Слово в Неделю о Закхее Преподобного Павла Фивейского (341) Всенощное бдение 27 января 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После Крещения Господня Церковь вступает во время подготовки к Великому Посту. Завтра мы услышим Евангелие о Закхее, а затем будет Неделя мытаря и фарисея, и прозвучит первое великопостное песнопение: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . На предстоящей неделе - праздники преподобных отцов, которые просияли в подвиге покаяния и поста: таких, как Антоний Великий, Макарий Великий и Евфимий Великий; как святители Кирилл и Афанасий Александрийские, связанные с подвигом преподобничества; как преподобные Кирилл и Мария - родители преподобного Сергия, игумена Радонежского, и как преподобный Максим Исповедник. Сегодня память преподобного Павла Фивейского, который является отцом православного монашества. Он жил в IV веке. Когда начались гонения на Церковь Христову при императоре Декии, он бежал в пустыню Фиваидскую, которая находится в Египте, и, поселившись в пещере у скалы, в течение более чем девяноста лет жил в уединении, никем не знаемый, кроме Бога. Он питался пищею, которую ему приносили вороны (это были хлеб и финики), и одевался листьями пальмового дерева. О жизни Павла Фивейского стало известно от другого столпа монашества - преподобного Антония Великого, которому было откровение от Бога после дивных подвигов в пустыне. Когда преподобному Антонию пришел помысел, что нет, наверное, никого, кто был бы выше его в подвиге подвижничества, Господь сказал ему: " Антоний, ты не знаешь человека по имени Павел, который выше тебя. Он живет в глубине пустыни. Иди и узнай, что это за человек " . Преподобный Антоний отправился в глубь пустыни, и ангел-хранитель помог ему найти подвижника, который вышел из пещеры, когда Антоний к ней приблизился, и назвал его по имени. Они обнялись, и между ними произошла длительная, благодатная беседа о тайнах жизни, о тайне Бога и человека, во время которой к ним прилетал ворон и приносил хлеб, чтобы подкрепить их телесные силы.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

§ 118. Серапион Тмуитский и его сочинения. Одним из самых усердных помощников св. Афанасия быль св. Серапион епископ Тмуитский. В начале четвертого века Серапиону поручена была одна из церквей александрийских, и он несколько времени заведовал огласительным училищем 207 . Когда в Александрии начались арианские смуты, Серапион удалился в пустыню, где был начальником (γομενος); св. Антоний столько любил его, что открывал ему видения свои и умирая оставил ему милоть свою 208 . Из пустыни возведенный на кафедру Тмуитскую, он, при Констанции, как говорит Иероним, прославился исповедничеством 209 . Серапион был одним из присутствовавших на Сардийском Соборе (347 г.), где с твердостью защищал истину Христову и ее защитника св. Афанасия 210 ; а после того в 355 году отправлялся к Констанцию от лица Египетских епископов ходатайствовать за Афанасия, за что послан был в заточение 211 . Когда некоторые из ариан стали открыто отвергать божество Св. Духа, Серапион просил Афанасия написать обличение сей ереси, и Афанасий в 358-м году писал к нему же об ужасной смерти Ария. «Ангел Церкви Тмуитской, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие» 212 , пережил Великих отцов Антония, Аммуна и Макария, о которых говорит он в одном письме и след. скончался около 366 года 213 . Блж. Иероним, именуя Серапиона за ученость схоластиком, причисляет его к тем учителям Церкви, у которых, как говорит он, «не знаем, чему больше дивиться, учености ли светской, или знанию Свящ. Писания» 214 . В сочинении против манихеев, о котором с похвалою отзывались древние 215 , древний учитель, показав, что есть разные роды заблуждений, но самое тяжкое заблуждение – манихейство (§1–4), доказывает словами Писания и соображениями разума, что сущность тела и души сама по себе не зло (§ 5–8); что тело повинуется движениям души (§ 9, 10) и в святых творит чудеса (§11), что самые Апостолы прежде обращения были грешники (§ 12, 15) и природа наша остается тою же и прежде и после обращения, а изменяется только воля (§16–27) 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр Вельск – один из самых древних городов Русского Севера. Вельский погост впервые упоминается как уже существующий в грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего Новгорода, к владениям которого относился изначально Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на экспорт торговали дегтем, который в те времена широко использовался как смазочный и изоляционный материал. Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину Вельск был знаменит своими ярмарками. На Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и отважые воины (пять Героев Советского Союза), и ученые с мировым именем (например, соратник Н. Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые литераторы. 1 Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной – на сегодняшний день для России – сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня. 1 Когда освящается храм – на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории.

