С распространением Церкви Христовой на земле положено начало проявлению любви к человечеству, особенно же к страждущему и немощному. Самое пришествие Господа Нашего на землю в образе раба было делом величайшего благодеяния Его к нам, на веки погибшим; все мучения, терзания, даже позорную казнь претерпел Он, движимый Божественным милосердием и состраданием к беспомощному и ничтожнейшему рабу своему человеку. Спаситель поэтому и учит нас в своем Евангелии, что Он пришел принести себя в жертву ради блага не друзей своих, а врагов, людей грешных, бедных, страждущих, явился взять на себя болезни и грехи мира, взыскать и спасти погибшее, призвать к покаянию не праведников, а заблудших. Еще в начале своего служения прочитанными Им словами в синагоге из пророка Исаии Он ясно обозначил цель своего явления на земле, именно: «Дух Господень помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, отпускать измученных на свободу, проповедовать пленным отпущение, слепым прозрение и благовествовать лето благоприятно» ( Лк.4:18–19 ). Здесь разумеются прежде всего нужды рода человеческого духовные, удовлетворить которые пришел Спаситель в мир, открывая истину и добро людям в их полном совершеннейшем виде. Несомненно, здесь разумеется также помощь и в телесных их нуждах, в житейских страданиях и вообще освобождение их от разных внешних зол мира. Этими делами милости к немощному духом, страждущему физически человечеству и ознаменована вся жизнь на земле Христа Спасителя. Его поприще между людьми преисполнено делами милосердия, милосердия всеобщего, высочайшего, совершеннейшего. Евангельская история не может и исчислить всех дел Его милости к страждущему человечеству. Среди проповеди и научения людей необходимым для спасения истинами веры Он врачует болезни телесные, исцеляет и от недугов духовных: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, бесноватые освобождаются от бесов, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Когда однажды явились от Иоанна посланные узнать от Иисуса, кто Он? И на вопрос: Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать другого? Спаситель им ответил: пойдите обратно и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется ( Мф.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Слово в день Св. Троицы. О грехе осуждения пастырей церкви В пятидесятый день после воскресения Господа апостолы собрались в горнице Сионовой в Иерусалиме, и здесь ожидали сошествия Св. Духа, обещанного им Самим Спасителем. Часов в 10 утра сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Поколебался до основания весь дом, в котором находились апостолы, как бы от землетрясения, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. Исполнились апостолы Духа Св. и начали говорить на иных языках, дотоле им неведомых, как Дух давал им провещевать. Почувствовали апостолы себя как бы вновь рожденными, вера горячая, как пламень, запылала в их сердцах. Способности ума и сердца их получили новое возвышенное развитие, и они, не учась, начали говорить разными наречиями, внушенными им Св. Духом. Сердца их ощутили мужество смело проповедовать Евангелие всему миру; прежняя недавняя робость исчезла. Безмолвно внимали несметные толпы Иудейского племени дивным их речам, дивились им более, нежели тем чудным и грозным явлениям, которые привлекали их сюда. Дивились, потому что каждый народ слышал из уст апостолов свою родную речь, от этих грубых Галилеянин, одно имя которых возбудило презрение к ним. Что это значит? Не се ли все Галилеяне, и, как мы слышим кийждо свой язык наш в нем же родихомся, слышим глаголющих их нашими языками величия Божия. Ужасахуся же все и недоумевахуся, друг ко другу глаголюще, что убо хощет сие быти? Проповедь апостолов была настолько завлекательна, что слушатели ее умилились сердцем, и, любезно прияша слово апостолов, крестишася и приложишися в день той душ яко три тысячи. Некоторые же насмехались над апостолами, уверяли других, что апостолы пьяны, вином исполнены суть. Легкомысленные, ветреные люди рады посмеяться над другими, не разбирая порочный ли человек подпал их посмеянию или же благочестивый, и, таким образом, первая дивная евангельская проповедь апостолов была встречена многими из народа язвительной насмешкой и гнусной клеветой.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Тихо молились ученики духом и истиною в противоположность этой толпе, исполнявшей отжившую букву закона. А молились они о том, чтобы скорее ниспослал им Спаситель мира обетованного Св. Духа, который утешил бы их в сиротстве и дал тот новый закон благодати, с благовестием которого они с радостью пошли бы ко всем народам, иже под небесем. Молитва их была услышана: внезапно сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, всколебался до основ весь дом, где они находились, как бы от землетрясения, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках дотоле неведомых им, как Дух давал им провещевать. Почувствовали себя Апостолы как бы вновь рождёнными, вера, горячая как пламень запылала в их сердцах. Учение их Учителя и каждое слово этого учения требовало открытого всенародного исповедания, неудержимая сила божественного вдохновения влекла их теперь в то народное море, которое волновалось пред храмом, чтобы здесь в боговдохновенной проповеди исповедать Христа и проповедать Его слово. Вот начало благодатной церкви христовой. Облёкшись силою свыше, получивши дары Духа Святого, Апостолы устремляются на проповедь Евангелия во все страны мира: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их. Доселе не знатные, боязливые, не книжные теперь перерождённые Божественным Духом, с надеждою победить мир благодатью Св. Духа, без страха и трепета идут они на борьбу с языческим миром, который дышит против них прещением и убийством, вооружается всеми казнями, какие тогда могла выдумать адская злоба и изобретательность, идут на созидание новозаветного благодатного царства на развалинах разрушающегося язычества. И что же? Не более как в три века эти посланники Христовы, а потом их преемники, обновляют, перерождают одряхлевшее язычество, дают ему истинное понятие о триедином Боге, устраивают церковь Христову, так что становится она господствующею, вносят в общество и семью Христианскую любовь, мир и согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Тяжело было состояние падшего рода человеческого пред пришествием Спасителя в мир. Все люди исполнены были всякой неправды, всякого лукавства ( Рим.1:29–31 ). Лучшие из язычников видели себя настолько испорченными, что не верили в возможность своего возрождения своими естественными силами. Они надеялись, что спасение должно прийти свыше. И надежда эта совпала с тем ожиданием избавителя мира, которое существовала в благочестивых иудейских семействах. И вот от праведных Богоотец Иоакима и Анны на утешение всему человечеству, на избавление его от греха, проклятия и смерти, и на духовное его возрождение, рождается Пресвятая Дева Мария – предопределенная быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Тысячи лет ожидал мир такой пречистой Девы, и она является. Какая радость для всех сынов человеческих, чаявших Утехи израилевой! – какой восторг для нас, православ. христиане, введенных в благодатное царство христово Пресвятою Девой Марией, для нас, имеющих теперь ходатаицу пред Ее Сыном Искупителем мира! Не без основания среди нас православных настоящий праздник считается одним из великих, так как им положено начало нашего спасения-искупления. Архангел Гавриил, посланный к Пресвятой Деве для благовестия, застал Ее за молитвой и чтением св. писания. Смутилась Пресвятая Дева не столько от необычайного явления к Ней ангела, сколько от необычайного его приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!» – Смиренная Дева недоумевала, что бы это было за приветствие. Но ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Вышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца». «Как будет сие, когда я мужа не знаю» ( Лк.1:34 ), – вопрошает Пресвятая Дева Мария. И архангел Гавриил ответствует ей: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое свято наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

