1197–1207 гг. (СНАМ) Печать царя Калояна. 1197–1207 гг. (СНАМ) С сер. 40-х гг. XIV в. начинается закат 2-го Болгарского царства, вызванный усилением общей для всех балканских христ. народов внешней опасности: в 1346, 1347 и 1349 гг. турки совершают первые набеги на подвластную болг. царю территорию, а с 1352 г. их нападения становятся регулярными. Тем не менее при Иоанне Александре Б. испытала небывалый подъем в области духовной жизни, лит-ры и искусства. Время его правления сравнивают с эпохой царя Симеона, называя его «вторым золотым веком» болг. культуры. К периоду правления этого царя относятся 2 Собора в Тырнове, анафематствовавшие богомилов (в 1350 или 1351) и «иудействующих» (ок. 1360). Иоанн Александр оказывал покровительство мон-рям и подвижникам, в т. ч. прп. Григорию Синаиту , возродившему аскетическо-созерцательную практику древних пустынников и основавшему ок. 1335 г. обитель в Парории (на границе Б. и Византии). По просьбе прп. Григория Иоанн Александр заново отстроил мон-рь, пожертвовав на содержание братии крупные земельные угодья. Одним из ближайших советников болг. царя стал ученик прп. Григория Синаита св. Феодосий Тырновский , основавший во владениях Иоанна Александра Килифаревский мон-рь . Болгария в IX-XIV вв. Болгария в IX-XIV вв. В сер. XIV в. Иоанн Александр разделил Болгарское гос-во на 2 удела: Тырновский, к-рым царь управлял совместно с сыном Иоанном Шишманом, и Видинский, к-рый получил старший сын и соправитель царя Иоанн Срацимир. Приблизительно тогда же от Б. отделилась значительная территория в Добрудже, где сложилось независимое княжество, возглавляемое деспотом Баликом, а затем его сыном Добротицей. Последний правитель 2-го Болгарского царства Иоанн Шишман (1371-1393) был вынужден признать сюзеренитет тур. султана Мурада I. Летом 1393 г. огромная армия султана Баязида I вторглась в Б. и после продолжительной осады овладела Тырновом. Руководивший обороной Патриарх свт. Евфимий Тырновский был отправлен в заточение; часть столичного населения была насильственно обращена в ислам.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Анастасию Синаиту 761 . В этом еще одна причина превосходства человека. Утверждая ее, св. Григорий Палама сознательно и целеустремленно развивает идеи, вошедшие в общий фонд святоотеческой традиции. И именно влияние на Паламу св. Анастасия Синаита (вкупе с Иоанном Дамаскиным и Андреем Критским ) прослеживается довольно четко – в частности, в учении о Преображении (см. далее). Представляется возможным распространить тезис о наличии и силе этого влияния на антропологию учителя безмолвия в целом – в ее неразрывной связи с христологией и антропологией. Более того: св. Григория Паламу не могла не привлекать проводившаяся св. Анастасием полемика с монофелитством, поскольку именно православное дифелитство, которое было развито св. Максимом Исповедником и в окончательное утверждение которого немалый вклад внес св. Анастасий, явилось догматической основой учения Паламы о различении и единстве сущности и энергии. Не случайно в Томосе Собора 1351 года делаются ссылки на творения свв. Максима Исповедника и Анастасия Синаита , в которых разъясняется смысл православного дифелитства 762 : имя Анастасия пользовалось заслуженным почитанием на Святой Горе. Одну из его излюбленных идей и воспринял Палама, лишь бегло набросав ее в процитированных выше словах. Палама выделяет несколько связующих звеньев между сферой чистой чувственности, еще не ведающей ни о чем духовном, и областью ratio – воображение ( φαντασα), мнение ( δξα) и рассудок, или рассудочное мышление ( δινοια) (332D; Οκονμος. Σελ. 173–174). Обратимся к тексту Беседы на Введение Богородицы во Храм. Здесь Палама поясняет нам, что «...чувство ощущения ( ασθησις) является инстинктивной [буквально – „неразумной“] способностью ( Δναμις... λογς στιν) воспринимать и ощущать присутствующие [предметы], которые могут быть чувственно восприняты ( γνωστικ κα ντιληπτικ τν ασθητν παρντων). От него берет начало воображение, которое обрабатывает ( νεργε) как то, что воспринято им (т. е. ощущением. – Д. М.), так и отсутствующие [предметы], воспринимаемые чувственно (τ αυτς κα τν ισθητν πντων).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

