78 . Резолюция от 21 декабря на выписке, из консистор- —51— ского настольного докладного реестра с представлением донесения и. д. благочинного Серпуховского уезда, церкви села Скульнева, священника Димитрия Покровского с приложением отобранных от запрещенного священника села Вельяминова Василия Белорастова, низведенного в причетническую должность, грамоты и указа: «1) По ходатайству г. помещика, которым несколько улучшается мнение о священнике Белорастове, вменить ему в наказание по делу двухмесячное запрещение священнослужения и ради приближающегося праздника, разрешить ему священнослужение и оставить на прежнем месте. 2) Отдать его под строгий надзор благочинного на год и во-первых, донести, исправно ли проведет он приближающиеся праздники, а потом доносить чрез каждые два месяца, о его поведении и исправлении, а в случае новых беспорядков, немедленно. Поскольку, находящийся в Вельяминове в причетнической должности запрещенный священник Любимов, продолжительной своевольной отлучкой, причиняет затруднение сему месту; то его от сего места удалить. 4) Преосвященный назначит ему другое причетническое место с тем, чтобы вступил в действительное отправление должности». 79 . Резолюция от 29 декабря на мнение преосвященного Алексия, епископа Дмитровского, викария Московского, о предоставлении дьяческого места при Воскресенской, в Таганке, за сыном умершего дьячка, учеником Донского училища Павлом Страховым 14 лет, согласно прошению его матери, вдовы Ирины Ивановой и желанию священника, старосты и прихожан, в поддержание осиротевшего семейства из шестерых детей. «Место предоставляется обыкновенно за учеником; потому что он занят учением и не может исправлять причетнической должности по законному препятствию. Предоставить место за исключенным учеником (как называет его мать) и следственно, остающимся без дела, была бы не сообразность. – Учинить следующее. 1) Если ученик принят будет в училище; то предоставить за ним место на год. 2) Если же остается исключенным; то испытать его и если годен, в причетника определить; а если не годен, отказать. 3) Священника спросить о достоинстве пономаря, не следует ли его переименовать в дьячка, а малого числить на пономарском».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

г.//Там же. 19. С. 628-631; Там же. Ч. офиц. 25. С. 181-185; Общеепархиальное собрание духовенства от 14-го авг. 1917 г. и Устав профес. Союза духовенства Пензенской епархии//Там же. Ч. неофиц. 19. С. 625-627; Акты свт. Тихона. С. 115, 117, 124, 125, 130, 178, 283, 716-721, 770, 866, 899, 924, 939, 957, 960, 961, 963, 964, 966, 967, 970, 975-979, 981, 984, 987-988, 992, 995-996; Любимов Н. А., протопр. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апр.- 12 июня 1917 г.)//Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995. С. 15-120. (МИЦ; Кн. 8); РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 122, 124, 158-160, 163-164; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 177-178, 541; Кн. 2. С. 23-24, 33, 36-37, 88, 327, 355-356, 383, 427, 461, 467, 508; Шавельский Г. И., протопр. Русская Церковь перед революцией. М., 2005. С. 145; Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 56-73; Бабкин М. А. Рос. духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и архив. док-ты по истории РПЦ. М., 20082. С. 119, 158-159, 180, 199, 201-202, 241, 322, 365; Письма патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2009. Т. 1. С. 723-724; 2010. Т. 2. С. 32, 34, 297, 319; Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Клюев В. Б., прот. Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М., 2014; Лобанов В. В. «Дезорганизация и внутренняя анархия в «тихоновщине» растет…»: (Информ. бюл. обновленческого Свящ. синода о внутрицерк. жизни в 1927-1928 гг.)//Церковь в истории России. М., 2015. Сб. 10. С. 192-253; История в письмах: Из архива сщмч. архиеп. Рижского Иоанна (Поммера): В 2 т. Тверь, 2015. Т. 1; Док-ты Свящ. Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 2015. Т. 4: Док-ты Совещания епископов и Судной комиссии Собора; Лихие девяностые: Пензенская область на рубеже XX-XXI вв./Под общ. ред.: А. И. Кислов. Пенза, 2017. Т. 1; Иоанн (Поммер), сщмч. На страстном пути Иова: Избр. труды и докум. свидетельства/Ред., сост., предисл., примеч.: К.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН Александрович Богословский (1871 - 1937), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (1871 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121838_16.html

Почитание Н. в Русской Зарубежной Церкви в период ее отдельного существования рассматривалось руководством РПЦЗ как принципиальное отличие от Московской Патриархии, вынужденно отрицавшей при советской власти факты гос. гонений на веру и соответственно подвиг Н. Вопрос о церковном прославлении Н. был впервые поднят на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1971 г., к-рый на заседании 22 сент. принял следующую резолюцию: «Архиерейский Собор с благоговением преклоняется перед священным подвигом Российских новомучеников и сочувствует их прославлению. По случаю исполнившегося пятидесятилетия Русской Зарубежной Церкви и более пятидесяти трех лет гонений на Русскую Православную Церковь поручить Архиерейскому Синоду заняться собиранием материала по вопросу прославления сонма новомучеников, пострадавших от богоборцев». 1 нояб. 1981 г. Архиерейский Собор РПЦЗ совершил торжественное прославление Собора новомучеников и исповедников Российских, от богоборческой власти пострадавших. Зарубежная Церковь исходила из признания Н. всех правосл. христиан, ставших жертвами гонений советской гос. власти. К лику святых были причислены все пострадавшие от безбожников новомученики и исповедники, имена большинства из к-рых, как признавалось, оставались для верующих неизвестными. В числе Н., названных поименно, выделялись прежде всего Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович и члены имп. семьи, патриарх свт. Тихон, митрополиты священномученики Владимир (Богоявленский), Вениамин (Казанский) , Петр (Полянский), Кирилл (Смирнов). По политическим причинам особым почитанием в Зарубежной Церкви пользовались архиереи, выступившие в 20-30-х гг. ХХ в. против заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и его курса на лояльность к Советскому гос-ву - митр. Иосиф (Петровых), архиеп. Феодор (Поздеевский), епископы Димитрий (Любимов), Алексий (Буй) и др. При этом Зарубежная Церковь включила в число Н. и пострадавших от властей архиереев - сторонников митр. Сергия, а также мн. репрессированных иереев независимо от принадлежности к каким-то церковным группировкам (кроме обновленцев). Всего в Краткий список новомучеников, большевистской властью убиенных, оглашенный во время Архиерейского Собора 1981 г., было включено 526 имен. По объективным причинам, прежде всего из-за отсутствия доступа к архивам советских следственных органов, канонизация Н. в Зарубежной Церкви во мн. случаях основывалась на недостоверных фактах.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Лосский Н. В. 1389, 1735 Лосский Н. О. 1588 Лот-Бородина М. И. 500 Лотменцев А. М. 2903 Луганская С. 2022, 2023 Лужков Ю. М. 1106 Лука (Luke), ап. от 70-ти, евангелист 17, 18, 53, 206–208, 2269 Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. 879, 1329 Лукичев Б. М. 3150 Луковникова Е. А. 1221, 2442, 2513 Лукьянов В., прот. 2067 Луп Труаский, (Сур., прп.) 1253 Лутковский Л., свящ. 69 Луц У. 1775 Лушников Д. 3063 Львов Д. С. 2864 Льюис К. С. 78, 136, 163, 1760, 2965, 3056 Любимов Б. Н. 3040,3091,3092,3191 Любомудров А. М. 1086 Людоговский Ф. Б. 2954 Люстиже Ж.