В память усекновения честные главы Предтечи установлен Церковию 29 августа праздник. Начало его относится вероятно в древним временам, когда жили еще ученики Иоанна, которые погребли тело своего великого учителя ( Мф.14:12 ) в Севастии, самарийском городе, и вероятно творили память его. В III веке над гробом пророка мученика устроена была церковь во имя его, o которой упоминается в сочинениях священномученика Киприана. Таким образом в III уже веке верующие собирались святить храмовый праздник в честь Предтечи, пострадавшего за истину. В 362 году язычники, по повелению Юлиана отступника и гонителя христиан, разрыли для поругания гроб и сожгли кости пророка Елисея и Иоанна Крестителя, вероятно бывшие предметом благоговения благочестивых христиан, которые при этом разрытии приобрели драгоценные части св. мощей Крестителя и препроводили их для лучшего охранения в Александрию к св. Афанасию александрийскому . Памятником особенного благоговения христиан к св. Иоанну Предтече служат поучения, кои в IV веке, в день Усекновения его, говорили пастыри, напр. Амвросий медиоланский , Иоанн Златоуст , Августин. В VII в. св. Андрей критский , в VΙΙΙ-м Иоанн Дамаскин и Герман константинопольский написали многие песнопения, коими ныне прав. Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя. День Усекновения Предтечи есть праздник великий и табельный, хотя и не дванадесятый. Для живейшего участия верующих в страданиях и смерти Крестителя, как великого постника, праздник соединен с постом. Табельный день Усекновения назначен в Церкви Российской, может быть, потому, что в 1530 году в этот день родился царевич Иоанн, сына царя Иоанна Васильевича, и «бысть на Москве радость велия о государской радости, о государском сыну рождении, також и по всей земле возрадовашася людие». Церковь в своих песнопениях и сказаниях в день Усекновения Предтечи прославляет его священнопроповедником покаяния и царствия Божия, честнейшим из пророков, потому что в струях крестити сподобился Проповеданного. «Что тя наречем пророче, взывает Церковь ; ангела ли, апостола ли, или мученика; яко пророк проповедуеши Агнца Божия, явившагося Христа; яко ангел предпослався и яко безплотен пожил еси; апостол, яко научил языки; мученик же, яко твоя глава усечеся». Св. Димитрий, митрополит ростовский, говорит: «св. Иоанн и в животе своем, и по кончине Христу бысть Предтеча. Того бо во аде сошествие предварив, благовести тамо бывшим Бога явльшагося во плоти, и обвесели св. праотцы: с ними же оттуду по разорении ада в воскресение Христово изведен быв, многих венцев в небесном царствии сподобися, яко девственник, яко пустынножитель, яко учитель и проповедник покаяния, яко пророк, яко предтеча и креститель, и яко мученик».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. Как и его создатель, Михаил Булгаков, Мастер тоже отказался от своего ангела-хранителя, поскольку отказался от своего имени, данного ему при крещении. На долю Булгакова, как и Мастера, выпало много различных испытаний, и у него была своя М аргарита – Елена Сергеевна Шиловская, послужившая прообразом литературной героини. Наблюдается интересное «совпадение» начальных букв «М» в именах двух сочинителей: М астер и М ихаил (Булгаков). Следует вспомнить и архангела М ихаила, в честь которого был назван при крещении Булгаков. Архангел Михаил вместо Люцифера возглавил ангельские небесные силы. Но Булгаков откажется от архангела Михаила, а в 1920-е годы увлечется диавольской темой и задумает роман о диаволе – эта тема уже до конца жизни не отпустит писателя. В середине 1920-х годов Булгаков был весьма удачливым журналистом и драматургом. Его пьеса «Зойкина квартира» шла в театре им. Е. Вахтангова, а «Дни Турбиных» – во МХАТе. Когда же он взялся за роман о диаволе, все переменилось: к концу 1929 года у Булгакова не стало средств к существованию: его произведения не печатали, пьесы не ставили, постоянной работы не было. Куда бы он ни обращался, ему вежливо отказывали. И Мастер Булгаков отчаялся! В середине марта 1930 года он уничтожил рукопись первого варианта своего романа: отрывая 2/3 страницы, сжигал их, оставляя 1/3 возле корешка тетради. Выходит, что, при желании, роман можно было бы легко восстановить по началу фраз? Напрашивается параллель с самим Мастером, сжегшим рукопись своего сочинения, но признавшимся Маргарите, что он помнит ее наизусть. Воланд же заметит: «Рукописи не горят». Булгаковский поступок напоминает поступок Н.В. Гоголя, которого Михаил Афанасьевич считал своим учителем в литературе. Гоголь сжег свое последнее творение – второй том «Мертвых душ». Может быть, побоявшись ответственности за высказанное слово: его духовный наставник отец Матфей Константиновский заметил как-то, что за каждое слово писатель ответит пред Богом на Страшном суде.

