Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о лояльности к советской власти, к-рую в числе членов Временного Патриаршего Свящ. Синода подписали митр. Арсений (Стадницкий) и архиеп. Алексий (Симанский), противники «Декларации» объявили о выходе из подчинения митр. Сергию (см. ст. Иосифлянство ). Митр. Иосиф (Петровых), ставший лидером оппозиции митр. Сергию, с 29 дек. 1926 по сент. 1927 г. находился в ссылке в официально закрытом Моденском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . На территории Н. и С. е. иосифлянскими приходами управлял еп. бывш. Гдовский Димитрий (Любимов) . По его поручению новгородских иосифлян курировал прот. Димитрий Кратиров. Маловишерский еп. Кирилл (Васильев) после издания «Декларации» прекратил поминовение за богослужением митр. Сергия (см. ст. «Непоминающие» ), в июле 1928 г. в Ленинграде иосифлянским еп. Стефаном (Бехом) был пострижен в схиму с именем Макарий, после чего ушел на покой и поселился в Макариевой пуст. Он продолжал тайно окормлять общины «непоминающих», часть к-рых в 1928 г. без его согласия перешла под управление еп. Димитрия (Любимова). В кон. авг. 1928 г. схиеп. Макарий (Васильев), еп. Стефан (Бех) и иосифлянский еп. Василий (Докторов) совершили тайную хиротонию Модеста (Василькова) в иосифлянского епископа Вытегорского. Тайные богослужения иосифлян проводились в пос. Чудове (с 1937 город), в М. Вишере, в детской колонии им. Ушинского на ст. Оксочи (ныне деревня Маловишерского р-на). В кон. 1929 - нач. 1930 г. по групповому делу еп. Димитрия (Любимова) и др. иосифлян в Н. и С. е. были арестованы архим. Сергий (Андреев), иеромонахи Николай (Степанов), Варсонофий (Кузьмин), монахи Серафим (Суздальцев), Макарий (Клишин), Владимир (Кожанов), иеродиак. Иоанн (Семёнов) и 5 мирян. 3 авг. 1930 г. они были приговорены к 5-10 годам заключения в лагерях. 17 февр. 1932 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности вся братия Макариевой пуст. (ок. 40 чел.) была арестована. 22 марта 1932 г. Коллегия ОГПУ приговорила насельников закрытой обители к различным срокам лишения свободы; схиеп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

471. По поводу пятидесятилетия со дня кончины Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского, († 21 февраля и 12 апреля 1852 г.) Г.А. Воскресенский. 1902, I, 3, 596–620. 472. К характеристике личности Н.В. Гоголя. П.М. Минин. 1902, I, 3, 621–637. 473. К характеристике литературной деятельности В.А. Жуковского (По поводу пятидесятилетия со дня его кончины). П.М. Минин. 1902, I, 4, 766–787. 474. Ницше и Достоевский. (Черты из нравственного мировоззрения того и другого). Н.Д. Тихомиров. 1902, II, 7–8, 505–534. 475. Из юношеских идеалов Шиллера. К столетию со дня его смерти † 27 апреля 1805 г. (Дружба в изображении Шиллера. Философский комментарий к трагедии «Дон Карлос»). П.В. Тихомиров. 1905, II, 6, 279–292. 476. Духовная цензура в России в первой половине XIX в. (1799–1855). А.Н. Котович. 1906, I, 4, 654–691. 477. «Закон Божий, правила государственные, благонравие и литература» в сознании духовных цензоров эпохи Александра I. А.Н. Котович. 1906, II, 7–8, 497–529. 478. Комитет 4 апреля 1851 г. (Синодальный секретный цензурный комитет). А Н. Котович. 1906, III, 10, 298–325. 479. Антоний романа и Антоний предания. П.А. Флоренский. 1907, I, 1, 119–159. 480. Крестный путь Бранда. П. Любимов. 1907, II, 7–8, 718–730. 481. Алексей Михайлович Жемчужников, († 25 марта 1908 г.) П.И. Астров. 1908, II, 6, 292–304. 482. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник. Пробная лекция. С.Л. Авалиани. 1909, I, 3, 368–383. 483. Заметка о посещении Н.В. Гоголем Московской Духовной Академии. Н. (Л). Т(уницкий). 1909, I, 3, 479–485. 