В Русской Православной Церкви посоветовали душеполезную литературу для детей 02.04.2024 17:01:50 МОСКВА Среди популярной душеполезной литературы для детей - книги о святых, путеводители и серия " Я открываю храм " , рассказали РИА " Новости " в Издательском совете Русской Православной Церкви. Международный день детской книги (International Children " s Book Day) отмечается 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. " Ежегодно Издательский совет проводит конкурс " Просвещение через книгу " , где есть номинация " Детско-юношеская литература " . Среди лауреатов - книги о русских святых. Так, в издательстве Сретенского монастыря вышла книга Ирины Судаковой " Белый ангел России " о великой княгине Елизавете Федоровне. Из современных писателей-классиков для детей пишет Владислав Бахревский. Пользуются спросом его книги " Дядюшка Шорох и шуршавы " , " Златоборье " , - рассказали в Издательском совете, сообщает РИА " Новости " . " Также среди популярных форматов: книги-путеводители, экскурсии для детей, например, " Прогулка по Китай-городу со Львом и Единорогом " , и " Я открываю храм " - рассказы об основах православной веры " , - добавили в Издательском совете, отметив, что детям такие книги часто покупают бабушки и дедушки, которые вместе с ними читают и приходят в храм. В издательстве Московской Патриархии рассказали РИА " Новости " , что могут порекомендовать много книг из своей продукции: от детских календарей до сборников стихов. " Есть много раскрасок для детей, они сопровождаются кратким текстом про праздник или святого. В серии " Патриарх- детям " - православные календари школьника, которые призваны сориентировать ребенка в системе церковных праздников, постов. В календаре ребенок может записать, например, расписание занятий " , - рассказала РИА Новости редактор редакции Духовно-просветительской и детской литературы издательства Московской патриархии Наталья Мамлина. Для дошкольников в издательстве предложили серию " Дедушкины сказки и истории " - это переиздание с новыми иллюстрациями классических сказок - " Три медведя " , " Теремок " , " Репка " , " которые ненавязчиво учат детей добру " , уточила она. Среди самых любимых читателями книг издательства она упомянула " Удивительные истории маленького ежика " авторства монаха Лазаря (Афанасьева), которые переиздаются уже 10 лет.

http://radonezh.ru/2024/04/02/v-russkoy-...

Духовенство и прихожане подворья Русской Православной Церкви в Софии приняли участие в праздновании 70-летия Великой Победы 12 мая 2015 г. 16:20 Духовенство и прихожане подворья Русской Православной Церкви в столице Болгарии поздравили с праздником Победы ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, проживающих в этой стране. Накануне славного праздника ветеранам были вручены памятные подарки с пожеланием доброго здоровья и многих лет жизни. 8 мая 2015 года настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) и секретарь подворья иеромонах Зотик (Гаевский) приняли участие в торжественном приеме в посольстве Российской Федерации. На приеме, посвященном 70-летию Победы над фашизмом, присутствовали Святейший Патриарх Болгарский Неофит , митрополит Видинский Дометиан, епископ Браницкий Григорий, главный секретарь Священного Синода архимандрит Герасим, протосингел Софийской митрополии ставрофорный священноэконом Ангел Ангелов, глава Царского Дома Болгарии Симеон Сакскобургготский, вице-премьер правительства Болгарии Ивайло Калфин, председатель Болгарской социалистической партии Михаил Миков, представители дипломатического корпуса, общественных и культурных организаций Болгарии. Торжественное мероприятие завершилось салютом в честь Великой Победы. 9 мая, когда в Болгарии отмечали праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, Патриаршее подворье в Софии отметило свой престольный праздник. По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Божественную литургию в день престольного торжества и 70-летия Великой Победы возглавил митрополит Видинский Дометиан в сослужении настоятеля подворья архимандрита Филиппа, представителя Румынской Православной Церкви ставрофорного священноэконома Нелуца Опря, клириков Софийской митрополии архимандрита Феофана и архимандрита Афанасия, ставрофорного священноэконома Симеона, иеромонаха Зотика, иерея Димитрия и диакона Ивана Иванова, доцента Богословского факультета Софийского университета имени святителя Климента Охридского.

