Пр. Афанасия мидикийского † ок. 814 г. 26 окт. Ч. М. В сей день, если он в субботу, или в ближайшую пред ним субботу память о всех правосл. христианех, в вере скончавшихся. II. Муч. Артемидора и Василия мечем. Екл. Остр. Акад. (Артемидора. Син, 2. Иер. Слепч. 27). Муч. Лептины , влекомой по земле. 1295. Хлуд. 146. Муч. Гликона мечем. 1295. Пренесение иконы великомуч. Димитрия из Солуня в монастырь Пантократора при импер. Мануиле Комнене в 1143 г. Никод. Преподобномуч. Иоасифа , пострадавшего от турок в 1536 г. Афон. патер. Пр. Дмитрия басарбовского. Мощи сего св. Димитрия, бывшей в Болгарии за Дунаем близ града Рущука на р. Ломе в селе Басарбове в церкви Христова Вознесения, в лето1779 июля 8 пренесены в Бухарест. Филим. IV. Освящение храма Феодора в Кугиях. 43 ( Θεοδω... ν τας κουηαις. Местность, вероятно, в Царьграде, но неизвестна). Стиликона . Акад. Вероятно, Гликон он же в Гр. Мин. V. Марка Сотериха и Валентина . Вас. (24 и 27 окт.). Муч. Нестора . Вас. 518 (27 окт.). 27 I. Муч. Нестора в Солуне, † ок. 306 г. Иер. Кал. Нан. 1 и 2. Вен. Зогр. 239. Рум. Хил. М. 11 и 12 в. МКр. По М. 446 канон Иосифа, что и у нас и еще другой Феофана. Служба (Вас. 518 окт. 26 †. Асс. Шиш. 25 окт. М. Р. 8 окт.). Свв. мучч. Капетолины и Еротииды рабыни ее в Каппадокии при Диоклитиане. Син. 1. Вас. 43. Остр. Екл. Мст. Охр. Сирл. М. Р. (Капетлины Ап. 346 окт. 28. 1621 сент. 11. Капетолина 127 окт. Еротиида † 28 окт.). Св. муч. Марка и иже с ним (Сотериха и Валентины). Лавр. 319. 244. Типогр. ап. XIII в. 24. (239. 1295 МГр. 24 окт. Вас. 26 окт. Мощи их перенесены были на о. Фазос между Фракиею и мысом Афонским). Пр. Нестора летописца российского, † ок. 1114 года. Ч. М. † Мощи в Антониевой пещере. Обретение мощей благоверного князя Андрея смоленского в Переяславле Залесском в 1540 году, † ок. и не ранее 1390 г. Белоз. 516. 1621. Любоп. Мес. 1795 г. 1806. Мес. вс. св. Рукоп. служба Рум. 371. Мощи в Переяславле в церкви св. Николая. II. Св. Кириака , патриарха константинопольского (225–241). 1295. У Дорофея тирского он Кириллиан, в Остр. и друг. Кирилл. (Шиф. 30 мар. Нан. 2. 249 окт. 30. Нан. 3 окт. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

754 Этот эпизод рассказывается в жи гии св. Никиты Мидикийского, одного из современников патриарха, написанном после 824 г. (§ 33); см.: Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., сост., статья Д. Е. Афиногенова. М., 2001. С. 124. 756 Сказание о перенесении его мощей см.: Афиногенов Д. В. Перенесение мощей патриарха Никифора//Реликвии в Визан тии и Древней Руси: письменные источники/Ред. А. М. Лидов. М., 2006. Сс. 46–55. 758 Так называемый «Apologeticus Minor». Написано до изгнания патриарха с кафедры. Рус. пер. приводится ниже. 759 Так называемый «De Magnete». Греч, текст: Sanctus Nicephorus. Ex Antirrheticis libris loca selecta//Spicilegium Solesmense/Ed. J. B. Pitra. Т. I. Paris, 1852. Pp. 302–335 [Penp. 1962]. 760 Antirrhetici, далее – Обличение 1–3. Греч, текст: PG 100, 205А-533А; рус. пер.: Творения святого отца нашего Никифора… Сс. 257–557. 761 Apologeticus Maior. Написано позже «Обличений». Греч, тексп PG 100, 533В-832; рус. пер.: Творения святого отца нашего Никифора… Сс. 111–304. 762 Eusebii Caesariensis confutatio. Греч, тексг: SanctiNicephori. Antirrheticus liber quartus//Spicilegium Solesmense. Т. I. Pp. 373–503. Эта и следующая работы связаны между собой и написаны после предыдущей. 763 Pseudo-Epiphanii sive Epiphanidis confutatio. Греч, текст: Sancti Nicephori. Antirrheticus liber quartus//Spicilegium Solesmense/Ed. J. B. Pitra. Т. IV. Paris, 1858. Pp. 292–380 [Penp. 1963]. 