http://pravoslavie.ru/30256.html

В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. Как и его создатель, Михаил Булгаков, Мастер тоже отказался от своего ангела-хранителя, поскольку отказался от своего имени, данного ему при крещении. На долю Булгакова, как и Мастера, выпало много различных испытаний, и у него была своя Маргарита – Елена Сергеевна Шиловская, послужившая прообразом литературной героини. Наблюдается интересное «совпадение» начальных букв «М» в именах двух сочинителей: Мастер и Михаил (Булгаков). Следует вспомнить и архангела Михаила, в честь которого был назван при крещении Булгаков. Архангел Михаил вместо Люцифера возглавил ангельские небесные силы. Но Булгаков откажется от архангела Михаила, а в 1920е годы увлечется диавольской темой и задумает роман о диаволе – эта тема уже до конца жизни  не отпустит  писателя. В середине 1920х годов Булгаков был весьма удачливым журналистом и драматургом. Его пьеса «Зойкина квартира» шла в театре им. Е. Вахтангова, а «Дни Турбиных» – во МХАТе. Когда же он взялся за роман о диаволе, все переменилось: к концу 1929 года у Булгакова не стало средств к существованию: его произведения не печатали, пьесы не ставили, постоянной работы не было. Куда бы он ни обращался, ему вежливо отказывали. И Мастер Булгаков отчаялся! В середине марта 1930 года он уничтожил рукопись первого варианта своего романа: отрывая 2/3 страницы, сжигал их, оставляя 1/3 возле корешка тетради. Выходит, что, при желании, роман можно было бы легко восстановить по началу фраз? Напрашивается параллель с самим Мастером, сжегшим рукопись своего сочинения, но признавшимся Маргарите, что он помнит ее наизусть. Воланд же заметит: «Рукописи не горят». Булгаковский поступок напоминает поступок Н.В. Гоголя, которого Михаил Афанасьевич считал своим учителем в литературе. Гоголь сжег свое последнее творение – второй том «Мертвых душ». Может быть, побоявшись ответственности за высказанное слово: его духовный наставник отец Матфей Константиновский заметил как-то, что за каждое слово писатель ответит пред Богом на Страшном суде.

http://azbyka.ru/fiction/v-luchah-zakatn...

Вверху, в центре – изображение Христа, сидящего на престоле. Слева – коленопреклоненная Богоматерь, за ней – обращенные ко Христу архангелы и ангелы держат крест. Над крестом изображены херувимы. Слева от архангелов – группа апостолов, также обращенных ко Христу, с коленопреклоненным апостолом Петром на первом плане. Справа от Спаса – Иоанн Предтеча на коленях, одетый в волосеницу, за ним – группа апостолов, сверху – херувимы. Все персоналы верхней части композиции «Деисус» витают в облаках. Ниже, в центре, на фоне неба – престол, на нем – раскрыто Евангелие. Ниже престола – весы, на чаше которых – души умерших. Под чашами – маленькие человеческие фигуры и ангелы. Слева изображен рай с воротами на переднем плане, справа – бездна ада. У ворот рая налево стоит ангел, рядом с ним надпись: «Выйдет... в рай». Первые у входа – Адам и Ева. За ними – священнослужители, далее – группа в монашеских одеяниях и другие праведники. Правая сторона композиции с изображением мучений грешников частично потеряна. Под «Страшным судом» – широкая надпись, сохранившаяся фрагментарно. Колорит композиции обезображен многочисленными обновлениями. В 1920–1930-х г.г. собор принадлежал УАПЦ, после ареста (1934) его последнего настоятеля отца Павла (Высочанского) храм был закрыт. Использовался как военный состав. После войны здесь находилась часть фондов ЦНБ АН УССР, с 1975 г. – фонды Института археологии АН УССР. На западном фасаде церкви в 1982 г. установлена мемориальная доска, на которой горельефное изображение П. Милониг с моделью храма в руках и текст из Ипатьевской летописи (скульптор В. Борисенко, архитектор В. Савченко). В 1991 г. собор передан УПЦ Киевского патриархата. Инна Дорофиенко, Наталья Логвин, Ольга Мамолат, Михаил Селивачов «Свод памятников Киева», 1999 г., перевод с украинского. От храмов шестистолпного типа отличаются два выдающихся каменных сооружения Киева, построенные в конце XI в. Это Михайловский собор Выдубицкого монастыря в Киеве и известный по раскопкам и летописному рассказу Борисоглебский собор в Вышгороде (М.К. Каргер «К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде». – «Советская археология», XVI, М., 1952 г.). В этих двух сооружениях был повторен тип черниговского Спасского собора с характерным для него восьмистолпным вытянутым планом. Некоторые исследователи древнерусского строительства считают, что Выдубицкий собор имеет не восьмистолпный, а шестистолпный план (М.И. Брунов, К.М. Афанасьев) . Возможно, что здесь, как и в Спасском соборе, поперечные рукава креста были отгорожены аркадами, и это придавало крестово-купольному зданию определенные элементы базиликальности.