484. Адрес Обществу Любителей Российской Словесности от Московской Духовной Академии по поводу торжественного открытия памятника H. В. Гоголю в Москве 26 апреля 1909 г. 1909, I, 4, 671–673. 485. Античные мифы о превращениях в художественной обработке римского поэта (этюд о Метаморфозах Овидия). С.П. Знаменский. 1909, II, 5, 84–110. —43— 486. Литературный вечер в память Н.В. Гоголя, в Московской Духовной Академии, 23 апреля 1909 г. (I. Вступительное слово руководителя Литературного Кружка Н.Л. Туницкого. II. О страшном у Гоголя. А.К. Горский. III. Гоголь и Белинский. М. В. Беляев. III. Тени Гоголя. Стихотворение. С.А. Голованенко. V. Приветствие Обществу Любителей Российской Словесности от студентов Московской Духовной Академии по случаю открытия памятника Гоголю, составленное и прочитанное А.А. Сперанским. 1909, II, 5, 111–137.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Капцова, Анна Михайловна, вдова потомственного поч. гражданина Карпова, А. Т., вдова Действ. Ст. Совет. Касимов, Ал-др Дим., Моск. свящ. Кедров, Виктор Иванов., свящ. Моск. Керенский, Алексей С., учит. Краснослоб. дух. училища Кириллов, Ал-др Вас., городск. голова г. Благовещенска Киятский, Мих. Яковл., кандид. М. Д. А. Климент, архимандрит, Настоятель Новоспасского Московского монастыря Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осип., проф. М. Д. А. Князев, Ник. Як., свящ., Смотрит. Ефремовск. дух. учил. Коновалов, Дм. Гр., доцент М. Д. А. Колосов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Косминков, Серг. Павл., свящ. Смотр. Холмск. д. учил. Коссин, Гавр. Яков., Моск. свящ. Костылев, И. М. —19— Красновский, Витал. Аникит., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крестианполь, Никанор Игнатьев., свящ. г. Каменца-Подольска Коротков, Сергей Николаевич Крашенинников, Сергей Семенович Крестовникова, Екатерина Иванов., вдова Мануф. Советника Кривошеин А. Королев, Иван Иванович Крылов, Сер. Васил., пом. биб. М. Д. А. Крылов, Ник. Еф. Кукин, Константин Кириллович, пот. почётн. гражд. Кунин, Алексей Алексеевич Кутецов, Ив. Павлов., пот. поч. гражд. Лабзов, Иосиф Глебович Лавров, Дмитр. Васильев., Смотр. Починк. дух. учил. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев Лебедев, Вас. Ив., Инспек. Олонецк. д. семинарии Лебедев, Ник. Констант., свящ. Моск. Липеровский, Николай Димитриев., свящ. Московск. Логинов, Андрей Семен., Моск. купец. Ливанский, Илия Васил., прот. г. Орла Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов, Николай Александров., свящ. Моск. Ленивов, Николай Андреевич Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Мазурин, Конст. Митрофанович, пот. почётн. гражд. Малиновский, Н. II., прот., ректор Подольской дух. семинарии Малютина, II. с-вей Т-во Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. —20— Марков, П. М., свящ. Московск. Марков, Сергий Мих., свящ. Моск. Масленников, Н. Ф. Модестов, Ник. Ал-дров., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 1867 - после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_21.html

—140— вместе со списками, по установленным формам, в Учебный Комитет при Святейшем Синоде, где они и хранятся впредь до определения воспитанников на службу; о всякой перемене своего местожительства означенные воспитанники немедленно доносят Учебному Комитету». – 5) Из оканчивающих ныне курс воспитанников Академии не пользовались казенным содержанием ни в Семинарии, ни в Академии: Любимов Николай, Флоренский Павел, Воскресенский Андрей, Дьяконов Дмитрий, Прытков Сергей и Смирнов Леонид. – Из них первые двое заявили о своем желании служить по духовно-учебному ведомству, остальные четверо пожелали получить документы на руки. – 6) Определением Святейшего Синода от 20 мая – 3 июня – 15 июня 1905 года за 2809 