Кроме того, из жития прп. Марии, видно, с каким благоговейным почитанием верующие издревле относились к древу Креста Господня, который сектанты хулят, как виселицу, эшафот. Прп. Мария, проводившая в продолжение 17 лет греховную жизнь в египетском городе Александрии, прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня; в самый праздник, желая войти в храм среди толпы народа, она долго отреваема была невидимою силою, не допускавшею ее в храм. Увидев в притворе храма икону Богоматери и обратившись к ней, она стала со слезами умолять Пр. Владычицу допустить ее до поклонения Кресту Господа Иисуса. Молитва ее была услышана, и она беспрепятственно вошла в храм и облобызала животворящее древо Креста Господня. Возвратившись в притвор, она опять стала молиться пред иконою Богоматери и услышала от Нее голос: «За Иорданом найдешь себе покой». Переправившись за Иордан, она 47 лет провела в пустыне среди тяжких подвигов покаяния и удостоилась от Бога дара знамений и чудес ( Деян. 8 Всел. Соб. VII, 312). 2 . Прп. и чудотворца Тита, мчч.: Амфиапа, Едесия, Поликарпа. 3 . Прп. Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской; прп. Иллирика, мчч.: Елпидифора, Дия, Вифония и Галика, мц. Феодосии девицы. 4 . Прпп.: Иосифа песнописца, Георгия, иже в Малеи безмолвника, Зосимы палестинского ; мцц.: Фервуфы девы и сестры ее с рабыней. 5 , Мчч.: Феодула чтеца и Агафопода диакона и иже с ними; прпп.: Пуплия монаха, Феоны, Симеона и Форвина, Феодоры Селунской, Марка Афинского и Платона Студийского. Прп. Марк Афинский 95 лет пробыл в Эфиопии, у подножия Фраческой горы, не видя человека и не причащаясь евхаристии; однако, говорит Денисов в помор. ответах, явился вожделенным Богу сосудом. Но пример Марка Фрачевского не соответствует положению безпоповцев, никогда не причащающихся тела и крови Христовых, потому что св. пустынножители, в том числе, конечно, и прп. Марк Фрачевский, уходили в пустыню, сподобившись причастия Христовых тайн; а некоторые из них, по свидетельству свт. Василия Вел. (Ник. Черн. сл. 53) и Симеона Солунского (Отв. на 41 вопр. Гавр. м. Пентап.) держали при себе запасные дары, которыми и причащались.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О святой кончине его тотчас стало известно в столице и окрестностях. Вскоре из города и отовсюду собралось множество народа обоего пола и обоего чина, духовного и мирского, братия из мидикийского и прочих монастырей, пришли и два епископа, святой Феофил Ефесский и святой Иосиф Фесалонитский; опрятав по обычаю честное тело святого отца, они положили его в раку, отнесли на корабль и отвезли в Мидикийский монастырь. Блаженный Павел епископ Плусиадский с множеством иноков и мирян встретили тело на берегу, подняли на плечи и понесли в монастырь. На пути совершались дивные чудеса: недужные получали исцеление и одержимые избавлялись от духов лукавых; одна женщина, долго страдавшая кровотечением, лишь коснулась святых мощей преподобного, тотчас получила исцеление. При соборном пении псалмов и подобающих песней, положили преподобного по левой стороне паперти, в гробнице прежде почившего святого отца Никифора, первого игумена той обители. И после погребения также совершались многие чудеса и подавались исцеления приходящим с верою, во славу Христа Бога нашего, во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом да будет от всех честь и слава, и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.   