764 Греч, тексг: Declerck J. Les sept opuscules Sur la fabrication des images attrihues a Nicephore de Constantinople//Philomathestatos: Studies in Greek and Byzantine Texts Presented to Jacques Noret for his Sixty-Fifth Birthday/Eds. B. Janssens, B. Roosen, P. Van Deum. Louvain, 2004 (Orientalia Lovaniensia Analecta 137). Pp. 105–164. 765 Греч, текст: Nicephori Patriarchae Constantinopolitani. Refutatio et Ever-sio Definitionis Synodalis anno 815/Ed. J. – M. Featherstone. Turnhout, Leuven, 1997 (Corpus Christianorum, Serie Graeca 33); см. также рецензию Д. E. Афиногенова на это издание: Христианский Восток, н. с. 2, 2001. Сс. 486–488.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Кончина его последовала в IX в. Кондак, гл. 4. Жития молву оставил еси, и тихо все житие твое пожив мудре, к Богу пришел еси чудоносче отче наш, Тите преподобне. Мучч. и Дети богатых родителей язычников из города Пагаса (в Ликии), посланные для образования в Берит (в Финикии), они познали там превосходство христианской веры. Вскоре по возвращении к родителям, они отправились в Кесарию палестинскую и крестились от св. Памфила (см. 16 февр.). В гонение Максимина, св. Амфиан добровольно объявил себя христианином, остановивши руку правителя Урбана, когда тот приносил идольскую жертву. Св. мученика схватили и долго истязали: били по лицу железными прутьям, строгали тело его острым железом, три раза раздирали его тело так, что выпадали внутренности и, наконец, когда св. Амфиан остался непоколебимым, бросили его в море с камнем на шее. Волны вынесли мощи св. мученика на берег, и христиане с честью погребли их. Брат св. Амфиана св. Едесий за исповедание Христа был сослан в рудники и после тяжких мучений, которые он перенес там от язычников, подобно брату, вскоре после него утоплен в море. Свв. братья пострадали в 306 г. Муч. Полкарпа. За смелое обличение игемона Александрии в пролитии неповинной христианской крови он был подвергнут жестоким мукам и потом усечен мечом, в царствование Максимина. 3 . Пр. отца нашего исповедника, игумена обители Мидикийской. Родом из Кесарии Вифинской, он был сначала пономарем одной церкви, затем иноком Мидикийской обители. «Кроток быв и прост», «целомудрием просвещся и чистотою», он скоро за свою святую жизнь был избран настоятелем обители. Как строгий ревнитель православия, пр. Никита потерпел много мучений за иконопочитание при Льве Армянине. Сосланный в заточение на остров св. Гликерии, он томился там 6 лет. При Михаиле Косноязычном он был освобожден, поселился в одном уединенном месте недалеко к северу от Византии и вскоре скончался, в 824 г. При жизни и по смерти своей он совершил многие чудеса. Кондак, гл. 2. Небесный ум и житие стяжав, сияеши ясно якоже солнце светлостию дел, просвещавши сущия во тме житейстей, отче Никито, и приводя всех к Богу, моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Феофана, а первый из них (Тебе пристанище спасения) даже так прямо стоит в его каноне св. Никите мидикийскому (3 апр., 4 п.). Выше было отмечено, что, быть может, трипеснцы св. Иосифа на сырную седмицу составлены были им не в одно время с его триодью: если последняя появилась прежде, то св. Феофан мог составить свои трипеснцы раньше св. Иосифа. Таким образом выходит, что первый, как будто, дополнял триодь второго, — составил две группы вступительных и заключительных к ней трипеснцев. Раз это так, — триодь св. Иосифа должна была явиться не позднее 850 г., потому что около этого года св. Феофан уже скончался. Данный вывод был бы справедлив, если бы можно было быть уверенным, что св. Феофан составлял свои трипеснцы для дополнения песнопений, именно, св. Иосифа: весьма возможно, что он дополнял триодь не последнего, а св. Феодора Студита. Как мы видели, трипеснцы св. Феодора от Вознесенья до недели всех святых, как и у подражавшего ему св. Иосифа, тоже идут в восходящем порядке гласов.    