Храм святого Никиты Мидикийского (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Никиты Мидикийского - православный старинный храм 1795 года постройки. Один из двух уцелевших храмов на территории Волгограда. Содержание История [ править править код ] Свято-Никитская церковь - одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. С проблемой более точной датировки строительства храма сталкивались все, кто обращался к его истории. Одним из первых пытался разрешить её более ста лет назад известный исследователь нашего края А. Н. Минх. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» он писал: «По сведениям волостного правления Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св. Никиты Исповедника, в честь своего ангела, но по архивным документам («Труды» Саратовской ученой архивной комиссии 1893 года – вып. 2, с. 106) показано, что Никитинская каменная церковь в селе Отрада построена в 1795 году, следовательно, принимая во внимание время кончины Бекетова 9 июня 1794 года, вероятно, эта церковь была начата лишь при нем, освящена же в 1795 году, вскоре после его смерти...». Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-желтый цвет. В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера 2 и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная 3. Очевидно, тогда храм приобрел тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объемная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольни, размещенных на одной оси.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Н...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ МИДИКИЙСКИЙ († ок. 814), прп. (пам. 26 окт.). Сведения о нем содержатся в житии прп. Никиты Мидикийского , написанном его учеником Феостириктом Монахом в сер. или кон. 30-х гг. IX в. А. М. род. в богатой семье, получил хорошее образование и был отдан отцом на гос. службу (в ведомство логофета). Но юноша пренебрег мирским призванием и тайно ушел в киновию, к-рая называлась Символон (около г. Прусы). Отец, узнав об этом, насильно забрал А. М. из мон-ря, сняв с него иноческое одеяние. Он держал сына взаперти, пытаясь увлечь его мирскими радостями. Когда сын разорвал дорогую одежду, подаренную ему отцом, тот избил его так, что раны от побоев долго не заживали и образовались гнойные волдыри. Врачи с трудом вылечили юношу. А. М. был настойчив, говоря, что готов умереть, если его не отпустят в мон-рь. Видя упорство сына, отец смирился. А. М. ушел в Мидикийский мон-рь в Вифинию, стал диаконом, а затем пресвитером. По желанию игум. прп. Никиты А. М. принял должность эконома и прекрасно управлял делами киновии. Прп. Никита и А. М. являлись «истинными пастырями и испытанными врачевателями душевных недугов»: первый был суровым наставником, второй - кротким и милостивым увещевателем. Они управляли мон-рем «как одна душа и одна воля в разных телах». После кончины А. М. на его могиле вырос кипарис, листья к-рого обладали лечебными свойствами и исцеляли болезни. Память А. М. не указывается в греч. календарях, она внесена свт. Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским, в Минеи-Четии под 26 окт.- день кончины преподобного. Ист.: BHG, N 1341; ActaSS. Apr. T. 1. P. 256-259; Oct. T. 9. P. 963-965; ЖСв. Апр. С. 39-41; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., сост., статья Д. Е. Афиногенова. М., 2001. С. 104-107, 114-115. Лит.: Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 349-350; Janin R. Athanase (11)//DHGE. T. 4. Col. 1312-1313. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/77010.html