-М., кардинал 1673 Лютая Р. В. 2574 Лютер М. 1900, 2812 Магдалина, сестра (Magdalen, sister, КНП) 3172 Магдалена (Мадлен Ютен), сестра 1880, 1886, 1883 Магницкий М. Л. 2917, 2918 Мадиевский С. 1674 Майданович Е. Л. 78, 132, 133, 158, 187,195,478,1154,1211,1396,1448, 1455, 1518, 1519, 1646, 1733, 1977, 2126, 2288–2291, 2294, 2323, 2324, 2328, 2343, 2350, 2351, 2369, 2844 Майнка Р. М. (Mainka R. M.) 1279 Макар Н., свящ. 2225 Макарий, митр. Московский и всея Руси, свт. 699–713, 721, 722, 918, 1242, 1246, 1284, 2286, 2879 Макарий Александрийский , Новый, Градский, иером., прп. 2139 Макарий (Булгаков) , митр. 655 Макарий (Веретенников) , архим. 344, 455, 495, 657, 663, 685–688, 696, 697, 701–712, 719–722, 918, 981, 1090, 1215, 1216, 1242, 1246 1253, 1273, 1280, 1284, 1291, 1360, 1365, 2242, 2480, 2838, 2879 Макарий (Глухарев), архим., прп. 106, 761, 762, 1254, 3185 Макарий Египетский , Великий, пресв., прп. (также Пс., автор «Макариевского корпуса») 323–325, 444, 445, 2139 Макарий (Невский) , митр. Московский, Алтайский, свт. 1254 Макарий (Оксиюк), митр. Варшавский и всея Польши (Оксиюк М. Ф.) 560 Макарий Оптинский (Иванов) , иеросхим., прп. 1251 Макарий (Петрович), архим. 3125 Макаров Г. М. 2734 Макгинн Б. 3048 Макеев М. 2974 Маккавеи, ветх., мчч. 113 Маков Г. (псевдоним) см. Малков Г., диак. Максим II, блж., католикос Абхазии 590 Максим Грек , прп. 714–718, 1246 Максим Исповедник , прп. 326–328, 422, 423, 446–448, 2180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

детей христ. благочестию. М., 1911; В чем вера Л. Н. Толстого. М., 1911; За веру Божию. М., 1911; На св. войну за веру! Миссионерская книжечка. М., 1912; Житие и страдание св. апостола Варнавы. М., 1912; Тяжкий грех. М., 1912; Вера рваная. М., 1913; Святое дело. М., 1913; Миссионерская самозащита. Х., 1914; Краткий указ. текстов для бесед с сектантами. М., 1915. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 81. 1 отд. 1 ст. Д. 96; Ф. 802. Оп. 10. 1909 г. Д. 218; Ф. 796. Оп. 441. Д. 43; Оп. 446. Д. 420; Оп. 436. Д. 1109; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 229. Оп. 4. Д. 511; Ф. 1381. Оп. 1. Д. 15; ГАРФ. Ф. 63. Оп. 1. Д. 12; ЦА ФСБ РФ. Р-48566. Т. 10. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 212; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 684; ЖНИР: Моск. Июнь-авг. С. 173-183. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп.

http://pravenc.ru/text/2565878.html

С. 37-48; Зло и отрицание//Грани. 1960. 47. С. 191-202; 48. С. 194-212; Пути Православия на Западе//ВРСХД. 1960. 1(56). С. 26-30; Images Grecques: D " Athènes au Phanar//Contacts. P., 1959. N 25. P. 36-45; N 26. P. 110-120; N 27. P. 185-192; 1960. N 29. P. 44-49 (отд. изд.: P., 1961); Миссия православных на Западе//Рус. мысль. П., 1963. 1984. 20 апр.; 2021. 16 июня; Монашество в творениях Достоевского: (Идеал и действительность)//ВРСХД. 1963. 70/71. С. 55-72 (франц. пер.: Le monachisme: Réalité et idéal dans l " oeuvre de Dostoïevski//Millénaire du Mont Athos: Études et Mélanges. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 353-372); О Ф. А. Степуне и о некоторых его книгах//Мосты: Альм. Мюнхен, 1963. Т. 10. С. 318-340; К 50-летию со дня смерти Ш. Пеги//ВРСХД. 1964. 72/73. С. 54-60; Рус. религиозная философия и Правосл. Церковь//Там же. 1965. 75. С. 51-65; Песнь Господня. П., 1981; Предисловие// Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения правосл. Церкви. П., 1965. М., 19912; Наш дорогой владыка: [Митр. Евлогий (Георгиевский)]//ЦИВ. 2002. 9. С. 186-191. Пер.: Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914; Пеги Ш. Мистерия о Невинных младенцах: (Отрывок)//Вестн. церк. жизни. 1947. 8. С. 71-78 (переизд.: Вестн. РХД. 2002. 183. С. 117-125); он же. Мистерия о младенцах Вифлеемских/Пер.: Ю. А. Гинзбург, Л. А. Зандер//Избранное: Проза. Мистерии. Поэзия. М., 2006. Лит.: Вейдле В. В. Печали об ушедшем//ВРСХД. 1965. 