Стараясь уничтожить народную веру в зооморфическую и антропоморфическую олицетворенность сил, стихий и явлений природы, церковные учители внушили народу, на основании греко-восточного христианского мировоззрения, что над каждой стихией, над каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов. Так в церквах русских с XI века читалось народу толкование Епифания Кипрского на книгу бытия, где подробно раскрывается мысль, что ангелы приставлены управлять стихиями и явлениями природы. Толкование это, особенно то место из него, где говорится об ангелах грома, молнии, ветра и проч., переписывалось в многочисленных сборниках и занесено было в такие сборники, которые преимущественно или даже исключительно наполнены статьями народного чтения. Так, например, читаем в Солов. Сборн. под « Епифания Кипрского архиепископа сказание, как Бог сотвори от начала до седьмого дни: в первый день небеса вышняя и землю и воду, от них же есть снег и град, и лед, и роса, и дух, и служащии пред ними суть сии ангелы: ангел духом и буре, ангел облаком и мгле и снегу, ангел студени и зною, и зиме, и осени, и всем духом, ангел земли, тьме» и проч. 3 Мысль эта, развитая учителями греко-восточными и сообщенная в их творениях славяно-русской церковной письменности, с самых первых веков стала догматом для наших книжников. Уже летописец Нестор с полной верой записал в своей летописи следующее событие, и по поводу его высказал свое убеждение в действительности присутствия ангелов в природе: «в лето 6618 было знамение в печерском монастыре в 11 день февраля месяца: явился столп огненный от земли до небеси и молния осветила всю землю и в небеси гром погремел в первый час ночи, и весь мир видел: а столп этот сперва стал на трапезнице каменной, такчто не видно было креста, и постояв мало, спустился на церковь и стал над гробом Феодосьевым, и потом ступил на верх как бы к востоку лицом, и потом невидим был. А это был не огненный столп, ни огонь, но вид ангельский: ибо ангел так является, иногда столпом огненным, иногда же пламенем, как сказал Давид: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь пламен, и посылаются они повелением божиим, куда хочет Владыка и Творец всех ангелов и человеков: ибо ангел приходит, где добрые места и молитвенные домы, то огненным образом, то столпом, то другим видением, как можно видеть людям: ибо нельзя людям зреть естества ангельского, как и Моисей великий не возмог видеть ангельского естества, ибо водил их днем столп облачный, а ночью столп огненный: то это не столп водил их, но ангел шел перед ними ночью и днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Валент вышел и, увидев множество духов со светильниками на расстоянии около стадии, пал и поклонился антихристу. Обольщенный до того простер свое безумие, что, придя на другой день в церковь , сказал при всей братии: «Я не имею нужды в приобщении — сегодня я видел Христа». Тогда святые отцы связали его цепями и в течение года вылечили, истребив гордость его молитвами, разнообразным унижением и суровой жизнью, как говорится, врачуя противное противным. игумен Марк (Лозинский) “Отечник Проповедника” Святитель Афанасий Великий . Из жития преп. Антония Великого Однажды, святому Антонию Великому, — явился демон с многочисленным сопровождением, он был весьма высокого роста и осмелился сказать: я — Божья сила, я — Промысл; чего хочешь, все дарую тебе. Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его и, как показалось, ударил, и при имени Христовом тотчас исчез этот великан со всеми его демонами. святитель Афанасий Великий “Житие преп. Антония Великого” Архимандрит Клеопа (Илие) . Рассказ о одном ложном видении К одному монаху вечерами, когда он уже ложился спать, заходил в келью ангел, сиявший так ярко, что слепил ему глаза. И вместе с ним появлялось приятное благоухание, чтобы тот подумал, что он от Духа Святого. И не подстрекал его ангел ни на что плохое, а только говорил: – Вставай, раб Божий, на молитву и на правило свое! А тот отвечал ему: – Я уже совершил свою молитву. Но ангел говорил: – Нет. Ты помолись еще. – Но я уже совершил свое правило. А ангел повторял: – Ты что, не знаешь, что говорит апостол Павел? «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 )! И когда тот хотел прилечь, он его снова поднимал. А человек, если не он поспит, то бывает в смятении. Но не дает ему никак ангел отдохнуть. И будил он его так целых три месяца подряд. А монах тот думал: «Ну как же мне не молиться, если приходит сам ангел Божий? Да и апостол Павел именно так и говорит!» И волнуясь так, он совсем ослаб и занемог. И вот встречает он одного старого исихаста, ведь в пустыне Египетской подвизались тогда тысячи отшельников, учеников святого Антония Великого . Старец видит его таким тщедушным и неспокойным и говорит ему:

