Это направление его особенно обозначится со второй половины XVIII столетия. Далее, Докукин в листе своем вопиял: «Гоними из дому в дом, из места в место, из града во град, домов и торгов, земледельства, такожде и рукодельства, и всех своих прежних промыслов лишились... Рыбные ловли и торговые и заводские промыслы отняты». Действительно, если только вспомнить, как в царствование Алексея Михайловича и в царствование Петра крестьян и посадских постоянно свозили, вывозили, перевозили с места на место, с посада на посад, из деревни в деревню, или из сел на посады, с посадов в села, иногда за несколько сот, даже тысяче верст, то можно себе представить, как крестьяне и посадские, в самом деле в этой постоянной возне и передвижке лишались торгов и промыслов, земледелия и рукоделия. Посадские и крестьяне, по естественному стремлению к благосостоянию, по старинному праву свободного перехода, искали себе мест, где было жить льготнее, свободнее, промышлять или торговать выгоднее. И только-что укоренялись они в таких местах, обзаводились торгами или промыслами, начинали на льготе разживаться, как наезжали сыщики, воеводы с солдатами и вывозили их на прежние покинутые ими, места: или «бив кнутом нещадно по торгам их ссылали в Сибирь на Лену», с корнем разоряли. Между тем крестьяне и посадские, естественно, желая жить, торговать, промышлять свободно, нс имея могуты или не хотя платить государевых доходов, и презрев все прежние великих государей указы, опять неудержимо бежали. В 1682 г. все помещики и вотчинники в общей челобитной своей жаловались царям Иоанну и Петру, что крестьяне, – подымаючи их на дальние службы и, платя великого государя всякие подати – от них многие разбежались». Опять жестокие сыски, перевозы крестьян с места на место. Те же сыски, отвозы да перевозы крестьян, по указам 1683, 1698, 1706 и 1707 годов – и постоянно крестьяне лишались торгов и промыслов. Лишая крестьян свободно-выбранных ими мест жительства, пахотных земель, рыбных и других промыслов, не давали им и в городах свободно жить и торговать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В голодные годы, в случае хлебного недорода, Выговцы, как древние Новгородцы и Поморцы, с общаго совета, посылали надежных людей на Низ и в другие местности промышлять хлеб и деньги. Андрей Денисов с братом поехали в Нижний и в Москву, другие поехали в Новгород, в Псков, в низовые города, в Архангельск, другие поехали на Мурманский берег на рыбный промысел, закортомили выгорецкие рыбные ловли и в других озерах ... В Каргопольском уезде, на речке Чаженке, взяли в оброк пашенную землю, мерою шестнадцать верст во все стороны. Промышленность развилась, и Выговцы стали богатеть. У них не только не было недостатка в хлебе, но они стали продавать его. Андрей Денисов неутомимо путешествовал по делам торговым, приобрел кредит, занимал «на торг» деньги, закупал хлеб и отсылал для продажи в Петербург. На петровских заводах и на Вытегре Выговцы имели свои постоялые дворы и амбары и «своих людей держаша для торгу и приезду всех». Лишаясь многих торгов и промыслов в городах и селах, народ лишался при Петре и многих естественных материалов для промышленности. Казенное строительство империи развивало казенную монополию в пользовании естественными произведениями. Так Докукин вопиет к народу, что древеса самыя нужныя в делах народных повсюду заповеданы быта. Это вопль земских людей против лесных законов Петра. Петр Первый, как известно, называя государство «своим, великого государя, государством», смотрел на лес, как на материал для «своих государевых дел» и преимущественно для кораблестроения. Отсюда появились заповедные государевы леса, и все внимание Петра обращено было на сбережение этих заповедных лесов. Отсюда появилась строгая запретительная система, на которой основан целый ряд указов о лесах. В 1703 году Петр велел во всех городах и уездах описать леса, от больших рек в сторону на 50 верст, а от малых, сплавных, впадающих в большие реки, на 20 верст. И вышло, таким образом, как найдено было по смерти Петра Верховным Тайным Советом, что если пространство заповедных лесов определить в натуре, то, по близкому расстоянию рек между собою, едва ли находилось место, где бы не было заповедных лесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОКУКИН АФАНАСИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Афанасий Докукин. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год – Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу. 15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Здесь, 22 сентября, его снова допросили. – Кто из вашей семьи раскулачивался, лишался избирательных прав или получал твердое задание? – спросил следователь. – Признаете вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной работе? – Нет, – ответил священник. Редакция текста от: 14.11.2017 22:06:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4681.html