постановлено: «в виду того, что допущение иностранных уроженцев на духовно-учебную службу в пределах России зависит от усмотрения Святейшего Синода, в выдаваемых академическим воспитанникам из таковых уроженцев дипломах и аттестатах, если ими не принята присяга на русское подданство, не должно быть обозначаемо их право быть преподавателями в русских духовно-учебных заведениях; вследствие чего академическим начальствам надлежит выдавать иностранным уроженцам дипломы и аттестаты по особой соответственно сему изготовленной форме». – 7) Окончивший ныне курс палестинский уроженец Александр Хаким присяги на русское подданство не принимал. Определили: 1) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Флоренского Павла, Нечаева (Косташ) Петра, Голощапова Сергея, Свящ. Салагора Павла, 5) Волосевича Михаила, Махаева Николая, Назаркевича Полиевкта, Беляева Бориса, Белоусова Евгения, 10) Смирнова Николая, Соболева Христофора, —141— Соколова Владимира, Мякшина Григория, Борисова Пантелеимона и 15) Русинова Виталия – утвердить в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра богословия без нового устного испытания; 16) Успенского Александра , Лисицына Вячеслава, Беневоленского Ивана, Магнитского Ивана, 20) Владимирского Сергея, Добросердова Александра,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодаря еп. Сергию состоялось знакомство Г.Е. Распутина с великими княгинями, представившими Распутина царской семье. Другим протеже еп. Сергия был известный рабочий вожак о. Георгий Гапон, связанный как с революционерами, так и с тайной полицией. Сергий даже думал, что тот, овдовев, может стать епископом. М.В. Родзянко в своей книге «Крушение империи» сообщает, что когда протежируемого Г.Е. Распутиным архим. Варнаву обер-прокурор Саблер предложил возвести в сан епископа, то это предложение было единодушно отвергнуто Синодом под председательством митр. Антония (Вадковского). Но когда по болезни последнего председательство в Синоде перешло к архиеп. Сергию, то вопрос был разрешен большинством членов Синода утвердительно. Революцию 1917 г. митр. Сергий встретил убежденным сторонником отделения Церкви от государства, считая, что государство подавляло и связывало Церковь в царской России. Митр. Сергий был единственным членом старого Синода, которого Временное правительство допустило в созданный при нем Синод. Состоявший в этом Синоде протопресвитер московского Успенского собора о. Николай Любимов в записи в дневнике от 30 мая 1917 г. дает весьма примечательную характеристику митр. Сергия. В то время встал вопрос о роспуске настоящего Синода и создании в его замен нового. «Только один архиепископ Сергий, как и всегда, желая и капитал приобрести, и невинность соблюсти, начал нести какую-то ахинею о том, что он вполне понимает и ценит желание обер-прокурора, что нам неприлично даже как будто бы отстаивать современный состав Синода, ибо сами к нему и принадлежим, ибо это значит отстаивать свои личные права. “Ох, – думалось мне при этих словах преосвященного, – и хитер же ты, батюшка: умудрился при разгоне старого состава в единственном числе остаться и в новом, несомненно, и при нашем разгоне перейдешь и в дальнейший состав Синода. Вот это умение приспособляться ко всяким обстоятельствам! Честь и хвала тебе, хитроумный архипастырь!”» При большевиках митр. Сергий был освобожден из тюрьмы благодаря сблизившемуся с большевиками Владимиру Путяте (бывшему пензенскому архиепископу), которого Собор 1917-18 гг. лишил сана и отлучил от Церкви за чудовищные деяния. Вскоре митр. Сергий пишет огромный доклад в защиту распутного Путяты и выступает адвокатом последнего перед Патриархом, Св. Синодом и Церковным советом в вопросе о восстановлении Путяты в архиерейском достоинстве.