http://patriarchia.ru/db/text/4077302.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Парастас (от греч. παρστσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то ) или Великая панихида – заупокойная  Всенощная – великая  панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу). Что означает термин «парастас»? Парастас – слово из греческого языка. Существительное παρστασις происходит от глагола παρστημι — «ставить рядом, устанавливать возле, приближаться». Соответственно, «парастас» — пред-стояние, стояние возле, то, что окружает. Литургический смысл термина предполагает стояние пред Богом  с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то. Встречается ли термин в Священном Писании? Глагол παρστημι употребляется в греческой Библии 135 раз. В качестве примера приведем такой стих: Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий ( παρεστηκς) пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие ( Лк.1:19 ). Однако существительное «парастас» встречается всего 1 раз: И пришел Афиновий, друг царя, в Иерусалим, и когда увидел славу Симона и сокровищницу с золотою и серебряною утварью и окружающее (παρστασιν) великолепие, то изумился и объявил ему слова царя. (1Макк.15:32) Какое богослужение называется парастасом? Парастас или Великая панихида в своем изначальном смысле появился в XVII веке в западнорусских (украинских и белорусских землях). Этим термином обозначалось расширенное заупокойное богослужение, которое отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на нём поются непорочны (17-ая  кафизма ) и полный канон  «Яко по суху» (помещен в Октоихе , глас 8, в субботу). Такая служба может быть совершена в церкви в нарочитые дни памяти почитаемых людей; также парастас можно совершать дома мирским чином в поминальные дни (3й, 9й, 40й и проч.). Но ведь существуют и другие значения данного термина? Да, и таких альтернативных значения два. Во-первых, есть последование заупокойного всенощного бдения, которое печаталось в XIX веке в отдельных книжицах; подобные книги переиздаются и сейчас. Это последование называется «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему». Как указывает священноисповедник XX века Афанасий (Сахаров) , эта служба не входит в число уставных и потому «при желании совершить непременно заупокойное всенощное бдение по означенному чину, оно может быть совершено в доме, в усыпальнице, на могиле или в храме, но только не во время, положенное для уставного богослужения».

http://azbyka.ru/parastas

Старец Тихон Афонский – духовный наставник преподобного Паисия Святогорца Иеромонах Афанасий (Иванов) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Доклад иеромонаха Афанасия (Иванова), произнесенный на монашеской конференции в Иоанно-Богословском мужском монастыре г. Рязани, 16 мая 2016 года. Родился иеромонах Тихон (в миру Тимофей Павлович Голенков) в 1884 году в русском селе Новая Михайловка, располагавшемся тогда на территории современной Волгоградской области. Он обошел около 200 русских монастырей, побывал на Синае и в Палестине и в 1908 году в возрасте 24 лет пришел на Святую Гору Афон. Старец Тихон проявил себя как строгий, даже суровый, аскет, возлюбивший небеса ... Во время молитвы он обильно ронял к ногам Распятого свои слезы. Спал он на досках, носил заштопанную одежду, водил дружбу с горными зверями. Он сам выкопал себе могилу: смерти не боялся и постоянно славил Бога. Его облик был как будто не от мира сего: просветленным, мирным, радостным и благодушным. Предвидя свою кончину, он ожидал ее без страха. Земной ангел, небесный человек. О нем писали многие и много, и, хотя глубины его сердечной сокровищницы остались скрытыми для нас, они доподлинно ведомы сердцеведцу Богу. Одним из многих биографов отца Тихона является также иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, а ныне карейский старец из келлии Честнаго Креста монастыря Симонопетра. Отец Агафангел вспоминает о благорасположенности и любви к людям отца Тихона, о его горячей молитве с поминанием тысяч живых и усопших, постоянных слезах, приносящих радость, о его чудесном подвижничестве. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную Литургию, Священное Писание и святых отцов. Приведем почти полностью жизнеописание отца Тихона, написанное старцем Агафангелом: «Родители отца Тихона были благочестивыми людьми. Они сохранили знаменитое русское благочестие прошлого века. Старец говорил о своей матери, что она была святой женщиной. В среду и пятницу ничего не вкушала, все свое время посвящала молитве, и из ее глаз непрестанно текли слезы. Сам он тоже имел дар слез. Слезы были его ежедневной пищей. Он верил, что слезы есть знак Божественной милости и что с их помощью омывается душа.