Память новомученика Афанасия Докукина молитвенно почтили в Курске в 86-ю годовщину расстрела священника 10 октября 2023 г. 15:37 9 октября 1937 года был убит на Бутовском полигоне священник Афанасий Докукин — курянин, входящий в Собор Курских святых. В день памяти священномученика в Знаменском кафедральном соборе города Курска была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил епархиальный древлехранитель, заместитель председателя историко-архивной комиссии Курской епархии иеромонах Афанасий (Зимин) в сослужении диакона Романа Блохина. По запричастном стихе иеромонах Афанасий произнес проповедь о жизни и подвиге священномученика. По окончании Литургии был совершен молебен. Афанасий Докукин родился в селе Верхний Любаж Курской губернии. В 1914 году, когда Афанасию было всего 15 лет, он полностью осиротел. Вскоре юноша стал чтецом в храме. В 1923 году митрополит Курский Назарий рукоположил благочестивого молодого человека в сан диакона к Архангельскому храму села Линцы Фатежского уезда. Через два года тот же архиерей рукоположил диакона Афанасия в сан священника к Введенскому храму села Кочетно Льговского уезда. Через восемь лет отца Афанасия арестовали за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После освобождения священник не вернулся в родные края, начав служить в Подмосковье. Новый арест ожидал отца Афанасия в сентябре 1937 года. Священник был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой . Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ Васильевич Докукин (18.01.1899, с. Верхний Любаш Фатежского у. Курской губ. – 9.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Род. в крестьянской семье. По окончании второклассного училища служил псаломщиком. В 1923 г. (по другим данным в 1925 г.) рукоположен во диакона к ц. во имя архангела Михаила в с. Линцы Фатежского у.; в 1925 (по другим данным в 1927 г.) – во священника к Введенской ц. с. Кочетно Льговского у. Курской губ. В 1933 г. А. был арестован по обвинению в неуплате налога и приговорён к 3 годам заключения в ИТЛ. После освобождения в 1935 г. служил в ц. с. Стариково Талдомского р-на Московской обл., с лета 1936 – в ц. во имя свт. Николая с. Никульское Раменского р-на Московской обл. 11 сент. 1937 г. А. был арестован по обвинению в «контрреволюционной…агитации», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 26 сент. 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 12 марта 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 20635. Лит.: Дамаскин. Кн. 7. С. 150-151. Рубрики:

http://pravenc.ru/text/384903.html

1, гл. VI)... «А вы, когда имеете житейския тяжбы, поставляете (-посаждаете= χαθζετε) своими судьями ничего не значущих в церкви. К стыду вашему говорю: не ужели нет между вами ни одного разумного («мудр ни един“= οδεις σοφς), который мог бы разсудить между братьями своими? Но брат с братом судится и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы ( χρματα) между собою“. (ст. 4 – 7). Кажется сомнению подлежать не может, что в этом наставлении Апостола имеется в виду именно третейский суд – единоличный, как вполне заменяющий римско-гражданский, языческий трибунал. Апостол находит вполне возможным и законным, чтобы тяжебное между христианами дело решал один мудрый христианин, конечно, избранный на то обеими тяжущимися сторонами. Arbitrium – третейский суд – в различных его формах у римлян был весьма распространенным способом решения тяжеб, вполне дозволенным законом, особенно в простейшей его форме – форме простого соглашения между сторонами 1 . Так именно освещает пред нами это явление памятник быта христиан первых веков – Апостольския Постановления: «прекрасная похвала христианину – читаем здесь – ни с кем не иметь дел 2 , а если-бы почьему возбуждению или искушению случилось у кого дело; то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мирские: ибо чрез них диавол причиняет рабом Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто, мы не имеем ни одного мудраго, который мог бы разсудить враждующих, или разрешать тяжбы 3 . Язычники не должны знать происходящих между вамп раздоров и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха 4 ), но отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу, как то: подать пли кинсон, или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от докуки. Итак избери лучше понести урон и старайся о том, что клонится к миру не только с братиями, но и с неверующими: ибо понесши какой либо урон в житейском, ты как богочестивый и живущий по заповеди Христовой, но потерпишь никакого вреда в божественном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