В тот же день память преподобного Иллирика чудотворца и святых мучеников: Елпидифора, Дия, Висония и Галика. Память 4 апреля Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов Отечеством святого Иосифа была Сицилия [ 1 ]. Родители его, Плотин и Агафия, были люди благочестивые и добродетельные; за их богоугодную жизнь Господь и даровал им такого сына, который, как выдающийся творец канонов, украсил церковь для ее блага священными песнопениями. Отрок был воспитан в добром книжном научении и благонравии и уже в его детских обычаях можно было видеть указание на то, что, став мужем, он достигнет совершенства в добродетелях: он был кроток, тих, смирен, уклонялся от отроческих игр; с детства полюбив пост и воздержание, не искал вкусных яств, питаясь лишь хлебом и водою, да и то вечером; Божественное Писание изучал весьма успешно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Девятый век 815 г. – Возобновление иконоборчества (при Льве Армянине) и начало нового исповедничества. Достаточно упомянуть только имена св. Михаила, епископа Синадского (бывший посол императора Никифора у Гаруна аль-Рашида) 395 преп. Феофилакта Никомидийского 396 преп. Никиты Мидикийского 397 и славнейшего в отцах преп. Феодора Студита 398 842 г. – «Торжество православия», свершившееся в этом году в первую неделю Великого Поста, и доныне отмечается, являясь и торжеством монашества, вынесшего, можно сказать, на своих плечах всю тяжесть иконоборческого гонения. Св. Собор (VII Вселенский), проходивший под председательством св. Мефодия 399 анафематствовал еретиков и подтвердил иконопочитание. На утрени в этот день пелся канон преп. Феофана Начертанного (впоследствии митрополита Никейского), в котором живо изображается торжество Церкви 400 Чем дальше, тем монашество все более и более ширилось и делалось славнее. При македонской императорской династии, по словам историков, «монахов и счесть было бы невозможно» 401 «В Константинополе и его предместьях, – говорит лучший знаток этой поры византийской истории Шлемберже 402 (и оттого, что говорит инославный, свидетельство вдвойне ценно), – монастыри высились целыми сотнями; у каждой церкви, даже у каждой часовни был свой монастырь; в некоторых кварталах здания их и всевозможных связанных с ними благотворительных учреждений тянулись друг за другом на необозримое пространство. Не было императора, князя, провинциального архонта, богатого сенатора или купца или же знатной женщины, которые не основали бы или не обогащали бы, при жизни или на смертном одре, какого-либо монастыря, то для снискания милости Божией, то для искупления тяжкой вины». Почти каждый зажиточный человек мечтал о своем собственном монастыре 403 а небогатые, даже крестьяне, строили их в складчину 404 Влечение в кельи стало всеобщим: представители обоего пола, всех званий и положений, от высших до низших, соревновались в желании покинуть мир. Некоторые обрекали своих детей на монашество в раннем возрасте, а иногда даже еще до рождения 405 Многие из оставшихся в миру старались и в нем жить по-монашески, а краем желаний даже для религиозно равнодушных людей было умереть постриженным или, по крайней мере, быть похороненным в священной ограде монастыря!» 406 /

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Столичным патриаршим школам в епархиях соответствовали школы епископские, которые открывались епархиальными архиереями, находились в их заведовании и содержались на средства епископий. Епископские школы были довольно распространены в Византии и иногда служили предметом весьма внимательного отношения со стороны епархиальной власти. Из них известна, например, епископская школа в городе Кесарии, где получил начальное образование подвижник IX b. Никита, игумен Мидикийского монастыря; при митрополите Арефе (Х в.) Кесарийская школа достигла процветания и имела многочисленных учеников, в числе которых был другой Никита – Пафлагонянин, известный в византийской литературе. В Х в. существовала епископская школа в Пелопоннесском городе Короне, где учился инок Феодор, подвизавшийся после на острове Кифере. Епископские школы существовали в городе Фессалонике, где народное образование достигло высокого развития в XII b. при знаменитом митрополите Евстафии, и Афинах, где о народном просвещении много заботился не менее знаменитый митрополит Михаил Акоминат. Последний отличался большой любовью к науке и, вступив на Афинскую кафедру в 1182г., прежде всего, занялся восстановлением и благоустройством народных