Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

Архангельская Архангельские владыки 55 Стефан архиепископ Суздальский и Тарусский 1661–1662 архиеп. Суздальский и Юрьевский Феодосий митрополит Сербский и Архангельский с ноября 1665 по 17.05.1667 митр. Белгородский и Обоянский Иоаким (Дьякович) епископ Архангельский и Сербославянский с 19.09.1667 †21.07.1678 Иосиф архиепископ, бывший архиеп. Коломенский и Каширский †29.06.1681 Никита (Тотемский) епископ Звенигородский и Архангельскийс 6.11.1681 по 24.12.1681 еп. Коломенский и Каширский Никодим (Скребницкий) епископ, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский с 1740 по 1742 с 01.09.1742 еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Лев (Юрлов) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 22.04.1742 †28.01.1755 Холмогорская и Важеская Учреждена в марте 1682 года Кафедра в Холмогорах Афанасий (Любимов) архиепископ, рукоположен с 18.03.1682 †6.09.1702 Парфений (Небоза) митрополит, бывший митр. Азовский с 3.12.1703 †2.01.1704 (умер по дороге к месту назначения) Сильвестр (Крайский) епископ, рукоположен с 11.03.1705 архиепископ с 18.09.1705 по сентябрь 1707 митр. Смоленский и Дорогобужский Рафаил (Краснопольский) архиепископ, рукоположен с 21.03.1708 †4.11.1711 Варнава (Волатковский) епископ, рукоположен с 24.08.1712 †8.10.1730 Герман (Концевич) епископ, рукоположен со 2.05.1731 по 16.06.1731 переименован и возведен в сан архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Архангелогородская и Холмогорская С 16 июня 1731 года Герман (Концевич) архиепископ, бывший еп. Холмогорский и Важеский, возведен в сан с 16.06.1731; †25.07.1735 Аарон архиепископ, рукоположен с 28.12.1735; †7.05.1738 Савва (Шпаковский) епископ, рукоположен с 18.02.1739 по 30.06.1740; en. Коломенский и Каширский Варсонофий епископ, рукоположен с 13.07.1740 архиепископ с 8.01.1741; †8.11.1759 26 марта 1762 года кафедра перенесена в Архангельск Иоасаф (Лисянский) епископ, рукоположен со 2.12.1761 †1.05.1769 Антоний (Герасимов-Зыбелин) епископ, рукоположен с 10.10.1770 по 9.07.1773 еп. Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих» . Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к Заместителю Местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» (Акты свт. Тихона. С. 539). Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» (Там же. С. 541). Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) , сформулировавший свою позицию в 1929 г. в письме еп. Афанасию (Малинину) . Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления (Патриаршее возглавление), и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) (там же. С. 638). 18 сент. митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в к-ром, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» (Там же. С. 646). На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер. В 1931 г. во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский) , в 1932 г.- Управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов) . В 30-х гг., для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Свящ. Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев РПЦ. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов. 21 окт. 1932 г. в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.

http://pravenc.ru/text/155436.html

В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба ( Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана//АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821). Деятельность Н. С. как иконописца Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

В сент. 1651 г., вернувшись из очередной поездки, преподобный застал на месте мон-ря пепелище. Постройки были сожжены войском сибир. царевича Девлет-Гирея. Невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы (см. Далматская «Успения Пресв. Богородицы» икона ), к-рую прп. Далмат принес в 1644 г. на Белое Городище. Этот образ стал главной святыней обители. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Для прп. Далмата была построена отдельная келья, в к-рой он пребывал в затворе, но следил за всем происходившим в обители. В сказке 1664 г. основатель писал, что без его благословения «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали» (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 318а). О строгости устава прп. Далмата свидетельствует следствие 1664 г., проводившееся Тобольской съезжей избой по доносу одного из насельников. Среди «провинностей» прп. Далмата отмечалось, что в мон-ре не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В ответ Далмат писал, что в дни постов, в особенности Великого поста, празднования именин в Д. м. не совершаются, служатся лишь молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели. Прп. Далмат был погребен в алтаре Успенской ц., в кирпичном склепе. Насельники К сер. XVII в. в Д. м. проживало 6 монахов, ок. 20 крестьян с семьями и трудники. По благословению митр. Сибирского Корнилия в окт. 1666 г. в Д. м. было учреждено игуменство, первым настоятелем был избран сын прп. Далмата Исаак (Мокринский) (с 1702 архимандрит). В том же году в Д. м. был пострижен в монашество Афанасий (Любимов) , с 1675 г. игумен Д. м., с 1682 г. первый архиеп. Холмогорский и Важский. Настоятели Д. м. осуществляли надзор за церквами ближайших слобод, рассматривали жалобы на священников близлежащей округи, выполняли поручения по расследованию конфликтов в соседних мон-рях; в 70-х гг. XVII в. старцы Д. м. служили управляющими на Новопышминской заимке Тобольского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Феодосия и архим. Никодима Сийского ( Кукушкина. 1977. С. 43, 57, 54, 78, 102, 116, 118, 136, 137, 139, 165, 177, 188). В 1692 г. П. подарил в обитель 30 книг «во свое обещание в Сийский монастырь в помяновение по себе и по родителех своих» (Арх. СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Кукушкина. 1977. С. 57). Они находились в 4 запечатанных сундуках, к-рые П. привез в мон-рь, заповедав открыть их после своей смерти ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113; Перовский. 1897. С. 540; эти сундуки еще в кон. XIX в. хранились в обители ( Никанор. 1895. С. 8)). 14 янв. 1696 г. сундуки распечатали архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) и архим. Никодим ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 114). Среди книг находилось знаменитое Сийское Евангелие-апракос с многочисленными миниатюрами (БАН. Арх. Ком. 339), созданное в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу П. и при активном участии Никодима Сийского ( Братчикова. 1988. С. 10; Белова, Кукушкина. 1978. С. 165; Рыжова. 2019. С. 39, 42). Кодекс обошелся заказчикам в 200 р. ( Перовский. 1897. С. 508; Кириллов. 1902. С. 24). На верхней крышке позолоченного серебряного оклада находится надпись от 20 сент. 1692 г. о даре рукописи в мон-рь, на листах самой книги - владельческая запись П. В XIX в. Сийское Евангелие хранилось в ризнице обители и выносилось во время пасхального богослужения. Среди др. книжных вкладов П. значатся «Книга степенная» (БАН. Арханг. Древл. 423; Кукушкина. 1977. С. 137), «Новый летописец» (БАН. Арханг. Древл. 410; Кукушкина. 1977. С. 139), «Слова» Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского (БАН. Арханг. Древл. 204; Белова, Кукушкина. 1978. С. 182), «Хроника» Мартина Бельского (БАН. Арханг. Древл. 422; Белова, Кукушкина. 1978. С. 186), комплект из 12 печатных Миней месячных, 5 печатных Псалтирей ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86-87) и др. Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) П.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