http://azbyka.ru/dyavol-pod-vidom-hrista

Иначе обстоит дело с загадочными библейскими теофаниями: явлениями ветхозаветным праведникам и пророкам Самого Бога в ангельском облике. Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ан­гела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще св. Иустин Философ видел в являв­шемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии " О небесной иерархии " , автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что " Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис 9:6), ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам " . Святитель Московский Филарет отмечает, что " лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела " . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец (Быт 16:7-14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака - и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает, Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире " Господь усмотрит " . Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений - его потомков (Быт 22:11-18)... В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ан­гела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще св. Иустин Философ видел в являв­шемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии “О небесной иерархии”, автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что “Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис 9:6) 3 , ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам” 4 . Святитель Московский Филарет отмечает, что “лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела” 5 . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец (Быт 16:7–14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака — и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает, Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире ‘Господь усмотрит’. Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений — его потомков (Быт 22:11–18)… В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков. Этот Противник называется на страницах библейских книг то Богом (Быт 32:28; Ос 12:3), то Ангелом (Ос 12:4). По окончании же борьбы Иаков сам вопрошает “Побежденного” им о Его имени, но тот лишь отвечает: “на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно” (Быт 32:29), а затем благословляет богоборца.

http://pravmir.ru/nebo-i-zemlya-angel-i-...

Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ангела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще святой Иустин Философ видел в являвшемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский , Тертуллиан , святитель Афанасий Великий , святитель Иоанн Златоуст , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии «О небесной иерархии», автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что «...Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом Великого Совета ( Ис. 9:6 ) 28 ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам» 29 . Святитель Московский Филарет отмечает, что «...лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела» 30 . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры, Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец ( Быт. 16:7–14 ). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака – и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире «Господь усмотрит». Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений – его потомков ( Быт. 22:11–18 ). В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков. Этот Противник называется на страницах библейских книг то Богом ( Быт. 32:28 ; Ос. 12:3 ), то Ангелом ( Ос. 12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Преп. Афанасий просил игумена дозволить ему в седмицу раз принимать пищу; но он велел ему принимать ее в третий день; а чрез четыре года, когда он стал совершен и избрал уединенное житие, игумен назначил ему вкушать чрез день хлеб и соль. Бес препятствует в постройке церкви Преп. Афанасий строил церковь в честь Иоанна Предтечи; – диавол, завидуя этому, устроил препятствие: у строителей оцепеневали руки и делались совершенно недвижимы, так что и к устам их придвинуть не могли; преп. Афанасий помолился Богу – и отогнал кознь диавольскую. Различные даются дарования молящимся во храме Один инок Матфей видел Пресвятую Деву Марию, входящую в церковь ; впереди ее шел один ангел co свечею, а другой позади; – обходя братию, они раздавали златницы или дарования: на клиросе поющим дано по одной златнице, а стоящим по прочим местам, внутри церкви, по двенадцати серебряных монет; а которые стояли на паперти – тем по шести серебряных монет, а некоторым из достойнейших по шести златниц давали; следовательно – с большим усердием и вниманием молящимся дается более дарований. Устроение монастырей неприятно диаволу Диавол вооружил простых старцев против преп. Афанасия, будто бы он разоряет древние законы на Афоне, здания строит дорогие, пристанища новые, источники ископал, волов завел, виноградники насадил и сделал гору мирским селением; – и они об этом жаловались царю, хотя ничего не успели в этом; потом явились демоны и наполнили в виде многочисленных муринов все горы и леса, но преп. Афанасий всех их жезлом побил и разогнал. Осуждение брата влечет за собою падения и грех Однажды Павел, видя падение брата и кроткое обличение преп. Афанасия, укорил и согрешившего и обличавшего кроткого начальника. «Смотри на свои грехи, а не на грехи братий“. – сказал преп. Афанасий, – и вскоре, по попущению Божию, Павел возжегся блудною похотью, – и только по молитве преп. Афанасия ощутил некоторый холод, угасивший похоть. 6. Преп. Сисой великий Смирением воскрешаются мертвые В житии преп. Сисоя написано, что он чрез свое смиренномудрие такую получил от Бога благодать, что воскрешал мертвых. Так он воскресил мертвого отрока, которого отец, падший к ногам старца положил пред преподобным. Думая, что мертвый отрок, по выходе отца, ожидает благословения, старец сказал: «встань, чадо, и иди отсюда,» – и мертвый воскрес. Срок краткий для покояния

