Ответным эхом надежды и веры на слова А. Дугина звучит рассказ другого учёного - филолога, московского писателя Владимира Воропаева, опубликованный под рубрикой «Памятослов». Статья «Хранитель Ангел мой невидимо со мной...» посвящена памяти (+05.03.2015 г.) монаха Лазаря (Виктора Васильевича Афанасьева), старейшего русского писателя, поэта, прозаика, литературоведа, автора более пятидесяти книг. В одном из своих последних стихотворений ( 2013 г.) он писал: «Хранитель Ангел мой невидимо со мной, - Я за молитву - он со мною рядом, - И два раба - небесный и земной - Устремлены душевным к Богу взглядом». Созвучны рассказу о жизни и литературном творчестве монаха Лазаря «Воспоминания о протоиерее Борисе Николаевском его духовных чад», опубликованные под рубрикой «Наследие». В предыдущих номерах журнала рассказывалось об этом незабываемом пастыре, публиковались многие страницы его духовного наследия. Под рубрикой «Лествица» читатель найдёт очерк постоянного автора «Родной Ладоги» писателя из Нижнего Новгорода Валерия Сдобнякова «Жизнь и служение Митрополита Вениамина (Федченкова) - к 135-летию замечательного русского духовного писателя. Линия журнала на популяризацию литературного творчества русского духовенства становится всё заметнее неслучайно. Это направление, по мнению редакции, является важной составляющей культурно - просветительской деятельности издания, т.к. вызывает интерес у значительной части читательской аудитории «Родной Ладоги», и в большей мере - среди профессиональных писателей. Приведём еще пример. В разделе «Проза» среди других материалов публикуется отрывок из повести «Страсти по Иоанну» писателя из Адыгеи Олега Селедцова «Добрый пастырь из Кронштадта», - к 25-летию всероссийского прославления в лике святых о.Иоанна Кронштадтского. «Страсти по Иоанну» - автобиографическая история, рассказ о воцерковлении автора произведения, написанного от первого лица... Вот ещё один интересный пример. Под рубрикой «Точка зрения» редакция предоставила несколько страниц молодому священнику Евгению Морозову (г. Москва ), набирающему литературный опыт в «Родной Ладоге». Чем не школа для будущего духовного писателя, находящегося в литературной среде, где публикуются многоопытные пастыри - члены Союза писателей России..Например, в этом же номере под рубрикой «Лествица» находим главы из романа «Становящийся смысл» члена Союза писателей России, прозаика и поэта из г. Липецка - протоиерея Геннадия Рязанцева (Седогина).

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/31/...

Также тесно связаны со Христом голубь, телец и лев. Голубь, как и агнец, тоже пронизывает всё Священное Писание как устойчивый символ Духа Святого – от повествования о Ноевом ковчеге до событий Богоявления. Телец с ветхозаветных времен прочно ассоциировался с жертвой Богу. Но самый яркий и огненосный символ Христов во Славе Его – конечно, царственный лев. Не только иконописцы, но и многие церковные и светские авторы использовали этот образ в своих трудах и произведениях. Нам с детьми он особенно памятен по «Хроникам Нарнии» К. Льюиса и тому моменту сказки, где приносит себя в жертву ради сына Адама солнечногривый лев Аслан. «С ними золотой орел небесный…» Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря пишет: «Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю было явлено: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» ( Иез.1:10 ). Видение таинственных животных было и  апостолу Иоанну Богослову: «…Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр. 4: 6-7 ). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука – как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн – как победившего смерть и вознесшегося к Богу-Отцу (орел)». Апостолов изображали в виде животных с ранних веков христианства. Первые дошедшие до нас артефакты – это мозаика начала 5 века в Риме и последующие фрески и изображения. “Эволюция” змея

http://azbyka.ru/deti/zhivotnye-na-ikona...