— Начнем издалека. С юных лет. Неужто и вправду сохранились воспоминания о похоронах Ленина? Ведь это было… Да это было в другую эпоху! Нет, такое решительно невозможно. Биографы что-то напутали. Любимов: «Почему же, я все хорошо помню. На похороны меня повел мой старший брат Давид. Он был комсомольцем, таким очень идейным. А вот отец наш – буржуй. Поэтому он очень ругал брата – за то, что пошел хоронить этого скверного человека, за то, что и меня с собой потащил. На дворе стояли лютые холода, и я действительно очень сильно обморозил нос и щеки». Сын буржуя из-за своего непролетарского происхождения был многого лишен. Его даже в десятилетку не взяли: после семи лет обязательного образования Любимов пошел в училище, где получил профессию электромонтера. И позже морозил нос и щеки, лазая на столбы с помощью «кошек». Актером Любимов стал случайно. Он уже шел подавать документы в Энергетический институт, но увидел объявление о приеме в театральную студию. И – прощай, карьера энергетика… – Юрий Петрович, вы ведь и всю войну прошли? Любимов: «Да, вместе с Ансамблем песни и пляски НКВД. Мне повезло – меня не ранили, а я никого не убил». После войны был Театр Вахтангова, на сцене которого молодой статный красавец переиграл, кажется, все роли героев-любовников. Особым успехом у театралов пользовалась постановка «Ромео и Джульетта», где Любимов играл в паре с Людмилой Целиковской. Именно во время этого спектакля молодой актер чуть не убил Бориса Пастернака. Любимов: «О! Это знаменательная история! В сцене поединка Ромео с Тибальдом кусочек моей шпаги отлетел в зал и вонзился в ручку кресла, где сидел Пастернак. После спектакля он пришел ко мне с этим кусочком и обидчиво так произнес: «А вы меня чуть не убили». Он очень оригинальным был человеком, даже внешне: одновременно и всадником, и лошадью. Марина Цветаева его образ замечательно нарисовала». Вот ведь какой зигзаг закрутила судьба: на том спектакле лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак сидел рядом с начинающим поэтом, никому не известным мальчишкой Андреем Вознесенским. А на сцене блистал молодой Любимов. С того самого вечера эта троица оказалась связана почти мистической связью. Позже в Театре на Таганке Любимов поставит спектакль «Гамлет» в переводе Бориса Леонидовича и его же «Доктора Живаго», а Вознесенский будет сам выходить на легендарную сцену – в постановке «Антимиры». Так кусочек шпаги, словно волшебная стрела, поэтически соединил таких разных, казалось бы, людей…

