Тогда-то и «проросли» казачьи корни Олега Владиславовича. С однополчанами — реестровыми казаками Терского войска — ему приходилось участвовать в боевых действиях во время чеченских кампаний. Быстро он дорос до звания кошевого атамана Георгиевского отдела Пятигорского округа. И вдруг, совершенно неожиданно для него самого, вспоминал отец Олег, совет атаманов решает, что у казачества должен быть свой военный священник, и тут же определяет, что этим капелланом должен быть именно он! 2 Кандидатуру вскоре одобрил своим благословением пребывавший тогда на Ставропольской кафедре митрополит Гедеон (Докукин; † 2003). Параллельно с получением духовного образования состоялись диаконская и пресвитерская хиротонии, и вскоре священник Олег Артемов стал настоятелем Сергиевского храма в небольшом поселке Комсомолец и возглавил военный отдел Георгиевского благочиния. Этот период продолжался одиннадцать лет, а затем по приглашению возглавлявшего Петропавловскую епархию архиепископа (ныне митрополита) Игнатия (Пологрудова) Синодальный отдел по работе с военнослужащими командировал отца Олега на Камчатку. И тут его снова позвало море. В должности помощника командира он стал первым в истории штатным священником 25-й дивизии атомных подводных лодок стратегического назначения. В послужном списке этого этапа биографии — четыре длительных автономных похода. Одна из экспедиций запомнилась загоревшимся на субмарине отсеком. «Молился и готовил средства пожаротушения. С Божией помощью, справились!» — вспоминал священник 3 . После того плавания отставного офицера Артемова наградили боевым знаком «За длительный поход» 4 . После прохождения курсов переподготовки военного духовенства — новое назначение: в петербургский Военный институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева. На должности помощника начальника по работе с верующими военнослужащими служил в домовом храме во имя святителя Игнатия (Брянчанинова), совершал таинства над курсантами и командным составом.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Так, после развернутой системы уподоблений, о которой говорилось выше, Епифаний восклицает: «Что еще т# hapekq?», – и начинает длинный ряд именований: «bwжa зaблqждьшuмъ, wбphmameля погыбшимъ, наставника прелщенымъ, pqkoboдumeл# qмoм wcлhnлehымъ, чистител# wckbephehымъ» u m. д. «Mhwra имена тво#, w епископе, мhwro именитство ст#жалъ еси Да что т# еще прочее hapekq, что еще mpeбqeшu именован¿и, что еще не стало на похвале¿не прочихъ наречен¿и твоихъ» 83 , – продолжает он, акцентируя внимание на поиске «имени», вернее, «имен» Стефана. Характерно, что через несколько страниц автор вдруг вспоминает, что не назвал всех «имен»: «Wxъ моего снтовнаго невычен¿а, и скидопам#тства! Почто забыхъ еще нарещи его свнтилника, «ко освнти люди wмpaчehы# мракотою kqмupocлqжeh¿a» 84 . Многочисленные высказывания Епифания о «грубости» его слога, «неблагопотребности» и «нестройности» подбираемых им слов приводит В. В. Бычкова к выводу, что агиограф выражает «сомнение в безграничных выразительных возможностях человеческого слова» 85 . Тем не менее, постоянно подчеркиваемая неудовлетворенность своим сочинением не означает, что истинное слово не может быть найдено. Например, в конце «Жития» Епифаний пишет: «Но аще и не гораздо написана быша ннка#, но обаче возможно есть hhkoeмq дoбphuшeмq и мqдphuшeмq о Господе построити сиа и добрн починити #, не qдoбpeha qдoбpumu, и heqcmpoehaa nocmpoumu, u heqxыщpeha# qxumpumu, u hecbepшeha# накончати» 86 . Стало быть, речь идет лишь о трудности нахождения адекватного, достойного Стефана слова и именования. Та же мысль высказывается Епифанием и в отношении живописи – словами Феофана Грека. «Не мощно есть, – говорит Феофан в ответ на просьбу изобразить Константинопольскую Софию, – ни тебе улучити, ни мне написати; но обаче докуки твоея ради мало нечто аки от части вписую ти, и то же не яко от части, но яко от сотыя части, аки от многа мало, да от сего маловиднаго изображеннаго пишемаго нами и прочая большая имаши навыцати и разумети» 87 . Предмет, который, по словам Феофана Грека, невозможно выразить рисунком – безусловно, уникальный, но все же рукотворный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Алексей. Ну, ладно, ужо просьбу подай.   