Одно время и я был наречен в епископа в П., но большевики не позволили совершить хиротонию. Дело окончилось сидением в тюрьме. В это время со мной в тюрьме сидели архиеп. Гурий, еп. Николай (впоследствии в тюрьме и скончавшийся), митр. Серафим, еще еп. Николай, еп. Борис и еп. Феодор. Епископы Феодор и Николай (умерший) великие подвижники. Не состоялась моя хиротония во епископа Каргопольского и во епископа Красноярского. Первую кафедру предвосхитил другой, а вторая предлагалась мне во время болезни Святейшего и нужно было ждать выздоровления его в Москве, но жить в ней не было у меня ни денег, ни возможностей (паспорт). ГПУ в отношении Патриаршей церкви с 1927 года взяло суровый курс. Хотя в Петрограде тихоновских церквей оставалось все меньше, но епископов было больше, чем когда-либо. Перечисляю: 1) Архиеп. Гавриил (Воеводин), бездарный, Петроградской академии выпускник 1895 г.; 2) еп. Николай (Ярушевич); 3) еп. Сергий, из малообразованных настоятелей Сергиевой пустыни; 4) еп. Григорий (Лебедев), очень ценимый проповедник, но осторожный администратор; 5) еп. Серафим (Колпинский — уже умерший); 6) еп. Димитрий (Любимов), крайне правый. Доходами он пользовался от Покровской церкви, (впоследствии закрытой), занимая вторую вакансию при настоятеле протоиерее В. Акимове, никогда не говорившем проповедей, но бывшим профессором Богословского института, управлявшегося прот. Чуковым, потом закрытым. Попытка еп. Димитрия стать настоятелем Покровской церкви потерпела поражение. Протоиереи Акимов, Чепурин и Казанский (первый и третий уже в могиле) не уступили ему настоятельства, вопреки желанию народа. Святейший Патриарх Тихон умер 7 апреля/25 марта 1925 года восемь лет тому назад. Великая печаль для Русской Православной Церкви. По его смерти церковное стадо разбрелось по горам, вертепам и пропастям земным. Вся Москва провожала Святейшего в могилу. Он был символом духовной мощи верующей России. Большевики неистовствовали от злости. Чем была вызвана смерть Святейшего — умер ли он 62–64х лет? Несомненно, что он умер от отравления, но не от приступа астмы. Его верный врач, давши распоряжение об уходе за больным, должен был отлучиться на сутки или сам добровольно, или ему это приказано было сделать теми, которые замышляли по приказу большевиков, убийство. К нему был приставлен другой неизвестный врач. И в полночь Святейшего не стало. Это было неожиданно и горько: ведь он был не стар, а болезнь не смертельна. При погребении его было много речей. Особенно выдавалась речь еп. Бориса. Увы, этот еп. Борис потом стал столпом «григорианства», отделившегося от Местоблюстителя митр. Петра на политической почве.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

2. Согласно «Положению об областных Преосвященных» от 12 марта 1934 г. Моршанские епископы Петр (управлял вик-ством до 17 апр. 1935) и Павел (Введенский ; 17 апр. 1935 - 27 янв. 1937) были подчинены областному архиерею Центрально-Чернозёмной обл. Воронежскому архиеп. сщмч. Захарии (Лобову) . М. в. получило статус самостоятельной епархии. Ежегодно епископы Петр и Павел направляли в Воронеж епархиальные отчеты. Сохранилась их переписка с архиеп. Захарией (ГА Воронежской обл. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 12), согласно к-рой еп. Петр уже в янв. 1935 г. именовался управляющим Моршанской епархией. Однако новый порядок управления был нарушен в 1935-1936 гг., после ареста большинства архиереев. В Центр. Черноземье было решено вернуться к прежней церковно-адм. системе ( Овчинников. 2013. С. 90). При этом Моршанская епископия осталась вик-ством Воронежской епархии. Не позднее 1935 г. Феодоровская ц. была закрыта (разрушена в 1940). В 1935-1937 гг. кафедра Моршанских архиереев находилась в моршанской Никольской ц. (закрыта в кон. 1937 - нач. 1938). 