Находящаяся в Большом Кремлевском дворце, в Москве, церковь во имя св. великомученицы Екатерины и расположенная под храмом Воскресения Христова, была первоначально деревянная и построена в 1536 г., а освящена 8-го января 1537 г. 1 . Вероятно, тогда же в нее был перенесен из Рождественской церкви предел во имя препод. Онуфрия 2 . После пожара 3-го мая 1627 г., не пощадившего и Екатерининскую церковь , известный иностранный архитектор Джон Толер построил в сем же году на место сгоревшей церкви новую, каменную, которая была освящена 1-го ноября 1628 г. в присутствии царя и царицы. Церковь св. великомуч. Екатерины находилась с одной стороны в смежности с патриаршею Ризположенскою церковью, соединяясь с нею лестницею и темным коридором, а с другой – подле меньшей царициной золотой палаты, почему и называлась, что «у государыни царицы на сенех» 3 . О каких-либо работах по возобновлению храма до шестидесятых годов XII века не сохранилось сведений. В 1660 г. Савка Иванов расписал 2 подсвечника в Екатерининскую церковь 4 , а в 1664 г. был возобновлен иконостас. По указу царицы Марии Ильиничны от 11-го марта сего года, велено было написать деисусы, праздники, пророки и праотцы и против того переводу, как деисусы написаны в Успенском соборе, самым добрым письмом. При измерении иконостаса оказалось, что длина одного деисуса была 4 аршина, а ширина пол-аршина, возле сего деисуса с правой стороны было 9 икон, а с левой – 8. Длина другого деисуса с праздниками равнялась аршина, а ширина – пол-десята вершка, по правую сторону в нем было б икон, а по левую – 7, размер третьего деисуса был такой же, как и второго. При измерении иконостаса у «скаски» был иконник Симон Ушаков, да дворцовый плотник Осип Иванов, а надсматривать над работами велено было самопальному Ивану Алексееву 5 . Работы по возобновлению иконостаса продолжались еще и в 1667 г., когда Афанасий Иванов левкасил северную дверь 6 , Симен Андреев с другими писал эту дверь, а Филипп Павлов с другими был у починки деисусов и праздников 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Когда в Оптиной пустыни появился, уже как ее насельник, иеромонах Макарий, то, как говорится в житии старца Леонида, здесь стало «четыре духовных столпа, на которых главным образом созидалась и упрочивалась духовная жизнь оптинского братства. И замечательно, что все эти поистине святые мужи были совершенно различных характеров. Но, несмотря на эту разнохарактерность, они жили в таком союзе мира и искреннейшей любви христианской, что каждый из них готов был за другого и душу положить» (это были отцы Моисей, Антоний, Леонид и Макарий) 119 . Отцу Макарию было уже 45 лет, многие знали о его опытности и умудренности в духовной жизни и желали стать его духовными чадами. Но в первое время в скиту он жил, как и все братия: ходил к старцу Леониду на вечерние правила, пользовался общей трапезой, старался не выделяться ничем. Отец Леонид не мешал ему смиряться, но вскоре начал привлекать его к письмоводительской работе. В 1836 году отец Макарий указом Святейшего Синода был назначен духовником обители. Отец Леонид в ноябре 1835 года был перемещен из своей келии на пасеке в самый скит, а в феврале следующего года и в монастырь. Это последовало по распоряжению епархиального начальства для пресечения «беспорядочного» наплыва мирян обоего пола в монашескую келию на соблазн насельникам. Кто писал жалобы на отца Леонида – неважно, однако это были свои братия. Соблазнился и кое-кто из влиятельных мирян. «...Были и такие лица, – говорится в житии старца, – которые смешивали Таинство исповеди с духовным окормлением и потому с негодованием смотрели на то, что народ во множестве стекался к старцу-иноку за духовными советами... Это было тогда не только в Оптиной пустыни, но и во всей Калужской епархии, а может быть, и в целой России, еще новостию. А того, что в древности было в Церкви Христовой, многие не знали» 120 . Со стороны Калужского преосвященного Николая не было никакого неудовольствия на отца Леонида, но он желал «устранить поводы к неудовольствию между братиею и прекратить молву, распространившуюся в разных слоях общества, не понимавших духовной деятельности отца Леонида» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопрос: В одной статье отца Андрея Кураева прочитал о том, что учения Рерихов и Порфирия Иванова (как я понял) прямо противопоставляются православию. И если я там же нашел пояснение учению Рерихов, то про Порфирия Иванова там ничего не сазано. А вот почему меня это интересует: моя мама, являясь православно верующей, в то же время верит в гороскопы и т.д., а также ей было не понятно, почему вдруг Порфирий Иванов стал как бы " вне закона " " Ведь он просто учит, как жить в гармонии с природой для пользы своего здоровья " , - говорит она. Объясните, пожалуйста, почему нельзя читать гороскопы, лунные календари, а также книжки " целителей " , например, того же Порфирия Иванова. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Имя Порфирия Иванова я впервые услышал в начале 70-х годов, когда познакомился с человеком, который следовать его советам. Он ходил в храм, но понять опасность этой антихристианской лжедуховности, повидимому, не мог, хотя у него были серьезные смущения. Однажды после общения с П.Ивановым, он почувствовал сильную степень несвободы: ощущал себя под каким-то колпаком. На другой день мой знакомый поспешил в храм. Когда священник благословил его и прочитал молитву, «колпак» рассыпался и исчез. Позже в начале 90-х годов меня как священника пригласили в дом к умирающей, чтобы принять исповедь и причастить. Это была женщина средних лет. У нее был сын отрок. До того, как болезнь ее приняла тяжелую форму, она принадлежала к обществу ивановцев. Когда у нее обнаружили онкологию, друзья-последователи стали говорить, что не нельзя делать операцию, потому что ее исцелит природа. Обратившись к православию, эта женщина сожалела, что не имеет возможности встретиться с ними и открыть им глаза. Приход к истинной вере был для нее благодатен. Она покидала этот мир по-христиански спокойно.   Последователями этой секты чаще всего становятся люди весьма озабоченные здоровьем. Других притягивает явная или скрытая гордыня, потому что основатель этой лжедуховности обещает: «Мы будем все богами из-за дела, а он нас приведет к порядку, мы все, как один, будем любить природу и хранить ее, как око. Мы будем боги жизни. Это закалка тренировка, она восторжествует и будет с нами жить» (из текста П.Иванова «Мой подарок молодежи». 1983 года 2 февраля, Учитель Иванов).

http://pravoslavie.ru/6536.html

Вследствие общинного поземельного самоустройства, городские и сельские миры, естественно, полагали начала, развивали формы общинного «излюбленного» выборного самоуправления и самосуда. 2 В волостях, или сельских общинах исстари устроялись мирские сходы, в городских общинах – людские собрания, или сходы на думу, ни веча. Из совокупности тех и других, по потребностям времени, устроялись обще областные земские советы, когда нужно было сказать слово всей земле, т. е. целой областной общине. Мир в сельских общинах. в волостях, был полноправный государь. Мир, как законодатель, по словам актов, чинил указы, издавал постановления, заповеди, или заповедные грамоты, разного рода записи. Постановления мира назывались мирским уложением. Мир имел право вводить свои узаконения, или заповеди даже в делах религиозных, или церковных, так как в старину вопросы и дела религиозные имели земское значение, принадлежали столько же суду земства, сколько и духовному. Вот. напр., образчик, заповедной мирской грамоты: «се аз староста Тавренской волости Антон Иванов сын, да Яков Иванов сын Ивашев, да Василий Юрьев сын, кузнец … и все крестьяне Тавренской волости, Ильинского приходу, обговорились сами промеж собою, по благословению отца своего духовного Ильинского священника Ефрема Иванова сына, и учинили заповедь на три годы ... что нам в праздник Воскресения Христова дела не делати никакого черного, ни угодья в Воскресенье Христово не уготовати, ни пасного, ни силового, ни белки не лесовати … а в пятницу ни толчи, ни молотити, ни каменья не течи, а проводити с чистотою и любовию; ни женам в Воскресенье Христово ни шити, ни брати. И кто в нашей Тавренской волости сию заповедь нарушает, и доведут его людьми добрыми, и на том заповеди доправити соцкому, по мирскому уложению, кто будет соцкой – в Тавренской волости, восемь алтын денег на церковное строенье». (А. Ю. 358). Мир был полноправным избирателем и судьею выборных земских голов, старост, судей, и проч. Выборное полномочие мира определялось выражением: наш мирской выбор, т. е. выбор целой волости, или: в том ему мы старосты и мирские люди миром и выбор сей дали и т. п. (А. отн. к Юрид. 3. 1–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

От составителя Публикуемая в настоящем издании переписка К. Зедергольма и старца Макария Оптинского – уникальный памятник взаимоотношений духовника и духовного сына, а также ценный источник, характеризующий систему высшего управления Русской Церкви середины 19 в. Переписка также существенно дополняет сложившееся мнение о значении оптинского старчества в жизни России 19 в.: старцы не только просвещали русское общество, но и оказывали существенное влияние на деятельность высшего управления Русской Церкви. Оптина пустынь еще в 19 в. получила всероссийскую известность вследствие преемственно сменяющих друг друга в течение десятков лет великих оптинских старцев. Словно со страниц древних патериков сошли эти дивные угодники Божии, для того чтобы вести своих духовных чад ко спасению. Духовное преемство смиренных аскетов зиждилось