220. Старцам, в монастырях власти имеющим (Из жизни преп. Никиты Исповедника, игумена Мидикийского. Чет. Мин. апр. 3) В монастырях иногда помогают настоятелю управлять братией и некоторые особые, избранные для сего старцы. Так, например, в лаврах разделяют власть с настоятелем наместник, соборные старцы и благочинные; в простых монастырях – казначей и духовник, а иногда еще и иные иноки заслуженные. Что же делать таковым и как вести себя для того, чтобы в их монастырях были благоденствие и во всем благопоспешение, чтобы иноки под руководством их восходили от силы в силу и чтобы в них цвели мир, радость и благочестие? Что делать и как вести себя для сего старцам, власть имеющим – это, нам кажется, лучше всего покажет им пример, взятый нами из жизни св. Никиты Исповедника, игумена Мидикийского, который старцам мы и приведем в назидание. В то время, когда в монастыре Мидикийском игуменствовал преподобный Никифор, поселились там преподобные Никита и Афанасий, «мужи воистину, – сказано, – честные и чудные, ихже добродетель невозможно краткими изъявити словесы». Так как преподобный Никифор был очень стар и изнемогал от болезней, то он еще при жизни отдал все управление монастырем Никите; а Афанасий дан ему в помощники и сделан экономом обители. Как же они управляли ею? При управлении монастырем у них, казалось, была одна душа в двух телах и один разум, и они вместе наставляли всю братию словом и примером на всякую добродетель и совершенное угождение Богу. Они насаждали в иноках любовь, поучали смирению, были бодрыми охранителями чистоты их душевной и телесной, подкрепляли немощных и малодушных, добродетельных утверждали в добродетели, падающих разнообразно восставляли или наказаниями, или увещаниями. И когда один из них являлся как бы суровым взыскателем, тогда другой являл себя увещателем кротчайшим и милостивейшим. И оба всеми были любимы, и слово их принималось с таким благоговением, как бы исходило оно из уст Божиих. Итак, старцы, власть имеющие! «Единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ), или проще взаимная любовь власть имеющих между собою – вот первое, да пожалуй и единственное средство к тому, чтобы и подчиненная вам братия восходила от силы в силу и чтобы и вы сами наслаждались в ваших обителях такими миром и счастьем, какие только возможны здесь на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Автор хроники, очевидно, располагал большой б-кой, в к-рой наряду с творениями св. отцов и др. церковных писателей были представлены исторические сочинения. Он цитировал труды святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Евстафия Антиохийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Епифания Кипрского, Кирилла Александрийского, Григория Двоеслова, блж. Феодорита Кирского, преподобных Ефрема Сирина, Исидора Пелусиота, Нила Анкирского, Иоанна Лествичника, Иоанна Мосха, Анастасия Синаита, Максима Исповедника, а также Евсевия Кесарийского, Палладия, Феодора Раифского, Псевдо-Кесария, Псевдо-Дионисия Ареопагита и др., агиографические тексты (мученичества св. Патрикия и Евстратия, Жития свт. Сильвестра, прп. Стефана Нового, свт. Иоанна Златоуста), апокрифы (Псевдо-Климентовы гомилии) и т. д. Поскольку не все фрагменты удается обнаружить в сохранившихся текстах произведений, весьма вероятно, что Г. А. использовал по крайней мере нек-рые из этих источников de visu, а не через сборники-флорилегии. Отрывки из произведений Платона Г. А. выписывал из «Врачевания эллинских недугов» блж. Феодорита Кирского (а не из какой-то антологии античных философских текстов, как предполагалось ранее). Имп. Константин Великий перед войском. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 213) Имп. Константин Великий перед войском. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 213) 2 группы текстов, эксцерпты из к-рых имеются в хронике, позволяют сделать определенные выводы о характере и об истории книжного собрания, к к-рому Г. А. имел доступ. 1-я включает II и III Антирретики и «Обличение и опровержение» патриарха К-польского свт. Никифора I , а также Житие прп. Никиты Мидикийского мон. Феостирикта (BHG, N 1341). Цитаты из этих текстов и аллюзии на них обнаруживаются кроме Г. А. у Феофана Пресвитера, автора «Слова на перенесение мощей св. патриарха Никифора» (BHG, N 1336-1337), у Игнатия Диакона, автора Жития св.

