Вот почему и люди старой веры, люди народа, горько жаловались на то, что деревья самыя нужные в хозяйственных постройках и делах повсюду были заповеданы. Староверам простор дремучих, темных лесов и свободный вход в них тем более был нужен, что их в то время гнали, им нужно было снова, как было встарину, идти в леса с топором, косой и сохой, снова сажать, «поставлять починки на лесех». Лишаясь свободной материальной жизни, земство с XVII века, и окончательно при Петре, лишались свободного земского самоуправления – городского и сельского. Ha это указывал Докукин народу, когда писал, что издревле уставленных градских законов лишились, свободныя власти и чести отпадоша. Это вопль о тех старых временах, когда областные общины, делясь, на колонизационном основании, по городам жили и развивались, вместе с волостями, на всей своей воле, например, нравы свои отеческие и законы и обычаи новгородские сохраняли, когда – по словам летописи – Новгородцы изначала и Смольняне, и Киевляне, и Полочане и вся в части, яко же на думу, на веча сходились, когда вечевыя записи и грамоты, мирския уложения и заповеди были народными законами. Далее, вопль Докукина, вопль народный и свободных властях – это грустное воспоминание о свободных выборных земских властях, о выборных посадниках, об излюбленных головах и старостах, о выборных земских судьях. Наконец, вопль об издревле установленных градских законах есть, в частности, вопль о тех уставных грамотах, какие в XVl-м веке выпросили себе областные общины, по которым они свободно управлялись и судились меж себя своими выборными головами, старостами и судьями, «кого сами меж себя излюбили и выбирали», управлялись так, как люба была справа всей их земле. С тех пор как не стало этих уставных грамот в городах, а повсюду управляли воеводы, с тех пор торговые и посадские люди с сожалением вспоминали про прежнюю свободу городского самоуправления. Говорили самому царю: «Прежде в городах твоих государевых воевод не бывало, а посадские люди судилися сами меж себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Катя (обнимает и целует его). Да, милый, будет радость, будет радость!   Занавес. 1914 Дмитрий Сергееевич Мережковский Царевич Алексей трагедия в пяти действиях Действующие лица: Петр, царь. Алексей, царевич, сын Петра от первой жены, Авдотьи Лопухиной. Екатерина, царица, вторая жена Петра. Марья, царевна, сестра Петра. Марфа, царица, вдова сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича. Толстой Петр Андреевич, сенатор. Князь Долгорукий Василий, сенатор. Кикин Александр Васильевич, адмиралтейц-советник. Блюментрост, лейб-медик. Румянцев, денщик Петра. О. Яков, духовник Алексея. Афанасьич, дядька, камердинер Алексея. Сундулея, верховая боярыня царицы Марфы. Докукин, подьячий. Ефросинья, дворовая девка. Аренгейм, врач. Граф Даун, наместник императора Австрийского в Неаполе. Вейнгардт, секретарь наместника. Офицер караульный, в замке Сант-Эльмо.   В Петербурге и в Неаполе. 1717–1718 годы. Первое действие В Петербурге, в доме царицы Марьи Матвеевны, угловая горница. Окна на Неву; видны голландские шпицы и низенькие мазанковые домики Петербурга-городка. Солнечный зимний день. Царевич Алексей сидит у стола. Подьячий Докукин стоит перед ним.   Докукин. Антихрист хочет быть. Сам он, последний черт, не бывал еще, а щенят его народилось – полна поднебесная. Дети отцу своему подстилают путь. Все налицо антихристово строят. А как устроят, да вычистят гладко везде, так сам он и явится. При дверях уже – скоро будет… Алексей. А вы почем знаете? Писано: ни Сын, ни ангелы не ведают а вы знаете?.. (Помолчав). Из раскольников, что ль? Докукин. Никак нет, православный. Алексей. В Питербурх зачем приехал? Докукин. С Москвы взят из домишку своего, по доношению во взятках. Алексей. Брал? Докукин. Брал. Не из неволи или какого воровства, а по любви и по совести, сколько кто даст за труды наши приказные. Насчитано оных дач на меня во многие годы 215 рублев, а мне платить нечем. Нищ есмь, стар, скорбен, убог, и увечен, и мизерен; приказных дел нести не могу, бью челом об отставке. Ваше премилосердное высочество, государь царевич Алексей Петрович, призри благоутробием щедрот своих, заступи, помилуй старца беззаступного!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

