Вместе с тем продолжало процветать и анахоретство, эта изначальная форма афонского иночества. Высота иноческих подвигов была так почтенна, что в средине XI века Афон в первый раз и официально был назван „Святою горою“ – αγιον δρος (в уставе императора Константина Мономаха от 1046 года). В то время здесь было до 180 монастырей и громадное число монахов: в одной лавре св. Афанасия их было 700. Они проводили строгую религиозно-созерцательную жизнь. Мирские занятия, женщины, пиршества были навсегда изгнаны из пределов Афона. Здесь не было различия между рабом и господином, здесь царили истинная свобода и справедливость. В царствование византийской династии Комнинов (XII в.) Афон пользовался и внешним благополучием и внутренним благоустройством. Один из императоров этой династии (Алексей I) даже узаконил, чтобы Афон был независим от всякой власти – гражданской и церковной, в том числе и патриаршей, и подчинялся только одному императору; ближайшее высшее управление афонскими монастырями возлагалось на совет игуменов, во главе с первым из них – протом; а епархиальной власти (епископу соседнего города Иериссо) предоставлялось только право хиротонии афонских священников и диаконов, по желанию монастырей. К началу XIII века Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем, представлялся всецело иноческим царством. Единством духовных целей Афон роднил все племена и соединял в одну общину представителей разных народностей. Все стремились к одной цели – вечному спасению, для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был, монашеский рай место святое, дом Божий и врата небесные. Но вслед затем в истории Афона наступила другая пора. В 1204 году, после завоевания Константинополя латинянами, подпал латинскому игу и монашеский Афон. Высшее управление монастырями взял на себя римский папа (Иннокентий III-й), а ближайшее о них попечение было предоставлено севастийскому латинскому епископу. Этот епископ, живя на Афоне, грубо и дерзко обращался с греческими монахами, подвергал их гонениям, разорял монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

В противоположность киновиям, идиоритмами называются монастыри, в которых нет ни общей жизни, ни общего имущества, ни равенства прав, ни власти игумена. Отцы или братия идиоритма разделяются на проистаменов, или проэстосов (стоящих впереди, наставников-руководителей), и пангенионов (простых членов общины). Проэстосы управляют и руководят жизнью монастыря; из среды их избирается священное собрание (синаксис), которое представляет высшую в обители власть и выполняет свое служение, чрез посредство двух, избираемых собранием, епитропов или доверенных и одного дикея, действующих во всем под надзором и руководством синаксиса. Но, дабы не был упразднен освященный издревле обычай управления в монастырях при посредстве игумена, таковой избирается и в идиоритмах и, конечно, из класса проэстосов, причем избранный, если состоит простым монахом, рукополагается в священный сан и возводится в игуменское достоинство по уставу, действующему и в общежительных монастырях. По обычаю, при вручении новоизбранному игуменского жезла, пред ним произносится одним из членов синаксиса речь, в коей новому игумену внушается, чтобы он чтил проэстосов. Но в идиоритмах игумен недолго остается у власти, даже и номинальной; чрез несколько дней по избрании, он канонически отказывается от игуменского звания, получает наименование проигумена, т.е. бывшего игумена, и опять вступает в среду проистаменов, к которой принадлежал и до игуменства. Примечательно, что игумен и проигумен могут и не входить в состав священного синаксиса, который состоит только из избранных проистаменов, оказавших монастырю важные услуги в течение многих лет или отличающихся крупными личными достоинствами. Избираются в идиоритмах и так называемые дикеи, на которых возлагается обязанность принимать приезжающих в обитель почетных гостей и вообще содействовать двум епитропам в общем служении монастырю. Но и дикею в действительности принадлежит только номинальная власть. В идиоритмах монахи живут отдельно и обособленно друг от друга, не имея ни общей трапезы, ни общего имущества. Каждый из иноков добывает себе средства содержания личными своими трудами. От монастыря они могут получать только хлеб и овощи. Монахам разрешается иметь и собственное имущество, на доходы с которого большинство из них и живет. Но только проистамены могут иметь какую либо значительную собственность, движимую или недвижимую (сады, огороды), последнюю даже в пределах монастыря. Многие из них владеют большими средствами и