Сергея Семеновича Макарова неизвестного архиепископа Казанского Иакова члена Св. Синода архиепископа Никона Н.И. Носковой А.А. Паншиной епископа Саратовского Палладия прот. И.В. Арсеньева архиеп. Новгородского Арсения, архиеп. Варшавского Николая, епископа Иоанникия, проф. С.С. Глаголева , прот. Т.И. Буткевича , прот. С.Д. Муретова, прот. М.И. Диомидова, свящ. А.И. Рождественского и А.А. Чечелева, свящ. Г.А. Макогонского, иером. podpisCepruя по 100 руб. От Елизаветы Аполлоновны Воронцовой епископа Чистопольского Анатолия От А.М. Ванчакова епископа Михайловского Амвросия От прот. В.Н. Велтистова, свящ. podpisB.A. Со- От И.Ф. Перова, свящ. А.Н. Соболева и иером. podpisHekmapuя по 15 руб. От В.Ф. Лимачева А.В. Веселовского 7 podpis» иером. Афанасия От епископа Серпуховского Арсения, епископа Винницкого Бориса, иером. Никона, иером. Симеона, свящ. Е.О. Михальчука, свящ. С.И. Фрязинова, свящ. Н.А. Ремезова, С.Т. Скалигерова, Э.С. Колтунова, иером. Ионафана, Н.М. Кочанова. П.И. Даниленко, И.И. Павлова, П.И. Фаворитова, прот. П.П. Борисовского, свящ. Н.А. Колосова, свящ. Н.В. Концевича, свящ. А.А. Крупкина, иером. Симона, М.И. Сменцовского, Д.К. Вышеславова, Л.А. Соколова . Е.Д. Рождественского, Н.Н. Коцинского, А.А. Шум по 5 руб. 33 руб. От М.Т. Ватутина, свящ. Ф. Померанцева, свящ. Н.И. Луневского, свящ. П.И. Сокольского по 2 руб. От В.Ф. Глаголева разных лиц 10422 руб. Кроме того, на перестройку и украшение храма израсходованы были все имевшиеся в наличности церковные суммы. Академии инспектор э.-орд. проф. архим. Иларион Юбилейный день и приветствия, полученные Московскою Духовною Академией ко дню 100-летнего юбилея//Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 733–758 (1-я пагин.) —733— Юбилейный день 1-го октября прошел весьма скромно, так как всякое торжественное официальное празднование столетнего юбилея Академии было отменено по случаю военного времени. Было только церковное празднование Покрова Пресвятой Богородицы, которому посвящен академический храм. 29-го и 30-го сентября были отслужены обычные заупокойные всенощная и литургия с поминовением всех в Академии начальствовавших, учивших, учившихся, благодеявших и служивших. 30-го прибыли в Академии немногие гости: прибыл Преосвященный ректор Императорской Казанской Духовной Академии Епископ Чистопольский Анатолий (бывший Инспектор Московской Академии) и депутаты от Московской юбилейной комиссии бывших воспитанников Академии о. протопресвитер Большого Успенского Собора Н.А. Любимов и московский протоиерей В.Ф. Соболев. Эти депутаты привезли ценные дары академическому храму от бывших питомцев Академии: полный набор серебряных вызолоченных священных сосудов, напрестольный серебряный вызолоченный крест, евангелие в массивном серебряном вызолоченном окладе и серебряную вызолоченную художественно исполненную в древнем стиле лампаду к местной иконе Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

244. Ионы , архим. Тихвинского, с 1674 г. епископа и с 1682 г. архиепископа Вятского († 1700 г.) духовная грамота, изд. в Юрид. акт. 428. Афанасий Любимов , игумен Исетский, крестовый патриарший иеромонах, с 1682 г. архиеп. Холмогорский; за умное обличение раскола заушенный и едва не убитый на соборе. Борьба с расколом была и после того подвигом жизни его. Он имел богатую библиотеку. За любовь его к отчизне царь Петр любил его. Скончавшийся в 1702 г., ревностный пастырь оставил после себя: а) Щит веры – сборник полезный для истории Русской церкви патриаршего времени; Шестодневец о