В ряду прочих произведений св. Иосифа его триодь является сравнительно уже поздним его созданием. Она написана была им после песнопений Октоиха. Это видно из следующего. Все печатные песнопения св. Иосифа на первую седмицу поста — второго гласа: быть может, у него первоначально была даже мысль — составить песнопения 40-цы в последовательном порядке гласов, посвятив каждому гласу по седмице, начиная с сырной седмицы, т. е., сделать то, что сделал св. Феодор для трипеснцев 50-цы, но потом он почему то эту мысль бросил. Если сравнить трипеснцы названной седмицы с канонами Иосифа 2-го гласа из Октоиха, то оказывается, что и те, и другие, за ничтожными исключениями, составлены по одним ирмосам. В синайской триоди 734—735 в каждом из указанных трипеснцев есть по нескольку тропарей, перенесенных сюда из канонов Октоиха. И в нашей печатной триоди в первой песни понедельника еще стоит один такой тропарь — Един аз греху поработихся, взятый из первой песни покаянного канона на понедельник 2 гласа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Послание 76(264). К Феодосии Августе и Василию, сыну ее 264 Узнав от разных достоверных лиц и прежде других от боголюбезнейшего епископа Исаии и почтеннейшего игумена Мидикийского, преподобных отцов наших, что по благоволению преблагого Бога нашего вы обратились к образу мыслей и учению благочестия и Православия, оставив прежнее заблуждение, как происшедшее не от Бога, но от противной стороны, – так как и по отцу твое благочестие произошло от благочестивого корня (ибо известно, что он был муж, угодный Богу и отличавшийся всякими добродетелями), – мы возблагодарили Господа, Который не попустил вам оставаться во мраке ереси. Но исполнил души ваши блаженного света к познанию того, что Иисус Христос, Сын Божий, приняв наш образ по щедротам милосердия Своего, чтобы спасти Свое создание, подвергшееся тлению, изображается подобно нам, чтобы у Него не было недостатка ни в одном из свойств человеческих, оставаясь неописуемым как Бог, заключающий в одном Лице и все отческие свойства. Поэтому Он и стал Посредником между Богом и людьми, соединив в Себе эти крайности и чрез Себя сделав нас причастниками Божественного естества. Он, будучи Богом и равным Отцу, не может не быть неописуемым, ибо Божество беспредельно, неограниченно и непостижимо. Так точно невозможно, чтобы Он, будучи истинным Человеком и сделавшись подобным нам во всем, не был описуемым, ибо тело Его описуемо, его можно осязать и видеть. Не исповедуя этого, иконоборцы явно сделались отступниками от Христа, представляя Воплотившегося бестелесным и поставляя вне нашего естества Сделавшегося подобным нам. От этого поколебался мир: отвергнут Христос посредством досточтимой иконы Его, отвергнуты Богородица и все святые. Ибо чрез принятие иконы принимается изображенный на ней, а чрез отвержение ее он отвергается. Поэтому воздвигнуто гонение. Достопочтенный Патриарх отправлен в ссылку. Священники и иерархи, монахи и благочестивейшие миряне, – одни сосланы и заключены в темницу, другие подвергнуты бичеванию и изнурены голодом, а иные и убиты. Многие, предпочитающие Бога всему здешнему, скитаются в горах, пещерах и пропастях земных. Разрушены храмы, осквернены святыни, преданы сожжению Божественные приношения, и все исполнилось вопля и расхищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же мы собьемся и с нее, то достаточно бы получить хоть четвертую награду - ветвь, лишь бы не быть посрамленными на страшном суде