http://pravoslavie.ru/89785.html

Из разных святых отцов Глава 1. О грехопадении и воссоздании человека Невозможность спасения без Бога 1. Спасти человека не мог ни он сам, ни иное творение Люди согрешили и подлежали наказанию, да и наша собственная совесть не давала возможности сыновьего отношения к Богу, а беспокоила: провинившийся не смеет смотреть на прогневанного. Нужно было, чтобы нас простил Бог . Сами мы не могли заслужить этого: бессильны были. «Надлежало быть одному из двух, – говорит святой Прокл, патриарх Константинопольский, – или всем, вследствие приговора, подвергнуться смерти, потому что все согрешили, или принести взамен такую цену, за которую всякое осуждение было бы отменено. Но человек не мог спасти себя, потому что он-то и подлежал долгу за грех . Не мог спасти рода человеческого и ангел, потому что недостаточен был к такой цене (выкупу). Итак, надлежало, чтобы безгрешный Бог умер за согрешивших: это только оставалось врачевство от зла» 10 . То же говорит и святой Василий Великий : «Человек и за собственные грехи не может дать Богу умилостивительной жертвы. Как же возможет сделать это за другого? А что же бы мог он приобрести в сем веке столько стоящее, чтобы оно служило достаточным заменом за душу, по природе драгоценную, потому что она создана по образу Творца своего?.. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху» 11 . Святой Афанасий Великий говорит: «Какая тварь могла быть воссоединена с Творцом чрез тварь же? Или какая помощь могла быть оказана подобным от подобных, которые сами нуждаются в той же помощи? И, следовательно, как Слово, если бы Оно было творение, могло бы разрешить приговор Божий и отпустить грех , когда это принадлежит собственно Богу, по слову пророка: кто Бог, якожеТы, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия? 12 ... Как же могло случиться, чтобы твари освободили нас от грехов?» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Филарет из монастыря Костамонит, 50 лет со дня кончины     Старец Филарет из монастыря Костамонит, 50 лет со дня кончины Кратко не удается сказать о жизни и служении старца Филарета (1890–1963), бывшего игуменом обители с 1949 года. Хотя бы так: На Святую Гору он пришел в 1912 году, в возрасте 24 лет. Этому предшествовало благодатное явление великомученика Димитрия Солунского, указавшего Антонию (так звали старца в миру) идти на Афон. Первоначально он намеревался добраться до Лавры преподобного Афанасия, но и здесь в его судьбу вмешалась благая воля Божия. Антоний остановился на ночлег в монастыре Костамонит. В соборном храме, куда он пришел поклониться святыням обители, душа его исполнилась радостного волнения. Антоний понял, что путь его окончен и что здесь, в этой тихой обители, он обретет то, что искал с отроческих лет,— встречу со Христом. А дальше все происходило так, как бывало в жизни всех прославленных подвижников Афона: послушания, искушения, первые проявления благодатной помощи, пострижение в монашество — и снова послушания, молитва, искушения, но теперь уже более сильные — от врага рода человеческого, восстающего на подвизающихся в духе и истине. После рукоположения в священный сан в 1924 году отец Филарет ежедневно до самой кончины совершал Божественную литургию. Душа его жаждала литургии, без нее он чувствовал себя мертвым, лишенным Христа. В монастыре были еще иеромонахи, и они совершали литургии в соборном храме в свой черед. В такие дни отец Филарет шел служить в одну из восьми часовен, принадлежавших монастырю. Во время служения все существо его излучало радость, свет и мир, на глазах его были слезы. «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!» Сколько раз за пятьдесят один год монашества повторил отец Филарет и этот кондак, и весь акафист Матери Божией! Душа его знала Ту, Которую весь православный мир величает Всепетою Материю, и находила упокоение в небесной Материнской любви с надеждой, верой и преданностью, характерными для истинных подвижников. Он повторял этот акафист по многу раз на дню. Едва завершив Божественную литургию, он спешил в свою келлию, затепливал лампадку перед иконой Божией Матери «Гликофилуса» («Сладкое лобзание».— Ред.) и с любовью и благоговением начинал: «Ангел предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице: Радуйся!..». Всем, кто у него исповедовался — и монахам и мирянам, благословлял по крайней мере один раз в день читать акафист перед Ее иконой при зажженной лампаде.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=153...