Второе. Мы, монахи, стремились к истокам. У нас не было глубоких корней. Единственное, что было – это наш блаженный святой отец-наставник митрополит Триккский и Стагонский Дионисий, о котором я упоминал в храме. Он время от времени пытался вложить в наши сердца святогорский образ жизни. Особенно когда мы после обеда приходили в митрополию и оставались наедине с ним. Не расставаясь со своими четками, он с простотой малого дитяти начинал говорить нам дивные речи. Мы стремились к корням. Их у нас не было. Мы желали отыскать древние традиции. Но не было и их. Метеора, как известно, – отпрыск Афонской Горы. Монах Афонской Горы святой Афанасий Метеорский 7 перенес святогорское устроение монашеской жизни в тот монастырь, где подвизались мы, – в Болыние Метеоры. Святой царь Иоасаф, Иоанн Уресис Ангел Комнин Дука Палеолог тоже был монахом на Святой Горе и перенес в Метеоры из Ватопеда Устав и сделался игуменом нашего монастыря. Видите, каковы святогорские корни. Но постепенно монашество в прямом смысле было выжито из Метеор. Не оставалось ничего, что могло бы нам напомнить о безмолвии и покое, за единственным исключением. Не смейтесь, пожалуйста, прошу вас, но кроме нашего храма с его дивными росписями и иконами, у нас были еще ястребы, которые с древних времен обитали в Метеорах. Их увидел, придя сюда в XIV веке, святой Афанасий Метеорский. Застали их и мы. Но с внедрением звука и света они покинули Метеоры. И не осталось ничего, ни одного ястреба, который мог бы напомнить о безмолвии. Мы говорили: «Надо бежать». Дети понимали, что нельзя долыле оставаться на Метеорах, и тогда мы невозможное сделали возможным. Понадобились годы сражений. Мы выдержали непонимание и возражения. И, слава Богу, отныне пребываем в месте с тысячелетней традицией, даже двухтысячелетней, ибо нить афонского монашества неотделима от суровой нити всего православного монашества. Третье. Позвольте мне упомянуть то, что, быть может, вам покажется малозначительным, однако для нас это решительно важно. Читая Святых отцов Церкви, мы видели, что все те, кто вел внутреннюю жизнь и имел мистический опыт откровения Бога и обгцения с Ним, пребывал в особом, не сентиментальном, но глубоком сердечном общении с Пресвятой Богородицей, был с Ней связан неразрывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Итак, Ульман не прав, утверждая, что Анзельм развил полнее и связал в целое существовавшие в древней церкви лишь зародыши учения об искуплении, что Анзельм есть творец догмата об искуплении, исповедуемого вселенской Христовой Церковью. Если угодно, он развил полнее существовавшие у Августина лишь зародыши учения об искуплении с юридическим характером. А если так, то взор наш, естественно, вновь обращается на древнюю церковь в благой надежде, что именно она, а не Анзельм Кентерберийский уяснит нам смысл учения об искуплении по духу православной церкви. А для достижения указанной цели попытаемся на основании сделанного нами изложения догмата уяснить себе, как решала древняя церковь существенные вопросы в исследуемом нами догмате, как она выясняла главные его стороны. Единственным побуждением к искуплению древняя церковь ставила безмерную любовь Бога к падшему человечеству, Его бесконечное милосердие и человеколюбие (Св. Афанасий Александрийский , Григорий Нисский , Григорий Богослов и др., в особенности же, св. Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин ). Спасти падшего человека не мог ни человек, ни ангел и вообще никакое тварное существо, так как всякое тварное существо есть часть мира, а часть мира не может спасти целого мира. Сверх того, если бы тварь спасла человека, то диавол, который есть также тварь, непрестанно вел бы брань с таким искупителем, а искупленное человечество лишено было бы возможности обожения чрез тесное единение с природой Искупителя, и, таким образом, по выражению Иринея, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно; и если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. В частности, искупить человека должен был Сын Божий, а не иное какое-либо Лицо Пресвятой Троицы, потому что именно Он и создал человека по Своему образу, а посему воссоздать и обновить в человеке помраченный грехом образ Божий всего приличнее было Тому, Кто Сам есть образ (Бога Отца) и Первообраз для образа Божия в человеке (св. Иустин Мученик , Афанасий Александрийский , Григорий Богослов и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