Христовом, уже навсегда лишенными возможности возобновить борьбу. Так как нынешнее время и есть время борьбы, то как мне смиренному не радоваться, получив опять известие, что почившие братья наши победили, добре пожив. Я очень обрадовался по поводу игумена мидикийского, что он прекрасно возобновил борьбу, и по поводу изгнания епископа никейского, молитвами которого да буду и я непотребный утвержден. Если к вам внезапно придут иконоборцы, то сами не открывайте им дверей. Если же они, по своей привычке, сделают это разбойнически, то вы невиновны. Не делайте уступок, но будьте тверды до гонения или взятия под стражу. Пагуба на голову им! Не покидайте храма, пения, литургии. Но если те осквернят его своей нечистотой, то есть литургией, то не знаю... Бог простит тебя за все, в чем ты просил прощения. Так как у меня нет спутников, то обоих письмоносцев я взял к себе совсем на служение слову истины. Какому именно? - Разъезжать по всем странам и благовествовать братьям спасение. О, если бы мы нашли и еще мужей силы, которые бы обходили землю и море! Теперь я здесь, а на будущее время не знаю, где и как устроит Господь не только наши дела, но и твои, и архиепископа, и всех вообще подвизающихся братьев. В виду того, как ты писал, что кто-то заточен и в Фессалонике, то нам следует разослать во все места письма и братьев. Так угодно Христу, таков наш долг заботы. И о, если бы Господь помог нам таким образом открыть двери в этой земной темнице! Ведь это для Него дело не невозможное. Если кто отправляется с целью помочь находящимся в Фессалонике, то мы готовы совершить угодное Богу, и Он окажет нам помощь. Если даже все мы попадем под стражу, то Он из камней может воздвигнуть служителей. Поэтому будем не падать духом, но веровать. Я дерзнул составить похвальное слово Богослову и несколько глав против иконоборцев: первое - как долг, будучи побуждаем братиями; второе - как мысли, волнующие мой ум.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/979/...

723 Цит. по изд.: Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., сост., статья Д· Е. Афиногенова. М., 2001. С. 127. 724 Цит. по изд.: Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена обители Студийской, описанные монахом Михаилом [Vita В]//Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. Ι-И. СПб, 1907–1908. Т. I. С. 94 (§ 34). 726 Так византийцы называли арабов и вообще мусульман, которые считались «сынами Агари» – служанки Сарры, египтянки, от которой у Авраама родился старший сын Исмаил (см. Быт. 16, 1–16; 21, 9–21; 25, 12–18 ). Афиногенов А " Повесть о прощении императора Феофила " … Сс. 41–45, попытался доказать, что Феодор сочувственно относился к Фоме, однако его аргументы при детальном рассмотрении предсгавляются несостоятельными, будучи основаны на неверной датировке одного из Оглашений Феодора; см. подробнее: Senina Т. A. (moniale Kassia). Notices sur l’atmosphere intellectuelle a l’epoque du second iconoclasme. III. Saint Theodore le Stoudite, l’empereur Michel II et Thomas le Slave//Scrinium. Revue de Patrologie, D’Hagiographie Critique et D’Histoire Ecclesiastique. 4, 2008: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies/Ed. par B. Lourie et V. Baranov. Pp. 324–328. 728 В целом эпистолярное наследие Феодора огромно: Г. Фатурос издал 557 писем, еще от нескольких дошли только имена адресатов, но общее число писем, когда-то собранных учениками святого, было больше по крайней мере в два раза, об этом см.: Аоброклонский А. П. Преп. Фео-лор, исповедник и игумен Студийский. Т. IÏ Его творения. Одесса, 1914. Сс. 52–105. Эти письма – ценнейший исторический источник, свидетельства современника и активного участника событий конца VIII – первой четверти IX в. 733 Феодор возлюбленным братиям, за Господа содержимым в различных темницах, цит. по изд.: Там же. Кн. 2. С. 485. 