живут в особых монастырских помещениях, как в собственных домах, имея своих послушников и слуг. При жизни проистамены могут распоряжаться своими имуществами по личному усмотрению, а после смерти их собственность переходит в пользование монастыря. В настоящее время к идиоритмам принадлежат следующие восемь монастырей: лавра святого Афанасия, Иверский, Пантократор, Ватопед, Хиландар, Дохиар, Ксиропотам и Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Все иноческие поселения святой горы Афонской составляют особую церковную общину, которая называется священным кивотом. Центральное управление делами священного Афонского кивота принадлежит особому учреждению, которое именуется священным синаксисом, т.е, собранием, или протатом. В состав священного синаксиса входят антипросопы или уполномоченные всех двадцати главных афонских монастырей, которые и имеют правильно ведущиеся, по делам Афона, заседания в города Карее, в здании протата. Все антипросопы имеют в сущности одинаковые права и голоса на заседаниях синаксиса и в решении дел. Преимущества и так называемые прономии, которыми владеют некоторые монастыри, имеют лишь формальное и уставное значение, нисколько не влияя на ход и решение протатских дел. По букве уставов, прономиями пользуются старейшие из двадцати афонских монастырей, а именно: Великая лавра святого Афанасия, монастыри: Ватопедский, Иверский, Хиландарский и Дионисиатский; эти монастыри составляют так называемую пентаду, из антипросопов коей и избирается председатель синаксиса, в отмеченной последовательности. Но при этом предпочтение всегда отдается антипросопу лавры, если он присутствует на заседании, – и председательство переходит к ватопедскому представителю лишь в том случае, если лаврский представитель отсутствует, а равным образом, только в отсутствие лаврского и ватопедского антипросопов председателем может быть антипросоп иверский и т.д. Когда на заседании нет ни одного из антипросопов пяти главных монастырей, то председательство могут взять на себя антипросопы и непрономиальных монастырей, но опять соблюдая чин и преемство, издревле установленные между монастырями общим уставом Афона. Срок служения монастырских антипросопов в протате продолжается один год, начиная с 1-го июня. В звание антипросопов избираются лица доброй нравственности, в почтенном возрасте, обладающие церковными познаниями, хорошо знающие греческий язык, опытные, сведущие и вообще способные управлять монастырскими делами. Протат заседает три раза в неделю, решает дела большинством голосов, причем, в случае равенства, перевес дается голосом председателя; решение записывается в протокол, составленный на греческом языке, и подписывается всеми участниками заседания; отдельное мнение только тогда заносится в протокол, если оно поддержано тремя антипросопами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

В соответствии с п. 3, Высочайше утвержденного положения, в состав вновь образованного под покровительством ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Барградского Комитета вошли: Председатель – член Государственного совета сенатор гофмейстер князь А.А. Ширинский, Шихматов – товарищ Председателя, сенатор П. И. Остроумов (†14 декабря 1913 г.),члены: товарищ министра иностранных дел камергер А.А. Нератов, председатель Училищного совета при Св. Синоде прот. П. И. Соколов , академик архитектуры М. Т. Преображенский, прот. И. И. Восторгов и князь Н.Д. Жевахов. Впоследствии состав Комитета был дополнен избранием нового члена – ген. майора Н. Н. Пешкова. Высочайше учрежденный Барградский Комитет, приступив к выполнению возложенного на него поручения по сооружению в Бари храма и странноприимного дома, прежде всего озаботился получением хранившегося в Конторе Двора великой княгини Елизаветы Федоровны мирликийского капитала, достигшего к 1 ноября 1911 г. вместе с процентными бумагами 253984 руб., принятием мер к производству церковного всероссийского сбора на строительство в Бари и, особенно, предварительной разработкой вопроса о будущих сооружениях. По мысли Комитета приглашенный им для этой последней работы академик архитектуры А.