От идеала текста дума старика пронеслась по всей широкой земле Великорусской, по всем городам и селам, по всем хижинам горя-злочастья и даже по лесам заповедным... И вдруг, морщины на лбу у него сгладились, глаза сверкнули огнем, и тяжелая туга души, боль сердца облегчилась восторженной, твердой решимостью... И пятидесятисеми-летний старик, бывший подьячий в Артиллерийском Приказе, старообрядец Докукин, решился прибить в Петербурге, на площади y Троицкой церкви, возле дворца Петра, сочиненное им возмутительное письмо, которое он держал в руках. Из этого-то письма мы узнаём, что тогда, кроме многого другого, мутило, раскалывало пополам земство, не только разъединяло, расщепляло его на сословия, но и отторгало, отщепляло от него огромную массу народа в раскол. Как многочисленные массы земства бежали, вслед за расколом в леса и пустыни, отрекались от государства по тому убеждению, что настало последнее время Антихристово, так и Докукин хотел взбунтовать народ, также «признавая, яко бы нынешнее последнее время. С этой точки зрения он раскрыл нам многие жизненные причины, побуждавшие народ бежать в леса и пустыни, для нового самоустройства и торговопромышленного обзаведения. Вот то письмо, которое Докукин хотел прибить у Троицкой церкви: «Божественное писание глаголет, слушатели православные: что есть человек, яко помниши его, или сын человеческий, яко посещавши его, умалил еси его малым чем от ангел, славою, честию венчал еси его и поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси ему под нозе его, ничто же остави ему не покорено, покорена же суть ему всяческая, но сотвори его Бог по образу и по подобию своему и самовластну ему повелено быти. «Что смеем отвещать противу слова сего мы от нового Израиля и Иерусалима, живущие во Христове вере царствующего града Москвы и прочих российских градов жительствующие? речем ли что противу силы оного божественного писания, или останим? Если ныне верно нам слово сие, или ни отвещаем ли что, или положим устом своим хранил, понеже стако противу рожна прати...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Сентября 26 (9 октября) Священномученик Афанасий (Докукин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Афанасий родился 18 января 1899 года в селе Верхний Любаш Любашского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 году – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района. В 1933 году власти арестовали отца Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительнотрудовом лагере. Освободившись в 1935 году, он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 года переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста. 3 сентября 1937 года сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября отец Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера. 11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его. – Обвиняемый Докукин, признаете ли вы себя виновным в распространении антисоветских слухов о войне, а также в проведении антисоветской деятельности и агитации? -Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу. 15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы. Здесь, 22 сентября, его снова допросили.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 26 ( 9 октября) Священномученик Афанасий Докукин Священномученик Афанасий родился 18 января 1899 года в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 году – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района. В 1933 году власти арестовали отца Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись в 1935 году, он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 года переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста. 3 сентября 1937 года сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября отец Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера. 11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его. – Обвиняемый Докукин, признаете ли вы себя виновным в распространении антисоветских слухов о войне, а также в проведении антисоветской деятельности и агитации? – Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу. 15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы. Здесь, 22 сентября, его снова допросили.

http://fond.ru/kalendar/947/afanasiy/

В состав Собора вошли также и те, кто жил, служил и пострадал за веру в Сергиевом Посаде и его окрестностях В состав Собора новомучеников и исповедников Радонежских вошли не только святые, чья жизнь и подвиги были связаны непосредственно с лаврой. Это также и те, кто жил, служил и пострадал за веру в Сергиевом Посаде и его окрестностях. Так, например, в один день с преподобномучениками Кронидом, Ксенофонтом и Серафимом были расстреляны священномученики священник Феодор Дорофеев и протоиерей Иоанн Смирнов. Священномученик Феодор Дорофеев долгое время служил в Сретенском храме села Константиново, расположенного недалеко от Сергиевого Посада. В 1931 году храм был закрыт, и отец Федор вместе с прихожанами хлопотал о его открытии, а сам служил по домам. В 1932 году он был арестован и отправлен в лагерь. Последнее место его служения – храм во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Зятьково Талдомского района Московской области. Священномученик Феодор Дорофеев Священномученик Иоанн Смирнов был доцентом МДА по кафедре славянского языка и палеографии. В 1917 году являлся делегатом от академии на Московском епархиальном съезде для выбора митрополита Московского. С лета 1917-го по 1919 год был сверхштатным экстраординарным профессором МДА. После закрытия академии некоторое время служил в Воронежской епархии, затем в храмах Москвы, в последнее время – в Знаменской церкви у Крестовской Заставы. Мученическую смерть принял в престольный праздник храма. 9 октября 1937 года был расстрелян священномученик Афанасий Докукин, который c августа 1936-го до своего ареста в сентябре 1937 года служил в Покровском храме села Никульское Сергиево-Посадского района. Священномученик Афанасий Докукин 13 октября того же года мученическую кончину принял священномученик протоиерей Симеон Лилеев, выпускник Вифанской духовной семинарии, c 1898 по 1904 год служивший в Никольском храме села Дерюзино, а c 1904 по 1936 год – в Покровском храме села Заболотье. 21 октября – священномученик протоиерей Павел Преображенский, который c 1917 по 1928 год служил в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Мишутино.