сотворении мира и падении человека (рукоп. Арханг. сем.); краткое православное исповедание веры (рукоп. Арханг. сем.); две окружные грамоты, пис. из Москвы в 1682 г., от 30 марта и 1 августа, с увещанием подвизаться против сеятелей раскола; две грамоты в Соловецкий мон. (нап. в III ч. Досифеева опис. Соловецкой обит. стр. 241–257). б) Описание трех путешествий царя Петра на Двину и нападение шведов на Двинскую крепость (изд. в Вивлиоф.); описание трех путей из Поморья в Швецию (Толст. I, 251). в) Домашний лечебник, писанный 1625 г. (Толст. V, 18). 245. Тимофей Каменевичь Рвовский , иеродиакон Холопьего монастыря (на р. Мологе), написал: а) повесть о семи мудрецах, 1692 г. (Толстого II, 370, 181, 215); б) в 1684 г. историю греко-славянскую; в 1699 г. о начале славяно-российского народа, и летопись о зачале Москвы (Синод. библ. 92, 529). То, что писал он о начале Москвы, взято им из сказания времен, предшествовавших ему (см. Временн. Общ. ист. т. XII, стр. 25–29). Андрей Лызлов , Смоленский священник, в 1692 г. сочинил Скифскую историю в V книгах, или о Татарах и Турках. Понятно, что при скудных Латинских, Польских и Русских источниках, которыми, по словам его, пользовался он, многия сведения его не верны. История его изд. в СПб. 1776 г., М. 1787 г. В то же время писаны: летопись Московская 1613–1696 г. (Библ. Общ. ист. 311); летопись Вологодская, оканчивающаяся 1700 годом (Царск. 236). Неизвестным современником митропол. Илариона († 1707 г.) написана повесть о Флорищевой пустыни и житие митр. Илариона (Царского 99). Обширные выписки из сего сочинения в повести ключаря Федора о Суздале (Врем. Общ. ист. 22, 163, 178). Около того же времени сочинена «Книга о Российских святых, где... поживе и чудеса сотвори» (Общ. ист. 212, 231; Толстого V, 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба ( Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана//АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821). Деятельность Н. С. как иконописца Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Правомерность исправлений справщики подтверждают ссылками не только на грамматику церковнослав. языка, но и на греч. грамматику. Так, в «Правилах на отмены речений святаго Символа» Епифаний последовательно ссылается на греч. грамматику, объясняя исправления в Символе веры. Оправдывая исправление «Творца небу» на «Творца небесе», он пишет: «Сице написася по правилу греческому убо и славенскому же, глаголющу сице: Двою существителну различных вещей стекающуся, другое их в родителном полагаемо бывати обыче» (цит. по: Гезен. 1884. С. 126-127). На греч. язык ссылается и Симеон Полоцкий, обсуждая исправление «во веки веком» на «во веки веков»: «Тако в греческих стоит писаниих, тако и во прочиих, убо и в словенских такожде быти подобает» ( Симеон Полоцкий. Жезл правления. М., 1667. Л. 151 об.). Евфимий заключает свое сочинение об исправлении Миней принципиальным заявлением: разумные люди должны рассудить, «чесому должно есть последовати: греческаго ли диалекта лежащей во святых писаниих истине или рускым писцом, писавшым, и описывавшымся, и не исправившым писанных ими» (цит. по: Никольский. 