737 См. подробнее: Лурье В. М. (при участии Баранова В. Л.) История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. Сс. 467–471.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Узнав от разных достоверных лиц и прежде других от боголюбезнейшего епископа Исаии и почтеннейшего игумена Мидикийского, преподобных отцов наших, что по благоволению Преблагого Бога нашего вы обратились к образу мыслей и учению благочестия и Православия, оставив прежнее заблуждение, как произошедшее не от Бога, но от противной стороны, так как и по отцу твое благочестие произошло от благочестивого корня, ибо известно, что он был муж, угодный Богу и отличавшийся всякими добродетелями, мы возблагодарили Господа, Который не попустил вам оставаться во мраке ереси, но исполнил душевные очи ваши 1470 блаженного света к познанию того, что Иисус Христос, Сын Божий, приняв наш образ по щедротам милосердия Своего, чтобы спасти Свое создание, подвергшееся тлению, изображается, подобно нам, чтобы (812) у Него не было недостатка ни в одном из свойств человеческих, оставаясь неописуемым как Бог, заключающий в одном Лице и все отеческие свойства; поэтому Он и стал посредником между Богом и людьми (см. 1Тим. 2:5 ), соединив в Себе эти крайности и чрез Себя сделав нас причастниками Божественного естества (см. 2Пет. 1:4 ). Подлинно, как Он, будучи Богом и равным Отцу, не может не быть неописуемым (ибо Божество беспредельно, неограниченно и непостижимо), так точно невозможно, чтобы Он, будучи истинным человеком и сделавшись подобным нам во всем, не был описуемым, [Col. 1621] ибо тело Его описуемо, подлежит осязанию и имеет цвет. Не исповедуя этого, иконоборцы явно сделались отступниками от Христа, представляя Воплотившегося бестелесным и сделавшегося подобным нам поставляя вне нашего естества. От этого поколебался мир; отвергнут Христос посредством досточтимой иконы Его, Богородица и каждый из святых. Ибо чрез принятие иконы принимается изображенный на ней, как и наоборот, чрез отвержение ее он отвергается. Из этого воздвигнулось гонение и достопочтенный патриарх отправлен в ссылку, священники и иерархи, монахи и миряне благочестивейшие одни сосланы и заключены в темницу, другие подвергнуты бичеванию и изнурены голодом, а иные и убиты. От этого скитаются в горах, пещерах и пропастях земных (ср. Евр. 11:38 ) предпочитающие Бога всему здешнему. От этого разрушены храмы, осквернена святыня, преданы сожжению божественные приношения и, кратко сказать, всё исполнилось вопля и расхищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Священник из соседнего села, по имени Феодор, часто приходил к Н. для духовных бесед. Как-то раз он сильно задержался и святой предложил ему дождаться утра. Ночью Ф. заметил неземное сияние, исходившее из кельи Н. и освещающее все вокруг. Приблизившись к келье, он увидел просветленное во время молитвы лицо подвижника, поднявшегося над землей. Н. совершил много чудес и с миром отошел ко Господу 23 июня 1079 г. Г. род. в Мистре в знатной семье. Был отдан на воспитание священнику, к-рый учил мальчика читать по Свящ. Писанию - т. о., Г. с юного возраста был воспитан в благочестии. В 16 лет он покинул дом и присоединился к монахам, направлявшимся в Палестину. В Риме Г. принял монашеский постриг, нек-рое время подвизался там, затем продолжил паломничество на Св. землю. Посетив святыни Иерусалима, М. Азии, Никеи, Фракии, Македонии и Фессалии, Г. пришел на Эвбею. Неск. лет прожил в безмолвии в районе г. Ореи. Вскоре к нему стали приходить люди за наставлениями. Подвижник учил смирению, молитве и борьбе с дурными помыслами. Избегая мирской суеты и славы, Г. удалился на о-в Стронгили, но и там его посещали паломники. Подвижник дожил до весьма преклонного возраста, стараясь проводить все время в молитве и посте, лишь изредка принимая гостей. Предвидя кончину, он призвал окрестных монахов и простился с ними. В Житии Н. нет к.