Раскольники с своей стороны еще более поддерживали, возбуждали этот мятежный дух своими противоправительственными сочинениями, и таким образом, усиливали и умножали раскол. 456 Не мало способствовало распространенно раскола также рождение и воспитание детей в расколе, усыновление и запись в раскол под двойной оклад детей бедных, сирот бесприютных. Чрез постоянное нарождение и воспитание в расколе детей, община раскольническая естественно все более и более приобретала себе новых членов: ибо постоянно нарождалось и воспитывалось в расколе молодое поколение. Равным образом и усыновление и запись в раскол под двойной оклад чужих детей бедных, несостоятельных православных родителей также естественно способствовали умножению раскольнической общины. Это в XVIII веке между раскольниками так было обычно, что церковное и гражданское правительство находилось вынужденным неоднократно издавать против этого запретительные указы. 457 «Ныне – читаем в указе, данном по сему случаю в 1732 году, в докладных от раскольнической конторы пунктах показано, что у раскольников имеются многие в расколе дети малолетныя. которые записаны ими под платеж окладу, в бывшем приказе церковных дел в 720 году, из которых де в Москве в контору раскольническую сыскан был малых лужников Федора Никитина пасынок Иван Иванов и показал от роду себе 16 лет, а расколу научен и записан в двойной платеж обще от онаго вотчима своего, с братьями своими и сестрою в малых летах, которым де от роду ныне одному 14, другому 13, сестре 15 лет». 458 Наконец, весьма много способствовало распространению раскола бегство и бродяжничество раскольничество из одного места в другое. Бегство и скитальчество раскольников особенно сильно было во второй половине XVII века и долго не прекращалось в XVIII столетии. Беглыми иноками соловецкими, как мы уже и выше видели раскол насажден был по всему северному поморью и даже в странах волжских. «Егда воинство осадити и разорити киновию готовящиеся, пишет Денисов, тогда от отец киновийских обще соборным советом мнози на брег моря отъехавше иноцы и бельцы, по пустыням поселишася: и яко авраамле семя многоплодии и многожительни и во благочестии древлецерковном и житии отечестем крепкожительни показашася и не токмо пустыни, дебри и блата, но и окрест прилежащии грады и веси благочестия светом научивше и просветивше, сторичен плод принесоша».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Приняв это как приказание, отец Макарий согласился. Застав отца Леонида в окружении братии, отец Макарий передал ему все это. Старец (желая опять-таки дать урок братии) со строгим видом спросил: «Что ж, ты и согласился?». – «Да, почти согласился, или, лучше сказать, не смел отказываться», – отвечал отец Макарий. «Да, это свойственно твоей гордости!» – возвысил голос старец и затем довольно долго укорял отца Макария. Тот стоял с поникшею головою, кланялся и повторял: «Виноват! Простите Бога ради, батюшка!»... Братия смотрели на эту сцену с изумлением. Когда старец прекратил упреки, отец Макарий, сделав земной поклон, смиренно спросил: «Простите, батюшка! Благословите отказаться?». Отец Леонид отвечал: «Как отказаться? Сам напросился, да и отказаться? Нет, теперь уже нельзя отказываться, дело сделано!» 130 . «Ко всем таким и подобным выговорам и замечаниям старца Леонида отец Макарий не оставался равнодушным, но всячески старался обращать их к пользе своей души. Он не малодушествовал перед ними, нимало не смущался, не обижался на своего обличителя и не прибегал к самооправданию, а, напротив, держась истинного пути жизни духовной, смирялся и зазирал себя в неумении угодить любимому своему старцу, охуждая свои дарования и заслуги и через это незримо для себя самого преуспевая в боголюбезном и спасительном смирении, без коего никакими трудами и подвигами спастись невозможно. А между тем любвеобильный старец Леонид не только отечески глубоко любил, но и сердечно уважал отца Макария как своего друга и сотаинника и, когда то находил нужным, высказывал свои чувства в такой мере, что изумлял присутствующих и самого отца Макария, который по смирению считал себя того недостойным, относил это более к смиренномудрию старца или к тому буйству Христа ради, которым тот обыкновенно прикрывал свою духовную мудрость. И так постоянно ученик состязался в смирении с учителем. Все же ясно видели, что оба они