1896. С. 134). Так же обосновывалось и изменение в написании имени Иисус (Iucyc вместо Icyc). Реформаторы утверждали: «А имя Иисусова справили против грамматическаго разума» ( Афанасий [Любимов], архиеп. Увет духовный. М., 1682. Л. 184 об.) - в соответствии с греч. орфографией, входящей в «грамматический разум». Т. о., никоновская и иоакимовская справы последовательно игнорировали традиц. рус. восприятие сакральных текстов, противопоставляя ему греч. образец и грамматические правила. В результате старообрядцы обвинили патриарха Никона в том, что он «исказил» не только церковнославянский язык (тексты), но и вероучение (в частности, что под именем «Иисус» новообрядческая Церковь почитает не Бога Сына, но антихриста ). Библейская К. с. 2-й пол. XVII в., к-рой руководил Епифаний (Славинецкий), осуществлялась в общем русле никоновской и иоакимовской К. с. При подготовке 1-го московского издания Библии 1663 г.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Погод. 728. Л. 1-26; Солов. 183/183. Л. 61 об.- 70). Мон. Сергий составил также азбучный канон обоим святым, содержащий азбучный акростих (ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 144 об.- 149 об.; РНБ. Солов. 183/183). Иногда части службы И. и Л. переписывались отдельно (РНБ. I. 772. Л. 13-13 об., поморская рукопись XIX в.). В тропаре службы прославляется перенесение мощей И. и Л., в кондаке - помощь святых «всем иже в различных недузех страждущим». В июне 1691 г. Афанасий (Любимов) , архиеп. Холмогорский и Важский, послал патриарху Адриану службу И. и Л. с описанием чудес от мощей святых и просил разрешения канонизировать Божиих угодников и перенести их мощи в новопостроенный Преображенский собор в Холмогорах. Однако патриарх Адриан ответил, что писание об И. и о Л. «правде слагается мало», подверг сомнению нетленность мощей и принадлежность этих мощей И. и Л. (см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 430-431). Прав. Иоанн Яренгский. Шитый покров. 20-е гг. XVII в. (АОКМ) Прав. Иоанн Яренгский. Шитый покров. 20-е гг. XVII в. (АОКМ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.) В 1764 г. яренгский Никольский мон-рь был упразднен, ц. во имя Зосимы и Савватия Соловецких стала приходской. 29 марта 1841 г. мощи И. были переложены в новую кипарисовую раку, устроенную попечением соловецкого архим. Илария на правой стороне Зосимо-Савватиева храма. На боковой стороне раки был вырезан летописный рассказ о явлении мощей И., к-рый был иноком Соловецкой обители и утонул в Белом м. в 1566 г. На другой стороне раки был вырезан тропарь святому. При служении молебнов рака открывалась. Видимо, в 1903 г. первоначальная рака И. («деревянный гроб с ликом угодника») была передана в Кий-Островский Крестный монастырь (Историческое описание Крестного второклас. монастыря Онежского у. Архангельской губ.

http://pravenc.ru/text/471222.html

882 Прокопий (Титов, 1877–1937), канд. богословия КазДА, еп. Елисаветградский (1914). После Собора в Соловках (1923–1925), еп., архиеп. Херсонский, в ссылке (1927). Расстрелян. 884 Последний на одном из первых заседаний отдела выразил просьбу своих избирателей, «чтобы в богослужении устранены были видимые противоречия. Так, например, за всенощным бдением священник произносит возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет», – между тем как в природе в эти именно моменты наступает тьма» (Отдел, Протоколы. 27 об.). 886 Митрофан (Краснопольский), пред. соборного отдела о высшем церковном управлении. Расстрелян в Астрахани (1919). 893 Там же. 21–21 об. Выделено мною. Среди подписавших заявление: В.К. Недельский, иеромонах Афанасий (Сахаров) , Б.А. Тураев , архим. Кронид (Любимов) (наместник Троице-Сергиевой лавры, расстрелян в 1937 г.), архим. Александр, наместник Боголюбова м-ря, протоиереи Кирилл Зайц, Сергий Кудрявцев, Павел Крутиков (наст. Костромского каф. собора), Михаил Покровский, Николай Преображенский; священники Иоанн Щукин, Александр Попов , Иоанн Артоболевский, про-тод. Николай Ливай, Л.