Докукин шарит за пазухой и вынимает завалившиеся в карманную прореху бумаги.   Алексей. Что еще? Докукин (подавая бумаги). Изволь честь, ваше высочество. Алексей. Ну тебя! Не досуг мне. Ступай, ступай с Богом! Докукин. Дело, государь, превеликое. Смилуйся, пожалуй, чти! Алексей. Эк пристал! (Заглядывая в бумаги). Да нацарапано как, не разберешь. Сам читай. Докукин (крестится, читает). «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Поведено человеку от Бога самовластну быть»… Алексей. Самовластну? Докукин. Так точно, ваше высочество. Алексей. В коем же разуме? Докукин. А в разуме том, чтобы на воле человеку жить. Алексей. На воле, вон чего захотел! Эх, ты… Ну, ладно, читай. Докукин (читает) . «Ныне же все мы от оного божественного дара, самовластной и вольной жизни, отверзаемы, а также домов и торгов, земледельства и рукодельства, и всех своих прежних промыслов и древле установленных законов, паче же и всякого благочестия христианского лишаемы. Из дома в дом, из места в место, из града в град гонимы, оскорбляемы и озлобляемы. Весь обычай свой и язык, и платье изменили, головы и бороды обрили, парсоны свои ругательски обесчестили. Иное же и сказать неудобно. – удобнее устам своим ограду положить. Но весьма сердце болит, видя опустошение земли и люд в бедах язвлен нестерпимыми язвами». Алексей. Ну, буде. Длинно что-то писано. Конец читай. Докукин. А в конце тако. (Читает). «О, таинственные мученики, не ужасайтеся и не отчаивайтеся, станьте добре с оружием креста на силу антихристову. Потерпите, Господа ради, мало еще потерпите! Не оставит вас Христос, Ему же слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Алексей. Для чего писал? Докукин. В народ подметывать. Одно письмо такое же подкинул намедни здесь, в Питербурхе, у Симеония на паперти. А сию молитву прибить хочу у Троицы, возле дворца государева, дабы все, кто бы ни чел, знали о том и донесли бы царю. А писал сие во исправление, дабы некогда, пришед в себя, его царское величество исправилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

В 1715 году в Петербурге на паперти Симеоновской церкви нашли подметное письмо; письмо сожгли, и автора не отыскали: автор был Докукин. Недовольный подьячий сблизился с недовольным царевичем, получил от него богатую милостыню и возвратился в Москву. Сюда в 1718 году привезли царевича, отрешили его от наследства, заставили присягать другому царевичу – Петру. Докукин подписал под присягою: «За неповинное отлучение и изгнание от всероссийского престола царского Богом хранимого государя царевича Алексея Петровича христианскою совестью и судом божиим и пресвятым евангелием не клянусь и на том животворящего креста Христова не целую и собственною своею рукою не подписуюсь; еще к тому и прилагаю малоизбранное от богословской книги Назианзина могущим вняти в свидетельство изрядное, хотя за то и царской гнев на мя произлиется, буди в том воля господа Бога моего Иисуса Христа, по воле его святой за истину аз, раб Христов Иларион Докукин, страдати готов. Аминь, аминь, аминь». Этот присяжный лист и малоизбранное от книги Назианзина Докукин подал самому Петру в церкви 2 марта, в Сборное воскресенье. В «Бедности» (так называлась тюрьма Преображенского приказа) Докукин объяснил: «На присяге подписал своеручно он, Ларион, соболезнуя об нем, царевиче, что он природный и от истинной жены; а наследника царевича Петра Петровича за истинного не признает, потому что хотя нынешняя государыня царица и христианка, но когда государя не будет, а царевич Петр Петрович будет царствовать, и в то время она, царица, сообщится с иноземцами и будет от них христианам спона (вред), потому что она не здешней породы; а то все выписывал и на присяге подписал он один, а пришел с тем явиться, чтоб пострадать за слово Христово». После тройного розыска Докукин был колесован. 