http://sobory.ru/article/?object=05591

Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее? Ответ. Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство, и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть един в Существе, и Троичен в Лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог , именуемый Иегова, свидетельствует устами Пророка: кому Мя уподобисте, и сравняете и приложисте Мя, и уподобисте Мя, да буду подобен ему ( Ис. 46:5 )? Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть, и язык изречь Его. Итак, должно сказать с Апостолом: низлагаем помышления и всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяем всякий разум в послушание Христово ( 2Кор. 10:4–5 ). Мы твердо веруем, что Бог Отец, сущий от века и в век, и притом ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святаго. Афанасий Великий излагает сие в символе своем пространнее. Веруя таким образом, мы ничего далее не исследуем, потому что исследовать и испытывать Божеское величие запрещает Писание: вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй: яже ти повеленна, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных: во избытцех дел твоих не любопытствуй ( Сир. 3:21–23 ). Довольно для нас, что Священное Писание Ветхого Завета, говоря о едином Боге, показывает нам троичность Лиц: рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Еще: се, Адам бысть яко един от Нас ( Быт. 3:22 ). И еще: приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго ( Быт. 11:7 ). То самое ясно показывает и Пророк: и взываху ин (Ангел) ко иному, и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ). И Священный Псалмопевец сказал: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). О сем многократно говорят и Священное Писание и Учители Церкви. Вопрос 11. Какие суть свойства Божии? Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, поколику мы можем приобретать познание из Священного Писания и Учителей Церкви, потолику можем и мыслить о них и говорить. И так должно знать, что свойства Божии иныя суть личные, а иные существенные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Для того, чтобы оправдать себя в глазах окружающих (а возможно, и перед голосом совести), князь и митрополит стали искать для Максима формальных обвинений. Поиски увенчались успехом. Со стороны митрополита Максима упрекнули в порче книг и ереси, а со стороны князя — в злоумышлении против государства: в связях с турецкими пашами и подстрекательстве султана к войне против Руси. Опала После «суда» Максима, как если бы он и действительно был врагом Церкви и русского народа, отконвоировали в Волоколамскую темницу. Здесь преподобный терпел от братьев по вере оскорбления, побои, морение смрадом и дымом. Мучения узника были настолько жестокими, что, как сообщается в летописи, доводили его до состояния омертвения. Но Господь не покидал Своего святого. Однажды Максим был утешен и ободрен Небесным вестником. Явившийся ему ангел произнёс: «терпи, старец!». И старец терпел. На стенах камеры он записал углём текст канона Утешителю; молился, читая этот канон. Шли годы. Через шесть лет власти вспомнили о Максиме, чтобы востребовать его на очередной суд. На этот раз искали оправдания издевательствам, которым подвергался святой. Нашлись и клеветники. История сохранила их имена: поп Василий, протопоп Афанасий, протодьякон Чушка, каллиграф Медоварцев. Суд обвинил преподобного в хуле на священные русские книги. Максим Грек, пытаясь объясниться, утверждал, что многие книги и действительно испорчены либо некорректными переводами, либо неточной перепиской, а значит нуждаются в исправлении. Повергаясь перед собравшимися, он кротко и смиренно взывал к милосердию, умолял о помиловании, просил по-христиански простить его за возможные ошибки, которые он, немощный, мог допустить в работе над книгами. После суда Максима доставили в Тверь, под архиерейский надзор епископа Акакия. Акакий не отличался чрезмерной суровостью и поначалу относился к Максиму более или менее снисходительно. В 1534 году, после кончины Великого князя Василия, блеснул луч надежды на скорое снятие опалы. В этот период Максим, в знак верности Православию, составил «Исповедание веры». Но его положение не улучшилось, а напротив, ещё больше ухудшилось: епископ Акакий рассерчал на него за слова чистой, не сглаженной лицемерием правды. Смягчение положения