http://pravmir.ru/yuriy-lyubimov-hochets...

Любимов: «Или как ухо отрубить. Палец отрезать. Да, у нас это могли спокойно сделать. Нет, на самом деле я срывался. Я сам себе ставил рамки – что я могу вычеркнуть, а за что буду бороться. И когда цензура была слишком жесткой, говорил: «Все, закрывайте спектакль». – Я читала, что власти вообще хотели решить вопрос кардинально: просто снести с лица земли здание театра… Любимов: «Хотел Гришин (в те годы – первый секретарь московского горкома партии. – Авт.) нас разрушить – вроде как в этом месте собрались расширять дорогу. Но когда он пришел в мой кабинет, я показал ему на стены – а они уже тогда были исписаны автографами – и говорю: «Вот это писал Лоуренс Оливье, это – Артур Миллер, а здесь – все члены политбюро итальянской компартии. Он посмотрел, подумал и кивнул согласно: «Да-а-а. Ломать вроде нельзя». – Раньше ваш театр называли «островком свободы». Какое определение вы бы дали ему сегодня? Любимов: «Вот все говорят – «островок свободы», «островок свободы». А по мне – это звучит как минимум глупо. Как нас называть? Да никак, мне совершенно все равно. Не хочу показаться наглым, но Театр на Таганке – это известная фирма. А помните, что сказал Форд про свою компанию? «Наша фирма в рекламе не нуждается». – Но вы читаете рецензии на свои спектакли, для вас это важно? Любимов: «Читаю. Как у Чехова: «Когда хвалят, приятно, а когда бранят, потом два дня чувствуешь себя не в духе». Но сегодня редко кто может даже побранить профессионально – так, лишь скользят по верхам. Поэтому когда кто-то из критиков вдруг высказывает то, что, может, и половина зрителей не поняли, я, конечно, проникаюсь уважением». – О преемниках думаете? Любимов: «Расскажу такую историю. Когда умер Вахтангов, на сцену театра прямо во время спектакля «Летучая мышь» вышел конферансье и объявил: «Несколько минут назад скончался великий режиссер Вахтангов». Из зала крикнули: «Ничего. Заменим». «Как жаль, что вы его не заменили несколько минут назад», – был ответ». Наказание без преступления Ситуация вокруг Театра на Таганке накалилась до крайности в начале восьмидесятых. И когда Любимов уехал в Англию ставить «Преступление и наказание», его предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя. А заодно и лишили советского гражданства. Позже в своих записках к сыну Юрий Любимов так напишет об этом дне:

http://pravmir.ru/yuriy-lyubimov-hochets...