18 марта царь отправился в Петербург. Царевич был с ним, и ничто еще в это время не предвещало страшной развязки его дела: он жил одним желанием – увидеться с Афросиньею и жениться на ней, о чем в Светлый праздник умолял царицу, упав ей в ноги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(Докукин Александр Николаевич; 18.12.1929, ст-ца Новопокровская, ныне Краснодарского края - 21.03.2003, Ставрополь), митр. Ставропольский и Владикавказский. Род. в казачьей семье. Вскоре после рождения Александра семью раскулачили, и 3-летним младенцем он лишился отца. Впосл. мать и сын переехали в ст-цу Зимовники Ростовской обл., где с авг. 1942 г. А. Докукин исполнял послушание алтарника в Петропавловской ц. В 1947 г., по окончании 8 классов средней школы, поступил в Ставропольскую ДС, откуда в 1950 г. был призван в ряды Советской Армии, службу проходил в строительных войсках в г. Грозном. По ходатайству Московской Патриархии в 1951 г. А. Докукин был досрочно демобилизован и продолжил обучение в Ставропольской ДС, по окончании к-рой в 1952 г. получил назначение регентом-псаломщиком в Успенскую ц. г. Махачкалы. 2 авг. 1953 г. Ставропольским архиеп. Антонием (Романовским) А. Докукин был рукоположен во диакона, 4 авг.- во иерея и назначен настоятелем храма в с. Крайновка, затем переведен в клир Пантелеимоновской ц. в г. Кисловодске. В 1955 г. поступил на заочный сектор ЛДА, к-рую окончил в 1960 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христианство на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». В 1959 г. награжден наперсным крестом, в 1961 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Пантелеимоновской ц. в г. Кисловодске. С мая 1962 г. настоятель Покровской ц. в г. Минеральные Воды. В результате притеснений со стороны местного уполномоченного Совета по делам религий прот. Александр был вынужден покинуть Ставропольскую епархию, и 26 марта 1965 г. Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) он был принят в клир Ленинградской епархии с назначением в штат Екатерининской ц. в г. Петрозаводске. 13 авг. того же года переведен в Крестовоздвиженский собор Петрозаводска, 1 янв. 1966 г. назначен настоятелем этого собора и благочинным церквей Олонецкой епархии. 23 марта 1966 г. в домовом храме ЛДА митр. Никодимом пострижен в монашество с именем Гедеон. 8 мая возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/161866.html

Митрополит Гедеон (Докукин): «Идолопоклонство перед золотым тельцом стало возможным, лишь когда русских людей обезбожили» Григорий Пенкнович От автора Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) Для верующих в советские годы слово «митрополит» звучало почти как небожитель – обладателей белых клобуков было всего несколько человек… Но как им, этим небожителям, жилось в Советском Союзе, в атмосфере полного непонимания, настоящего православного гетто? Они ежедневно оказывались перед нравственным выбором – необходимостью поступить по совести, не навредив Церкви Божией, десятилетиями живущей под большевистской оккупацией. Одним из таких заслуженных иерархов, который вместе со своим народом познал и кнут и пряник, и Голгофу и славу, был владыка Гедеон, в миру Александр Николаевич Докукин (1929–2003). Выходец из простой семьи донских казаков, сын «врага народа», выпускник Ставропольской семинарии, воспитанник Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), он возглавлял крупнейшие епархии Русской Церкви – Новосибирскую, а позже Ставропольскую. В 1990-м году после кончины Патриарха Пимена был одним из кандидатов на патриарший престол. Владыка Гедеон и Григорий Пенкнович. Ставрополь, 1999 г. С 1972 по 1990 год владыка служил епископом (позже архиепископом и митрополитом) Новосибирским и Барнаульским. Общая площадь епархии составляла свыше 3 миллионов квадратных километров с населением около 15 миллионов человек. Ему приходилось окормлять большую часть Сибири. За эти годы, когда в других епархиях храмы закрывались, ему удалось не только отстоять действующие храмы, организовать их ремонт и реконструкцию, но и открыть около 50 новых! По тем временам это было самое настоящее чудо. Неудивительно, что именно тогда святитель удостоился почётного народного звания «Владыка-строитель». В гигантской Ставропольской и Бакинской (с 1994 года – Ставропольская и Владикавказская) епархии с 1990 по 2003 год под его началом было построено свыше 150 храмов. Он возродил Ставропольскую духовную семинарию, был её ректором и преподавателем.