школ, которые были в упадке. Когда Афины в 1204г. были завоёваны латинянами, Михаил вынужден был удалиться на соседний остров Кеос, где продолжал свои труды по народному образованию. Он учредил здесь начальную школу, в которой под его руководством занятия вёл Георгий Варданис, вполне подготовленный к школьному делу. Этот Георгий был сын епископа города Каристы, учился у Михаила Акомината и некоторое время состоял учителем епископской школы в Каристе. Переселившись вместе с Михаилом на остров Кеос, Георгий заявил себя как опытный и энергичный учитель. По словам Михаила Акомината, во всей Элладе не было народного учителя лучше Георгия. Впоследствии (в 1228–1236г.) Георгий был митрополитом Керкиры и, конечно, по-прежнему деятельным просветителем народа. Из других епископских школ известны: в Ираклии, где в начале XIII b. получил начальное образование Никифор Григора под руководством митрополита Иоанна, в Серрах, где под руководством епископа Никиты учились братья Феофилакта Болгарского , в Афанаиде, где существовала епископская школа в XIV b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Упоминания о первых поселениях отшельников в районе О. встречаются довольно рано. Мч. Неофит Никейский (кон. III - нач. IV в.) искал здесь убежища в пещере, к-рую уступил ему лев (BHG, N 1326). При имп. св. равноап. Константине I Великом (306-337) некий новацианин Евтихиан жил как отшельник на О. и пользовался большой славой ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 13. 1-10; Sozom. Hist. eccl. I 14. 9-11). Прп. Ипатий Руфинианский († 446) видел здесь мон-рь ( Callinicos. Vie d " Hypatios/Éd., trad. G. J. M. Bartelink. P., 1971. P. 272. (SC; 177)). Севернее О., на хребте Арганфоний, в 570/1 г. кувикуларий и хартуларий Нерсес основал Кафарский мон-рь ( Stiernon. 1970). В 1-й период иконоборчества , особенно после разгрома горы Св. Авксентия в 763 г., удаленный от столицы О. стал прибежищем для монахов-иконопочитателей, к-рые возродили здесь монашескую жизнь. На О. долго подвизался мч. Георгий Лимниот (PMBZ, N 2111), пострадавший при имп. Льве III Исавре (717-741). Настоятели ряда монастырей О. и его окрестностей (Агаврского, Саккудийского, Кафарского, Мидикийского, Символьского, Хинолаккского) участвовали во Вселенском VII Соборе (787), причем некоторые из них занимали первые места среди игуменов Византийской империи; возможно, на О. находились также представленные на Соборе монастыри св. Илии и Келлии ( Auz é py et al. 2009. P. 432-433). Расцвет монастырей О. приходится на время между 2 периодами иконоборчества (784-815), на 2-й этап иконоборчества и последующее столетие во многом благодаря выдающимся подвижникам - борцам с ересью, своей близости к столице, а также богатым и знатным монахам-ктиторам. Во-первых, на О. распространяются разнообразные формы монашеской жизни: отшельничество, поселения в лавре, киновии. Мон-ри различались степенью аскетичности и открытости миру; их основывали как отшельники в труднодоступной местности, так и наследники богатых семей в своих родовых имениях на побережье (преподобные Феофан Исповедник, Платон Саккудийский, Никифор Мидикийский). Во-вторых, О. начинает влиять на монашескую жизнь империи, в т. ч. К-поля. Некоторые мон-ри (Агаврский, Ираклийский) имели в столице свои метохии. Племянник прп. Платона, игумена Саккудийского мон-ря, прп. Феодор заново заселил древний Студийский мон-рь в столице. В результате возникла группа студийских мон-рей на самом О. (Саккудийский, Кафарский, св. Христофора, Трипилианский и, вероятно, Символьский), подчинявшихся игумену к-польской Студийской обители.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