– Чем занимается Петр? Любимов: «Как это у них называется? Маркетинг, кажется. Или что-то в этом роде, не помню. Одним словом, работает в иностранной фирме». – А жена Каталин? Любимов: «Она мне тут, в театре, помогает – я ее называю моим «министром иностранных дел». Ведь Катя тоже знает несколько иностранных языков. Но – заметьте – за свою работу она не получает ни копейки. Конечно, обижается, но в данном случае я категоричен». – За что вы ее так? Любимов: «Не хочу, чтобы ходили разговоры: мол, жена в театре работает, у других сотрудников кусок хлеба отнимает. Хотя многие капиталисты поступают именно так. Пусть считают меня старомодным, я буду делать по-своему». – Какие обязанности возложены на Каталин как на «министра иностранных дел» своего мужа? Любимов: «Например, когда в театр приезжал Владимир Путин, она готовила все угощения, накрывала стол». – По какому поводу Владимир Владимирович пожаловали? Любимов: «Спектакль посмотреть. «Высоцкий». Конечно, нас за несколько дней предупредили, что будет президент. Но не для того, чтобы устроить здесь потемкинские деревни, – на это ни времени нет, да и ни к чему такая показуха. Просто проинформировали. Еще с утра охрана проверила все здание. Владимир Владимирович посмотрел спектакль, потом зашел в гримерку Высоцкого. А после экскурсии оставил свой автограф в этом самом кабинете: «Не время и не пространство, один восторг – это Таганка». Катя угостила его блинами с икрой, а я предложил рюмку своей фирменной грушовки». – Выпил? Любимов: «Конечно. Сказал, что замечательный напиток». Чужой среди своих В вынужденной эмиграции Любимов провел долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», – скажет он позже. Но Европа, а также Америка с Японией были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру.

http://pravmir.ru/yuriy-lyubimov-hochets...

Кажется, он ныне Патриарх Антиохийский. В 1839 и 40 годах, когда он был в Петербурге, ему было, кажется, менее 40 лет 85 . Владыка Филарет сказывал мне, в это время, что современные ему учители и сам он, в Троицкой Семинарии, хаживали в затрапезных халатах, даже в класс! Наблюдали только, чтоб халат был не слишком заношен, без дыр и заплат (такие носили только дома) 86 . Стол их был очень простой, и артелью, а не по одиночке. Чай пили только по праздникам. Носовые платки носили только когда пойдут в люди. В покрое платья подлаживались к костюму послушника, либо церковника. Волосы носили долгие, с пробором среди головы, даже имели косы, которые, впрочем, прятали под галстук. Однажды, увидевши пред собою ученика Богословии (Егора Любимова, моего товарища) в суконном сюртуке, Владыка спросил: «Чей на тебе сюртук?» Ученик отвечал: «Казенный». (Любимов был казенно-коштный.). Владыка: «Такой сюртук можно носить и Профессору». Сукно темно-зеленое. Цена ему 5 рублей ассигнаций аршин. Владыка, конечно, не шутил. И я так же думаю. Припоминаю анекдот о сем Любимове. Он сын дьякона, села, на реке Истре, за Аносинским женским монастырем (думаю, Звенигородского Уезда.) Отец его был весьма нетрезвый человек. Он был должен рублей 150 одной родственнице своей, вдове, и не мог уплатить их, а вдова была в крайности. Любимов написал прошение-письмо Владыке. Рассказав ему, кто отец его, также о его нетрезвости, и о долге, Любимов просил Митрополита: а) вызвать отца его и поучить, б) а 150 рублей ему выдать, с тем, чтоб он эти деньги отнес вдове, которой он должен. За тем Любимов уверял Митрополита, что, получивши место но окончании курса в Семинарии (был уже последний год), он возвратит Владыке эти 150 рублей. Что же Владыка? Вытребовал этого Диакона, вручил ему 150 рублей и приказал уплатить вдове, не сказывая, как он о сем узнал! Дьякон заплатил долг честно. И удивительно: прекратил пьянство! Не знаю, возвратил ли Любимов Владыке сие 150 рублей; но он его было приблизил: дал ему сперва Дьяконское место в Москве, потом Священническое в церкви Шереметьевской больницы, что у Сухаревой башни. Любимов тут не удержался. Был переведен в Серпухов к какой-то церкви. Наконец, лишен сана. Теперь, не знаю где, и жив ли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Юрий Любимов: Хочется еще успеть так много Времени, признаюсь вам, катастрофически не хватает. 5 октября, 2014 Времени, признаюсь вам, катастрофически не хватает. Он на месяц старше Великой Октябрьской революции. Семилетним мальчишкой на похоронах Ленина чуть не отморозил себе уши. Молодым актером едва не убил Пастернака. Маститым режиссером был позорно изгнан из страны. Годы спустя парадно приглашен обратно. Список его званий и наград занимает несколько страниц машинописного текста. Биография одного человека не может уместить столько фактов. Но он – Юрий Любимов. Человек-миф, режиссер-эпоха. Философия подкаблучника Перед интервью – обязательный для всех журналистов ритуал. Пару недель ежедневного посещения всех спектаклей Театра на Таганке. Потом – экскурсия по закулисью. Также желательно поприсутствовать хотя бы на одной репетиции или прогоне, тихонько наблюдая за мэтром. Мэтр восседает аки Диоген – с вечным фонариком в руках. Диоген при свете дня искал людей. Любимов – сквозь темноту зрительного зала – лишь направляет своих актеров. Ему еще так много нужно успеть сделать, поэтому длительная подготовка будущих интервьюеров – суровая необходимость: чтоб не отнимали зря времени. В кабинет главрежа – такой же знаменитый, как и его хозяин, – любой журналист попадает подготовленным. Но от этого – еще более неуверенным. Встреча с живой легендой – всегда немного испытание. …Юрий Петрович дает мне время осмотреться по сторонам. Взгляд невольно скользит по стенам, на которых от автографов не осталось, кажется, свободного места. Так, где же то самое знаменитое четверостишие Вознесенского про баб с Таганки? Интересно, а какая из этих записей принадлежит Гагарину? И что из иностранных закорючек написано рукой Фиделя Кастро? Этот рисунок у входа наверняка сделал Эрнст Неизвестный. А еще, говорят, не так давно сам Путин оставил здесь свое послание – кто, кстати, знает, как расписывается ВВП? Любимов ждет еще пару минут и, довольный произведенным эффектом, протягивает для приветствия руку. «Здравствуйте, я – Юрий Петрович Любимов. Начнем?» Роковой поединок