О монашестве и монастырях В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами , т. е. подвижниками. С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками . Так положено было начало монашеству , или по-русски иночеству , т. е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иноческая жизнь или монашество есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание» , т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: «Кто может вместить, да вместит». ( Мф.19:12 ). Св. Афанасий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество ; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое» . Преп. Нил Росанский говорит: «Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления». Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: «отречься от мира», т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни , во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество : самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений. Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Послание 87(275). К Мефодию монаху Сколько твое достоинство желает видеть наше смирение, столько же, будь уверен, и мы желаем личного собеседования. Но так как написано: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ), то надобно Ему предоставить это желание и на Него возложить попечение; и Он «исполнит», когда будет Ему угодно, «желание боящихся Его» ( Пс.144:19 ). А теперь нужно отвечать надлежащим образом на вопросы, предложенные духовными братиями нашими, Иларионом и Евстратием, при посредстве твоего благочестия. Но чтобы имеющее быть сказанным было удобопонятнее, пусть наряду с каждым из предложенных вопросов помещается и ответ. «Вопрос 1». О пресвитерах, рукоположенных в Риме, Неаполе и Лонгобардии без извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться? «Ответ». Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси. Итак, если упомянутые явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с соблюдением четырех предложений. «Вопрос 2». О пресвитерах, рукоположенных в чужой области, в Сицилии: следует ли принимать таких? «Ответ». Этот вопрос подобен предыдущему и отличается от него тем, что речь идет о другом месте. Очевидно, что и ответ он будет иметь подобный. «Вопрос 3». О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? «Ответ». Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей; ибо написано: «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия 267 ; и такой храм стал обыкновенным домом. И " не войду, – говорит псалмопевец, – в собрание лукавых» ( Пс.25:5 ). И апостол говорит: «какая совместность храма Божия с идолами» ( 2Кор.6:16 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 72  голоса:  4.0 из  5) Отзывы о книге «Ах Мама, Маменька…» Книга «Ах Мама, Маменька…»: История святости или история болезни? «А знаешь, мамочка, мне ведь и вправду очень много-много лет. Я очень древний!» («Ах Мама, Маменька …» Стр. 2.) «Духовные галлюцинации» Странная ситуация у нас в народе. Несколько поколений предков атеистами были — сплошь партийные да комсомольцы. Большинство нынешних православных крестились пять-десять лет назад. Духовную жизнь мы знаем только по книжкам да по житиям. Возможно поэтому — в следствие отсутствия реального положительного духовного опыта у нас наступают «духовные галлюцинации». Все нам кругом мерещится: то перепись — «нас посчитали!», то злые масоны из министерства Налогов и сборов через ИНН вербуют антихристову рать, то паспорта вдруг стали таить таинственную мистическую опасность (до этого со звездой были — и ничего! — и.И.). Это не считая коварных колдунов, которые могут, по вере некоторых, даже и убить на расстоянии, а уж порчу навести — как раз плюнуть. Все это у людей в голове вместо Христа и веры в Божий Промысл. Но есть и другая сторона «духовных галлюцинаций»: начнет вдруг мерещиться святость. Причем святость доселе в истории Церкви не бывалая — врожденная. Перед нами книжка «Ах Мама, Маменька …», где и кто издавал — непонятно. События происходят на Урале. Автор — мать ребенка, который скончался одиннадцатилетним отроком — Крашенинникова Валентина Афанасьевна. Суть книги: ее покойный сын Славик 1982 г.р. — великий святой. Аргументы? Их полная книга. Что же это — история святости? Житие Мать Славика утверждает: «… Пресвятая Троица и его [Славика — и.И.] друзья [?! — и.И.] дали ему понемногу [?! — и.И.] от себя силы и он отправился сюда к нам на грешную землю, чтобы помочь нашему (человеческому) спасению. «А когда я вернусь обратно к ним», — сказал Славик, — «и буду показывать им свои раны, они спросят: «Как ты все это пережил?» — и будут меня за что-то очень благодарить» — уж не Св. Троица ли Славика будет благодарить? «Когда вы узнаете, кто я есть на самом деле, то сначала испугаетесь …» — правда то, «кто он на самом деле» мы из книги так и не узнаем, наверно и автор сама не поняла: то ли ангел к нам явился, то ли святой, а может Сам Всевышний посетил людей? Тогда и про раны понятно.

http://azbyka.ru/fiction/ax-mama-mamenka...