75. С. 39-40; Водов В. А. Похороны профессора Л. А. Зандера//Там же. С. 34-35; Горяинова И. Н. Л. А. Зандер и его роль в моей жизни//Там же. С. 47-50; Иоанн (Шаховской), архиеп. Лев Церковный: Памяти Л. А. Зандера//Там же. С. 36-37; Киселев А., прот. Памяти друга и учителя//Там же. С. 40-43; Князев А. П., протопр. Слово на погребение Л. А. Зандера//Там же. С. 75-76; Мейендорф И., прот. Памяти учителя//Там же. С. 46-47; Морозов И. В. Памяти Л. А. Зандера//Там же. С. 44-46; Памяти Л. А. Зандера: Биогр. данные//Там же. С. 26-33; Булгаков С. Н., прот. Из переписки с В. А. и Л. А. Зандер//Там же. 1971. 101/102. С. 71-84; Зандер В. А. Путь моей жизни//Вестн. РХД. 1984. 141. С. 202-227; 142. С. 271-287; Любимов Б. Н. Тайна добра//ППр. 1993. 2. С. 89-95; Братство Святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923-1939/Сост.: Н. А. Струве. М.; П., 2000; Флоровский Г., прот. Экуменическое страдание: Критика экуменических воззрений Льва Зандера//http://www.pstbionline.orthodoxy.ru [Электр. ресурс]; Иркитова А. В. Книжное собрание Л. А. Зандера (1893-1964) в Б-ке РАН//Общество и власть: Мат-лы Всерос. науч. конф. (пам. А. Я. Лейкина). СПб., 2006. С. 186-190. М. В. Никифоров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182553.html

На допросе 19 декабря 1936 года на вопрос следователя, знает ли архиеп. Никодим профессора Н.И. Серебрянского, тот ответил, что «...я знаю его хорошо... Знаком с ним с дореволюционного периода; из письма, написанного им из Судиславля в г. Кострому, приблизительно в 1932 году я узнал, что он был выслан... В 1933–34 гг. Серебрянский из Судиславля переехал на жительство в г. Кострому, и с этого периода до дня моего ареста мы с ним находились в связях, он неоднократно бывал у меня в доме и последний раз приходил ко мне 13 ноября 1933 г. по случаю моих именин. В 1935–36 гг. я оказывал ему материальную помощь, давал ему деньги... Он мне рассказывал, что намерен снова связаться с общественностью и заняться своей прежней деятельностью...» [л. 23–24]. На допросах в декабре 1936 года владыка Никодим отрицал ведение каких-либо к/р разговоров и антисоветской позиции, отрицал показания благочинного, священника Николая Александровича Успенского 170 , и бывшего своего личного секретаря, священника Николая Ивановича Бобровского 171 о том, что он, архиепископ вел в их присутствии к/р разговоры [л. 31– 32]. Однако на очной ставке 28 декабря 1936 года в Ярославле Владыку, судя по документам, «завалил» указанный священник Бобровский, после чего ему пришлось сознаться в «частичной к/р позиции» [л. 34]. Согласно документам следственного дела, 1 февраля 1937 года свящ. Николай Ал-др Успенский, якобы также подтвердил антисов. разговоры с Кротковым и Бобровским [л. 42–43]. Этот подложный документ самооговаривания нужен был следователю еще и для того, чтобы заварить новое, уже уголовно-политическое дело и «пришить» к нему и тех, кто раньше привлекался только в качестве свидетелей. А таковых набралось 20 человек. Среди них был и Николай Ильич Серебрянский, и костромские священники Павел Князев и Павел Любимов, и многие иеромонахи, приехавшие в начале 30-х годов с Украины – Вениамин Махнюк, Гермоген Белый, Андрей Сухенко 172 и др. Н.И. Серебрянский был арестован 27 апреля 1938 г., при этом у него были изъяты научные и церковные книги, разная переписка, а из денег – золотая монета в пять рублей 1848 года 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Флоровского, Введенского и Покровского мон-рей), то для Ильинской общины, состав к-рой в основном определялся бывш. профессурой КДА, характерно более компромиссное отношение (члены общины даже вывешивали красный флаг на советские праздники). На особое место в жизни киевских иосифлянских общин претендовал и свящ. Леонид Рохлиц, сумевший привлечь в свою группу монахинь Флоровского и Введенского монастырей, часть из к-рых перешла в Покровскую ц. в 1928 г. вместе со свящ. Борисом Квасницким. По словам свящ. Флоровского мон-ря Космы Петрушевского, «…Рохлиц Леонид, один из видных членов контрреволюционной организации, старающийся привлечь в свою