http://pravmir.ru/yuriy-lyubimov-hochets...

Любимов: «Вся моя жизнь – цепочка совпадений. Между прочим, именно Пастернак у себя на даче познакомил меня с Вознесенским. Когда я рассказал, что собираюсь заниматься режиссурой, он посоветовал мне присмотреться к Андрею. А ведь Вознесенский был совсем еще молодой – лет пятнадцать, не больше. Но Пастернак уже тогда знал, что у него талант». О первой встрече с режиссером Вознесенский написал такие строки: «Мой кумир меня взял на премьеру, и Любимов – Ромео». Он же дал начало целой галерее автографов на стене любимовского кабинета, начертав историческую фразу: «Все богини как поганки перед бабами c Таганки!» И именно Вознесенский, когда начались гонения на Любимова, посвятил ему четверостишие: «Когда ввели в культуру танки, Я не подыгрывал подлянке – Не преступал порог Таганки, Когда в ней не было Таганки…» – Вы были Ромео на сцене. А в жизни? Любимов: «Нет, не думаю. Просто, видимо, актеры все чувствуют более тонко – в том числе и любовь. Но чувство это странное. Вот по каким причинам одна женщина нравится, а другая – нет? Это ведь не изучено, не понято… А список донжуанский, как Александр Сергеевич, я не веду, уж увольте». Венгерская рапсодия Хотя о романах молодого Любимова когда-то судачила вся театральная Москва, сегодня Юрий Петрович говорит только об одной женщине в своей жизни – Каталин Кунц, которую он ласково называет Катей. Журналист и переводчица из Венгрии, она прошла вместе с мужем все годы его оглушительных побед и не менее оглушительных провалов. Любимов: «В свое время меня, конечно, осуждали. Мол, неужели не мог нашу, советскую, жену найти? К тому же у нас большая разница в возрасте – целых тридцать лет». – Вас эта цифра не пугала? Любимов: «Меня почему-то нет. Но это вы лучше у Катерины спросите. Здесь такие дела, интимные». Их знакомство – тоже из цепочки совпадений. Юрия Любимова очень долго не выпускали в Венгрию. И однажды он устроил в Министерстве культуры скандал: почему вы не хотите, чтобы я ехал в Венгрию? Может, оттого, что там меня ждет какая-то награда, которую вы пытаетесь от меня скрыть?

http://pravmir.ru/yuriy-lyubimov-hochets...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010