http://pravenc.ru/text/164333.html

Но не до конца жила вместе двоица столь добродетельных наставников. Прошло несколько лет, и преподобный Афанасий в 26 день октября преставился ко Господу, причем обратился к братии с таким последним словом: – По кончине моей вы вполне удостоверитесь, обрету ли я, хотя сколько-нибудь, благодати у Бога. Когда преподобный Афанасий был погребен, то на гробе его, от самых его персей вырос, по повелению Божию, кипарис, листья которого совершенно исцеляли всякие недуги. Потом и преподобный Никифор, создатель и первый игумен мидикийского монастыря, после многих трудов и болезней телесных, отошел ко Господу в 4 день мая. Так осиротел преподобный Никита, лишившись духовного своего отца, святого Никифора, и любимого друга, преподобного Афанасия; немало скорбел он по обоих, ибо весьма любил их. Утешением в скорби служило ему твердое упование, что усопшие получили благодать и блаженную жизнь у Владыки Христа, Которому угодили добрым служением от юности. По преставлении блаженного отца Никифора вся братия просили преподобного Никиту принять сан и именоваться игуменом: ибо, пока был в живых преподобный Никифор, святой Никита не принимал наименования и сана игуменского, хотя и управлял вполне монастырем вместо отца своего святого Никифора, немощного от старости в течение уже многих лет. По усиленным просьбам братии и особенно по убеждением многих отцов других монастырей, он принял этот сан, и получил благословение святейшего патриарха цареградского Никифора , бывшего преемником Тарасия . К прежним трудам преподобный Никита присоединил новые, когда с помощью Божией стал править монастырем как игумен, заботясь о спасении вверенных ему душ. Прославляя угодника Своего, Бог даровал ему благодать исцелять недуги и изгонять бесов. Ознаменовав крестом одного отрока, немого от рождения, преподобный Никита возвратил ему дар слова; инока, помутившегося рассудком, исцелил помазанием святого елея; одного из вновь принятых, бесноватого, молитвою избавил от бесовского мучительства, беса же, обернувшегося змеем, отогнал; другого, также бесноватого, освободил от духа лукавого – и многих страдавших лихорадкой, горячкой и иными различными болезнями чудесно исцелил пребывавшею в нем благодатью Христовою. Так жил он, угождая Богу, и достиг старости; пред концом же жизни своей явил себя доблестным исповедником и претерпел страдание за почитание святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Варнава из с. Васа (пам. кипр. 11 июня), прп. Кассиан (пам. кипр. 16 сент.), прп. Кассиан (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.), преподобные Епифаний с Александром и Харетом (Харитоном) (без дня памяти), преподобные Пигон (Эпигон) и Христофор (без дня памяти), преподобные Варлаам, Калантий и Агапий (пам. кипр. 26 апр.), святители Димитриан Тамасский (пам. кипр. 27 янв., 25 июня) и еп. Василий, живший в окрестностях сел. Пера близ Тамаса (без дня памяти), прп. (или мч.) Фотий , подвизавшийся близ совр. сел. Атьену (пам. кипр. 18 июля), мч. Георгий Махеромен (без дня памяти), св. диак. Афанасий Пентасхинитис (без дня памяти), прп. Ольвиан (без дня памяти). К числу 300 святых Леонтий Махерас также относит Явленных святых (Αγιοι Θανντες), мощи которых находились в Казафани близ Киринии. О почитании этих подвижников известно из Жития прп. Константина из иудеев (между 886 и 912), к-рый во время пребывания на Кипре узнал, что в пещере в одном труднодоступном и обрывистом месте находятся мощи Явленных святых. Из этой пещеры часто раздавались песнопения. Местные жители с епископом пробирались туда, чтобы почтить память святых, но не осмеливались спуститься в пещеру (ActaSS. Nov. T. 4. P. 636; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского. М., 2001. С. 32). Дополнительно Леонтий Махерас приводит имена франц. военачальника Иоанна де Монфора , умершего на Кипре в 1248/49 г., мч. Маманта, св. Фотинии Карпасийской (пам. кипр. 2 авг.), мч. (или прп.) Диомида Нового (пам. греч. 28 окт.) и прп. Иоанна Лампадиста . О нек-рых из 300 святых сохранились свидетельства их почитания в визант. период (напр., 2 канона в честь святых Илиофотов в служебной Минее Sinait. gr. 627 (XI в.); 5-главая 3-нефная базилика во имя преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100); фрески с изображением мч. Константина Ормидийского в ц. прп. Антония Великого в Келье и в ц. Преображения Господня в Сотире (XII и XIII вв.)), однако о большинстве из них ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

студитами. 29 апр. 824 г. И. присутствовал при перенесении тела прп. и исп. Никиты Мидикийского в его мон-рь (BHG, N 1341 - Vita Nicetae Medicii. Сар. 48). После смерти прп. Феодора в 826 г. И. оставался одним из самых авторитетных правосл. исповедников. При имп. Феофиле (829-842) И. был арестован, как утверждает патриарх свт. Мефодий в Житии сщмч. Евфимия Сардского, обвинение заключалось в том, что И., как и Евфимия, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Во всяком случае И. подвергся преследованиям еще до возобновления гонений на иконопочитателей в 832/3 г., поскольку он умер в июле 832 г., перед тем «проведя в заключении немалое время» (BHG, N 1756t - Translatio Theodori. Сар. 13). Заметка о смерти И. сохранилась в записи исп. Николая Студита , к-рую он оставил в переписанном им в 835 г. Четвероевангелии (РНБ. Греч. 219, т. н. Четвероевангелии Успенского). Последним местом ссылки И. стала Фессалия. После кончины тело архиепископа бросили в некое «заросшее и влажное место», где через неск. лет его мощи собрали Навкратий и Афанасий (впосл. игумен Саккудийского мон-ря). После восстановления иконопочитания в 843 г. мощи И. и Феодора были доставлены в К-поль и 26 янв. 844 г. торжественно погребены в храме св. Иоанна Предтечи Студийского монастыря рядом с могилой прп. Платона. Антоний, архиеп. Новгородский , побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что видел раку с мощами И. рядом с ракой прп. Феодора в том же храме «в едином гробе» (Книга Паломник. С. 22). У «Анонима Меркати», также видевшего мощи И. и Феодора Студита в Студийском мон-ре, нет этого уточнения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 454). Собрание рассказов о постройках в К-поле Patria Constantinopolis отражает предание, согласно к-рому И. и Феодор в годы правления имп. Льва Армянина (813-820) жили при ц. св. Романа и составили множество канонов (Patria CP. Pt. 2. Р. 245). Однако скорее всего речь идет о времени восстания Фомы Славянина (820-823) и правления имп.