На Западе «Лествица» (возможно, только ее часть) впервые была переведена на латынь в XI в.; второй перевод в XIII – начале XIV вв. сделал францисканский «спиритуал», сторонник крайнего ригоризма Ангел Кларенский. Первый английский перевод появился в 1858 году, второй – в 1959 г. (переработанное издание – в 1978 г.); третий вышел в серии «Классика Западной духовности» в 1982 году. «Восходите, братья, восходите усердно». «Лествица» переросла личный опыт своего издателя и требует от каждого читателя живого отклика. Тот, кто прочтет эту книгу в спешке, из праздного любопытства, будет, скорее всего, разочарован. Но св. Иоанн писал свою книгу не для подобного прочтения, а для того, чтобы читатель размышлял над ней, сожалел о том, какой образ жизни он ведет, и искренне желал изменить его, и то, что книга оказывает на читателей такое влияние, как раз и говорит о том, что многие поняли ее именно таким образом, применяя сказанное в ней к своей собственной жизни. Эта книга – лестница, по которой каждый из нас должен подняться сам. 1 Эта мозаика датируется 565–566 гг., через девять лет после постройки храма. See V. Beneševi, ‘Sur la date de la mosaïque de la Transfiguration au Mont Sinaï”, Byzantion I (1924), pp. 145–72 2 Главным источником является «Житие» Даниила из Раифского монастыря: PG 88, 596–608; ET, HTM, pp. XXXIV-XXXVIII. Даниил пишет так, как будто бы он был современником Иоанна, но при этом не располагает достаточными сведениями. Подробнее о жизни Иоанна см. «Рассказы», приписываемые Анастасию Синаиту . §5–7, 32, 34, 39; ред. F. Nau, Oriens Christianus II (1902), pp. 58–89, ср. PG 88, 608–9, и HTM, pp. XXXIX-XL. Есть сомнения по поводу того, что из написанного в действительности относится к Иоанну Лествичнику . 3 Даниил из Раифского монастыря сомневается, что Иоанн Лествичник ступил на монашеский путь в таком раннем возрасте, и склонен отождествлять его с неким Иоанном Риториком, женатым человеком из Александрии, упоминаемым Софронием в его Miracles of St. Cyrus and St. John, §61, 70 (PG 87, 3640A, 3673A). По мнению Даниила, Лествичник – тот же самый Иоанн, о котором говорит Мосх в «Луге Духовном», §102 (PG 87, 2960D). Но эта версия о том, что Иоанн Лествичник стал монахом только в зрелом возрасте, после супружеской жизни и мирской карьеры, остается лишь теорией и не имеет широкого распространения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

«Contra Damianum» (Против Дамиана, между 578 и 591)), против моноэнергизма и монофелитства (ряд трактатов, приписывавшихся прп. Максиму Исповеднику - см.: Declerck. 2002. P. CCCVI-CCCXIII). В VIII-IX вв. Е. цитировался в связи с восстановлением иконопочитания (Сборник против иконоборцев (Paris. gr. 1115), Сборник в защиту иконопочитания (Marc. 573), творения свт. Никифора К-польского)). Приписываемые Древняя рукописная традиция атрибутирует Е. ряд сочинений, в действительности ему не принадлежащих. К ним относится прежде всего «Толкование на Шестоднев» (CPG, N 3393; PG. 18. Col. 708-793). Из 13 рукописей, упоминаемых Ф. Цёпфлем, в 9 автором значится Е., в 3 автор не указан, 1 не имеет заглавия ( Zoepfl. 1927. S. 16). «Толкование...» было составлено между 375 и 400 гг. (Ibid. S. 55), так что никак не могло выйти из-под пера Е. Оно ценно использованными источниками («Книга Юбилеев», «Протоевангелие Иакова», сочинения Климента Александрийского, сщмч. Ипполита Римского, Юлия Африкана, Оригена, сщмч. Мефодия Патарского, Евсевия Кесарийского, свт. Василия Великого, Филосторгия, Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др.