организацию темные массы крестьян окружных сел, кликуш, монахов и монахинь. У него свои агенты на пристанях, у храмов близлежащих, у него агенты, буквально за руки затягивающие в храм Покрова к о. Леониду, к-рый молится за гонимых, не поминает митрополита Михаила и впоследствии архиепископа Димитрия. …Рохлиц всеми силами старается втянуть в свою организацию возможно большее количество. К его организации принадлежит Бойчук Андрей, монахиня Тихона, Пелагея, Мария» (Отраслевой ГА СБУ. Д. 67093-ФП. Л. 20). У каждого из представителей иосифлян были свои почитатели, свои представления о церковной работе и свой духовный опыт, поэтому нередко возникали внутренние конфликты. После того как еп. Димитрий (Любимов) назначил своим уполномоченным (благочинным) свящ. Димитрия Иванова, группа А. Жураковского выразила резкий протест. Результатом стала очередная поездка в Ленинград священников Б. Квасницкого и А. Бойчука, где был достигнут компромисс - свящ. Д. Иванов привлекался к руководству всеми общинами по мере надобности, а право принимать в свои ряды духовенство было предоставлено всем лидерам киевского иосифлянства. После временного урегулирования разногласий состоялись совещания киевского иосифлянского духовенства. Первое прошло в кон. июня 1929 г. на квартире свящ. Леонида Рохлица, где обсуждалось присоединение свящ. Щербатова. Через 2 недели на 2-м собрании рассматривалось предложение архиеп.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Решения Собора о расширении поводов к разводу вряд ли могли повлиять на новую ситуацию. Легкость получения гражданского развода освобождала от необходимости получить развод в церковном суде. В советских документах неоднократно высказывалась мысль, что непризнание архиереями гражданского развода приведет к их разрыву с паствой: «Что же касается бракоразвода, то отовсюду поступают сообщения, что рядовое духовенство в этом вопросе стало кое-где лишь на путь пассивного сопротивления, то есть, подчиняясь официальному запрету вести бракоразводные процессы и не осмеливаясь, с другой стороны, само благословлять и расторгать браки, как это было до Петра, передает дело церковного благословения на новый брак и религиозное освобождение от старого на усмотрение самого архиерея (апелляция Патриарху). Таким образом, только закоренелые в своем упорстве архиереи, став лицом к лицу с самими просителями, будут отказывать им в своем благословении и вступать в конфликт с нашими законами, но таких архиереев неминуемо становится все меньше, ибо с ослаблением силы старой иерархии и с увеличением зависимости духовенства от самих прихожан, конфликт архиерея с Советской властью превращается в конфликт его с самими прихожанами, возбуждает их недовольство и способствует тому, что в конце концов для религиозных людей бракоразвод сведется к простой религиозной санкции гражданского акта, даваемой духовным лицом по предъявлению ему такового» 127 . Гонения 1920-х гг., связанные с изъятием церковных ценностей, по-видимому, отразились и на церковных венчаниях. Можно отметить ужесточение отношения к церковному разводу со стороны новой власти. В журнале «Революция и церковь » за 1920 г. есть информация о том, что «Патриарх Тихон и члены т. н. высшего церковного совета и синода, в исполнение циркуляра Наркомюста от 18 мая 1920 дали следующую подписку: «Даем сию подписку в том, что во исполнение заключавшегося в этом циркуляре требования производство бракоразводных и связанных с этим производством судебных, розыскных, налоговых, финансовых и хозяйственно-административных функций в епархиальных советах, св. Синоде и ВЦС прекращается». Следуют подписи: Патриарх Тихон, митр. Сергий (Страгородский) , митр. Кирилл (Смирнов), архиеп. Никандр (Феноменов), еп. Александр, еп. Иувеналий, еп. Алексей, протопресвитер Н. Любимов , Александр Куляшев, протоиерей А. Станиславский» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010