К стыду вашему говорю: не ужели нет между вами ни одного разумного («мудр ни един "=οδες σοφς), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы (κρματα) между собою», (ст. 4–7). Кажется сомнению подлежать не может, что в этом наставлении Апостола имеется в виду именно третейский суд – единоличный, как вполне заменяющей римско-гражданский, языческий трибунал. Апостол находит вполне возможным и законным, чтобы тяжебное между христианами дело решал один мудрый христианин, конечно, избранный на то обеими тяжущимися сторонами. Arbitrium – третейский суд – в различных его формах у римлян был весьма распространенным способом решения тяжеб, вполне дозволенным законом, особенно в простейшей его форме – форме простого соглашения между сторонами. 303 Наставление Апостола о применении этого способа к решению между христианами тяжеб с целью уклонения от —242— языческих трибуналов, во многих отношениях неудобных для христиан, имело важное значение для последующего времени, именно относительно определения подсудности епископского суда (episcopalis audientia). Уже в века гонений – тяжебные дела между христианами входили в сферу дел, которые рассматривал и решал епископ на своем церковном трибунале и это делал, опираясь именно на рассматриваемую заповедь Апостола. Так именно освещает пред нами это явление памятник быта христиан первых веков – Апостольские Постановления: «прекрасная похвала христианину – читаем здесь – ни с кем не иметь дел, 304 а если бы по чьему возбуждению или искушению случилось у кого дело; то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой-либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мipckue: ибо чрез них диавол причиняет рабом Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто, мы не имеем ни одного мудрого, который мог бы рассудить враждующих, или разрешать тяжбы. 305 Язычники не должны знать происходящих между вами раздоров и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха 306 , но отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу, как то: подать или кинсон, или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от докуки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но ведущий сокровенные помышления молчит и не отвечает, не удостаивает ее слова и не оказывает сострадания к женской немощи, видя пришедшую к Нему с таким воплем. Он медлит, желая открыть перед всеми сокровенное в ней сокровище. Он видел сокровенную (в ней) драгоценность, и не хотел, чтобы она осталась неизвестной для нас; потому и медлит и не удостаивает ее ответа, чтобы великая твердость этой женщины сделалась уроком для всех последующих родов. И посмотри, как неизреченна благость Божия. " Но Он " , говорит Писание, " не отвечал ей " (Мф.15:23). А ученики, думая быть сострадательнее и человеколюбивее Его, не осмеливаются сказать прямо: исполни ее прошение, помилуй ее, сжалься над ней; но что говорят? " Отпусти ее, потому что кричит за нами " (Мф.15:23), как бы так говоря: избавь нас от этой докуки, освободи нас от ее криков. Что же Господь? Неужели вы думаете, говорит Он, что Я без причины молчу и не удостоил ее ответа? Послушайте: " Я послан только к погибшим овцам дома Израилева " (Мф.15:24). Разве вы не знаете что эта женщина – иноплеменница? Разве не знаете, что Я и вам повелел не ходить на путь язычников? Для чего же вы без испытания хотите оказать ей такое сострадание? Посмотри на благопромыслительную премудрость Божью: и тогда, как уже благоволил отвечать (на вопли женщины), Он Своим ответом еще сильнее, нежели молчанием, поражает ее, и как бы наносит ей смертельный удар, желая мало-помалу заставить ее высказаться так, чтобы не знавшие ее ученики увидели скрывавшуюся в ней веру. Она не упала духом, не ослабела в усердии и после того, как увидела, что и ученики не больше ее успели (сделать), и не сказала сама себе: если и они не могли преклонить (Господа) своим ходатайством за меня, то для чего же мне употреблять напрасные усилия? Напротив, как бы горящая в огне, с душой воспламененной и сердцем растерзанным, она приступает, кланяясь и говоря: " Господи, помоги мне " (Мф.15:25). Но Он и после того не преклоняется на моление женщины, а дает ответ еще жестче прежнего: " нехорошо " , говорит, " взять