В. Щусев составил план храма и странноприимницы в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV столетия, соединив оба здания особыми крытыми переходами. Главная западная часть здания странноприимницы, рассчитанная на два этажа с присоединением к ней с южной стороны третьего этажа и с общими чердачными помещениями, должна выходить лицевой стороной на улицу Карбонара, имея перед собою ограду со святыми вратами, отстоящими от линии дома на пять саженей. Непосредственно к северной части странноприимного дома примыкает небольших размеров храм с двухъярусной звонницей. Храм рассчитан на 200 человек, он находится на уровне второго этажа странноприимницы, имея в нижней своей части сводчатые помещения для ризницы и книгохранилища и на наружной западной стене – сень с иконой Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подписан договор о сотрудничестве между Минской духовной академией и Институтом славяноведения Российской академии наук 2 июня 2023 г. 09:27 30 мая 2023 года в читальном зале библиотеки имени митрополита Филарета (Вахромеева) Минской духовной академии  состоялось подписание договора о сотрудничестве между академией и Институтом славяноведения Российской академии наук. Ведущим мероприятия, которое прошло в очно-заочном формате, выступил Сергей Слоистов, младший научный сотрудник и ученый секретарь Отдела истории Восточной Европы после Второй мировой войны Института славяноведения РАН, который кратко рассказал о направлениях текущего сотрудничества белорусских и российских славистов, проинформировал о взаимодействии между светскими и церковными учеными. В приветственной речи ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов) затронул историю плодотворных отношений между Минскими духовными школами и высшими учебными заведениями Русской Православной Церкви в России, а также вопросы взаимодействия с российскими светскими учеными и преподавателями. В ответном слове директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров подчеркнул важность укрепления совместных белорусско-российских проектов в сфере гуманитарных исследований, поделился позитивным опытом участия сотрудников РАН и православного духовенства в общих мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня славянской письменности и культуры, напомнил о важности кооперации между Белорусской и Российской академиями наук. Затем состоялось подписание договора, в рамках которого предусмотрено создание на базе академии Кабинета славяноведения и балканистики. Планируется, что данное подразделение станет центром, нацеленным на обеспечение научно-педагогических кадров и студентов специализированной славяноведческой литературой, а также площадкой для соработничества ученых-славистов. От присутствовавших российских дипломатов выступил руководитель Русского дома в Минске Ю.А. Макушин, акцентировавший внимание на важности использования потенциала Кабинета для обучения студентов гуманитарного профиля. В заключении ответственный за Кабинет со стороны Института славяноведения РАН Михаил Дронов проинформировал собравшихся о текущем наполнении его фондов, о планах начать полноценную его работу к новому учебному году. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6032960.ht...

63 Ист. Г. Р. Карамз. IV, стр. 102, 197–198; Ист. России Соловьева т. III. стр. 304–306; Наримунд, Любарт, Кориат и Евнут Гедиминовичи были православными (Правосл. и рус. народ в Литве – Боричевского, стр. 56). 70 Повествование Карамзина (Ист. Г. Р. IV, 232–233) сверено здесь с исследованиями Зубрицкого (о Черв. Руси стр. 96–101). 71 Протоколы Константин. Патр. Ж. М. Н. II. 1847 г. кн. 6, отд. II, стр. 139 5; Император Греческий писал к Любарту Гедиминовичу, что только по причине смут в Константинополе поставлен Митрополит Галицкий. 72 Основанием этому служит то, что Император Греческий извещал Симеона об уничтожении отдельной Галицкой Митрополии (ibid. стр. 138 4). Не на это ли указывает Лет. Ник. под 1346 г., когда говорит: «Феогност посоветова нечто духовне с сыном своим Великим Князем Семеном Ивановичем и тако послали в Царьград к Патриарху о благословении». (Ник. III, 186). 93 Ник. III, 201. На погребении Св. Феогноста был Афанасий Еп. Волынский. Он не мог прибыть в Москву только по случаю погребения Святителя и значит приехал раньше по делам Церковным. А если по делам Церковным некоторые Западные епископы обращались к Феогносту, а не к Феодориту, то ясно они не признавали над собой власти последнего. 