Скачать epub pdf Книга 1. Евангелие от Матфея Так называется сия книга, потому что Матфей, ученик Господень, написал сие Евангелие. С начала повествует о Спасителевом рождестве по плоти от семени Давидова; почему и родословие от него (Давида) доводит до Христа, полагая всех родов 42. Излагает крещение Иоанново, и искушения, бывшия от диавола на горе, и великие знамения и чудеса, учиненные Спасителем, избрание Учеников и предание им таинства; наконец говорит и о том, что Иисус Христос предан Пилату, распят телом, и что тело Его положено во гроб; воины разделили одежды Его; а Он, возставши в третий день, повелел Ученикам учить все народы и крестить их, обещаясь быть с ними во все дни даже до скончания века. Чудеса, совершенные Иисусом Христом, о которых повествует Матфей, суть следующия: прокаженный очищен; отрок сотника исцелен заочно одним словом Его; теща Петрова исцелена от огневицы; в один вечер принесли к Нему беснуемых и болящих: и Он духов выгнал словом, а болящих исцелил. – В частности в сей книге содержится: Гл. I. Родословие И. Христа от Авраама до Иосифа; зачатие И. Христа от Св. Духа и рождение от Девы Марии, обрученной уже Иосифу. Ангел успокоивает Иосифа, и изъясняет имя: Иисус. Гл. II. Мудрецы с востока приводятся звездою ко Христу, покланяются Ему и приносят дары свои. Иосиф бежит во Египет с Иисусом и Материю Его. Ирод избивает младенцев. Ирод умирает, и И. Христос возвращается в Галилею, и поселяется в Назарете. Гл. III. Проповедь Иоанна; его служение, жизнь и крещение. Иоанн обличает Фарисеев. Иисус является, и крестится в Иордане. Гл. IV. И. Христос уединяется в пустыню, постится и искушается. Ангелы являются и служат Ему. Он приходит и поселяется в Капернауме. Начинает проповедывать. Призывает Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Исцеляет разного рода больных и бесноватых. Гл. V. И. Христос начинает свою нагорную проповедь : объясняет, кто суть блаженные, кто суть соль земли: Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во что же будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки (ст. 13.), свет мира, град на вершине горы: Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя (ст. 14.), свеча на свещнице. Предваряет, что Он пришел исполнить закон, а не разорить его. Изъясняет: что значит убивать, прелюбы творить, клясться? Увещевает переносить обиды, любить врагов, заботиться о совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Слово о смерти → Взгляд на мнение западных о духах, аде и рае Содержание Статья первая. О духах Статья вторая. О рае и аде О рае О аде     «Слово о смерти» было написано единственно с аскетическою целию. Требование от него большей отчетливости в богословском отношении вызвало те дополнения, которые вошли в него при настоящем издании. Сделаны были против некоторых предметов учения Православной Церкви, помещенных в «Слове», возражения. Возражения эти возникли из учения, прочитанного в западных писателях. По этой причине признается не лишним ознакомить чад Православной Церкви с мнением западных о духах, рае и аде, обличить неосновательность и неверность этого мнения. Сведения о вышеупомянутых предметах заимствуем у западного писателя Бержье 1 . Статья первая. О духах Выписка 1. «Дух – существо невещественное, отличное от тела». Такое определение дает западный писатель всякому вообще духу. Из этого определения не исключается и Бог , поставляемый таким образом в один разряд со всеми духами. Не высказано это здесь с ясностию, но ясно усматривается, как дальше будет видно, особенно из статьи, в которой западным писателем рассматриваются вообще духи 2 . Выписка 2. «Ангел – существо духовное, разумное, первостепенное по достоинству между тварями» 3 . Выписка 3. «Душа – существо духовное, мыслящее, начало жизни в человеке» 4 . Выписка 4. «Отцы Церкви различного мнения о естестве ангелов. Одни, как Тертуллиан , Ориген , святой Климент Александрийский и другие, думали, что ангелы всегда облечены тонким телом. Другие, как святой Василий, святой Афанасий, святой Кирилл 5 , святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст и другие, признавали их существами чисто духовными. Таково мнение всей Церкви 6 ; но Священное Писание свидетельствует, что ангелы часто являлись облеченными в тело; итак, мы не видим, почему бы мнение Тертуллиана было опасным» 7 . Дальше докажется, что ссылка западного писателя на восточных Отцов – неверна. Выписка 5. «Многие философы нашего века до того простерли пристрастное суждение, что решились утверждать, будто писатели Священного Писания и Отцы Церкви не присваивали слову «дух» того смысла, который даем ему мы, что под этим словом они разумели только вещество весьма тонкое, существо огненного свойства или воздушное, недоступное для наших чувств, а отнюдь не существо решительно невещественное» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010