достойны были друг друга» 131 . К концу жизни старец Леонид перенес несправедливые обвинения в том, что он якобы учит чему-то неправильному своих духовных чад – инокинь из Белёвского Крестовоздвиженского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последуем поэтому примеру древних отцев Церкви, которые не чуждались некоторых уподоблений, дабы верующий стоял, так сказать, умом своим у покрова тайны Троичности Лиц в Боге, помня однако всегда сие Апостольское наставление: «ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:7 ). Единство Существа Божественного безусловно входит в понятие Бога: Бог един по существу; в противном случае – другое абсолютное существо исключает собою понятие Бога, и есть «contradictio in adjecto»; но будучи единым по существу, Бог должен иметь в Себе Самом – в Своем существе «образы Своего бытия». Бог от вечности определяет Себя пред Самим Собою в Своем Существе, и сие определение, как Сущее и Сущаго не может не быть Ипостасным, оно и есть превечное рождение Сына; Бог не выходит из Себя, но в Себе Самом рождает «Свой образ» ( Фил.2:6 ), Ипостасное Свое «Слово» о Себе ( Ин.1:1–2 ), Ипостасную «Премудрость» ( 1Кор.1:24 ; Прит.8:22 ). Но сей «образ бытия» в Существе Божественном не может быть единственным. Совечно ему должно быть другое определение или другой «образ бытия» в Существе Бога, определение в том, в чем жизнь Бога во всех Его свойствах, следовательно – во всем Его Существе, и сие определение, сей «образ бытия» в Существе Бога есть предвечное исхождение Ипостасного Духа Божия, дыхания как бы Бога. Других самоопределений или «образов бытия» в Существе Божественном мыслить невозможно: самоопределение Сына мыслимо уже не иначе, как в Боге Отце, а следовательно – и в Духе Божием; самоопределение Духа Божия также мыслимо не иначе, как в Боге Отце, а следовательно – и в Сыне Божием. Новых, следовательно, самоопределений для Сына Божия и Духа Божия быть не может, так как по существу Они – одно с Богом Отцем. Поэтому Дух Святый – собственен, как выражается св. Афанасий Великий , Сыну, и можно сказать наоборот: Сын – собственен Духу Божию. Первое самоопределение или «образ бытия» в Существе Божественном имеет, если позволено так выразиться, в основе своей Разум Божественный, второе – Волю Божественную; но так как Существо Божественное есть абсолютное единство всех свойств, то Сын Божий и Дух Божий не суть «образы» или Лица отдельных сторон Существа Божественного, а суть «образы» или Лица всего Существа Божественного – каждое Лице в Себе Самом отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Теперь вижу материю вашего оскорбления, нахожу обеих вас виновных;.... не тем виновата, что не удерживает чувства, щадя тебя; а тем, что приняла горячо твое оскорбление. А ты виновата тем, что оным оскорбилась; вместо того, чтобы благодарить сестру и смирять себя, а ты за скорбь приняла; – но вам это вперед наука. Ты пишешь о себе, что тебя там все хвалят, и ты, забываясь, мешаешься не в свое дело. Да, для этого там тебе обильная пища, старшая в семействе и уважаемая, хвалимая, как не подумать о себе. Пора, пора на поприще своего делания, там на оселке испытуется чисто ли твое золото: и огонь искушений покажет всю лигатуру. Не бойся, и не устрашайся сего, а мужественно теки и надейся на помощь Божию. Читая житие преподобной Афанасии и Добротолюбие, ты видишь свою худость, и что далеко отстоишь от совершенства работающих истинно Богу; да, так-то и надобно, чтобы мы всегда видели скудость нашу, и смиряли бы себя, считая не только хуже их, но последнейшими всех; подобно как нищие, взирая на сокровища царские, более ощущают свою нищету; чем можем привыкнуть к смирению, тогда творение добродетелей будет освящено смирением; а то хуже, когда будем видеть свои исправления и обольстимся оными. Смотрительно попускает нам Бог иногда падать, или не достигать высоты за превозношение и осуждение ближних. Остаюсь желатель вашего спасения, многогрешный И. Макарий. 4 мая 1849 года. 162 Особенно что тебе написать?, кажется по малости времени мало было случаев; разве сказать о бывшей в дороге кострике, то прошу как можно остерегаться, не допускать врага пообладать собою. A сие можешь исполнить, когда будешь уготована смирением и любовью к сестре: о сем много было говорено и читано. Где мир, там Господь посреди вас; а где смущение, там сопротивный. Первого да возжелаем и привлечем; а от последнего да отвращаемся, средства к сему известны: самоукорение и смирение. Я этому не удивляюсь, одна страсть другую укоряет; где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие. Да даст Господь.... истинный разум; а нам зрети своя прегрешения! Мир тебе, многогрешный Иеромонах Макарий. 4 октября 1849 года. 163