http://bogoslov.ru/article/5998355

В апреле В. Н. Львов пришел к мысли, что с данным составом Синода он не может дружно подготовить соборную реформу церковного управления, и он вынужден был воспользоваться старым обер-прокурорским правом: вызвать новый состав Синода. Из прежнего состава В. Н. Львов оставил только архиеп. Сергия Владимирского (многолетнего и опытного администратора учебного отдела при Св. Синоде) и экзарха Платона в качестве председателя. Вновь вызваны: Агафангел, архиепископ Ярославский (спокойный и рассудительный администратор), Андрей, епископ Уфимский (князь Ухтомский, человек молодой, пылкий и идеалист-реформатор, но не умудренный ни наукой, ни жизненным опытом), Михаил, епископ Самарский (добрый пастырь). Гораздо солиднее был состав протоиереев, в большом сравнительно количестве введенных в состав этого экстраординарного Синода. Это были: А. В. Смирнов, проф. Казанского университета, о. А. П. Рождественский, проф. Спб. Духовной академии, о. Н. А. Любимов, протопресвитер Кремлевских соборов, о. Ф. Д. Филоненко, из среды депутатов Государственной Думы. Этому Синоду была дана задача как можно скорее организовать созыв Собора. А в помощь себе в этом деле Синод созвал “Предсоборный совет” – обширную (свыше 60 лиц) совещательную коллегию из епископов, клириков и мирян, в большом числе профессоров. Правительство ассигновало 1 миллион рублей в качестве своей субсидии на дело Собора. И Св. Синод решил, со своей стороны, затратить на это великое дело свои церковные капиталы – в первую очередь 2,5 миллиона рублей, а если понадобится, то и все 4 миллиона. Новый состав Синода сразу изменил неприятную атмосферу на верхах церковного управления. Сразу кончились трения между Синодом и обер-прокурором, кончился саботаж. Синод с увлечением стал готовиться к Собору и спешно утверждать необходимые предварительные изменения в церковной администрации. Символом этого примирения власти церковной и власти правительственной было перенесение самих заседаний Синода из насиженной вековой залы в другую и изменение символики сидений иерархии и светской власти. Прежде иерархи сидели за одним продолговатым столом, а обер-прокурор со своими товарищами за другим, маленьким и в стороне. На деле же эти “скромные наблюдатели” властвовали над решениями иерархов. Теперь все сели “дружно” за одним полукругом загибающимся столом. На внешней стороне иерархи, а внутри, против них – обер-прокурор и его товарищи. Идея этого символа и нового Синода была та, что, как Временное правительство являлось только передаточным органом, доводящим страну до Учредительного собрания, так и этот Синод – только Временная комиссия, доводящая Церковь до Собора. Задачи аналогичны и природа двух властей – временная. Особым посланием от 29 апреля новый Синод объявлял о созыве Собора и своей задаче – ввести предварительные реформы, которые бы дали возможность создать самый Собор не из лиц, свыше назначенных, а выбранных, для чего и нужно внести сначала выборное начало в систему церковного управления. Брожение в Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

НАТАЛИЯ Лукьяновна Сивакова (1872 - февр. 1941), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Тихоновна Силуянова (1905-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_36.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Изменить ИОСИФЛЯНСТВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иосифляне весной-летом 1929 года. 1 ряд (слева-направо): епископ Сергий (Дружинин), архиепископ Димитрий (Любимов), протоиерей Василий Верюжский. 2 ряд: протоиерей Никифор Стрельников, Николай Петровых, протоиереи Иоанн Быстряков и Викторин Добронравов, архимандрит Клавдий (Савинский). 