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/

Ему было тридцать лет, когда он прибыл в Оптину пустынь. 15 февраля 1885 года он стал послушником и был назначен келейником старца Амвросия. Через три года послушник Александр удостоился пострижения в рясофор. Будущий келейник старца Анатолия иеромонах Варнава вспоминал, как он в первое время жизни в обители ходил в скит: «Придешь, бывало, к отцу Амвросию, а отец Анатолий – да как это отворит, да как-то посмотрит, да улыбнется, да обласкает...» (он еще заметил: «А уж как красив был батюшка Анатолий... Ну, прямо как Ангел»). Богомольцы полушутя говорили: «Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки!» 539 . После кончины отца Амвросия отец Анатолий стал келейником старца Иосифа. 3 июня 1895 года рясофорный инок Александр был пострижен в мантию с именем Анатолий. 5 июля 1899 года состоялось его рукоположение во иеродиакона. Иеромонахом он стал 27 марта 1906 года. А еще 6 марта указом Калужской Консистории он был назначен духовником сестер Шамординской обители. К этому времени отец Анатолий – уже известный в народе благодатный старец. В его скитскую келию приходило столько народа, что иногда и самому настоятелю обители, архимандриту Ксенофонту, трудно было протиснуться сквозь толпу, чтобы попасть на исповедь к отцу Анатолию. 4 июля 1908 года по благословению настоятеля старец переселился в монастырь, будучи назначенным на место скончавшегося монастырского духовника иеросхимонаха Саввы, жившего в келии при больничной Владимирской церкви. С этого времени отец Анатолий, постоянно пребывая в храме, принимал мирян, – весь день, и даже до полуночи не закрывались церковные двери. Но в этой келии старец прожил лишь три года – она оказалась для него слишком сырой. Он перешел в церковный дом, что напротив храма, и там провел десять лет. Он исповедовал, брал людей к себе в келию для духовной беседы, часто проводил во Владимирской церкви для особенно немощных Таинство Соборования. Он поистине был народным утешителем, да к нему по большей части и шли все простые люди – крестьяне, купцы, мещане... Приходили со своими трудностями, с крайней озабоченностью, иногда в тяжком унынии, а уходили утешенными, укрепленными в вере и надежде, обласканными старческой любовью о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епархиальный съезд духовенства Ставропольской епархии, состоявшийся 24 августа 1893 года, избрал отца Иоанна членом совета Ставропольского епархиального женского училища на три года. В этом же 1893 году, 2 октября, он был избран членом правления Ставропольской Духовной семинарии. 14 мая 1894 года преосвященный Агафодор за усердную службу наградил отца Иоанна бархатной фиолетовой скуфьей. В том же году в жизни отца Иоанна совершилась перемена: с согласия высокопреосвященного архиепископа Владимира (Богоявленского) , экзарха Грузии, попечитель Кавказского учебного округа телеграммой от 29 сентября назначает его законоучителем гимназии в Елисаветполе (ныне г. Гянджа в Азербайджане). Он покидает родную епархию и начинает деятельность на Кавказе. Всякое дело отец Иоанн Восторгов освящал молитвой, согревал теплотою сердца, оживотворял любовью. Так и четырехлетний труд по возделыванию молодой, чистой нивы соединил его с воспитанниками сердечными узами. Поэтому таким задушевным и одновременно печальным было его прощальное слово в Ставропольской гимназии: «Последний раз я молился сегодня с вами, братие и дети, в этом храме, в той семейной обстановке, в которой мы сходились сюда каждый праздник более четырех лет сряду... В эти памятные для меня и для вас годы вступили мы с вами в общение веры и молитвы, к которому присоединилось общение любви. Не знаю, как вы – хотя и могу судить по тем слезам, с которыми вы слушали меня, – но я сроднился с вами, милые дети, сроднился с этим храмом и братиями его. Вот почему в настоящие минуты сердце мое полно скорби, слезы застилают мне очи, вся душа моя трепещет во мне... В эту минуту я помню только то доброе, светлое и чистое, что я видел здесь за четыре года службы. Незабвен буди этот святой храм и в нем таинственный престол благодати, к которому я предстоял, недостойный. Незабвенны будьте те светлые минуты, когда ваших душ касался Ангел молитвы, и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать, как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили ко Святой Чаше. Памятны будут мне те минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповедное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний послеполуночный час я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на вас благословение неба...» 22

