалеку от обители во имя Пресв. Богородицы. Название мон-ря происходит от греч. слова μηδκη - «люцерна». Новая обитель находилась на побережье Пропонтиды (Мраморного м.), к юго-западу от Триглии (ныне Зейтинбагы, Турция). Мон-рь был посвящен св. Сергию, однако главным оставался храм во имя арх. Михаила. Функционировал до XIX в. и назывался монастырем Всех святых; до сер. XX в. сохранялся монастырский храм, но ныне от него ничего не осталось ( Mango C., Pevchenco I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara//DOP. 1973. Vol. 27. P. 240-242).

http://pravenc.ru/text/2565444.html

1. В халдейских календарях значится в числе святых 1 ноября Ахаз, вероятно, отличный от царя иудейского) (см. Allgemeines Marmyrol. Muller. 1860). 2. Писатель стихословий мог приложить к неизвестному святому Ахазу слова иудейского царя, прилагая их к сему святому в прямом смысле. 2     Пр. Тит. Болландисты гадательно полагают, что св. Тит есть брат. Николая студита, упоминаемый в житии его 4 февр. Странно в таком случае то, что память его в церкви древнее и славнее самого св. Николая брата его, а жития, его нет. Тит находится в евангелиях 10 века, а Николай встречается в первый раз в прологах XI века; пр. Титу написан канон Феофаном и он поставлен на 1 месте в месяцесловах, брату его Николаю нет службы. Бог прославил пр. Тита, как видно, многими чудесами.     Амфиан и Едесий. По Евсевию св. Амфиан пострадал в 306 году (в 3 год гонения Максимина) 2 числа месяца Ксантика за 4 дня до апрельских нон в пяток. По вычислению Болландистов пяток в 306 году падает на 5 апреля, и след. Ксантик яко бы не изо дня в день совпадает с апрелем. Не справедливо. У Евсевия и других писателей все дни сирских месяцев совпадают с римскими (см. ниже 3 апр. жизнь Никиты мидикийского). Лалош (Сравн. календарь. стр. 48) верно утверждает, что сиро-македонские месяцы отличались от римских только одними названиями. Буттлер кончину Амфиана полагает 2 апреля 306 года. Евсевий был очевидцем страданий св. Амфиана. Его описание в Христ. Чт. 1830. Ч. 39. Акты Амфиана и Едесий на халдейском языке обнародованы Стефаном Ассемани (Т. II. 188 и 195). По прологу Амфиан происходил из Лидии, у Евсевия из Ликии из города Пагаса. Такой город нигде неизвестен. В Лидии была гора Погос. 3     Пр. Никита мидикийский. Житие святого написано учеником его Феостириктом, иноком той же обители, которая находилась близ Пруссы и называлась обителию св. Сергия мидикийского. Первый настоятель и основатель ее св. Никифор (в греч. мин. память его 4 мая) подписался на 5 вселенском соборе (381 г.): Νικηφρος ηγομενος το γου Ζεργου Μτδικινος.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2. Вторник 2-й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского. [Литургия Преждеосвященных Даров] . Совершается великопостное богослужение в соединении со службой сщмч. Феодота, еп. Киринейского (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б) . С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»). Таким образом, на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха) и канон святого, память которого приходится на Лазареву субботу – прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). Если во вторник 2-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б), то на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха), канон сщмч. Феодота, еп. Киринейского (с 2 марта), и канон святого, память которого приходится на Лазареву субботу – прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). О службах святым на повечерии Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с т. н. «молебными» припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: «Слава» – тропарь, «И ныне» – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-15/