- Ibid. S. 19-49). По мнению Цёпфля, Е. писал толкование на Шестоднев, что подтверждается сохранившимися фрагментами, переданными в «Толковании на Шестоднев», приписываемом прп. Анастасию Синаиту, и в катенах на кн. Бытие,- именно по этой причине с его именем было связано анонимное толкование на ту же тему (Ibid. S. 16, 55). Деклерк не видит оснований считать, что Е. писал последовательные толкования не только на начало кн. Бытие, но и на к.-л. книгу ВЗ; кроме того, он отмечает, что имя Е. не указывается в наиболее древних рукописях, упоминаемых Цёпфлем ( Declerck. 2002. P. CCCCXVII). Не принадлежащей Е. признается также т. н. христологическая гомилия «На вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его» (Ες τ δεπνον Λαζρου κα ες Μαραν κα Μρθαν τς δελφς ατο; Homilia christologica in Lazarum, Mariam et Martham; CPG, N 3394), впервые изданная Каваллерой (1905). Тринитарная и христологическая терминология (напр., употребление по отношению ко Христу выражения «Один из нетварной и единосущной Троицы» (νς τς κτστου κα μοουσου Τριδος)) указывают на ее постхалкидонское происхождение (2-я четв. VI в.- Declerck. 2002. P. CCCCLXIX). Груз. версия гомилии была опубликована в 1982 г. М. ван Эсбруком, по мнению которого она представляет собой перевод утраченного аутентичного произведения Е.; с этим мнением не согласен Деклерк, настаивающий на приоритете сохранившегося греч. текста (см.: Ibid. P. CCCCXXXII-CCCCLXVIII). Вместе с тем вслед за Каваллерой Деклерк (осуществивший 1-е критическое издание гомилии) отмечает (Ibid. P. CCCCL-CCCCLI), что редактор окончательной версии текста знал и использовал аутентичные тексты Е. (например, fragm. 64).

http://pravenc.ru/text/187408.html

Эти слова, почти буквально повторенные в XI веке хартофилаксом Петром 270 , могут относиться и к «духовным мужам», не имеющим священного сана. Но дальнейшее содержание ответа не оставляет никакого сомнения в том, что Анастасий Синаит имел в виду главным образом действительных духовников, т.-е. облеченных священным саном. «Находятся, продолжал он, безумцы или, лучше сказать, нечестивцы, которые говорят, что нет пользы от исповеди пред людьми, такими же грешниками, как и мы: ибо один Бог может отпускать грехи. Говорящие это пусть знают, что они, во-первых, только прикрывают этим свое нечестие и безумие, во-вторых – забывают слова Самого Господа к Своим ученикам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф. 18, 18 )... Отвергающие исповедь отвергают вместе и крещение и евхаристии, так как и эти священнодействия совершаются людьми. Ибо Бог совершает спасение людей не чрез ангелов, но чрез святых людей, Своих служителей, которые суть соучастники Его в деле спасения тех, кто хочет спастись. Указывая на это, апостол сказал: тако нас да непщует человек, яко слух Христовых и строителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4, 1 ) 271 . Кажется, что бы могло быть яснее этих слов в смысле свидетельства о современной Анастасию Синаиту церковной практике, знавшей одних только совершителей сакраментальной исповеди – священников? Однако профессор Суворов и тут находит возможным возразить: «Автор... как бы намеренно избегает называть и епископов, и пресвитеров, а говорить неопределенно о «духовных мужах» и о «святых людях» 272 . Но если этим «духовным мужам» и «святым людям» Анастасий» Синаит приписывает совершение таинств крещения и евхаристии и вообще называет их «строителями таин Божиих, то разве можно понимать его слова о «монахах, не имеющих священнического сана»? Впрочем в другом сочинены того же писателя – «περ τς γας συνξεως» (о литургии) и прямо говорится о священниках, как совершителях сакраментальной исповеди. «Разве ты не знаешь, читаем мы здесь, что церковь Божия есть врачебница?..