л. 20 об. Поучение. «Слово Ангела пишуща входящия в церков на молитву». Нач.: «Поп Амоний литургисая в церкви виде Ангела стояща одесную олтаря…» л. 21-24. «Поучение о спасении душевнем. Слово святаго Анастасия». Нач.: «Иже в вере суть христианстей, всякому человеку дается от Бога на сохранение…» л. 24. «Слово святаго Симеона Новаго Богослова». Нач.: «Аще отрещися хощеши и евангельскому житию научитися…» л. 24 об.-25. Поучение. «Святаго Афанасия Александрийскаго». Нач.: «Всякк человек приеми разсуждения от Бога…» л. 25 об.-27 об. «Поучение 6 святаго Дорофея». Нач.: «Ничтоже сице прогневает Бога, и ничто же тако обнажает человека…» л. 27 об.-28. «Слово святаго Иоанна Златоустаго». Нач.: «Чисти будем гнева ибо не живет Дух Святий идеже есть гнев...» л. 28 об. Поучение. «От книги святаго Григория Синаита, глава 13». Нач.: «Се же навик глаголю, яко кроме добродетелей сих инок». л. 29-34 об. Поучение. «Повесть дивна отца Пиора, глава 37». Нач.: «Поведа нам авва Пиор глаголя: яко юну ми сущу, идее старец мой ко отцу Лонгину, поим и мене с собою». л. 35-39. Повести из Патерика. Нач.: «Прииде брат ко старцу и рече ему…» л. 39-43. «Предисловие, святаго Григория Синаита о тричастии души». Нач.: «Душа разделяется на словесное и яростное и на словесное похотное…» л. 43 об.-49 об. «Поучение иже во святых отца нашего Афанасия великаго патриарха Александрийскаго». Нач.: «Возлюбленнии попецемся о спасении нашем яко время сокращено есть прочее…» л. 49 об.-52. Поучение Петра Дамаскина. Нач.: «Рече святый Петр Дамаскин, аще хощеши спастися, бегай от человек и спасешися». л. 52 –55 об. «Слово святаго Иоанна Златоуста». Нач.: «Лепо есть монаху имети в животе своем, паче всего да небрежет имения…» л. 55 об.-59 об. Поучения из Старчества. «Поучения и повести от святых отец». Нач.: «Востав от сна своего, в первое слово прослави Бога усты своими…» л. 60-60 об. Молитвы к Богородице на славянском и греческом языках. Нач.: «Ангел вопияше Благодатней Чистая Дево, радуйся». л. 61.-62. Перечень болгарских святых. «Святии от болгарскаго народа».

http://bogoslov.ru/article/6192471

18 . Проображением Креста было то дерево, к которому Ахиор, воевода Аммонитов, по приказу Олоферна перед градом Ветилуей был связан по рукам и ногам за свидетельство истины ( Иуд. 6 ). 19 . Проображением Креста было то дерево, на котором Моисей вознес змею в пустыне. Об этом Сам Христос, Спаситель наш, говорит: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3, 14 . См. также Чис. 21 ). 20 . Проображением Креста была кровь Агнца во Египте, которой Бог повелел Израильтянам мазать пороги своих домов и оба косяка. Эта кровь, по учению святого Киприана, прообразовала Святой Крест, поскольку мазали сначала над дверями верхний брус, а потом нижний, а также оба косяка ( Исх. 12 ). 21 . Проображением Креста Господня было разделение полков Израилевых в пустыне на четыре части ( Чис. 2 ). Ибо с Востока шли три полка, Иудин, Исахаров, Завулонов. С Запада – три полка, Ефремов, Манассиев и Вениаминов. С юга – три полка, Рувимов, Симеонов, Гадов. С Севера – три полка, Данов, Асиров и Неффалимов. Посреди же шла скиния собрания с ковчегом завета, и священническое племя Левитов. Все это вспоминается в Канон перед постом: «Священно ополчаются люди четверочастные, приходящие как образ свидетельства скинии, крестообразными чинами прославляемой» (Песнь 4). 22 . Проображением Креста Господня были два полена дров, которые женщина вдова собрала в Сарепте Сидонской, чтобы испечь небольшой опреснок ( 3Цар. 17 ). 23 . Буква греческая τ, произносимая как тау и пишущаяся наподобие нашего Твердо, τ, которой Ангел Господень сделал знак людям Божиим на челах их во Иерусалиме, чтобы им избежать подступающей смертельной опасности ( Иез. 9 ). Это вспоминается и в Апокалипсисе. Эта буква τ была прообразованием Креста Господня, которым мы запечатлеваемся в миропомазании и, знаменуясь таким образом, сохраняемся от всякого зла силою Господа нашего, на Кресте пострадавшего ( Гал. 7 ). 24 . Проображением Креста были жезл и посох, о которых Псалмопевец, утешаясь, говорит: Жезл Твой и посох Твой были поддержкою мне ( Пс. 22, 4 ). Святой Афанасий говорит об этом так: «Жезл и посох верным Крест, которым они укрепляются и спасаются». И Евфимий, толкователь, говорит: «Жезл и посох понимай как Крест: состоящий из двух частей, из них посох стоит прямо, и с его помощью восстают лежащие в заблуждении, поперечная же часть именуется жезлом, которым Господь ударяет и сокрушает демонов; обычно тот, кто хочет покрепче ударить, поднимает жезл и, держа его поперечно, наносит удар, чтобы бить побольнее».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