Реконструкция по рукописям IX–XII вв. и печатным изданиям репертория гимнографов IX в. — Феофана, Георгия, Иосифа — подтвердила, что они стремились не просто заполнить свободные даты Тропология, службы которого часто дублировали, но создать гимнографическое приложение к КС. При приблизительном подсчёте оказалось, что если авторами Тропология (Андреем, Германом, Иоанном, Космой, Стефаном) было написано на март 9, а на апрель 5 канонов, то гимнографами IX в. на каждый из этих месяцев соотв. 107 и 102. Из общего свода песнопений формировались книги для Константинополя, Палестины, Южной Италии, дополняемые локальными памятями и гимнографией к ним. Поэтому единого стандарта на раннем этапе не существовало, было невозможно отыскать два одинаковых списка. Специфика состава рукописей объяснялась “пожеланиями и требованиями заказчика” 31 , ориентацией на тот или иной Устав или традицию. Так, месяцеслов древнейшей Минеи Sina­it. Gr. 607 (IX–X вв.) отличало обилие (14!) служб в память святых эпохи иконоборчества: аморийских 42 мученика (6 марта 845 г.), преподобного Иакова исповедника (21 марта VIII в.), преподобного Евстафия Вифинского (28 марта 1-й пол. IXb.), преподобного Никифора Мидикийского (31 марта 814 г.), преподобного Никиты Мидикийского (3 апреля 824 г.) и др., что было обусловлено созданием книги вскоре после торжества Православия и задачей собрать службы святых, подвизавшихся и пострадавших в те годы. “Энциклопедический” месяцеслов отличал Минеи синайского комплекта X–XI вв. 32 . Если в большинстве Миней IX–XII вв. на каждый день приходилась одна память, то здесь — от двух до четырёх. Благодаря насыщенности месяцеслова и палеографическим особенностям удалось отождествить принадлежность к декабрьской Минее этого комплекта (Sina­it. Gr. 578. 11–31 декабря) знаменитого фрагмента, привезённого К. Ти­шен­­дор­фом в 1859 г. в Императорскую Публичную библиотеку (РНБ. Греч. 89. Минея. 1–10 декабря) из поездки на Восток 33 . Это открытие позволило уточнить его датировку, XI в., в отношении которой расходились исследователи 34 , и объяснить особенности состава.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

Владимир) Ю. А. Ковалем был разработан проект противоаварийных работ по усилению конструкций церкви. С осени 1996 года Ю. А. Коваль возглавил проведение ремонтных и реставрационных работ на храме. Его сотрудники произвели вычинку разрушавшихся алтарных стен, установили металлические бандажи на апсиде и на верхнем ярусе колокольни (1996), восстановили колонны по восточному фасаду, укрепили профилированный деревянный карниз над алтарем и шатер колокольни (1997), выполнили вертикальную планировку территории храма, сняли асфальтовое покрытие и два слоя бетонной отмостки вокруг церкви, установили дискретную отмостку, обустроили газоны и цветники (1998–1999), заменили фундамент под апсидой и восстановили гидроизоляцию, укрепили и отремонтировали надалтарную часть и купола (2000), облицевали белым камнем цокольную часть алтаря (2001), изготовили и установили новый купол на крестильне (2002), начали работы по укреплению стен и колонн внутри храма (2003–2004). Современное состояние [ править править код ] Приход многоклирный. Богослужения совершаются ежедневно. С 1990 г. проводятся реставрационные стен алтаря и верхнего яруса колокольни. Имеется воскресная школа «Святитель Феодор Епископ Едесский» и библиотека. Священники прихода посещают школу интернат средние школы 24, Волгоградский Государственный Университет, а также ведут душепопечительскую работу в больнице больнице «Каустик» и хосписе. Престольные праздники [ править править код ] Никита Мидикийский, преподобный - 16 апреля Как добраться [ править править код ] Адрес: 400023 г. Волгоград (Бекетовка) ул. Абганеровская 110 а Телефон: +7 (8442) 44-58-87 Проезд: До храма можно доехать на маршрутках 1С, 3С, 56Э Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются ежедневно в 9.00 и 16.00, в воскресенье в 9.00 и 15.00 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Храм святого Никиты Мидикийского Страница храма в соцсети Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Н...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010