http://pravoslavie.ru/93561.html

Уязвимые и бедные, чья надежда – только на Бога Об успехах и трудностях православной миссии в Африке Епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий Недавно тяжко заболел епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий (в миру Амос Акунда Масаба), известный африканский миссионер Александрийского Патриархата. В настоящее время он находится в отделении реанимации больницы святого Винсента (Викентия) города Вустер штата Массачусетс. Новость быстро разошлась по социальным сетям, и многие верующие вознесли молитвы и поделились историями, связанными с владыкой Афанасием, которого они любят за подвижническую жизнь. Ангел Карадаков, создатель одного из самых популярных болгарских православных сайтов «Dobrotuliubie» , взял у Его Преосвященства данное краткое интервью прямо перед самой болезнью иерарха. Епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий (в центре) – Ваше Преосвященство, как давно вы являетесь членом Александрийской Православной Церкви? Вы живете в Кении всю свою жизнь? – Я нахожусь в лоне Александрийской Православной Церкви с 8 лет – почти всю свою сознательную жизнь. Сейчас мне 47 лет. После Кении поехал учиться в православную духовную семинарию в честь Святого Креста города Бостон (штат Массачусетс). До этого я уже служил диаконом. После четырехлетнего пребывания в США покойный Патриарх Петр VII отправил меня начать новую миссию среди африканцев в ЮАР. Там я прослужил 14 лет, а затем нынешний Предстоятель Александрийской Православной Церкви позвал меня в Кению, где я два месяца преподавал в православной семинарии, а затем был хиротонисан во епископа. В ЮАР я близко общался с сербской православной общиной в Йоханнесбурге, поэтому много знаю о Сербии и поддерживаю с некоторыми сербами тесные связи. Я также был в Греции, где посещал монастыри – особенно мне дорог монастырь Богородицы в Перистери, где я являюсь членом братства. В Кении проживает миллион православных христиан – Ведете ли вы все это время статистику, сколько людей приняли Православие и как много действует православных приходов и монастырей не только в Кении, но и во всей Африке?

http://pravoslavie.ru/117849.html

«Христианину подобает озвучивать одно суждение – суждение Церкви» Беседа с архимандритом Иринеем (Стинбергом) Джесси Доминик Архимандрит Ириней – ректор православного института Кирилла и Афанасия в Сан-Франциско и клирик Русской Православной Церкви Заграницей – посетил Сретенский монастырь и дал интервью порталу Православие.Ru . Отец Ириней, преподаватель патристики и истории ранней Церкви, известен также как создатель интернет-форума «Monachos», посвященного изучению православного предания отцов и монашеского наследия, а также ведущий подкаста «Слово святых отцов» на «Ancient Faith Radio» . О правильном понимании антропологии, трансгендерных преображениях как отголоске гностицизма, праве говорить от имени Церкви, отношениях с инославными и браках с атеистами, уроках Церкви Русской и Церкви в Америке, проповеди жизнью и проповеди словом, – беседа с отцом Иринеем. Архимандрит Ириней (Стинберг) в Сретенском монастыре      – Отец Ириней, большая часть ваших статей и работ посвящена отцам Церкви, и прежде всего антропологии. Что привело вас к этим темам? И что православное понятие о человеке говорит нам, живущим в XXI веке? – Я полагаю, что, во-первых, в этой теме меня заинтересовала реальность человеческой личности. Мне нравится возвышенность некоторых богословских дискуссий: о метафизике Тринитарных взаимоотношений и подобном. Это очень интересно и полезно в некоторых случаях. Ведь в конце концов мы – это плоть и кровь. Я сажусь, кладу ручку, опускаю взгляд и вижу: руки с линиями на них, морщины. Я – это конкретное существо. Что нам делать с этим? Евангелие всегда производило на меня сильное впечатление своей материальностью. Христос воплотился, исцелял наложением грязи, помазывал водой – и зрение людей восстанавливалось. Конкретная вещественность Евангелия и меня как личности – все это сподвигнуло к желанию понять: что такое личность? И потом мы слышим эти замечательные слова Писания: «Умалил еси его малым чим от ангел… Что есть человек, яко помниши его?» (Пс. 8: 4, 5). Эти вопросы очень волновали меня, даже когда я был значительно моложе. Я захотел знать ответы, и я до сих пор с верой ищу подходы к ответам.