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Завидя праведную кровь, Померкло солнце, вскрылись гробы, Но разгорелася любовь. Она сияет правдой новой, – Благословив ее зарю, Он крест и свой венец терновый Земному передал царю. Безсильны козни фарисейства: Что было кровь, то стало храм, И место страшного злодейства – Святыней вековечной нам. 1881 Молятся звезды, мерцают и рдеют, Молится месяц, плывя по лазури, Легкие тучки, свиваясь, не смеют С темной земли к ним притягивать бури. Видны им наши томленья и горе, Видны страстей неподсильные битвы, Слезы в алмазном трепещут их взоре – Всё же безмолвно горят их молитвы. Дух всюду сущий и единый. Державин Я потрясен, когда кругом Гудят леса, грохочет гром, И в блеск огней гляжу я снизу, Когда, испугом обуян, На скалы мечет океан Твою серебряную ризу. Но, просветленный и немой, Овеян властью неземной, Стою не в этот миг тяжелый, А в час, когда, как бы во сне, Твой светлый ангел шепчет мне Неизреченные глаголы. Я загораюсь и горю, Я порываюсь и парю В томленьях крайнего усилья И верю сердцем, что растут И тотчас в небо унесут Меня раскинутые крылья. 29 августа 1885 Оброчник Хоругвь священную подъяв своей десной, Иду, – и тронулась за мной толпа живая, И потянулись все по просеке лесной, И я блажен и горд, святыню воспевая. Пою – и помыслам неведом детский страх: Пускай на пенье мне ответят воем звери, – С святыней над челом и песнью на устах, С трудом, но я дойду до вожделенной двери. 17 сентября 1889 г. Воробьевка Романс С. В. Рахманинова (1913). Все, что волшебно так манило, Из-за чего весь век жилось, Со днями зимними остыло И непробудно улеглось. Нет ни надежд, ни сил для битвы – Лишь, посреди ничтожных смут, Как гордость дум, как храм молитвы, Страданья в прошлом восстают. 28 февраля 1892 110 Стихотворение посвящено дню закладки Храма на крови на месте убийства императора Александра II. Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология/Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И однако, Его рождение, вместо того, чтобы тотчас быть провозглашенным всему израильскому народу, или даже всему Иерусалиму, (по крайней мере) архиереям, старцам и начальникам города, – это столь великое событие остается тайным, и о нем не знает почти никто, за исключением тех немногих пастырей, которым открыл его ангел. Так славно и открыто было творение человека, которое зрели небо и земля, и так сокровенно и безвестно было рождество Христа, которое совершилось ночью в какой-то пещере. (И таково) рождение Бога, пришедшего спасти человека! Да. Вот посему-то пусть рождество Христа будет, насколько возможно, сокровенно, пусть будет почти неизвестно миру, пусть кажется, что Сей Рождающийся не есть Небесный Царь славы, а самый бедный (униженный) человек земли, дабы диавол был введен в тем большее заблуждение. Пусть он считает Его теперь простым человеком, чтобы впоследствии познать в Нем Вышнего Бога, что с ним и случилось, когда он, как говорит божественный Златоуст, прият тело, и – Богу приразися: когда прият, еже видяше. и впаде, во еже не видяше. О глубина богатства. премудрости и разума Божия! (Слово на Светлое Воскресение). Но как Бог стал человеком, Слово – плотью, Безначальный – (получил) начало? Это хотя и есть Иудеом соблазн, Еллином же безумие (1 Кор. 1:23), однако оно – догмат нашей православной веры; более того – все основание веры, которая учит нас, что поистине Слово плоть бысть. и вселися в ны ( Иоан. 114 ); учит нас, что (воплотилось) Слово, второе лицо Святой Троицы, а не первое – Отец, или третье – Святой Дух. Во-первых, так как грех уничтожил в человеке образ (Божий), то с человеком надлежало соединиться Сыну, Который есть Образ Бога невидимого, как говорит Афанасий Великий (в слове «о вочеловечении») и апостол Павел, дабы снова начертать в человеке прежнюю красоту образа Божия. Во-вторых, как говорит Василий Великий , в начале, по Иоанну, с человеком подобало соединяться Сыну, Который есть Слово (Разум), чтобы разрешить неразумие, в которое впал человек, когда вследствие греха приложися скотом несмысленным, и уподобися им ( Пс. 48:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010