К. Артамонов, В.К. Лебедев, В.И. Зеленцов (будущий еп. Василий Прилукский, выступивший с резкой критикой «Декларации» митр. Сергия и расстрелянный в 1930 г.). 897 Виктор Иванович Кедров (р. 1861), окончил МДА (1885), священник церкви св. Николая на Долгоруковской ул., прот. (1913), пред. еп. совета (июль 1918). Арестован и осужден на 5 лет лишения свободы в 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей. 903 Голубцов СЛ. Профессура. 95. Среди упомянутых недопустимых явлений значатся, в частности: «Совершение всенощного бдения среди храма, нередко с кафедры» (смысл неясен; кафедра, конечно, является принадлежностью архиерейского служения, но если священник во время бдения находится не в алтаре, а в храме, это надо считать исполнением, а не нарушением устава); «Совершение пассий не по уставу и в необычное время» (как известно, по уставу пассий вообще не бывает ни в какое время); «Совершение чина погребения Божией Матери позднее 16 августа» (также служба, не предполагаемая уставом и потому не установленная на определенное время); «Совершение вечерни Великой Пятницы позднее 3 часов пополудни» (время, предписанное уставом – «при часе 10-м дне», т.е. в 4-м пополудни. Откуда вдруг такая строгость, если уж утрени совершаются с вечера?).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

святого. В 1683 г. архиеп. Холмогорский Афанасий (Любимов) писал настоятелю Сийского мон-ря, что видел образы Е. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 579-580). После запрещения почитания святого в кон. XVII в. его изображения могли быть изъяты из иконописных подлинников. По-видимому, к этому времени неск. икон преподобного было создано иконописцами по заказу Антониева Сийского мон-ря, а также мастерами холмогорской артели. Описание внешнего облика Е. с характерными атрибутами в левой руке встречается в иконописных подлинниках XVIII - 30-х гг. XIX в. под 20 янв.: «Сед, брада доле Сергиевы, в клобуке черном, правой благословляет, в левой свиток и ключ [клюка]» (1-я треть XVIII в.- РНБ. Q.XIII.11. Л. 80 об.); «преподобнаго отца нашего Евфимия, иже у города Архангельскаго новаго чудотворца; подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобническия, на главе клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 67; более поздние рукописи - БАН. Строг. 66. Л. 74 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 114). Известны 2 единоличные иконы с изображением Е. На более ранней, кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ. Инв. 278-држ. 32,2 ´ 27,2 см), святой представлен фронтально, в полный рост, десница приподнята в благословляющем жесте, в левой руке - игуменский жезл и свернутый свиток (очевидно, в основе иконографии - ранний оригинал из Архангельского мон-ря). Е. облачен в монашескую рясу, мантию и схиму с черным куколем, имеет длинную бороду темно-коричневого цвета. Фигура помещена в киворий с килевидным завершением, к-рый напоминает орнаментальные рамки-заставки из печатных гравированных книг того времени; на верхнем поле - погрудное изображение Иисуса Христа Еммануила , надпись с именованием чудотворца новоявленным. По стилистическому исполнению образ можно отнести к холмогорским памятникам. Др. образ Е. XVIII в. (с поздними чинками; АОКМ. Инв. 173 ГУ. 9×10 см, складень - 26×34 см) выполнен иконописцем Алексеем Денисовым, возможно связанным с основателями старообрядческого Выголексинского общежительства (см.