-л. упоминаний о знакомстве Н. и Г. Д. был родом из Патр. Провел жизнь в воздержании и молитве, получил от Бога дар горячей любви к ближнему и каждого приходившего к нему принимал как праотец Авраам. Однажды Д. посетил Н., к-рый оказал ему большое почтение. Они долго беседовали о подвижнических трудах и Божественной благодати. На прощание Н. дал Д. наставления строго исполнять заповеди, стремиться различать волю Божию и бдительно следить за своими чувствами и мыслями. Д. вернулся в келью и до глубокой старости вел строгую подвижническую жизнь. До издания Жития Н. в 1976/77 г. П. Канар опубликовал нравоучительную историю «О вкушающих в Великую субботу», к-рая в рукописи Vat. gr. 1735 (XVI в.) включена в состав Жития преподобного. Поскольку исследователь не знал, какому Никите, названному игуменом, посвящен текст, он предположил, что речь может идти либо о Никите , игум. Мидикийском, либо, что более вероятно, о Никите Стифате ( Canart. 1966. P. 323-324). Известна еще одна греч. рукопись XVI в. (Ath. Pantel. 552), содержащая текст Жития Н.

http://pravenc.ru/text/2565426.html

Еще в 1990 г. мною была высказана мысль о том, что под покровительством патриарха Мефодия функционировал некий литературный «кружок», и что, в частности, Георгий Монах был его членом. В самом деле, логично предположить, что если имеется определенная группа авторов, пишущих в одно и то же время и проводящих одну и ту же политическую и идеологическую линию (например, возвеличение православных патриархов и их роли в борьбе против иконоборчества), то они, скорее всего, работали в контакте между собой и под единым руководством. Поскольку такая пропаганда служила прежде всего целям Мефодия, который в качестве патриарха и литературного деятеля имел все возможности выступать лидером и покровителем (по-современному спонсором) такого рода группы, весьма вероятно, что именно это он и делал. Подобные отношения хорошо документированы в случае с Игнатием Диаконом. Дальнейшие результаты, полученные мною в ходе исследования некоторых текстов, предположительно происходящих из окружения Мефодия, в особенности Жития Никиты Мидикийского монаха Феостирикта и хроники Георгия Монаха, позволили твердо датировать первоначальную версию последнего текста временем, когда Мефодий занимал Константинопольскую кафедру, и вскрыть тесное переплетение связей между произведениями, созданными под покровительством патриарха. Таким образом, исходная гипотеза нашла весьма впечатляющее подтверждение, как можно видеть из приводимой ниже схемы (см. с. 146). Данная схема представляет текстуальную зависимость или перекрестные ссылки между определенной группой литературных памятников, созданных во время весьма краткого по продолжительности патриаршества Мефодия, распространяясь также назад и вперед, чтобы показать некоторые общие источники и ту рукописную традицию, которая донесла эти произведения до наших дней (точнее, ее наиболее раннюю стадию). Чтобы сделать этот чертеж понятным, необходимо в расширенном виде воспроизвести здесь список, который был в свое время составлен для того, чтобы вписать в определенный историко-литературный контекст хронику Георгия Монаха и тем самым облегчить ее датировку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010