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Первой женой И. А. была дочь валашского господаря Иоанна Александра Басараба (1310-1352) Феодора, от к-рой у него было четверо детей. Однако в кон. 1347-1349 г. царь расторг брак (жена постриглась в монашество с именем Феофания) и женился на иудейке Сарре из Тырнова, принявшей крещение также с именем Феодора, от к-рой родилось еще пятеро детей. Сыновья «первой» Феодоры Иван Асень и Иван Срацимир получили в уделы города Преслав и Видин, а старший сын 2-й супруги Феодоры Иоанн Шишман стал «багрянородным», т. е. рожденным от правящего царя наследником престола, и после смерти отца - последним государем средневек. Болгарии. Несмотря на то что в это время Болгария поддерживала связи с папской курией и гос-во часто посещали францисканские и доминиканские миссии ( Гюзелев В. Папството и българите през средновековието (IX-XV вв.). Пловдив, 2009. С. 223-228), религ. политика И. А. сформировалась прежде всего под влиянием идей исихазма , в его правление произошел ряд важных событий в Болгарской Православной Церкви. Во-первых, по его инициативе и при его участии в Тырнове было созвано 2 церковных Собора. Первый (1350 или 1351) осудил проповедь последователя Варлаама Калабрийского мон. Феодосия из К-поля, имевшего влиятельных сторонников в Тырнове, а также «мессалианскую» (вероятно, богомильскую) ересь изгнанных с Афона монахов Кирилла и Лазаря, а 2-й Собор (1359 или 1360) был призван ограничить влияние иудейской общины Тырнова. Во-вторых, болг. царь покровительствовал прп. Григорию Новому Синаиту (см. Григорий Новый ), к-рый основал на юге Болгарии, в Парории, мон-рь, ставший одним из центров исихазма на Балканах. Ученики и последователи подвижника, после его смерти перешедшие в Килифаревский монастырь , стали элитой болг. духовенства. В-третьих, борьба с Византией в 40-50-х гг. XIV в. отразилась на формировании направленной против К-поля идеи «Тырново - новый богоспасаемый Царьград», получившей развитие в переводе хроники Константина Манассии и в ряде созданных в Тырнове рукописей. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XIV в. Тырновская Патриархия вступила с К-полем в открытый конфликт, вызванный участием ее предстоятеля Симеона в царской коронации Стефана Душана (1346) и в провозглашении Сербской Патриархии, а также неканоническим поставлением в Тырнове «некоего Феодорита» в митрополиты всея Руси (1352). Имя Вселенского патриарха было исключено из диптихов Болгарской Церкви, о чем упоминается в письме тырновскому духовенству Вселенского патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) от 1355 г.

http://pravenc.ru/text/469796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ визант. гимнограф. Автор древнего заупокойного кондака, состоящего из проимия «      » и 24 икосов, 1-й икос - «        » (греч. Ατς μνος πρχεις θνατος). Имя автора определено по идущему через икосы акростиху «Αναστασου το ταπεινο ανος» (Анастасия смиренного песнь). К. Крумбахер полагал, что последнее слово акростиха, читаемое в нек-рых рукописях как νοσας или νοσηεας, обозначало родину А. Часть исследователей допускает, что А. является также автором покаянного канона с акростихом «Αναστασου μαρτολο ξομολγησις» (Анастасия грешного исповедание - Τρεμπλας. Σ. 342-344), но его принято отличать от Анастасия, написавшего канон о болящих. О личности А. высказывались разные предположения. Кард. Ж. Б. Питра , осуществивший критическое издание этого кондака, считал, что его автор оказал влияние на прп. Романа Сладкопевца , след., жил не позднее 60-х гг. VI в. По мнению Питры, автором мог быть Антиохийский свт. Анастасий I Синаит . Э. Буви полагал, что этот кондак принадлежит прп. Анастасию Синаиту , автору гомилии «О умерших», обнаруживающей стилистическое сходство с гимном. А. И. Пападопуло-Керамевс и С. Петридес отождествляли А. с Анастасием Квестором . Против такого отождествления высказывался К. Трипанис. К. Мицакис, подобно большинству исследователей (Ж. Б. Питра, К. Крумбахер, В. Вейх, К. Эмеро, Г. Тильярд и др.), склоняется к датировке жизни А. периодом расцвета кондака (VI-VII вв.). Ист.: Goar. Euchologion. P. 456-459; Εχολγιον τ Μγα. Σ. 454-459; Требник большой. Л. 141об.