3 ряд: протодиакон Михаил Яковлев, протоиерей Филофей Поляков, иподиаконы Андрей Кардев, Петр Сазонов, Андриан Иосифлянство , оппозиционное течение в Русской Православной Церкви в конце 1927-1943 годов. Название происходит от имени его духовного руководителя митр. Иосифа (Петровых) . По мнению митр. Иосифа, течение было " совершенно несправедливо окрещено иосифлянством... гораздо основательнее оно должно быть названо вообще «антисергианским». А так как первый протест против Сергия был громко провозглашен не мною, а митрополитом Агафангелом Ярославским , то справедливее было бы именовать это течение «агафангелизмом» или как-нибудь еще в этом роде " О последователях прп. Иосифа Волоцкого см. Иосифляне Возникновение иосифлянства было связано с тяжелым положением, в котором находилась православная Церковь в СССР в сер. 1920-х годов. В это время легальным статусом обладали только активно сотрудничавшие с властями обновленцы и григорианский Временный высший церковный совет ( Григорианский раскол ), а вся организационная структура Патриаршей Церкви признавалась незаконной. Массовые аресты, проводимые властями среди епископата, имели целью лишить Церковь управления и единой организации. После ареста в декабре 1925 года местоблюстителя патриаршего престола митр. Петра (Полянского) по его завещательному распоряжению заместителем местоблюстителя стал митр. Сергий (Страгородский) . В конце 1926 года митр. Сергий сам оказался под арестом, после чего короткое время обязанности заместителя местоблюстителя исполнял Ленинградский митр. Иосиф (Петровых) , а потом Угличский архиеп. Серафим (Самойлович) , который предложил остававшимся на свободе архиереям управлять епархиями, по возможности полагаясь на самих себя. Административные связи между епархиями фактически уже не действовали. Возникла реальная угроза утраты единства Церкви, потери преемственности каноничной власти.

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

Церковь во имя преподобноисп. Георгия (Лаврова). 2002 г. Церковь во имя преподобноисп. Георгия (Лаврова). 2002 г. На территории М. м. действовала сельскохозяйственная коммуна «Искра». На месте монастырских захоронений возвели автозаправочную станцию, из надгробных памятников был выполнен фундамент колхозного свинарника близ мон-ря. Постепенно большая часть территории М. м. превратилась в свалку, здания находились в полуразрушенном состоянии, от ограды сохранилось лишь неск. фрагментов, некрополь разорен. В мае 2000 г. на месте М. м. был отслужен молебен с участием духовенства из Мещовска и Обнинска. После этого по благословению Калужского архиеп. Климента (Капалина) началось восстановление обители, ее настоятелем стал игум. (впосл. архимандрит) Георгий (Евдачёв). 6 мая 2001 г. состоялся крестный ход с участием духовенства из Мещовска и Обнинска от М. м. к Благовещенскому собору Мещовска, где был отслужен молебен преподобноисп. Георгию (Лаврову). 26 дек. 2002 г. Синод принял постановление об открытии мон-ря. В 2016 г. в М. м. проживало ок. 50 чел. братии, при мон-ре за его оградой - ок. 30 монахинь. С 2002 г. богослужения совершаются в новой ц. во имя преподобноисп. Георгия. К 2016 г. восстановлены Петропавловский собор, стены и башни, начата реставрация старого храма во имя вмч. Георгия и в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возведены часовня на месте захоронения Андрея Мещовского (в ней устроена костница для хранения останков, обнаруженных при восстановлении обители), братский корпус с домовым храмом во имя арх. Михаила, за оградой - больничный корпус с домовым храмом во имя вмч. Пантелеимона, трапезная, гостиничный корпус. Также за оградой устроено новое монастырское кладбище, на к-рое перенесены уцелевшие памятники из фундамента снесенного свинарника. М. м. обладает обширным хозяйством, включающим 1 тыс. га пахотной земли, молочную ферму, картофелеводческую лабораторию и т. д. Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и ее сыну, царю Алексею Михайловичу. 2011 г. Скульпторы Н. Н. Любимов, П. Н. Щеглов и С. И. Фаркеева

http://pravenc.ru/text/2563152.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010