По плану церковь близка к вифинскому храму на Юшатепе: аналогичная декорация фасадов (простые глухие арки и полигональные апсиды) и специфическая техника opus mixtum (толстая кирпичная полоса внизу и узкие выше) указывают с большой долей вероятности на работу одной артели. Храм был украшен фресками. V. Ираклийский мон-рь, находился близ Киоса. В VII Вселенском Соборе (787) принимал участие игумен Ираклийского мон-ря Иосиф, носивший титул архимандрита и занимавший высокое (6-е или 8-е) место среди игуменов Византийской империи. В 780 г. он постриг здесь в монахи прп. Никифора Мидикийского. В 797 г. монахи Ираклийской обители встретились в Лампсаке с прп. Феодором Студитом для того, чтобы обсудить обстоятельства михианской схизмы , начало к-рой положили развод и 2-й брак имп. Константина VI (790-797). В 803 г. здесь хотел принять монашеский постриг Вардан Турок, организатор неудачного мятежа против имп. Никифора I. В 815 г. игумен мон-ря перешел на сторону иконоборцев. Обитель неск. раз посетил прп. Антоний Новый: в 30-х гг. IX в., при игум. Игнатии (восстановил мон-рь, но ушел отсюда из-за иконоборцев), и после 842 г., в период игуменства Макария. В то же время насельник обители, мон. Петр, ставший отшельником, был рукоположен во митрополита Силлейского. Ираклийский монастырь владел метохием Всех святых в К-поле. VI. Др. обители. Близ Киоса находился храм св. Фирса, возможно с мон-рем, а также мон-рь, основанный свт. Мефодием - буд. патриархом К-польским (вскоре он был вынужден покинуть обитель из-за преследований со стороны иконоборцев). Восточнее Катавола, в Киризе (одном из пунктов визант. сигнальной системы) близ Киоса, известны храм св. Георгия и мон-рь Пресв. Богородицы, где в кон. XIV в. хранилась рукопись Ambros. Q 42 sup. Вероятно, в Катаволе находился Иполихнийский мон-рь, игумен к-рого не поддержал прп. Феодора Студита в 816 г. Из дарственной записи епископа Аполлониадского Феостирикта в рукописи 1292 г. известен Пасханский мон-рь св. Григория на горе Мегас-Агрос.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Согласно первой версии, Никита Романович Захарьин-Юрьев в конце 1540-х годов женился на купеческой дочери Варваре Ивановне Ховриной и получил в приданое этот дом. По другой версии, здесь приобрел дом сам Роман Юрьевич, и он перешел по наследству младшему сыну Никите Романовичу. Третья версия гласит, что Никита Романович просто купил себе владение на Варварке после того, как родовое гнездо близ Тверской опустело. В Знаменском монастыре хранилось предание, что этот дом был построен до рождения будущего патриарха Филарета Никитича, которое относят приблизительно к 1554–1560 годам. Это был большой боярский двор в традициях тех времен, с каменными палатами, хозяйственными службами. Фасад дома и окна выходили на улицу, что было редкостью, а парадное крыльцо находилось со стороны двора. Домовым храмом стала каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение», освященная в память пребывания Никиты Романовича наместником Новгородским, с приделом преподобного Никиты Мидикийского по именинам хозяина, который, как известно, основал в Москве женский Никитский монастырь, оставивший имя Большой и Малой Никитским улицам. Дом Никиты Романовича стал не только главным («старшим») домом на Варварке и ее архитектурным центром, но и осадным двором, то есть имел оборонное значение на подступах к Кремлю. Однако жизнь боярина и его сыновей в этом доме была полна драм. В 1571 году двор пострадал в нашествии крымского хана Девлет-Гирея, а в 1580 году на хозяина наложил опалу Иван Грозный. Несколько сотен стрельцов, посланных царем на расправу, мгновенно разорили его дом, а царь лишил его всех поместий, так что Никита Романович остался нищим. Соседний двор на Варварке Иван Грозный подарил англичанам под посольство, и Никита Романович, по преданию, будто бы просил у них на бедность ткани для одежды себе и домочадцам, хотя в добрые времена нанимал у них учителя для обучения латыни своего старшего сына Федора Никитича, будущего патриарха Филарета. Мыкался боярин недолго: Иван Грозный вскоре сменил гнев на милость и перед смертью назначил Никиту Романовича одним из ближайших советников своему сыну Федору – это было первым шагом к грядущим бедам Романовых.