http://pravoslavie.ru/143346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. АФАНАСИЙ Васильевич Докукин (1899 – 1937), сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АФАНАСИЙ Дмитриевич Милов (1877-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) БОРИС Иванович Боголепов (1889 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Павлович Ивановский (1897 - 1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АФАНАСИЙ Васильевич Докукин (1899 – 1937), сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. АФАНАСИЙ Дмитриевич Милов (1877-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Иванович Боголепов (1889 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Павлович Ивановский (1897 - 1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) БОРИС Николаевич Назаров (1884 - 1938), прот., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_6.html

Дичок Иванович Борков [см. Борков], помещик, 1569 г. Добровацкий Игнатий, губной целовальник, 1598 г., Арзамас Доброписцев Сергий, списатель евангелия волоцких князей, вторая половина XV в. Добрынскии Федор Константинович, воевода вел. кн., 1425 г. Фамилия по селу Добрынскому в Юрьевском уезде [см. Бирдюка, Гусь, Заяц, Сахарник, Телега] Добрыня , дядя вел. кн. Владимира Святославича, упоминается в летописях в 970–986 гг. 34 ; Константин Добрынин, новгородский посадник, 1018 г.; прозвище Добрыня в XV–XVII вв. очень распространено; Иван Добрынин, крестьянин, 1530 г., Рязань; Кузьма Степанович Добрынин, 1664 г., Новгород [см. Берся, Десятого, Ковешников, Кондырь, Рагуил, Хабар] Добрыша Яковлев, бобыль, 1612 г., Арзамас Добряков Севастьян, посадский человек, 1625 г., Зарайск; Добряков Василий, крестьянин, 1628 г., Белев Добыча Иванович Алымов [см. Алымовы], 1595–1597 гг., Рязань; Нестер Добыча Лачинов [см. Лачин], дворянин, 1566 г.; Добыча, холоп, конец XVI в., Новгород Добычка , холоп, 1595 г., Новгород Довмонт см. Домант Доводчиков Афанасий Кузьмич, 1596 г., Смоленск Доводчик – в XV–XVI вв. судебный пристав; довод – доказательство; доводить – обличать, уличать Довол Григорий, крестьянин, 1495 г., Новгород Догада Кондрат, казак, 1640 г., Можайск Догадин Василий, посадский человек, 1617 г., Вологда Дозоров Яков Иванович, 1622 г., Кашин Дозор – досмотр, описание досмотренного Дойник , боярин, Псков; его сын Ларион Дойникович, посадник в Пскове, 1406–1419 гг. Дойников Родион, подьячий, 1646 г., Москва Докудовский Данило Серого, помещик, 1579 г., Рязань. Фамилия от речки Докудовки Докука, Докукин : Калина [см. Калина] Докука, кре стьянин, 1572 г.; Ульяна Докука, холопка, 1595 г., Новгород; Дмитрий Поспелов [см. Поспел], помещик, 1572 г., Суздаль Докуня , крестьянин, 1504 г., Владимир; Афанасий Докунин, 1638 г., Москва Докучай, Докучаев : Докучай Засецкий [см. Засецкий], дворянин, 1592 г.; Докучай Онисимов Вараксин [см. Варакса], Деревская пятина; Матвей Докучаев, подьячий Тайного приказа, 1663 г., Москва [см. Купилов]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. АФАНАСИЙ Васильевич Докукин (1899 – 1937), сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАЛЕНТИН (Лукьянов Василий Яковлевич; 1875-1940), иером. прмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ Петрович Попов (1880 – 8.12.1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Пономарёв Владимир Георгиевич; род. 22 июня 1974 г.), архиеп. Махачкалинский и Грозненский ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Петров (1882 - 1942), мч. (пам. 2 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Евгеньевич Никольский (1977-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Малахов (1873-1937), свящ., исп. (пам. 11 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/dop.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010