на том, что каждый последующий старец был не только духовным сыном, но и сотаинником предыдущего. Старчество в Оптиной пустыни началось с прибытия в 1829 г. в Иоанно-Предтеченский скит 1 преподобного Льва (Наголкина) . Вслед за ним в скит переселился преподобный Макарий (Иванов) , по происхождению дворянин, до своего поступления в скит Оптиной пустыни подвизавшийся под руководством старца Афанасия (Захарова), ученика преподобного Паисия Величковского 2 . После кончины старца Льва в 1841 г. отец Макарий сделался его преемником, признанным старцем. К нему притекало множество людей из всех сословий, ищущих духовного совета и утешения. Некоторые из них делались духовными чадами преподобного подвижника. Духовным сыном старца стал и новообращенный из лютеранства русский немец Константин Зедергольм, который после окончания университета по благословению своего духовного отца занял должность чиновника по особым поручениям при обер-прокуроре Святейшего Синода 3 . В 1860 г. последовала блаженная кончина отца Макария, и его место занял самый известный старец Оптиной – преподобный Амвросий (Гренков) . К отцу Амвросию перешли духовные чада старца Макария и среди них К. Зедергольм, поступивший в 1862 г. в Иоанно-Предтеченский скит после выхода в отставку. В скиту Зедергольм принял монашество с именем Климент и подвизался под руководством старца Амвросия до своей кончины в 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученик Сергий Кедров Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 году Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 года. 5 октября 1908 года в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и построен тщанием царя Алексея Михайловича. В этом храме служил священник Иван Афанасьев; его преемниками были священники Василий Иванов, Петр Васильев, Сергей Петров, Иван Сергеев, Филипп Иванов, Сергей Филиппов. После священника Сергея Филиппова с 1830 года в храме стал служить его зять, Григорий Афанасьевич Зверев, благодарная память о котором сохранялась среди жителей села как о священнике, много потрудившемся для благоустроения прихода. С 1870 года его место занял сын, священник Александр Григорьевич Зверев, чья дочь вышла замуж за Сергея Павловича Кедрова. 17 октября 1908 года Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. В селе было два храма: Живоначальной Троицы с верхней холодной частью и с нижней теплой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; другой храм, во имя соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, был холодным. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал отец Сергий, в ней училось около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

http://fond.ru/kalendar/1146/sergiy/

Архимандрит Петр (Афанасьев) 6 мая 2016 г. 12:00 Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016) Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм. В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга. В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования. Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

Виктор Афанасьев Добрый, светлый и радостный... В Малоярославецком уезде было село под названием Личино, в котором жил крестьянин Борис Иванович Иванов. В молодости он, еще при крепостном праве, пока был не женат, не раз пускался в бега. Нет, он не был лентяем или пьяницей, работать на земле любил и умел сызмальства, но его тянуло постранствовать, по монастырям помолиться, подышать там освященным воздухом... Потом, уже при жизни своей в Скиту Оптиной Пустыни, он рассказывал послушнику Павлу (будущему старцу Варсонофию) об этих своих побегах: „Барин объявит розыск, найдут меня и вернут этапным порядком... Ну, конечно, на съезжую. Сильно накажут. Я поправлюсь да и снова уйду!“ О наказаниях этих он говорил с улыбкой, прибавляя: „Старые порядки лучше были, хоть и сильно попадало... А ныне худо: власти нет, всякий живет сам собою“. „Ну, про Оптину этого сказать нельзя“, – заметил собеседник. „Еще бы, – ответил о. Борис, – если бы и в монастырях всякий жил по своей воле, то совсем была бы погибель“. Потом он женился, перестал бегать. Надо было кормить семью – дочка у него росла. Жил он, всеми уважаемый, трезвый и богомольный, трудился, как и все. Из нужды выбраться не удавалось. Уж ему за шестьдесят; дочь замуж отдана, а супруга скончалась. И вот слышит он голос, звучащий будто бы в самом сердце: „Оставь все и иди в монастырь. Ты ведь бывал в Скиту Оптиной Пустыни... Помнишь, как он тебе мил показался? Пуще дома родного... Иди туда“. Оставив землю общине, выправив нужные бумаги, крестьянин Борис отправился в Оптину Пустынь. И настоятель обители архимандрит Исаакий, и скитоначальник иеромонах Анатолий с любовью приняли его. Он поселился в Скиту в келлии привратника: дверь келлии выходила в Скит, а окно – в лес... Шел 1884 