2 февр. 1937 г. Моршанским викарным архиереем был назначен еп. Аполлос (Ржаницын) . Согласно материалам следственных дел местного духовенства, в нач. авг. 1937 г. он временно управлял Воронежской и Тамбовской епархиями. 25 авг. (по др. данным, 7 авг. или 8 сент.) 1937 г. еп. Аполлос был арестован и в том же году расстрелян. После этого М. в. не замещалось. В 1931 г. была образована обновленческая Моршанская епархия в составе Воронежского обл. митрополитанского церковного управления. Епархией управляли «епископ» Николай Новосёлов (1931-1934), «архиепископ» Александр Сахаров (1934-1935), «архиепископ» Александр Адвентов (май-сент. 1935), «епископ» Лазарь Любимов (1935-1936), «архиепископ» Алексий Щербаков (март-окт. 1936). Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 14. Л. 200. Ист.: Церковно-обновленческое движение в Тамбовской епархии//Голос Живой Веры. Тамбов, 1922. 1. С. 7; Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении свящ. синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 9-10.

http://pravenc.ru/text/2564178.html

111. Рогачев, М. Ссыльные архиереи в Коми Автономной Области//Вера-Эском: христиан. газета. 2004. 457. С. 19–20. 112. Санкт-Петербургский мартиролог/[отв. ред. В. Сорокин; сост. В. М. Шкаровский [и др.]. СПб., 2002. с.: ил.– Из содерж.: Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский; Василий (Зеленцев), еп. Прилуцкий; Аркадий (Остальский) , еп. Лубненский, Полтавский; Виктор (Островидов), еп. Вятский, Шадринский, Глазовский; Владимир (Лозина- Лозинский), протоиерей; Александр (Сахаров), протоиерей; Мануил (Лемешевский) , митроп. Куйбышевский и Сызранский; Димитрий (Любимов), архиеп. Гдовский; Василий (Дохтуров), еп. Пинежский, Каргопольский, Вытегорский; Амвросий (Либин), еп. Лужский; Николай (Муравьев-Уральский), еп. Рыбинский; Нектарий (Трехвинский), еп. Яранский; Николай (Александров), воспитанник И. Кронштадтского; Феодосий (Алмазов), архимандрит; Анатолий (Алявдин); И. М. Андреевский, историк РПЦ; В. М. Верюжский, протоиерей, профессор Ленинградской Духовной академии; Н. А. Вишняков, диакон; П. Н. Ивановск ий , протоиерей; П. А. Флоренский, философ, богослов; Иосиф (Софронов), архимандрит и др. 113. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие: альбом/Астанайская и Алмаатинская епархия, Правосл. Св.-Тихон, гуманит. ун-т; рук. работы митр. Мефодий. М., 2008. 566 с.: ил. 114. Симбирская Голгофа (1917–1938)/сост. свящ. Владимир Дмитриев. Уьяновск, 1996. 164 с.: ил. Из содерж.: [Митрофан (Гринев), епископ].– С. 57–59. 115. Синенко, С. Уфимская епархия: худож.-докум. повествование. Уфа: ГУП «Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 2009. 304 с.: ил. 116. Соловецкие новомученики/сост. игумен Дамаскин (Орловский). М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря, 2009. 443, с., л. цв. ил.: портр. 117. Соловецкие новомученики: избранные жизнеописания: [сб.]/сост.: игум. Дамаскин (Орловский); [предисл.: архим. Мефодий]. М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря [и др.], 2009. 302, л. ил.: цв.ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. Андреева (в заключении он тяжело заболел и умер вскоре после освобождения). В марте 1929 года арестован Михаил Новосёлов , тогда же в Ельце был задержан еп. Алексий (Буй) . В ноябре 1929 года в Ленинграде начались массовые аресты иосифлян: были заключены в тюрьму 44 человека, в т. ч. фактический руководитель движения архиеп. Димитрий (Любимов) и прот. Василий Верюжский , настоятель главного иосифлянского собора Воскресения Христова (закрыт 17 ноября 1930). Одновременно проходили аресты иосифлян в Центральном Черноземье, на Кубани, Сев. Кавказе и Украине. Сменивший архиеп. Димитрия в качестве руководителя движения еп. Сергий (Дружинин) был арестован вместе с еп. Василием (Докторовым) в декабре 1930 года, во время 2-й волны массовых арестов иосифлян. Тогда по одному следственному делу в Ленинграде были арестованы 89 чел. По особому делу проходили иосифляне Кронштадта и Ораниенбаума, среди которых было много иоаннитов . Также отдельно было оформлено дело против ленинградских иосифлян-единоверцев. Одновременно прошли новые аресты иосифлян в Москве, на юге России, на Украине, в Белоруссии и др. местах. Руководители иосифлянства во главе с митр. Иосифом были привлечены к следствию по делу " Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь» " и приговорены в сентябре 1931 года к длительным срокам заключения. Всего за март 1929 - февраль 1931 года по следственным делам было арестовано свыше 4 тыс. иосифлян, в т. ч. ок. 1,6 тыс. священнослужителей. Последние крупные процессы по делу иосифлян прошли в Ленинграде , Москве и Воронеже в 1932-1933 гг. Одной из самых масштабных репрессивных акций стал арест в ночь на 18 февраля 1932 года в Ленинграде большинства остававшихся на свободе монахов, а также связанных с монастырями представителей приходского духовенства и мирян, среди которых было много иосифлян, - всего ок. 500 чел. Позднее, в 1937-1938 гг., почти все остававшиеся руководители иосифлянства, в т. ч. митр. Иосиф (Петровых) , епископы Сергий (Дружинин) , Алексий (Буй) , Нектарий (Трезвинский) и др., находившиеся в лагерях или в ссылках, были расстреляны.

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ СТЕФАНОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Пермский Стефанов монастырь. Фотография. 2010 г. Пермский Стефанов монастырь. Фотография. 2010 г. (Пермской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан решением Синода от 5 мая 1995 г. при ц. Св. Троицы (1816-1836) в Мотовилихе. Первый деревянный храм в центре Мотовилихинского казенного завода был возведен по благословенной грамоте еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) от 18 дек. 1789 г. и освящен 20 дек. 1790 г.; в нем настоятельствовали священники Филипп Сапожников, в 1796-1802 гг.- Василий Наумов, в 1802-1814 гг.- Михей Будрин, в 1814-1816 гг.- Иоанн Поповских. По грамоте, выданной еп. Пермским и Екатеринбургским Иустином (Вишневским) от 22 дек. 1816 г., вместо обветшавшей деревянной возводилась каменная церковь. Первоначальный план горного унтер-шихтмейстера губернского архит. П. Т. Васильева († 1835) был утвержден 11 мая 1817 г. Строителем прихожане избрали отставного мастерового И. И. Васильева († 1835). 24 июля 1819 г. первым священником строящейся каменной церкви стал свящ. Прокопий Наумов, в 1824 г. его сменил свящ. Петр Любимов. 14 марта 1836 г. по резолюции архиеп. Пермского и Верхотурского Аркадия (Фёдорова) следующему настоятелю свящ. Евфимию Конюхову (1798-1866) был выдан антиминс для освящения каменной 5-главой Свято-Троицкой ц. с трапезной и шатровой колокольней. На следующий день состоялось освящение. Позже к храму пристроили боковые приделы: южный в честь Сретения Господня (освящен 25 марта 1869) и северный, теплый, в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен 26 мая 1863 архиеп. Пермским и Верхотурским Неофитом (Сосниным)). 26 нояб. 1889 г., после ремонтных работ, церковь была вновь освящена еп. Пермским и Соликамским Владимиром (Никольским) . В 1901 г. под наблюдением архит. А. И. Ожегова была проведена реконструкция храма, в частности увеличена арка центрального придела, надстроен верхний ярус колокольни.