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

83 Неумение обходиться с «плаун травою и огнем» иногда влекло за собою ожоги и увечья. «1626 г. дек. 18, по словам приходо-расходной книги, приходили после пещново действа славить уставщик певчей дьяк Владимир Иванов, и, по приказу государя архиепископа Нектария, дано ему Владимиру рубль денег за увечья подьяков меньшие станицы» (Н. Сувор. Опис. Вологод. кафедр. собора, стр. 138) 84 Диаконы брали у халдеев трубки с пловучею травою, по чину XVI в., при пении отроками стиха: «И распаляшеся пламень над пещию на четыредесят и девят лакот». 85 О схождении ангела в пещь чинъ XVI в. говоритъ такимъ образомъ: «И лежат (т. е. халдеи), доколе ангел летит, а как станут халдеи и глаголет един ко другому: – «Было три, а стало четыре». И другой же отвечает: «четвертый грозен, уподобисъ Сыну Божию». 86 По списку чина XVI в., и эти стихи (Даниил. III, 51 – 56) с начала произносил протодиакон, а потом уже их пели отроки. После 56 стиха отроки пели: «Слава», «Препетый», «И ныне», «Препетый». Подобным образом пели и дальнейшие стихи, с 57 – 88. 87 2 В списке чина XVI в. протодиакон, после вторичного кругового хождения отроков в печи, произносит: «Благословите апостоли, пророцы и мученицы Господни. Господа пойте и превозносите Его во веки». Отроки поют: «Хвалим благословим» и «Господа пойте», причем трижды делают на себе крестное знамение с поклонами и «обращаются равьно, ангела въ руках держачи пред собою 3 ж». В это время отроки поют: «Тричисленныя отроки состави Святая Троица». 3 Этого обращения не имеется в чине XVI столетия и в печатном. 88 4 В чине XVI в. мы видим те же самые разговоры халдеев, но в печатном чине пещнаго действа удержаны только два и в таком изложении. Первый халдей: «Анание, гряди вонъ из пещи» и ведет честно под руки, а говоритъ: «Пойди царевъ сынъ», а другий тоже глаголет. И потомъ другий такоже поклоны кладет и пршпед к пещи кличет велегласно: «Азарие, гряди вонъ изъ пещи». И потом паки первый халдей кличет: «Мисайло, гряди вонъ изъ пещи». А халдеи отроков прнимают под руку правую честно и водятъ их пред патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Санкт-Петербург, 18 ноября 1858 г. 50 215 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший отец и благодетель, батюшка отец Макарий! Литографирование тройных портретов по обстоятельствам отложено до времени, а портреты поодиночке надеюсь непременно выслать Вам к празднику. Благоволите уведомить монахиню Магдалину и монахиню Афанасию, что отпечатать портрет на большом листе стоит 10 коп. сер. с экземпляра, а на малом листе (в формат книги «Описание Оптиной пустыни») – 5 коп. сер. Кажется, нет нужды печатать на больших листах: одной бумаги больше. Пусть они вышлют мне деньги по числу экземпляров, и в таком случае постараюсь и им выслать портреты к празднику. Отпечатать большее или меньшее число экземпляров не составляет разницы; платится только за бумагу. Главные же издержки – камень и литографирование, и на эти издержки собираю от своих и Ваших знакомых здесь. Помолитесь, милостивый батюшка, чтобы Господь помог мне. Если м. Магдалина и м. Афанасия желают и могут участвовать в издержках литографирования, то пусть они вышлют за портрет (на малом листе) по 10 коп. сер., если это не стеснит их. Передавать или не передавать им это, предоставляю на Ваше благоусмотрение. Поликсена Васильевна очень желает иметь выкройку Вашего белого (келейного) балахона, чтобы по ней выслать нечто теплое. Уверенный в Вашей снисходительности, прошу Вас, милостивый батюшка, не отказать ее усердию к Вам и моей нижайшей просьбе и выслать ей или на мое имя эту выкройку. Отлагая другие дела до следующего письма, прошу Вашего прощения и отеческого благословения и поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. О Греческом обществе будет доклад скоро. Брат Максим был болен. Посылки с портретом о. Амвросия и с рукописями не получал. 24 ноября 1858 г. 51 216 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Письма твои от 11-го и 18-го ноября получил. В последнем выражаешь сомнение и недоумение о не полученных тобою рукописях, а нами твоего письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