http://pravoslavie.ru/140632.html

930 Джанаев А. К. Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика/СИЭ.– М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.– Т. 12.– С. 673; Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России.– М.– Пятигорск, 1992.– С. 23; Калоев Б. А. Осетины … С. 641; Перфильева Л. А. Аланская епархия … С. 442. 935 В народном религиозном представлении южных осетин имеется понятие «Большого Бога», Чиристи (Господа Иисуса Христа), Мады Майрам (Дева Мария). В числе наиболее почитаемых святых можно назвать Уастырджи (святой Георгий) и Уациллу (святой Илия). Кроме того, пользующиеся особым почитанием осетин, священные рощи посвящены памяти святых или событиям, связанным с христианской историей, и носят название дуары, что происходит от грузинского слова «джвари» (крест). 936 Народный осетинский герой Ос-богатырь прославился в это время тем, что совместно с тремя своими братьями-иноками возглавил борьбу против кровавой мусульманской экспансии (Гедеон (Докукин), митрополит. Указ. соч.– С. 30). 943 Гедеон (Докукин), митрополит. Указ. соч.– С. 79–104; Перфильева Л. А. Аланская епархия … С. 443. 944 Скаков Александр. Трехногий конь святого Георгия. Симбиоз язычества и православия в Южной Осетии может привести к формированию националистической идеологии/НГ-Религии.– 2004.– 11 (141).– С. 1. 945 Митрохин Н. Русская Православная Церковь : современное состояние и актуальные проблемы.– М.: Новое литературное обозрение, 2004.– С. 520–521; The Right Reverend Bishop George of Alania/ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΟΥ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΥ. ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΩΝ ΕΝΙΣΤΑΜΕΝΩΝ [Электронный ресурс].– 2006. – Режим доступа: – Дата доступа: 15.11.2006. 948 Митрохин Н. Указ. соч.– С. 521; Дижоева Ульяна. Возрождение Православия/Амага [Электронный ресурс].– 2007.– Режим доступа: http://maga2by.ru/n7–5.htm – Дата доступа: 23.01.2007. 949 Интервью с настоятелем Аланского подворья и храма Рождества Пресвятой Богородицы Саурмагом Баззатэ/Cherksoft [Электронный ресурс].– 2006. – Режим доступа: http://herksoft.narod.ru/– Дата доступа: 07.05.2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Ставрополе прошла пастырская конференция, посвященная памяти почившего 10 лет назад митрополита Гедеона (Докукина) 29 марта 2013 г. 10:33 26 марта 2013 года в Андреевском соборе г. Ставрополя состоялась пастырская конференция, посвященная памяти митрополита Гедеона (Докукина), почившего 10 лет назад. В мероприятии приняли участие священнослужители Ставропольской , Пятигорской  и Георгиевской епархий. В жизни многих пастырей из этих епархий митрополит Гедеон сыграл важную роль, благословив их на священническое служение. Перед открытием конференции участники пропели «Вечную память» митрополиту Гедеону. Во вступительном слове митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл отметил большую роль владыки Гедеона в развитии Ставропольской и Владикавказской епархии, из которой позже были выделены несколько епархий, находящихся на территории современного Северо-Кавказского федерального округа. Архипастырь рассказал о вкладе почившего в строительство Казанского кафедрального собора, организацию визита в Ставрополь Святейшего Патриарха Алексия II в 1994 году, воссоздание Ставропольской духовной семинарии, долгое время являвшейся единственной духовной школой на Юге России, и о многих других сторонах деятельности приснопамятного митрополита Гедеона. Владыка Кирилл отметил, что первые годы служения будущего митрополита Гедеона проходили в тяжелый период хрущевских гонений на Церковь. В своем выступлении митрополит Кирилл также коснулся проблем пастырского служения и поделился своими размышлениями о посте и  призвании духовенства. Доклад, посвященный пастырскому служению, представил архимандрит Василий (Лукьянов). Выступавший также затронул тему возрождения казачества и поделился воспоминаниями о приснопамятном владыке Гедеоне. Протоиерей Иоанн Знаменский, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской епархии, рассказал о жизненном пути митрополита Гедеона. «Два города особо соединены с памятью митрополита Гедеона — это Ставрополь и Кисловодск, где он служил много лет», — рассказал отец Иоанн. При владыке Гедеоне началось духовное возрождение г. Кисловодска, были воссозданы многие храмы города, построена православная гимназия. По словам докладчика, планируется установить памятную доску на доме, где 35 лет жила семья Докукиных.

http://patriarchia.ru/db/text/2873503.ht...

В 20-ю годовщину кончины митрополита Гедеона (Докукина) в городе Ставрополе совершены памятные богослужения 22 марта 2023 г. 15:40 21 марта 2023 года исполнилось 20 лет со дня кончины митрополита Гедеона (Докукина), который возглавлял Ставропольскую и Владикавказскую епархию в 1990-2003 гг. В этот день в Андреевском соборе города Ставрополя Литургию Преждеосвященных Даров по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла возглавил викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий . Его Преосвященству сослужили благочинные церковных округов Ставропольской епархии и клирики храмов краевой столицы. Богослужебные песнопения исполнил хор Ставропольской духовной семинарии (регент Дмитрий Дмитриев). Почтить память почившего архипастыря собрались семинаристы и многочисленные верующие. По отпусте Литургии была совершена панихида. Затем на могиле митрополита Гедеона в некрополе Андреевского собора епископ Иннокентий совершил заупокойную литию. По окончании богослужения состоялась поминальная трапеза. Ставропольская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010