26. Под ним есть другой храм, поменьше большого храма, называемый также Воскресением Христовым, потому что тут впервые явился Христос, воскреснув из мертвых Мироносицам, говоря им: Радуйтесь 2403 . 27. Вокруг большого храма к западу находятся патриаршие келлии, построенные со сводами, как и все дома в Иерусалиме. 28. Близ башни Давидовой на северной стороне, есть запертый дом с железною дверью, которая никогда не отпирается. Тут, говорят, находится оружие, которое было с ними, когда они ночью схватили Христа, и всё оружие стражи. 29. Под башнею Давидовою, у подножия горы во рве есть железная дверь. Отсюда, говорят, потечет огненная река, возьмет грешников из юдоли Плача, поведет их в Мертвое море, в Содом и Гомору, там откроются уста ада и поглотят их: они отстоят от Иерусалима на расстоянии 33 миль. 30. К югу от башни находится Св. Сион, который был в древности престолом Св. Иакова, брата Господня; теперь же он разрушен до основания, имеет только свод Св. алтаря. Там находилась гробница Св. Стефана, дом Св. Иоанна Богослова. Там произошло Успение Пресвятой Богородицы. Там находятся два камня, которые принес ангел с Синайской горы и им поклонилась Царица Мира. Там гробницы Давида и Соломона. Там находилось верхнее помещение, устланное плитами. Там находилось место, где произошло снисхождение Святого Духа на Апостолов, Тайная Вечеря, омовение ног при запертых дверях. Храм этот был очень велик, почти такой же, как Св. София. Латиняне имеют монастырь и называют его Св. Сионом. Есть верхнее помещение и одно они называют Омовением, другое Тайною Вечерью, третье при запертых дверях и прикосновение Фомы. 31. Гефсимания находится от Св. Сиона на расстоянии одной мили и лежит внизу у потока Кедронского. Храм тут тоже большой и дорого стоивший, весь скрытый под землею; и мы сошли вниз по 48 ступеням и ступили на пол храма, устланный плитами, а над полом сооружен Кувуклий, а в Кувуклии находится Гробница Пресвятой Богородицы, сооруженная из белого мрамора перед Св. Престолом. Тут внутри находится и гробница Иоакима и Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

8 . Овцы и волы вся, еще же и скоты польския и проч. Св. Афанасий, в переносном смысле, под овцами разумеет Израильтян, уверовавших во Христа, под полевыми скотами (с Евр.: «полевых зверей») – язычников, под птицами небесными людей, превозносящихся житейским и людей неразумных, но высокомудренных. 9 . С Евр.: «птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями». 10 . Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Поскольку слава имени Христа Спасителя исполнила и небо и всю землю, поскольку и восстановленный благодатию Божиею человек, в лице Спасителя соединенный с Божеством, сподобился великой чести и славы; то Давид, провидев все это пророческим духом, снова в удивлении восклицает: «Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!» И таким образом прилично заканчивает псалом сей теми же словами, коими и начал. 52 О точилех περ τν ληνν-ος – точило, пресс, коим выжимают вино; в Евр: gittoth (от gath) – точила. Но другие читают: gittith и полагают, что это слово означает музыкальный инструмент Гефский т. е. из Гефа, Филистимскаго города, от коего и производят слово: gittith. Vulg. pro torcularibus. Симмах: «победная песнь о точилах». Акила: Победителю о Гетфитиде. У св. Злат. 54 Разрушити καταλσαι – уничтожить, разрушить. Местника κδικητν-ς – мститель, наказатель; но в друг. изд. LXX: τιμορουντα от τιμωρω – заступать, помогать, между прочим, – мстить. Отселе τιμορα означает и помощь и мщение. Vulg. ut destruas ет ultorem – врага и мстителя. 55 Здесь: человек (по-еврейски: енош или енос от: анаш infirmus fuit – был слаб) означает существо слабое, немощное, бедное и т. п. 56 От Ангел. Акила, Симмах, Феодот: «от Бога или пред Богом». Такой смысл дают сему слову Иероним и некоторые западные толковники; но Отцы Церкви держатся LXX-mu. Еврейское слово здесь: элогим означает Бога, Ангелов и земных властителей. См. пс. 96, 7. 137, 1. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

    Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее?    Ответ. Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство, и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть един в Существе, и Троичен в Лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог, именуемый Иегова, свидетельствует устами Пророка: «кому Мя уподобисте», и сравняете и приложисте Мя, и уподобисте Мя, да буду подобен ему (Ис. 46:5)? Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть, и язык изречь Его. Итак, должно сказать с Апостолом: «помышления низлагающе и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» (2 Кор. 10:4-5). Мы твердо веруем, что Бог Отец, сущий от века и в век, и притом ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святаго. Афанасий Великий излагает сие в символе своем пространнее. Веруя таким образом, мы ничего далее не исследуем: потому что исследовать и испытывать Божеское величие запрещает Писание: «вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй. Яже ти повеленна, сия разумевай: несть бо ти потреба тайных. Во избытцех дел твоих не любопытствуй» (Сир. 3:21-23). Довольно для нас, что Священное Писание Ветхого Завета, говоря о едином Боге, показывает нам троичность Лиц: «рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). Еще: «се, Адам быст яко един от Нас» (Быт. 3:22). И еще: «приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго» (Быт. 11:7). То самое ясно показывает и Пророк: «и взываху ин (Ангел) ко иному, и глаголаху: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполн вся земля славы Его» (Ис. 6:3). И Священный Псалмопевец сказал: «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6). О сем многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви.     Вопрос 11. Какие суть свойства Божии?    Ответ.Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, поколику мы можем приобретать познание из Священного Писания и Учителей Церкви, потолику можем и мыслить о них и говорить. И так должно знать, что свойства Божии иныя суть личные, а иные существенные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богородицы Всеблаженной ( παμμακαριστον) сперва женской монастырь, после взятия Царяграда турками патриаршая кафедра (кн. IV, 93). Богородицы Пренепорочной ( παναχρντον) мужской монастырь (IV, 93). Богородицы Всецарицы ( παντσσης храм успения при Исааке Ангеле. (1185–1195). (IV, 94). Богородицы Патрикии за св. Софиею (IV, 94). Богородицы петальской храм разрушенный землетрясением в 31 лето царствования Иустиниана В. (IV, 94). Богородицы Пополитры πονολτρας – Скорбящих радости) (IV, 95.) Богородицы Жезл . Храм построил Константин В. и внес сюда жезл Моисеев (IV, 96). Богородицы в Сигме храм, созданный Константином В. (IV, 96. см. 9 янв.). Богородицы в Сфоракиевых (IV, 96. См. в жизни Феофаны. 16 дек.). Богородицы Урвикой мужской монастырь, созданный Урвикием патрикием при импер. Анастасии (491–519); в нем пострижен Евтихий, после патриарх 6 апр. (кн. 96). Богородицы Урвикой другой храм, созданный Иустином куропалатом (IV, 96). Марии в Лифостротоне мужской монастырь, при патриархе Мине быд 97.) Марии близь Вуколиевых мужской монастырь, был при патриархе Мине (IV, 97). Богородицы в Гоноратовых храм загородный построенный Иудианою знаменитою женою при импер. Анастасии (IV, 184). Богородицы в Стене монастырь загородный, построенный Евдокиею, после императрицею 1064–1068 (IV, 184). Богородицы у Августеона монастырь, основанный патриархом Алексием (IV, 152. см. 14 авг. Освящение его в 1034 г.) Богородицы Новой в Палате . Богородицы Аета в Палате . Оба сии храма построены Василием македонянином (Bandur. 599). 3) Иконы Богоматери чудотворной на Афоне. Из книги: Выший покров над Афоном. Другие иконы в Восточной церкви. Достойно есть . Пред сею иконою. Ангел научил юного инока прибавлять: честнейшую херувим и проч., начертав сии слова на камне. Кукузелисса . Богоматерь положила червонец в руку Иоанна Кукузеля певца в XII веке. Икона, пред коею сие было, в лавре св. Афанасия в параклисе Введения. Скоропослушница в Дохиаре, написана в. X веке при основателе монастыря Неофите. В 1664 г. она поразила слепотою пономаря Нида за то, что ходил пред нею с лучиною и потом исцелила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010