http://pravoslavie.ru/88262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Бочкарёвы в кругу наставников поморской общины г. Сызрани. Сидят слева Бочкарёвы Архип Афанасьевич и Александр Архипович. Стоит справа Федор Архипович. Фотография. Ок. 1885 г. (Частное собрание) Бочкарёвы в кругу наставников поморской общины г. Сызрани. Сидят слева Бочкарёвы Архип Афанасьевич и Александр Архипович. Стоит справа Федор Архипович. Фотография. Ок. 1885 г. (Частное собрание) семья иконописцев из г. Сызрани Симбирской губ. (совр. Самарская обл.), представители к-рой работали в XIX - 1-й пол. XX в.; согласно архивным данным, с нач. XIX в. принадлежали старообрядческой среде поморцев брачного согласия. Архип Афанасьевич (1832 - ?), получил навыки иконописания в мастерской сызранского потомственного иконописца и духовного наставника поморской общины Д. В. Попова (Порфирова). В нояб. 1865 г. женился на дочери Попова Александре. Александр Архипович Ангел Хранитель и избранные святые в молении. Икона. 1895 г. Иконописец Александр Бочкарёв (Частное собрание) Ангел Хранитель и избранные святые в молении. Икона. 1895 г. Иконописец Александр Бочкарёв (Частное собрание) (15.01.1866, Сызрань - 31.05.1934, там же), старший сын Архипа Афанасьевича, наиболее известный иконописец из рода Б. В 1896 г. был награжден Похвальным листом Нижегородской ярмарки, 9 сент. 1902 г. на Сызранской сельскохозяйственной и кустарной выставке были также отмечены 2 его иконы. Из сохранившейся «памятной книги» иконописца за 1889 г. известно, что иконы греч. письма с клеймом мастера: «Иконописец А. А. Бочкарев в Сызрани» заказывались в большом количестве старообрядцами Самары, Хвалынска, Саратова, Кузнецка, Н. Новгорода, Оренбурга. Все иконы написаны темперными красками по золоту, имеют ковчег, нек-рые исполнены на кипарисовых досках. В 1929 г. Александр Архипович был арестован по ложному обвинению и сослан на временное поселение в Архангельскую губ., с. Холмогоры. Скончался вскоре после своего возвращения из ссылки. В справке о смерти, в графе род занятий значилось: «живописец в фотоартели при мастерских ИЗО».