http://pravenc.ru/text/2580040.html

Приводим избирательные списки Братства 11 : 1. Никитин Иоанн Григорьевич (1880–1937), настоятель церкви Равноап. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого обще­ства в Петрограде. К обновленцам никогда не принадлежал. В 1929 примкнул к Иосифлянскому движению. Погиб в лагере 12 , 2. Прохоров Григорий Васильевич, экстраординарный профессор по кафедре русской литературы Петроградской Духовной академии. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 3. Вениамин (Казанский, ок. 1872–1922), митрополит Петроградский. Рас­стрелян. В 1992 причислен к лику святых. 4. Васильев-Любимцев Михаил Васильевич. Сведений нет. 5. Кирилл (Смирнов, 1863–1937), архиеп. Тамбовский. В 1925 г. заве­щательным указом Патриарха Тихона назван первым кандидатом на патриар­ший престол. Один из лидеров оппозиции митр. Сергию (Страгородскому) . Расстрелян. 6. Кузнецов Николай Дмитриевич (1867–1930?), доцент МДА, церковный публицист, член Поместного Собора 1917–1918 г., защитник интересов Церкви перед властями. Скончался в ссылке. 7. Миртов Петр Александрович, митрофорный протоиерей, настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала в Петрограде, член Поместного Со­бора 1917–1918 гг. Сведениями о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. 8. Евсеев Иван Евсеевич 13 (1868–1921), профессор Петроградской Духов­ной академии, выдающийся библеист. Был скорее консервативным деятелем и с обновленчеством не связан. 9. Любимов Дмитрий Гаврилович (1857–1938), священник Покровской церкви на Садовой. В 1925 хиротонисан в епископа Гдовского. Впоследствии один из лидеров иосифлянского движения. Неоднократно арестовывался 14 . 10. Кульбуш Павел Петрович, (1869–1919), протоиерей, настоятель рус­ско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского. В конце 1917 гг. ру­коположен во епископа Ревельского. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. Расстрелян в Юрьеве 15 . 11. Барановский Василий Сильвестрович. Сведениями о его .дальнейшей судьбе мы не располагаем. 12. Антоний (Храповицкий, 1863–1936), архиеп. Харьковский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1386 Феодор (Поздеевский ; 21.03.187623.10.1937). В 1896 окончил Костромскую ДС. 1900 – окончил КазДА, канд. богосл., иеромонах. 1901 – препод., 1902 – инсп. Калужской ДС. 1903 – магистр богосл. 1904 – архимандрит, ректор Тамбовской ДС. 1906 – ректор МДС. 1909 – ректор МДА; еп. Волоколамский, вик. Московской епархии. 1917 – наст. московского Данилова м-ря. Член Собора 19171918 гг. по избранию от монашествующих. Неоднократно арестовывался. 1923 – архиеп. Назначен упр. Петроградской епархией, но отказался от назначения. Был лидером оппозиции митр. Сергию (Страгородскому) «даниловского» или «феодоровского» направления, однако общения с митр. Сергием не порывал. 19241937 – аресты, тюрьмы и ссылки. Расстрелян в Ивановской тюрьме (Обзор I. 396). 1387 Любимов Николай Александрович (1858февраль 1924). 1876 – окончил МДА. 1880 – канд. богосл., препод., инсп. (1884) Филаретовского московского епарх. училища. 1885 – препод. МДС. 1913 – протопресвитер, наст. Успенского собора Московского Кремля. 1917 – присутствующий в Св. Синоде. Член Собора 19171918 гг. по должности как протопресвитер Большого Успенского собора и по участию в Предсоборном Совете. 1918 – член Священного Синода. После окончания работы Собора – пред. делегации по защите имущественных и иных прав Русской Православной Церкви перед правительством. 1919 – допрашивался по делу патриарха Тихона. 