- 143об.; Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 242-249 (критич. изд.). Лит.: Pitra. T. 2. P. 280-287; Christ, Paranikas. Anthologia. P. XXXV, CII-CIII; Bouvy E. Le cantique funèbre d " Anastase//EO. 1897-1898. Vol. 1. P. 262-264; Petrides S. Les deux mélodes du nom d " Anastase//ROC. 1901. Vol. 6. P. 444-452; Krumbacher K. Die Akrostichis in der griechischen Kirchenpoesie//Sitzungsberichte der Philosophisch-philologischen Klasse der Königlich Bayerischen Akademie der Wissenschaften. [S. l.]. 1903. H. 4. S. 588; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 39, 79-80; Emerau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. Vol. 21. P. 264; Bardenhewer. Bd. 5. S. 165; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica. W., 1968. P. 51-52, 55; Τωμαδκης. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 245; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 252, 511-513; Τρεμπλας Π. Ν. Εκλγη Ελληνικς Ορθοδοξου Υμνογραφας. Αθναι, 19782. Σ. 32-34, 68, 101, 240. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/114826.html

Полное разрешение поста в среду или пятницу, на которые приходятся праздники Рождества Христова или Богоявления, по-видимому, возмещается предшествующим постом навечерия. Я думаю, что именно по этой причине установлено всегда соблюдать этот пост в указанные праздники. Но разрешение поста в среды и пятницы на Святки, в седмицу, предшествующую Мясопустной, и Сырную ничем не может быть возмещено. А причина, выставляемая некоторыми в оправдание этого разрешения и состоящая в том, что на Святках постятся армяне из-за собаки по имени в седмицу, предшествующую Мясопустной, – ниневитяне, а в Сырную – тетрадиты (см. Ис. 1:13–14 ), совершенно неубедительна и неосновательна, поскольку все мы, православные, отличаемся от неправославных и еретиков не пищей, а догматами веры. Потому и ап. Павел говорил: Упразднив закон заповедей учением (Буквально «догматами») ( Еф. 2:15 ). И Вальсамон, и Иоанн Китрский, которые считают, что мы разрешаем пост среды и пятницы потому, что тогда постятся вышеупомянутые еретики, говорят, что пост должны разрешать не вообще все православные, но лишь те, кто общается и живет вместе с этими еретиками. Ибо Вальсамон в 52-м ответе, который он дает Марку Александрийскому, говорит следующее: «Однако пусть будет так в том случае, если кто-либо живет с тетрадитами или армянами». А Иоанн Китрский в 27-м ответе Константину Кавасиле Диррахийскому говорит подобным же образом: «И особенно если нам случится жить вместе с такими еретиками, под этим предлогом не станем угождать чреву». И патриарх Николай пишет Анастасию Синаиту в стихах: «В седмицу перед Мясопустной, которую мы также называем седмицей Арцивурия, большинство мирян завело обычай безбоязненно разрешать пост среды и пятницы и есть мясо. Подобно им и монахи едят сыр, поступая так из убеждения, что это поистине хорошо. Если они происходят из армянского рода и ранее исповедовали ересь арцивуриеву, то они поступают правильно, рассеивая всякое подозрение. Если же они православные верные и такими были их предки, то напрасно они оправдывают свое нарушение поста» (Nicol. Const. De vita monastica 13//PG 111, 404A).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