95 Пол. Соб. Р. Лет. V, 222. Летописец замечает, что именно корм и дары для Митрополита и приехавших с ним людей были очень тяжелы. Но едва ли это было главной причиной неудовольствия Новгородцев. Летописи поставляют рядом с прибытием Митрополита в Новгород и бунт Новоторжцев. Симеону при вступлении на великокняжеский престол понадобились деньги, и он послал в Торжок собирать дань. Новгородцы не признали еще Симеона своим Князем и потому вольность их страдала от такого его поступка. Они начали готовить войска, но, устрашенные полками Московскими, покорились; вместе с полками Князя прибыл в Торжок и Святитель Феогност, держа вполне сторону Симеона (ibid. Карамз. IV, стр. 236). И вот главный помощник Симеона приезжает к ним, вынужденным уже заплатить довольно большую дань, и подвергает их новым расходам. Естественно; – это было им неприятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Архив Пн В Минске прошел круглый стол, посвященный взаимодействию Церкви и государства в вопросах просвещения через книгу 2 марта 2024 г. 17:39 1 марта 2024 года в рамках открытия Дня православной книги в Минске и в преддверии начала работы Международной православной книжной выставки-форума «Радость Слова» в Национальной библиотеке Беларуси прошел круглый стол «Сотрудничество Белорусской Православной Церкви и государственных органов в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи через православную книгу. Новые задачи и инициативы». В мероприятии приняли участие: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; А.А. Румак, уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь; В.Ф. Гигин, генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси; А.Д. Король, ректор Белорусского государственного университета; А.И. Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка; Л.С. Ананич, заместитель председателя постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей НС РБ; иеромонах Макарий (Комогоров), заместитель председателя Издательского Совета; священник Олег Кунцевич, председатель Издательского совета Белорусского экзархата; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; Е.Л. Богдан, заместитель Государственного секретаря Союзного государства; А.В. Кадлубай, заместитель министра образования Республики Беларусь; В.В. Андриевич, начальник управления издательской и полиграфической деятельности Министерства информации Республики Беларусь; Ю.А. Макушин, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Беларусь; С.В. Афонин, советник посольства Российской Федерации в Республике Беларусь; священнослужители, общественные деятели и представители писательского сообщества. Ведущим круглого стола выступил О.Н. Лепешенков, заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6107815.ht...

441 Позднее, на африканском соборе было формальным образом запрещено, под страхом отлучения, искать правосудия у судьи, не принадлежащего к кафолической церкви. Calholicus, qui causam suam sive justam sive injustam ad judicium alterius fidei judicis provocat, exommunicetur. Conc. Carthag. can. 87. – Molitor – Ueber kanonisches Gerichtsverfahren... S. 15, прим. 4; Meurer... Archiv. B. 49, S. 185. 442 Пост. ап. кн. 2, гл. 44. Впрочем, иногда епископы поручали расследование тяжб другим не только пресвитерам, но даже и простым мирянам. О Мартине Турском рассказывают, что он, прерывая судебные занятия для молитвы, заменял себя на это время своими пресвитерами. Сильван еп. Триады (в V в.), заметив, что его клирики обращают тяжебные дела в доходную статью, перестал назначать их в судьи. Если же тяжущиеся обращались к нему со своими жалобами, то он призывал к себе надежного мирянина, честность которого ему была известна, и поручал ему исследование тяжбы, оставляя за собою право окончательного приговора. Сократ. Церк. Истор. кн. 7, гл. 37. 444 Пост. ап. кн. 2, гл. 49–50. Подробнее: Molitor... S. 16–19; Fessler... S. 67–69; Соколов. Прав. Обозр. 1870 г. II, стр. 322–324. 447 Riffel. Geschichtliche Darstellung. d. Verhältniss zwischen Kirch and Staat. II. S. 185; Заозерский. Церковн. суд... стр. 121–122. 454 Об органах и инстанциях церковного суда в период вселенских соборов. Правосл. Обозр. 1870 г. II, стр. 594–609. 752–768; Заозерский. Церк. Суд… Отд. II, ч. I, стр. 144–181. 459 Ibid. стр. 287–326. Излагать эти процессы мы считаем излишним. Систематическое изложение их можно найти – Прав. Обозр. 1871г. II, стр. 206–229 (суд над Евтихием); 367–377 (процесс между Вассианом и Стефаном); Заозерский – цит. соч., стр. 312–320 (между Афанасием и Савинианом). 461 Весьма важно в данном случае то обстоятельство, что на соборе константинопольском 448 г. поднят был вопрос даже о том, может ли присутствовать в заседаниях собора государственный чиновник Флоренций? И только после того, как все присутствующие на соборе заявили, что они знают Флоренция, как человека «верного и испытанного в православии», последний (с согласия подсудимого Евтихия) был приглашен на заседание. Деян. всех соб. т. III, стр. 278–269.