1922 – арестован по делу ВЦУ. 1922 – освобожден, член ВЦС. Место служения и подробности деятельности в послереволюционное время неизвестны. Умер в Москве. (Обзор I. 323). 1388 Смирнов Николай (18681922). В нач. XX в. был священником, а затем наст. ц. Воскресения Христова в Кадашах. Организовал при храме сестричество, богадельню, детский приют, во время I мировой войны – два лазарета для раненых (Храм в Кадашах). 1389 Воробьев Владимир Николаевич (14.06.187616.02.1940). 1899 – окончил Саратовскую ДС, иерей. В 18991910 служил в Саратовской губернии. С 1910 служил в Москве, одновременно учился в Археологическом институте. 1918 – наст. ц. Николы в Плотниках. Духовник и друг ряда церковных ученых, философов, деятелей культуры. 19241925 арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. После освобождения благочинный Дорогомиловского сорока в Москве. 1930 – арестован и приговорен к 10 годам лагеря; 1932 – освобожден по состоянию здоровья. В 1938 вновь арестован. Скончался в тюрьме (За Христа. 274275).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

28 февр. 1919 г. А. принял постриг в схиму, в 1921 г. был награжден палицей. В кон. 1920 г. Зосимову пуст. превратили в сельскохозяйственную трудовую артель, но устав соблюдался строго и богослужения продолжали совершаться. 8 мая 1923 г. в соответствии с декретом властей о ликвидации всех мон-рей уезда пустынь была закрыта, А. с келейником переехал в Сергиев, где прожил до самой кончины, найдя приют в доме своей духовной дочери В. Верховцевой. Будучи уже прикованным к постели, старец стремился исполнять монашеское правило, за год до кончины он начал ежедневно причащаться. 4 дня и 3 ночи люди не отходили от гроба А., желая проститься со старцем. На отпевании А. присутствовал сонм духовенства, в т. ч. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) , епископы Белёвский Игнатий (Садковский) , Егорьевский Павел (Гальковский) , Григорий (Козырев) , Варфоломей (Ремов) , Никон (Дегтяренко?) , последний настоятель ТСЛ архим. прмч. Кронид (Любимов) . А. был погребен на Кукуевском кладбище в Сергиеве, в 1953 г. перезахоронен на " старом " (Сев.) кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад), 25 июля 1994 г. св. мощи А. перенесены в Зосимову пуст. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. Духовное наследие А. составляют созданные им молитвы - в минуту особого умиления, в предчувствии кончины, духовника перед исповедью, человека, ищущего покоя в Боге, молитвенная просьба,- а также изречения, наставления и поучения, записанные духовными детьми. Лит.: Моск. вед. 1916. 8 июня; Боскин С., протодиак. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание Серг. П., 1990. Ркп.; Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Серг. П., 1995; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. Гл.: Зосимовский старец иеросхимонах Алексий. М., 1995. С. 97-103; К свету. 14. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/174604.html

414. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Психология евреев — современников Иисуса Христа. 1949 (машинопись). 415. Лучицкий К.И. В котором году родился Иисус Христос? — ХЧ. Вып.4, 1838. 416. Любимов С. История страданий Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1882. 417. М.А. Мнение Гарнака о Воскресении Христовом. — Ст, 1903, N 4. 418. Маккавейский Н.К. Археология истории страданий Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1890. 419. Мелиоранский Б.М. Еврейство в эпоху Христа и евангельская проповедь. — Ст, 1909, N 6. 