http://pravenc.ru/text/153281.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Со святыми упокой... Последние стихи 09.03.2015 2069 Время на чтение 7 минут 7 марта, в субботу, в монастыре Оптина Пустынь после ранней заупокойной Литургии состоялось отпевание монаха Лазаря (Афанасьева) . Отпевание возглавил скитоначальник игумен Тихон. Оптинский постриженник, монах Лазарь, был погребен на монастырском кладбище рядом с могилами убиенных оптинских насельников иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, жития которых он написал. После похорон состоялась поминальная трапеза в Иоанно-Предтеченском скиту, за которой читались стихи почившего монаха Лазаря, в том числе напечатанные в только что вышедшем номере журнала «Фома». Мы предлагаем вниманию читателей последние стихи отца Лазаря, присланные нам в редакцию его келейницей, филологом Наталией Ефимовной Афанасьевой. Заходит солнце и по полкам книг Скользят его лучи, - как бы привет прощальный, - Мне по душе спокойный этот миг, И даже то, что он чуть-чуть печальный. Хранитель Ангел мой невидимо со мной, Я за молитву, - он со мною рядом, - И два раба - небесный и земной - Устремлены душевным к Богу взглядом. Безгрешен Ангел. Я... что говорить? А если бы не он, то было б много хуже... Оставь он Бога за меня молить - Быть мне в геенских пламени и стуже. Закат... Лучи уже не золото, а медь, Темнеет небо... Ночь уж на пороге... Из нас кто не боится умереть? Но вера места не дает тревоге. Друзья, родные - многие уж там! А мip всё холоднее и жесточе... Вот солнце и зашло... Что принесешь ты нам, День, возсиявший после этой ночи? 30 июля 2013 Заволжье Аверьян, Василиск, Емельян и Степан, - Это предки мои из заволжских крестьян, - Там, где жили они, той деревни уж нет, А ведь в ней родились и отец мой и дед. Лес был дикий - иди и молитву твори... А в нем были озёра и монастыри, Прихотливые речки таились во тьме, Устремляясь с журчаньем к реке Костроме. Сколько здесь в старину подвизалось святых, - Край заволжский овеян молитвами их. Где-нибудь возле озера или реки Кельи ставили Сергия ученики.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/09/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Метеорский. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня (Великие Метеоры). 1552 г. Прп. Иоасаф Метеорский. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня (Великие Метеоры). 1552 г. [в миру Иоанн Урош; греч. Ιωσαφ; серб. Joacaф] (ок. 1349/50-1422/23 или 24.02.1423), прп. (пам. греч., серб. 20 апр.), 2-й ктитор Большого Метеорского монастыря . Последний представитель династии Неманичей , потомок визант. императоров и эпирских деспотов, от которых унаследовал родовое имя Палеологов и Дук-Ангелов-Комнинов. Сын правителя Эпира и Фессалии Симеона Уроша (младшего сына серб. кор. Стефана Уроша III Дечанского от брака с Марией Палеологиной) и Фомаиды Орсини (дочери эпирского деспота Иоанна II Орсини и Анны Палеологины). Деспот Симеон Урош покровительствовал Метеорским мон-рям . В 1359/60 г. Иоанн Урош был провозглашен соправителем отца, а после его смерти ок. 1370 г. стал правителем Фессалии. В кон. 1372 или в 1-й пол. 1373 г. он принял постриг в Большом Метеорском мон-ре, передав власть кесарю Алексею Ангелу Филантропину. Это событие датируется исходя из содержания документов: в 2 простагмах (нояб. 1372) своему духовному отцу, проту Стагийского скита Нилу, И. еще фигурирует как светский правитель, а из вкладной грамоты мон. Феодулы Котеанидзены в Большой Метеорский монастырь следует, что в июне 1373 г. у власти уже находился Алексей Ангел Филантропин. Согласно Житию прп. Афанасия Метеорского, этот святой незадолго до смерти пожелал передать управление основанным им мон-рем И. Однако по неизвестной причине И. отправился в Фессалонику и на Св. Гору (1379/80). Вскоре после смерти прп. Афанасия Метеорского И. вернулся в Большой Метеорский мон-рь и принял на себя управление монашеской общиной. В дек. 1384 - янв. 1385 г. И. совершил путешествие в Янину в связи с убийством мужа его сестры Марии, янинского деспота Фомы Прелюбовича, и со вступлением во 2-й брак Марии с флорентийцем Эсавом Буондельмонте. Сохранилось письмо Марии к И. (1386) относительно драгоценностей, переданных ей Большому Метеорскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/578046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАКИ [Ераки; греч. Γερκι], г. на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры), к юго-востоку от Спарты, в к-ром сосредоточено значительное число визант. памятников; название происходит от знатного визант. рода Иераков. В нач. XIII в., во время правления франков на Пелопоннесе, Г. стал одним из 12 баронств Морейского деспотата. В 1210 г. франц. рыцарь Гвидо де Нивеле построил на горе над Г. крепость, ставшую в XIII в. стратегическим пунктом на дороге между Мистрой и Монемвасией. В крепости находятся визант. церкви Богоявления (XIII в.), св. Таксиархов (XIII, XV вв.), вмч. Георгия (XIV в.), св. Параскевы (XV в.), Божией Матери «Живоносный Источник» (XV в.), прор. Илии (XV в.). К визант. постройкам в городе относится ряд храмов XII-XIV вв., построенных из камня и плинфы. Эти храмы, как правило, включают фрагменты ранних сооружений. Церковь Евангелистрии Церковь Евангелистрии. XII в. Церковь Евангелистрии. XII в. (XII в.) - 4-столпная, типа вписанного креста. Особенностью храма является увеличенный купол на 8-гранном барабане, в к-ром изначально было 8 окон (часть заложена), существующие окна в стенах растесаны позднее. Рукава планового креста перекрыты 2-скатными кровлями; над зап. рукавом возвышается звонница. Храм был расписан трижды, но каждый раз не полностью. Первоначальный ансамбль фресок большинство исследователей относят к XII в. В куполе - поясное изображение Господа Вседержителя; необычно написание монограммы IC XC, буквы к-рой развернуты на 90° относительно лика. Вокруг фигуры Спасителя - орнаментальный пояс, ниже - изображения небесных сил: ангелов, тетраморфов и серафимов, поклоняющихся Этимасии. В барабане в простенках - ростовые фигуры пророков. В парусах помещены изображения евангелистов (образ ап. Матфея не сохр.). В конхе апсиды - Богоматерь Платитера, ниже - 4 святителя. Каменная алтарная преграда, построенная в то же время, что и храм, расписана с 2 сторон: на обращенной в алтарь - 2 святителя, один из к-рых - Афанасий Великий; на обращенной в наос - Богоматерь и арх. Михаил (слева), Иисус Христос и св. Иоанн Предтеча, ангел пустыни (справа); под слоем XV в. сохранились фрагменты ранней росписи.

http://pravenc.ru/text/164513.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010