хлеб у детей и бросить псам " (Мф.15:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Спасение твое в руках твоих, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности, докуки, попрошайство — и тебе прощены будут твои грехи, и ты со своими докуками и частыми прошениями у Бога не отойдешь никогда от Него неутешенным и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей. Ты простишь немногие грехи ближнему сравнительно с твоими грехами пред Богом, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения; ты простишь сто динариев, а тебе Господь простит тьму талантов. Но какое злопамятство часто обладает людьми! Тогда как Господь требует от нас немногого: прощения и забвения обид ближних, которые как капли в море в сравнении с нашими грехами пред Богом, — и требует для нашей же пользы и желая нас же приучить к кротости, незлобию, терпению, смиренномудрию, братолюбию, снисходительности, миролюбию, — мы выходим из себя, предъявляем свои права, нарушенные ближними, возжигаем в себе и ближнем пламя вражды и таким образом безумно и дерзко отталкиваем от себя спасающую нас десницу Божию — прилагаем грехи ко грехам и сами стремглав бросаемся в погибель. Великое благо, великая добродетель — незлобие пред Богом и людьми: оно покрывает множество грехов. В Ветхом Завете были особенно возлюблены и прославлены Богом за эту добродетель Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид богоотец, царь и пророк, и многие другие; а в Новом Завете — бесчисленные праведники, подражавшие кроткому и смиренному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покои душам вашим (Мф. 11:29). Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас питать зло на ближнего, а будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на друга; никто да не увлекается злой подозрительностью касательно ближнего, ибо это — прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь, заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Алексей. А ты, братец, не плут? Докукин. Никак нет, государь, плутовства за мною не водится. Алексей. А знаешь ли, Ларивон, что о сем твоем возмутительном и бунтовском писании я, по должности моей гражданской и сыновней, государю батюшке донести имею? Воинского же устава по артикулу двунадесятому: кто против его величества хулительными словами погрешит, – весьма живота лишен и отсечением главы казнен быть имеет. Докукин. Воля твоя, ваше высочество, а я и сам думал с тем явиться, чтобы пострадать за слово Христово. Алексей. В уме ли ты, старик? Подумай, что делаешь. Попадешь в застенок, – там с тобой шутить не будут: за ребро подвесят, да еще прокоптят. Докукин. Ну, что ж, государь, за помощью Божьей готов я и дух свой предать. Когда-де не ныне, умрем же всячески. Надобно что доброе сделать, с чем бы предстать перед Господа, а то ведь без смерти и мы не будем. (Потупившись, тихо) . Человеку поведено от Бога самовластну быть… Алексей. Давай их сюда.   Докукин подает бумаги. Алексей вынимает листок, зажигает о горящую в углу, перед образами, лампадку, вынимает отдушник из печки, открывает дверцу, сует бумаги и мешает кочергой.   Алексей (подойдя к Докукину и положив руку на плечо его). Слушай, Ларивон. Вижу, что ты человек правдивый. Верю тебе. Скажи, хочешь мне добра?   Докукин молчит.   Алексей. А коли хочешь, выкинь дурь из головы. О бунтовских письмах и думать не смей; не такое нынче время. Когда попадешься, да узнают, что ты был у меня, так и мне беда будет. Ступай же с Богом и больше не приходи. Не говори обо мне ни с кем. Коли спрашивать будут, – молчи. Да уезжай поскорей из Питербурха. Смотри же, брат, будешь помнить волю мою? Докукин. Куда нам, государь, из воли твоей выступить? Алексей. А о доносе не хлопочи. Слово замолвлю, где надо. Давай платок. (Вынимает из кошеля серебро и медь, завертывает платок и отдает Докукину). Вот тебе на дорогу. Как будешь в Москве, отслужи молебен в Архангельском, да часточку вынь за здравие раба Божия Алексея. Докукин. Яко же древле Сампсону утоли Бог жажду чрез ослиную челюсть, такожде и ныне тот же Бог не учинит ли через мое скудоумие тебе, государь, нечто полезное и прохладительное… (Валится в ноги Алексею) . Смилуйся, батюшка! Послушай нас, бедных, вопиющих, последних рабов твоих! Ей, государь, царевич, дитятко красное, церковное. солнышко наше, надежа Российская! Тобой хочет весь мир просветиться, о тебе люди Божьи расточенные радуются. Если не ты по Господе Боге, кто нам поможет? (Обнимает ноги его с рыданием) . Пропали, пропали мы все без тебя, государь! Смилуйся!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010