http://pravoslavie.ru/28620.html

Вскоре из города и отовсюду собралось множество народа обоего пола и обоего чина, духовного и мирского, братия из мидикийского и прочих монастырей, пришли и два епископа, святой Феофил Ефесский и святой Иосиф Фесалонитский; опрятав по обычаю честное тело святого отца, они положили его в раку, отнесли на корабль и отвезли в Мидикийский монастырь. Блаженный Павел епископ Плусиадский с множеством иноков и мирян встретили тело на берегу, подняли на плечи и понесли в монастырь. На пути совершались дивные чудеса: недужные получали исцеление и одержимые избавлялись от духов лукавых; одна женщина, долго страдавшая кровотечением, лишь коснулась святых мощей преподобного, тотчас получила исцеление. При соборном пении псалмов и подобающих песней, положили преподобного по левой стороне паперти, в гробнице прежде почившего святого отца Никифора, первого игумена той обители. И после погребения также совершались многие чудеса и подавались исцеления приходящим с верою, во славу Христа Бога нашего, во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом да будет от всех честь и слава, и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков, аминь. В тот же день память преподобного Иллирика чудотворца и святых мучеников: Елпидифора, Дия, Висония и Галика. Память 3 апреля Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника Преподобный Никита происходил из Кесарии Вифинской от благочестивых родителей. Отец его, по имени Филарет, лишившись супруги, отошедшей к Господу в восьмой день по рождении отрока Никиты, постригся в иночество; отрок же был воспитан матерью отца, еще находившеюся тогда в живых. Достигнув сознательного возраста и получив книжное обучение, преподобный Никита отдал себя на служение Богу. Сначала он проходил в церкви пономарское служение упражняясь в чтении божественных книг, потом он удалился к некоему отшельнику Стефану, мужу добродетельному; получив от него достаточное наставление, преподобный Никита, по его совету, отправился затем в монастырь мидикийский, основанный преподобным Никифором, который был и игуменом в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Когда варвары отпустили многих греческих пленников, Захария же остался, предводитель варваров сказал ему: — Хочешь ли идти на родину? — И очень хотел бы, — отвечал Захария, — но царю нашему не угодно было избавить меня от этого плена. Предводитель сказал: — Я тебя освобождаю; иди согласно своему желанию. Видя, что предводитель варваров так неожиданно милостив к нему, Захария познал, что Сам Бог устрояет это по молитвам святых отцов, которым некогда он оказывал добро. Исполнившись смелости, он сказал предводителю: — Если угодно тебе отпустить меня на свободу, то даруй мне и другого пленника, единоименного мне и соотечественника, который вместе со мной был в узах. Предводитель отвечал: — Возьми и его, и идите оба с миром на родину. Так был освобожден Захария. Прибыв с другом своим на остров к преподобному отцу Никите, он благодарил его за святые молитвы, ради которых Бог избавил их от варварского плена. Еще и другое преславное чудо сотворил этот святой отец: своею усердною молитвою к Богу избавил от потопления и вывел на сушу невредимыми трех братьев, которые, плавая по морю в одной ладье, среди ночи были внезапно застигнуты волнением. Так, находясь сам в узах пленником и бедствуя, он чудесно избавлял других от уз и бед. Преподобный страдал в темнице шесть лет, до самой погибели богопротивного царя Льва Армянина. Когда последний был неожиданно убит своими воинами, и вступил на престол Михаил из Аммории, прозванием Травлей или Валвос, стали выпускать святых отцов из уз и заточений на свободу; тогда был освобожден и преподобный отец Никита, игумен Мидикийского монастыря, без пролития крови мученик, мужественный исповедник православия, непобедимый воин Христов. Он не пошел в свой монастырь, а поселился в одном уединенном месте недалеко к северу от Византии, желая жить безмолвно. Там он после продолжительных страданий своих жил недолгое время, но многие оказал чудесные благодеяния силою многоцелебной благодати. Пред кончиной своей, после всех перенесенных в изгнании многоболезненных страданий, заболел он уже в последний раз, причастился Божественных Таин в субботу, а в воскресение на рассвете преставился ко Господу в 3 день месяца апреля О святой кончине его тотчас стало известно в столице и окрестностях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010