год. Отцу Борису было шестьдесят три года. Старец Варсонофий вспоминал, что о. Борису ночью приходилось отгонять бесов, которые приходили толпой, стучались и требовали отпереть ворота. Он творил Иисусову молитву, и они пропадали. Когда его постригли в мантию – неизвестно. Отец Варсонофий рассказывал, что часто навещал о. Бориса, который любил его: „Был он из простых, но имел высокую душу. Батюшка Амвросий облек его в тайную схиму. Отец Борис меня не стеснялся, и я видел его в схимнической одежде. Часто, указывая на Херувимов и Серафимов, изображенных на ней, он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Наступил двадцатый век. «[Январь 1]. Понедельник. Обрезание Господне. Новый 1901 год, – записал отец Павел. – Промыслом Божиим вступили в новый 1901 год благополучно и безмятежно. Наступивший год есть вместе с тем и начало нового, двадцатого, столетия, нового века. Благодарение Господу Богу, во Святей Троице прославляемому и покланяемому» 398 . Новый год начался обычным порядком, пошла та же череда мирных событий. 12 февраля начался Великий пост . 18-го, в воскресенье, отец Иосиф отправил своего келейника, рясофорного монаха Иоанна, в Кронштадт к протоиерею Иоанну Сергиеву для испрошения благословения на постройку в скиту нового храма в честь преподобных Льва Катанского (Ангела приснопамятного старца Льва) и Иоанна Рыльского. 1 марта он вернулся, получив благословение пастыря-старца. Двести пятьдесят тысяч штук кирпича были уже привезены и сложены в разных местах скита (кирпич изготовлен был на монастырских заводах). Средства на возведение храма предоставил скиту екатеринбургский купец Михаил Иванович Иванов, поступивший (правда, временно) в число скитского братства еще в 1899 году. 29 апреля в Летописи появилась запись: «Строящийся в скиту храм будет каменный, однопридельный с двумя храмовыми иконами: преподобного Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. Над входными вратами будет устроена звонница. Размеры храма: длина 37 аршин, ширина 17 и высота 15 аршин. При храме будет устроено помещение в два этажа. В нижнем этаже одна келия для храмоздателя, временно проживающего в скиту екатеринбургского купца Михаила Ивановича Иванова, и две келии для братии скита. В верхнем этаже предполагается поместить ризницу, библиотеку скита и устроить, кроме того, еще две келии для братии. Иконостас предполагается заказать в Козельске... В подвальном этаже предположено устроить храм в честь святого Архангела Михаила (8 ноября – день Ангела храмоздателя) и братскую усыпальницу» 399 . Чертеж строения был исполнен послушником Виктором Вейденгаммером. К 1 января 1902 года храм был уже почти готов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Далее мы расскажем о некоторых оптинцах, переживших гонения, но оставленных Господом для служения Ему, для проповеди о Нем, для духовного окормления оставшихся верными Ему в глухие советские времена. Они несли в себе свет оптинского благословенного старчества, – православные люди узнавали это сияние, и сердца их еще более воспламенялись любовью ко Господу нашему Иисусу Христу. Пожалуй, самым долголетним из них был схиархимандрит Амвросий Балабановский (Василий Фёдорович Иванов), двух месяцев не доживший до ста лет. Родился он в селе Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии 2 января 1879 года в крестьянской семье. Родители были благочестивыми христианами; мать, Наталья Семёновна, сначала с мужем Фёдором Никандровичем, а потом, после его кончины, одна совершала паломничества по русским монастырям и в 1910 году побывала во святом граде Иерусалиме, у Гроба Господня. Ее родная сестра была монахиней в Таволжанском Казанском монастыре (в Новохопёрском уезде Воронежской губернии при селе Таволжанке), открытом в 1884 году. Один ее брат подвизался в Саровской пустыни, другой – в Оптиной. Мать старалась быть чем-то полезной своему приходскому храму: ходила от него с книгой по сбору средств. Вместе с Василием пришел в Оптину его друг Яков Пронин. Архимандрит Досифей с любовью принял их. Это было 20 марта 1898 года. Василий начал помогать садоводам и петь на клиросе. Вскоре он стал канонархом. Когда начал ломаться голос, он почти год не пел, неся послушание то на кухне, то в просфорне, был и будильщиком – вставал раньше всех и, звоня в колокольчик у каждой келии, возглашал: «Делу время, молитве час! Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!». 14 сентября 1903 года Василия вызвали на родину, так как пришел его срок исполнить воинскую повинность. Он поехал, но в следующем году вернулся в обитель: не взяли служить солдатом потому, что он был один сын у матери. Стал снова петь на клиросе. Голос его установился, способности у него проявились немалые: он скоро постиг нотную грамоту, научился регентовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010