http://pravenc.ru/text/187655.html

О преемственности иноческой жизни в Далматовом мон-ре по отношению к Центр. России свидетельствует приход на Белое Городище из Н. Новгорода старца Иоанна, ученика священноинока Дорофея. Устав Далматова мон-ря отличался строгостью. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой проводилось следствие по доносу одного из монастырских старцев о том, что в мон-ре, в частности, не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. В ответ Д. написал, что в постные дни и в особенности в дни Великого поста празднования именин в мон-ре не совершаются, служатся молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 304-318а). После 1651 г. в мон-ре принял постриг с именем Исаак сын Д., в 1666 г. ставший первым игуменом мон-ря, в 1702 г.- архимандритом. Не только кровное, но и духовное родство связывало отца и сына. В записи на кн. свт. Иоанна Златоуста «О священстве» (М., 1664), благословленной патриархом Московским и всея России Иоакимом игум. Исааку в 1682 г., последний назван учеником Д. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 683. Оп. 1. Д. 6. Л. 170 об.). Также учеником Д. считал себя первый Холмогорский и Важский архиеп. Афанасий (Любимов) , поселившийся в Исетской пуст. в нач. 50-х гг. XVII в. и проживший там более 10 лет. Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Далматов мон-рь не сразу принял богослужебные реформы патриарха Никона . По-видимому, за связь со старообрядцами ок. 1668/69 г. был отстранен от настоятельства в монастыре игум. Исаак, в 1677 г. вместе с игум. Афанасием (Любимовым) сосланный в Енисейский Спасский мон-рь. Через год иноки были возвращены в обитель, окончательно все церковные запрещения с игум. Исаака были сняты в 1685 г. при условии, чтобы «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности к расколу Д. и его сына писал в доносе после 1724 г. постриженик Далматовой обители бывш. игум. невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов) (РГИА. Ф. 796. Оп. 7. 40. Л. 91 об.- 92). Существует гипотеза, что к мнению Д. апеллировали идеологи зауральского старообрядчества в полемике о сущности антихриста . А. Т. Шашков считает, что Д. принадлежит адресованное старообрядцам «Послание об антихристе и тайном царстве его» ( Шашков А. Т. «Мы же святых отец предание держим неизменно…»: (Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибирских старообрядцев 70-80-х гг. XVII в.)//Изв. Уральского ун-та. 2005. 39. Сер.: Гуманит. науки. История. Вып. 10. С. 36-47).

http://pravenc.ru/text/168654.html

В сент. 1651 г., вернувшись из очередной поездки, преподобный застал на месте мон-ря пепелище. Постройки были сожжены войском сибир. царевича Девлет-Гирея. Невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы (см. Далматская «Успения Пресв. Богородицы» икона ), к-рую прп. Далмат принес в 1644 г. на Белое Городище. Этот образ стал главной святыней обители. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Для прп. Далмата была построена отдельная келья, в к-рой он пребывал в затворе, но следил за всем происходившим в обители. В сказке 1664 г. основатель писал, что без его благословения «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали» (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 318а). О строгости устава прп. Далмата свидетельствует следствие 1664 г., проводившееся Тобольской съезжей избой по доносу одного из насельников. Среди «провинностей» прп. Далмата отмечалось, что в мон-ре не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В ответ Далмат писал, что в дни постов, в особенности Великого поста, празднования именин в Д. м. не совершаются, служатся лишь молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели. Прп. Далмат был погребен в алтаре Успенской ц., в кирпичном склепе. Насельники К сер. XVII в. в Д. м. проживало 6 монахов, ок. 20 крестьян с семьями и трудники. По благословению митр. Сибирского Корнилия в окт. 1666 г. в Д. м. было учреждено игуменство, первым настоятелем был избран сын прп. Далмата Исаак (Мокринский) (с 1702 архимандрит). В том же году в Д. м. был пострижен в монашество Афанасий (Любимов) , с 1675 г. игумен Д. м., с 1682 г. первый архиеп. Холмогорский и Важский. Настоятели Д. м. осуществляли надзор за церквами ближайших слобод, рассматривали жалобы на священников близлежащей округи, выполняли поручения по расследованию конфликтов в соседних мон-рях; в 70-х гг. XVII в. старцы Д. м. служили управляющими на Новопышминской заимке Тобольского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/168668.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010