420. Мелихов В. О времени рождения Иисуса Христа. — ВР, 1913, N 18. 421. Мень А. Назарет — колыбель христианства. — ЖМП, 1959, N 9. 422. Его же. Фавор и Голгофа. — ЖМП, 1960, N 7. 423. Его же. Се Аз с вами. — ЖМП, 1960, N 7. 424. Его же. Крест. — ЖМП, 1960, N 9. 425. Его же. Спасение миру. — ЖМП, 1961, N 2. 426. Его же. Победа над смертью. — ЖМП, 1961, N 4. 427. Его же. Светочи первохристианства. — ЖМП, 1961, N 7. 428. Его же. Последние дни и мученическая кончина Иоанна Крестителя. — ЖМП, 1961, N 11. 429. Его же. «Господь мой и Бог мой!» — ЖМП, 1962, N 4. 430. Его же. Тайна волхвов. — ЖМП, 1962, N 1. 431. Его же. «Сын громов». — ЖМП, 1962, N 5. 432. Мерзлюкин А.С. Родословие пресвятой Девы Марии и происхождение братьев Господних. Париж, 1955. 433. Митякин А. Христос на суде у Пилата. — ХЧ, 1893, N 3. 434. Его же. Христос и современное Ему общество. — ХЧ, 1893, N 8. 435. Его же. Знамения, бывшие в час крестной смерти Иисуса Христа. — Ст, 1894, N 3. 436. Его же. Достоверность Воскресения Христова, подтвержденная сомнением ап.Фомы. — Ст, 1901, N 4. 437. Михаил, архим. Беседа Господа Иисуса Христа по случаю желания эллинов видеть Его. — Ст, 1873, N 11. 438. Михаил (Богданов), архим. Преображение Господа Иисуса Христа. Его предсказание о Своей смерти и воскресении и наставление ученикам в Капернауме. Казань, 1906. 439. Михаил (Мудьюгин), еп. Евхаристия как новозаветное жертвоприношение. — БТ. Сб.11, 1973. 440. Михаил (Чуб), еп. Иоанн Креститель и община Кумрана. — ЖМП, 1958, N 8.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Петрович Двинский (13.06.1858, погост Полонск Псковского у. и губ.- 14.09.1918, Пикалихинская вол. Псковского у. и губ.), сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. Из семьи священника. В 1874 г. В. поступил в Псковскую ДС, через год уволился из семинарии из-за невозможности оплачивать учебу. Получил место псаломщика в Ильинской ц. родного погоста. В 1888 г., после женитьбы В. был рукоположен во диакона Псковским и Порховским еп. Ермогеном (Добронравовым) к Ильинской ц., преподавал Закон Божий в трубниковской и жуковской земских школах. Летом 1918 г. настоятель Ильинской ц. сщмч. Александр Любимов и В. оглашали в храме наиболее значимые определения 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг ., в к-рых содержались призывы к верующим встать на защиту Церкви в условиях начавшихся гонений (в частности, не допускать разграбления церковного имущества). Вскоре на священнослужителей стали поступать доносы, односельчане сообщали властям, что о. Александр и В. «устраивали митинги возле церкви и вне ее, читали соборные постановления, разъясняя, что земли монастырские и церковные отбирать не имеют права». Священнослужители были арестованы 10 сент. 1918 г., обвинены в «контрреволюционных действиях» и «монархизме», а также в том, что во время революции 1905 г. будто бы доносили полиции на своих односельчан. Несмотря на то что В. и свящ. Александр отвергли все обвинения, они были расстреляны по постановлению ЧК Карамышевского р-на. Их тела в течение 8 недель оставались непогребенными, т. к. похоронить их по христ. обряду власти не разрешали под страхом смерти. В. и сщмч. Александр включены в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ 26 дек. 2002 г. 1 апр. 2003 г. в Псково-Печерском мон-ре состоялось первое богослужение в честь священномучеников В. и Александра, к-рое совершил Псковский и Великолукский архиеп. Евсевий (Саввин) в сослужении архиереев и сонма духовенства.

http://pravenc.ru/text/158972.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010