дан на Антипасху (Томину у час дана. А ови дошавши из Цариграда опростише цара Стефана (Душана), и Саву и цара Уроша, и све мале и велике, се удови глави и Црква опет доби " . Толико о томе пише архиепископ Данило други и Како се у то време престави у Господу српски Сава IV, свети кнез Лазар окупи сабор епископа и српске господе у ради избора новог И по промислу би изабран преподобни подвижник старац кога одмах митрополити и епископи рукоположише и на престо Светога Саве посадише. Онда сви отслужише службу и се са дошавшима из Цариграда причестише. Тако се утиша бура у Цркви и разреши се свака свеза, и честитог и кнеза. Од овога дивног и богоугодног дела веома порасте углед у свему народу српском и светог кнеза Лазара према Цркви огледала се и у и према светим храмовима и манастирима. Он постаде ктитор и добротвор многих цркава и манастира, и то не само у држави него и далеко ван граница. Као прво славно дело учини, после Цркава, беше дивне цркве Светог Стефана у славном граду Крушевцу, познате и до данас под именом Лазарица. Затим, као што пише за Данило III, владар " " горе и хумове државе испуни монашких жилишта " , где се настанише у монаси, " " себе Богу ородише и сваким молитвеним " . Ово било после 1371. године, када су, испред Турака, многи монаси из Балканског полуострва и Свете Горе дошли у слободну Лазареву државу, и владар дао им да се настане у моравским особито око Крушевца и (где и данас има многих цркава, црквишта и манастиришта из тога доба). Особито су код светог кнеза долазили познати монаси звани „Синаити " , названи тако по свом великом преподобном Синаиту. Ови подвижници и молитвени тиховалници, на челу беше монах кир Синаит, ученик оног великог честитоме кнезу и замолише га да им подари неко место, где богоугодно се подвизивати у миру и неузнемирености од света. Свети кнез сазида тада у тихом и скровитом месту у браничевском Ждрелу на реци Млави цркву Пресвете Богоматере и око основа манастир, а владарском од 1379. године утврди га и снабде па га подари овим чесним монасима и кир Синаиту.

http://pravoslavie.ru/54490.html

Како се у то време престави у Господу српски Сава IV, свети кнез Лазар окупи сабор епископа и српске господе у ради избора новог И по промислу би изабран преподобни подвижник старац 14 ] кога одмах митрополити и епископи рукоположише и на престо Светога Саве посадише. Онда сви отслужише службу и се са дошавшима из Цариграда причестише. Тако се утиша бура у Цркви и разреши се свака свеза, и честитог и кнеза. Од овога дивног и богоугодног дела веома порасте углед у свему народу српском и светог кнеза Лазара према Цркви огледала се и у и према светим храмовима и манастирима. Он постаде ктитор и добротвор многих цркава и манастира, и то не само у држави него и далеко ван граница. Као прво славно дело учини, после Цркава, беше дивне цркве Светог Стефана у славном граду Крушевцу, познате и до данас под именом Лазарица. Затим, као што пише за Данило III, владар " горе и хумове државе испуни монашких жилишта " , где се настанише у монаси, " себе Богу ородише и сваким молитвеним " . Ово било после 1371. године, када су, испред Турака, многи монаси из Балканског полуострва и Свете Горе дошли у слободну Лазареву државу, и владар дао им да се настане у моравским особито око Крушевца и (где и данас има многих цркава, црквишта и манастиришта из тога доба). Особито су код светог кнеза долазили познати монаси звани " Синаити " , названи тако по свом великом преподобном Синаиту.[ 15 ] Ови подвижници и молитвени тиховалници, на челу беше монах кир Синаит, ученик оног великог честитоме кнезу и замолише га да им подари неко место, где богоугодно се подвизивати у миру и неузнемирености од света. Свети кнез сазида тада у тихом и скровитом месту у браничевском Ждрелу на реци Млави цркву Пресвете Богоматере и око основа манастир, а владарском од 1379. године утврди га и снабде па га подари овим чесним монасима и кир Синаиту. Све ово потврди и српски Спиридон,[ 16 ] са црквеним сабором у манастир и до данас и назива се а Пресвете Богородице. У то време допутова у Крушевац монашке болнице у лаври монах кир Герасим (иначе брат Лазаревог зета Вука Он се честитоме кнезу и изнесе му да оболели и стари монаси у Светога Саве и Симеона кнежеву утеху и Кнез одмах издаде о томе (1380.

http://pravoslavie.ru/62446.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010