О преемственности иноческой жизни в Далматовом мон-ре по отношению к Центр. России свидетельствует приход на Белое Городище из Н. Новгорода старца Иоанна, ученика священноинока Дорофея. Устав Далматова мон-ря отличался строгостью. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой проводилось следствие по доносу одного из монастырских старцев о том, что в мон-ре, в частности, не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. В ответ Д. написал, что в постные дни и в особенности в дни Великого поста празднования именин в мон-ре не совершаются, служатся молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 304-318а). После 1651 г. в мон-ре принял постриг с именем Исаак сын Д., в 1666 г. ставший первым игуменом мон-ря, в 1702 г.- архимандритом. Не только кровное, но и духовное родство связывало отца и сына. В записи на кн. свт. Иоанна Златоуста «О священстве» (М., 1664), благословленной патриархом Московским и всея России Иоакимом игум. Исааку в 1682 г., последний назван учеником Д. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 683. Оп. 1. Д. 6. Л. 170 об.). Также учеником Д. считал себя первый Холмогорский и Важский архиеп. Афанасий (Любимов) , поселившийся в Исетской пуст. в нач. 50-х гг. XVII в. и проживший там более 10 лет. Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Далматов мон-рь не сразу принял богослужебные реформы патриарха Никона . По-видимому, за связь со старообрядцами ок. 1668/69 г. был отстранен от настоятельства в монастыре игум. Исаак, в 1677 г. вместе с игум. Афанасием (Любимовым) сосланный в Енисейский Спасский мон-рь. Через год иноки были возвращены в обитель, окончательно все церковные запрещения с игум. Исаака были сняты в 1685 г. при условии, чтобы «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности к расколу Д. и его сына писал в доносе после 1724 г. постриженик Далматовой обители бывш. игум. невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов) (РГИА. Ф. 796. Оп. 7. 40. Л. 91 об.- 92). Существует гипотеза, что к мнению Д. апеллировали идеологи зауральского старообрядчества в полемике о сущности антихриста . А. Т. Шашков считает, что Д. принадлежит адресованное старообрядцам «Послание об антихристе и тайном царстве его» ( Шашков А. Т. «Мы же святых отец предание держим неизменно…»: (Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибирских старообрядцев 70-80-х гг. XVII в.)//Изв. Уральского ун-та. 2005. 39. Сер.: Гуманит. науки. История. Вып. 10. С. 36-47).

http://pravenc.ru/text/168654.html

Погод. 728. Л. 1-26; Солов. 183/183. Л. 61 об.- 70). Мон. Сергий составил также азбучный канон обоим святым, содержащий азбучный акростих (ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 144 об.- 149 об.; РНБ. Солов. 183/183). Иногда части службы И. и Л. переписывались отдельно (РНБ. I. 772. Л. 13-13 об., поморская рукопись XIX в.). В тропаре службы прославляется перенесение мощей И. и Л., в кондаке - помощь святых «всем иже в различных недузех страждущим». В июне 1691 г. Афанасий (Любимов) , архиеп. Холмогорский и Важский, послал патриарху Адриану службу И. и Л. с описанием чудес от мощей святых и просил разрешения канонизировать Божиих угодников и перенести их мощи в новопостроенный Преображенский собор в Холмогорах. Однако патриарх Адриан ответил, что писание об И. и о Л. «правде слагается мало», подверг сомнению нетленность мощей и принадлежность этих мощей И. и Л. (см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 430-431). Прав. Иоанн Яренгский. Шитый покров. 20-е гг. XVII в. (АОКМ) Прав. Иоанн Яренгский. Шитый покров. 20-е гг. XVII в. (АОКМ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.) В 1764 г. яренгский Никольский мон-рь был упразднен, ц. во имя Зосимы и Савватия Соловецких стала приходской. 29 марта 1841 г. мощи И. были переложены в новую кипарисовую раку, устроенную попечением соловецкого архим. Илария на правой стороне Зосимо-Савватиева храма. На боковой стороне раки был вырезан летописный рассказ о явлении мощей И., к-рый был иноком Соловецкой обители и утонул в Белом м. в 1566 г. На другой стороне раки был вырезан тропарь святому. При служении молебнов рака открывалась. Видимо, в 1903 г. первоначальная рака И. («деревянный гроб с ликом угодника») была передана в Кий-Островский Крестный монастырь (Историческое описание Крестного второклас. монастыря Онежского у. Архангельской губ.

http://pravenc.ru/text/471222.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010