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

В СВОЕ ВРЕМЯ МЕНЯ ПОРАЗИЛО, ЧТО В КИПРСКОМ ГОРОДЕ ЛИМАССОЛЕ МИТРОПОЛИТ АФАНАСИЙ ЕЖЕДНЕВНО ПЯТЬ РАЗ В ДЕНЬ ОБЩАЕТСЯ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО РАДИО. Последняя его встреча проходит с 11 до 12 ночи, причем это час прямого эфира. Архиерей отвечает на самые каверзные вопросы молодежи. Удивительный поступок, сродни подвигу. Митрополит вовсе не обязан по радио выступать, его дело управлять епархией, рукополагать священство. Митрополит Лимассольский Афанасий к тому же смелый человек, он не стесняется, например, делать для детей комиксы. У нынешнего молодого поколения фрагментарное, клиповое сознание, они с трудом воспринимают большие тексты. Им предлагают комиксы – не карикатурные, а благочестивые, где излагается и суть монастыря, и смысл монашества, и основы веры. Я думаю, что у нас это вызвало бы большие споры, но тем не менее такого рода схемы должны обсуждаться собором. Какую продукцию выпускать для детей и для молодежи? Фестиваль доброго кино в Православной гимназии во имя св. Александра Невского (Нижний Новгород) Или другая тема – различные современные молодежные движения – это же разновидность сект. Молодых людей, которые в них участвовали, приходится фактически реанимировать. А как реабилитировать подсевших, как говорят, на компьютер детей, впавших в тяжелую информационную зависимость? У Бога все возможно. Всего лишь первые 30 лет прошло с начала Чтений. Это часть времени странствия евреев (40 лет) по пути из египетского плена. Еще лет 10, наверное, минует, а потом Рождественские чтения войдут в Землю обетованную… Игумен Киприан - родоначальник и первый директор Международных Рождественских Образовательных чтений «Лучезарный Ангел» прилетел – В 2023 г. проходит юбилейный XX Международный благотворительный кинофестиваль доброго кино «Лучезарный Ангел» – еще одно ваше детище, ваша идея. Как она возникла? – Меня в свое время возмутило, что телевидение транслирует фильмы, которые разлагают человека. Ленты, которые крутят в кинопрокате, обладают ореолом привлекательности греха. И я задумался: а может ли кинематограф быть добродетельным? Есть добро, есть зло, добро борется со злом. И добро может победить. Или человек может выиграть, если выберет между меньшим добром и большим. Что бы он ни выбрал – все равно это полезно и для Бога, и для него, и для людей.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/12/70leti...

Более всего в начале IV века развитие этой точки зрения на ветхозаветные богоявления послужили знаменитый историк церковный Евсевий 22 и св. Афанасий Великий 23 . Василий Великий , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Иларий, Кирилл Иерусалимский , Григорий Нисский , Григорий Назианзин , Исидор Пелусиот , Лев Великий , Кассиан, проводя тот же взгляд, обыкновенно именуют Сына Божия ангелом великого совета 24 , как посредника всех ветхозаветных богоявлений, и признают, что именем Ангел Иеговы в древнейших ветхозаветных книгах называлось тоже Вечное Слово Божие, которое позднее в Ветхом Завете именуется Премудростью Божию 25 . Но на ряду со столь распространенным и первоначальным пониманием Ангела Иеговы в христианской церкви довольно рано возникает и иное, отличное от него, по которому являлся во времена патриархов и Моисея не Сын Божеский, а один из тварных ангелов, только представлявший Божество на земле и потому действовавший с авторитетом и полномочиями божественными. Это мнение находят (Генгстенберг, Трип) уже у Оригена , который в гомилии на 3 гл. Исхода замечает: ν δ Θες κε ν τω γγλω θεωρομενος. 26 Но с особенною подробностью развил его бл. Августин с целью отстранить ложные выводы ариан, (о неравенстве природы и достоинства Сына с Отцом), делавшиеся ими из первого понимания отношения 2-го лица Пресвятой Троицы к ветхозаветными богоявлениям. Почитая это понимание благочестивыми, бл. Августин сам однако понимает ветхозаветные богоявления в смысле простых манифестаций Божества, и в отношении Ангела Иеговы переходить на сторону того мнения Оригена (отчасти замечаемого и у Григория Нисского ), что Он – тварный ангел, в котором Бог только действовал силою Своею, как в пророках и апостолах 27 ; Сын столь же невидим, сколько и Отец, притом действия лиц Пресвятой Троицы нераздельны. Следовательно, можно говорить лишь о манифестации Божества вообще, и не per se, a per angelum personam Dei gestantem. Мнение бл. Августина, проводимое им, с большою последовательностью, разделяют бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010