http://pravenc.ru/text/578451.html

В своих частых наставлениях святой Никифор говорил им: «Если вы зажигаете свет своего сознания, измеряя его мудрым рассудком, будьте уверены, что благодаря этому свету вы найдете потерянную драхму, закопанную в пыли небрежности (ср.: Лк. 15: 8–9). Тогда вы всеми силами души будете с радостью праздновать восстановление в вас образа и подобия Божия». Святой Никифор участвовал во II Никейском Соборе (787). После торжества Православия он вернулся в монастырь, где провел много мирных лет, трудясь над духовным воспитанием монахов. Святой в полной мере исполнял заповеди блаженства, преподанные Господом (см.: Мф. 5: 3–11). Стоило только на него посмотреть, чтобы понять, как надо вести жизнь, благоугодную Богу. Кто бы ни приходил к нему, угнетенный ли страстями или полный уныния, все получали от него самое необходимое поучение или увещание и с мужеством и надеждой возобновляли борьбу. Святой Дух жил в словах Никифора, который лечил духовные недуги так же, как другие целители врачуют телесные болезни. Когда святой Никита (память 3 апреля) поступил под руководство святого Никифора, тот быстро заметил его дарования и рукоположил в священника. Здоровье Никифора больше не позволяло ему в полной мере нести игуменское служение, поэтому он попросил святых Никиту и Афанасия разделить с ним руководство монастырем. Святой Никифор отказывался обращаться к врачам, и только после долгих увещаний святой Никита убедил его отправиться в Константинополь на лечение. Перед отъездом игумен собрал всех братий, дал последние наставления, призвал твердо держаться христианской веры и соблюдать церковное предание. Затем он назначил преемником Никиту и отечески поцеловал каждого монаха. Святого лечили безрезультатно, и он в итоге пустился в обратный путь, хотя ему заранее было откровение о скорой смерти. Когда болезнь его ожесточилась, кораблю пришлось остановиться у острова Халки. Там преподобный Никифор причастился Святых Таин и 4 мая 813 года, вознеся благодарение Богу, преставился. Через несколько дней в Мидикийской обители состоялось отпевание преподобного, причем его тело не имело обычных признаков смерти – оно источало дивное благоухание, оставалось гибким, а щеки усопшего алели.

http://pravoslavie.ru/53571.html

Взятие под стражу прп. Никиты Мидикийского. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 34r) Память Н. с описанием его облика имеется в одном из ранних рус. иконописных подлинников - Софийском списке подлинника Новгородской редакции, датируемом 2-й четв. XVII в., под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Никиты исповедника игумена (Нико) мuдiйckaro. Преподобный Никита исповедник, аки Сергий; брада на концы уже, а в свитце у него глаголетъ: «иже исповесть мя пред человеки»» (РНБ. Соф. 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 88; то же: Большаков. Подлинник иконописный. С. 86). Уподобление облика Н. облику прп. Сергия Радонежского не единственное. Так, в происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. святого предлагается писать по подобию свт. Афанасия Великого: «...сед, брада аки Афанасия Великого, гораздо подоле и поуже, и на конец уже, ризы преподобническия»; тут же учитываются и события Жития Н., где он представлен как противник иконоборчества: «…нецыи пишут, в руках образ пресвятыя Богородицы с превечным Младенцем: сей много пострада за святыя иконы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 310, под 3 апр.). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) Н. показан с пышными вьющимися волосами, с клиновидной средней длины бородой, правую руку с обращенной вовне ладонью он держит перед собой, в полуопущенной левой - развернутый свиток (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 130, 2-я паг.). Составитель пособия для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов не использует в своем руководстве традиционную для рус. подлинников систему сравнений, но, судя по данному им описанию, склоняется к характеристике облика Н., близкой к облику свт. Афанасия Великого; автор пособия также отмечает деятельность преподобного как восстановителя иконопочитания: «...типа греческого, старец, сед: с большою к концу узковатою и довольно длинноватою бородой, лицом худ, монашеския одежды и епитрахиль бедныя, на голове куколь, в руках икона Спасителя. Можно ему писать хартию с его изречением: «Во исповедании моем пребываю и пребуду, защищающе православную церковь…»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 236-237).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010