- Страшно читать отдельные эпизоды. Например, как свои же расстреливали легендарного героя обороны Великих Лук комдива 48-й танковой дивизии Дмитрия Яковлевича Яковлева. - Во многом благодаря его дивизии наши войска больше месяца держали раздражавший фашистов «великолукский выступ». В 1956 году Яковлева реабилитировали. Можно было бы отыскать место, где он похоронен, точнее - закопан в яме. В урочище, недалеко от Андреаполя, это произошло. Судьба всего высшего командного состава 22-й армии драматична. Бывший командарм Филипп Афанасьевич Ершаков, командуя уже 20 армией, попадет под Вязьмой в плен. Умрет летом 1942 года в лагере Хаммельбург. Командир одного из корпусов, уже в другом качестве, тоже через несколько месяцев окажется в плену - там же, в Хаммельбурге. Командир второго корпуса пропадет бесследно под Великими Луками. Немцы тогда ударили в стык 22-й 29-й армий. А Яковлев… да, его расстреляли по приговору трибунала. Не погнал оставшихся без танков своих танкистов у станции Назимово на немецкие танки. Приказ не выполнил. Когда я напечатал очерк о нем в «Советской России», мне звонил из Харькова его сын, врач по профессии. Плача, сказал: «Молюсь за вас…» - Поразительная история немецкого офицера. Мальчишки по весне находят его труп, в гимнастерке документы и фото матери… - Да… Они приносят документы и фото в деревню, бригадир Федор Иванов узнает в немке на фото свою возлюбленную и понимает: немецкий офицер - его сын. Он, Федор-то, в немецком плену находился шесть лет в Первую мировую войну. Тоже документальная подоплека имелась. Однажды мне рассказали: когда немцы в январе сорок второго отступали от Пено, в деревню Величково к Даниле Сухорукову явился его обмороженный сын. Поговорили по-немецки о чем-то, и он быстро ушел. Мороз за тридцать, а они прибыли из Франции в легких шинелях. Из трех тысяч человек в Торопец вышли около сорока. Замерзали на льду Западной Двины, в урочище Волчьи Ямы… Ну, я, конечно, домыслил эту историю. В романе Федор тайком хоронит своего немецкого сына.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/19/...

Сабля Долгая см. Долгая Сабля Сабруй Дмитров, 1571 г., Новгород Сабур, Сабуров : Сабур Фомич Соловцов [см. Соловец], вторая половина XV в.; Сабур Иванович Меликов [см. Мелик], 1545 г.; Федор Иванович Сабур Зернов [см. Зерно], боярин, вторая половина XIV в.; от него – Сабуровы [см. Варган, Варгас, Вислоух, Замятня, Муса, Нагай, Отук, Папа, Пешек, Пильем, Поп, Сверчок, Строй, Через, Чурка] Сабур – алоэ, сильное слабительное Ср. шабур – домотканина, сермяжина, зипун Савлук, Савлуков ( Саблуков ): Савлук Болотников [см. Болотников], первая четверть XVI в., Вязьма; Серапион Савлук Турпеев [см. Турпеев], дьяк митрополита Макария, .1551 г.; Никита Савинович Савлуков, помещик, конец XV в., Новгород; Савлуков Денис, дьяк, 1664 г.; Саблуков Тимофей, дьяк, 1665 г., Двина [см. Карман, Острец, Тупик] Савлук – сорт яблок коричневого цвета Саврас, Саврасов : Иван Еремеев Саврас, крестьянин, 1564 г., Олонец; Григорий Алексеевич Саврас Загряжский [см. Загряжские], 1614г.; Савин Афанасьевич Саврасов, новик по Арзамасу, 1596 г. Саврас, саврасый – изжелта-светло-гнедой Саврук Иванов, крестьянин, 1613 г., Белоозеро Савурко, Савуров : Сидор Денисов Савурко, холоп, 1603 г., Новгород; Савуров Алексей, казнен в 1570 г., Новгород; Иван Савуров, 1585 г., Тверь; Савелий Савуров, стрелец, 1624 г., Тула [Ср. Саур] Савушкины , вторая половина XVI в. и позже, Нижегородский уезд; Савушкин Андрей Васильевич, 1608 г., Нижний Новгород Сагарев Семен, холоп, 1603 г., Новгород Садилов Петр, помещик, первая половина XVI в., Новгород; Путята Дружинин [см. Путята, Дружина], 1610 г., там же Садуня Михаил, крестьянин, 1606 г., Арзамас Садык, Садыков : Григорий Михайлович Садык Шетнев [см. Шетень], вторая половина XV в., Тверь; от него – Садыковы; Брех [см. Брех] и Федор Константиновичи Садыковы, середина XVI в.; Иван Брехов, 1597 г., Рязань Садырь Федор Иванович Гаврилов, первая половина XVI в., Волок Ламский [Ср. Содырь] Сажа Иван, крестьянин, конец XV в., Новгород; Сажа Туганин [см. Туганин], 1515 г., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А. Макаровым: замки употребляли в свадебной обрядности для придания крепости браку, их помещали в клады для сохранности, замками обносили стадо в Юрьев день, при первом выпасе скота, при похоронах замком запирали окна, чтобы смерть не смогла вернуться в дом, замки клали в могилы как магическое ограждение от враждебной силы мертвых (1981, с. 264). Подобные поверья имелись и у других народов. Например, в Англии считалось, что в запертый дом не может проникнуть смерть, замки обносили вокруг табуна лошадей для защиты от волков; наоборот, замки и узлы полагалось отпирать и развязывать для облегчения родов (Фрезер Д., 1986, с. 230–234). Запирание смерти было в обычае у германских, племен, ключи характерны для погребений пшеворской культуры римского времени, затем этот обычай был перенесен на Черняховскую территорию. Замки усиливали верность договора и у славян было распространено заклятье: «Замыкаю свои слова замками,1 бросаю ключ под бел-горюч камень» (Афанасьев А. Н., 1865, с. 421). В Белоруссии и у западных славян замыкают зиму и отпирают весну, и лето «ключиком-замочком, золотым платочком», отмыкают ключом землю (Пропп В. Я., 1963, с. 16; Иванов В. В., Топоров В. Н., 1974, с. 108, 196). Таким образом, помимо символа крепости и надежности, замки и ключи имели отношение к годичному циклу природы, с их помощью пытались создать благоприятные погодные условия для урожая. В Звенигороде замки и ключи в большом количестве найдены на капищах (на 2 находилось шесть замков, на 3 – пятнадцать), во многих культовых сооружениях среди скоплений костей и жертвенных вещей. Несомненно, здесь они являлись принадлежностью ритуалов. Но часть замков и ключей, вероятно, использовались по своему прямому назначению – запирать двери длинных домов и крышки сундуков и шкатулок. Ключи от внутренних замков, личина замка, накладки с петлями, пластины-оковки от сундука лежали на полу длинного дома 7, где хранились богатства святилища. Этот дом, вероятно, запирали и сам, так как в нем найдена щеколда дверей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рассказав историю заселения станиц Вольского войска и приписки их из Воронежской епархии к Астраханской, наказной атаман, войсковые старшины и все войско направляли дело так, чтобы завинить астраханское епархиальное начальство. Они доносили, что у них в станицах ощущается недостаток в священниках, а присылаемые астраханским владыкой священники ведут себя недостойно. Хороший священник Василий Михайлов, рукоположенный еще в Воронеже, 21 июля 1741 г. скончался, присланный из Астрахани заказчик поп Михаил Моисеев, будто бы, грабил казаков с их женами, многих купцов бил безвинно «из лакомства», за что попал под следствие и был наказан плетьми, затем отправлен в Астрахань за свои непорядочные поступки и грабительство. Нужно заметить, что так рекомендовался тот самый заказчик, который донес о злоупотреблениях казаков с венечными и лазаретными деньгами. Про другого попа, Афанасия Игнатьева, писали, что он при следствии по тому же делу наказан плетьми и запрещен «литургисать» до окончания следствия; караванский поп Леонтий Иванов, обвиняемый в смертном убийстве, для розыска из Царицына отослан в Тамбовскую провинциальную канцелярию. Таким образом, в шести станицах осталось только три священника и один запрещенный. Казаки, будто бы, писали в Астрахань о присылке священников, но оттуда никого не присылали, поэтому даже службы остановились. Такое же прошение, только в более резких выражениях, казаки подали воронежскому епископу Иоакиму, с просьбой принять их в свое ведение. Само собой, понятно, что Иоаким не мог своей властью удовлетворить просьбы станичников, он обратился в Св. Синод. Синод, по обыкновению, навел справки, тут то и обнаружились скрытые побуждения просителей о переходе в Воронежскую епархию, им хотелось быть подальше от епархиального начальства. Оказалось, что еще 10 апреля 1741 г., по определению Св. Синода Иларион астраханский производил следствие о казачьих проступках и суевериях, а равно о «беззаконствующих» с невенчанными и купленными женами и о казаках, имевших по две жены. Заодно Астраханскому владыке вместе с депутатом Военной Коллегии предписывалось расследовать дело по жалобе атамана Стефана Мигузова с товарищами на священников Моисеева и Игнатьева с дьячком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010