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Подписано соглашение о сотрудничестве между Минской духовной академией и Национальной библиотекой Беларуси 11 ноября 2022 г. 13:35 10 ноября 2022 года в Национальной библиотеке Республики Беларусь состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между библиотекой и Минской духовной академией . Соглашение заключено в целях укрепления взаимодействия, реализации дальнейших духовно-просветительских проектов и проектов по сохранению культурного и книжного наследия. Документ подписали ректор академии архимандрит Афанасий (Соколов) и генеральный директор библиотеки Оксана Книжникова. В ходе мероприятия были отмечены труды специалистов библиотеки в реализации совместных проектов, состоялось вручение наград. Специальной благодарностью Минской духовной академии за вклад в развитие сотрудничества между духовной школой и библиотекой отмечена Оксана Книжникова, а также коллектив библиотеки — за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ряд сотрудников был отмечен благодарностью Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина : Радмила Букач, начальник социокультурного центра; Ирина Василькович, заведующая отделом галерейно-выставочной деятельности; Оксана Воронецкая, заведующая отделом комплектования фондов; Марианна Жуковская, заведующая сектором документообмена и перераспределения документов отдела комплектования фондов; Алла Лознюха, ведущий библиотекарь сектора межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов отдела библиотечного обслуживании; Алла Шереметьева, начальник информационного центра; Жанна Рысева, заведующая отделом библиотечно-информационных технологий; Зоя Петровская, заведующая сектором развития форматов Belmarc отдела библиотечно-информационных технологий; Наталья Шамко, главный библиотекарь сектора развития форматов Belmarc отдела библиотечно-информационных технологий; Елена Ишутина, заведующая сектором поддержки системы корпоративной каталогизации отдела библиотечно-информационных технологий; Татьяна Корнилова, заведующая сектором организации и научной обработки фондов научно-исследовательского отдела книговедения; Галина Киреева, главный библиограф сектора организации и научной обработки фондов научно-исследовательского отдела книговедения; Андрей Белятко, заместитель заведующего информационно-вычислительным отделом. В рамках акции «Вместе в новый век» библиотека передала Минской духовной академии 100 экземпляров книг — издания по истории Беларуси, истории религии, философии и краеведению. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Преподавателем русской гражданской истории был Яков Александрович Беневоленский, магистр Московской Духовной Академии 1850 года. На первом классе он говорил о начинавшем входить тогда в славу историке Соловьеве, и мы ожидали, что он будет для нас своего рода Соловьевым. Но он оказался преподавателем неважным и обращал наше внимание, главным образом, своим щегольством. Быв большим приятелем Семена Ивановича Ширского, он, подобно ему, кончил жизнь секретарем какой-то консистории. Преподавателем сельского хозяйства был помянутый выше Афанасий Сергеевич Давыдовский. В богословии преподавателем догматического богословия был сам ректор Агафангел, о котором говорено было выше. Он преподавал один год, затем был вызван на чреду, и, кем преподавалось богословие в его отсутствие, сейчас не могу припомнить. Пастырское и нравственное богословие преподавал иеромонах Иустин (Охотин), магистр Петербургской Академии, недавно скончавшийся архиепископом Херсонским. Преподаватель был очень ревностный, но только как-то еще не совсем свободно владевший речью. Был весьма красив собою, и костромские дамы были от него в восхищении. Археологию преподавал упомянутый выше Вертоградов и преподавал так же плохо, как и библейскую историю. В 1-м отделении реторики профессором самой реторики был Николай Осипович Андроников, кандидат Московской Духовной Академии 1840 года., преподаватель очень хороший. Преподавателем православного исповедания был Сильвестр Андрея-нович Воскресенский. Преподаватель очень хороший, славившийся своею ученостью, к сожалению, под старость очень пристрастившийся к водке. Преподавателем алгебры и геометрии был Иван Гаврилович Соколов, воспитанник Горигорецкого института, товарищ Давыдовского. Преподаватель очень хороший, как сельский хозяин прославившийся тем, что выкармливал породистых коров. В философии, или в среднем отделении, преподавателем самой философии был Алексей Николаевич Мухин (бывший экономом семинарии, о чем сказано выше), магистр Московской Духовной Академии 1840 года, товарищ Андроникова, считавшийся лучшим из преподавателей семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010